Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРКОЛАБОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Барколабовский, Баркулабовский], в урочище Барок в имении Баркола (совр. с. Борколабово Быховского р-на Могилёвской обл.), на берегу Днепра. Владевший Барколой кн. Богдан Богданович Соломерецкий в 1626 г. задумал основать в имении общежительный Свято-Духов мон-рь на 25 насельников для противодействия унии (см. ст. Брестская уния ), насильственно насаждавшейся среди правосл. населения Речи Посполитой. Кн. Соломерецкий назначил на содержание мон-ря помимо земель Барколы еще 3 села. Скорая кончина князя помешала устройству обители. Его намерения осуществили мстиславский подкоморий Богдан Вильгельмович Стеткевич и его супруга Елена Богдановна, дочь кн. Соломерецкого, унаследовавшие владения князя. Свято-Духов мон-рь супруги основали в 1633 г. в своем имении Буйничи (см. Буйничский мон-рь ), в Барколе же при участии Могилёвского еп. Сильвестра (Коссова) была создана жен. обитель в честь Вознесения Господня. Грамотой Стеткевича от 24 июня 1641 г. мон-рю предоставлялись замок в Оршанском повете, имение Баркола, в т. ч. остров и урочище Барок, а также право на рыбную ловлю в Днепре (участок от мон-ря до Быхова). Стеткевич подчинил Б. м. муж. кутеинскому в честь Богоявления Господня мон-рю (учрежденному Стеткевичем ок. 1623), игум. кутеинского мон-ря Иоилю (Труцевичу) поручил устроить новоучрежденную обитель по образцу жен. Кутеинского Успенского мон-ря, основанного матерью Стеткевича. Из Кутеинского жен. мон-ря в Б. м. перевели часть насельниц, заимствовали общежительный устав. Настоятели кутеинских мон-рей игум. Иоиль и игум. Фотиния (Киркоровна) должны были заложить в Б. м. «церкви и келии и что потреба будет, муром и деревом будовати». Стеткевич завещал Б. м. «пребывать навсегда в Православии» и в подчинении К-польскому Патриарху, в юрисдикции к-рого в те годы состояла Западнорусская митрополия . В 1648 г. в Б. м. была построена деревянная Вознесенская ц. (освящена в 1649), затем храм во имя св. Иоанна Предтечи с приделом свт. Николая Чудотворца. В обители почиталась Борколабовская икона Божией Матери . В 1679 г. по благословению Киевского митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) в Рождественском приделе Вознесенской ц. были положены частицы мощей мучеников Сергия и Вакха.

http://pravenc.ru/text/153203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕСПЛОТНЫХ СИЛ ПЕТРАКИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [греч. Ασωμτων Πετρκη], действующий, принадлежит Афинской митрополии Элладской Церкви. Посвящен архангелам Михаилу и Гавриилу, находится в центре Афин, у юго-вост. подножия горы Ликавитос. До XVII в. обитель являлась подворьем мон-ря Иоанна Предтечи на горе Имитос (Гимет). Название мон-ря связано с родом Петракис, из к-рого происходили 7 его настоятелей, в т. ч. первый игумен мон-ря Парфений (1673-1686). Монастырский комплекс состоит из соборного храма, келейных корпусов и четырехэтажного здания, построенного в 1936 г. для богословской школы, типографии изд-ва «Апостолики диакония», церковной радиостанции и б-ки Св. Синода. Собор представляет собой трехнефную крестово-купольную базилику, сооруженную в XIII-XIV вв.; нартексы пристроены позднее. Храм расписан в 1719 г. худож. Георгием Марком из Аргоса; росписи нартекса - совр., среди них есть изображения равноап. Мефодия и Кирилла и кн. Владимира. С 1970 г. соборный храм находится в ведении Св. Синода. Братия мон-ря принимала деятельное участие в восстании 1821 г. В 1834-1846 гг., когда на его территории был устроен пороховой склад и военный госпиталь, монахи временно переселились на подворья. В 20-х гг. XX в. здесь жили греки, выселенные из М. Азии по условиям Лозаннского договора, с 1944 г. в здании богословской школы располагался госпиталь. Из стен обители вышли мн. иерархи, в т. ч. Афинагор I , Патриарх К-польский († 1972), Иероним, архиеп. Афинский (1967-1973), и др. В Афинах, на землях мон-ря, предоставленных городу, основаны медицинские, образовательные и общественные учреждения: Афинская академия, б-ка Геннадиос, Английская археологическая школа, гос. больница и др. В архиве мон-ря хранятся 170 тур. документов (1672-1819), 9 султанских фирманов и грамот (1774-1820) и десятки греч. грамот о приобретении недвижимости. Святыни мон-ря: глава св. Параскевы, частицы мощей святых Митродоры, Климента Римского, Кирика и др. В наст. время мон-рь имеет 18 подворий. В обители 82 монаха, игумен - архим. Павел (Цаусоглу). Престольный праздник - Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (8 нояб.), 7 февр.- день поминовения ктиторов. Лит.: Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 1. Σ. 318-321; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 15-16; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 135-136; Δπτυχα, 2002. Σ. 430. А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 12 сент. 1395, Серпухов), прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых), 2-й игум. серпуховского мон-ря в честь Зачатия Богородицы «на Высоком» (см. Высоцкий серпуховской мон-рь ). Прп. Афанасий Младший с видом Высоцкого мон-ря. Рисунок пером из сборника нач. XIX в. (СИХМ. 7408. Л. 4 об.) Прп. Афанасий Младший с видом Высоцкого мон-ря. Рисунок пером из сборника нач. XIX в. (СИХМ. 7408. Л. 4 об.) Сведения о нем содержатся в «Слове о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго и о ученике его игумене Афанасие» (РГБ. Унд. 288), написанном в 1697 г. в Чудовом мон-ре (см. Афанасий Высоцкий Старший ). В мае 1698 г. по благословению архим. Высоцкого мон-ря Герасима Серпуховитина «Слово» было переписано в Серпуховской обители (СГИХМ. КП 1692/СТ 78). А. В. род. в Ярославле, в семье Илариона и Анны. В юности он пришел в Высоцкий мон-рь и был пострижен в монашество игум. прп. Афанасием Высоцким Старшим, учеником прп. Сергия Радонежского . Через неск. лет, во время освящения соборного монастырского храма в честь Зачатия Пресв. Богородицы, А. В. был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1382 г. игум. Афанасий Старший отправился в К-поль вместе с митр. свт. Киприаном и назначил А. В. своим преемником. При новом игумене значительно увеличилось число братии в мон-ре. Находясь в К-поле, прп. Афанасий Старший отправил в Высоцкий мон-рь вместе с иером. Виктором 7 икон деисусного чина, 3 иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи (см. Высоцкий чин ) и благословенную грамоту. Чудо об исцелении прп. Афанасием Высоцким Младшим бесноватого монаха. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 55 об.) Чудо об исцелении прп. Афанасием Высоцким Младшим бесноватого монаха. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 55 об.) Перед кончиной А. В. долго болел. Он был погребен напротив зап. врат Покровской ц. Некий инок Высоцкого мон-ря, имевший обиду на игумена, не пошел на его погребение. Вдруг инок впал в беснование, а когда пришел в себя, раскаялся и с плачем побежал в церковь. Когда тело святого опускали в землю, этот монах упал в могилу. После того как его достали, он рассказал братии, что А. В. протянул ему руку и предсказал ему близкую кончину. Через 3 дня инок умер. Др. чудо преподобный совершил во время нападения крымских татар на Серпухов. Татары и жители города видели, как из Высоцкого мон-ря на белом коне выехал старец, смуглый, с густой черной бородой. Он объехал вокруг обители с жезлом в руке и устремился на врагов, после чего те в страхе бежали.

http://pravenc.ru/text/76984.html

II. Афонская живопись 1-й пол. XVIII в. В первые десятилетия XVIII в. на Св. Горе обозначилась тенденция возврата к образцам македон. школы (эталоном служила живопись Мануила Панселина). Этот интерес нашел отражение в теоретическом труде иером. Дионисия Фурноаграфиота (1670-1744) из Аграфы в Эвритании, составленном в 1728-1733 гг. при помощи иером. Кирилла Фотину с Хиоса († 1753). Это наиболее полный свод толкового подлинника ( Ерминия ), в к-ром помимо технических указаний содержатся основные сведения по иконографии и указания о программе росписи храмов. Сохранились живописные работы иером. Дионисия, среди к-рых - роспись своей келлии в Карее (1711) и подписная икона «Собор 12 апостолов» (1722), находящаяся в иконостасе кафоликона мон-ря Каракал. Кисти Дионисия Фурноаграфиота и его учеников, по мнению Е. Цигаридаса, могут быть приписаны: 2 иконы Христа Пантократора (одна - копия фрески Панселина в Протате, др.- в мон-ре Каракал), иконы Божией Матери Одигитрии, св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца из мон-ря Каракал ( Τσιγαρδας. 2002. Σ. 322-323). В живопись иером. Дионисия при его следовании Панселину привнесены элементы совр. жизни (костюмы, пейзаж). Фрагмент композиции «Страшный Суд» в парекклисионе вмч. Димитрия мон-ря Ватопед. Мастер Косма с Лемноса. 1721 г. Фрагмент композиции «Страшный Суд» в парекклисионе вмч. Димитрия мон-ря Ватопед. Мастер Косма с Лемноса. 1721 г. К этому же ретроспективному художественному течению принадлежат росписи парекклисиона вмч. Димитрия (1721) кафоликона Ватопедского мон-ря, работы Космы с Лемноса, а также росписи Давида Селинидзиотиса, родом из Авлоны (совр. Влёра, Албания), стилю к-рого присуще не только следование палеологовским образцам, но и оригинальность: роспись нартекса парекклисиона Богородицы Кукузелиссы (1715) в Великой Лавре; возможно, роспись экзонартекса кафоликона мон-ря Дохиар (в композиции «Апокалипсис» прослеживается зап. влияние, в композицию «Всякое дыхание да хвалит Господа» привнесены реалистические детали в сцены народной жизни). За пределами Св. Горы искусство, наследующее традиции визант. живописи, не нашло выражения, за исключением росписей Давида Селинидзиотиса в церквах свт. Николая в Мосхополе (совр. Воскопоя, Албания; 1726), св. Иоанна Предтечи в квартале Апозари в Кастории (1727) и фресок анонимного худож. в ц. Неа-Панагия в Фессалонике (1727) ( Τσιγαρδας. 1994. Σ. 315-352). В нек-рых из перечисленных росписей сер.- 2-й пол. XVIII в. заметно влияние фессалоникийских мастеров XIV в. Михаила Астрапаса и Евтихия ( Χατζηδκης. Σ. 106-107; Τσιγαρδας. 1994. Σ. 339). Влияние этого ретроспективного художественного течения на афонских живописцев было значительным в сер.- 2-й пол. XVIII в.: напр., произведения артели мон. Макария из Галатисты ( Παπγγελος. 1998. Σ. 253-294).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАТОПЕД [греч. Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου, Βατοπεδου; Βατοπαδιον, Βατοπδιον], во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон-рь; расположен на берегу небольшой бухты, находящейся примерно посередине сев.-вост. побережья п-ова Афон (Айон-Орос). Игумен - архим. Ефрем (с 1990). Общее число братии - 141 чел. (116 монахов и 25 послушников). В мон-ре проживают 74 монаха и 13 послушников, в келлиях, приписанных к В.,- 42 монаха и 12 послушников. Общий вид мон-ря с зап. стороны Общий вид мон-ря с зап. стороны Мон-рь управляется игуменом, избираемым пожизненно на общем собрании братии. Законодательную власть имеет герондия (духовный собор, совет старцев мон-ря). Исполнительную власть игумен осуществляет совместно с комиссией (эпитропией) из 2 избираемых на год членов-эпитропов. В. принадлежат 2 скита (вмч. Димитрия и ап. Андрея) и 27 келлий. В наст. время заселены скит ап. Андрея (11 монахов и 14 послушников) и 18 келлий. Из них 8 келлий находится в Колицу: св. Бессребреников, прав. Анны, вмч. Георгия, св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, первомч. Стефана, Сретения Господня, Всех святых (из них 4 последних не имеют насельников); 5 - в Карее (из них заселены келлии Вознесения Господня, свт. Николая и св. Харалампия); 2 - в Гифтадике или Эгиптадике (свт. Николая и пустующая прор. Илии). В. имеет 2 метоха (подворья): в Порто-Лагос (действующий) и на о-ве Самос. На территории В. находится 29 параклисов (придел или отдельный малый храм с функциями придела): 21 - внутри и 8 - вне стен мон-ря. Исторический очерк Основание монастыря Предполагают, что на месте, где располагается мон-рь, находился небольшой античный г. Дион ( Herod. Hist. VII 22) или Харадрион. По преданию, первая церковь в В. была основана имп. Константином I Великим , разрушена при имп. Юлиане Отступнике и возобновлена в кон. IV в. имп. Феодосием I Великим в память о чудесном спасении от кораблекрушения его сына, буд. имп. Аркадия . Волны вынесли отрока на афонский берег, где его нашли невредимым под большим терновым кустом (Проскинитарий Иоанна Комнина, 1701). По др. версиям, это чудо произошло с неким Ватом, к-рого прп. Максим Грек называет испан. правителем и братом имп. Феодосия (Послание Максима Грека Василию III, 1518-1519), а Стефан Святогорец считает отрока племянником Феодосия Великого («Рай мысленный», 1512-1520). Поэтому мон-рь был назван Βατοπαδιον (от слов βτος - купина, терновый куст и παιδον - отрок, дитя). Однако в большинстве древнейших источников название мон-ря пишется как Βατοπδιον, что, по мнению исследователей, означает «терновая равнина» (πεδον - равнина). Византийский период

http://pravenc.ru/text/149927.html

По преданию, в И. П. м. подвизался прп. Зосима , причастивший и похоронивший прп. Марию Египетскую . По непонятной причине об И. П. м. не упоминается в «Луге духовном», хотя его автор Иоанн Мосх , хорошо знакомый с топографией местности, пишет о расположенной в миле от места Крещения лавре Сапсас (Сафсафас). В связи с этим архим. Леонид (Кавелин) высказал предположение о тождестве И. П. м. с мон-рем Пентукла ( Иоанн Мосх. Луг духовный. С. XXIX; Леонид (Кавелин). 2008. С. 305), но эта гипотеза не была поддержана совр. исследователями. Мон-рь св. Иоанна Предтечи на Иордане Мон-рь св. Иоанна Предтечи на Иордане В 659 г. находившиеся близ места Крещения постройки были разрушены землетрясением. Ок. 670 г. галльский еп. Аркульф, совершивший паломничество, сообщал, что место Крещения из-за изменения течения реки оказалось в пойме вне русла, на «аравийской стороне», а построенная непосредственно на берегу Иордана небольшая квадратная в плане церковь на 4 каменных сводах, под к-рой протекала вода, была сооружена не на месте Крещения, а там, где лежали одежды Спасителя во время Его Крещения. Что касается большого, окруженного стеной мон-ря с ц. св. Иоанна Предтечи, то он располагался на холме, неясно на каком, но, вероятнее всего, на зап. берегу реки ( Adamn. De locis sanctis. II 16. 8//CCSL. T. 175. P. 214; Wilkinson. 1977. P. 107). Когда в 724/5 г. мон-рь посетил св. Виллибальд , еп. Айхштеттский, русло Иордана сместилось и вода к церкви на месте Крещения проходила по специально вырытому каналу. В И. П. м., отстоявшем на милю от места Крещения, в это время проживало ок. 20 иноков ( Wilkinson. 1977. P. 129). Ок. 808 г., согласно «Commemoratorium de Casis Dei vel monasteriis» (Памятной записке о домах Божиих и мон-рях), ц. на месте Крещения принадлежала И. П. м., в котором подвизалось 35 чел. (Ibid. P. 138). Из «Описания Св. града» (715/7 и 1000), ранее считавшегося сочинением Епифания Монаха , следует, что И. П. м. находился на зап. берегу Иордана, был укреплен стенами и имел большую ц. Св. Троицы, тогда как храм на берегу Иордана был освящен во имя св. Иоанна Предтечи (Повесть Епифания. 1886. С. 30). Мон. Бернард (IX в.) упоминает только мон-рь, сведений о церкви на месте Крещения у него нет. Пострижеником И. П. м. был прп. Герман , основатель мон-ря Икосифинисса в Македонии.

http://pravenc.ru/text/577918.html

Сменивший его на визант. престоле имп. Михаил IV Пафлагон (1034-1041) реабилитировал имя прп. Георгия Строителя, помиловал обвиненных в заговоре против имп. Романа III и хрисовулом 1034 г., позже подтвержденным хрисовулом визант. имп. Михаила V Калафата (1041-1042), возвратил И. м. имущество и право на отторгнутые у него земли: владения Леонтария на п-ове Халкидики, Мелитзиана в долине р. Стримон, Стилиарий, скит св. Иоанна Предтечи, дер. Довровикию (акт судьи Льва приблизительно от 1059 - апр. 1074 г.- Actes d " Iviron. 1990. Vol. 2. N 32). Также было закреплено право грузин на владение кафоликоном И. м., ц. Пресв. Богородицы. Считается, что в этих событиях существенную роль сыграло название И. м. как «монастыря иверов». Игуменом И. м. имп. Михаил IV назначил Григория (ок. 1035-1041). Мощи прп. Георгия Строителя были перевезены из мон-ря Моновата в И. м. и упокоены в кафоликоне. Значительные усилия потребовались, чтобы вернуть И. м. земли, крестьян и податные доходы (возвращены не полностью). Грамота кафигум. Иезекииля и братии Иверского мон-ря Московскому патриарху Филарету. 1627 г. (РГАДА. Ф. 52. On. 2 37. Л. 1) Грамота кафигум. Иезекииля и братии Иверского мон-ря Московскому патриарху Филарету. 1627 г. (РГАДА. Ф. 52. On. 2 37. Л. 1) Грамота архим. Пахомия и братии Иверского мон-ря царю Алексею Михайловичу. 1648 г. (РГАДА. Ф. 52. On. 2. 307. Л. 1) Грамота архим. Пахомия и братии Иверского мон-ря царю Алексею Михайловичу. 1648 г. (РГАДА. Ф. 52. On. 2. 307. Л. 1) Греч. часть общины добилась права совершать богослужение на греч. языке в ц. св. Иоанна Предтечи: разделение братии по языковому принципу продолжало создавать конфликты между группами. Игуменами мон-ря еще нек-рое время по-прежнему назначались грузины. Известны Симеон (1041-1042), упомянутый в акте о продаже мон. Марией владений в Волве (февр. 1042) (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 26), и Стефан (1042 - ок. 1044), при к-ром в июне 1042 г. было заключено соглашение о размежевании земель в Девеликии (Ibid. N 27). В 1041 г. на имп. суде Протат вынес на рассмотрение вопрос о новом статусе И. м., однако император сохранил прежнее положение мон-ря в иерархии Афона: игумены И. м. ставили подписи на греч. документах после прота и игумена Великой Лавры, до или после игумена Ватопеда (соблюдено до наст. времени). Грамоту Михаила IV в записках о посещении Афона цитирует Григорович-Барский ( Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 593-594; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 43). Расцвет И. м. при прп. Георгии Святогорце и его преемниках

http://pravenc.ru/text/293365.html

Поддержка, поступавшая на Св. землю из Византии, Грузии, Сербии и др. правосл. стран, была недостаточной для выживания обителей И. п. Их история в мамлюкский период по сути представляет собой хронику упадка деятельности монастырей. После XII в. не упоминается мон-рь свт. Иоанна Златоуста под Иерихоном. Последним свидетельством существования лавры прп. Харитона Исповедника стала написанная там в 1223 г. араб. рукопись. На развалинах мон-ря Каламон в XIII в. выросла араб. дер. Хаджала, впосл. тоже покинутая жителями под натиском бедуинов. Свт. Савва Сербский был последним из паломников-писателей, кто посещал обители преподобных Феодосия и Евфимия до их запустения. Рус. архим. Агрефений в 70-х гг. XIV в. видел только руины мон-ря прп. Феодосия. Он же последним упоминает мон-рь Хозива. C кон. XIV в. исчезают упоминания о насельниках мон-ря Искушения. Мон-рь прп. Герасима Иорданского, еще действовавший в 1395 г. во время паломничества Игнатия Смольнянина , был уже заброшен, когда в Палестину пришел следующий рус. богомолец - диак. Зосима (1420-1421). Диакон был последним, кто посетил крупнейший в долине Иордана мон-рь св. Иоанна Предтечи, когда там были монахи. Позднейшие паломники (80-е гг. XV в.) описывают его как пристанище разбойников. Последним мон-рем в И. п. осталась лавра прп. Саввы. Паломники кон. XIV - нач. XV в. сообщали, что там проживали от 15 до 30 иноков. К кон. XV в. их было 5 или 6 чел., а на рубеже XV и XVI вв. на нек-рое время под натиском бедуинов монахи покинули лавру. Только в 1504 г. (дата условна) она была вновь заселена серб. монахами из мон-ря арх. Михаила в Иерусалиме. Османская эпоха (XVI - нач. XIX в.) До сер. XIX в. лавра прп. Саввы оставалась практически единственным действующим монастырем в И. п. На протяжении XVI - 1-й трети XVII в. ее заселяли серб. монахи. Серб. мон-рь арх. Михаила стал метохом лавры в Иерусалиме. По источникам 2-й пол. XVI в., в 2 мон-рях подвизалось от 30 до 80 иноков. Община савваитов не была этнически однородной, в лавре было немало греков и арабов. Корпорация савваитов напоминала монашескую республику, подобную Св. Горе Афон, Синаю или Святогробскому братству ИПЦ. Она обладала автономным статусом и охраняла корпоративные интересы, развивала собственную экономику, опиравшуюся на подворья в разных регионах Вост. Средиземноморья, и этнически окрашенную субкультуру.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЯ КАШИНСКАЯ (Мезенцова Александра Павловна; 5.11. 1814, с. Высокое Угличского у. Ярославской губ.- 26.01.1875, г. Кашин Тверской губ.), игум. Род. в дворянской семье, религ. воспитанием обязана матери и няне (впосл. мон. Дорофея). В 1818 г., после молитвы у мощей свт. Димитрия Ростовского , Александра излечилась от паралича ног, к-рым страдала от рождения. В 5 лет потеряла отца, в 13 - мать. С юности стремилась к монашеской жизни, но братья и сестры удерживали ее от принятия пострига. В 1837 г. поступила в суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь , в 1839 г. по настоянию родственников вместе с няней переехала в кашинский Сретенский мон-рь. Обладала незаурядными художественными способностями. В 1843-1844 гг. училась живописи в С.-Петербурге, в 1844 г. написала лики для иконостаса строившейся в кашинском мон-ре Троицкой ц. и запрестольное Распятие. В 1848 г. пострижена в рясофор с именем А. в честь прп. Антония Великого . В 1849 г. особым распоряжением архиеп. Тверского Гавриила (Розанова) назначена начальницей тверского приюта для девочек духовного звания. В 1850 г. вернулась в кашинский Сретенский мон-рь, в 1854 г. приняла постриг в мантию. В 1855 г., несмотря на стремление к уединенной жизни, назначена настоятельницей мон-ря с возведением в сан игумении. Возобновила в мон-ре богослужебное пение по нотам, обучала сестер иконописи, расширила благотворительную деятельность, завела скотный двор, построила кирпичный завод. При заводе вскоре была основана пустынь - построена кладбищенская ц. во имя пустынножителей Петра Афонского, Онуфрия Великого и Иоанна Лествичника и 2-этажный корпус. На деньги благотворителей возвела ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, каменную часовню на могиле мон. Дорофеи и школу. Добилась расширения штата монашествующих, построила 2 каменных 2-этажных келейных корпуса, где поместила беднейших сестер. В 1864 г. награждена наперсным крестом. Отличалась нестяжательностью, нищелюбием, была усердной молитвенницей, обладала даром исцеления. Погребена в часовне кашинского Сретенского мон-ря. Лит.: ЖПодв. Доп. т.: Январь-июнь. С. 82-140; Тверские ЕВ. 18-23; 1886. 1-3; 1887; Иннокентия (Ошанина), игум. Кашинского Сретенского мон-ря игум. Антония Мезенцова. Тверь, 1887. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/114050.html

Прп. Никанор Завордский. Икона из местного ряда иконостаса кафоликона мон-ря прп. Никанора, Греция. XIX в.(?) Прп. Никанор Завордский. Икона из местного ряда иконостаса кафоликона мон-ря прп. Никанора, Греция. XIX в.(?) Вскоре к пещере стали собираться др. ученики, образовалась монашеская община. Для размещения братии и устройства их быта Н. З. начал строить мон-рь. Сначала была восстановлена находившаяся неподалеку обитель св. Иоанна Предтечи. Однажды во время ночной молитвы Н. З. услышал голос, позвавший его подняться на вершину Каллистратовой горы. Там он увидел чудесный свет, исходивший от иконы Спасителя; видимо, образ был спрятан там во время иконоборчества. Поняв, что это знак для основания новой обители, Н. З. вместе с братией построил на месте обретения иконы храм в честь Преображения Господня, т. к. небесный свет над образом Спасителя напоминал о Его Преображении. Вокруг храма устроили мон-рь (в 1534 или между 1537 и 1545), который стал именоваться «Заворда», по названию близлежащего селения (см. ст. Никанора Завордского преподобного монастырь ). Мощи прп. Никанора Завордского в кафоликоне мон-ря прп. Никанора, Греция Мощи прп. Никанора Завордского в кафоликоне мон-ря прп. Никанора, Греция Через неск. лет в монастыре подвизалось ок. 100 монахов; это была крупнейшая обитель и духовный центр области. Туда приходили и те, кто искали духовного наставления, и те, кто нуждались в житейском совете или исцелении от болезней. За 3 дня до смерти Н. З. собрал братию и прочитал им духовное завещание, в к-ром просил строго следовать святоотеческим традициям, хранить устав, творить дела милосердия, запретить вход в мон-рь детям и женщинам. Предвидя скорую кончину, Н. З. распорядился, чтобы новый игумен был избран в присутствии настоятелей Варлаама во имя Всех святых мужского монастыря в Метеорах и скита во имя св. Иоанна Предтечи в Веррии (основанного прп. Дионисием Олимпийским). Варлаам должен был вручить новому настоятелю пастырский посох. Н. З. скончался на следующий день после Преображения Господня в возрасте 58 лет. Был погребен в ц. Иоанна Предтечи, от его мощей происходили чудеса исцеления. Сейчас частицы его мощей находятся в мон-ре Введения во храм Пресв. Богородицы Молиста и в часовне (исихастирии) во имя Вознесения Господня в г. Козани (Македония, Греция). Н. З. посвящен парекклисион в кафоликоне во имя Св. Троицы в монастырском комплексе Дионисия Олимпийского (см. ст. Дионисия Олимпийского монастырь ).

http://pravenc.ru/text/2565322.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010