Организованный В. мон-рь полностью обеспечивал себя и многочисленных паломников, содержал больницу, бесплатно обслуживавшую окрестное население, детский приют на 25-30 детей (девочек и мальчиков - как православных, так и лютеран), школу, 2-классное уч-ще. За неск. лет своего настоятельства В. снискала такое уважение и любовь окрестных жителей, что они отдавали на воспитание и обучение в обитель своих детей. Первой начальницей приюта стала мон. Арсения (Блохина), сестра В. При монастырской лечебнице В. в 1896 г. учредила общину сестер милосердия под покровительством Российского общества Красного Креста, в которой обучались пюхтицкие послушницы и воспитанники приюта. В 25 верстах от обители игумения организовала Гефсиманский скит для больных и престарелых сестер по уставу прп. Пахомия Великого. Определением Синода от 23 окт. 1897 г. В. была назначена настоятельницей в Черемисский козьмодемьянский во имя Св. Троицы монастырь Казанской епархии; с ней были переведены мон. Арсения (Блохина) и неск. сестер обители. В козьмодемьянском мон-ре стараниями В. были устроены иконописная мастерская, больница, богадельня, церковноприходская школа и приют для девочек-сирот. В Чебоксарах В. организовала жен. Владимирскую общину, в которую вошли 100 сестер. В. была похоронена в козьмодемьянском мон-ре близ алтаря Троицкого собора. После упразднения монастыря в 20-х гг. XX в. собор был разобран, на его месте выстроили школу-интернат. По свидетельству очевидцев, могилу В. раскопали, из кирпичного склепа изъяли гроб, извлекли кости и облачение с клобуком. Совр. местонахождение останков В. неизвестно. Арх.: Летопись Пюхтицкого мон-ря//Архив мон-ря. Лит.: Пюхтицкий Успенский женский монастырь. СПб., 1893; Савченко И. Сион Прибалтийского края: Св. Богородичная Гора. Ревель, 1894, 19012; Пюхтицкий Успенский жен. мон-рь: Путев. М., 1991. Рубрики: Ключевые слова: ВАРВАРА (Трофимова Валентина Алексеевна; 1930-2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/338942.html

Чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери был написан по указу Казанского и Свияжского митр. Лаврентия и в 1661 г. помещен в Раифский Богородицкий мон-рь. Во 2-й пол. XVII в. у иконы происходили многочисленные исцеления, в Свияжске во 2-й пол. XVII в. принесение Грузинской иконы неск. раз останавливало эпидемии. В XIX - нач. XX в. со дня Св. Троицы до 31 июля икона находилась в храмах и мон-рях Казани, 14 сент., в день Воздвижения Креста Господня, начинался многодневный крестный ход с иконой в Свияжский у., собиравший тысячи паломников. После закрытия мон-ря икона сохранилась и мн. десятилетия пребывала в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани, в 1991 г. возвращена в Раифский Богородицкий мон-рь. Чтимый список Тихвинской иконы Божией Матери , находившийся в Тихвинской ц. Казани, прославился в 1859 г., когда над храмом было видение образа Божией Матери, после чего прекратился пожар в этом районе. В результате приняли крещение нек-рые жители Старотатарской слободы. Ныне икона находится в Никольском кафедральном соборе. В церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище почитается образ прп. Сергия Радонежского (XVI или XVII в.) из 1-го на территории епархии свияжского Троицкого монастыря. Мощи свт. Гурия, ранее почивавшие в кафедральном Благовещенском соборе, находятся в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Мощи свт. Варсонофия из Спасо-Преображенского мон-ря утрачены. Исчезли также мощи свт. Германа, но сохранилась их частица (с 1849 в казанском Иоанно-Предтеченском мон-ре), сейчас частицы мощей свт. Германа находятся там же и в свияжском Успенском мон-ре. Прп. Гавриил (Зырянов) был похоронен в 1915 г. в храме Евфимия Великого и Тихона Задонского Седмиезерного Воскресенского мон-ря. В 20-х гг. в связи с предстоящим закрытием монастыря мощи были извлечены, позднее сохранены иеросхим. Серафимом (Кашуриным), ныне вновь находятся в мон-ре, частица - в храме прав. Иоанна Кронштадтского в Казани. Мощи преподобных Ионы и Нектария , а также неканонизированного, но почитаемого Казанского митр. Ефрема, похороненных в часовне у собора казанского Спасо-Преображенского мон-ря, были обретены в 1995 г. и переданы в кафедральный Петропавловский собор. Частица мощей мч. Авраамия Болгарского, ранее пребывавшая в приходском храме в с. Болгары, ныне в храме Авраамия Болгарского г. Болгар.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Мученичество св. Нестора Солунского. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово, Метохия). Ок. 1348–1350 гг. Мученичество св. Нестора Солунского. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово, Метохия). Ок. 1348–1350 гг. Нередко изображение Н. включается в житийные циклы вмч. Димитрия, в т. ч. подробные и обширные, напр. в монастыре Митрополии в Мистре или в ц. вмч. Димитрия в Печской Патриархии (1621, мастер Георгий (Джордже) Митрофанович), где подвиг Н. по-иному увязан с гибелью Солунского великомученика. Сцены благословения Н. на битву с Лием вмч. Димитрием, пребывающим в заточении, и убийства святого в темнице разделены помпезной композицией поединка Н. с Лием, более всего напоминающего средневек. рыцарские ристалища: балансирующий на разных уровнях помоста юный воин пронзает длинным копьем соперника; композиция сильно напоминает маргинальную миниатюру в Феодоровской Псалтири и, возможно, восходит к общему с ней образцу. В поствизант. период Н., как один из широко почитаемых св. воинов, часто изображается на иконах и в храмовых декорациях, напр. на фресках: монастыря свт. Николая Анапавса в Метеорах (1527), в притворе мон-ря Воронец (Румыния, 1547), мон-ря Молдовица (мастер Фома Сучавский, Румыния, 1537), в монастыре св. Стефана в Метеорах (XVI в.), в соборе Каламбаки (XVI в.), в парекклисионе св. Архангелов собора мон-ря Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634), в румын. мон-ре в Хорезу (1694). Образ Димитрия, восседающего на престоле, в XVII-XVIII вв. иногда сопровождается изображением предстоящих «приближенных» святых. Обычно это фигура Н., к-рый показан в воинских доспехах на иконе 2-й пол. XVII в. в мон-ре Хиландар и на иконе рубежа XVII и XVIII вв. из мон-ря Варлаама в Метеорах. На поствизант. житийных иконах вмч. Димитрия присутствуют неск. композиций с Н., повествующих о его битве и казни (Ο Αγιος Δημτριος. 2005. Σ. 94, 132). В самостоятельный образ выделился сюжет благословения Солунским великомучеником Н. на бой с Лием. В поздней греч. иконописи встречаются парные изображения вмч. Димитрия и Н. в воинских доспехах. На иконе из скита Карея на Афоне они попирают противника: под ногами у Димитрия лежит поверженный царь Максимиан, у ног Н.- Лий (Ibid. Σ. 69).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Храмовая завеса с изображениями валашского господаря Влада Винтилэ, его сына Иоанна и кнг. Рады. Ок. 1533 г. (Кутлумуш) Храмовая завеса с изображениями валашского господаря Влада Винтилэ, его сына Иоанна и кнг. Рады. Ок. 1533 г. (Кутлумуш) В знак глубокого почтения к покровителю обители в архондарике был изображен Нягое Басараб и его сын Феодосий. В мон-ре хранится также дар господаря Басараба - серебряная дароносица, выполненная в форме пятиглавого храма и украшенная искусной резьбой и небольшими иконами Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и святых. Известными ктиторами были господарь Влад Винтилэ (1532-1535), к-рый ежегодно делал вклады в Хиландарский мон-рь (10 тыс. аспр), а также в Вел. Лавру, Ватопедский, Зографский, Ксиропотам, Кутлумушский мон-ри и господарь Раду Паисий (1535-1545), жертвовавший на мон-ри Ивирон, Ксенофонт, Дохиар, Св. Павла, Эсфигмен, Ставроникита и Симонопетра. Сохранилось созданное в 1533 г. в церкви мон-ря Вел. Лавра живописное изображение Влада Винтилэ и его семейства, а в мон-ре Кутлумуш - дар господаря, вышитая храмовая завеса с изображением правителя, его супруги и сына. Ктиторами святогорских мон-рей были господари Александр II (1568-1577), Михня II Потурченец (1577-1583; 1585-1591), Михай Храбрый (1593-1601). Михня II неоднократно оказывал различную помощь Афону: только в 1589 г. даровал 15 тыс. аспр мон-рю Хиландар. В 1599 г. Михай Храбрый подтвердил права мон-ря Симонопетра на владение ц. свт. Николая в Бухаресте в качестве метохии и даровал ему 15 сел. Его супруга Станка - село, их дочь Флорика - 2 села. Жертвователями выступали не только правители княжества, но и высшие сановники. В 1545 г. была расписана церковь мон-ря Ксенофонт на средства ворника Константина и его брата Раду. В 1564 г. тщанием др. валашского боярина Нила Комана и его супруги Анны была полностью перестроена ц. вмч. Георгия одноименного мон-ря. Створка двери: Божия Матерь. Валашский воевода Раду. Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) Створка двери: Божия Матерь. Валашский воевода Раду.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь прп. Дионисия Олимпийского [греч. Ιερ Μον Οσου ιονυσου το ν Ολμπ], муж., действующий, принадлежит Китрской и Катеринской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен на сев.-вост. отроге горного массива Олимп, в 15 км от Литохоро, на высоте 818 м над уровнем моря. Д. О. м. основан прп. Дионисием Олимпийским в нач. 30-х гг. XVI в., вероятно на месте ранее существовавшего визант. мон-ря (найдена надпись с датой 1438 г.). Первоначально преподобный поселился в пещере прав. Лазаря. По преданию, когда медведь съел лошадь, на к-рой Дионисий Олимпийский возил материалы для строительства мон-ря, преподобный приказал зверю выполнять эту работу, а когда постройка была завершена, медведь по молитве святого превратился в камень. Помимо собора Св. Троицы в окрестностях мон-ря им были построены парекклисионы св. Иоанна Предтечи (кладбищенский храм), Рождества Христова, Вознесения Господня, Преображения Господня, прор. Илии, Голгофа, Палеомонастиро (с ц. Воздвижения Креста Господня и башней епископа Платамонского). В 1575 г., по сообщению Феодосия Зигомалы, число братии Д. О. м. достигло 200 чел. Монастырский комплекс Д. О. м., сооруженный наподобие крепости, включает кафоликон афонского типа во имя Св. Троицы с парекклисионом во имя прп. Никанора Завордского, башню Софрония, еп. Китрского (с парекклисионами во имя св. Таксиархов (Чиноначальников) и св. Архангелов), находящуюся справа от главного входа в мон-рь, резиденцию игумена, трапезную, колокольню, водяную мельницу и кельи. Башня, расположенная слева от входа, была разрушена в 1818 г. Мон-рь являлся важным культурным центром: здесь действовал скрипторий (в наст. время собрание рукописей и б-ка утрачены) и иконописная мастерская (художники из этого мон-ря расписали мн. храмы в Сев. Эпире). Во время тур. господства в Д. О. м. также действовала тайная школа. Сохранилась грамота рус. государей Иоанна V и Петра I, разрешающая представителям монастыря сбор пожертвований в России при условии принесения для поклонения честной главы преподобного (1692), сигиллий К-польского патриарха Кирилла V, возводящий Д. О. м. в ранг ставропигиального мон-ря (1753), устав 1855 г., кодики 1850, 1900 гг. и др.

http://pravenc.ru/text/178490.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ первоначально находился на берегу Дона, в 5 км от Донецкой казацкой станицы (совр. с. Монастырщина), в 25 км к востоку от г. Богучар. Основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 1-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пуст. старцем Иоанном, предсказавшим победу рус. войску. По др., менее вероятной версии, обитель была переведена из Тамбовской епархии. Согласно храмоздатной грамоте, благословение на сооружение храма дал в 1696 г. свт. Митрофан , еп. Воронежский, т. к. именно к Воронежской епархии примыкала территория никем не управлявшегося степного Подонья. Однако еще до завершения строительства земли, на к-рых находился мон-рь, были переданы Тамбовской епархии. В документах о передаче земель в 1697 г. А.-Д. м. упоминался как строящаяся Донецкая Успенская пуст. В 1699 г. в пустыни завершилось строительство Успенского храма, антиминс для к-рого был выдан Тамбовским еп. Игнатием (Шамгиным); освящен храм свящ. тамбовского Преображенского собора Иоанном и иером. Иоанном. В 1702 г. Донецкая Успенская пуст. по челобитью одного из ее насельников, инока Романа, была приписана к Азовскому во имя Иоанна Предтечи мон-рю, получив для управления иеромонахов Иоанна и Германа. Однако в 1710 г. по наговорам донских казаков присланный из Азовского Предтеченского мон-ря иером. Гавриил не был принят местными иноками, желавшими видеть своим настоятелем строителя Капитона из Троицкого мон-ря Мигулинской станицы. Спор был разрешен в пользу Азовского мон-ря. Братия последнего (30 чел.) в связи с передачей Азова Турции в дек. 1712 г. перешла в Донецкую Успенскую пуст. После объединения обоих мон-рей вновь образованная обитель получила наименование Азовско-Донецкой Успенской пуст. Вместо владений, утраченных Азовским Иоанно-Предтечиевым мон-рем при передаче Азова туркам, обители были переданы новые земли. Азовско-Донецкая Успенская пуст. была переведена вниз по Дону на место Донецкой казацкой станицы. В новую обитель была перенесена богослужебная утварь из Азовского мон-ря, а близ нее поселены крестьяне, переведенные из дер. Орловки Данковского у. В 1735 г. здесь была построена кирпичная ц. во имя Иоанна Предтечи и обитель получила статус мон-ря. После реформы 1764 г. мон-рь был оставлен за штатом, все земли (кроме 511 дес. и неск. озер) и крестьяне отобраны. В 1764 г. в А.-Д. м. проживало 10 чел. братии, в 1769-м - 5 чел., а в 1805 г.- всего 1 иеромонах. В кон. XVIII - нач. XIX в. строители менялись почти ежегодно.

http://pravenc.ru/text/63704.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ нештатный, общежительный, находился в д. Евлево Егорьевского у. Рязанской губ. (совр. Московская обл.). Вдова унтер-офицера М. Я. Попова по благословению старца Варнавы (Меркулова) Гефсиманского приобрела 12 дес. земли на границе Егорьевского и Рязанского уездов на о-ве Евлевский Корь, окруженном оз. Великим и р. Пра. В 1887 г. Попова построила здесь неск. зданий для жен. общины. Спустя 3 года был закончен двухпрестольный деревянный храм: придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери освящен 1 окт. 1890 г. архим. рязанского Троицкого мон-ря Владимиром по благословению архиеп. Рязанского Феоктиста (Попова) ; второй придел - во имя св. Иоанна Предтечи - освящен 19 окт. 1914 г. настоятелем рязанского Иоанна-Богословского муж. мон-ря архим. Тихоном по благословению еп. Димитрия (Сперовского) . В память спасения имп. Александра III Александровича и августейшей семьи в железнодорожной катастрофе 17 окт. 1888 г. жен. община получила название Александро-Мариинской в честь небесных покровителей царственной четы. Общине принадлежали 12 дес. усадьбы и 124 дес. угодий пахотной, луговой и лесной земли. К 1890 г. в общине проживало 40 сестер. Настоятельницей мон-ря была утверждена основательница Попова, а после ее кончины в 1893 г.- мон. Рафаила. 16 сент. 1899 г. община получила статус жен. общежительного мон-ря и мон. Рафаила была возведена в сан игумении. При игум. Рафаиле была построена богадельня на 11 чел., расширен деревянный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, на пожертвования воздвигнут каменный трехпрестольный собор с приделами: главным - в честь Воздвижения Креста Господня; левым - во имя свт. Петра, митр. Московского, и прп. Марии и правым - в честь иконы Божией Матери «Знамение». Собор строился 8 лет, освящен 23 июня 1903 г. по благословению еп. Аркадия (Карпинского) , настоятелем Солотчинского рязанского муж. мон-ря архим. Платоном. В 1911 г. была построена каменная четырехъярусная колокольня. В обители была собрана богатая б-ка, впосл. утерянная. Мон-рь имел подворье в Спас-Клепиках. К 1914 г. в мон-ре проживали 184 насельницы: 28 мантийных монахинь, 117 рясофорных, 39 послушниц.

http://pravenc.ru/text/64490.html

мон-ря Подольского у. Московской губ. Постриженицей М. И. м. была мон. Леонида (Озерова), служившая настоятельницей сначала серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы , а затем московского Новодевичьего монастырей. В 1907 г. игуменией М. И. м. была впервые избрана его постриженица мон. Епифания (Митюшина; † 12 янв. 1931). На должность начальницы Покровского Свято-Троицкого мон-ря Оренбургской губ. была определена насельница М. И. м. мон. Ариадна (Степанова). Вместе с ней в Покровский мон-рь была переведена Раиса Монастырёва (впосл. игум. Иннокентия). В кон. XIX - нач. XX в. М. И. м. был единственной общежительной жен. обителью в Москве и центром почитания св. Иоанна Предтечи. Здесь сложилась традиция надевать на голову прихожан металлический обруч в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Вероятно, этот обруч является мерой главы святого. В 1917 г. в М. И. м. проживали 44 монахини, 33 рясофорные послушницы и ок. 200 послушниц. Летом 1918 г. М. И. м. оказался в центре военных действий, штаб восставших левых эсеров находился поблизости, а на паперти соседней ц. блгв. кн. Владимира в Ст. Садех были установлены орудия. Монахини были вынуждены шить обмундирование для красноармейцев. Мон-рь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фотография. 2012 г. Мон-рь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фотография. 2012 г. В 1918 г. М. И. м. одним из первых в Москве был закрыт; его банковские счета, а также сдаваемые в аренду помещения национализированы, больница закрыта. 10 апр. 1919 г. Президиум Московского совета рабочих и крестьянских депутатов издал постановление о выселении монахинь в 3-дневный срок, но его исполнение было отложено. Тогда состоялся осмотр обители и ее ценностей, на учет Комиссией по охране памятников были взяты 8 икон XVII в. и др. иконы, кадило XVII в., богослужебные облачения и утварь. 23 апр. того же года был заключен договор с общиной верующих, состоявшей из сестер и прихожан обители (ок. 560 чел.), о передаче им «в бессрочное пользование» соборного храма и больничной Елисаветинской ц.

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Мон-рь Тополница в коммуне Извору-Бырзий основан в XVI в. при ц. арх. Михаила (кон. XIV в.). Совр. ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1646, расписана в 1673). После 1864 г. мон-рь опустел. В 1912 г. реставрирован, в 1930 г. возрожден. Жен. мон-рь Стрехая в одноименном городе (1645) с Троицкой ц. В 1673-1689 гг. епархиальный центр Стрехайской епископии. Ремонтные работы велись в 1693 и 1826 гг. (расписана церковь). Закрыт в 1864 г., в 1962-1969 гг. комплекс отреставрирован, возрожден в 1989 г. Жен. мон-рь Чернеци в с. Симиан в коммуне Чернеци (1658/59-1662) с Троицкой ц. (расписана в 1827), первоначально мужской. Перестроен в 1784-1794 гг. В 1837 г. закрыт. Возрожден 5 июля 2005 г. как женский. Жен. мон-рь Мракония в коммуне Дубова (по традиции, до 1453; по мнению некоторых ученых - в 1523), первоначально мужской. К 1665 г. перестроен, поновлены росписи. Сожжен и разграблен турками 15 авг. 1682 г., частично восстановлен. В 1715 г., в ночь на день памяти вмч. Георгия, разграблен татарами, вся братия, кроме одного монаха, убита. Разрушен между 1738 и 1778 гг. Возрожден в 1935 г., 12 сент. 1967 г. закрыт, все здания снесены. В 1993 г. заложена новая Архангельская ц. (расписана в 2012, освящена 18 авг. 2013), мон-рь открыт как женский (1995). Среди новых обителей епископии - жен. мон-рь св. Анны в г. Оршова (1936-1939; возрожден в 1990, освящен 2 дек.), посвященный памяти павшим в первой мировой войне, с ц. св. Анны (1936-1939); жен. мон-рь Годяну в одноименной коммуне (29 сент. 2008) с ц. ап. Иоанна Богослова (с 2009) и муж. мон-рь Жьяна в коммуне Пэтулеле (28 мая 2008) с ц. мч. Иулия Доростольского. Слатинская и Романацская епископия Церковь Св. Троицы мон-ря Стрехая. 1645 г. Фотография. 2017 г. Фото: Budelek Церковь Св. Троицы мон-ря Стрехая. 1645 г. Фотография. 2017 г. Фото: Budelek Слатинская и Романацская епископия с кафедрой в г. Слатина (25 марта 2008). Каноническая территория охватывает жудец Олт и разделена на 4 благочиния: 1-е Слатинское (96 приходов, 37 приписных приходов, 5 мон-рей), 2-е Слатинское (96 приходов, 21 приписной), Каракалское (102 прихода, 7 приписных, 1 мон-рь) и Корабийское (63 прихода, 2 приписных). Покровителем епископии считается мч. Константин Брынковяну. Епископия издает ежегодник «Episcopia Slatinei i Romanailor» (с 2008). Правящий архиерей - еп. Севастиан (Пашкану; род. 5 нояб. 1966). Кафедра - собор в честь Вознесения Господня (2007; продолжаются отделочные работы, в клире 7 священников).

http://pravenc.ru/text/2578355.html

Мон-рь Хозива. V, XIX–XX вв. В 1099 г. бóльшая часть Палестины была завоевана крестоносцами и вошла в состав Иерусалимского королевства . Притом что лат. духовные власти подавляли правосл. церковную иерархию и стремились подчинить себе местные мелькитские общины, иерусалимские короли вполне терпимо относились к мон-рям И. п. и оказывали им покровительство. Это объяснялось, в частности, союзническими отношениями крестоносцев с Византией, особенно в правление визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Мануил стремился играть роль защитника и покровителя вселенского Православия и жертвовал значительные суммы на украшение палестинских храмов и мон-рей. Активизировалось христ. паломничество на Св. землю, в т. ч. в И. п. Конкуренции между католич. и правосл. мон-рями не возникало и по причинам географическим. Католич. мон-ри, как правило, учреждались в густонаселенных сельских районах, православные - в И. п. Все это стимулировало бурное возрождение монашеского движения в И. п., восстановление ряда заброшенных мон-рей, обращение к разным формам ранневизант. монашества, напр. к столпничеству, а также создание лит. произведений в стиле житийных текстов IV-VII вв. Самое раннее свидетельство состояния мон-рей И. п. под властью крестоносцев принадлежит рус. паломнику нач. XII в. игум. Даниилу , посетившему лавры преподобных Саввы, Феодосия и Харитона в И. п., а также мон-ри свт. Иоанна Златоуста и Каламон в долине Иордана. В отсутствие в Палестине правосл. патриархов игумен лавры прп. Саввы выступал в роли предстоятеля правосл. населения и духовенства, как то было, напр., во время пасхальных торжеств 1107 г. в Иерусалиме, описанных игум. Даниилом. Почти 80 лет спустя Палестину обошел визант. паломник Иоанн Фока. Помимо описания мон-рей, виденных игум. Даниилом, он сообщил о восстановлении лавры прп. Евфимия и мон-ря Хозива, мон-рей Каламон и св. Иоанна Предтечи у Иордана. Археологические изыскания подтвердили перестройку мон-рей Хозива и Каламон. В мон-ре прп. Герасима Иорданского сохранилась греч. надпись о его восстановлении в Патриаршество Иоанна (предположительно Иоанна IX; 1156 или 1157 - до марта 1166) и при игум. Иакове. Араб. надписи из мон-рей прп. Герасима Иорданского и Хозива содержат имена мастеров, перестраивавших обители.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010