В многочисленных творениях Златоуста можно видеть места, которые уясняют внутренний смысл иночества. Из многого мы для подтверждения нашего показания возьмем несколько строк: «Мы влечем других в пустыню», писал Св. Иоанн из пустыни «к верующему отцу», «не для того, чтобы они только одевались во власяницу, опоясались поясом, но чтобы прежде всего бежали от греха и возлюбили добродетель» 50 . «Человек удаляется в горы: я, говорит, удаляюсь для того, чтобы не погубить себя» 51 . «Мы должны искать пустынь, образуемых не только известными местами», говорит Св. Иоанн антиохийцам, любвеобильно убеждая их к аскетическому настроению души, «но и нашим произволением и прежде всего другого душу свою вести в необитаемую пустыню». 52 Выясняя эту же свою мысль, проповедник в другой раз говорил своим слушателям: «те, которые были обращены апостолами, жили в городах, а являли благочестие, свойственное пустынножителям» 53 . «Девственник и постник полезен только себе самому. Что пользы в девстве с жестокостью? Что пользы в целомудрии с бесчеловечием? Говорю это не с тем, чтобы опустились руки девственниц, чтобы прекратить девство, но чтобы они не трудились напрасно, чтобы после бесчисленных подвигов не удалились с поприща неувенчаными и покрытыми стыдом». «Девство – дело доброе и вышеестественное; но и это доброе дело, великое и вышеестественное, не быв соединено с человеколюбием, не может ввести даже в преддверие брачного чертога. Посмотри на могущество человеколюбия и силу милостыни. Девство без милостыни не могло довести даже до преддверия брачного чертога, а милостыня без девства привела питомцев своих с великою славою в царство, уготованное прежде сложения мира» 54 . Но Златоуст был искреннейший проповедник любви; с этой точки зрения, отправляясь от слова о любви, смотрел на всякое нравственно-религиозное деяние человека, во всяком его звании и состоянии; чрез эту призму он определял, правильны или неправильны отношения каждого человека к Богу и к ближнему, а у иноков в особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

В британских монастырях духовенство, как выше было разъяснено, состояло из монахов и должно было под­чиняться монастырской дисциплине, при которой весьма легко было регламентировать сроки и контролировать самое про- хождение покаяния. На континенте покаянные определения о клириках, перенесенные сюда шотландскими монахами, нашли для себя подготовленную почву в обычае отсылать низложенных духовных лиц в монастыри 59 , а вскоре затем в установлении общежитий для духовенства, в кото­рых клирики должны были жить под действием полумонашеских правил (regula canonica) Напротив, на вос­ток в эпоху, недалекую от Иоанна Постника , явился юсти- ниановский закон относительно монахов, имеющих духов­ный сан и вступающих в брак, что они извергаются из клира и должны подумать, какой ответ они дадут Богу за свое преступление 61 , т.е. дело оставляется на их со- весть, без какого-либо регламентированного покаяния. Далее следует воспрещение духовным лицам продол­жать супружеское сожитие с женами, на которое я смо­трю, как на западную черту в мерзебургском пенитенциале и как на доказательство его латинского происхож­дения. Профессор Павлов не согласен и с этим. Он возражает, что в славянской „заповеди» говорится о добровольном оставлении клириком своей жены и о возобновле­нии сожития с нею после возведения на высшую степень, латинский же пенитенциал говорит об обязательном безбрачии клириков высших степеней, с прибавкой даже, что нарушающий это обязательство клирик учиняет прелюбодеяние. Признаюсь, что возражение это не совсем понятно. Рецензент желает опровергнуть латинское происхождение мерзебургского пенитенциала, а между тем указывает на несоответствие славянской „Заповеди” мерзебургскому пенитенциалу и, по-видимому, примиряется с тем, что в названном пенитенциале действительно проведена чисто латин­ская мысль, в славянской же заповеди этой мысли не со­держится. Ведь отсюда вытекало бы лишь то, что славянский переводчик смягчил латинскую мысль, не находя воз­можным введения обязательного безбрачия духовенства в новообращенном народе, что не доказывало бы еще грече­ского происхождения славянской „Заповеди».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Икос 5 Видяще дивное Божие о тебе промышление, Иоанне богохвальне, яко от младенческих пелен постническаго жития любитель показался еси, отонюдуже волею Вышняго послан был еси проповедати людем грядущее во Христе спасение. Сего ради со удивлением и любовию тебе взываем: Радуйся, яко, еще младенец сый, царя Ирода устрашил еси; радуйся, от напраснаго убиения тем десницею Вышняго сохраненный. Радуйся, пустыни шипок благовонный; радуйся, высотою подвигов твоих всех удививый. Радуйся, праваго пути верный указателю; радуйся, чистоты и целомудрия предивный хранителю. Радуйся, евангельскаго самоотвержения образе совершенный; радуйся, монашествующих покрове и утверждение. Радуйся, богословствующих умов просвещение; радуйся, грешным милосердия Божия двери отверзаяй. Радуйся, кающимся грешником от Господа прощение подаваяй; радуйся, плоды достойны покаяния творити помогаяй. Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень. Кондак 6 Проповедник славный ты, божественный Предтече, показался еси в пустыни Иорданстей во дни явления Христа Бога миру. Сего бо, Грядущаго к тебе, показал еси людем, глаголя: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира; Егоже мы верою познавше, поем Ему: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси свет истины, Иоанне богопросвещение,  всем являяй Славы Отчия сияние, явльшееся плотски нас ради. Вопиял бо еси в пустыни людем: “Покайтеся, приближи бо ся Царствие Небесное: сотворите плоды достойны покаяния. Се бо грядет по мне, Иже крестит вы водою и духом”. Сего ради похвальная тебе вопием: Радуйся, пришествия Мессии возвестителю; радуйся, путей Господних уготователю. Радуйся, ветхия и новыя благодати ходатаю; радуйся, пророков пределе и начало апостолов. Радуйся, гласе Слова благознаменитый; радуйся, покаяния проповедниче велегласный. Радуйся, многих сынов Израилевых ко Господу обративый; радуйся, люди совершенны Господеви уготовавый. Радуйся, фарисеев и саддукеев дерзновенно обличивый; радуйся, плоды достойны покаяния творити научивый. Радуйся, просвещения духовнаго указателю;

http://isihazm.ru/?id=642&c_pid=7

М.В. Корогодина Глава 2. Исповедь на Руси в XIV в. До нашего времени дошла лишь малая часть исповедных текстов. Чины исповеди писались в основном в требниках, т. е. в книгах, наиболее часто использовавшихся священниками и монахами. Священник брал с собой требник практически постоянно, и рукописи сильно изнашивались и ветшали. Многие дошедшие до нас требники XVI–XII вв. чрезвычайно ветхи, особенно малого, «карманного» формата в 8-ю или в 16-ю доли листа. Листы, на которых записаны чины исповеди, часто находятся в самом плачевном состоянии: они залиты воском, покрыты пятнами и оторваны от корешка, у них обтрёпаны края, многие листы буквально почернели от грязи, другие утрачены. Это легко объяснимо: к чину исповеди священник обращался чаще, чем к чину погребения или крещения. Таким образом, в силу утраты значительного числа рукописей исследователь сталкивается с лакунами среди исповедных вопросников. В настоящее время невозможно полностью восстановить историю текста исповедных вопросников или выяснить все источники, из которых черпали статьи древнерусские книжники. Епитимийные правила, к которым восходят статьи из исповедных текстов, все ещё мало изучены, 111 поэтому сейчас можно установить только связь отдельных правил с исповедными вопросниками. До XIV в. на Руси были известны лишь краткие покаянные тексты самого общего характера, какие известны и по греческим рукописям в некоторых редакциях чина исповеди Иоанна Постника . Так, во многих рукописях встречается Наставление-вопросник, частично обращённое к духовнику, частично к кающемуся, с описанием того, как следует принимать исповедь и о чём спрашивать. В других чинах сохранились краткие вопросники, состоящие всего из нескольких статей общего характера, которые скорее символически обозначают, что в этот момент духовник может начать расспрашивать кающегося, чем указывают вопросы, которые задаются на исповеди. В греческих и южнославянских рукописях изредка встречаются не только прототипы вопросных статей, но и настоящие вопросники. Выше говорилось о вопроснике МСерб-Хлуд. 118. сохранившемся в сербской рукописи XIV в. 112 Однако известны лишь единичные случаи присутствия вопросников, тем более развёрнутых, в южнославянских рукописях. А. И. Алмазов отмечал, что пространные вопросники получили популярность в Византии и на Балканах только в XVII в. Таким образом, исповедные вопросники не были «изобретены» на Руси, но именно здесь эта форма покаянных текстов получила распространение и была детально разработана в XIV первой половине XVII в. Русские вопросники не являются переводом известных ныне южнославянских и греческих текстов. В древнейших русских исповедных вопросниках XIV в. упоминаются те реалии, которые были характерны для Руси; они написаны разговорным языком XIV в., поэтому у нас есть все основания полагать, что они являются произведениями русских авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

19) Ум постника молится трезвенно, а ум невоздержного наполнен нечистыми идолами. 20) Пресыщение чрева иссушает слезные источники, а иссохшее чрево производит сии воды. 21) Кто угождает чреву своему и намерен преодолеть дух блуда, тот подобен старающемуся потушить пожар маслом. 22) При изнурении чрева смиряется сердце, от угождения же чреву кичится помысл. 23) Наблюдай за собою среди дня и за час до вкушения пищи, и узнаешь из того пользу поста. Утром помысл скачет и перебегает от одного к другому; с наступлением шестого часа дня успокаивается несколько; а при захождении солнца совершенно усмиряется. 24) Изнуряй чрево, и, без сомнения, замкнешь уста; потому что укрепляется язык при множестве снедей. Из всех сил борись с чревом, и со всею трезвенностью воздерживай его. Если потрудишься не много, то Господь вскоре будет твоим содейственником. 25) Мехи, если мягки, бывают вместительнее, а если оставлены в небрежении, – не столько принимают в себя. Кто обременяет чрево свое пищей, тот расширяет свои внутренности; а кто борется с чревом, тот сжимает их. Когда же внутренности сжаты; тогда не много будут принимать в себя, и естественно уже делаемся мы постниками. 26) Жажда нередко прекращается жаждою; но голод пресечь голодом трудно и даже невозможно. Когда будет одолевать тебя, – укрощай его трудами; если же невозможно сие по немощи, – борись с ним бдением. Если глаза отяжелели, – берись за рукоделие; но, если нет сна, – не касайся до рукоделия; потому что невозможно занять ум Богом и мамоною, то есть, и Богом и рукоделием. 27) Знай, что часто демон вселяется в желудок, и делает, что человек не насыщается, хотя бы объел весь Египет, и выпил реку Нил. Но по принятии пищи сей нечистый дух удаляется, и посылает на нас духа блудного, извещая его о нашем состоянии и говоря: «бери, и смущай его; когда чрево наполнено, – приведешь его в расслабление». С улыбкой приходит дух блуда, и сном связав нам руки и ноги, делает уже с нами все, что ему угодно, скверня душу и тело нечистотами, мечтаниями, извержениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Приятного поста! Рейтинг: 8.1 Голосов: 1474 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Дмитрий 14 августа 2023, 15:15 А если у человека сахарный диабет или гастрит? Углеводы почти нельзя потреблять или в оченьмалом количестве. Бобовые не всегда положительно влияют на работу желудка и кишечника. Подскажите, пожалуйста. Наталья М. 4 июня 2023, 03:44 Очень полезные статьи, спасибо большое всем, кто трудился над ними! (Вот и в комментариях так много почерпнуть иногда можно.)(Не уверена,что всегда правильно постилась.Но,как в одном комментарии сказала автор комм.,что многое приходит с многолетним опытом.)(А еще добавить от себя хочу,что когда более-менее нормально я соблюдала пост,то талант,,просыпался " во мне вкуснее и разнообразнее готовить пищу,получалось и полезнее.В итоге пост был приятным.)Но непостящимся домочадцам я готовила то,что они любят,мужу и детям,которые учились еще. Дмитрий 28 февраля 2023, 15:25 Бабушка вспоминала что в пост ещё лучше питались чем обычно, в деревне вологодской области было и льняное и конопляное масло и другие забытые нами продукты. Думаю смысл поста от этого совсем теряется и весь ваш список просто заменяет обычную еду Адриана 14 марта 2017, 23:22 Хотя пост и в разгаре хочется поделиться тем, что отсутствует в рубрике. В грузинской кухне есть рецепт овощного блюда без масла с грецкими орехами называется пхали. Овощи (капусту или свеклу, или шпинат, или цветную капусту, или баклажаны отваривают. Или быстро пассеруют в воде подсоленной, измельчают или разминают. Добавляют значительное количество грецких орехов протертых на самой мелкой терке или пропущенных через мясорубку (но лучше тереть, т.к. масло из орехов не выдавливается при таком измельчении), мелко рубленную зелень, чеснок мелко тертый, аджику (которая без уксуса), специи в порошке - кориандр, имбирь, мускат. Перемешивают тщательно, формуют в виде шариков. Иоанна_ 17 августа 2016, 00:14 Александр, есть такая отличная вещь: passata - это протёртые помидоры, причём, помидоры хорошие, итальянские. И это совсем не томатная паста, которую упаривают. Круглый год можно использовать вместо помидоров. Вот, к примеру, итальянский хлебный салат: на блюдо уложить слоем нарезанный вчерашний белый хлеб без корок, залить пассатой, посолить и поперчить, посыпать зеленью, полить оливковым маслом. Можно и мирянам строго поститься, но надо ПОСТЕПЕННО уменьшать количество пищи и её разнообразие. Здесь всё просто: чем меньше едим, тем меньше хочется. Наталье: хлеб едят и всегда ели самые строгие постники с глубокой древности. А у вас не сухоядение, а сыроядение; это из арсенала так называемого " здорового питания " , а вовсе не из аскетической практики.

http://pravoslavie.ru/51792.html

Отмечая эти грехи, автор требует от кающегося (допустившего оные) обстоятельного разъяснения, – в каком именно виде совершен грех, с каким участником, в какие время возраста (до или после 30 лет) и в особенности – сколько раз грешник впадал в тот или другой из таких грехов 305 . Уже после этого, по руководству Иоанна Постника , духовник должен спрашивать кующегося о других грехах, между которыми в данном уставе упоминаются: убийство вольное и невольное, осмеяние родителей, грабеж, причащение по употреблении пищи и питья, осквернение (μινθη) во дни великого поста, причащение по coitum, тайнобрачие (λαθρογαμα), поцелуи, страстные объятия, деторастление, лишение кого-либо платы, оговор, употребление в пищу крови, удушеннаго, или птицею или зверем умерщвлённого, волшебство и чары, еретические мысли, зависть, злопомнение, клятвопреступление, воровство, лжесвидетельство и осмеяние иерея. Специально в отношении женских грехов Постник в особой заметке упоминает только о детоубийстве, об употреблении средств – или направленных к извержению плода, или препятствующих зарождению, и о малакии. 306 Тот и другой, – и особенно последний, – недостатки невольно побуждали духовников вносить те или другие изменения в рассматриваемую теперь часть письменного исповедного чина. Такие изменения, думается, начали допускаться очень рано, по крайней мере со стороны большего усложнена перечня грехов. При употреблении Постникова устава, эти изменения осуществлялись двояко: или основной перечень заменялся более подробным, или ко всему этому уставу, вне существенных в нем изменений, делалось особое соответствующее настоящей цели приложение. Первое относится только к одному из сокращённых изводов Постникова устава – это к тому, который носит надписание «Λγος». В увязываемом здесь, более подробном перечне (в собственном смысле, без всяких разъяснений), сверх выше изложенных грехов, имеются еще: святотатство, богохульство, coitus с евнухом, блуд с некрещенным, похищение девицы, птицегадание, женская страсть к украшениям, вырывание у самих себя волос, некормление грудью ребенка, ограбление гробов, осмеяние духовного отца (сверх осмеяния иерея), отцеубийство, скверноядение, пьянство, мизантропия, сребролюбие, пост в субботу и воскресенье, танцы, актерство, все виды музыки, содержание домов терпимости, ростовщичество, намерение самоубийства, смешение вина с водою, поминовение самоубийц, ношение амулетов, поджог, перемещение знаков деления на полях, оскопление, посещение домов терпимости и колдунов, худое обращение с рабами, пользование подложными подписями, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Обращая внимание на общий характер рассматриваемого чинопоследования, мы не можем не отметить в нем одной особенности, это – почти полное отсутствие уставного элемента, касающегося метода самой исповеди. Автор совершенно опускает речь о пред- и по-исповедных поучениях духовника исповеднику и о методе испытания последнего, предоставляя руководство во всем этом другому специальному уставу и ограничивая свою деятельность исключительно изложением покаянного чинопоследования. Сколь это весьма рационально, о том мы имеем говорить при другом случае. В заключение обозрения настоящего чина надо заметить, что известный нам по единственному списку, он, при этом, встречается среди пространного сборника, посвященного всецело апокрифическим молитвам. III. ρχ ρωτημτων, ν ρωτ νδοχος τν ξομολογομενον. По надписании прямо следуют пространные вопросы, предназначенные только для мужчин и с тем же началом как у Иоанна Постника . По вопрошании совершитель таинства произносить молитву – «Δσποτα Κριε Θες μν, καλν δικαους ις τ γισαι...» – и затем обращается к исповеднику с кратким поучением, в котором указываешь на значение для кающегося – исправления его по исповеди. За поучением снова следовала молитва с нач. «λσθητι, Κριε, λσθητι τος ργοις τν χειρν σου...», по которой уже следовал отпуст 225 . Чин, как очевидно, вполне соответствует своему оригинальному надписанию, так как на вопросную статью в нем обращено преимущественное внимание. В этом отношении он представляет полную противоположность предыдущему чину. Совершенное молчание его о пред-исповедной части последования, вне сомнения, объясняется ничем другим, как её чисто субъективным значением, в силу которого совершение её по известному строго предписанному образцу не представляется делом особенной необходимости. Отмечаемая нами особенность рассматриваемого чина сопровождается другою, более важною по своему значению. Эта последняя относится к молитвам, положенным здесь по исповеди. Так как по-исповедное поучение внесено здесь между двумя помянутыми молитвами, то ясно, что первая из них, хотя и следует тотчас по исповеди, в противность обычному порядку, принятому в греческих исповедных чинах, не понимается разрешительною 226 . Значение же разрешения усваивается уже другой молитве, положенной за указываемым поучением. Последняя составлена исключительно в просительном тоне и очень мало подходит под понятие разрешительной формулы. Ни в других исповедных чинах, ни отдельно, кроме настоящего случая, она неизвестна нам; отсюда мы имеем право заключить о позднем её происхождении и, может быть, нарочитом составлена для рассматриваемого чина. Последний, добавим, известен нам по единственному списку, поставленному во главе огромного канонического сборника; почти несомненно, что он употреблялся на практике, но – судя по единичности его списка, – употреблялся мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

К разряду же печатных руководств по предмету совершения исповеди, наконец, нужно отнести и помянутое нами издание патр. Каллиника . Как отвечавшее понятию практического руководства по совершению самой исповеди, оно, несомненно, имело нередкое практическое приложение 362 . Других выдающихся специальных руководств по трактуемому предмету, вышедших до издания Никодимовского ξομολογητριον-а, по-видимому не было 363 . Другой субъективный элемент, допускавшийся в греческом исповедном чине, это – поучения кающемуся пред исповедью и по исповеди. Внешняя основа, почему этот элемент вносился в исповедный чин, видится в том, что он имел место в прототипе устава исповеди, разумеем – исповедном уставе Иоанна Постника . В пространном изводе этого устава пред исповедью всегда помещалось сравнительно не краткое поучение, произносимое от лица духовника. Идея этого поучения, прекрасно и вразумительно составленного, та, что исповедь, хотя она совершается пред человеком, в существе дела приемлется Богом, который устами священника и прощает здесь грехи, – что кающийся с Божиею помощью должен исповедать все грехи, что исповедь есть установление Божественное, в подтверждение чего составитель приводить несколько относящихся сюда мест Писания, – что исповедник не должен стыдиться исповедовать свои грехи, а по исповеди не должен обращаться к тем же грехам, как пес на свою блевотину, – в награду за все это кающийся получит не только прощение грехов, но и венец праведника 364 . По исповеди, согласно тому же уставу, совершитель должен обращаться к исповеднику только с кратким наставлением о воздержании от греха и сохранении заповедей Господних 365 . Сверх того, по полном совершении исповедного чина, духовник должен обращаться к исповеднику с вопросом, – исполнение какой епитимии кающийся находит для себя наиболее целесообразным? 366 Таким образом, по этой редакции пространное по-исповедное поучение не обязательно. По данному уставу исповеди это вполне понятно, если принять во внимание, что увещание к устранению на будущее время от исповедуемых согрешений – увещание, наиболее приличное по исповеди, – здесь, как можно видеть, входит в содержание поучения пред-исповедного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Таким образом, остается сказать только об отношении русских исповедных вопросов к таковым же греческим. В этом случае за русскими статьями надо признать самостоятельность и со стороны происхождения и со стороны содержания. Мы говорим со стороны происхождения, потому что, как замечено выше, первооснованием русских исповедных вопросов (для мирян) послужил особый епитимийный номоканон. Неспорно, конечно, в момент первоначального редактирования вопросных статей русские списатели пользовались для этой цели греческим источником – разумеем, – уставом исповеди Иоанна Постника . След такого заимствования сохранился в любой (общей) вопросной статье, в первом ее вопросе:– «Како вопервых растлися девство твое, чадо...» и пр. Но этот устав, как сам не заключающей в себе вопросной статьи в строгом смысле этого понятия, имел значение здесь только принципиального источника, но никак не источника практического – источника, применительно к которому на Руси составляли вопросные статьи, но не источника, из которого бы непосредственно заимствовали их содержание. – Это мы говорим об общих вопросных статьях, т. е. для мужчин и женщин – мирян. Что же касается до вопросных статей специальных, то к ним утверждаемый нами взгляд тем большее имеет приложение. Правда, и у Греков, как нам уже известно, имелись вопросные статьи и специального назначения. Но 1) все эти статьи явились там никак не ранее XVII в., т. е. в то время, когда в русской исповедной практике, данные статьи начинают уже терять (с официальной точки зрения) свое значение; 2) все эти статьи построены по преимуществу под руководством того номоканона, который становится известным на Руси только с 1620 г. и 3) эти статьи относятся только к лицам, занимающим особое положение в церковном обществе, т. е. к священнослужителям и мирянам; что же касается до лиц, занимающих особое положение в гражданской сфере, то для них в греческих ξομολογητριον-ах не существовало специальных вопросов, так что – такие русские вопросы, как для поселян, торговых людей, боярынь, вельмож – не имеют для себя аналогии в исповедных (рукописных) греческих памятниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010