Вечером того же дня митрополит Волоколамский Иларион вместе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом посетил храм Русской Зарубежной Церкви в честь преподобного Серафима Саровского в пригороде Нью-Йорка Сиклиффе. Также был приглашен Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Иона. Иерархи осмотрели храм и поклонились хранящимся в нем святыням, в том числе частицам мощей угодников Божиих, иконам, вывезенным из «Ипатьевского дома», и камилавке святого праведного Иоанна Кронштадтского. Затем состоялась братская беседа, в которой приняли участие управляющий делами Православной Церкви в Америке протоиерей Александр Гарклавс, заведующий внешними и межцерковными связями Православной Церкви в Америке протоиерей Леонид Кишковский и секретарь Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Серафим Ган. Днем 30 августа председатель ОВЦС митрополит Иларион посетил здание Греческой православной архиепископии Северной Америки, где состоялась его рабочая встреча с архиепископом Американским Димитрием. В ходе беседы, в которой приняли участие секретарь Архиепископии протоиерей Марк Эри и секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ протоиерей Серафим Ган, был обсужден широкий круг вопросов, касающихся взаимоотношений между различными православными юрисдикциями в Северной Америке. Архиепископ Димитрий рассказал о работе Епископской ассамблеи Северной Америки, первое заседание которой состоялось 26-28 мая 2010 года . Глава Греческой архиепископии также поделился воспоминаниями о своих поездках в Россию, о встречах с приснопамятным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и председателем ОВЦС митрополитом Кириллом (ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси). В свою очередь митрополит Иларион рассказал архиепископу Димитрию о развитии церковной жизни в России и других странах, входящих в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата. В память о встрече глава Греческой архиепископии преподнес в подарок председателю ОВЦС архиерейский посох и два сборника своих трудов на английском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/1264467.ht...

— Вы оказались в Германии, в американской зоне. Чем там занимались? — Мы прибыли в Амберг, небольшой старинный город в 60 километрах от Нюрнберга. Там нас отправили в лагерь для перемещенных лиц, который располагался в бывших солдатских казармах. Первое время спали все вместе в огромном помещении  на полу, покрытом соломой. А потом латвийскому духовенству выделили три комнаты в одном из домов. Мы разъезжали с Тихвинской иконой по разным лагерям для перемещенных лиц, где не было своих православных священников, вели поистине миссионерскую работу. Постепенно люди под руководством духовенства стали в своих лагерях создавать храмы и часовни. Они были очень скромными, сколоченными из досок или листов железа, с бумажными иконами, лампадами из консервных банок. Но как там люди сплачивались, какой царил дух! Верующие приглашали владыку Иоанна к себе в лагеря с Иконой, которую почитали как защитницу. Помню, был случай. В одном из лагерей женщина просила Богородицу помочь ей найти сына. Потом, уже отойдя от иконы, она вдруг увидела его в толпе таких же молящихся! Так мы объездили большое количество немецких городов. А к лету 1949 года у нас появилась возможность отправиться в США вслед за нашей паствой. Ведь большинство обитателей лагерей, расположенных в американской оккупационной зоне, переезжали туда. Чтобы нас не разлучили с владыкой Иоанном, он предложил стать для меня названным отцом и дать мне свою фамилию. И я стал Сергеем Гарклавсом-Кожевниковым. Но когда мы заполняли необходимые анкеты на выезд в США, американский консул мне сказал: «Молодой человек, поверьте, с такой длинной фамилией, да еще в которой есть буква «ж», вы в Америке намучаетесь. Я вам оставляю одну, ту, что короче…». Русская вера — К моменту вашего приезда в США шла активная православная жизнь, работали храмы? — В Америке была православная церковь, основанная еще 200 лет назад святителем Иннокентием. Благодаря ему на Аляске появились первые храмы и часовни. Позже приходы основывал владыка Тихон, который 5 ноября 1917 года был наречен патриархом Московским и всея России. Так что, когда мы прибыли в США, в стране уже было много приходов. Там работали, в том числе, священники, приехавшие после Первой мировой войны.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-gark...

Во время оккупации Эстонии немецко-фашистскими войсками прот. И. Богоявленский оказывал помощь советским военнопленным, за что был арестован и находился месяц в тюрьме в Таллине. Помогал беженцам в лагерях для перемещенных лиц в Клооге, Пыллкюле, Палдиски и Вильянди (Эстония). Не поддержал Таллинского митр. Александра (Паулуса) , заявившего о переходе в юрисдикцию К-польского Патриархата; оставался в подчинении Патриаршего экзарха Прибалтики Виленского и Литовского митр. Сергия (Воскресенского) и Нарвского еп. Павла (Дмитровского ; с дек. 1942 архиепископ). В мае 1944 г., после убийства митр. Сергия, прот. И. Богоявленский участвовал как представитель Таллинской епархии в архиерейском совещании в Риге вместе с архиепископами Ковенским Даниилом (Юзвьюком) , Нарвским Павлом и Рижским еп. Иоанном (Гарклавсом) . Совещание отклонило предложение Львовского архиеп. Пантелеимона (Рудыка) о выдвижении своей кандидатуры для замещения поста экзарха. После освобождения Эстонии советскими войсками прот. И. Богоявленский проводил среди населения патриотическую работу, участвовал в организации сбора средств в фонд помощи семьям фронтовиков. 6 марта 1945 г. подписал как председатель Нарвского епархиального совета Акт о воссоединении с Московским Патриархатом русско-эст. духовенства и мирян Эстонской епархии. С 1 сент. 1946 г. ректор восстановленных Ленинградских ДА и ДС. Принимал активное участие в разработке учебной программы семинарии и академии, в основу которой была положена программа дореволюционных духовных учебных заведений. К началу учебного года было закончено оборудование домовой церкви Академии, освященной 8 окт. 1946 г. во имя ап. Иоанна Богослова, где начались ежедневные богослужения. В дек. того же года овдовел. 14 янв. 1947 г. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 12 мая 1947 г. Свящ. Синод РПЦ принял решение о назначении прот. И. Богоявленского на вдовствующую Таллинскую кафедру. 12 июня пострижен в монашество с именем Исидор в честь сщмч. Исидора , пресв. Юрьевского. Возведен в сан архимандрита. 21 июня состоялось наречение И. во епископа Таллинского и Эстонского. 22 июня в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда Патриарх Алексий I возглавил архиерейскую хиротонию И. В авг. того же года с нек-рой задержкой из-за внезапной тяжелой болезни вступил в управление епархией. Инициировал восстановительные работы в разрушенных во время войны храмах, особое внимание уделял помощи Пюхтицкому в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рю . В связи с тяжелым положением епархии добился ее освобождения от обязательных денежных сборов на общецерковные нужды. Для кандидатов из Эстонии, принимающих по окончании обучения священнический сан, по настоянию И. было введено бесплатное обучение в духовных семинариях и академиях, а престарелым священнослужителям епархии выплаты пенсий осуществлялись за счет средств Центрального пенсионного фонда РПЦ.

http://pravenc.ru/text/Исидор ...

С открытием в 1811 году Тихвинской водной системы, соединившей Балтику и Каспий, значение города ещё больше возросло. Но ненадолго. Уже во второй половине века он стал приходить в упадок. Главные железные дороги город обошли, а Тихвинской водной системе предпочли Мариинскую. И лишь к Богородичному Успенскому монастырю никогда не иссякал поток богомольцев. Множились чудеса, связанные с Тихвинской иконой Богородицы. И не только с самой иконой, но и с её списками. Некоторые из них становились знамениты на всю Россию. Так, в грозную пору 1812 года монастырь благословил тихвинское ополчение списком, получившим название " Ополченной иконы " . В 1854-55 годах, когда шла Крымская война, " Ополченная икона " находилась в осаждённом Севастополе. В 1823 году обитель посетил император Александр I, в 1858 году - Александр II. В 1852 году обитель переводится в разряд монастырей I класса. В 1910 году проводилась кропотливая реставрация чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. 1917 год лёг резкой границей в истории Богородичного Успенского монастыря (как впрочем, и всех православных обителей в России). На Церковь открылись гонения богоборцев, монастыри разорялись, монахи изгонялись из них. В 1924 году был закрыт и Тихвинский монастырь. Его помещения поочерёдно передавались тюрьме, продовольственному складу, госпиталю, производству Всесоюзного общества слепых и, наконец, музею. По поразительному недосмотру властей чудотворную икону не тронули (хотя золотую ризу весом более десяти килограммов с неё сняли ещё в 20-е годы и отправили в Петроград), она по-прежнему находилась в Успенском соборе, до 1931 года исполнявшем роль приходского храма, а потом тоже закрытом. Ещё в 1924 году обсуждался вопрос о передаче образа музею, но общественность воспротивилась, и якобы поэтому его не тронули. А в 1941 году икона, впервые за без малого шесть веков, покинула Тихвин. Немцы захватили город в ноябре 1941 года. Хозяйничали они в Тихвине всего месяц, но тем не менее, успели вывезти " предметы искусства " . В их числе оказалась и икона Тихвинской Богородицы. Образ побывал в Пскове, потом в Риге, где чудесным образом попал в руки епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), который и спас его в сумятице 1945 года. Вместе с архиереем икона в 1949 году перебралась в США. Владыка Иоанн, возведённый в сан архиепископа Чикагского и Миннеаполисского, завещал своему приёмному сыну протоиерею Сергею Гарклавсу вернуть чудотворную икону в Тихвинскую обитель, когда в России падёт богоборческая власть.

http://sobory.ru/article/?object=00115

Полностью уничтоженным оказалось монастырское кладбище, на котором были похоронены многие иноки и настоятели монастыря, а также многие известные люди, такие, как князь Симеон Прозоровский, защищавший обитель от шведов; князь Иван Иванович Шуйский, принц Иоанн Антонович Ульрих, русский историк Я. И. Бередников, А. П. Римский-Корсаков, исследователь тихвинской старины И. П. Мордвинов. В 60-е годы началась реставрация монастыря, в ходе которой восстановлены многие здания. С1968 г в некоторых из них находится музей. Летом 1995 г. по благословению ныне покойного владыки Иоанна возобновил свою деятельность Тихвинский Богородицкий монастырь. Возглавил его наместник иеромонах Александр (Гордеев). Возродилась традиция главного монастырского праздника – в честь Тихвинской иконы Богоматери. Особенно большое стечение гостей и паломников на монастырском празднике отмечалось в 1998 г, когда Божественную литургию в Успенском соборе служил митрополит Петербургский и Ладожский Владимир. В сентябре 1999 г. монастырю вновь был присвоен почетный статус первоклассного, а настоятелем обители утвержден иеромонах Евфимий (Шашорин). Колесникова О. Дымский монастырь// 42 С. 302–303. Примерно в 20 км от Тихвина находится Антониев Дымский монастырь. Издревле у богомольцев, идущих на поклонение к чудотворной Тихвинской иконе, существовал обычай прежде заходить в Антониев монастырь. Существовала поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Мать не принимает». См. Житие преподобного Антония Дымского – Сост. Березина Л. Д. Возвращение святыни// 68 С. 60–61, 91. В 2003 году было принято решение о возвращении Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь ко дню празднования в 2004 году: годы разлуки святыни с той землей, где она явилась более шестисот лет назад, завершаются! Протоиерей Сергий Гарклавс, хранитель чудотворного образа, приезжал в Тихвинский монастырь 9 января 2004 года, чтобы согласовать порядок торжеств. 12 января 2004 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с американской делегацией во главе с хранителем иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

" Блажени непорочнии в путь... " 24.10.2015 08:26:55 Николай Бульчук 3. 19 октября 2015 года на 87-м году жизни скончался протоиерей Сергий Гарклавс, клирик Зарубежной Церкви в Чикаго, известный в России как Хранитель Чудотворного образа Пресвятой Богородицы Тихвинской. История жизни отца Сергия, как и история этой иконы, поистине уникальна. Годы скитаний, эмиграции, борьбы и лишений описаны подробно в книге отца Сергия «Под сенью Тихвинской иконы», которая вышла в прошлом году в Америке и сегодня доступна в России. Череда чудес и знамений милости Божией сопровождают всю его биографию, Царица Небесная покрывала своим омофором послушника владыки Иоанна (Гарклавса) юного Сергия на протяжении всей его жизни. Об отце Сергии вспоминают сегодня Егор Юрьевич Агафонов, заведующий издательством Свято-Тихоновского православного богословского института, который навещал Батюшку в Тихвинской пустыни совсем недавно, а также знавший его и бывавший за его службами в Соединенных Штатах российский ученый, доктор биологических наук Виктор Евгеньевич Барский, оказавшийся в Америке с научным визитом и повстречавший там отца Сергия. На Радио «Радонеж» еще прозвучат фрагменты многочисленных бесед отца Сергия (Гарклавса), его воспоминаний и рассказов, записи которых любезно передала нам Светлана Ивановна Горлевская, директор сети магазинов «Православное Слово». Уходят святые наших дней, уходят праведники, но не уходит обаяние их теплоты и близости к нам, их молитвы сопровождают нас по жизни, они оставили нам частицу доброты и настоящей, подлинной христианской любви. Теперь они, верим, молятся за нас пред Престолом Божиим! Вечная память отцу Сергию, его матушке Александре и его наставнику и покровителю – епископу Иоанну (Гарклавсу), который вместе с иконой передал своему воспитаннику и свою фамилию, и свой подвиг, и свое служение. Слушать:   http://radonezh.ru/radio/2015/10/23/22-01.html Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/recommend/blazheni-ne...

С этого времени началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божией Матери, прославленной многими чудотворениями и помощью в одолении врагов предстательством Богородицы. После Октябрьской революции, в 1924 году, монастырь, где хранилась Тихвинская икона, закрыли, и чудотворный образ был перенесен в один из храмов Тихвина. Во время второй мировой войны, при оккупации города, икону перевезли во Псков. В 1944 году чудотворный образ принимает православная община Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 году вывез образ в США. Святыня была помещена в Свято-Троицком соборе Чикаго. После смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну — протоиерею Сергию Гарклавсу, с условием передать ее в Тихвинский Успенский монастырь после его возрождения. В январе 2004 года в ходе переговоров Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с делегацией Православной Церкви в Америке было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. 20 июня святыня покинула Чикаго, она была доставлена в Ригу, затем — в Москву и 28 июня — в Санкт-Петербург. 8 июля чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась в Тихвинский монастырь. 23-24 июня 2004 года в Храме Христа Спасителя состоялось торжественное богослужение, всенощное бдение и Божественная литургия, которое возглавлял Святейший Патриарх Алексий. Обратившись к верующим, Предстоятель Русской Церкви тепло поздравил собравшихся с большим праздником, подчеркнув: «Сегодня совершилось великое событие — возвратилась святыня земли русской после 63 лет пребывания вне пределов нашей родины.   Перед этой святыней возносились молитвы, проливались слезы, ей молились наши предки в течение шести веков, возлагая свою веру на заступничество Царицы Небесной, Пречистой Богоматери». Святейший Патриарх призвал верующих объединиться в молитве перед этой святыней земли русской, чтобы она и впредь «хранила Святое Отечество, Святую Церковь и многострадальный народ нашей страны».

http://patriarchia.ru/db/text/28021.html

Почти два столетия после обнаружения чудотворной Тихвинской иконы, святыня хранилась в обычной деревянной церкви. В 1547 году царь Иван Грозный посетил эту церковь и поклонился Тихвинскому образу, а, вернувшись в Москву из богомолья, решил устроить на месте храма монастырь. С этой целью в Тихвин был послан московский митрополит Пимен. В 1552 году, возвращаясь в Москву из взятой Казани, Иван Грозный велел основать монастырь и в Коломне, который сегодня известен под именем Брусенского. Обитель находится в пятистах метрах от Тихвинского храма Коломны вблизи Грановитой башни кремля. В этом монастыре сохранился старинный шатровый Успенский храм-памятник, построенный в благодарность за победу над Казанским ханством. Естественно, что победитель считал себя продолжателем дела своего великого предка Дмитрия Донского, который первым одержал серьезную победу над восточным противником. Позже к крохотной Успенской церкви Брусенского монастыря была пристроена более просторная трапезная часть. Сегодня в этой обители особо почитается Казанская икона Божией Матери. Удивительная судьба сопутствовала в XX веке оригиналу Тихвинской иконы, копия которой находится в Коломне. После революции над Тихвинской святыней нависла угроза уничтожения. В 1930-е годы великолепный монастырь в городе Тихвине ликвидировали, его церкви закрыли, а икону поместили в местный музей. За одной бедой последовала другая. В 1941 году немцы на месяц заняли этот северный город. Девятого декабря советская армия заставила захватчиков отступить, однако те успели вывезти Тихвинскую икону с собой в Псков, откуда перенаправили в Прибалтику. К концу войны святыня оказалась в руках у православного священнослужителя латышского происхождения Иоанна Гарклавса, который скрылся в американском секторе оккупированной союзниками Германии. Вместе с Гарклавсом русская святыня перебралась через Атлантический океан в США и нашла себе место в Троицкой православной церкви города Чикаго, где священнослужитель стал настоятелем. Деревянный храм, построенный американским архитектором Салливаном в русском стиле, появился в Чикаго еще в 1903 году.

http://sobory.ru/article/?object=01117

Осенью 1944 г. Красная Армия освободила Прибалтику, за исключением Курляндского полуострова, где остатки разбитых немецких войск сопротивлялись до мая 1945 г. После убийства митрополита Сергия (Воскресенского) по его завещанию временно управляющим Виленской и Литовской епархией стал епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), возведенный в сан архиепископа. В конце войны он выехал в Чехословакию, затем вернулся и был назначен на Пинскую кафедру. На Виленскую кафедру 13 апреля 1945 г. был поставлен перешедший из обновленческого раскола архиепископ Корнилий (Попов); ему же было поручено и временное управление Рижской и Латвийской епархиями, остававшимися вакантными после отъезда епископа Рижского Иоанна (Гарклава) в Германию. Сложнее, чем в Литве и Латвии, складывалась ситуация в Эстонии, где во время оккупации произошел раскол и часть приходов во главе с митрополитом Александром (Паулусом) отделилась от экзарха Московской Патриархии митрополита Сергия (Воскресенского). Митрополит Александр бежал из Эстонии вместе с отступавшими немецкими войсками, впоследствии образовав в Стокгольме схизматический Синод, который он объявил состоящим в юрисдикции Константинопольской Патриархии. После смерти митрополита Александра в 1953 г. этот Синод, оставшись без епископов, продолжал все-таки притязать на представительство не существующей в действительности Эстонской Автономной Церкви. 5 марта 1945 г. в Таллин прибыл архиепископ Псковский Григорий (Чуков), и на совещании с членами раскольнического Синода Эстонской Православной Церкви достигнута была договоренность о возвращении схизматических приходов в юрисдикцию Московской Патриархии и об упразднении Синода. Правящим архиереем Таллинским и Эстонским был назначен архиепископ Павел (Дмитровский). По предложению архиепископа Григория в совет, заменивший прежний Синод, было включено равное число священников русского и эстонского происхождения. Принято было также решение изъять из богослужебной практики эстонских приходов протестантские новшества: пение гимнов и игру на органе. Самый акт воссоединения находившихся в расколе эстонских приходов с Матерью Церковью состоялся в Никольском соборе Таллина 6 марта 1945 г. Чин богослужения был подобен тому, который употреблялся при воссоединении обновленцев. Председатель упраздненного Синода Эстонской Церкви протоиерей Христофор Винк от лица всех присоединяемых прочитал и вручил архиепископу Григорию акт о том, что

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И вот из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн († 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду. Чудотворная икона, святыня мирового Православия, 63 года находилась на хранении у отца Сергия в городе Чикаго, штат Иллинойс. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель. Возрождение В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря—святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре. А годом позже возобновилась праздничная служба. 9 июля 1997 г. в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Немногочисленна пока братия Тихвинской Успенской обители, но велико радение монахов и послушников о святом месте. Возвращение иконы Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелёта из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвинский монастырь. Этот маршрут был одобрен и утвержден Патриархом, по благословению которого была также создана рабочая группа по организации возвращения. В группу вошли:

http://patriarchia.ru/db/text/689671.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010