Голос Предтечи Иоанна Покайтеся, приближибося царствие небесное. Мф. 3:2 . Уже бо секира при корени древа лежит. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо. Мф. 3:10 Среди всеобщего ожидания Израильского народа узреть своего Мессию – Искупителя, Который уже был на земле, но еще не явил Себя миру, пред самым тем временем, когда надлежало вступить ему в торжественное служение спасению рода человеческого, в пустыне Иорданской раздался голос пророка и предтечи Господня Иоанна, который послан был Богом приготовить народ Израильский к достойному принятию своего Мессии – царя. Святая и необыкновенная жизнь этого пророка скоро привлекла к нему тысячи народа из Иерусалима и окрестных стран; все спешили к Иоанну, чтоб услышать, что говорит пророк и с какой проповедью он послан от Бога? Покайтеся , была проповедь Иоанна, покайтесь, потому чтоприближается время открыться царствию Божию, очистите вашу совесть покаянием, спешите обратиться к истине и добродетели, потому что вот уже идет к вам Божественный Искупитель; Он соберет своих благодатных сынов вокруг себя, а всех, уклонившихся от Его воли и чуждых Ему, отвергнет и удалит от своего благодатного, светлого царства. Он как садовник, очистит и даст силу хорошему дереву и всякое дерево, не приносящее доброго плода, посечет и предаст огню. Спешите к покаянию, уже топор лежит у корня сухого, бесплодного дерева! Такой проповедью приготовлял св. Иоанн народ Израильский к принятию грядущего Искупителя. Сильна была эта проповедь покаяния в устах Иоанна! Нравственное состояние народа израильского пред пришествием Спасителя было в самом жалком состоянии. Израильтяне давно уже утратили истинную веру и благочестие своих патриархов, они вдались во все пороки и непотребства и нравственное развращение их было так велико, что, если бы и жители Ниневии встали, то обличили бы их в нечестии 133 . Это состояние свое понимали и сами Израильтяне, они очень хорошо чувствовали нужду в возрождении для жизни другой, жизни добродетельной. Что нам делать, что сотворим? спрашивали они Иоанна. Сотворите достойный плод покаяния 134 , отвечал Иоанн и не требуйте ничего, более определенного вам 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Третие обретение честныя главы святаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна ВЕЧЕР Поем Блажен муж: На Господи, воззвах: стихиры праздника 3 и Предтечи 5. Аще же пост, стихиры на 6, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Блаженне Иоанне Предтече,/паче солнечных луч возсиявши,/облиста от земли глава твоя/и верныя просвети,/юже яко Божественное сокровище, имуще,/богатную благодать почерпаем,/освящающе души,/и телеса, и помышления,/и, торжествующе, тя ублажаем. Благодать неоскудну источающи,/священная глава твоя, блаженне Предтече,/священнику Богомудру,/не ведящу показуется,/иже потщася верою и благодатию,/явленно творит сея пришествие,/освящаяся с людьми Богомудрыми/веру православну/тепле утверждающе. Третие празднуем явление/твоея честныя главы,/юже Троица венчала есть,/усечена бывши, славне, ревности ради Божественныя;/и обретением сея радуются/ангельстии чини,/мученик сословие, Божественнии апостоли и пророцы вси./С нимиже нас всегда поминай,/Господень Предтече. Слава, глас 6: Сокровище Божественных даров,/Богохранимая глава твоя, Предтече,/от земных недр возсия,/юже мы верно приемлюще и покланяющеся, славне,/обогащаемся от Тебе, Христов Крестителю,/чудесы преславными/и согрешений прощением. И ныне, праздника. Аще ли пост: И ныне, Богородичен 1-й. Вход. Прокимен дне. Пророчества Исаиина чтение (главы 40, 41, 45 и 48): Тако глаголет Господь:/утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог:/священницы, глаголите в сердцы Иерусалиму,/умолите его, яко умножися смирение его./Разрешися бо грех его,/яко прият из руки Господни сугуба согрешения своя./Глас вопиющаго в пустыни:/уготовайте путь Господень,/правы творите стези Богу нашему./На гору высоку взыди, благовествуй Сиону,/возвышай крепостию глас свой, благовествуяй Иерусалиму:/вознесите, не бойтеся, Аз Господь Бог,/Аз услышу убогих, Израилев, и не оставлю тех./Но отверзу от гор реки/и посреде поля источники сотворю, пустыни в луг/и жаждущую землю во источники водныя./Да возвеселится небо свыше, и облацы да кропят правду,/да возсияет земля, и да прозябнет милость,/и правда да возсияет вкупе./Глас веселия возвестите, и услышано да будет,/возвестите даже до конец земли,/глаголите, яко избави Господь раба Своего Иакова/и, аще вжаждут в пустыни, источит им воду из камене./Возвеселися, неплоды нераждающая, расторгни и возопий, неболевшая,/яко многа чада пустыя паче,/нежели имущия мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Харьков. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Основе. Карта и ближайшие объекты Свято-Покровский храм … в 1943 году в доме одного из работников станции Основа был открыт Свято-Покровский храм, который возрождался стараниями прихожан. На сегодняшний день в Основе, на улице Зеленой, существует храм Свято-Покровский и там ведутся работы по реконструкции. Храм действует. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 - 232 с.:ил. ISBN 966-637-257-6 ИСТОРИЯ ХРАМА НА ОСНОВЕ Харьковский архиепископ Филарет (Гумилевский) рассказывает, что Основа населена полковником Федором Григорьевичем Донцом, сыном первого полковника Харьковского полка Григория Ерофеевича Донца. «Первый храм в Основе был построен уже тогда, как Основа в 1713 г. приобретена покупкой у вдовы Федора Григорьевича Донца полковником Григорием Семеновичем Квиткой». Григорий Квитка-Основьяненко в семейном предании об основании Харькова оставил нам такие сведения: «По усердию своему Мася (Мария Квитка – И. Ю.) пожелала тут же, на Основе, выстроить часовню во имя Рождества Предтечи, в память того дня, в который они прибыли сюда. «Хочу, - сказала она, принеся первую в этой часовне молитву, - при жизни своей устроить храм во имя сего великого святого; но если Бог меня не удостоит того, то заповедую и приказываю сыну и роду своему непременно на этом месте устроить храм Рождества св. Предтечи в память нашего водворения здесь»… Желание Маси устроить храм в березовой роще, где основан первый шалаш для их пребывания, не исполнилось; но уже правнук их, харьковский полковник Григорий Семенович Квитка, в 1714 году соорудил там церковь во имя рождества св. Предтечи. Знаменитая березовая роща красовалась и была любимым местом гулянья харьковцев до 19 июня 1789 года. В тот день ужаснейшая буря положила в полчаса все деревья. Песок возобладал сильно до того, что господскую усадьбу и церковь должно было снести оттуда». В 1752 году вдовой полковника И. Г. Квитки Прасковьи церковь Иоанна Предтечи была перенесена на новое место. По летописи же Квиток храм сей сгорел ночью на 20 декабря 1780 г.

http://sobory.ru/article/?object=03865

Зарайск. Кремль. Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский собор - памятник архитектуры XIX в. Первый храм в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи сооружен в XIII в. на могиле зарайского князя Феодора, его супруги Евпраксии и сына их Ивана. В середине XVI в. при царе Иване Грозном возвели новый Иоанно-Предтеченский храм, «что под колоколами», который находился несколько восточнее нынешнего храма. В 1740-х гг. ветхую церковь разобрали, и воздвигли новый храм, сень-шатер над погребением князей оказались вне храма. Существующий Иоанно-Предтеченский собор выстроен из кирпича на территории Зарайского кремля в 1901-1904 гг. по проекту К. М. Быковского на средства братьев Бахрушиных, на месте разобранной ампирной церкви 1819-1821 гг. Ряд архитектурных приемов и силуэт собора близки московской церкви Троицы на Грязах, видимо, послужившей образцом. Четырехстолпный трехапсидный храм в нарядной, торжественной архитектуре которого сочетаются приемы классицизма с ренессансными мотивами убранства. Массивный световой барабан, значительно сдвинутый к востоку, покоится на квадратном постаменте с балюстрадой. Внутри собор был богато украшен и имел два придела: во имя свв. апп. Петра и Павла и равноап. кн. Владимира. Иконостас, клиросы и киоты, исполненные мастером И. М. Фроловым, на основе рисунков арх. С. У. Соловьева «в древнем стиле», до настоящего времени не сохранились. В советские годы в храме располагался кинотеатр. Колокольню взорвали, гробницу зарайских князей уничтожили. В 1992 г. храм передали верующим. В 1994 г. возведена деревянная колокольня с десятью колоколами. В 1997 г. изготовлен точный список чудотворной иконы Николы Заразского. В августе 2002 г. освящен восстановленный памятник-надгробие князьям Феодору, Евпраксии и Иоанну. Не в дальнем расстоянии от собора Никольского находится другой соборный храм Предтечинский, именуемый в летописных памятниках церковью Иоанна Предтечи, «что под колоколами», основанный первоначально на гробах князя Федора, княгини Евпраксии и сына их Иоанна, почивших в XIII ст.

http://sobory.ru/article/?object=00377

прот. Александр Прокопчук Первая Глава Как и другие евангелисты, евангелист Иоанн начинает описание общественного служения Иисуса Христа с проповеди Иоанна Крестителя. Однако, в отличие от первых трёх Евангелий, в четвёртом ничего не сообщается о призыве Предтечи к покаянию и о его на ставлениях тем, кто приходил к нему креститься. О назначении свидетельства Иоанна Крестителя в прологе Вернёмся к прологу. Назначение служения Крестителя там сформулировано следующим образом: «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, чтобы все уверовали чрез него. Не был он Свет, но пришел, чтобы свидетельствовать о Свете» (1:7 – 8). Таким образом, божественное задание, данное Иоанну, состояло в свидетельстве о Свете (на что указывается дважды). Если бы пролог вдруг закончился на этой фразе, то его содержание показалось бы нам отвлечёнными догматическими истинами. Но далее сообщается, что «Слово стало плотью», и те, кто поверил Ему, увидели Его славу и были усыновлены Богом. После этого вступление вновь возвращается к свидетельству Иоанна. Однако в словах Крестителя мы не находим новых дополнительных сведений о Свете, Иоанн лишь сравнивает себя с ним: «Иоанн свидетельствует о нем и провозглашает: это был Тот, о Ком я сказал: Идущий за мною впереди меня стал, потому что прежде меня был» (1:15). То есть, несмотря на то что проповедь Крестителя предшествовала по времени общественному служению Иисуса Христа, Слово, будучи вечным, существовало до Иоанна (ср. 8:58). Поэтому Иисус опережает Иоанна. Это превосходство становится более наглядным благодаря тому, что мы уже узнали из пролога о Свете. Таким образом, свидетельство Предтечи в прологе подытоживает предшествующие высказывания евангелиста и одно временно подтверждает их. Свидетельства Иоанна Крестителя перед иудеями По завершении пролога евангелист рассказывает об обстоятельствах, которые привели Иоанна Крестителя к первым свидетельствам, «Когда послали к нему иудеи из Иерусалима священников и левитов спросить его: ты кто?» (1:19). Евангелист не уточняет, кто же были те иудеи в Иерусалиме, которые направили делегацию к Иоанну. Священники могли быть связаны с синедрионом, так как первосвященники и священники входили в состав синедриона. Однако дальнейшее указание, что «посланные были из фарисеев» (1:24), делает их скорее представителями религиозной элиты 27 . Трудность здесь заключается в многозначности слова «иудеи» в четвёртом Евангелии. Для нас «иудеи из Иерусалима» – это в первую очередь его жители. Но в Евангелии от Иоанна слово «иудеи» имеет три значения: это население одной из областей Палестины (7:1; 11:7 – 8); религиозная общность (8:31; 11:45; 12:11, 17); но главное – это представители неверующего мира, противники Иисуса Христа, которые стремятся Его уничтожить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Барнаул. Церковь Иоанна Предтечи на Нагорном кладбище. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1774 г., после построения нового каменного Петропавловского кафедрального Собора в Барнауле, прежнее деревянное здание храма решено было перенести на Нагорное кладбище. Храм получил название церковь во имя Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1857 г. «ноября, третьего дня, тщанием горных чиновников» была построена и освящена новая каменная с таковою же колокольнею церковь. По своему очертанию она напоминала Петропавловский Собор в Санкт-Петербурге. Проектировал храм ученик Карла Росси Яков Николаевич Попов, архитектор Алтайских заводов, во многом определивший архитектурный облик исторического центра Барнаула. Сохранились в архиве чертежи фасада, фасадного разреза и иконостаса кладбищенской церкви. На фасадном проекте изображен храм-башня на высоком фундаменте. К притвору верующие поднимались по ступеням к четырехколонному портику. Трехступенчатое, рвущееся ввысь сооружение, завершалось остроконечным шпилем. Европеезированное в классическом стиле, стройное здание венчало панораму города и его силуэт вторил ритму портиков заводского госпиталя и заводской богадельни ансамбля Демидовской площади. Церковь была видна практически с любого местожительства барнаульцев. Проект иконостаса был красив: в центре, над Царскими вратами, крест с расходящимися лучами; от врат справа и слева вверху надписи из Евангелия от Иоанна: «веруяй в мя имать живот вечный» и «аще любите мя заповеди моя соблюдите». Практически церковь служила для отпевания усопших и была приписной к Петропавловскому собору, то есть обслуживалась его причтом. Кладбище было старинное, на нем покоились многие поколения горожан, священнослужителей и многие из тех, кто составлял славу и гордость Алтая. Здесь находилось множество прекрасных памятников-надгробий. Об одном из них упоминается в воспоминаниях писателя-историка Ф.Н. Белявского и географа В.П. Семенова-Тян-Шанского: «В Барнауле находится могила известного писателя-публициста Сибири Н.М. Ядринцева; на ней в 1900 г. поставлен памятник, представляющий из себя саркофаг, на верхней стороне которого лежит золоченая пальмовая ветвь. Над саркофагом с восточной стороны поднимается колонна, и на выдающемся из нее постаменте поставлен бронзовый бюст покойного…»

http://sobory.ru/article/?object=59307

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Гуляй-Борисовка. Церковь Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Иоанна Предтечи Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1870. Год утраты:1962 Адрес: Россия, Ростовская область, Зерноградский район, хутор Гуляй-Борисовка Координаты: 46.62861, 40.206975 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты История постройки первого храма начинается с прошения помещика Бориса Ивановича Поздеева к архиепископу Донскому и Новочеркасскому Платону от 15 мая 1868 года. Этому прошению предшествовала следующая предыстория. Крестьянам собственникам жителям слободы Гуляй Борисовки, недавно переселенным на земли около реки Эльбузд, а также их соседям, крестьянам поселков Кугаейских Кушнаревых для совершения необходимых для православных христиан таинств и треб необходим был храм. Ближайший к этим поселениям храм находился на расстоянии 20 верст в станице Мечетинской, столь дальнее расстояние «стесняло» и создавало неудобство для православный верующих, которых в то время было подавляющее большинство. Для разрешения этой проблемы неоднократно созывался сход. И вот собравшись в очередной раз, крестьяне решили обратиться с ходатайством к своему помещику, с тем, чтобы он в свою очередь ходатайствовал о постройке храма перед Донским архипастырем. «Вполне сочувствуя религиозно-нравственным нуждам крестьян» Борис Иванович со своей стороны обещал архиепископу принять деятельное участие в этом благом деле и «по силе возможности собственными средствами помогать им (крестьянам) в устройстве храма». Помимо этого, помещик обязуется обеспечить содержание причта. Документы свидетельствуют, что храм в данном населенном пункте действительно был необходим. В одной только слободе Гуляй-Борисовка проживало 228 «душ мужеского пола», которые единодушно положили на «собственный капитал» и «доброхотные пожертвования» выстроить церковь во имя святого Иоанна Крестителя.

http://sobory.ru/article/?object=38838

Двадцать третий день. Поучение 1-ое. Зачатие честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. (Троякий день рождения человека). I. В настоящий день, братия, празднуется зачатие св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 23 -го сентября архангел Гавриил явился св. Захарии, когда он, отправляя службу в храме, подошед к кадильному алтарю, чтобы покадить. Захария испугался, увидя вдруг ангела. Архангел сказал: «не бойся, Захария. Молитва твоя улышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречеши ему имя Иоанн (т. е. благодать, милость Божия). Он будет велик пред Богом, от самого рождения будет исполнен Духа Святаго. Многих из сынов израилевых обратит ко Господу. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный». Тогда Захария сказал ангелу: «почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя тоже». Ангел сказал ему в ответ: «я Гавриил, посланный от Бога благовестить тебе сие. И вот за недоверие ко мне ты будешь немым, пока исполнится мое предсказание» Между тем народ дивился, отчего Захария так замедлил в святилище. А он, вышед оттуда, не мог говорить. Народ понял, что он видел видение. Св. Захария возвратился в дом, и скоро св. Елисавета зачала предсказанного сына и долго таилась говоря: «Господь призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми за безчадие». II. Велика, без сомнения, была радость у праведных Захарии и Елисаветы по поводу предсказанного им рождения их великого пред Богом и людьми сына, св. Иоанна Крестителя. Радуются и многие другие люди по поводу ожидаемых,т.е. имеющих от них родиться детей. Даже в обычай вошло праздновать и веселиться в день рождения. Дабы наша радость по поводу этого семейного события имела разумное основание и обнаруживалась в христианском духе, сопровождаясь христианскими мыслями и чувствованиями, размыслим, братия, о днях рождения христианина. У всякого из нас, как истинного христианина, не один день рождения, а три. а) Первый день рождения есть тот, в который мы родились на сей свет, подобно всем людям. В этот день рождения мы получили от Господа Бога телесную жизнь и сделались человеками, т.е. лучшим созданием Божиим на земле, созданием, одаренным разумом, свободою воли и чувством. Как все мы родились весьма бессильными и немогущими помочь себе, то Бог вложил весьма нежную любовь к нам в сердце нашего отца, еще нежнейшую любовь в сердце нашей матери, и как бы сказал им: «старайтесь о рожденных вами, воспитывайте их, вверяю их вашей любви!» И как они старались об нас! Как любили нас!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010