В новом томе энциклопедии присутствует статья, посвященная замечательному русскому старцу архимандриту Иоанну (Крестьянкину, +2006 г.). Отдельный материал посвящен духовному писателю и церковному историку схиархимандриту Иоанну (Маслову, +1991 г.). XXIII том «Православной Энциклопедии» рассказывает и о 14 Патриархах Константинопольских по имени Иоанн, управлявших Церковью в Византийской империи в VI — XIV вв. Среди них наиболее примечательны: Иоанн III Схоластик и Иоанн IV Постник, крупные кодификаторы церковного права VI в.; Иоанн VII Грамматик (IX в.), запятнавший свое имя участием в иконоборческой ереси; Иоанн XI Векк (XIII в.), принимавший активное участие в заключении Лионской унии с Римом и впоследствии лишенный за это Патриаршего сана; Иоанн XIV Калека (XIV в.), участник споров между сторонниками св. Григория Паламы и Варлаама Калабрийского. В новом томе энциклопедии присутствуют и статьи о Патриархах Александрийских, носивших имя Иоанн — от Иоанна I Талайя (V в.) до Иоанна VIII (XI в.). Среди них наиболее примечательной фигурой является св. Иоанн V Милостивый, широко почитавшийся в православном мире за свою широчайшую благотворительность. Жизнь и деятельность Антиохийских Патриархов с именем Иоанн — от Иоанна I, знаменитого участника споров об учении Нестория в V в. до Иоанна VI Аплухира (XI в.) — также нашла свое отражение в материалах нового тома. Епископам Святого града Иерусалима (носившим с V в. Патриарший сан) по имени Иоанн также посвящен ряда статей нового тома, которые открывает материал о епископе Иоанне I (II в.). Иоанн II был видным участников оригенистских и пелагианских споров в конце IV — начале V вв. Последний из Патриархов Иерусалимских с именем ИоаннИоанн IX, чья деятельность пришлась на XII в. Из XXIII тома «Православной Энциклопедии» также можно почерпнуть сведения о жизни и церковной деятельности десяти Предстоятелей Грузинской Православной Церкви, нареченных именем Иоанн. Среди иерархов братских Поместных Православных Церквей, статьи о которых присутствуют в новом томе энциклопедии, также следует отметить иерархов Православной Церкви в Америке Иоанна (Гарклавса, +1982 г.) и архиепископа Сан-Францисского и Западноамериканского Иоанна (Шаховского, +1989 г.). Одна из статей посвящена Иоанну (Кухтину, +1975), митрополиту Пражскому и всей Чехословакии.

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Литве рукоположили архимандрита Иоанна (Липшанса) во епископа Валмиерского без утверждения его кандидатуры патриархом и Синодом РПЦ 14.08.2023 Синод Латвийской Православной Церкви 24 июля на заседании под председательством митрополита Рижского и всея Латвии Александра одним из вопросов рассмотрел давно назревшую необходимость иметь для духовного окормления латышской православной паствы епископа, латыша по национальности, сообщает пресс-служба ЛПЦ. «Принимая во внимание исторические перипетии и сложности бытия святого православия в Латвии, сообразуясь с давними пожеланиями латышского православного населения и необходимостью удовлетворения их духовных потребностей, понимая сегодняшние исторические реалии, для укрепления, сохранения и упрочения святого православия в Латвии и сохранения иерархического преемства Святой Матери Церкви, Синод постановил своим единогласным решением: архимандриту Иоанну (Липшансу) , клирику Благовещенского храма города Риги, быть епископом Валмиерским , викарием митрополита Рижского и всея Латвии. Наречение и хиротонию его совершить в Риге 12–13 августа сего года», приводится на сайте Латвийской Православной Церкви решение Синода. Архимандрит Иоанн (Липшанс) родился в Латгале, в Краславском районе, в 1957 году. Среднюю школу окончил в Риге. Был активным прихожанином православных храмов города Риги, а затем алтарником и псаломщиком в Вознесенском православном латышском приходе в Риге. В 1985 году митрополитом Рижским и Латвийским Леонидом (Поляковым) рукоположен в сан диакона, а в 1986-м – в сан пресвитера. После хиротонии служил клириком в храмах Риги и был настоятелем латышского прихода в местечке Крапе, где провел капитальный ремонт всего здания церкви. Одновременно учился в Московской Духовной семинарии на заочном отделении, окончил ее в 1991 году. Его родной язык латышский (латгальский), в совершенстве владеет и русским языком. 13 августа митрополит Рижский и всея Латвии Александр рукоположил архимандрита Иоанна (Липшанса) во епископа Валмиерского в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова. Как отмечает " Благовест-инфо " , архимандрита Иоанна (Липшанса) рукоположили во епископа без утверждения его кандидатуры патриархом и Синодом РПЦ, Последний раз архиерейская хиротония в Риге была совершенна в 1943 году, когда был рукоположен епископ Иоанн (Гарклавс), будущий хранитель Тихвинской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.08.2023 18:23:42

http://drevo-info.ru/news/29254.html

Икона же находилась всё это время в Риге. Епископ Иоанн незадолго перед отъездом передал Тихвинскую икону в рижский Троице-Сергиев женский монастырь. Позже священник Николай Виегланс со своей семьей и еще две семьи священников вывезли икону из Риги. Так началось долгое путешествие величайшей святыни Русской Православной Церкви на Запад. Добравшись до Лиепаи, отец Николай известил епископа Иоанна о том, что икона на месте. Ее принесли в Свято-Троицкий собор в Лиепае, где был отслужен молебен. Потом был Гданьск, Лодзь, чехословацкий Яблонец, Иоханисберг. В Иоханисберге отец Иоанн и другие священники прожили около года. Епископ Иоанн хранил Тихвинскую икону у себя, принося ее в церковь на службу. В 1945 году епископ вместе со своей группой переехал в Прагу. Из Праги епископ Иоанн и большинство членов его группы решили перебраться в американскую зону. Католическое агентство «Каритас» предложило группе священников присоединиться к французским беженцам, отправлявшимся на родину. Восемнадцатилетний Сергей Кожевников нес Тихвинскую икону. Наконец удалось найти нужный состав и забраться в вагон. Они добрались до Пильзена, затем до Амберга, находившегося в американской зоне. Здесь епископ Иоанн и его группа пробыли до июля 1946 года. Затем беженцы снова двинулись в путь. До 1949 года епископ Иоанн находился в лагере для перемещенных лиц в Херсбруке (Германия). Поселившись в этом городе, отец Иоанн стал посещать лагеря для перемещенных лиц по всей стране, и икона почти всегда была с ним. Крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери. На переднем плане – епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Германия. 1947 г. После переезда в Германию Сергей принял мирскую фамилию епископа Иоанна и стал Сергеем Гарклавсом, впоследствии протоиереем Американской Православной Церкви. Тихвинская икона помогла тогда многим обездоленным. Епископ Иоанн совершал многочисленные поездки по лагерям и служил молебны. Верующие бесконечной чередой проходили перед иконой. В это время о местонахождении Тихвинской иконы стало известно советскому правительству, и его официальные представители в Восточной Германии потребовали, чтобы американские оккупационные власти ее вернули. Епископ Иоанн встречался в связи с этим с американским генералом Клеем и рассказал ему историю иконы. Генерал Клей официально подтвердил полномочия епископа Иоанна как хранителя иконы. Именно это в будущем позволило вывезти ее в США.

http://pravmir.ru/hraniteli-tihvinskoy-i...

Вторая мировая война нанесла огромный урон муз. русскому наследию, в т. ч. и нотному делу рус. зарубежья. Попытки обеспечить заграничные хоры церковными нотами были сделаны сразу после войны в лагерях для перемещенных лиц на территории Австрии и Германии. Так, в лагере Парш (Зальцбург) в 1951-1953 гг. в приложении к еженедельной малотиражной газ. «Луч» помещались отпечатанные на ротаторе ноты из серии «Церковно-хоровая библиотека», подготовленные Гарднером. В 1947 г. в лагере г. Херсбрукк в Германии прот. Николаем Веглайсом по благословению еп. Рижского Иоанна (Гарклава) был издан сб. «Песнопения всенощного бдения», положивший начало самому продолжительному нотно-издательскому проекту рус. зарубежья - серии «Нотная библиотека православного христианина». Прот. Н. Веглайс начал заниматься изданием церковных нот с 1935 г., когда служил диаконом в рижском соборе Рождества Христова. В 1949 г. он переехал в США, в 1952-1992 гг. являлся настоятелем ц. св. Иоанна Богослова в Беркли (шт. Калифорния) (Американская Православная Церковь), где издавал «двумесячный» (выходил раз в 2 месяца) духовно-просветительный ж. «По стопам Христа» с нотными листками (как правило, 1-2 композиции, затем выходившие отдельными оттисками). Издавались и муз. сборники, включавшие от 4 до 30 песнопений: «авторские» (т. е. посвященные музыке к.-л. одного композитора) или содержащие репертуар отдельных служб («Богослужение в дни Св. Пасхи», «Великая суббота. Песнопения всенощной и литургии» и т. д.). Основная часть композиций, опубликованных прот. Николаем, принадлежала рус. эмигрантам, преимущественно проживавшим в Калифорнии: Ф. И. Рудикову , И. А. Колчину , С. Д. Игнатьеву, М. С. Константинову , В. Н. Преображенской, прот. Леониду Гладкову, П. Ф. Распопову и др. Из шт. Пенсильвания поступали композиции А. Свана и Б. А. Калишевича, из Германии - Гарднера, из Финляндии - Красностовского и т. д. Были и посмертные публикации, напр. А. С. Ильяшенко (Бельгия), герц. Николая Николаевича Лейхтенбергского-мл. (Германия), архиеп. Гавриила (Чепура) (Сербия) и др. Нередко ноты сопровождались краткими справками о композиторах, материалами по вопросам церковного пения. Последний известный каталог изд-ва за 1978 г. содержал 221 позицию. Хотя издания выходили редко (по неск. номеров в год), общий объем нотной продукции, изданной в течение 31 года, достаточно представителен: благодаря изд-ву прот. Н. Веглайса сохранился целый пласт эмигрантского духовно-муз. наследия, в т. ч. композиции малоизвестных авторов.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Риге состоялось заседание Синода Латвийской Православной Церкви 22.04.2016 21 апреля 2016 года в рижском Свято-Троице-Сергиевом монастыре под председательством митрополита Рижского и всея Латвии Александра состоялось очередное заседание Синода Латвийской Православной Церкви . В заседании приняли участие епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр, епископ Елгавский Иоанн и члены Синода ЛПЦ. Перед началом заседания в состав Синода был включен протоиерей Артемий Кучинский. Митрополит Александр осветил вопросы, рассмотренные на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2016 года, в том числе утверждение членами Собора решения Священного Синода от 12 марта 2013 года об образовании Даугавпилсской епархии. Его Высокопреосвященство сообщил о совершенной 27 марта 2016 года хиротонии архимандрита Иоанна (Сичевского) во епископа Елгавского, викария Рижской епархии, отметив важность провозглашения за Божественной литургией, совершенной Святейшим Патриархом Кириллом во граде Москве, ектении на латышском языке. Епископ Даугавпилсский Александр выступил с докладом о состоявшемся 11 апреля 2016 года заседании Епархиального совета Даугавпилсской епархии и о деятельности возглавляемого им Отдела по канонизации святых. Епископ Елгавский Иоанн рассказал о предстоящих праздновании 10-летия архиерейской хиротонии епископа Даугавпилсского и Резекненского Александра, праздновании 80-летия основания Елгавского викариатства (возобновленного в этом году), а также сообщил о желании родственников архиепископа Иоанна (Гарклавса) перезахоронить его останки в Латвии. Решением Синода протоиерей Артемий Кучинский был назначен руководителем Синодального отдела ЛПЦ по работе с молодежью. Также были избраны сотрудники Молодежного отдела: протоиерей Сергий Назаров, протоиерей Александр Алексеев, иерей Аркадий Мусатов, Инна Мусатова и Павел Лизон. Были обновлены штатные составы нескольких отделов Синода ЛПЦ, а также образован Синодальный отдел по делам монастырей и монашеству, руководителем которого назначен игумен Макарий (Кириллов) и его помощником иеромонах Евтихий (Смирнов).

http://drevo-info.ru/news/20559.html

Закрыть В Латвийской Православной Церкви совершена самочинная архиерейская хиротония 14.08.2023 663 В воскресенье, 13 августа, Высокопреосвященнейший Митрополит Александр в сослужении архиепископа Александра и преосвященнейшего епископа Иоанна за Божественной Литургией рукоположил архимандрита Иоанна (Липшанса) во епископа Валмиерского, сообщает пресс-служба Латвийской Православной Церкви. По окончании Божественной Литургии митрополит Александр обратился с поучением к новопоставленному епископу и вручил ему архиерейский жезл. Новый архипастырь преподал благословение многочисленным верующим, собравшимся в соборе. «80 лет Рига не знала таких событий, - отмечает пресс-служба Латвийской Православной Церкви, - несколько поколений верующих не видели такого торжества. Последний раз архиерейская хиротония в Риге была совершенна в 1943 году, когда был рукоположен Преосвященный Епископ Иоанн (Гарклавс), будущий хранитель Тихвинской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Что важно для всех нас, новый архипастырь Иоанн (Липшанс) стал первым в новейшее время Архипастырем латышом. Искренне желаем Владыке Иоанну помощи Божией в предстоящем ему высоком, многотрудном и ответственном служении, которые ему предстоит совершать на своей родной земле, среди родного ему народа. Просим всех наших прихожан молиться о новом епископе Латвийской Православной Церкви, иерархия которой пополнилась сегодня новым архиереем, что да послужит к дальнейшему укреплению нашей Святой Латвийской Церкви». «Все люди, искренне верующие и живущие в Церкви, любящие Бога и пребывающие в постоянной молитве, с большой радостью встретили это важное, доброе и необходимое событие нашей духовной церковной жизни», - отмечается в сообщении Латвийской Православной Церкви. Как справедливо напоминает в тлг-канале Центр «Хризма», Латвийская Церковь является самоуправляемой в составе Московского Патриархата. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, архиереи самоуправляемой Церкви избираются Синодом из кандидатов, утвержденных Патриархом Московским и Священным Синодом.

http://ruskline.ru/politnews/2023/08/14/...

В Риге состоялось заседание Синода Латвийской Православной Церкви 22 апреля 2016 г. 15:28 21 апреля 2016 года в рижском Свято-Троице-Сергиевом монастыре под председательством митрополита Рижского и всея Латвии Александра состоялось очередное заседание Синода Латвийской Православной Церкви . В заседании приняли участие епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр , епископ Елгавский Иоанн и члены Синода ЛПЦ. Перед началом заседания в состав Синода был включен протоиерей Артемий Кучинский. Высокопреосвященнейший митрополит Александр осветил вопросы, рассмотренные на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2016 года, в том числе утверждение членами Собора решения Священного Синода от 12 марта 2013 года об образовании Даугавпилсской епархии. Его Высокопреосвященство сообщил о совершенной 27 марта 2016 года хиротонии архимандрита Иоанна (Сичевского) во епископа Елгавского, викария Рижской епархии , отметив важность провозглашения за Божественной литургией, совершенной Святейшим Патриархом Кириллом во граде Москве, ектении на латышском языке. Епископ Даугавпилсский Александр выступил с докладом о состоявшемся 11 апреля 2016 года заседании Епархиального совета Даугавпилсской епархии и о деятельности возглавляемого им Отдела по канонизации святых. Епископ Елгавский Иоанн рассказал о предстоящих праздновании 10-летия архиерейской хиротонии епископа Даугавпилсского и Резекненского Александра, праздновании 80-летия основания Елгавского викариатства (возобновленного в этом году), а также сообщил о желании родственников архиепископа Иоанна (Гарклавса) перезахоронить его останки в Латвии. Решением Синода протоиерей Артемий Кучинский был назначен руководителем Синодального отдела ЛПЦ по работе с молодежью. Также были избраны сотрудники Молодежного отдела: протоиерей Сергий Назаров, протоиерей Александр Алексеев, иерей Аркадий Мусатов, Инна Мусатова и Павел Лизон. Были обновлены штатные составы нескольких отделов Синода ЛПЦ, а также образован Синодальный отдел по делам монастырей и монашеству, руководителем которого назначен игумен Макарий (Кириллов) и его помощником иеромонах Евтихий (Смирнов).

http://patriarchia.ru/db/text/4438393.ht...

В 1920-х годах Успенский монастырь был закрыт, а икона была передана в местный краеведческий музей. Точно неизвестно, где хранилась Тихвинская икона в то время. По всей вероятности, из Тихвина ее не вывозили и хранили то в Успенском монастыре, то в местных церквях. Как Сергей Кожевников стал Сергием Гарклавсом В ноябре 1941 года Тихвин был оккупирован фашистами. Нацисты икону забрали – с целью использовать ее в пропагандистских целях. В 1942 году они привезли икону в Псков, где работала Псковская Православная миссия. Немцы понимали, что, открывая закрытые советской властью храмы, разрешая службы, они могут привлечь на свою сторону верующих. История Тихвинской иконы Божией Матери тесно связана с Псковской Православной миссией. Икону поместили в псковском Свято-Троицком кафедральном соборе, однако приносили в собор только по воскресеньям. Возглавлял Псковскую Православную миссию митрополит Сергий (Воскресенский). С 1942 года до весны 1944-го Псковская миссия достигла небывалого духовного расцвета. Открылись десятки церквей. Постоянно шли службы. Епископ Иоанн (Гарклавс) В 1944 году Тихвинскую икону перевезли в Ригу, где ее приняла православная община во главе с недавно посвященным епископом Рижским Иоанном Гарклавсом. В 1943 году подросток Сергей Кожевников приехал в Ригу учиться в русской школе. Сергей и его семья познакомились с епископом Иоанном во время службы в Вентспилсе. Здесь Сергей начал служить в качестве алтарника. На тот момент он был уже достаточно взрослым, чтобы самостоятельно жить и учиться в Риге и, попросив епископа Иоанна помочь ему с жильем, получил предложение жить у него. Сергей стал иподиаконом и личным секретарем епископа Иоанна. В сентябре 1944 года немецкие власти предложили епископу Иоанну в течение суток уехать из Риги. Епископ вместе с матерью и личным секретарем покинул город и направился в порт Лиепая. Вместе с ними из Риги уехали несколько православных священников с семьями (некоторые из них стали впоследствии священниками Американской Православной Церкви). Пешком и на повозках преодолели они более 300 километров. Наконец они добрались до Лиепаи, где провели чуть больше недели.

http://pravmir.ru/hraniteli-tihvinskoy-i...

12 дек. 1947 г. патриарх Алексий I и Синод РПЦ постановили предать митр. Феофила суду Собора епископов и оставить в силе наложенное на него в янв. 1935 г. и условно снятое в янв. 1947 г. запрещение в служении «за упорное противление призывам Матери-Церкви к общению; за вовлечение своей паствы в раскол, вопреки желанию самой паствы, выразившемуся в постановлении Кливлендского Собора». Это постановление распространялось на Чикагского архиеп. Леонтия (Туркевича), епископов Аляскинского Иоанна (Злобина), Бруклинского Иоанна (Шаховского) и перешедшего в сент. 1947 г. в юрисдикцию М. о. еп. Никона (де Греве). Монреальский еп. Антоний (Терещенко) к тому времени скончался и не подпал под запрещение. Также не были запрещены в священнослужении еп. Вениамин (Басалыга), с янв. 1947 г. пребывавший в Японии, и сменивший его в дек. того же года на Питтсбургской кафедре еп. Дионисий (Дьяченко ; с 1957 в РПЦ, впосл. архиепископ). С кон. 1947 г. в храмах митрополии прекратилось вознесение за богослужением имени патриарха Алексия I, контакты М. о. с Московским Патриархатом были надолго прерваны. В 1949 г. в юрисдикцию М. о. перешли архиереи РПЦ, оказавшиеся во время второй мировой войны на оккупированной территории и эмигрировавшие на Запад,- еп. бывш. Рижский Иоанн (Гарклавс) и еп. бывш. Донецкий Димитрий (Маган) , занявшие в митрополии Детройтскую и Бостонскую кафедры. К нач. 50-х гг. ХХ в. рус. правосл. приходы на территории Сев. Америки оказались разделены между 3 юрисдикциями: каноническим Экзархатом Московской Патриархии в Северной и Южной Америке (ок. 50 приходов), Американской митрополией (ок. 500 приходов) и РПЦЗ (первоначально ок. 40 приходов). Разрыв с Московским Патриархатом привел к очередному сближению М. о. с РПЦЗ. После переезда в кон. нояб. 1950 г. первоиерарха Зарубежной Церкви митр. Анастасия (Грибановского) на постоянное жительство в США туда же было перенесено высшее управление РПЦЗ. Созванный из-за кончины митр. Феофила († 27 июня 1950) VIII Всеамериканский Собор 5-8 дек.

http://pravenc.ru/text/2563398.html

Предстоятель Православной Церкви в Америке посетил Санкт-Петербургские духовные школы 29 апреля 2009 г. 13:16 В среду 29 апреля Санкт-Петербургскую духовную академию посетил Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всея Америки и Канады Иона . У входа в здание академии Блаженнейшего Митрополита Иону встречали ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий , епископ Петергофский Маркелл , члены профессорско-преподавательской корпорации, студенты. Предстоятеля сопровождали архиепископ Оттавский и Канадский Серафим; архимандрит Закхей (Вуд) , представитель Американской Православной Церкви в Москве, настоятель храма св. вмц. Екатерины на Всполье ; протоиерей Александр Гарклавс, управляющий делами Православной Церкви в Америке; протодиакон Кирилл Соколов и монах Григорий (Стивенс). После торжественной встречи Блаженнейший Митрополит Иона в сопровождении мужского хора поднялся в академический храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где его встречали преподаватели в священном сане. В академическом храме Митрополит Иона приложился к чудотворному образу Божией Матери «Знамение-Царскосельская». Ректор СПбПДА епископ Гатчинский Амвросий обратился к Митрополиту Ионе с приветственным словом. Владыка Амвросий особо отметил, что «этот визит в северные пределы России и Русской Православной Церкви начинается с посещения нашей духовной академии». Затем владыка преподнес на молитвенную память о пребывании в стенах Санкт-Петербургской академии икону святого благоверного князя Александра Невского. В ответном слове Блаженнейший Митрополит Иона поблагодарил за теплый прием. «Для меня большая честь посетить Санкт-Петербургские духовные школы. Для будущих пастырей необходимо не просто читать Евангелие, но и совершать духовную работу над собой. Необходимо, чтобы Благая весть о Христе проходила через ваше сердце, только тогда вы сможете говорить о спасении. Важно говорить не только о событиях Евангелия, но пропустить его через свое сердце, тогда люди будут принимать эту благодать, эту радость спасения», — особо отметил Предстоятель Православной Церкви в Америке. Сразу после отбытия из академии Митрополит Иона совершит поездку в Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь , в котором будущий Предстоятель Американской Церкви прожил около года в конце 1980-х. Сайт СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/632216.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010