Когда старец Гавриил был избран протом (по др. версии, протэпистатом) Св. Горы и отправился в Валахию вместе с др. игуменами афонских мон-рей за сбором денежной помощи (1517-1519), Д. О. был рукоположен во иерея для совершения службы в соборе Протата. По возвращении Гавриила Д. О. взял у него благословение поселиться в уединенном месте. Он построил келлию близ мон-ря Каракал и небольшую ц. во имя Св. Троицы. Спустя 3 года Д. О. совершил паломничество в Св. землю. Иерусалимский патриарх Дорофей II, а затем митрополит Икония, к-рого Д. О. посетил на обратном пути, предлагали ему стать их преемником. Пользовавшийся всеобщим уважением среди афонских монахов Д. О. был избран игуменом Филофея мон-ря , в братии к-рого преобладали болг. монахи. Он сменил особножительный устав на общежительный, много сделал для благоустройства мон-ря (в т. ч. ездил для сбора пожертвований в К-поль). Часть времени он проводил в строгом посте и молитве в одной из кафизм мон-ря. В результате нестроений, возникших из-за недовольства болг. монахов преобладанием в монастыре греков, Д. О. решил покинуть Св. Гору и с неск. послушниками переселился в скит св. Иоанна Предтечи близ Веррии. В 1524-1525 гг. он вновь посетил св. места. Возвратившись в скит, он исцелил монаха, призвавшего духов с помощью колдовской книги и получившего от них тяжелые увечья. В эти годы Д. О. поддерживал духовную дружбу с Никанором, прп. Завордским. Когда после смерти Веррийского митр. Матфея жители стали настаивать, чтобы Веррийскую кафедру занял Д. О., он был вынужден бежать и поселился отшельником в пещере на склоне горы Олимп (ранее 1535). Постепенно здесь образовалась монашеская община, были построены келлии и церкви во имя Пресв. Богородицы и Св. Троицы. Окрестности обители Д. О. назвал в честь св. мест Голгофа, Елеон, пещера св. Лазаря. Когда тур. землевладельцу аге Саку донесли, что основанный без его разрешения мон-рь является пристанищем греч. повстанцев, тот решил разорить его. Согласно некоторым источникам, он просил Измаила, пашу Лариссы, прислать военный отряд. Д. О. был вынужден бежать и скрылся в горном массиве Пилион, где основал мон-рь Сурвия во имя Св. Троицы. В течение 3 лет владения аги Сака страдали от засухи, и наконец по требованиям жителей он попросил Д. О. вернуться. Когда преподобный возвратился в мон-рь, ага пришел к нему просить прощения и впосл. выдал грамоту, разрешающую построение мон-ря на его земле (апр. 1542). Благодаря пожертвованиям верующих были воздвигнуты церковные строения и приобретены земельные владения, а число монашествующих достигло 200 чел.

http://pravenc.ru/text/178473.html

В 1918-1940 гг. практически все храмы и оба действующих мон-ря на территории К. и Л. е. были закрыты. Офиц. упразднение Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря состоялось в 1918 г., у них было изъято все имущество, затем организованы совхозы, в к-рых работали монашествующие. Впоследствии в монастырских постройках размещались разные учреждения, в частности сельскохозяйственные ПТУ. В Оптиной пуст. в 1919-1928 гг. действовал музей «Оптина пустынь», в скиту св. Иоанна Предтечи в 1967-2005 гг.- литературный отдел Козельского краеведческого музея с экспозициями, посвященными писателям, посещавшим обитель. Монахи и монахини после выселения из обителей переехали в Козельск и окрестные села. В 1917 г. на хуторе Манинском Жиздринского у. (ныне урочище Манинский Хутор Людиновского р-на) монахини Шамординского мон-ря устроили скит в честь Иерусалимской иконы Божией Матери («Иерусалимская пустынька»), некоторое время существовавший нелегально под окормлением оптинского иером. Тихона (Лебедева). В 1924 г. в Калужской епархии было учреждено Козельское вик-ство, к-рое возглавил еп. Михей (Алексеев) , ранее живший в Оптиной пуст. на покое. Вик-во просуществовало до его смерти в 1931 г. Мн. священнослужители и монашествующие были подвергнуты репрессиям, среди расстрелянных был последний настоятель Оптиной пуст. прмч. Исаакий (Бобраков) . В 1929-1930 гг. существовала обновленческая (см. Обновленчество ) кафедра в Жиздре. Во время Великой Отечественной войны на оккупированной немцами территории начали открываться храмы, при отступлении немцев некоторые церкви (в частности, Троицкая ц. бывш. Драгошанского Свято-Троицкого мон-ря, Александро-Невский собор в Жиздре) были уничтожены. Прот. Викторин Зарецкий, настоятель Свято-Лазаревской ц. в Людинове, участвовал в антифашистском подполье, выполнял задания партизанского командования. В 2007 г. он был посмертно награжден медалью «За отвагу». Возрождение церковной жизни в крае началось в кон. 80-х гг. XX в. со знаменитых мон-рей: в 1987 г. Оптина пуст., в 1990 г. Шамординский мон-рь были возвращены Церкви, началось их восстановление, оба мон-ря впервые в своей истории получили статус ставропигиальных. Оптиной пуст. в 1990 г. была передана большая часть скита св. Иоанна Предтечи, в 1999 г. был устроен скит при Шамординском мон-ре с храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». С 2006 г. в Оптиной пуст., Калуге и Москве проводится Оптинский форум «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». В 2001 г. в Козельском р-не был учрежден Клыковский в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/1841676.html

«Демократизм образов и лаконичная конкретность художественного языка сочетаются с разнообразием палитры, подчас по-народному грубоватой, но сильной и впечатляющей, где ведущая роль принадлежит различных оттенков охрам в сопоставлении с киноварью и лазорью» (Искусство земли Вологодской: Кат. выст. С. 8). Среди наиболее выдающихся памятников того времени - Деисус и храмовая икона из Покровского Глушицкого мон-ря, праздничный чин из Корнилиева Комельского мон-ря (ВГИАХМЗ), Деисус 1517 г. из Троицкой ц. Филиппо-Ирапской пуст. (Череповецкое музейное объединение), иконы «Св. Иоанн Предтеча» из Дюдиковой пуст. (ВГИАХМЗ), «Снятие с Креста» из Сретенской ц. (ГТГ) и «Чудо св. Георгия о змие» (ГРМ), «Преображение» из Куржекской ц. (Вытегорский музей), «Арх. Гавриил» и «Св. Иоанн Предтеча» из ц. Успения Пресв. Богородицы с. Девятины, стиль к-рых характерен для новгородской школы; резные иконы «Чудо св. Георгия о змие» и «Св. Параскева Пятница» (ВГИАХМЗ). В XV-XVII вв. был создан 5-ярусный тябловый иконостас Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Из 60 уцелевших икон 33 находятся в КБМЗ, остальные - в ГРМ, ГТГ и ЦМиАР. К XVI в. относятся еще 2 частично сохранившихся тябловых иконостаса из Кириллова: из церквей прп. Иоанна Лествичника (местный ряд в ГРМ) и Преображения Господня. В последней, а также на св. вратах с казнохранилищем и сушилом частично сохранились фрески. Наиболее ранние дошедшие до нас образцы книжной миниатюры представлены в Евангелии апракос (кон. XIV - нач. XV в., ВГИАХМЗ), в Канониках 1408 и 1423 гг., в 3 Евангелиях XIV - 1-й трети XV в. (в т. ч. в Христофоровом Евангелии), Псалтири 1424, Апостоле 1-й трети XV в. (все в ГРМ). Замечательными памятниками прикладного искусства XV-XVI вв. являются панагии и потир из Спасо-Каменного мон-ря и т. н. Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого мон-ря (оба во ВГИАХМЗ), напрестольный резной крест из Кириллова Белозерского мон-ря, образ «Св. Троицы» из Сямского Богородице-Рождественского мон-ря (оба в ГРМ). Древнейшие произведения лицевого шитья - 2 покрова на раки преподобных Димитрия Прилуцкого (XV в.?) и Григория Пельшемского (XVI в.; оба во ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/155162.html

Богородицы (на нижнем этаже парекклисион ап. Иоанна Богослова) (1809). Рядом расположена новая ризница (1998). Др. парекклисионы в стенах мон-ря посвящены вмц. Евфимии, св. бессребреникам Косме и Дамиану, Успению Пресв. Богородицы, первомч. Стефану, св. Апостолам, свт. Нектарию Эгинскому и Св. Троице. К юго-западу от мон-ря расположен кладбищенский храм Св. Троицы (1817). Владения К. п. м. включают скит Благовещения Пресв. Богородицы, келлии мч. Трифона и свт. Нектария Эгинского, а также келлию-конак ап. Андрея в Карее и 4 кафизмы (3 из них - в окрестностях мон-ря). Подворья мон-ря находятся на п-ове Касандра, на п-ове Ситония, на о-ве Скопелос, в Афинах (Неа-Иония). Недавно близ оз. Керкини был построен жен. мон-рь св. Иоанна Предтечи, к-рый тоже является подворьем мон-ря. Благовещенский скит расположен на холме к востоку от мон-ря. Отшельники селились здесь издавна, но организованную форму это монашеское поселение приобрело только в 1753 г. Кириакон скита был построен незадолго до 1757 г. и украшен фресками в 1766 г. мастерами Константином и Афанасием из Корицы (ныне Корча, Албания). В 1896 г. была возведена колокольня, в 1900 г. на месте старого был построен просторный лити. В Благовещенском скиту был принят в лоно Церкви через таинство миропомазания прмч. Акакий Новый из Нивори († 1816). Здесь также останавливались греч. писатели А. Пападиамантис и А. Мораитидис. Мощи и реликвии Кроме ктиторского креста, к-рый содержит фрагмент Честного и Животворящего Креста Господня, в монастыре хранятся части мощей апостолов Андрея Первозванного, Варнавы и Филиппа, великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Иакова Персянина, Мины и Меркурия, великомучениц Марины и Параскевы, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, Модеста, патриарха Иерусалимского, Фотия, патриарха К-польского, Григория Паламы, мч. Трифона, священномучеников Игнатия Богоносца и Харалампия, прп. Игнатия Агаллиана, митр. Мифимнского, преподобномучеников Евфимия Нового из Димицаны, Игнатия и Акакия Нового из Нивори, новомучеников Димитрия Пелопоннесского и Феодора Византийского.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Арабоязычная христ. культура Палестины в X-XI вв. переживала некоторый упадок. Центры арабо-христ. лит. творчества сместились в визант. Антиохию и отчасти в мусульм. столицы, прежде всего в Каир. Среди немногих араб. писателей ИПЦ этого времени были еп. Сулейман аль-Газзи, поэт и богослов (ок. 2-й пол. XI в.); переводчик, богослов и полемист Антоний, монах лавры св. Саввы, а впосл. игумен мон-ря прп. Симеона Дивногорца близ Антиохии в Сирии (кон. X в.); автор гомилий мон. Михаил из мон-ря св. Харитона (датировка проблематична, между кон. IX и XI в.) ( Nasrallah. Histoire. T. 3/1. P. 273-289, 332-333; Vol. 3/2. P. 118-130). Ограниченность источников не позволяет должным образом реконструировать историю ИПЦ IX-XI вв. Тем не менее, сопоставляя данные авторов IX в. (Епифания, Бернарда и др.) и наблюдения паломников нач. XII в. (Зевульфа, игум. Даниила), можно сделать вывод о явной тенденции к упадку палестинского христианства. Многие из церквей, существовавших в IX в. (ц. св. Стефана на горе Сион, Вознесения на Елеонской горе, церкви мон-ря Пастырей под Вифлеемом, св. Петра на сев. берегу Тивериадского оз. и др.), к XII в. были разрушены или покинуты. В запустении пребывали Вифлеем, Назарет и Кана Галилейская, хотя стоявшие там мон-ри еще действовали. Не исключено, впрочем, что большая часть этих разрушений приходится на кон. XI в. и связана с походами сельджуков или крестоносцев. Однако лишь в редких случаях можно установить точное время разрушения того или иного храма или мон-ря. Так, в гонение аль-Хакима 1009 г. были разорены среди проч. ц. вмч. Георгия в Лидде (впосл. восстановлена и вновь разрушена в 1099) и лавра св. Евфимия. Историю палестинского монашества IX-XI вв. Ж. Насралла назвал «великой лакуной» ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3/1. P. 69). Последние подробные сведения о мон-рях содержит лат. источник 808 г., из к-рого известно, что в лавре св. Саввы подвизались 150 иноков, в мон-ре Иоанна Предтечи - 35, св. Харитона - 30 и св. Феодосия - 70 насельников; точность этих цифр сомнительна ( Jotischky. 2001. P. 86). После разорения мон-рей пустыни в 809 г. информация о них сводится исключительно к колофонам рукописей. Лит. творчество и церковно-общественная жизнь продолжались гл. обр. в лаврах св. Саввы и св. Харитона. Др. обители (Иоанна Крестителя, св. Евфимия, св. Герасима) упоминаются в источниках крайне редко.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Л. 63 [Ревизские сказки Раненбургского у. за 1782 г.]; Оп. 7. Д. 79. Л. 903-903 об. [То же, за 1795 г.]; Оп. 17. Д. 81. Л. 418 [То же, за 1811 г.]; Оп. 19. Д. 135. Л. 462 [То же, за 1816 г.]; Оп. 32. Д. 163. Л. 1449 [То же, за 1834 г.]; РГБ ОР. Ф. 214. Д. 325. Лит.: Муравьёв Н. Ф. Жизнь Иоанна, Сезеновского затворника, основание Сезеновского девичьего мон-ря и краткое сказание о жизни старицы Дарии. M., 1866 3; Жизнеописание в Бозе почившего Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодьевича Фокина, основателя Богородичного Иларионовского Троекуровского жен. мон-ря. М., 1888, 1998p; Добролюбов И. В., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии. Рязань, 1888. Т. 3. С. 240; ЖПодв. Дек. Ч. 1. С. 288-326; Иеросхим. Амвросий (1812-1891)//Рус. возрождение. Н.-Й.; П.; М., 1988. 44. С. 13-26; Старица Дария//Рус. правосл. жен. монашество XVIII-XX вв./Сост.: мон. Таисия [Карцова]. Серг. П., 1992. С. 91-93; Софроний (Сахаров), архим. Письма в Россию. Эссекс; М., 1997; Гуревич А. Л. Духовные предтечи прп. Силуана Афонского//Правосл. летописец С.-Петербурга. 2000. 2. С. 44-54; Святые и праведники земли Рязанской X-XX вв./Сост.: Т. Веселкина. Рязань, 2000. С. 284-287; Нарциссов П. И., прот. Ист. записки по устроению Колычевского Казанского жен. мон-ря Егорьевского у. Егорьевск, 2002. С. 12-13; Жизнь и подвиги затворника старца Илариона, основателя Владимиро-Иларионовского девичьего мон-ря. Липецк, 2003; Клоков А. Ю., Найденов А. А. Жизнеописание старца Илариона, Троекуровского затворника, и история Троекуровского Св.-Димитриевского Иларионовского жен. мон-ря. Липецк, 2007; Синельникова Т. Прп. Иларион Троекуровский: Архивные открытия//Рязанский церк. вестн. 2008. 6. С. 59-60. Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Иконография На надгробии И. в ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери Троекуровского мон-ря помещалось его серебряное чеканное изображение, выполненное по заказу П. А. Уваровой и А. А. Шишковой; над гробницей находился ростовой портрет святого ( Клоков, Найдёнов.

http://pravenc.ru/text/389135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГНИЯ (Толстая Анна Андреевна; 19.01.1793, г. Шуя Владимирской губ.-19.10.1886, г. Осташков Тверской губ.), игум. Знаменского Вознесенского мон-ря в Осташкове. Отец А. в 1810 г. стал вице-губернатором Твери, но вскоре заболел и вышел в отставку. Семья переселилась в деревню. С ранней юности А. мечтала о монашестве, но уход за тяжелобольными родителями не позволял ей осуществить свое желание. После кончины отца, а затем матери А., проживая в Москве, еще в течение 7 лет помогала воспитывать детей сестры; лишь в 1839 г., в возрасте 46 лет, она поступила послушницей в тверской Христорождественский мон-рь , где в 1844 г. приняла монашество с именем А. С ревностью проходила послушания казначеи, надзирательницы приюта сирот духовного звания, где служила учителем. В 1849 г. по назначению архиеп. Тверского Гавриила (Розанова) определена игуменией Знаменского мон-ря в Осташкове и приложила весь свой жизненный опыт и старание для процветания обители. В июне 1868 г. во время пожара мон-рь почти полностью выгорел, встал вопрос о его упразднении. Однако жители Осташкова ходатайствовали об оставлении мон-ря и своими пожертвованиями оказали помощь в его восстановлении. Попечением А. обитель, огнем превращенная в развалины, снова приобрела благолепный вид. На время восстановления сгоревших зданий насельницы мон-ря «по любви и уважению местных жителей к игумении» были помещены в городском Благотворительном доме Савина. Уже в кон. 1868 г. восстановили и освятили придел Знаменского собора, где хранилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери . Полное освящение собора было совершено в 1873 г. В 1881 г. А. из-за болезни и преклонного возраста оставила управление мон-рем и по благословению архиеп. Саввы (Тихомирова) жила на покое. Память о созидательном настоятельстве А., ее тихом и кротком нраве жила в стенах мон-ря долгие годы. Лит.: Игумения Осташковского Знаменского монастыря Агния (Толстая)//Тверские ЕВ. 1887. 6. С. 248-265; 7. С. 185-210; 8. С. 163-182. Л. А. Головкова Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/63340.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ВЕРБСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Владимир-Волынской и Ковельской епархии УПЦ), в с. Вербка Ковельского р-на Волынской обл. Основан 24 мая 2002 г. на месте существовавшего в XVI-XVII вв. Вербского Свято-Троицкого муж. мон-ря. Древняя обитель находилась недалеко от И. П. м., на возвышенном месте среди болот, образовавшихся от разлива р. Турия. Впервые мон-рь упоминается в грамоте от 4 марта 1543 г., согласно к-рой кн. Василий Михайлович Сангушко-Ковельский при обмене своих имений на имения кор. Боны отдавал последней, в частности, замок в г. Ковель и принадлежащие замку имения, а также с. Вербка, монастырь Св. Троицы и 7 «монастырских» селений: Гушин, Бахово, Лагодлево, Воля, Озерница, Облапы, Городище (Archiwum. 1897. T. 5. S. 341). Впрочем, прот. Николай Трипольский предполагал, что обитель существовала еще в XIII в.: под 1240 г. в актах Почаевского мон-ря впервые упоминался некий «монастырь Веребищев» ( Трипольский Н. И. Документы, относящиеся к истории Почаевского мон-ря//Волынские ЕВ. 1896. 2. С. 704). Одним из благотворителей обители был кн. А. М. Курбский , который имел владения на Волынском Полесье и основал неск. мон-рей, в частности Миляновичский мужской в мест. Миляновичи (ныне село Турийского р-на) и Николаевский мужской в с. Блаженик (ныне Турийского р-на). С 1564 г. Ковель с округой принадлежал кн. Курбскому (Острозька Akaдeмiя XVI-XVII ст.: Енцикл. видання. Острог, 1997. С. 77). Первый известный по имени настоятель мон-ря игум. Александр был духовником Курбского, затем И. П. м. возглавляли игумены Александр, Симеон (1578), Исаия (до 1582). В завещании Курбский писал, что желает быть погребенным в мон-ре Св. Троицы в Вербке, «в церкви, у ног отца моего духовного, священноинока Александра». Курбский умер между 3 и 23 мая 1583 г. в Ковеле и был погребен в И. П. м. Впосл. обитель была обращена в приход; в последний раз мон-рь упоминался в завещании, к-рое 18 июня 1594 г. составил луцкий городничий Кирилл Зубцовский, скончавшийся в 1601 г. и похороненный в Вербке (Жизнь кн. А. М. Курбского в Литве и на Волыни. 1849. Т. 2. С. 295). Уже в 1606 г. упоминается только приходская Троицкая ц. с. Вербка, в 1699 г.- настоятель этого храма свящ. Феодор Савчин, преследуемый униатами и местным польским магнатом (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 124).

http://pravenc.ru/text/577910.html

В 1690 г. А. Д. м. был приписан к новгородскому Софийскому собору. До 1764 г. мон-рь владел 120 дес. земли, к нему было приписано 111 крестьян. В 1764 г. упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. 1 сент. 1794 г. по ходатайству архим. Тихвинского Большого муж. мон-ря Игнатия указом митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила (Петрова) А. Д. м. был восстановлен как общежительный, в него были переведены насельники Тихвинского мон-ря (ок. 30 чел.). Мон-рь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митр. Гавриил (Петров), прислав его спустя год - 11 окт. 1795 г. Восстановленный мон-рь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 р. 71 к., в общей сложности его доходы не превышали 110 р. в год. А. Д. м. также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. К кон. XIX в. в А. Д. м. было 2 храма. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Антония Великого, устроенным над гробом прп. Антония Дымского, был воздвигнут в 1655/56 г. трудами строителя мон. Филарета. В результате реконструкции (февр. 1806) и ремонта (1840) был надстроен 2-й этаж собора с главным престолом, освященным во имя Св. Троицы, и с приделом прп. Антония Дымского. 1-й ярус собора состоял теперь из 2 приделов: Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 авг. 1849) и прп. Антония Великого (освящен 10 июля 1850). В кон. XVIII в. был построен деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 г. архим. Тихвинского Большого мон-ря Евфимием. В 1839 г. при игум. Амфилохии мон-рь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, Св. вратами и часовней. В 1840 г., при игум. Иларии, построен 1-этажный братский корпус, в 1846 г.- 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней, в 1849 г.- 2-этажный паломнический корпус, в 1850 г.- хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Особо почиталась в обители Казанская икона Божией Матери (местонахождение после 1917 неизвестно); рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе хранилась железная шляпа святого (весом более 3 кг). Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, совершался крестный ход из мон-ря на Дымское оз. Благодаря частным пожертвованиям, а также дару Оптиной пуст . к сер. XIX в. в А. Д. м. собралась небольшая б-ка (ок. 300 книг). Архив обители, по описи 60-х гг. XIX в., сохранился лишь с 1794 г.

http://pravenc.ru/text/115846.html

С 2012 г. при М. И. м. действуют курсы дополнительного образования для насельниц жен. мон-рей, включенные в образовательную систему РПЦ, на которых преподаются Свящ. Писание ВЗ и НЗ, история Церкви, литургика, история церковного искусства, патрология, агиография и др. В подмосковном с. Остров в бывш. дворянской усадьбе устроены богадельня с домовым храмом в честь Покрова Пресв. Богородицы и хозяйственное подворье. 14 дек. 2014 г. после длительной реставрации состоялось великое освящение собора в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и его бокового придела в честь Рождества свт. Николая Чудотворца, к-рое совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . 11 сент. 2015 г. торжества, посвященные 600-летию 1-го упоминания обители и 15-летию ее возрождения, возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ист.: Выходы государей царей и вел. князей Михаила Федоровича, Алексия Михайловича, Феодора Алексиевича всея Русии самодержцев (с 1632 по 1682 гг.)/Ред.: П. М. Строев. М., 1844; Дворцовые разряды/Собр.: И. Е. Забелин. СПб., 1852. Т. 3; Скворцов Н. А., прот. Мат-лы по Москве и Моск. епархии за XVIII в. М., 1911. Вып. 1; АРГ: АММС; История моск. Ивановского девичьего мон-ря в док-тах XVII - нач. XIX в/Сост.: Д. Г. Давиденко. М., 2015. Лит.: Снегирёв И. М. Основатели секты людей Божиих - лжехристы Иван Суслов и Прокопий Лупкин. М., 1862; он же. Ивановский мон-рь в Москве. М., 1883; Кичеев П. Г. Салтычиха//РА. 1865. 2. Стб. 247-256; Руднев В. Ф., свящ. Блж. схим. Марфа, подвижница моск. Ивановского мон-ря. М., 1889; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1891. Ч. 2; Страхов С. В., свящ. Древнейшие известия о ц. св. Иоанна Предтечи что под Бором на Пятницкой. М., 1893; Юргенсон П. Б. Церковь Иоанна Предтечи что под Бором в Москве//Мат-лы по истории рус. искусства. М., 1928. Вып. 1. С. 11-13; Кириченко Е. И. М. Быковский. М., 1988; Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям Ладанных книг: (Опыт справ.-указателя)//Сакральная топография средневек. города. М., 1998. С. 143-179; Харченко Г. В. Обитель проповедника покаяния//ЖМП. 2004. 9. С. 14-27; она же (Илария (Харченко), инок.). Обновление моск. Ивановского жен. мон-ря. М., 2013; она же. Святые покровители Иоанно-Предтеченской обители. М., 2013; Баталов А. Л. К истории храмового строительства в Москве 1-й трети XVI в. и проблема топографической локализации Ивановского мон-ря//Древнерус. и поствизант. искусство: 2-я пол. XV - нач. XVI в. М., 2005. С. 454-466; Баталов А. Л., Головкова Л. А., Харченко Г. В. Московский Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь. М., 2005; Церковная археология Москвы: Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек/Ред.: А. Л. Баталов. М., 2007; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010. С. 214-223; Руднев В., свящ. Обновление моск. Ивановского жен. мон-ря. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/2564216.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010