БОГОСЛУЖЕНИЕ Во время богослужения, во время совершения всех Таинств и молитвословий будь доверчив, как дитя по отношению к своим родителям. Помни, какие великие отцы, какие светила вселенной, Духом Святым озаренные, руководят тобой. Как дитя, будь прост и доверчив, не сумнителен в деле Божием. Всю печаль возверзи на Господа, а сам будь совершенно беспечален. «Не заботьтесь, как или что сказать... ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф. 10:19, 20 ). Давно Господь снял с нас эту заботу, эту печаль, научив богоносных отцов наших Духом Святым, что глаголать Господу при богослужении, совершении Таинств и при разных обстоятельствах человеческой жизни, требующих молитвы, низводящей свышнее благословение. Нам должно быть легко молиться. Только вот враг стужает 9 . Да что его стужения, если сердце наше утверждено в Господе! Вот беда, если мы не в Боге, если веры твердой в нас нет, если пристрастиями житейскими связали мы себя, если разум наш горд и кичлив, тогда и в святейшем, непорочнейшем деле богослужения, совершения и причащения Святых Таин диавол будет сильно запинать 10 нас (1). В богослужении указываются нам церковью предметы или нужды, о которых мы должны молить милосердие Божие с несомненной надеждой на получение их, потому что мы просим о имени Господа Иисуса Христа, сказавшего: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Ин. 14:13 ) (1). Как влечет к Себе Господь через богослужебные песни, стихиры, каноны и весь состав богослужения и до скончания века будет привлекать избранных верующих, любящих службу Божию! Какое богатство горячего покаяния, сердечного умиления сокрыто в нашем богослужении! День и ночь стояли на молитве многие подвижники, привлекаемые любовью ко Христу, принесли в жертву возлюбившему и любимому ими Христу величайшие подвиги воздержания, молитвы и созерцания (4). Когда смущение и какое-то бессилие сердца препятствуют тебе произносить во время богослужения слова молитв, тогда сочти это смущение и безсилие за мечту вражию (демонскую), отбрось уныние, малодушие и робость и о имени Господнем говори не торопясь, спокойно и намеренно громче, и ты одолеешь смущение и бессилие и получишь бодрость и силу. Верующему и уповающему все возможно. Надо бороться и побеждать (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Братья возлюбленные! Во время чтения или проповедования Слова Божия крайне берегитесь быть рассеянными и никогда не сейте на тернии, то есть на сердцах, заросших страстями и похотями. Слушайте все Слово Божие добрым и благим сердцем, то есть сердцем с живой верой, с добрыми и святыми помыслами (9). Мы все духовные мертвецы. «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» ( Мф. 8:22 ), – сказал Господь одному ученику Своему, который просил у Него позволения прежде сходить и похоронить отца своего и потом следовать за Спасителем, то есть оставь мертвых по душе людей, хотя живых с виду, оставь погребать своих мертвецов по телу. «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» ( Откр. 3:1 ), – еще говорит Господь в Откровении одному по виду благочестивому человеку. Да, мы мертвы душой, братья, и вот так же и наши умерщвленные грехом души Господь часто Своим действенным, живым словом, Своей вседействующей благодатью пробуждает от мертвого сна греховного; наши-то души слышат и ныне часто Его всеоживляющее слово, как тот умерший наинский юноша: «юноша! тебе говорю, встань!» ( Лк. 7:14 ) – и восстают по Его гласу (9). Часто бывает, что сын, удаленный по каким-либо обстоятельствам от своих родителей, спустя долгое время после разлуки получив от них письмо, до того предается восторгу сердца, читая его, до того сердце его возгорается любовью к ним, что в письме видя как бы самих родителей, лобызает их драгоценные строки. То же делают благочестивые люди при чтении Слова Божия: «водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не видением, – то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор. 5:6–8 ). И эти люди, живя на земле, как бы вдали от Бога, своего любящего Отца, радуются самой высокой, восторженной радостью, когда читают святое Слово Его, оставленное нам в Писании, и, видя в нем как бы Самого Бога, лобызают Его животочные сладчайшие слова (10). «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» ( 1Пет. 1:24, 25 ). В самом деле, я – как трава: расту, цвету, старюсь, умираю, и весь цвет мой опадает, а Слово Господне точно пребывает вовеки, переживает столетия и тысячелетия, оставляя людей попеременно в последовательном течении рождаться, жить и умирать. Все меня убеждает, что я точно как трава, а Слово Господне и Евангелие и истина евангельская пребывают вовеки (10).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В год появления секты еноховцев (1886) вероучение ее заключалось в следующем: «настало последнее время существования мира. Чрез 3,5 года, считая с коронации Государя Николая II, 14 мая 1895 года, Христос придет судить живых и мертвых». Предвестники славного Христова пришествия Илия и Енох в лице Иоанна Кронштадтского и о. Николая Благовещенского – уже пришли и проповедуют миру покаяние. Уже и антихрист воцарился в лице царствующего Государя Николая II. Действие свое антихрист начал еще раньше; он прежде скрывался под чужим именем, присутствовал в сенате и издавал указы об убое скота во время чумы и людей во время холеры 1902 г. На нем всецело исполнились слова пророка Даниила: «А десять рогов, значит, что из этого царства восстанут 10 царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних и уничтожит трех царей. ( Дан.7–24 ). Он – антихрист, т.е. настоящий Царь, уничтожил трех царей: взорвал миной Александра II-ro, отравил Александра III-ro и сместил с престола настоящего Николая II, который теперь скрывается от антихриста, неизвестно где, но в свое время явится и овладеет царством. При коронации он убил 30 тысяч христиан, как о том сказано в Апокалипсисе: И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклониться образу зверя ( Откр.13–15 ), и еще: пятый Ангел вылил чашу свою на престол; и сделал Царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания ( Откр.16:10 ). Все же добрые и полезные узаконения царя – антихриста – ничто иное, как лесть и обман, дабы расположить на свою сторону неопытных в вере. Воцарившись в Русском Государстве, которое уподобилось по своему неверию и беззаконию царству иудейскому пред пришествием Христа на землю, и утвердив свой престол в Петербург в и Москве, – этих духовных Содоме и Гоморре – он покорил себе и Церковь , прельстив представителей ее архиереев и священников – жалованьем, крестами и медалями, так что в Церкви теперь осталась одна видимость. Ее настоящее состояние вполне напоминает состояние церкви ветхозаветной во время Христа и Апостолов: было тогда у евреев и священство, и храм, и жертва, и все книги закона, но никто из священников и первосвященников не узнали Христа и не поверили Ему, и не последовали за Апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В какой высокой среде поставлен христианин, к какому высочайшему святому обществу он приписан как христианин и член Церкви! «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем " ( Еф. 2:19–20 ). Помни это, христианин, и живи достойно звания, во всякой добродетели (4). Род человеческий есть единое, великое древо Божие, разросшееся по всей земле и ветвями своими покрывающее всю землю. K прежнему гнилому корню, падшему Адаму, Божией премудростью и благостью привит новый, живой корень – Господь Иисус Христос, от Которого и ведут свое начало христиане, как отрасль от целого дерева. В деревьях – жизнь земная, органическая; в роде христианском – жизнь Христова, небесная, духовная, и на душевные способности и силы истинных христиан надобно смотреть как на силы Самого Христа Иисуса. «Мы имеем ум Христов» ( 1Кор. 2:16 ), – говорит апостол об истинных христианах; равно и на дела добродетели надо смотреть как на плод благодати Христовой. Не по-христиански живущие христиане составляют сухие ветви на отрасли, идущей от корня – Христа, и всякую ветвь, не приносящую плода, Отец Небесный отсечет и бросит в огонь ( Ин. 15:2, 6 ). Язычники – отрасль невозрожденная, неоживленная, идущая от гнилого корня – Адама. Верой и они прививаются к отрасли живой, здоровой – к телу Церкви, этому телу Христову (6). Когда я вспомню о Сыне Божием, восприявшем в единство Божества Своего человеческую природу, и о том, как живут именующиеся христианами, то берет меня страх и жалость: страх потому, что ожидаю великого гнева Божия на невнимательных, неблагодарных и злонравных; жалость потому, что вижу многое множество христиан, добровольно лишающих себя неописанного блаженства будущей жизни и ввергающих себя в огонь вечный на вечные муки (6). Если плотскому человеку легко, то духовному тяжело; если внешний человек цветет, то внутренний тлеет. Вот как противоположны в нас ветхий человек, греховный, плотский, и человек новый благодатью Христовой; потому-то апостол и сказал: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор. 4:16 ). И это мы часто сами испытываем. Потому истинный христианин должен желать злостраданий внешних, плотских, мирских; они укрепляют дух его. О ропоте он и думать не должен. Как роптать на то, что приносит пользу его безсмертной душе, хотя и средствами очень противными для его плотского человека! Болезни, пожары, похищения, бедность, несчастия, войны, голод часто благодеяния душе (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В какой-то степени сблизить толкования Ипполита и так называемого Иоанна Кронштадтского можно при условии допущения, что антихрист, как главный лидер и политический стратег, в ряде баталий не будет участвовать лично; несмотря на то, что их ходом будут руководить его полководцы или союзники, победа, так или иначе, достанется лично ему. Подводя итог сказанному, отметим. В последние времена Ближний Восток и примыкающие к нему регионы станут ареной крупных военных походов и батальных сцен. Сражение, имеющее произойти после сигнала шестой ангельской трубы и сражение, связанное с нашествием Гога, отмеченное в проповеди Иезекииля, произойдут не позднее, чем за семь лет до конца мира. Военная кампания по захвату Египта, Ливии, Эфиопии политически и хронологически будет связана с захватом власти антихристом над раздробившейся Римской империей. Вторжение в Иерусалим, результатом которого станет его разрушение, осуществится после признания антихриста Римским властителем. Наконец, Армагеддонская битва состоится во время царствования антихриста над всем миром, в период, тесно примыкающий к сроку Второго Пришествия Христа. Это сражение будет связано с нашествием полчищ Гога и Магога, отмеченным Евангелистом Иоанном Богословом. Довольно выразительное пророчество о нашествии аравитян (аравийских драконов) зафиксировано в Третьей Книге Ездры. Данное пророчество трудно привязать к какому-либо из перечисленных боев и походов: «Вот, видение грозное, и лице его от востока. Выступят порождения драконов Аравийских на многих колесницах и с быстротою ветра понесутся по земле, так что наведут страх и трепет на всех, которые услышат о них... Вот, облака от востока и от севера до юга, и вид их весьма грозен, исполнен свирепости и бури. Они столкнутся между собою, и свергнут много звезд на землю и звезду их; и будет кровь от меча до чрева, и помет человеческий – до седла верблюда; страх и трепет великий будет на земле» ( 3Ездр.15:28–36 ). Когда именно оно состоится, сказать сложно. Несмотря на то, что многие военные события будут связаны с Ближневосточным и Африканскими регионами, понимаем, что общий театр военных действий охватит огромные площади в разных частях света.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

В книге Исход мы находим следующий эпизод: Во время сражения Израильтян с Амаликитянами Моисей, Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча (Исх. XVII, 10-13). Здесь на основании победы Израильтян над Амаликитянами можно с несомненной уверенностью сказать, что молитва Моисея была услышана Богом. То же самое обещает Господь и всякому, молящемуся с верою: говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. Это обетование Господа исполняется и в наши дни. Мы знаем успешность и почти чудесную силу прошений великого молитвенника земли русской о. Иоанна Кронштадтского. Знаем сотни случаев исцелений по его молитвам самых застарелых и неизлечимых болезней. Господь, по-видимому, редко отказывал мольбам Своего избранника. Вот одно из таких исцелений по его собственным словам: " Некто, бывши смертельно болен воспалением желудка девять дней и не получивший ни малейшего облегчения от медицинских пособий, — лишь только причастился в девятый день поутру животворящих Тайн, к вечеру стал здоров и встал с одра болезненного. Причастился он с твердою верою. Я молился об нем Господу, чтобы Он исцелил его. Господи! говорил я: исцели раба Твоего от болезни его. Достоин есть, ему же даси сия... Молился и в церкви у престола Господня за литургией, во время молитвы: " иже общие сия и согласные даровавый нам молитвы... " и пред самыми Тайнами. Я молился между прочим так: Господи! Животе наш! Как мне помыслить легко об исцелении, так Тебе исцелить легко всякую болезнь; как мне помыслить легко о воскресении из мертвых, так Тебе легко воскресить всякого мертвеца. Исцели убо раба Твоего Василия от лютой его болезни и не допусти ему умереть, да не предадутся рыданию жена и дети его, - и благопослушливый Владыка помиловал. А то был на волосок от смерти. Слава всемогуществу, благости и благопослушеству Твоему, Господи! "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

В этой заповеди Иисус Христос внушает нам заботиться о стяжании чистоты сердца. Сердце — источник и хранитель нашей духовной жизни. Сердце — это духовное око, которым мы созерцаем невидимое для телесных очей и непостижимое для разума. Способность к духовному созерцанию исключительно зависит от чистоты сердца. В нагорной проповеди Господь сказал: Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твое будет темно ( Мф.6:22-23 ). Чистое сердце и связанное с ним видение Бога настолько высокое духовное понятие, что трудно дать ему определение. Можно его только приблизительно описать. По словам св. прав. Иоанна Кронштадтского чистое сердце — «кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное» («Моя жизнь во Христе», т. 1, стр. 81). Согласно преп. Иоанну Лествичнику — «Чистота есть усвоение бестелесного естества» (сл. 15), то есть чистому сердцем открывается жизнь, сокрытая от физических глаз — жизнь духовного мира. «Соделавший сердце своё чистым, — пишет преп. Симеон Новый Богослов в Добротолюбии, — не только познаёт смысл и значение вещей второстепенных и после Бога сущих, но прошедши все их, видит и самого Бога — в чем крайний предел благ». Чистые сердцем — это люди, которые способны ясно видеть реальность Божьего присутствия, и которые могут провозгласить вместе с псалмопевцем: Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? … Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей… Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи ( Пс.26:1; 4, 8 ). Чистое сердце хранит слово Божие, как посеянное семя в притче Христа о сеятеле: а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плодов в терпении ( Лк.8:15 ).

http://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie...

Весь проникнутый отеческою любовью к подрастающему поколению, полный горячей заботы о его благе, он говорит, между прочим, ученикам: «Вы учитесь, дети, языкам – русскому, французскому, немецкому, латинскому: дело хорошее; но смотрите, больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному, сильному языку. Без него – знание языков не принесет никакой существенной пользы; если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. В чем же оказывается любовь? – А вот в чем: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. Итак, дети любезные, с науками внешними старайтесь успевать наиболее в этой внутренней, сердечной науке – в науке любви, веры, молитвы, кротости, смирения, обходительности и ласковости, терпения, послушания, теплоты и целомудрия, милосердия и сострадательности к людям, доброжелательства и услужливости, сдержанности во всем, бескорыстия и самоотвержения, в науке очищения сердца от всяких нечистых, лукавых и злых мыслей, – в снисходительности к человеческой слабости, в терпеливом перенесении всего. Если будете успевать в этой внутренней духовной науке, то, поистине, будете пшеницею Божией, и соберет вас Господь в житницу царствия Своего небесного, и вы будете благоуспешны и во внешних науках, ибо ищущему прежде царствия Божия и правды Его все прочее приложится от великодаровитого Бога. В заключение скажу вам изречение одной латинской пословицы: «qui proficit in litteris, sed deficit in vita, plus defcit, quam proficit», т. е. кто успевает в науке и не успевает в жизни или худо живет, тот более не успевает, чем успевает; тот скорее идет назад, чем вперед. Примите же это к сведению». Не к одним учителям почтенный пастырь обращается со словом убеждения в искреннем и разумном воспитании детей; он и родителей, как главнейших руководителей юношества, поучает свято исполнять возложенные на них свыше обязанности, проводя свой неопровержимо верный взгляд на первенствующее воспитательное значение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Видим полную его непригодность и неспособность к религиозным размышлениям и сочинениям, полное его невежество в Христовой вере, в учении веры, в истории христианских святых и спасительных догматов, в истории Церкви; он только и способен был писать: «Войну и мир», «Анну Каренину» и прочие подобные романы, – и не его дело было толковать Евангелие и понимать его по своему мирскому воззрению. Толстой, как человек душевный, а не духовный, не принимает того, что от Духа Божия, потому и почитает это безумием, и не может разуметь, оттого что сем надобно судить духовно ( 1Кор.2:14 ). Толстой не верует в личного, святого, праведного и праведно наказующего грешников Бога и потому ругается Ему, – когда читает или слышит о праведном Его наказании грешников, и ветхозаветные казни нечестивцам считает за выражение Его жестокости и злобы. Да истлеет язык рыкающего на Самого Бога. Кумир гнилой, ужели ты мечтаешь, что все послушают твоих гнилых, высокомерных речей? Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я знаю все, знаю дерзость твою против Меня. За твою дерзость против Меня, и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри и удила Мои в рот твой, как коню ( Ис.37:28 ). Библия учит нас чрез боговдохновенных своих писателей, особенно чрез пророков, что Бог есть Творец, Промыслитель и праведный и долготерпеливый Судья всех народов земли и всех царств человеческих и наказывает один народ чрез другого. Толстой не признает этого, он не признает личного Бога, а – какое-то таинственное, безличное начало, безучастно относящееся ко всем и ко всему, и к самому Толстому. Яснополянский еретик забыл или выпустил из вида закон причин и действий в мировых деяниях и явлениях и допустил хаос в мировой истории: так, он не признает сотворение мира личным, премудрым, безначальным, всеблагим и всемогущим Творцом, – завет Его с разумной тварью, нарушение завета, определение наказания, проклятие, изгнание из рая, труды в поте лица, оскудение даров природы, обладание людьми диавола, лишение внутреннего царства Божия, омрачение ума, слабость воли человека для добра, неведение истинного Бога, стремление к злу, служение твари вместо Творца; – скорби, болезни, смерть временную и вечную, обетование Спасителя под именем Семени жены, пророчество о Нем, прообразы Его – различные и многочисленные, исполнение обетования Божия, пришествие Спасителя, искушение в пустыне от диавола, Евангельскую проповедь о покаянии, крещение Искупителя ради нас, учение Его и апостолов, чудеса различные, основание Церкви на камне, который есть Христос, преображение, страдания, крест и смерть Спасителя ради победы над смертью, воскресение Его, пребывание на земле в продолжение сорока дней и явления Воскресшего ученикам и многим верующим и вознесение Иисуса Христа на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Возвращаясь к тому же вопросу в другой раз и рассматривая его под иным углом зрения, этот же автор смыкает контекст об Армагеддонском сражении воедино с контекстом о захвате Спасителем зверя (антихриста) и лжепророка, где, в частности, говорится: «И увидел я воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Откр.19:19–20 ). Вот дословный повтор его наставления: «Оно (обозначенное выше событие – А. Л.) изображает воинственное пришествие Сына Божия для поражения народов, собравшихся на месте, называемом по-еврейски Армагеддон, причем созываются все птицы, летающие по средине неба, чтобы пожрать трупы царей и воинства их, собранные под предводительством зверя. Конец этого сражения тот, что зверь и лжепророк, оба живые, брошены в озеро огненное, прочие же убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» с.283–284]. Что касается отношения так называемого Иоанна Кронштадтского к описанному Иезекиилем походу Гоговых полчищ на Палестину, здесь важно подчеркнуть, что хотя он и держался той богословской позиции, что нашествие осуществится в последние времена, однако решительно утверждал, что его нужно отличать от вторжения антихриста в Иерусалим, равно как и от нашествия лжепророка, имеющего случиться прежде вторжения антихриста. По рассуждению этого толкователя эсхатологических текстов, нашествие Гоговой рати осуществится не без активного подстрекательства евреев из колена Дана, единокровных антихристу. «Когда Иерусалимский Патриархат, – свидетельствовал он, – преисполнится возвратившимися из рассеяния, раскаявшимися истинными Израильтянами и они поселятся и будут жить в безопасности на горах Израилевых, в это время, как вихрь, поднимутся народы для истребления новых христиан земли обетованной. У пророка Иезекииля, в главах XXXVIII и XXXIX, подробно описано нашествие и плачевный конец оного для полчищ Гога (нечто вроде Атиллы или Тамерлана). Нельзя не быть уверену, что это нашествие произойдёт по наущению и при содействии евреев колена Данова, рассеянного в тех самых местах, откуда вихрь нашествия на Палестину поднимется. Что погибель полчищ Гоговых на горах Израилевых произойдёт в последние времена, это неоднократно подтверждается в пророчествах Иезекииля. Тем не менее будут нашествия на Св. Землю самого сына погибели и ещё ранее лжепророка с берегов Нила или Тиссы. Старанием последнего совершится постановка на кровле Иерусалимского храма мерзости запустения. Его же старанием произойдёт восшествие на Престол Иерусалима сына погибели и воздаяние ему в храме Иерусалимском божеского поклонения от евреев, магометан и прочих отступнических народов» с.202]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010