Протоиерей Сергий Гарклавс: Будешь для России добрым священником В США скончался последний хранитель чудотворной Тихвинской иконы Божьей Матери протоиерей Сергий Гарклавс. 20 октября, 2015 В США скончался последний хранитель чудотворной Тихвинской иконы Божьей Матери протоиерей Сергий Гарклавс. Вечером 19 октября в госпитале города Чикаго, на 87 году жизни скончался хранитель Тихвинской иконы Божией матери, духовник братии Тихвинского монастыря протоиерей Сергий Гарклавс. О своем пути, о спасении иконы и возвращении ее в Россию — в интервью о. Сергия журналу «Ладья». Начало пути — Мои родители были очень благочестивыми, богобоязненными людьми. Они не могли принять власть большевиков, которые разрушали храмы, уничтожали духовенство, а потому перебрались из родной Воронежской губернии в латвийский приморский город Виндаву (с 1917 года официальное название Вентспилс, — ред.) Там мы и встретили войну. Помню, как 22 июня 1941 года, уже под утро, вдруг раздался страшный грохот. Мы выбежали на улицу и увидели, как немецкие самолеты бомбили военные и гражданские суда в порту. Но были в 1941 году и светлые для меня моменты. Например, знакомство с владыкой Иоанном (Гарклавсом), моим будущим приемным отцом. Тогда он был священником и служил в Свято-Николаевском храме, неподалеку от которого мы и жили. Мне было 13 лет, когда отец Иоанн спросил у родителей, не возражают ли они, чтобы я начал прислуживать в храме. Родители были только рады, я – тоже. Помню, как волновался во время первой службы. Особенно переживал из-за стихаря (длинная одежда с широкими рукавами): мне он был явно не по росту и я опасался, что запутаюсь и упаду. Но все прошло очень хорошо. Так началось мое служение. Помню, как наш церковный староста Александр Александрович Димитриев сказал мне: «Закончится война, Россия освободится, и будешь ты для нее добрым священником». — Виндава – небольшой город. Чувствовалась ли там война? — Можно сказать, мы находились в тылу. Но и у нас ввели карточную систему, был комендантский час. Вблизи Виндавы немцы оборудовали лагеря, которые были переполнены советскими военнопленными. Они находились там в нечеловеческих условиях! Один раз отцу Иоанну удалось убедить немецкое командование отслужить службу для военнопленных. Дочери церковного старосты помогли нам и напекли пять больших корзин просфор. Немцы не разрешали проносить на территорию лагеря еду. Но отец Иоанн объяснил, что это просфоры, без которых невозможно причастие. Я до сих пор помню ту службу… Тысячи две мужчин со слезами на глазах слушали отца Иоанна. Мы раздали всем просфоры и пленные ели их, словно это была манна небесная, а не хлеб.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-gark...

Протоиерей Сергий Гарклавс с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы Окончание войны застало епископа Иоанна в Судетах, в чешском городе Яблонец, куда съехалось много православных священников из Прибалтики, включая архиепископа Даниила. Обсудив создавшуюся ситуацию, они написали коллективное письмо в Москву патриарху Алексию с просьбой оказать им содействие в возвращении в СССР. Для пересылки письма по адресу они сдали его в советскую военную комендатуру Яблонца. Однако прошло более двух месяцев, а патриарх все не отвечал. Авторам письма это показалось (и небезосновательно) плохим предзнаменованием, и они перебрались из Яблонца в Германию, в американскую зону оккупации. Святая икона и ее хранители находились в Германии с 1945 по 1949 год. Первым местом пребывания иконы был г. Амберг. Из Амберга путь лежал в Херсбург (под Нюрнбергом). Все это время владыка Иоанн (Гарклавс) со святою иконою объезжал лагеря русских в городах Вюрцбург, Штутгарт, Мюнхен, Ганновер, Карлсруе и др. При перевозке и переносах чудотворной иконы по благословению епископа Иоанна ее с благоговением и бережно носил иподиакон Сергий Гарклавс (ныне протоиерей Православной Церкви в Америке), хранитель Тихвинской иконы, приемный сын владыки Иоанна. Очевидцы рассказывали о следующем случае. В городе Карлсруе служили молебен, за которым присутствовало 2–3 тысячи православных, вывезенных немцами из родных мест. Одна из русских женщин, очень почитавшая Пресвятую Богородицу, слезно молясь Ей, просила указать хотя бы место погребения сына, ушедшего солдатом на войну и попавшего в немецкий плен. Несчастная мать, припав к чудотворной иконе, горячо молилась. Встав после молитвы, женщина вдруг увидела молодого человека, усердно молившегося перед иконой. Лица его она не видела, но в сердце матери явилось доброе предчувствие. Когда молившийся повернулся в ее сторону, она от «нечаянной радости» чуть не лишилась чувств: это был ее, казалось, навсегда потерянный родной сын. Пречистая Богородица не презрела их молитв и непостижимыми для нас путями вернула матери сына живым и здоровым.

http://pravoslavie.ru/34205.html

15-летию возвращения Тихвинской иконы Богородицы посвящена инсталляция июля 2019 15-летию возвращения в Россию Тихвинской иконы Божией Матери посвящена инсталляция, установленная к празднику , отмечаемому 9 июля, в центре Сестрорецка у храма , освященного во имя этого чудотворного образа и события, произошедшего полтора десятилетия назад. В центре украшенного цветочной и световой гирляндами выставочного павильона помещен образ " Второе обретение иконы Тихвинской Божией Матери " который по благословению настоятеля архимандрита Гавриила (Коневиченко) был написан прихожанкой храма Елизаветой Лозновской в 2005 году. Это символическое изображение передачи святыни из рук ее хранителя насельникам монастыря. Историческое событие с небес благословляют сам Господь, святой Александр Невский, праведный Иоанн Кронштадтский, блаженная Ксения Петербургская и другие небесные покровители Северо-Западных пределов России. " Наш храм был заложен в июле 2004 года в дни, когда великая святыня вернулась в Россию. Нам с протоиереем Сергием Коломийцем, настоятелем храма святого Пантелеимона в Тарховке, выпало счастье стать участниками крестного хода в Тихвине, - рассказал архимандрит Гавриил. - Именно в те дни определились судьба и название храма в центре Сестрорецка. Уже в сентябре того же года, в праздник Воздвижения Креста Господня, на храм был установлен крест. 9 мая 2005-го храм был освящен " . По словам настоятеля, приснопамятный протоиерей Сергий Гарклавс в июне 2014 года, перед торжествами в честь 10-летия возвращения иконы посетил сестрорецкий храм Тихвинской иконы Божией Матери, духовно-просветительский центр и библиотеку, которой подарил свою книгу " Под сенью Тихвинской иконы " с памятной надписью. Тогда же ему была передана копия иконы, которую сейчас могут видеть жители и гости Сестрорецка. Памятная надпись гласит о том, что икона, пребывавшая 63 года в США, вернулась в Россию в 2004 году. Образ Тихвинской иконы Божией Матери в конце XIV века семь раз являлся на Ладожском озере и в других местах вблизи Тихвина. На месте последнего его явления была построена Успенская церковь. В 1515 году по указу великого князя Московского Василия III в Тихвине воздвигли каменный Успенский собор для хранения иконы. В 1547 году перед венчанием на царство и Казанским походом здесь побывал Иван Грозный, по его указу в 1560 году был основан монастырь. Во время оккупации Тихвина в 1941 году икону вывезли во Псковскую духовную миссию. Затем она попала в Ригу, в американскую зону оккупации Германии, а в 1950-м - в США. Ее поместили в Свято-Троицкий собор Чикаго, хранителем образа стали архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс). По завещанию владыки Иоанна возвращение иконы в Россию состоялось после возрождения Тихвинской обители.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Закладка нового храма произошла 31 марта 1902 года. Автором проекта был Л. Г. Салливан. Первое богослужение в храме совершил 25 марта 1903 года совершил епископ Тихон (Беллавин) в сослужении протоиерея Иоанна Кочурова. Освящена же церковь была в августе того же года. В 1923 году храму был придан статус собора, а в 1978 году он становится кафедральным собором епархии Среднего Запада и Чикаго. В 2002 году собор был полностью реконструирован. Архитектура и внутренее убранство [ править править код ] Здание храма внесено в Национальный реестр исторических мест США. Храм построен в стиле русской провинциальной церковной архитектуры. При проектировании Л. Салливан изучал архитектуру большого числа известных русских церквей. Вполне вероятно, что за основу им был взята Михаило-Архангельская церковь на станции Татарская Томской губернии, построенная в 1897 году. Кирпичные стены храма, покрыты штукатуркой. На территории собора, к югу от него, находится двухэтажный приходской дом, построенный в том же стиле, что и храм. Его крыша имеет ту же извилистую кривую, что и у собора. Данный приход являлся местом хранения Тихвинской иконы с 1950 года до момента её возвращения в Россию. Настоятелем храма и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Святые [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: See Cathedral of the Midwest Diocese, OCA 1121 N. Leavitt Street, Chicago, Illinois, 60622 Тел.: 773-486-6064 E-mail: ajkoranda@gmail.com Официальный сайт Расписание богослужений [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Представлен проект " Тихвинские звоны " июля 2022 Концерт-открытие " Звоны над Оятью " был посвящен памяти почившего в прошлом году вице-президента Ассоциации колокольного искусства России Сергея Старостенкова (1948-2021) и приурочен к 280-летию образования Санкт-Петербургской епархии . Среди слушателей были насельницы и паломники монастыря, участники крестного хода " Путь Богородицы " . Открывая концерт, художественный руководитель фестиваля " Истоки " протоиерей Димитрий Кулигин отметил вклад этнографа и кампанолога Сергея Старостенкова в становление колокольного звона. Он процитировал фрагмент статьи информационного партнера фестиваля " Истоки " - журнала " Вода живая " 11 за 2014 год): " Мы часто слышим привычно-громкую фразу православных выставок и фестивалей - " возрождение русского звона " . Она звучит уже около двадцати лет, с тех самых пор, как Церкви сказали " да " , " можно " . Мало кто знает, что до этого знаменитого " можно " 90-х годов процесс реабилитации звона шел полным ходом не один десяток лет благодаря трудам ученых, этнографов и историков... А главным " зачинщиком " современной колокольной истории Санкт-Петербурга стал ученый Сергей Старостенков. Сергей Алексеевич не тревожит колокольных веревок, он не звонарь, он - исследователь. Но именно он, проникнув в тайну звона, создал то, что сейчас является Школой звонарей Санкт-Петербургской митрополии " . Концерт открыло исполнение духовных песнопений детским хором храма иконы Божией Матери " Державная " на проспекте Маршала Жукова под руководством Алены Николаевой. Затем прозвучали колокольные звоны разных традиций - отечественных и зарубежных (в частности, балканский, сербский). 8 и 9 июля звонари участвовали в Тихвине в праздничном богослужении, посвященном явлению Тихвинской иконы Божией Матери . После Божественной литургии в Тихвинском монастыре , которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , для жителей Тихвина и многочисленных паломников состоялся концерт колокольного звона. Поминальным звоном почтили память хранителей Тихвинской иконы - архиепископа Иоанна (Гарклавса) и его преемника протоиерея Сергия Гарклавса.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Броневик. Антониево-Дымский Троицкий мужской монастырь. Часовня Тихвинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня построна в память многолетнего хранителя Тихвинской иконы Божьей Матери протоиерея отца Сергия Гарклавса (20/XII-1927 – 19/X-2015). Он был приёмным сыном Рижского архиепископа владыки Иоанна Гарклавса (25/VIII-1898 – 11/IV-1982), в руках которого икона волею судеб оказалась весной 1944 после того, как сначала была вывезена немцами в декабре 1941 из Тихвина в Псков, а потом эвакуирована в Прибалтику. По преданию, Серёжа на собственной спине в специально сшитом мешке перевозил икону из Прибалтики в Чехию и Германию, а оттуда в США. Владыка Иоанн завещал приёмному сыну вернуть икону в Тихвин, когда падёт советская власть, возродится монастырь и будут созданы необходимые условия для хранения иконы. Сергей стал в США православным священником и служил сначала настоятелем храма святого Пантелеймона в Арго (шт. Иллинойс), а потом — настоятелем Свято-Троицкого собора в Чикаго, где и хранилась Тихвинская икона. После возрождения Успенского монастыря в Тихвине (1995) отец Сергий инкогнито приезжал туда, чтобы на месте убедиться в восстановлении Успенского монастыря и возможности возвращения икрны в Россию. В первый раз, впрочем, о. Сергей побывал в Тихвине в 1991, но тогда монастырь был ещё разорён, и он понял, что возвращать икону пока что рано. 12/I-2004 в резиденции патриарха в Чистом переулке произошла встреча отца Сергия с патриархом Алексием II, входе которой были обговорены подробности возвращения иконы. Одним из условий возвращения иконы или, скорее, просьбой отца Сергия было строительство дома неподалёку от Тихвина, в котором он смог бы останавливаться по приезде в Россию. Такой дом был построен на территории Антониево-Дмского монастыря, который был в те годы скитом Успенского монастыря в Тихвине. В 2019 решено было построить часовню в память об отце Сергии и его трудах по сохранению чудотворной иконы. Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, была написана евангелистом Лукой в Иерусалиме при земной жизни Богородицы, и за свою двухтысячелетнюю историю совершила множество странствий. В 1383 году икона явилась на Северо-Западе Руси " по воздуху ангелами несомая " . Место пребывания её среди Тихвинских лесов было неслучайным, - здесь уже многие годы молился и подвизался преподобный Антоний Дымский. С благословением встретив святой образ, православные местные жители возвели для неё Успенскую церковь. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз оставалась невредимой. В 1507 году по указу царя Василия III для чудотворного образа построили пятиглавую каменную церковь, а в 1560 году царь Иван Грозный, особенно почитавший икону, повелел обосновать Богородичный Успенский мужской монастырь. Здесь Тихвинская икона на протяжении шести веков явила чудотворения.

http://sobory.ru/article/?object=52683

Томос об этом подписали в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский Герман, митрополит всей Америки и Канады митрополит Герман и протоиерей Сергий Гарклавс, который во исполнение воли усыновившего его ныне покойного архиепископа Иоанна (Гарклавса) передал прославленную икону в Россию. Все подписавшие исторический документ прибыли в Тихвин для участия в торжественной встрече возвращающейся святыни. На церковно-государственных торжествах в Тихвине также присутствовали Полномочный представитель Президента России в Северо-Западном Федеральном округе И.И. Клебанов и губернатор Ленинградской области В.П. Сердюков. " Мы рассматриваем возвращение этой великой святыни как поистине историческое событие не только для Свято-Успенской обители Тихвина, не только для Северо-западного края, - ныне совершающееся принесение чудотворной Тихвинской иконы имеет прямое отношение ко всей Русской Православной Церкви, ко всему нашему земному и дорогому Отечеству " , - подчеркнул Святейший Патриарх. Его Святейшество возблагодарил Господа за то, что " через эту святыню Бог посылает нам свою милость, ибо Пречистая Богородица всегда считалась покровительницей и заступницей земли нашей " . " Мы знаем, что законное историческое место этой иконы здесь " , - отметил, в свою очередь, Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Герман, который также возблагодарил Бога за благополучное возвращение святыни в монастырь, где она пребывала на протяжении шести столетий. " Нынешний день для нас - великая неизреченная радость, - сказал протоиерей Сергий Гарклавс. - На наших глазах исполняются пророчества преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского, которые предсказали, что Россия пройдет свой крестный путь и возродится. Именно это и происходит сегодня. Икона Богоматери Тихвинской вернулась на Родину, и отныне, верю, Пресвятая Богородица будет еще усерднее предстательствовать за наш народ и нашу страну. Мы, грешные, всегда чувствовали себя недостойными хранить такую святыню и рады, что наконец пришло время вернуть ее на Родину " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=170...

Когда епископ Иоанн принял Тихвинскую икону на хранение, он воспринимал себя именно как ее хранителя, а не как владельца. Он считал себя «служителем» иконы – до тех пор, пока не станет возможным вернуть святыню в ее родной дом – Тихвинский монастырь. Передоверяя икону своему названному сыну, протоиерею Сергию Гарклавсу, он подчеркивал, что ее необходимо вернуть в Тихвинский монастырь – когда коммунистический режим падет, а монастырь будет восстановлен. Епископ Иоанн (Гарклавс) и Тихвинская икона Божией Матери в Канаде. Весна 1950 г Американские годы В 1949 году епископ Иоанн обратился к митрополиту Американской Православной Церкви Феофилу с прошением о въезде в США. В августе 1949 года епископ Иоанн со своей матерью и с иконой прибыли в Бостон, штат Массачусетс. В октябре 1949-го митрополит Феофил назначил епископа Иоанна епископом Детройтским и Кливлендским. Епископ Иоанн и Тихвинская икона нашли себе пристанище в соборе Пресвятой Богоматери в Нью-Йорке. В феврале 1957 года епископ Иоанн стал архиепископом Чикагским и Миннеаполисским и оставался им до ухода на покой в ноябре 1978 года. Все эти годы архиепископ Иоанн служил в Троицком соборе в Чикаго, где Тихвинской иконе поклонялись и прихожане, и многочисленные паломники. Архиепископ Иоанн отошел ко Господу в Вербное воскресенье, 11 апреля 1982 года. Перед своей кончиной он завещал своему приемному сыну, протоиерею Сергию Гарклавсу, заботиться об иконе Тихвинской Божьей Матери. Так протоиерей Сергий стал хранителем иконы. Всю свою жизнь он посвятил ее сохранению. Среди многочисленных паломников к Тихвинской иконе были и иерархи Русской Православной Церкви. До 1991 года никто из них и не заговаривал о возвращении Тихвинской иконы в Россию. После 1991-го возможность возвращения иконы стала вполне реальной. Отец Сергий Гарклавс к тому времени уже несколько раз посещал Тихвинский монастырь. В июле 2001 года он был принят митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром и представлен вновь назначенному игумену Тихвинского Успенского монастыря Евфимию. Во время этого визита стало очевидно, что пришла пора возвращения иконы. Планы по возвращению были представлены Патриарху Алексию II, и он благословил их. Возвращение домой

http://pravmir.ru/hraniteli-tihvinskoy-i...

Первосвятительский визит в Тихвинский Успенский мужской монастырь. День второй. Божественная литургия и молебен. 9 июля 2009 года 9 июля, в день празднования явления Тихвинской иконы Божией Матери (1383), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре. Богослужение было совершено на площади монастыря, где для этого был установлен престол с сенью. Чудотворная Тихвинская икона была перенесена из собора на аналой и установлена перед престолом. Святейшему Патриарху Кириллу сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир ; архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии; епископы: Гатчинский Амвросий , ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии ; Петергофский Маркелл ; Солнечногорский Сергий , руководитель административного секретариата Московской Патриархии; Выборгский Назарий , наместник Александро-Невской лавры ; наместник московского Сретенского монастыря   архимандрит Тихон (Шевкунов) , настоятель Тихвинского Успенского монастыря игумен Евфимий (Шашорин), братия монастыря и члены сопровождающей Его Святейшество делегации в священном сане. Среди участников богослужения был проживающий в США протоиерей Сергий Гарклавс, который до 2004 года был хранителем иконы. На богослужении присутствовали представители местной власти, благотворители и многочисленные паломники. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом . По окончании Божественной литургии Предстоятель совершил молебен перед чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери. В этом году отмечается пятилетие возвращения Тихвинского образа Пресвятой Богородицы в родную обитель. В 1944 году епископ Рижский, будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) вывез чудотворную икону в США. Долгое время святыня находилась в Чикаго на хранении у протоиерея Сергия Гарклавса, приемного сына владыки Иоанна. Тихвинская икона вернулась в Россию 23 июня 2004 года, а 9 июля 2004 года, в день празднования иконе, служение Божественной литургии в Тихвинском монастыре возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В новом томе энциклопедии присутствует статья, посвященная замечательному русскому старцу архимандриту Иоанну (Крестьянкину, +2006 г.). Отдельный материал посвящен духовному писателю и церковному историку схиархимандриту Иоанну (Маслову, +1991 г.). XXIII том «Православной Энциклопедии» рассказывает и о 14 Патриархах Константинопольских по имени Иоанн, управлявших Церковью в Византийской империи в VI — XIV вв. Среди них наиболее примечательны: Иоанн III Схоластик и Иоанн IV Постник, крупные кодификаторы церковного права VI в.; Иоанн VII Грамматик (IX в.), запятнавший свое имя участием в иконоборческой ереси; Иоанн XI Векк (XIII в.), принимавший активное участие в заключении Лионской унии с Римом и впоследствии лишенный за это Патриаршего сана; Иоанн XIV Калека (XIV в.), участник споров между сторонниками св. Григория Паламы и Варлаама Калабрийского. В новом томе энциклопедии присутствуют и статьи о Патриархах Александрийских, носивших имя Иоанн — от Иоанна I Талайя (V в.) до Иоанна VIII (XI в.). Среди них наиболее примечательной фигурой является св. Иоанн V Милостивый, широко почитавшийся в православном мире за свою широчайшую благотворительность. Жизнь и деятельность Антиохийских Патриархов с именем Иоанн — от Иоанна I, знаменитого участника споров об учении Нестория в V в. до Иоанна VI Аплухира (XI в.) — также нашла свое отражение в материалах нового тома. Епископам Святого града Иерусалима (носившим с V в. Патриарший сан) по имени Иоанн также посвящен ряда статей нового тома, которые открывает материал о епископе Иоанне I (II в.). Иоанн II был видным участников оригенистских и пелагианских споров в конце IV — начале V вв. Последний из Патриархов Иерусалимских с именем ИоаннИоанн IX, чья деятельность пришлась на XII в. Из XXIII тома «Православной Энциклопедии» также можно почерпнуть сведения о жизни и церковной деятельности десяти Предстоятелей Грузинской Православной Церкви, нареченных именем Иоанн. Среди иерархов братских Поместных Православных Церквей, статьи о которых присутствуют в новом томе энциклопедии, также следует отметить иерархов Православной Церкви в Америке Иоанна (Гарклавса, +1982 г.) и архиепископа Сан-Францисского и Западноамериканского Иоанна (Шаховского, +1989 г.). Одна из статей посвящена Иоанну (Кухтину, +1975), митрополиту Пражскому и всей Чехословакии.

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010