Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне 7 июля, 2010. Редакция " Правмира " 7 июля 2010 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в связи с фундаментальной реставрацией здания и интерьера храма, а также реконструкцией центрального престола. 7 июля 2010 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Это произошло в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна , в связи с фундаментальной реставрацией здания и интерьера храма, а также реконструкцией центрального престола. Святейший Патриарх Кирилл освятил храм Иоанна Предтечи Святейшего Патриарха встречали представители молодежных организаций, входящих в Совет православных молодежных организаций г. Москвы, среди которых – «Сретение», «Георгиевцы!», «Маронцы», «Покров» и др., которые окормляет епископ Игнатий, председатель Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете г. Москвы, а так же слушатели Школы православного молодежного актива «Вера и дело» и делегация молодежи из РЦПЗ. По завершении чина великого освящения Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в обновленном храме. Храм не вместил всех желающих.  Патриаршее богослужение транслировалось на шестиметровой  телевизионной плазменной панели, установленной на улице, так что все желающие могли следить за ходом богослужения. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений, настоятель храма епископ Бронницкий Игнатий, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков, благочинный Михайловского округа протоиерей Георгий Студенов, священнослужители столицы. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию: диакон Антоний Борисов, помощник проректора Московских духовных академии и семинарии по научно-богословской работе, клирик домового академического храма в честь Покрова Божией Матери, был рукоположен во пресвитера.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Древнейшая, ныне несуществующая, церковь св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, в Московском Кремле Рисунок Виктора Дмитриевича Кокорина. В первой половине XIX века к числу дворцовых церквей в Москве была присоединена вновь устроенная в Боровицкой башне церковь во имя Рождества св. Иоанна Крестителя. Церковь эта заменила собою древнейшую из Московских церквей, носившую название «под Бором». Последнее слово, по мнению Забелина, вернее всего указывало на то, что обозначенная местность, лежавшая хотя бы и за рекою, в действительности, находилась под сению кремлевского бора. Часть этого леса, вероятно, произрастала и по замоскворецкому берегу, но главный сплошной бор все-таки простирался по Кремлевской нагорной стороне реки, почему и явилось урочище «под бором», каковое, как местность древнего поселения, должно относиться к отдаленной древности 1 . По свидетельству летописи, до построения в Кремле в 1460 г. каменной церкви Рождества св. Иоанна Предтечи, здесь была деревянная церковь «на Бору», в том лесу и срубленная, которая была «соборною» при св. митрополите Петре, а двор его был поблизости 2 . Забелин не без основания допускает то предположение, что эта церковь была здесь выстроена вскоре после крещения здешнего населения. Некоторым указанием на это служат найденные в 1847 году под кирпичным полом каменного жертвенника разрушенного храма св. Иоанна Предтечи скотские кости: лошадиная голова и две голени, из которых одна была признана за бычью, а другая за коровью 3 . Возможно, что первая деревянная церковь и была воздвигнута на самом месте древнего языческого капища. Самое наименование церкви Рождества св. Иоанна Крестителя также может служить своего рода указанием на бывшие здесь языческие празднества в честь Купалы, которые совершались именно накануне христианского праздника во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня. Известно также и то, что во время первого крещения русских племен повсюду поставлялись на месте прежних языческих требищ храмы 4 . Когда первоначальный деревянный храм пришел в ветхость, тогда на место его в лето 6968 (1461) был заложен каменный 5 перед двором князя Юрия Васильевича 6 , а в следующем году великий князь Василий Васильевич устроил при нем придел во имя преп. Варлаама Хутынского 7 . В 1493 г. храм выгорел 8 , и под ним погибла казна великой княгини Софии 9 . Пожар этот, по свидетельству Софийского временника, произошел от небесного огня, возгоревшегося на церкви св. Николы на Песку, и, вследствие сильной бури, перенесшегося на другую сторону Москвы реки ко Всем Святым, а оттоле за Неглинною к каменной церкви, к Егорию Святому, и в тот час начался пожар во многих местах... и за Архангелом выгорело, и митрополичий двор и у Пречистыя алтарь обгорел под немецким железом... и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот выгорела и запала. А пожар был так велик, прибавляет современник, что, по сказанию летописцев и старых людей, как Москва стала, не бывало такого пожара 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Волгоград. Церковь Иоанна Предтечи (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На набережной Волги расположена самая старая и самая первая церковь города Царицына и сегодняшнего Волгограда – церковь Иоанна Предтечи. Официальная родословная этой церкви начинается в 1664 году, когда было выстроено деревянное здание церкви, при которой располагался женский монастырь. Каменная постройка была возведена в самом начале XVIII века (1704 г.). Церковь Иоанна Предтечи стала еще и первой каменной церковью города. Событие это было знаменательное и, главное, «удачное» для духовенства и жителей города. Дело в том, что построить каменное здание церкви просто-напросто «повезло», так как почти сразу по окончанию строительства Петр I издал указ, в котором запрещал возводить каменные дома где-либо в России. Связано это было с тем, что в то время шло строительство Петербурга, и камень свозили на север страны со всей России. 3 апреля 1932 года церковь была взрывом разрушена до основания. Сегодня она восстановлена в своем дореволюционном виде и практически на том же самом месте. Разница между изначальной позицией и сегодняшним местоположением церкви составляет не более 100 метров. Точная дата появления первой православной церкви в районе нынешнего Волгограда скрыта под спудом лет. Возможно, она была построена около 1577 года (число, называемое краеведом Г. Самойловым как время основания первого острога на Царицыне-острове). Так что уже стоявшие караулом казаки и стрельцы могли помолиться в храме, вероятно, носившем имя Иоанна Предтечи как святого покровителя царя Иоанна Грозного, правившего в те годы. Конечно, храм носил характер временного — на зимний период укрепления сжигались. Поэтому мы будем отталкиваться от официальной даты основания Царицына — 2 июля 1589 года. В этот период в крепости на месте старого острога и была возведена церквушка, наверняка названная в честь Иоанна Предтечи. К сожалению, над остатками крепости, могущими дополнить наши скудные сведения, сейчас плещется Волга.

http://sobory.ru/article/?object=50553

Мотохово. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Мотохово, Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Приделы вмч. Георгия и Покрова. Закрыта в 1938 г. Село Мотохово находится в 150 верстах от Петербурга и в 70 от Новой Ладоги, в лесу, среди болот, у ручья Ключно и у речки Черной, впадающей в Волхов. Как окруженное болотами и лесами, оно иногда называется " островом " ; называется также " Захожи " , так как при набегах шведов народ " заходил " сюда и скрывался в лесах. Название Мотохово производят от того, что здесь когда-то живали " мотали " или ворожеи. Из хранящихся при церкви двух указов преосвященного Феофана, архиепископа Новгородского и Великолуцкого, от 2 октября 1780 г. за 807 и от 28 ноября 1782 г. за 168 видно, что прежняя деревянная, во имя Рождества Иоанна Предтечи, построенная в 1701 г. церковь в июле 1730 г. сгорела от пожара, перенесенного из ближайшего леса и что на ее месте в 1731 г. построена другая, во имя того же святого, деревянная церковь, существующая до ныне. По сказаниям старожилов церковь эта уцелела от пожара, бывшего в 1818 г., сгорели только некоторые церковные вещи и почти все церковные документы. Вместо этой обветшавшей церкви был в 1851-1852 гг. построен каменный храм во имя Иоанна Предтечи при участии священника Василия Алексеева и усердием прихожан. Постройка стоила 16 198 руб. 50 коп. В 1858-1859 гг. усердием священника Иоанна Любимова и прихожан построена вокруг церкви и кладбища каменная, на пространстве 140 саж. ограда с деревянною решеткою, на сумму в 2 286 руб. 37 коп. В 1860 г. усердием тех же лиц церковь украшена священными изображениями на стенах и купол. Эта работа стоила 600 руб. сер. В ветхой деревянной церкви антиминс освящен епископом Венедиктом 1842 г. апреля 5, подписан митрополитом Серафимом. В ней замечательны: бывшие Царские двери, с ликами Богородицы с веретеном в руках, Архангела Гавриила с жезлом и 4 евангелистов с пером и книгою, но без символических животных; бывшие боковые двери, с изображениями " двуличными " Михаила и Гавриила; продолговатый образ Тайной Вечери; картина страшного суда; поясной образ Иоанна Предтечи с крыльями.

http://sobory.ru/article/?object=02425

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:Между 1530 и 1691. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.4331, 40.43947 Проезд:на территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи " иже под колоколы " был построен примерно в 1530-1540-е годы. В конце XVI - начале XVII века с северной стороны к храму-колокольне пристроили каменную трехпролетную звонницу-галерею для больших колоколов. По всей вероятности, сначала был возведен один ее пролет, примыкавший к древней колокольне. Он предназначался для 350-пудового благовестного колокола, который в 1599 году князь Диомид Иванович Черемисинов пожертвовал в монастырь. К концу XVII века на звоннице находилось одиннадцать колоколов. Их общий вес составлял 1100 пудов. Материал о звоннице Спасо-Евфимиева монастыря см.: http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page10.html. С уважением, Азарова О.В. - один из разработчиков сайта zvon.ru. Будем благодарны за сотрудничество. Отзывы и комментарии по этому и другим материалам автора направлять на e-mail: azarovaolga@mail.ru Храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи со звонницей в Спасо-Евфимиевом монастыре города Суздаля Об ансамбле Спасо-Евфимиева монастыря создано большое количество исследований. Одна из статей принадлежит и автору этого материала Новые данные позволяют несколько ее дополнить. Основание обители на берегу реки Каменки произошло по указу суздальского князя Бориса Константиновича в 1352 году. Первым ее игуменом стал преп. Евфимий - инок Нижегородского Печерского монастыря, друг и ученик преп. Сергия Радонежского Самая ранняя из сохранившихся каменных церквей обители датируется в 1507-1511 годами. Когда полвека спустя выстроили огромный собор во имя Спасо-Преображения, древнюю церковь преобразовали в придел во имя преп. Евфимия Суздальского. В эти годы в качестве монастырской колокольни использовался храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи. Его построили примерно в первой трети XVI века. Церковь очень интересна по своей архитектуре - она представляет собой единственный в русском зодчестве пример возведения церкви в виде девятигранного столпа.

http://sobory.ru/article/?object=05123

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] По документам Патриаршего приказа 1628 года известно, что церковь Святого Иоанна Предтечи села Коломенского в приселке Братееве в начале XVII столетия была деревянная, «построенная исстари». По-видимому, она была двупрестольная, т.к. в записных книгах Патриаршего казенного приказа за 1706 г. указывалось, что 29 октября названного года в церковь Иоанна Предтечи и в придел Архистратига Михаила той же церкви выданы 2 антиминса. К 1731 году церковь либо обветшала, либо (есть такие утверждения) сгорела. На том же самом месте был возведен каменный фундамент, на который поставлена привезенная из подмосковного села Рождественно деревянная церковь. По списанию 1887 года она была одноэтажной, одноглавой; покрыта железом. Стены снаружи и внутри обшиты тесом и покрашены с наружной стороны белилами. В церкви находилось два престола: главный- в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и боковой- священномученика Власия (последний устроен в 1880 году в трапезной на иждивение церковного старосты К. Т. Болховитинова). Церковь имела двухъярусную колокольню, нижняя часть которой была сооружена из белого камня, верхняя – из дерева, обшита тесом и окрашена белилами. На колокольне имелось 3 колокола. Среди достопримечательностей храма отмечались древние иконы – Усекновения честной главы святого Предтечи и Пророка Иоанна, Святителя Николая чудотворца, Жен-мироносиц; древня плащаница, резное распятие (по преданию приплывшее по реке Москве), кафельные Царские Врата, оловянная дарохранительница, Евангелия 1701 и 1748 годов и Синодик с 24 гравированными изображениями на 38 листах, в котором были занесены имена благотворителей – дворян Нормоновых, княжны Голицыной и многих других. Из святынь упоминались частицы мощей Священномученика Антипы и преподобных отцов Антония и Феодосия Киево-Печерских, хранившихся в особом серебряном вызолоченном ковчеге.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Принесение десницы Иоанна Крестителя в Россию Фото Андрей Толкунов. Православие.Ru С 7 июня по 16 июля по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Цетинье (Сербия и Черногория) Фондом Всехвального апостола Андрея Первозванного на каноническую территорию Русской Православной Церкви принесена великая святыня православия – десная рука Святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Жители России, Украины, Белоруссии смогут прикоснуться к ковчегу с кистью, которую Иоанн Креститель возложил на главу Спасителя в миг Богоявления и Крещения в водах Иорданских Сына Божия. Десница Иоанна Крестителя, с 1799 по 1918 годы хранившаяся в России (Санкт-Петербурге и Гатчине) и являвшаяся собственностью Российской Императорской семьи, из-за революционных потрясений последние полвека пребывала в Сербии и Черногории, считаясь утраченной и была обретена лишь в 1993 году. В сопровождении представителя Святейшего Патриарха Сербского, десница будет на время принесена для поклонения в Москву, Нижний Новгород, Чебоксары, Екатеринбург, Челябинск, Саратов, Владикавказ, Ростов-на Дону, Минск, Санкт-Петербург, Киев. Сохранилось описание десницы Иоанна Предтечи, принадлежащее боярину Борису Петровичу Шереметеву (1652–1719), будущему генералу-фельдмаршалу Русских войск и Андреевского кавалера. Вот как он описал ее в своих записках о девятидневном путешествии на Мальту в 1698 году, где он был посланником Петра I: " Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались. По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать... Та Святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды " . На нетленной Святой кисти Пророка нет мизинца и среднего пальца. С 1200 года мизинец находился в Константинополе в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в известном своим строгим благочинием Студийском монастыре, расположенном на берегу Мраморного моря. При завоевании Константинополя турками храм был превращен в мечеть, а мизинец попал в собрание святынь султана и поныне пребывает в музее Стамбула в ковчеге, имеющем форму руки. Средний перст десницы Иоанна Крестителя был принесен в начале XIII века Святителем Саввой, Архиепископом Сербским Цареградскому Патриарху Герману II и основателю Никейской Империи Феодору I Ласкарису (1204–1222).

http://pravoslavie.ru/17615.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции 5 мин., 05.07.2019 7 июля православные христиане вспоминают, как в семье праведных Захарии и Елизаветы родился Иоанн Предтеча — пророк, который спустя тридцать лет предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа — и будет крестить Спасителя в водах реки Иордан. Мы расскажем об интересных фактах из жизни Иоанна Крестителя и его родителей и о народных традициях праздника. Рождество Иоанна Крестителя — дата Рождество Иоанна Предтечи — непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля по новому стилю (24 июня по старому стилю). 10 фактов об Иоанне Крестителе 1. Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11). 2. Рождество Иоанна Крестителя — уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт — еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви. 3. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане. 4. Мы находим упоминания о пророке Иоанне Предтече у всех четырех евангелистов. А еще о нем в своих исторических трудах пишет Иосиф Флавий. 5. Память Иоанна Крестителя Церковь празднует целых шесть раз в году: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину. 6. Иоанн Предтеча — родственник Господа Иисуса Христа по материнской линии. 7.

http://foma.ru/rozhdestvo-ioanna-2014.ht...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 8 июля 2023 года 25. Суббота. Прмц. Февронии. Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев. Прп. Далмата Исетского . Служба отдания Рождества Иоанна Предтечи (см. в Минее 25 июня) и прмц. Февронии не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения службы отдания Рождества Иоанна Предтечи (см. в Минее 25 июня) в соединении со славословной службой блгвв. кнн. Петра и Февронии (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4й 3, и преподобномученицы, глас тот же 3. «Слава» – Минеи, глас 8й: «Виждь Елисаветь…», «И ныне» догматик, глас 3й: «Како не дивимся…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила…», 3й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила…», 4й: «Пророцы, и апостоли Христовы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» Минеи, глас 6й: «Елисаветь зачат…». По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4й. «Слава» тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен воскресный, глас 3й: «Тя, ходатайствовавшую…». На утрене на «Бог Господь» тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4й (дважды). «Слава» тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон Предтечи (см. в Минее 25 июня) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобномученицы на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010