В б-ке мон-ря хранится коллекция рукописей (ок. 290 кодексов), в т. ч. книги, написанные по заказу членов имп. династии Палеологов (напр., Евангелие кон. XIII - нач. XIV в. (N 298), заказчиком к-рого предание ошибочно считает имп. Константина VII Багрянородного). В кон. XVI - нач. XVII в. в книгописной мастерской мон-ря работали каллиграфы киприот Лука, еп. Бузэуский (митр. Унгро-Влахийский в 1602-1629), Матфей Миреон из Эпира († 1624), монахи Арсений и Иоанникий; в золотошвейной мастерской работал мон. Арсений Вышивальщик (1583-1620). В мон-ре хранятся многочисленные реликвии: иконы, церковные облачения и утварь, плащаницы. Особый интерес представляет икона Богоматери с Младенцем, написанная в 1668 г. критским живописцем Эммануилом Тзанесом . Прп. Сисой, оплакивающий останки Александра Македонского. Роспись собора во имя Всех святых мон-ря Варлаама. XVI в. Прп. Сисой, оплакивающий останки Александра Македонского. Роспись собора во имя Всех святых мон-ря Варлаама. XVI в. На северо-западной оконечности скалы, на месте древней церкви, основанной Варлаамом и перестроенной братьями Апсарадами, находятся небольшой храм Трех святителей, сооруженный в 1627 г. и расписанный в 1637 г. Иоанном, иереем из Каламбаки, башня, часовня во имя св. Бессребреников, трапезная (превращенная в наст. время в ризницу и музей), кухня с традиц. очагом, больница, корпуса келий, гостиница. До 1922 г., когда были прорублены ступени в скале, в мон-рь можно было подняться только по системе веревочных лестниц. Во время второй мировой войны мон-рь был разграблен, вновь открыт в 1961 г. Монахи занимаются просветительной и благотворительной деятельностью. Святыни: честные главы ктиторов Феофана, Нектария и нмч. Николая из Мецовона, частицы мощей Иоанна Предтечи, свт. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона, вмч. Прокопия, нмч. Иоанна из Янины, вмц. Анастасии Узорешительницы, мучеников Сергия и Вакха, вмц. Параскевы, мч. Нестора, сщмч. Харалампия, вмч. Меркурия, мч. Трифона, вмц. Варвары и др. В 1591 г. в Москву архим. Дамаскином из В. м. были привезены в дар царю Феодору Иоанновичу мощи ап. Фомы (Посольская книга по связям России с Грецией (православными иерархами и монастырями): 1588-1594 гг. М., 1988. С. 73).

http://pravenc.ru/text/154227.html

Арсений (Минин) , иеросхим. Аристоклий (Амвросиев), иеросхим. Сергий (Веснин) Святогорец, переводчик и писатель схим. Азария (Попцов), переводчик и составитель церковных служб схим. Аркадий (Любовиков), иконописец иером. Василий (Селезнёв) и др. Подвижнической жизнью были известны на А. духовники Русской обители иеросхимонахи Агафодор, Вероник, Виссарион, Аверкий, Михаил, затворники-молитвенники схимонахи Тихон и Пантелеимон, по благословению о. Иеронима проживавшие в келлиях близ мон-ря. По благословению о. Иеронима и о. Макария рус. иноки приобретали и восстанавливали обветшавшие греч. келлии: были отстроены Иоанно-Златоустовская, свт. Николая Чудотворца («Белозерка»), Свято-Троицкая (мон-рь Хиландар), Георгиевская Керасийская (Лавра прп. Афанасия), ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины (мон-рь Ставроникита). Келлия во имя вмч. Артемия. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. К нач. XX в. на А. существовали следующие рус. келейные обители (а также каливы, имевшие параклисы, но не считавшиеся келейными обителями). К Вел. Лавре были приписаны: 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, 2 - в честь Покрова Пресв. Богородицы, 2 - во имя свт. Иоанна Богослова, 3 келлии во имя вмч. Георгия, келлии во имя вмч. Артемия, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Рождества Пресв. Богородицы, прп. Макария, Георгиевская, Рождества Христова, свт. Иннокентия, Всех Афонских святых, Успенская, Преображенская, Архангельская, свт. Николая, Всех святых, Введенская. К Ватопедскому мон-рю были приписаны обители: Живоносного Источника, св. Иоанна Предтечи; к Иверскому мон-рю - ап. Иоанна Богослова, свт. Иоанна Златоуста, преподобных Петра и Онуфрия, Положения пояса Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прор. Илии, св. Иоанна Предтечи; к Хиландарскому мон-рю - свт. Иоанна Златоуста, ап. Иоанна Богослова, 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, Свято-Троицкая, свт. Николая Чудотворца, св. Игнатия Богоносца, Благовещенская, Трехсвятительская; к Дионисиату - Введенская; к Кутлумушскому мон-рю - вмч. Варвары, Иверская, свт. Николая, св. мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата; к Пантократору - во имя 12 апостолов, прп. Саввы Освященного, свт. Димитрия Ростовского, Сретенская, 2 келлии во имя свт. Николая Чудотворца, Рождества Пресв. Богородицы, Успенская, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, Благовещенская, прп. Сергия Радонежского, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»; к Ксиропотаму - прор. Илии и Успенская; к Каракалу - Кресто-Воздвиженская; к Филофею - Георгиевская, Вознесенская, Преображенская, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Рождества Пресв. Богородицы; к мон-рю Симонопетра - Благовещенская; к мон-рю Ставроникита - Покровская, Свято-Троицкая, сщмч. Климента, в честь Казанской иконы Божией Матери, Архангельская, Трехсвятительская, Рождества Пресв. Богородицы, Введенская, св. Иоанна Предтечи, Успенская, во имя ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины; к Григориату - свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Подпружные арки почти не выявлены, т. к. они выложены на одном уровне с коробовыми сводами рукавов креста, оканчивающимися лотками со стороны закомар. Угловые компартименты перекрыты сомкнутыми сводами, боковые барабаны глухие. Как и сооруженные при митр. Корнилии соборы Вяжищского Никольского мон-ря (1681-1685) и Знаменский в Новгороде (1682-1688), а также собор Рождества св. Иоанна Предтечи староладожского Иоанновского мон-ря (1695), собор З. м. отличается большими размерами, сложной композицией и своеобразным декором. Возможно, что в этих мон-рях работала одна и та же артель, хотя Троицкий собор (как и Иоанно-Предтеченский) более архаичен, стены толще (в подклете - 2,5 м), и нек-рыми чертами он напоминает новгородские храмы XVI в. Восьмигранные столбы являются «новгородской версией круглых столбов с постаментами, распространенных в зодчестве Московской Руси в храмах, ориентирующихся на интерьер Успенского собора Московского Кремля» ( Седов. 2006. С. 82-83). По мнению исследователя, тип и конструкции 3 соборов митр. Корнилия связаны с архитектурой Ростовской епархии эпохи митр. Ионы (1652-1690), представленной такими памятниками, как собор Воскресенского мон-ря в Угличе (1674-1677), Никольский собор Улейминского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря (1677), надвратная ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском мон-ре (ок. 1680), верхние части Покровского собора Паисиева угличского мон-ря (не сохр.) и собор Спасского на Песках мон-ря в Ростове (80-е гг. XVII в.). Их роднит пятиглавие с центральным световым барабаном и глухими барабанами на сомкнутых сводах в углах, а также невыявленные, слитые со сводами подпружные арки. Принципиально близки к декору ростовских памятников приплюснутые закомары, аркатуры барабанов и наличники окон 3 новгородских соборов. Приведенные аналогии позволяют Вл. В. Седову с большой долей вероятности предполагать сильнейшее влияние зодчества Ростова и разработанного им типа соборного храма на новгородскую архитектуру эпохи митр. Корнилия (Там же. С. 83). «Таким образом, в Троицком соборе Зеленецкого монастыря сочетаются архитектурно-строительный опыт, накопленный в новгородском зодчестве XIV-XVI столетий и в среднерусской архитектуре XVII в.» ( Кондратьева. Архитектурный ансамбль. 1971. С. 12). Церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/text/199709.html

Икона Божией Матери «Махериотисса». Х в. или 2-я пол. XI в. (собор Махерасского мон-ря). Х в. или 2-я пол. XI в. (собор Махерасского мон-ря) Икона Божией Матери «Махериотисса». Х в. или 2-я пол. XI в. (собор Махерасского мон-ря). Х в. или 2-я пол. XI в. (собор Махерасского мон-ря) М. м. был устроен по типу киновии. В 1201 г. прп. Нил начал написание монастырского устава (Τυπικ Διταξις), к-рый в наст. время хранится в ризнице обители. Согласно этому документу, в М. м. запрещалось входить женщинам (BMFD. Vol. 3. Р. 1155). Устав в числе прочего предписывал ежегодно 13 дек. совершать в М. м. память его преподобных основателей Неофита, Игнатия и Прокопия (Ibid. Р. 1162-1163). Прототипом устава явился Типикон Евергетидского мон-ря в К-поле (2-я пол. XII в.). В момент написания устава в М. м. подвизались 25-30 чел. (Ibid. Р. 1111). М. м. занимался благотворительностью: имел гостиницу для паломников, выделял, согласно уставу, 1/4 доходов на прокаженных и нищих. За 34 года игуменства прп. Нила (1175-1209) М. м. существенно расширился, преподобный построил в монастыре храм св. Иоанна Предтечи, организовал школу. В 1209 г. прп. Нила избрали епископом Тамаса, где впосл. он основал жен. мон-рь Пресв. Богородицы Влахернитиссы, на содержание которого выдавалась 1/8 часть доходов М. м. В 1210 г. прп. Нил утвердил устав М. м. В 1231 г. 13 правосл. монахов после 4-летнего заключения в тюрьме были казнены в Лефкосии по приказу лат. архиепископа (см. в ст. Кантарские преподобномученики ). 11 иноков были насельниками мон-ря Кантариотисса в горах Пендадактилос, однако ядро монашеской общины сложилось в М. м. (Иоанн, Конон, Матфей и Феодор (впосл. мон. Фома)), а в Лефкосии перед диспутом об опресноках к ним присоединились еще 2 монаха из М. м.- Игнатий и Григорий (в великой схиме Герасим и Геннадий). В XIV в. запрет на вход в М. м. женщинам был нарушен кор. Алисой, женой кипрского кор. Гуго IV Лузиньяна (1324-1359). Но лишь только она вошла в собор, как лишилась дара речи и оставалась немой в течение 3 лет. В 1393 г. в М. м. спасался от эпидемии чумы кор. Жак I Лузиньян с приближенными.

http://pravenc.ru/text/2562722.html

Почитание И. связано с Успенским монастырем. В описи 1677 г. обитель названа «Каргопольским новодевичьим монастырем Успения Пречистыя Богородицы, пустынею Иоанна Волосатого». В документах нач. XVIII в. обитель может называться «пустынью блаженного Иоанна Волосатого» (Копии царских указов в пуст. Иоанна Волосатого от 27 марта 1713 г. и от 8 марта 1714 г.- ГИМ. Барс. 697. Л. 119-122 об.; ср.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. 409). Близ мон-ря почитался родник, по преданию вырытый святым. Местные жители именовали родник Волосатым. Здесь была поставлена часовня (до 1717), из монастыря к роднику совершался крестный ход. В канун праздника Рождества св. Иоанна Предтечи болящие купались в ручье, истекавшем из родника в Онегу. Празднование Собору Иоанна Предтечи (7 янв.) в Успенском мон-ре почиталось как день тезоименитства И. В 1764 г. Успенский мон-рь был отнесен к 3-му классу. В 1858-1874 гг. при мон-ре действовало Каргопольское жен. уч-ще, в 1904 г. была создана одноклассная церковноприходская школа для девочек. Мон-рь закрыли в 1929 г., здания передали совхозу, позднее - Каргопольскому ИТЛ. Сохранилось неск. монастырских построек: дом игумении, кельи, здание трапезной и конюшня. Успенский собор был окончательно разрушен в 1959 г. Память о «мудром старце Иване Волосатом» сохранялась среди бывш. насельниц Успенского мон-ря, живших в Каргополе до 70-х гг. XX в., а также благодаря им среди местных жителей. В 2001 г. около родника была установлена табличка с надписью: «Святой источник Волосатого». И. упоминается в списке Каргопольских святых в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯИАМЗ. 15544. Л. 352, 1807-1811 гг.). Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в сер. 70-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Т. 3. С. 373). Арх.: ГА Архангельской обл. Ф. 1352. Оп. 1 (Док-ты из архива Успенского жен. мон-ря в Каргополе, 1833-1910 гг.).

http://pravenc.ru/text/468985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игум. Агния (Благовещенская) (Благовещенская Анна Никитична; 28.11.1868, погост Досифеева Пустынь Мяксинской вол. Череповецкого у. Новгородской губ. (в следственном деле указано др. место рождения - с. Ольхово Пустынского сельсовета Мяксинского р-на Череповецкой губ.) - 25.01.1938, Череповец), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губ. Дочь причетника, грамоте обучалась в церковноприходской школе. 25 марта 1882 г. поступила в Леушинский мон-рь, 5 апр. 1891 г. определена в число послушниц, послушание проходила на клиросе и в рукодельной. Игуменией мон-ря в то время была Таисия (Солопова) , духовная дочь св. прав. Иоанна Кронштадтского , к-рая по его благословению за короткий срок не только превратила небольшую Леушинскую общину в первоклассный (с 1903) мон-рь, но и возобновила неск. упраздненных обителей и учредила новые общины в разных губерниях России. Ближайшей помощницей и ученицей м. Таисии стала Анна Благовещенская. В течение 20 лет она состояла старшей послушницей при настоятельских кельях, в 1904 г. назначена помощницей казначеи. После назначения казначеи Серафимы (Сулимовой) настоятельницей Ферапонтова мон-ря Анна заняла должность казначеи обители. 19 окт. 1905 г. по указу Новгородской духовной консистории Анна была пострижена в монашество с именем А. В окт. 1906 г. удостоена награды «Благословение Священного Синода». Огромное влияние на А., как и на всех сестер Леушинского мон-ря, имело частое общение с прав. Иоанном Кронштадтским, почти ежегодно бывавшим в обители по дороге на родину в с. Сура Пинежского у. Архангельской губ. В Суре с помощью игум. Таисии св. Иоанн основал жен. обитель, для к-рой в Леушинском мон-ре было подготовлено до 40 насельниц. Впервые прав. Иоанн Кронштадтский побывал в Леушине 18 июля 1891 г. и с тех пор заезжал туда, иногда задерживаясь на неск. дней. Там у знаменитого пастыря появлялись редкие часы для молитвы и отдыха, чему способствовала чуткая забота игумении и ее помощниц. В 1893 г. в мон-ре был построен скиток («Пустынька» или «Крестик»), где о. Иоанн уединялся для молитвы. В своих письмах к игум. Таисии прав. Иоанн Кронштадтский неоднократно упоминает «добрую казначею Агнию» (письма 108, 121, 139, 148). 1 июля 1907 г. он писал: «За все время моего пребывания в вашей обители я испытывал родную ласку и предупредительность, особенно от тебя, как и от сестер. Особенно от доброй Агнии, которая была для меня лучше родной сестры». По просьбе м. Таисии прав. Иоанн Кронштадтский принял обитель под свое духовное водительство. В 1903 г. о. Иоанн совершил закладку зимнего Троицкого собора.

http://pravenc.ru/text/63336.html

Лавра прп. Саввы Освященного. Основана ок. 480 г. Лавра прп. Саввы Освященного. Основана ок. 480 г. Рус. паломник 1560 г. Василий Позняков сообщает также о возрождении мон-ря св. Иоанна Предтечи у Иордана. Однако возвращение туда монахов, видимо, было кратковременным. Посольство Трифона Коробейникова , раздававшее в 1593 г. рус. милостыню палестинским обителям и оставившее подробный их перечень, не упоминало об этом мон-ре. Лавра прп. Саввы столкнулась с серьезными трудностями ввиду уменьшения поддержки с Балкан и растущего давления бедуинов, требовавших от монахов выплаты дани. С 50-х гг. XVI в. монахи лавры пытались найти себе нового покровителя в лице России. В Москву неоднократно приезжали посольства савваитов; государи жаловали мон-рю щедрую милостыню. Социально-экономический кризис Османского гос-ва кон. XVI в., временное прекращение паломничества и усиление бедуинского натиска привели к упадку общины савваитов. Из-за Смуты в России в нач. XVII в. прекратилась рус. милостыня мон-рю. Оставив в лавре неск. старцев, основная часть монахов была вынуждена переселиться в мон-рь арх. Михаила. Хотя монахи вернулись в лавру и ок. 1612 г. даже возвели там новую башню, строительство окончательно подорвало финансы мон-ря. Возведение башни нек-рые авторы расценивали как отражение конфликта в среде савваитов между сербами и греками и попытку сербов получить часть мон-ря. Вскоре после 1636 г. сербы оставили свои палестинские обители. Иерусалимский патриарх Феофан погасил серб. долги и вернул оба мон-ря под прямой контроль ИПЦ. В сер. XVII в., при патриархе Паисии, 10-15 монахов возвратились в лавру прп. Саввы. Возможно, в 60-х или 70-х гг. XVII в. лавра снова была оставлена, но в 1688 г. и в нач. XVIII в. патриарх Досифей II в неск. этапов восстановил ее. Мон-рь стал пристанищем престарелых монахов и местом ссылки провинившихся. Паломники нач. XVIII в. писали о 5-15 насельниках монастыря, авторы 2-й пол. XVIII в.- о 20-30 чел. Все припасы в монастырь доставлялись из Иерусалима, монахи жили фактически на осадном положении в окружении бедуинов. После начала Греческого восстания 1821 г. Святогробское братство, разоренное османскими поборами, было не в состоянии откупаться от бедуинов, из-за конфликтов лавры с окрестными племенами еще в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. иноки неоднократно собирались уйти в Иерусалим.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина). Основан в 1782 г. настоятелем Молченской Софрониевой пустыни учеником прп. Паисия Величковского прп. Феодосием (Масловым) при содействии кн. Г. А. Потёмкина . 23 мая 1782 г. указом Новороссийской губ. канцелярии Молченской пуст. было выделено 3245 дес. земли в Пропасной балке, близ крепости Кызыкермен (ныне г. Берислав), на берегу Днепра. Здесь игум. Феодосий создал подворье Софрониевой пуст.: были построены кельи, часовня, в 1783 г. освящен деревянный храм во имя сщмч. Григория, просветителя Армении (небесного покровителя кн. Потёмкина). Вероятно, вскоре насельники устроили в скале над Днепром пещерный скит с ц. во имя св. Иоанна Предтечи. После посещения в 1787 г. обители имп. Екатериной II Екатеринославское наместническое правление передало пустыни 20 718 дес. земли на р. Ингулец. Указом Синода от 23 сент. 1792 г. подворье с именованием «Ново-Григорьевская Бизюкова пустынь» было приписано к Софрониевой пуст. После кончины архим. Феодосия в 1802 г. Екатеринославская епархия, не имевшая ни одного штатного мон-ря, ходатайствовала перед Святейшим Синодом о придании Новогригориевской пуст. статуса мон-ря. 4 дек. 1803 г. постановлением Синода в подворье были переведены насельники упраздненного Бизюкова в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-ря Смоленской епархии, новая обитель была отнесена ко 2-му классу. Б. м. управлялся архимандритами, с 1863 г.- Таврическими архиереями, в 1827-1832 гг. настоятелем мон-ря был свт. Иаков (Вечерков) . Бизюков Пропасной мон-рь во имя сщмч. Григория. Фотография. 2001 г. Бизюков Пропасной мон-рь во имя сщмч. Григория. Фотография. 2001 г. В XIX в. в Б. м. были построены каменный собор во имя сщмч. Григория, церкви в честь Покрова Пресв. Богородицы (1822) и Вознесения Господня (1886-1893), домовая ц. во имя Трех святителей в архиерейской летней резиденции, колокольни, трехэтажный братский корпус на 76 келий, каменная ограда с башнями. С 1913 г. при мон-ре работали пастырско-миссионерские курсы, позднее преобразованные в ДС; летом 1917 г. в Б. м. прошел общероссийский миссионерский съезд. При обители существовали богадельня, странноприимный дом с бесплатным питанием и ночлегом, школа, больница с хирургическим отд-нием, винный и кирпичный заводы, гончарные мастерские, кузницы, мельницы, маслобойни, пристани, небольшая электростанция. Годовой бюджет Б. м. составлял от 500 до 800 тыс. р. В годы первой мировой войны кроме молитвенной и материальной помощи рус. армии мон-рь отправлял на фронт иеромонахов, обученных санитарному делу; в обители был оборудован лазарет для раненых. К 1917 г. в Б. м. жили 1800 насельников.

http://pravenc.ru/text/149175.html

21. 81. С. 92-103; Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 1: Описание обители; Ч. 2: Описание скита, с прил. вида его; Мат-лы для ист. описания мон-рей Калужской епархии: Калужская Тихонова пуст.//Калужские ГВ. 1857. 42. Ч. неофиц. С. 124-127; Обозрение Козельского Оптина мон-ря и бывших в нем до нач. XVIII ст. храмов. Калуга, 1857; Опись старопечатных и редких книг, состоящих в церквах и б-ке Козельской Введенской Оптиной пуст.//Калужские ГВ. 1857. Ч. неофиц. 31. С. 86-91; 32. С. 94-98; 33. С. 100-102 (отд. отт.: Калуга, 1857); Ист. описание Боровского Пафнутиева мон-ря. М., 1859; Последние дни Оптинского старца иеросхим. Макария//ДБ. 1860. 47. С. 587-594; 48. С. 599-604 (отд. изд.: М., 1860); Ист. описание Тихоновой Калужской пуст. СПб., 1862; Ист. описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьекл. мон-ря. СПб., 1863; Ист. описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежит. мон-ря. СПб., 1863; Летопись градо-калужских церквей//Калужские ЕВ. Ч. неофиц. 1863. 5. С. 76-91; О упраздненных мон-рях в пределах нынешней Калужской епархии//Там же. 1863. 8. С. 127-131; 9. С. 145-153; 10. С. 167-171; Церковно-ист. описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии//ЧОИДР. 1863. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-170; Ист.-стат. описание Белевской Жабынской Введенской муж. общежит. пуст. Тула, 1865; Ист. описание Коренной Рождества Богородицы пуст. СПб., 1865; Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах мон-рей, городских и сельских церквей Калужской епархии//ЧОИДР. 1865. Кн. 4. Отд. 4. С. 1-115; Волоколамская Левкиева пуст. и ее основатель прп. Левкий. М., 1870; Иерусалим, Палестина и Афон по рус. паломникам XIV-XVII вв.: Сводные тексты оных, с объяснительными примеч., основанными на местных исслед.//ЧОИДР. 1871. Кн. 1. Отд. 2. С. 1-122 (отд. изд.: М., 1871); Описание славяно-рус. рукописей книгохранилища ставропиг. Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря и заметки о старопечатных церковнослав.

http://pravenc.ru/text/2463435.html

Более распространенная иконография А. Д., известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее 2-й пол. XVII в. одновременно с составлением жития святого, вероятно под влиянием иконографии прп. Варлаама Хутынского. Описание облика А. Д. имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» (РНБ. O.XIII.1. Л. 124 об., 3-я четв. XVIII в.); в др. отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» (БАН. Двин. 51. Л. 260, кон. XVIII в.), в 3-м - «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» (РНБ. Погод. 1931. Л. 138 об., 20-е гг. XIX в.). В текстах подлинников отсутствует упоминание, а на иконах - изображение железной шляпы, хранившейся у раки А. Д. Образ А. Д. на фоне своей обители (типичный для основателя мон-ря иконографический извод) представлен, напр., в иконах посл. четв. и кон. XVII в. (ГРМ; МИИРК): А. Д. изображен в схимническом одеянии, с куколем на голове, без свитка, в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного мон-ря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Антониева Дымского мон-ря, описанная в 1907 г. К. К. Романовым (не сохранилась): «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» (ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об.). Подобное изображение деревянного мон-ря (отстроенного ок. 1655 игум. Филаретом) соответствует описанию его построек в описях 1682 г. и 1689 г. после пожара 1687 г. (СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3), при этом изображение 2 глав на соборной церкви, очевидно, восходит к облику мон-ря в XVI в., согласно его древнейшей описи 1583 г. (ВОИДР. С. 89). Во 2-й четв. XIX в. появились иконы, на к-рых А. Д. с развернутым свитком в руке обращен в молении к Казанской иконе Божией Матери (этому образу был посвящен соборный храм обители) на фоне панорамы каменного мон-ря, архитектурный облик к-рого сложился к 30-40-м гг. XIX в. (деревянной оставалась лишь ц. во имя св. Иоанна Предтечи), напр., на иконе ок. 1815 г. (ГМЗК), на гравюре 1815 г. (частное собрание), иконах 1-й трети XIX в. (частное собрание. С.-Петербург), 1842 г. (ГРМ), сер. XIX в. (ГРМ), сер. XIX в. (частное собрание. Тихвин).

http://pravenc.ru/text/116056.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010