Вмч. Никита. Роспись кафоликона Никитского мон-ря в Чучере, Македония. 1314 г. Вмч. Никита. Роспись кафоликона Никитского мон-ря в Чучере, Македония. 1314 г. Образ Н. в воинском облачении был одним из любимых в серб. искусстве, особенно часто его включали в роспись балканских церквей с XIII в.: Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208/09); вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18, на юж. стене); Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия (ок. 1320); Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350); Пресв. Богородицы в мон-ре Каленич (ок. 1413); Св. Троицы в мон-ре Ресава (Манасия) (до 1418). В ц. свт. Николая Чудотворца в Куртя-де-Арджеш, Румыния (сер. XIV в.), на одном из центральных столбов в подкупольном пространстве Н. изображен сидящим на троне, летящий ангел венчает его короной. В греч. искусстве XIV-XVII вв. нередким становилось изображение Н. в хитоне и плаще, напр. в росписи кафоликона мон-ря Ватопед на Афоне (XIV в.); в Метеорах - в мон-ре вмц. Варвары (1546); в кафоликоне мон-ря Преображение (1552, мастер Дзордзис (Зорзис) Фукас); в кафоликоне мон-ря Варлаама (1548, мастер Франгос Кателанос); в парекклисионе св. Архангелов собора в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634); в мон-ре в Хорезу (1654) и мн. др. Имя Н. было хорошо известно в Др. Руси: в частности, святой был небесным покровителем свт. Никиты, затворника Киево-Печерского и еп. Новгородского († 1109). Великомученику был посвящен ряд храмов, о них упоминают летописи, мн. храмы сохранились: в Вел. Новгороде в Плотницком конце (деревянный - 1378, 1-й каменный - 1406, 2-й каменный - 1556), каменный монастырский Никитский собор (освящен в 1561-1564) в Переславле-Залесском. В эпоху позднего средневековья в Москве Н. были посвящены Никитский мон-рь (собор - 1534, 80-е гг. XVII в.), храм на Ст. Басманной (деревянный - 1518, 1-й каменный - 1685, 2-й каменный - 1751), ц. Св. Троицы с приделом во имя Н. (Троицы в Никитниках) на месте деревянной ц. во имя Н. (XVI в.) (1628-1651); храмы, носящие его имя, сохранились в Ярославле (1641) и др. местах.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ БРЯНСКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась на берегу р. Снежеть в урочище Белые Берега Брянского у. Орловской губ. Поводом для основания послужил указ Петра I 1706 г. об укреплении крепости Брянск в ходе Северной войны. В результате были снесены неск. городских зданий, а часть братии брянского Белопесоцкого мон-ря переведена в брянский во имя апостолов Петра и Павла мон-рь , к к-рому их обитель была приписана еще при Патриархе Иоакиме . Др. насельники Белопесоцкой обители отделились и основали на берегу р. Снежеть в урочище Белые Берега скит, первоначально называвшийся Песоцким. После постройки деревянной часовни братия стала служить вечерню, утреню, часы, монашеское правило, причащались же в Петропавловском мон-ре. В 1712 г. белобережские иноки во главе с иером. Исаией испрашивали благословение на строительство вместо часовни храма, но разрешения не получили (ГА Брянской обл. Ф. 7-ОДФ. Д. 227. Л. 15). Белобережская пустынь. Гравюра Ф. Алексеева. 1830 г. (ГМИИ) Белобережская пустынь. Гравюра Ф. Алексеева. 1830 г. (ГМИИ) В 1717 г. настоятель брянского Петропавловского мон-ря архим. Питирим поручил управление Белобережским скитом опытному старцу мон. Серапиону (см. Симеон , прп. Белобережский), ранее подвизавшемуся в брянских лесах. Мон. Серапион ввел в Б. п. строгий устав, запретил братии употреблять мед, пиво, вино и ходить за продуктами в окрестные селения. Сам старец не гнушался тяжелой работы: колол дрова, вручную молол зерно, пек на всех хлеб. В февр. 1721 г. архим. Питирим исходатайствовал указ Синодального казенного приказа о строительстве в скиту деревянной ц. Рождества Иоанна Предтечи, к-рая была возведена в 1722 г. Строительство храма в Б. п. явилось поводом для белобережских иноков обособиться от Петропавловского мон-ря, старец Серапион подал прошение в Синод о предоставлении пустыни самостоятельности, что стало полной неожиданностью для архим. Питирима. Одновременно строитель соседней Полпиной пуст., насельником к-рой некогда был мон. Серапион, наблюдая в 6 км от своего мон-ря возрастание новой обители, стал добиваться ее закрытия. Старец Серапион был оклеветан, отстранен от настоятельства и отправлен в Андроников мон-рь в Москву. Б. п. в 1724 г. была приписана к Петропавловскому мон-рю. В деле белобережской братии принял участие настоятель Андроникова мон-ря архим. Герасим. Разобравшись в возводимых на старца Серапиона жалобах, он сообщил 15 июня 1726 г. Духовной декастерии о его невиновности. Мон. Серапион был оправдан и направлен в Одрин мон-рь Орловской губ., а бывш. вкладчики Б. п. подали прошение о ее восстановлении.

http://pravenc.ru/text/77920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Казанской и Татарстанской епархии), находится в г. Казань. Основан в 1-й пол. 60-х гг. XVI в. как подворье новоучрежденного свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря настоятелем (1555-1564) архим. св. Германом (Садыревым-Полевым). Впервые упоминается в Писцовой книге 1565 г.: «Да у бани двор архимандрита Свияского Богородицына монастыря, а живет в нем дворник Останка...» (Писцовое описание Казани. 2006. С. 136). Вероятно, на подворье останавливались монахи, приезжавшие из Свияжского мон-ря в Казань ( Азлецкий. 1898. С. 4). Казанский мон-рь св. Иоанна Предтечи. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (ГПИБ) Казанский мон-рь св. Иоанна Предтечи. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (ГПИБ) Основным источником по древнейшей истории К. м. является послание 1594 г. митр. Казанского свт. Ермогена царю Феодору Иоанновичу с просьбой об обращении свияжского подворья в самостоятельный монастырь. Согласно этому документу, на подворье имелась ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, основанная архиеп. Казанским Германом. После пожара, случившегося в Казани 23 июня 1579 г., на средства казанских торговых людей вместо сгоревшей была выстроена новая одноименная церковь (1583): «И на посаде, государь, храм Усекновения честныя главы великаго Предтечи Иванна, а прежде государь, поставление того храма - богомольца вашего, бывшаго архиепископа Германа Казанскаго, и жили, государь, в том монастырьке, по келейкам мирские старчики» ( Борисов. 1898. С. 2-5). Колокольня мон-ря св. Иоанна Предтечи в Казани. 1649–1652 гг. Фотография. 2004 г. Колокольня мон-ря св. Иоанна Предтечи в Казани. 1649–1652 гг. Фотография. 2004 г. В Житии свт. Германа, написанном мон. Иоанном между 1657 и 1672 гг., сведения об основании подворья отсутствуют. Но в Житии, составленном П. В. Знаменским , без ссылок на источники утверждается, что на месте К. м., «в старом Казанском посаде на горе стояла прежде богадельня, принадлежавшая церкви Николая Чудотворца Ляпуновского». Именно при ней «в последней год своего святительства» (т. е., вероятно, в 1566-1567) архиеп. Герман построил деревянную ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи ( Знаменский. 1894. С. 20). Посвящение главного храма традиционно связывалось с патрональным святым царя Иоанна IV Васильевича .

http://pravenc.ru/text/1319820.html

Лит.: Описание Железноборовского Предтеченского мон-ря. М., 1838; Жуков Д. Древности церквей и мон-рей Костромской губ.//Костромские ГВ. 1842. 33; Прилуцкий Д. Ф. Описание Железноборовского мон-ря. М., 1865; Румянцев П., свящ. Описание Железноборовского мон-ря Костромской губ., Буйского у. Кострома, 1873; Св. угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 41-42; Воскресенский А. Прп. Иаков игум., Железноборовский чудотворец, и основанный им Иоанно-Предтеченский Железноборовский мон-рь Костромской епархии//Костромские ЕВ. 1912. Отд. неофиц. 18. С. 514-532; 1913. 2. С. 39-53; 3. С. 72-101; 6. С. 169-195 (отд. изд.: Кострома, 1913); он же. Светлое торжество Иаково-Железноборовского мон-ря Костромской епархии//Там же. 1913. Отд. неофиц. 11. С. 358-361; Деятельность духовенства Костромской епархии на удовлетворение нужд военного времени//Там же. 1917. Отд. неофиц. 5. С. 91; Чумаков С. «Богоборец» Иосаф еще жив//Борона. Кострома, 1929. 14 апр.; Всеволод Т. Суд над руководителями Железно-Боровского мон-ря//Там же. 23 июня; Черные клобуки под черными платками//Сев. правда. Кострома, 1929. 12 мая; Е. И. Вместо мощей... 11/2 копейки//Безбожник у станка. 1929. 16. С. 16; Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. С. 462-477; Тиц А. А. На земле древнего Галича: Галич, Чухлома, Солигалич. М., 1971. С. 131; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Сов. России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 147; Конец Железноборовского мон-ря//Буйская правда. 1987. 11 июля; Смирнов В. От Молвитина до Буя//Губернский дом. Кострома, 1996. 3. С. 31-32; Поросятковская Л. А. Обитель под видом сельхозартели//Светоч. Кострома, 1996. С. 43-46; Белоруков Д. Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 36-38; Сизинцева Л. И. Иером. Иоасаф (Сазанов): Эпизод из истории Иаково-Железноборовского мон-ря//Светоч: Альманах. Кострома, 2007. 1. Ч. неофиц. С. 73-77; Ферапонт (Кашин), игум. О двух архивных док-тах, касающихся исторического облика Иаково-Железноборовского мон-ря//Там же. С. 101-106; он же. Иаково-Железноборовский мон-рь: Опыт церк.-археол. исслед.: Дипл./МДА. Серг. П., 2007. Ркп.; Шишков В. Я. Приволжский край//Костромская земля: Краевед. альманах. Кострома, 2007. Вып. 6. С. 557-571; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 190-192.

http://pravenc.ru/text/182215.html

По ведомости 1888 г., Г. м. получил от архиерейского дома 66 454 р., в 1908-1911 гг. капитал мон-ря составлял 15 850 р. Икона Божией Матери «Знамение». Нач. XVI в. (ВГИАХМЗ) Икона Божией Матери «Знамение». Нач. XVI в. (ВГИАХМЗ) К нач. XX в. в б-ке Г. м. насчитывалось более 100 книг (ок. 1810 г. 4 наиболее древние рукописи были переданы еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым) в б-ку Вологодской ДС). В Предтеченской ц. собора за правым клиросом хранилась икона Божией Матери «Знамение» (Воплощение) (нач. XVI в.; ВГИАХМЗ. Инв. 7893). Авторство ее в XIX в. ошибочно приписывалось прп. Дионисию Глушицкому. На иконе Богоматерь и Младенец представлены в окружении «славы», имеющей форму 7-конечной звезды, с 2 огненными серафимами. В XVIII-XIX вв. эта икона почиталась чудотворной, от нее происходили исцеления. Празднование ей в Г. м. совершалось 27 нояб. В соборе, а к 10-м гг. ХХ в. в ризнице Г. м. хранились резная икона Божией Матери «Одигитрия», выполненная, по преданию, прп. Дионисием, и часть его трости. Очевидно, к кон. XIX в. неск. реликвий, связанных с прп. Дионисием, были утеряны. В 1900 г. в Г. м. праздновалось 500-летие подвижнической жизни прп. Дионисия на р. Глушице, мон-рь посетило ок. 6 тыс. паломников. Напрестольный кипарисовый крест из Глушицкого Сосновецкого мон-ря. XVI в. (ВГИАХМЗ) Напрестольный кипарисовый крест из Глушицкого Сосновецкого мон-ря. XVI в. (ВГИАХМЗ) Ок. 1920 г. после закрытия Глушицкого Покровского мон-ря его братия перешла в Г. м., в 1921 г. в обители проживали игум. Феодосий, 2 иеродиакона, 4 послушника. К 1924 г. на территории Г. м. разместились сельхозартель и детский дом для детей Поволжья, в келейных помещениях проживали игум. Никита и 11 насельников. В авг. 1924 г. в Г. м. прибыла комиссия по ликвидации мон-ря, к-рую возглавлял помощник начальника милиции Свердловско-Сухонского (совр. Сокольского) р-на Вологодской губ. И. И. Чуркин. В ее состав входили представители окрестных деревень, заведующие сельскохозяйственной артелью и детским домом. Комиссия запретила братии выходить из мон-ря, у ризничего иером. Питирима были изъяты все ключи, ворота мон-ря охранялись милицией. 15 авг. 1924 г. комиссия составила акт проверки движимого и недвижимого имущества мон-ря, в к-рый включила 3446 предметов. В акт входила и опись серебряной богослужебной утвари, подлежавшей конфискации. Общий вес серебра составил 38 фунтов 59 золотников (15,6 кг). 16 авг. 1924 г. комиссия опечатала сургучом все здания мон-ря, за исключением жилых помещений, ключи сдала в райисполком. Все храмы были закрыты, настоятель и ризничий арестованы и направлены в Вологодский губ. отдел ОГПУ. 21 авг. 1924 г. остававшиеся 9 насельников подали заявления о добровольном уходе и покинули мон-рь, получив на дорогу по 1 р. и по пуду муки.

http://pravenc.ru/text/165175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Ковчег с мощами прп. Иоанна, еп. Зихнийского (ризница мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр) Ковчег с мощами прп. Иоанна, еп. Зихнийского (ризница мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр) (ок. 1258-1333), прп. (пам. греч. 12 дек.), еп. Зихнийский. Происходил из богатой семьи из г. Серры в Македонии (совр. Сев. Греция). Оставшись в раннем детстве сиротой, он был воспитан своим дядей афонским иером. Иоанникием. Ок. 1260 г. они поселились при ц. св. бессребреников Космы и Дамиана близ совр. сел. Хионохори, а с 1270 (или ок. 1275) г. подвизались в основанном Иоанникием св. Иоанна Предтечи монастыре близ Серр. Принял постриг с именем Иоаким и за свои добродетели в 1287/88 г. был избран епископом Зихнийским. Он дал обет Иоанникию, что, став архиереем, продолжит заботиться о мон-ре. После смерти дяди, занимавшего в 1290-1300 гг. Эзевскую (Эзовскую или Эзивскую) епископскую кафедру, еп. Иоаким принял на себя попечение о мон-ре. Он построил большой соборный храм в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, стены, башню, трапезную, обеспечил мон-рь земельными владениями. Благодаря ему обитель получила статус ставропигиального и патриаршего мон-ря. Кроме того, он построил несохранившийся одноименный мон-рь в г. Серры (1328-1329), зависимый от главного мон-ря. Во время гражданской войны в Византии (1321-1325) между Андроником II и его внуком Андроником III еп. Иоаким поддерживал последнего. В 1328 или в 1329 г. епархия, к-рую возглавлял Иоаким, была возведена в ранг митрополии. В 1325 г. Иоаким составил Типикон (отредактирован в 1332), устанавливающий общежительное устройство мон-ря. В 1332 г. Иоаким оставил митрополичью кафедру, удалился в мон-рь св. Иоанна Предтечи и принял великую схиму с именем Иоанн. Он скончался в 1333 г. в возрасте ок. 75 лет. Его гробница находится в месониктиконе соборного храма. Именуемый 2-м ктитором мон-ря, он был причислен к лику святых в чине преподобных в 1505 г. К-польским патриархом Пахомием , ранее бывшим митрополитом Зихнийским. В 1854 г. мощи И. были положены в ковчег и выставлены для поклонения. Служба И., составленная великим ритором Великой ц. Еммануилом, современником К-польского патриарха Пахомия, была издана прп. Никодимом Святогорцем в сб. «Новый Мартирологион». Ист.: BHG, N 2196m; ΝΜ. Σ. 172-184. Лит.: Ιωννης//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 28; BMFD. P. 1579-1612; Μξιμος (Ξυδς), μητρ. Σερρν κα Νιγρτης. Τ μοναστρι το Τιμου Προδρμου στις Σρρες. Σρρες, 20013; PLP, N 8372. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/468989.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИГОРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ Бигорский мон-рь во имя Иоанна Предтечи Бигорский мон-рь во имя Иоанна Предтечи [македон. Jobah Бигорски], действующий, один из основных духовных центров Македонии. Принадлежит Дебарско-Кичевской епархии Македонской Православной Церкви. Расположен в долине р. Радики, между селами Ростуша, Видуше и Требиште. По преданию, зафиксированному мон. Даниилом (1833), основан иноком Иоанном в 1020 г. Упоминание книгописной мастерской Б. содержится в помяннике из Зографского мон-ря 1-й пол. XVI в. Во время тур. владычества мон-рь был заброшен. Возобновлен иером. Иларионом в кон. XVIII в. При игум. Митрофане (1796-1807) начался период расцвета мон-ря. В 1800 г. на основе более ранних церковных сооружений был построен соборный храм по афонскому типу и частично расписан. Преемник архим. Митрофана, игум. Арсений из с. Галичник, завершил фресковую роспись, возвел смотровую башню, палаты, трапезную и др. хозяйственные постройки. Он также возобновил действие подворья Бигорского мон-ря в с. Райчица (1832), где в 1835 г. построил ц. во имя вмч. Георгия. Фрески и храмовые иконы собора Бигорского мон-ря выполнены Михаилом Анагностом и его сыном Димитрием из Самарины в Эпире. Резной иконостас. 1829-1835 гг. Мастер П. Филипович-Гарката с учениками. Фрагмент Резной иконостас. 1829-1835 гг. Мастер П. Филипович-Гарката с учениками. Фрагмент Позднейшие слои настенной живописи относятся ко 2-й пол. XIX в. и сделаны Д. Крстевым и В. К. Гиноским. Резной иконостас, раскрывающий всю ветхозаветную и новозаветную историю, изготовлен в 1829-1835 гг. мастером П. Филиповичем-Гаркатой и его учениками. Деятельность игум. Арсения по расширению Бигорского мон-ря и его подворья в Райчице была продолжена игум. Иоакимом (1840-1862). После его кончины число братии стало постепенно уменьшаться, а мон-рь начал приходить в запустение. После смерти последнего насельника Спиридона Б. был превращен в музей.

http://pravenc.ru/text/149161.html

А. А. Лукашевич, А. А. Турилов Иконография Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись ц. Кралева в Студенице. 1314 г. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись ц. Кралева в Студенице. 1314 г. Согласно исследованию Ж. Лафонтен-Дозонь, изображение композиции «Введение Богородицы во храм» первоначально известно в составе цикла жития Богородицы. В монументальных росписях встречается с IX в. (капеллы Иоакима и Анны в Кызылчукур, IX в., Богородицы и святых Иоанна Предтечи и Георгия в Гёреме, нач. или 1-я пол. X в. (Каппадокия); собор Св. Софии в Киеве, 1037-1345; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря в Пскове, 40-е гг. XII в.; ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1295; ц. Богоматери в с. Сушица близ Скопье (Македония), кон. XIII в.; ц. Спасителя в мон-ре Жича (Сербия), 1309-1316; Кралевой ц. (святых Иоакима и Анны) в мон-ре Студеница (Сербия), 1314; ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия,Косово и Метохия), ок. 1320; собор мон-ря Хиландар на Афоне, 1320-1321; мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Эта композиция в цикле жития Богородицы может располагаться в алтаре (собор Св. Софии в Киеве, ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница), в наосе (ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Кралева ц. в мон-ре Студеница), в параклисе (ц. Спасителя в мон-ре Жича, ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино), в зап. компартименте под хорами (собор Мирожского мон-ря), в нартексе (ц. Успения Богородицы в Дафни, мон-рь Хора). Как отдельное событие, литургически вспоминаемое и празднуемое Церковью, Введение Богородицы во храм изображено на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613), на иконах в составе праздничного ряда иконостаса (фрагмент эпистилия, XII в., мон-рь Ватопед; фрагмент эпистилия, кон. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; икона нач. XIV в., мон-рь Хиландар; икона из Кирилло-Белозерского мон-ря, 1497, КБИАМЗ), а также в монументальных росписях, где композиция представлена как самостоятельный сюжет.

http://pravenc.ru/text/149979.html

Иоанникий (Вакарчук). Поблизости от мон-ря Рынкэчов находится мон-рь Горгану в одноименном селе. На его территории были расположены деревянная церковь (1744) во имя свт. Каллиника Черникского (в 1988 перенесена из с. Дрэгичешти) и часовня во имя исп. Иореста и св. Саввы. Мон-рь до 1996 г. входил в юрисдикцию Арджешской епископии. Настоятель - Иорест (Сума). Церковь прор. Илии мон-ря прор. Илии в с. Арефу. 1995 г. Церковь прор. Илии мон-ря прор. Илии в с. Арефу. 1995 г. В архиепископии основывается много новых мон-рей. Скит Драгославеле во имя вмч. Георгия расположен в 500 м к западу от одноименного села. Был построен в 1929 г. как резиденция для отдыха румын. патриарха. В 1949 г. румынский патриарх Юстиниан (Марина) перенес сюда из Борши деревянную церковь XVII в. В скиту Драгославеле, метохе Бухарестской архиепископии, подвизаются 3 монаха, администратор - архим. Павел (Тодерицэ). Мон-рь Страшного Суда, посвященный Св. Троице, расположенный в с. Йонешти в 7 км от г. Костешти, был построен на территории приходской церкви, рядом с основанным в 1707 г. скитом, ставшим впоследствии мон-рем Бутойул, к-рый после секуляризации монастырских имений был закрыт. В 1999 г. в Троицком мон-ре начато строительство кафоликона. Мон-рь пока не имеет братии, администратор - приходский священник с. Йонешти Корнелий Попеску. Мон-рь Антонешти расположен в 20 км от г. Куртя-де-Арджеш. Церковь, посвященная Рождеству св. Иоанна Предтечи, была основана в 1943 г. на участке, пожалованном Георгием Ербашу. В 1995 г. по инициативе еп. Арджешского Каллиника был образован мон-рь. Церковь была заново освящена 24 июня 2004 г. В мон-ре 3 насельницы, настоятельница - мон. Филофея (Влежу). Мон-рь во имя прор. Илии в с. Арефу был основан архиеп. Каллиником в 1995 г. 1 дек. 1998 г. был основан приписной к мон-рю Преображенский скит. Братию составляют 4 монаха, настоятель - иером. Виссарион (Приставус). Мон-рь Ведя (коммуна Ведя) в 29 км от Питешти был основан в 2007 г. при поддержке архиеп. Каллиника. Кафоликон посвящен Св.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЙОВАНЕ [серб. жен. мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на левом берегу р. Зап. Морава, на склоне горного массива Каблар (см. ст. Овчарско-Кабларские монастыри ). Ранее Й. находился в др. месте, на берегу прежнего русла реки, но в 1954 г. из-за строительства гидроэлектростанции и затопления территории мон-рь был перенесен в безопасное место. Основание обители относят к XIV в., впервые упоминается в тур. источниках ок. 1536 г. Согласно переписи времени тур. султана Мурада III (1574-1595), в мон-ре проживало 6 насельников. В XVI в. при обители работал скрипторий: известны как минимум 8 богослужебных кодексов, созданных с 1559 по 1575 г. (см.: М. Српско рукописно од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 138-139). Три из этих кодексов были переписаны иером. Никифором. Известны имена неск. игуменов, возглавлявших обитель в XVI в.: Матфей, Леонтий, Афанасий и Митрофан. Вероятно, мон-рь пришел в запустение после т. н. Великого переселения сербов (1690). Уже в нач. XVIII в. богослужебные книги из Й., находящегося в запустении, были перенесены в близлежащие монастыри Николе и Св. Троицы. Церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи мон-ря Йоване, Сербия. XVI в. Церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи мон-ря Йоване, Сербия. XVI в. Мон-рь был возобновлен в 1849 г. Согласно легенде, пастух из близлежащего села услышал во сне повеление восстановить запустевший монастырь с обещанием помощи. На следующий день он нашел горшок с золотом. Этот пастух впосл. принял постриг с именем Филимон (в лит-ре иногда Филофей (Попович)) и стал игуменом обители. Монастырь был торжественно освящен в 1850 г. еп. Ужицким Никифором (Максимовичем). После смерти игум. Филимона монастырь опять пришел в запустение, в его церкви монахи из соседних обителей служили только в день престольного праздника. В 1934 г. монастырская церковь стала приходской. В 1936 г. по благословению еп. Жичского свт. Николая (Велимировича) и архим. Рафаила Хиландарца мон-рь был возрожден как женский: в нем поселились 12 сестер во главе с мон. Екатериной из мон-ря Калиште. После затопления территории и разрушения мон-ря сестры жили в мон-ре Николе.

http://pravenc.ru/text/1238007.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010