Иоанн был строгий постник и, конечно, приучил своих учеников к постничеству; фарисеи со своими учениками тоже соблюдали все положенные и установленные обычаем посты, а ученики Иисуса не постились. Ученики Иоанновы, как уже сказано выше, относились с завистью к возрастающей славе Иисуса; они все еще считали своего учителя выше Иисуса, и потому относились к Нему почти враждебно. Понятно, что при таких условиях фарисеям нетрудно было обратить внимание учеников Иоанна на то, что ни Иисус, ни ученики Его не постятся. Этого было достаточно, чтобы начать разговор о посте; и начали его, по всей вероятности, фарисеи, поддержали же их ученики Иоанновы; при этом, весьма возможно, что тот же вопрос повторили за фарисеями и ученики Иоанна. Таким образом примиряется кажущееся разногласие в повествованиях Евангелистов. Евангелист Матфей и Апостол Петр, со слов которого писал Марк, обратили больше внимания на вопрос учеников Иоанна, и потому умолчали о вопросе фарисеев; а Евангелист Лука, собиравший сведения от других очевидцев, сообщает только вопрос фарисеев, служащий как бы продолжением прежнего их вопроса. Ученикам Иоанновым Иисус отвечает словами их учителя. Они должны были помнить, как после спора их с иудеями об очищении Иоанн сказал им: друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха (Ин. 3, 29). Поэтому, как бы напоминая им эти слова, Иисус говорит: « Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Ведь ваш учитель назвал Меня женихом, а себя — другом жениха; другом, которому надлежит радоваться, пока с ним жених, а не печалиться и поститься. Поэтому и Мои ученики, как друзья жениха, как сыны чертога брачного, пока Я с ними, пока слышат голос Мой и внимают Мне, должны радоваться. Время печали и поста еще не пришло для них; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». Последними словами Иисус хотел внушить Своим ученикам, что Он не всегда будет с ними, что Он будет силой временно отнят у них и что тогда настанут для них дни испытаний, печали и поста; но они не поняли этих слов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Наоборот, можно поститься телесно и не иметь понятия о посте духовном. Это уже будет не пост, а только наружное подобие его. В таком роде держали пост и фарисеи. Господь Иисус Христос обличал их за лицемерное постничество. Но теперь, когда шел вопрос, почему ученики Спасителя не постятся, Он не обратился к вопрошавшим с обличением их. Ведь между вопрошавшими были и ученики Иоанна, истинного постника. Спаситель не порицает их поста. По-видимому, Он имеет в виду именно учеников Иоанновых. И рече им Иисус: еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть жених; Приидут же дние егда отъимется от них жених, и тогда постятся ( Мф.9:15 ). «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Ученики Иоанна усилили пост потому, что учитель их взят был под стражу и томился в тюрьме. Они переживали печальное время. Естественно, что они в знак скорби усилили пост. Но везде и во всем требуется благоразумие. Не хорошо и не благовременно плакать гостям на брачном пире. Спаситель Себя называет Женихом. Так о Нем говорил и Иоанн Креститель, называя себя другом Жениха. Ученики его слушали, что говорил учитель их: «вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имевший невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась» ( Ин.3:28–30 ). Господь Иисус Христос есть Жених, а Невеста Его есть Святая Церковь . Ученики Его, находясь при Нем, суть друзья Жениха. Пока Он видимо с ними, неблаговременно предаваться печали. Настанет пора, когда Он отнимется от них и руками беззаконников будет предан на смерть. Тогда для них будет время печали и скорби. Тогда и станут они предаваться посту. Так Спаситель ученикам Иоанна напомнил о свидетельстве их учителя и защитил Своих учеников от нарекания и упреков в том, что они не содержат постов. Строго говоря, как Сам Спаситель, так и ученики Его жили просто, бедно, а притом и весьма воздержно в нище.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Пост как основание всех добродетелей Священное Писание о необходимости поста. – Пример постных подвигов Иоанна Крестителя и Господа нашего Иисуса Христа. – Воздержание в пище как признак истинных учеников Христа. – Воздержание есть плод духовный. – Пост и духовные добродетели. – Пост должен идти рука об руку с рассуждением. – Можно ли мирянам не есть мясное? – «Будем есть рыбу, но не будем есть рыбака». – Должны ли дети поститься? Мы продолжаем беседы о добродетелях и сегодня поговорим о необходимости поста. Как известно, фарисеи пренебрегали духовной жизнью и вниманием к себе, заботились только о соблюдении предписаний Моисеева закона, в частности о том, чтобы не вкушать пищу неумытыми руками. Обличая их, Спаситель сказал: Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека 81 . Толкуя эти слова превратно, многие делают такой вывод: можно есть все, что угодно, это человека не оскверняет. Однако далее в Евангелии этим словам дается объяснение: Еще ли не понимаете, – говорит Спаситель, – что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека 82 . Здесь говорится об обычае того времени не вкушать пищу немытыми руками. И в наше время есть такой обычай, но мы следуем ему только ради здоровья, а в древности иудеи придавали мытью рук некоторое мистическое значение: они считали, что неисполнение этого предписания оскверняет душу. Мы знаем, что Предтеча Господа, Иоанн Креститель, имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед 83 . Последний пророк Ветхого Завета и первый пророк Нового Завета, величайший из всех рожденных женщинами, как сказал о нем Сам Спаситель, – был необыкновенным, строжайшим постником. Он вкушал такую пищу, которая у нас может вызывать даже отвращение: ел насекомых. (Моисеев закон разрешал употреблять в пищу саранчу.) И при этом мы нигде не видим, чтобы Спаситель упрекал Иоанна Крестителя в том, что тот подвизается чересчур строго. Наоборот, Он восхвалял его и, между прочим, говорил так: Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам 84 . Спаситель указывал на чрезвычайный подвиг Иоанна Крестителя как на один из способов привлечь людей к покаянию, в данном случае строгостью и ревностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

     И Сам Господь приводит ниневитян в пример всем кающимся в следующих словах: Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись (пребывая в посте) от проповеди Иониной; и вот здесь больше Ионы (Мф. 12,41; см.: Лк. 11, 32). Но вы скажете: Христос освободил нас от ига ветхозаконного, что и слова апостола Павла подтверждают: Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной (Гал. 4, 31). И далее пишет: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1).      Ответствую и вам следующими словами апостола Павла: Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа (Гал. 5, 2). Из сих слов ясно обнаруживается, от какого ига Христос освободил нас: здесь имеется ввиду иго ветхозаветных жертв, например, обрезание, которое было видимым знаком и символом завета, заключенного между Богом и Авраамом. Мы уже более не обрезываемся, не приносим в жертву овец, тельцов, волов, козлов, птиц и других животных. Но не освободил нас Христос от того ветхозаконного ига, которое относится к богопознанию и благим установлениям. Иначе мы будем свободны от самого Закона, который дан Богом на скрижалях.   3. Примеры поста, взятые из Нового Завета и святых отцов Спаситель наш Господь Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей, сказав искусителю: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4; см.: Мк. 1, 13; Лк. 4,4).      Пророк Божий и Предтеча Иоанн, о котором Сам Господь свидетельствует, что он, больший из рожденных женами, был великим постником. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Мф. 3, 4). Вот что еще говорит о нем Христос: Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет (Мф. 11, 18). Господь называет его Пророком и больше Пророка, паче же Ангелом, присовокупляя сии слова: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 9-11). Житие Иоанна Предтечи в пустыне воистину было равноангельным, посему одно из его духовных имен - Ангел пустыни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

«И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (ст. 7). Иоанн Креститель, в отличие от многих людей, не искал своей собственной славы, но прославлял Того, ради Которого пришел, — Господа Иисуса Христа. В этом была и пророческая проповедь, и необыкновенное смирение. Все люди смотрели на Иоанна как на некое непостижимое чудо, как на совершенно необыкновенного во всех отношениях человека: постника, пустынника, беспристрастного обличителя равно и бедных, и богатых, и власть имущих. Он даже посмел, как мы знаем из евангельского повествования, обличить самого царя Ирода, за что и был казнен (см. Мф.14:3-12 ; Мк.6:17-29 ; Лк.3:19-20 ). И этот человек говорит: «Не прославляйте меня, потому что я никто, за мной грядет настолько Сильнейший меня, что я не достоин даже развязать ремень обуви Его». «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (ст. 8). Здесь Иоанн открывает тайну будущего Крещения. «Я крещу вас только образно, — как бы говорит он, — символически, помогаю вам найти рубеж, после которого вы можете начать новую жизнь». Это похоже на то, как мы сейчас говорим: «Все, с завтрашнего дня я этого делать не буду». Зная человеческую немощь, Господь установил такой обряд крещения Иоаннова, чтобы оно служило внешним знаком того, что человек, живший в грехах, ныне омылся и будет жить по-новому. Но Господь Иисус Христос «будет крестить вас Духом Святым». Это не значит, как об этом превратно думают сектанты, что при Таинстве Крещения не должна употребляться вода, а крещаемый должен сподобиться лишь наития Святого Духа. Это прелесть. Православные не разделяют крещения водой и крещения Духом, но исповедуют, что во время внешнего обрядового действия — троекратного погружения человека в воду — на него сходит Дух Святой. А если мы этого внешнего условия не исполним, то есть не примем от православного священника крещения во имя Пресвятой Троицы, то Дух Святой на нас не сойдет. По учению святых отцов, после того как человек третий раз поднимается из воды, Дух Святой очищает его не только от личных грехов, но и от первородного греха, который все мы унаследовали от наших прародителей и с которым мы рождаемся, — это наклонность ко греху, удобопреклонность человека к совершению зла. Крещение во имя Пресвятой Троицы, установленное Господом Иисусом Христом, чистым во всех отношениях сохранилось ныне только в Православной Церкви. Мы вспоминаем крещение Иоанна Крестителя сегодня и готовимся к воспоминанию Крещения Господа Иисуса Христа также и для того, чтобы глубже понять значение этого Таинства.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Итак, основная мысль пророчества Захарии может быть сведена к следующему умозаключению: совершилось спасение Израиля, и воздвигнут рог спасения в дому Давида, ибо родился Предтеча. И это понимание ставит рождение Предтечи в живую и существенную связь с рождеством Христовым, о котором повествуется далее, во второй главе Евангелия от Луки, но в первой же главе прибавлено еще несколько слов о детстве Предтечи (I, 80), сведения о котором совершенно отсутствуют у всех других евангелистов. Вот эти слова: «младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю». Первая, подчеркнутая, половина этого стиха иметь себе неслучайную параллель в 2, 40: «младенец Иисус же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем». Итак, о возрастании и укреплении духом двух младенцев: Иоанна и Иисуса, содержится в Евангелии от Луки одинаковое сказание. Это, очевидно, преднамеренное даже и чисто словесное сближение младенческого возрастания Предтечи и Христа содержит в себе также косвенное подтверждение общей мысли о единственной и исключительной близости Предтечи к Господу и к совершенному Им делу спасения. (Но, вместе с тем, конечно, характерно и различие, – прибавка в 2, 40 сравнительно с I, 80). О всей жизни Предтечи до выступления на проповедь Евангелие от Луки содержит только одно слово: – «и был в пустынях ν τας ρμοις до дня явления своего Израилю» (I, 80). Какая это была пустыня, не говорится, вероятнее всего, то была каменистая пустыня к востоку от Иордана. Евангелист хочет дать здесь не географическую, но духовную дату, установить пустынножительство Иоанна. В пустыне же настигло его и призвание Божие, к которому он себя готовил: «при первосвященниках Анне и Каиафе был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( Лк. 3,2 ). В пустыне же раздалась и первая его проповедь: «в те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» ( Мф. 3, 1 ). Здесь же он начал и крещение: «явился Иоанн, крестя в пустыне» ( Мр. 1,4 ). Это обстоятельство является настолько существенным для жизни и деятельности Предтечи, что оно предсказано у пророка Исаии (40): «глас вопиющего в пустыне», и, как мы уже знаем, пророчество это приводится у всех евангелистов ( Мф. 3,3 – Мр. 1,3 – Лк. 4, 4 – Ио. 1,23). В связи с этим евангелист Матфей 3,4 и Марк 1,6 приводят четы и его постничества и подвижничества: «сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед». (Великое постничество Предтечи косвенно свидетельствуется и в речи Господа к народу об Иоанне; «прииде бо Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет» ( Лк. 7,33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Митрополит Иларион: Церковь призывает нас молиться друг за друга. Конечно, кто-то может сказать: какой смысл молиться, если Бог и так все знает; зачем мы должны молиться о каком-то человеке, если Бог и так ему либо поможет, либо нет. Неужели мы добрее или лучше, чем Бог знаем, что нужно этому человеку? Но на самом деле Бог нас призывает молиться друг за друга, потому что через это мы выражаем свою любовь к нашим близким. Мы знаем немало случаев из истории, когда, например, молитва матери спасала детей от смерти, когда молитва какого-то человека явным образом воздействовала на судьбу другого человека. Если говорить о молитве за усопших, то для нас мертвых вообще не существует. Когда близкий нам человек переходит в иной мир, он продолжает там жить. Он также, а может быть и еще больше, чем при жизни, нуждается в наших молитвах. Поэтому через нашу молитву об умершем человеке, мы проявляем к нему любовь, продолжаем о нем заботиться. Кроме того, через эту молитву мы ощущаем живую связь с этим человеком. Поэтому эта молитва нужна не только ему, но и нам. Я хотел бы завершить эту передачу словами Иисуса Христа словами из Евангелия от Иоанна: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21). Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5824805...

- На некоторых иконах Предтеча изображён с крыльями. Почему? - Такие иконы появились на Руси в XV-XVI веках. Сама же идея изображать Крестителя с крыльями возникла в XIII веке и связана была с богословским воззрением, что св.Иоанн Предтеча является в высшей степени аскетом, пустынником и постником: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф.3,4); крылья же на иконах - символ чистоты его жизни. - Батюшка, а может это быть связано также и с тем, что Ангелы суть вестники и быстрые исполнители воли Божией, а Предтеча и был вестником, пророчествуя о приходе Мессии: «Идущий за мною сильнее меня; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3,11)? - По свидетельству св.Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя называют Ангелом потому, что он говорил не от себя, а возвещал тайны Божии, был вестником, что в переводе и значит «Ангел». Сам Христос говорит о св.Иоанне: «Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мф.11,10). - В Священном Писании также говорится о крещении страданиями и кровью мученическою. Как это понимать? - Это значит, что не успевшие - именно не успевшие, а не не захотевшие - принять водное Крещение, но умершие мученическою смертью и пролившие кровь свою за имя Христово, за веру христианскую, почитаются Церковью как крестившиеся кровью. Например, те из язычников, кто принял мученичество за Христа, омылись собственной кровью, и Крещение их полное и действительное. - Зачем крестить младенцев, ведь они ещё не успели наделать грехов, какие надо было бы смыть Крещением? - Спаситель сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14). При Крещении каждому человеку даётся Ангел Хранитель, и дитя оказывается под защитой. А если младенцы не крещены, то они находятся вне Церкви. Их нельзя причастить, помолиться за них на проскомидии во время литургии, при необходимости пособоровать. В Таинстве Крещения каждый получает благодать Духа Святого, очищающую от первородного греха. Недаром ведь свт.Иоанн Златоуст называет Крещение «баней пакибытия», а ап.Павел - «банею возрождения и обновления» (Тит.3,5). Как люди, побывавшие в бане, омываются от скверны и пороков телесных, и выходят чистыми, и одеваются в чистые одежды, так и христиане, вшедши в «баню» Святого Крещения, омываются от скверн греховных - очищаются, освящаются и одеваются в светлые одежды, делаясь чадами Божиими. Как говорил апостол, «омыстеся, освятистеся, оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» (1Кор.6,11).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

На этом же пиру подошли к Иисусу Христу ученики Иоанна Предтечи. Сам Иоанн был строгий постник и учеников своих приучил так-же к строгому посту. Они знали из свидетельства Иоанна Крестителя об Иисусе Христе, что Он – Мессия, и удивлялись, почему Он освободил учеников от соблюдения поста. Они спросили Иисуса: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» Иисус Христос отвечал им: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда он отнимется у них, и тогда будут поститься. (Пока Я с Моими учениками, неуместна для них печаль и скорбь; они будут поститься и печалиться, когда Меня не будет с ними). И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще больше. Не вливают также старого вина в мехи ветхие; иначе прорываются мехи и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи – и сберегается и то, и другое. Для последователей Иисуса Христа не нужны старые обряды; христиане должны изменить настроение своей души, обновить жизнь свою; затем изменятся сами собою и обычаи жизни людей). IV. Дела и учение Христа от второй до третьей Пасхи 25. Исцеление расслабленного при овчей купальне ( Ион.5:1–47 ) Иисус Христос пришел в Иерусалим на вторую Пасху. Один раз Ему случилось проходить недалеко от Овечьих ворот, в которые прогоняли жертвенных животных. Недалеко от этих ворот была купальня, куда один раз в год сходил Ангел Божий, возмущал воду – и она получала чудесную силу исцелять больных. Вокруг купальни некоторые сострадательные иудеи устроили пять крытых ходов, в которых лежало множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидавших движения воды. Кто первый входил в нее после возмущения воды, тот выздоравливал от болезни. Эта купальня называлась Вифезда – дом милосердия. Спаситель увидел здесь одного расслабленного, который был болен уже 38 лет. Он обратился к этому больному с вопросом: «Хочешь ли быть здоровым?» «Да, Господи», отвечал он, «но я не имею человека, который бы опустил меня первым в купальню после возмущения воды; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Господь сжалился над страдальцем, так терпеливо переносившим свою болезнь, и сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Правда, Господь пришел призвать и спасти всех, и самомечтательных праведников; но пока они не оставят самомечтания о своей праведности, призвание их будет бесплодно и спасение для них невозможно, ибо в этом состоянии они не способны принять слов призвания и получить спасение» . Фарисеи же, смущенные, но не вразумленные внушениями Христа, выставляя себя учениками Иоанна Крестителя, дерзнули противопоставить Учителю Иоанна как образец истинного подвижнического постничества. «Почему, — спросили они Иисуса, — почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?» Господь отвечал им на это тремя сравнениями: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше». (Лк. 5, 33–39) «Смысл слов, которыми отозвался Христос на вопрос фарисеев, таков: “Пока Я нахожусь с Моими учениками, им не время печалиться и выражать свою печаль постом. Я еще с Моими учениками, и это для них время радости и веселья. Когда же Я буду взят от них телесно (указание Господа на Свою смерть), тогда будут они выражать свою скорбь и постами, а теперь еще время радости и веселья. Если одежда довольно поносилась, то благоразумнее к разорвавшемуся месту пришить заплату из поношенного же, а не нового, твердого, иначе новое отдерет, и дыра будет больше. Новая суровая заплата означает здесь пост, а старая одежда — слабость или несовершенство учеников”. Смысл этих слов таков: “Ученики еще не утвердились, но требуют еще большего снисхождения; они еще не обновились духом; при таком их состоянии не должно налагать на них тяжких заповедей” (свт. Иоанн Златоуст).

http://pravoslavie.ru/3056.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010