Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Первое, второе и третье обретение честной главы святого Иоанна Крестителя   Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. 1560-е гг. Честная глава святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна Святое Предание рассказывает нам о том, что после усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце в " безчестном месте " . Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука - Лк.8,3) было известно, где Иродиада закопала честную главу. И она тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской - в одном из поместий Ирода. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос - это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие (Матф. 14:2).   Первое обретение главы св. Иоанна Предтечи Первое обретение главы Иоанна Предтечи. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. Второе обретение главы Иоанна Предтечи Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться честному Кресту и гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил св. Иоанн Предтеча обрести свою честную главу. Нам известно только, что это было открыто им во сне и что после обретения честной главы в указанном им месте они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Емессы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему св. Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему самим Провидением мешком.

http://sedmitza.ru/text/1219582.html

Иконы святых Святой Иоанн Предтеча Святой Иоанн, Предтеча и Креститель Господа, занимает в церковном богослужении особое место. Его памяти посвящен вторник каждой литургической недели, а на следующий день после Крещения Господня празднуется его Собор (7 января ст. ст.). Церковь вспоминает также не только день его смерти (29 августа ст. ст.) и обретение и перенесение его останков, как это совершается в отношении других святых, но также и его Зачатие (24 сентября ст. ст.) и Рождество (24 июня ст. ст.), как и Зачатие и Рождество Богоматери. Иоанн Креститель – самый великий из рожденных женами, но меньший в Царстве небесном больше его ( Мф.11:11 ). Служение Предтечи принадлежит еще Ветхому Завету. Ему надлежало умаляться перед Христом, Которому должно расти ( Ин.3:30 ). Святой Иоанн предшел перед Мессией в духе и силе Илии ( Лк.1:17 ), таинственного предтечи второго и славного пришествия Христова. Но если Илия сводил огонь с неба, то Предтеча первого Его пришествия не сотворил никакого чуда ( Ин.10:41 ). Он был больше пророка ( Мф.11:9 ); он был вершиной ветхозаветной святости, но перед Тем, Кто шел после него, он никаким внешним знаком не проявил своего посланничества и был лишь гласом вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу ( Ин.1:23 ). Илия, взятый на небо в огненной колеснице, должен вместе с Енохом вернуться на землю, чтобы умереть как свидетель (см.: Откр.11:3–10 ). Иоанн Предтеча уже завершил свое свидетельство мученичеством еще до того, как Христос исполнил дело спасения. Уже после Вознесения Господня Церковь , приняв благодатное крещение Духом Святым и огнем с небес ( Мф.3:11 ), воздаст почитание Предтече Христа. Она признает истинное величие Иоанна Крестителя, который есть после Богоматери величайший из людей. На иконах Деисуса по сторонам от Христа Вседержителя изображаются Пресвятая Богородица и друг Жениха ( Ин.3:29 ). Наша икона (Россия, XVI в.) написана, как и соответствующая ей Икона Богоматери, для трехчастной иконы Деисус. Изображенный в полфигуры Предтеча склонен к левой стороне иконы: он смотрит на Христа. Левая его рука в жесте молитвы, правая же показывает верующим раскрытый свиток со словами его проповеди покаяния: ...покайтеся, приближибося царствие небесное Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо ( Мф.3:2, 10 ). Поверх одеяния из верблюжьего волоса (см.: Мф.3:4 ) Иоанн Предтеча одет в темный гиматий. Его Длинные волосы падают на плечи, борода растрепана: это человек пустыни, прообраз великих христианских отшельников. Аскетические черты его лика соответствуют строгости его проповеди покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Козельск (Оптино). Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Почти посредине Скита, ближе к Святым вратам, стоит скромный храм. Неброский, похожий своими террасами, украшенными белыми колоннами, на усадебный дом русского помещика. Уютный, " домашний " по виду, он не нарушает общей аскетичности скитских построек. Имея благословение Архипастыря, - повествует нам скитская летопись историю создания храма, - призвав помощь Божию, отец Моисей с братиями и схимонахом Вассианом приступили к делу, начали рубить лес, находящийся на оном месте, большею частью сосновый, из коего и церковь скитская построена, - и очищать от корениев своими руками и наймом рабочих людей; в чем они много труда и нужды приняли, не смея обременять Обитель к содержанию их потребностями, но имели вспомоществование от Козельских граждан, купцов и впоследствии благотворителей и попечителей в устроении Скита и в оном церкви: Дмитрия Васильевича Брюзгина и Феодора Тимофеевича Третьякова. По очищении места, сколько возможно было, на первый раз выстроили для жития небольшую келлию на юго-восточной стороне и жили все пятеро вкупе общежительно. Потом все оное место обнесли вокруг дощатым забором и приступили к строению церкви во имя Собора Честнаго Славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна по благословению преосвященнейшего Филарета. 16-го числа августа после обедни отец игумен Даниил, взяв лопату, сказал: " Да будет на сем месте благословение Пустыни Иорданской и всех тамо безмолвствовавших! " Храм этот устроен не так, как созидаются обыкновенные храмы, - писал Н.В.Сахаров, делясь своими впечатлениями от посещения Скита Оптиной Пустыни - Это скорее та евангельская просторная, светлая храмина, братская, в которой Спаситель со Своими апостолами разделял Свою братскую вечерю. Внутреннее убранство храма тоже носит сдержанный аскетический характер. Ничто здесь не отвлекает от молитвы. Тихое и стройное клиросное пение, в котором слышатся " кротость, смирение, страх Божий и благоговение молитвенное " и вместе с тем святое чувство величия. Здесь не услышишь разговоров во время богослужения. Каждый стоит пред Богом, отвечая за себя, и даже в общей молитве " Отче наш " , сливающейся словом воедино, у всякого своя сердечная боль " .

http://sobory.ru/article/?object=05222

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Парское. Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня. Архитектурный ансамбль. Действует.   Год постройки:Между 1773 и 1863. Адрес: Ивановская обл., Родниковский р-н, с. Парское Координаты: 57.012444, 41.710857 Проезд:из г.Родники автобусом или маршрутным такси по направлению в сторону г.Шуя, либо село Сосновец, остановка: с.Парское; из г.Шуя автобусами, либо маршрутным такси по направлению г.г.Вичуга, Кинешма, Родники до остановки: с.Парское. Изменить описание объекта Храмы ансамбля: Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи Церковь Вознесения Господня Карта и ближайшие объекты Парское. Расположено по обоим берегам р. Парша, от которой и произошло название села, основанного в 1399 г. на большом тракте из Костромы в Шую. Сходящиеся к переправе дороги из торговых сел Иваново, Дунилово и Палех способствовали формированию центрической планировки села с крупной торговой площадью на высоком левом берегу реки. Композиционный центр площади уже в сер. 16 в. был закреплен постановкой деревянного храма, известного тем, что в 1552 г. в него был сделан крупный вклад Иваном Грозным. Среди первых владельцев села были князья Шуйские, Черкасские, боярин И.В. Морозов. С нач. 17 в. село становится известно местными, так называемыми Ивановскими, ярмарками, проходившими 26-30 августа и приуроченными к престольному празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также еженедельными торгами. Особенно славилось Парское среди окружающих сел производством роговых и пальмовых гребней. В 18 в. село переходит во владение кн. С. Трубецкому. В это время вместо старого храма, сгоревшего в 1773 г., строится новый кирпичный Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773-85) в традиционных для Шуйского региона формах - с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней. К этому времени торговую площадь занимал крупный гостиный двор, получивший к нач. 19 в. форму каре с шестью воротами по периметру. Помимо основного холодного храма ансамбль торговой площади в 1816-22 гг. был дополнен еще одной теплой церковью, скорее всего, в формах позднего классицизма. Вновь образованный комплекс окружала ограда с ампирными часовнями по углам.

http://sobory.ru/article/?object=03147

Торопец. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь Иоанна Предтечи Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь построена в 1703-1704 г.г. на месте Ивановского женского монастыря, о котором известно, что он уже существовал в 1540 году и был очень беден. В монастыре жили священник, игуменья и 25 монахинь, как сказано в писцовых книгах «питаются от церкви и от мира». Церковь относится к типу бесстолпных одноансидных храмов. Отличается полукруглой формой апсиды и наличием своеобразного фигурного покрытия сводов. Такие покрытия — доминирующие в городе. Широко применявшиеся в Торопецком строительстве XVII-XVIII веков, они берут, по-видимому, свое начало из культового зодчества Украины. Размерами, пропорциями и расположением (в хитросплетении старинных улочек, практически во дворах жилых домов) напоминает псковские храмы. Не действует, частично покрыта лесами, но реставрация, по-видимому, не ведется. В период с октября по декабрь 2007 года было проведено визуально-инструментальное обследование технического состояния несущих и ограждающих конструкций а также декора фасадных стен здания - объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Церковь Рождества Иоанна Предтечи. 1703 г.», расположенного по адресу: Тверская обл., г. Торопец, ул. К. Маркса. Заказчиком проведения указанных работ является настоятель церкви Рождества Иоанна Предтечи протоиерей Георгий (Фролов Ю. Н.). Работы по обследованию проводились ООО «ИСКОН» на основании лицензии РПК 1715 от 20.07.2007 г., выданной Федеральной Службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура, приказ 40 от 20.07.07 г.). Целью обследования являлся сбор данных для оценки технического состояния конструкций и обоснования возможности их дальнейшей безопасной эксплуатации. Выполненный на основании проведенного обследования проект реставрации храма успешно прошел согласование в Росохранкультуре; на объекте ведутся ремонтно-реставрационные работы. Работы ведутся ООО " Аркада " , имеющим большой опыт в строительстве и реставрации храмов.

http://sobory.ru/article/?object=04359

Фряново. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты В 1680 году во Фряново была построена деревянная шатровая церковь Воскресения Господня с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и Андрея Критского. Церковь Иоанна Предтечи построена в 1797 году владельцами села Лазаревыми. Строителем храма является Иван Лазарев. Род Лазаревых известен своей благотворительностью, всего ими построено двадцать церквей по всей России. С 1902 по 1937 годы в церкви Иоанна Предтечи служил псаломщиком, диаконом и священником священномученик Михаил Никологорский. Отец Михаил был арестован 5 декабря 1937 года, 7 декабря приговорён к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправлен на общие работы на Беломорско-Балтийский канал. Священник Михаил Никологорский скончался в заключении 2 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле. Память священномученика Михаила совершается в день его смерти - 17 февраля (2 марта), а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. В советское время в 1940 году храм был закрыт. Восстановление храма началось в январе 1990 года, тогда же были возобновлены богослужения. Церковь Собора Иоанна Предтечи была построена в 1797 г. владельцем села и местной фабрики И.Л. Лазаревым по проекту известных архитекторов Ю.М. Фельтена (автора многих построек Санкт-Петербурга) и И.Подьячева (местного уроженца). Была как усадебной, так и приходской для рабочих фабрики, чем объясняются ее большие размеры. Из-за смерти И.Л. Лазарева в 1801 г. храм остался без внутреннего убранства. Сооруженный позднее иконостас, остатки которого сохранялись до начала ХХ в., был примитивен, живопись отсутствовала. В 1842 г. при владельцах Ефимовых поставлен новый иконостас, позолочены главы и кресты. В 1853 г. деревянный пол был заменен чугунным с орнаментальным рисунком, устроено духовое отопление. В 1870 г. на средства купцов Залогиных храм был впервые расписан. Эти же вкладчики в 1888 г. заменили кровлю, а в 1891 г. возвели ограду (сохранялась фрагментарно). В XIX в. колокольню украшали башенные часы. В начале ХХ в. было перестроено завершение, световой барабан заменен глухим, отверстие заложено. Церковь была закрыта в конце 1930-х гг. (1940 г. ?). и использовалась под склад и мастерские. Вновь открыта в 1990 г. и отреставрирована.

http://sobory.ru/article/?object=07103

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010