В 1930 году был назначен настоятелем собора в Орехово-Зуеве и помощником по юридическим вопросам Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) – будущего патриарха Сергия. В 1931 году стал редактором недолгое время выходившего журнала Московской Патриархии. В 1932 году архимандрит Сергий был переведен в Москву настоятелем храма Воскресения Христова в Сокольниках. В этом храме в октябре следующего года состоялась его архиерейская хиротония во епископа Коломенского, викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали несколько архиереев, во главе с митрополитом Сергием и священномучеником, митрополитом Ленинградским Серафимом (Чигаговым). Перед началом войны архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский) был управляющим делами Московской Патриархии. В 1940 году был командирован в Западную Украину и Белоруссию, затем в Латвию и в Эстонию, после их присоединения к СССР, для ознакомления с положением там Церкви. 24 февраля 1941 года состоялось назначение митрополита Сергия на Виленскую и Литовскую кафедру и присоединением титула – Экзарх Латвии и Эстонии. С началом войны митрополит Сергий не эвакуировался, а остался в оккупации. Дальнейшая его судьба необычайна и трагична. Человек сильной воли, необычайно гибкого и смелого ума, мужества, и, конечно, крепкой веры, митрополит Сергий героически и жертвенно исполнял свой долг пастыря и главы Экзархата и сделал многое такое, что сейчас кажется свыше человеческих сил. Ему удалось успешно противостоять тактике расчленения церковно-административных единиц, которую преследовали гитлеровцы. Он не только удержал в целостности весь Экзархат, не позволив его разделить на несколько мнимо независимых церквей-епархий, но и смог противостоять местным националистическим тенденциям, которые могли привести к внутрицерковному расколу. Ему удалось отстоять церковное единство не только в пределах территории Экзархата, но и его единство с Московской Патриархией. Митрополиту Сергию даже удалось в 1943 году поставить на Рижскую кафедру нового епископа – Иоанна (Гарклавса), которого он вскоре предусмотрительно включил в число возможных преемников на случай своей смерти. Огромной заслугой митрополита Сергия было его попечение о военнопленных красноармейцах. Фашисты наложили категорический запрет на общение православного духовенства с военнопленными, но на какое-то время митрополит Сергий добился его отмены в пределах возглавляемого им Экзархата.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

12:9). В малом латвийском городе Лимбажи, где я вырос, в православном приходе Преображения Господня особенно почитается местная святыня — Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Перед ней не умолкают молитвы верующих людей, перед ней и я молился с усердием, будучи и юным прихожанином, и настоятелем храма. Так случилось, что уроженец Лимбажи второй раз призывается к епископскому служению. Первым был Преосвященный Иоанн (Гарклавс), епископ Рижский, а затем архиепископ Чикагский и Миннеапольский, хранитель чудотворной Тихвинской иконы, вся жизнь которого была связана с этим прославленным образом, дважды посетившим Латвию в 1944 и 2004 годах. В акафисте Тихвинской иконе есть прекрасные слова: «Припадаем к пречистому образу Твоему, Владычице, и лобызающе, со страхом и любовию молим Тя: настави нас на путь спасения, да достойни будем выну Твоего милостиваго заступления». Поручая себя Покрову Пречистой Владычицы Богородицы, молю, да не лишит Она меня, грешного, Своей милости; верую, что епископы православные находятся под особым Ее покровительством, ибо постоянно носят на груди Ее образ. Имею желание во славу Божию отдать все свои силы душевные и телесные на служение нашей Святой Матери-Церкви под Первосвятительским омофором Вашего Святейшества, укрепляя ее единство и помогая нести тяжелый архипастырский крест Высокопреосвященнейшему митрополиту Александру. Мне предстоит быть викарием митрополита Рижского и всея Латвии, помогать в окормлении Православной Церкви в непростых условиях многоконфессиональной европейской страны, где каждый поступок епископа, каждое его слово, каждый его жест и взгляд судятся не только своими, но и внешними, судится придирчиво и строго. Я должен буду многому научиться у нашего владыки митрополита: его рассудительности, его выдержке, его терпению, а главное — его безграничной любви к каждому человеку, с которым ему приходится встречаться. Великая честь и великая ответственность быть митрополичьим викарием, и я смиренно прошу своего глубокочтимого владыку быть и впредь для меня добрым учителем, а сам постараюсь быть прилежным учеником.

http://patriarchia.ru/db/text/4412618.ht...

Министерства госбезопасности, иностранных дел и Бюро по выездам за границу и въездам в СССР, как гласит документ, “не имели возраже­ний против выезда церковной делега­ции”. А Министерство финансов “также не возражает против отпуска 4.800 немецких марок на расходы, связанные с поездкой” 6 . К началу июля 1949 года подготовка к выезду завершилась. В Москве предусмотрели все… Но по неизвестным причинам американская сторона в последний момент изменила свое решение. 18 июля 1949 года Шепилов докладывал Маленкову: “По дополнительным сообщениям, полученным от Советской военной администрации в Германии, стало известно, что американская военная администрация не дает разрешения на въезд в американскую зону оккупации представителям Русской Православной Церкви” 7 . Этот образ ушел за рубеж России со второй эмиграцией, подобно тому как Курская-Коренная — с первой эмиграцией. Курская-Коренная чудотворная икона Божией Матери покинула Россию в октябре 1920 года с остатками Белой армии и уходящим в эмиграцию гражданским населением. Русская Зарубежная Церковь не вернула ее в Россию, несмотря на многочисленные просьбы Московской Патриархии. Мотивация отказа в этом случае с нравственной точки зрения может быть понята. Незаконность вывоза иконы Тихвинской Божией Матери за пределы России очевидна. Ее скрывали и Германия, и США. Но истории важно другое. Завет своего приемного отца архиепископа Иоанна Гарклавса выполнили клирики Православной Церкви в Америке отец Сергий и отец Александр Гарклавсы. Пусть и с полувековым опозданием… 1 Архивные документы из фондов ГАРФа (Государственный архив Российской Федерации). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020

http://pravmir.ru/spustya-polveka-nasha-...

Эвакуация на Запад не радовала епископа Иоанна. Он говорил: – Зачем я поеду туда, где и кем я там буду? Фото: sedmitza.ru Владыка вел с разными людьми переписку и переговоры о возможности остаться в Латвии. Особенно его заботила судьба вверенной ему свыше Тихвинской иконы. Как сохранить великую Святыню в это военное лихолетье? В чьи руки она может попасть? Достанься Тихвинская икона германской стороне, с нее, скорее всего, сняли бы драгоценную ризу и неизвестно что сделали бы со святым ликом Богоматери и Ее Младенца. Лучшее, что могла сделать советская сторона, – сдать икону в какой-либо музей в качестве экспоната. Кто думал тогда о духовных ценностях, когда ничего не стоила человеческая жизнь?! Осознавая великую значимость святого образа для Православия и чувствуя собственную ответственность за его судьбу, епископ Иоанн (Гарклавс) принял решение взять Тихвинскую икону с собой в эмиграцию, чтобы сберечь ее и в мирное время вернуть в Тихвинский монастырь. С того времени почти шестьдесят лет при чудотворной иконе неотлучно находились либо сам владыка Иоанн, либо я, либо  члены моей семьи. Мы берегли и хранили Путеводительницу, а она вела и хранила нас… Утром 8 октября мы получили команду собрать вещи и явиться в порт. За время, что мы были в Лиепае, я не смог связаться с родителями и принял самостоятельное решение последовать дальше с владыкой Иоанном. Он вел свою мать; у священников на руках были малые дети. А мне, как самому свободному и крепкому, вверили Тихвинскую икону. Так я и носил ее все пять лет наших скитаний по странам Западной Европы, чаще всего на спине, прикрывая одеждой. Икона не маленькая: шестьдесят на на девяносто сантиметров, и весила она с окладом свыше двадцати килограммов – на руках удержать не так легко. Посадка на пароход началась днем и продолжалась всю ночь, потому что беженцев было около двух тысяч. На рассвете 9 октября судно в сопровождении нескольких немецких миноносцев вышло в море. Мне очень хотелось посмотреть, как мы отплываем от берега, и послать последний привет земле, на которой вырос. Никто не знал, вернется ли он когда-нибудь в свою страну. Почти всем, в том числе владыке Иоанну, так и не довелось больше увидеть Латвию.

http://pravmir.ru/pod-senyu-tihvinskoy-i...

И вот из Риги через Лиепаи, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (ум. 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель. В апреле 1995 года жители города Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II c просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 года. Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь Украина, Крым, г. Севастополь, н/п Балаклава. В море у Севастополя, увенчанная крестом, возвышается темная Георгиевская скала, с которой связано распространенное предание о греках и об их чудесном спасении во время бури в 890 году. Бушующее море утихло после молитвы, обращенной к великомученику Георгию. Благодарные греки на следующий год устроили здесь небольшую пещерную церковь и тем самым положили основание обители. Некоторые исследователи датируют пещерную церковь VIII веком, другие считают, что она возникла гораздо позже. B XV веке турки разместили гарнизон по соседству с пещерными храмами. Поэтому монахи были вынуждены уйти из обжитого веками монастыря и нашли уединенное и довольно безопасное место в районе мыса Фиолент.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1925 г. в Л. насчитывалось 167 538 православных, действовали 137 приходов. К сер. 30-х гг. XX в. их число увеличилось до 152 (ок. 174,38 тыс. православных). Из 124 священнослужителей 79 были русскими, 45 - латышами. После убийства в ночь на 12 окт. 1934 г. архиеп. Иоанна усилилось давление гос-ва на ЛПЦ с целью перехода ее в юрисдикцию К-польского Патриархата. В февр. 1936 г. патриархом К-польским Вениамином I без канонического отпуска из РПЦ ЛПЦ была преобразована в Латвийскую митрополию К-польского Патриархата. Было образовано 2 новых вик-ства: Елгавское викариатство (1936) и Ерсикское (1938, с 1939 Мадонское викариатство ). После установления в Л. советской власти, 24 марта 1941 г., указом Московской Патриархии учрежден Экзархат Латвии и Эстонии , в состав которого вошли Латвийская и Эстонская епархии. 28 марта 1941 г. митр. Августин (Петерсон) в Богоявленском кафедральном соборе Москвы принес публичное покаяние в расколе и ушел на покой. После оккупации Л. германскими войсками митр. Августин попытался восстановить ЛПЦ в юрисдикции К-польского Патриархата, однако не был поддержан ни православным клиром, ни оккупационными властями. 15 июня 1942 г. экзарх Л. и Эстонии митр. Сергий (Воскресенский) запретил Августина в священнослужении. 28 февр. 1943 г. во епископа Рижского был хиротонисан Иоанн (Гарклавс) . В годы немецкой оккупации Экзаршее управление организовало активную миссионерскую деятельность на территории Остланда и сев.-зап. районов России, в т. ч. работу Псковской миссии , основу которой составляло духовенство Л. После убийства митр. Сергия (29 апр. 1944) и эвакуации епископов осенью 1944 г. Экзархат прекратил свое фактическое существование. В лагерях и зонах оккупации США, Великобритании и Франции было зарегистрировано свыше 150 тыс. выходцев из Л. Большинство из них (55%) находилось в амер. зоне оккупации. 20 окт. 1946 г. митр. Августин и еп. Иоанн (с 31 авг. 1945 находился в лагерях для перемещенных лиц на территории Германии) подписали в Фелльбахе (близ Штутгарта) соглашение о создании ЛПЦ в эмиграции во главе с митр. Августином. Однако фактически в связи с нахождением митрополита в санатории на лечении главой ЛПЦ в эмиграции являлся еп. Иоанн. В нач. 1948 г. латв. духовенство обслуживало 18 постоянных лагерных приходов, а также отдельные группы православных, к-рые не имели возможности зарегистрировать приходы в своих лагерях (общее число прихожан 2,8 тыс. чел.). После отъезда в 1948-1949 гг. из Германии в США еп. Иоанна и большинства латв. священников ЛПЦ в эмиграции фактически прекратила свое существование. Официально это произошло 20 янв. 1955 г., когда митр. Августин передал духовное окормление паствы ЛПЦ в эмиграции архиеп. Берлинскому и Германскому (РПЦЗ) Александру (в миру Андрей Ловчий). Большинство латв. священников, переехавших в США, вошло в состав клира Северо-Американской митрополии (с 1970 Православная Церковь в Америке).

http://pravenc.ru/text/2463151.html

ЖУРНАЛЫ 1-29 заседания Священного Синода от 25 марта 2004 года 18 апреля 2005 г. 12:00 25 марта 2004 года состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Алексий, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл Епископ Гродненский и Волковысский Артемий Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии СЛУШАЛИ: Сообщение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о возвращении в Россию чудотворного образа Божией Матери «Тихвинская», которое состоится 23 июня 2004 года. Справка: Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году икона исчезла из Влахернского храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. 26 июня (9 июля) 1383 года икона была обретена близ города Тихвина Новгородской губернии. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы, и позже Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, один из крупнейших в Санкт-Петербургской епархии . После Октябрьской революции, в 1924 году, монастырь был закрыт, и чудотворный образ был перенесен в один из храмов г. Тихвина. Во время Второй Мировой войны, при оккупации Тихвина, икона была перевезена во Псков. В 1944 г. чудотворный образ принимает православная община г. Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 году вывез образ в США. По смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну — протоиерею Сергию Гарклавсу, с условием передать ее в Тихвинский монастырь после его возрождения.

http://patriarchia.ru/db/text/425642.htm...

Спустя полвека… (наша общая история) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 12 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 Спустя 80 лет после своего разделения две ветви Русской Православной Церкви — российская и зарубежная — стоят на пороге воссоединения. После одобрения Русской Зарубежной Церковью “Акта о каноническом общении” факт объединения православных верующих можно считать уже свершившимся. Два года назад мы стали свидетелями передачи нашей святыни — Тихвинской иконы Божией Матери — в Тихвинский Успенский монастырь. Договоренность о возвращении иконы из США в Россию была достигнута 12 января 2004 года на встрече Патриарха Алексия II с делегацией Православной Церкви в Америке. Но мало кто знает, что желание возвратить святыню в Россию возникло почти 60 лет назад… В конце 1948 года главноначальствующий СВАГ маршал Соколовский передал в Москву сообщение о том, что в Херсбруке, в американской зоне оккупации, в руках бывшего рижского епископа Иоанна (Гарклавса), ушедшего с оккупантами в 1944 году, находится икона Тихвинской Божией Матери. Святой образ был похищен немцами из Тихвинского Успенского мужского монастыря в ноябре — декабре 1941 года. Величайшая святыня России — Тихвинская икона Богоматери, по преданию, написана самим евангелистом Лукою и принадлежит к тем трем основным иконам, которые являются ровесниками Самой Богородицы. Почитавшаяся как символ Византийской империи, она в 1383 году ис­чезла из Константинополя и появи­лась над водами Ладожского озера. Рассказывают, что первыми увидели ее рыбаки и что, посетив многие места, икона явилась в небе над го­рою близ города Тихвина. На этом месте был возведен храм во имя Успения Богоматери, а в 1560 году устроен мужской монастырь. По преданию, в 1613 году чудотворная икона защитила жителей Тихвина, укрывшихся в монастыре, от шведских захватчиков. Три раза наступали они на монастырь и трижды привиделось им многочисленное русское войско, от которого они в ужасе отступали. Кроме помощи православным в войнах, подле иконы происходило множество исцелений. Описание чудес, связанных с чудотворной Тихвинской Божией Матерью, дано в 65-м томе Энциклопедическо­го словаря Брокгауза и Ефрона.

http://pravmir.ru/spustya-polveka-nasha-...

Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года СЛУШАЛИ: Сообщение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о возвращении в Россию чудотворного образа Божией Матери «Тихвинская», которое состоится 23 июня 2004 г. СПРАВКА: Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году икона исчезла из Влахернского храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. 26 июня (9 июля) 1383 года икона была обретена близ города Тихвина Новгородской губернии. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы, и позже Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, один из крупнейших в Санкт-Петербургской епархии. После Октябрьской революции, в 1924 году, монастырь был закрыт, и чудотворный образ был перенесен в один из храмов г. Тихвина. Во время Второй Мировой войны, при оккупации Тихвина, икона была перевезена во Псков. В 1944 г. чудотворный образ принимает православная община г. Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 г. вывез образ в США. По смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну — протоиерею Сергию Гарклавсу, с условием, передать ее в Тихвинский монастырь, после его возрождения. 12 января 2004 года состоялись переговоры Святейшего Патриархи Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке, в ходе которых достигнуто окончательное соглашение. о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за Его неизреченную милость, явленную в возвращении в Россию чудотворного Тихвинскою образа Божией Матери, свидетельствующем об особом покровительстве Пресвятой Богородицы Земле Российской. 2. Призвать всех верных чад Русской Православной Церкви вознести усердные молитвы Царице Небесной о даровании Церкви и Отечеству нашему мира и благоденствия.

http://pravoslavie.ru/9367.html

Защитный купол Богородицы — А когда вы впервые увидели Тихвинскую икону Божьей Матери? Где это было? — Это было в Риге, 4 марта 1944 года. За год до этого отца Иоанна возвели в епископы, и он переехал в Ригу. Я отправился вслед за ним, стал учиться в Рижской русской гимназии. А после занятий прислуживал в храмах. Тогда Красная Армия наступала, вытесняя немцев с занятых ими территорий. Отступая, они увозили с собой различные ценности. В том числе Тихвинскую икону Божьей Матери. Так в феврале 1944 года она оказалась в Риге. Сначала икона находилась в кафедральном Христорождественском соборе, а после того, как участились налеты советской авиации, ее перенесли в более безопасное место – в рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь. На ночь Святыню уносили в подвальное помещение храма, которое сестры использовали как бомбоубежище. В общей сложности, икона находилась в Риге в течение шести месяцев. А в сентябре 1944 года, когда возникла угроза взятия города, началась эвакуация местных жителей и владыка Иоанн получил предписание срочно уехать. У меня был выбор: либо остаться в Риге с чужими людьми, либо отправиться вместе с владыкой. Я выбрал последнее… Утром 22 сентября мы выехали в Лиепаю (ныне город на юго-западе Латвии, — ред.). Вместе с главами других латвийских религиозных конфессий:  католическим епископом, лютеранским, а так же известными деятелями культуры страны. Автобус был переполнен, а потому те, кто помоложе, шли за ним пешком. В том числе и я. Это была длинная дорога, 200 километров. Вся забитая отступающими немецкими солдатами, беженцами, военной техникой. — И вы везли икону с собой? — Первоначально икона оставалась в Свято-Троице-Сергиевом женском монастыре. Но немцы, уходя их Риги и вывозя оттуда ценности, вспомнили и о нашей Святыне. Ее упаковали в ящик и отправили в Лиепаю морем на рыбацком суденышке. Сухопутная дорога была уже отрезана советскими войсками. Священнослужитель, который и сопровождал икону, передал ее владыке Иоанну. И он уже принял решение взять Святыню с собой в эмиграцию, чтобы сберечь ее и потом вернуть в Тихвинский монастырь. Икону поручили нести и охранять мне, как самому молодому и крепкому. Так я и носил ее все пять лет наших скитаний, чаще всего на спине, прикрывая одеждой. А весила она немало – больше 20 килограммов.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-gark...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010