Первым творческим действием Божиим в произведении вселенной было сотворение неба и земли. Но что должно разуметь под небом и землею в бытописании? Словами небо и земля, вместе взятыми, обыкновенно обозначается в ветхозаветном Писании понятие о мире, вселенной, т. е. земля и воздушные пространства со всеми видимыми и невидимыми небесными телами (напр. Быт.2:1 ; Втор.4:19, 30 ; Неем.9:6 ; Пс.101:26–27 и др.), для которого в еврейском языке не существует особого слова. Но так как видимое небо и все украшение его, равно и земля со всеми населяющими ее существами, по указанию бытописания, произошли позднее, то, следовательно, под небом и землею – начальными произведениями Творца, нельзя разуметь ни надземный, – звездный мир, ни земной шар, нашу планету. Дальнейшее описание первоначального состояние земли показывает, что под «землею» бытописатель разумел не землю в собственном смысле, а находившееся первоначально в состоянии смешанности и неустроенности вещество, из которого последовало дальнейшее мирообразование. Но что должно разуметь под небом? Слова «небо, небеса», кроме значение космического – (т. е. употребление оных в Писании для обозначения неба атмосферического и астрономического), имеют в ветхом завете еще значение символическое, переносное. Под небом нередко разумеется в Писании мир горний, вышечувственный ( 2Кор.12:2 ), место пребывания Бога ( Пс.67:34; 113:24 : 3Цар.8:27, 30 ; Мф.6:9 ; Ин.6:38 ; Деян.1:11 ; Евр.8:1 ; Откр.4:2 и др.), ангелов ( Пс.148:1–2 ; Мф.18:10; 24:36 ; Еф.1:20 и др.), называемых воинством небесным ( 3Цар.22:19–21 ; Пс.148:2 ; Иов.25:3; 15:15 ; Лк.2:13 ; Откр.19:14 и др.) и святых Божиих ( 4Цар.2:11 ; Мф.6:20; 19:21 , Евр.10:31 ; Флп.3:20 ; 1Пет.1:4 и др.). Есть мнение, что в переносном смысле употреблено слово «небо» и в начал кн. Бытия, именно, под небом разумеют здесь небо небес ( 3Цар.8:27, 30, 39 ), или мир невидимый, ангельский, созданный прежде мира видимого. При этом предполагается, что из безвидной и неустроенной земли, вследствие творческого действия Божия, произошла не только наша планета, со всеми своими существами, но и все прочие мировые тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

23. Итак, если сойдется весь народ вместе, и все языками заговорят сразу, то простецы, которые войдут туда, не скажут ли, как сказали об Апостолах, что они напились сладкаго вина (Деян.2:13), - и о нас, что мы подлинно безумны? 24. Если же все пророки были бы и назидали бы, войдет же кто неверный или простец, то он обличается от заблуждения своего и судится дурными делами своими. 25. Итак, тайны сердца его явными делаются чрез пророчество, которое открывает тайны его, - таким образом, падая на лице поклоняется и говорит: истинно Бог есть в них, ибо Он открыл то, что было сокрыто внутри, в сердце. 26. Итак, когда сходитесь для совершения служения или единосубботия (воскресного богослужения), то кто знает псалом, пусть поет, - кто учение имеет, пусть учит, - и, таким образом, по одиночке друг за другом пусть говорят все к созиданию Церкви. 27-28. Если же языком кто говорит и не будет могущего истолковать, то пусть молчит в народе; себе же да говорит молитвами, к Богу изливаемыми. 29. Пророки так же - двое или трое пусть говорят, а другие - да разсуждают, то есть пусть делают понятным народу то, о чем пророки пророчествовали. 32. Ибо дух пророчества пророкам подчиняется, то есть: что говорил один пророк, это изъяснялось другим пророком. 33. Ибо не есть раздора Бог, но мира, то есть не смятения и беспорядка, но благоустроенности и порядка. 34. Как во всех церквах у святых, жены ваши в церквах да молчат. Говорят, что какая-то женщина у них - пророчица говорила в собрании (Церкви) Коринфян. 37. Посему сказал: если кто считает себя пророком или духовным, тот пусть знает прежде, что я написал вам, потому что это Господни суть заповеди. 38. В противном случае и сам он пред Господом нашим не познается. 39. Итак, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать и не препятствуйте тем, кои говорят языками. 40. Все же благопристойно, благоразумно и по чину совершайте, как и подобает. Глава XV 1-10. Опять сказал о восстании воскресшего Господа нашего, Который явился Петру (Лк.24:34.36) и Двенадцати (Ин.20:19 сл. Мф.28:17; Мк.16:14); явился и свыше пятисот братиям зараз, из коих многие пребывают доселе, когда сказаны эти слова. И после того как явился Иакову и Апостолам всем, то есть семидесяти двум, - после всех явился и мне, как худшему между Апостолами (Деян.9:4 сл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/892/...

Жизнь земная и загробная сливаются, таким образом, в одно неразрывное целое. «Чем пламеннее стремится дух человеческий к Богу, тем выше верующий дух подымает человека над мелочами жизни, над неизбежными в жизни испытаниями, скорбями и страданиями; иго заповедей Божиих дает этому духу, вместе с переживаниями всей мимолетности жизни земной, вкушать всю сладость жизни с Богом на земле, предощущать вечное счастье в стране нескончаемой жизни» 12 . В этих словах Владыки автора свидетельствуется о непрерывности земной и загробной жизни. Ап. Павел говорит: «Мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, чт отчасти, прекратится. Теперь мы видим, как бы, сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же – лицом к лицу» ( 1Кор.13:9–10, 12 ). Другими словами, здесь, в земной жизни, и, продолжающей ее, посмертной, мы существуем еще не полно, но когда (по воскресении мертвых) гармонично сочетаются всесовершенная память с безграничным познанием, или, вернее, «познаванием», – наступит полное, совершенное и нетленное существование, во всей полноте душевных и телесных восприятий преображенной действительности. Тогда мы воочию увидим и действительное, реальное осуществление всего того, о чем мы можем теперь лишь догадываться по вдохновенным прозрениям, предощущениям и пророчествам. Таким образом, и слова Господа Иисуса Христа, что всякий верующий «не умрет во век» получают смысл откровения тайны непрерываемости жизни смертью . Но, вместе с тем, дается залог и грядущего воскресения во плоти, которое через воскресение Христово становится совершенно естественным актом, увенчающим непрерывность человеческого существования. Большинство слов Спасителя, приводимых Высокопреосвященным автором, подтверждают именно такой смысл ( Лк.20:36–38 ; Ин.3:36; 5:24–25, 28–29 ). «И никто из людей, – читаем в слове «Осень», – не умирает, когда бездыханное тело его опускается в землю. И потому, и умерший на церковном языке зовется «усопшим», т. е. уснувшим, – потому что, как открыто каждому христианину, тело его пребудет в земле только до той священной минуты, когда, по гласу архангеловой трубы, и недра земли, и дно морей и океанов отдадут прах человеческих тел; когда воскреснут мертвые, чтобы своими воскрешенными – уже нетленными – преображенными, уже свободными от немощей и нынешних потребностей, телами соединиться со своими бессмертными, никогда не умирающими душами для вечной жизни» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

в) Особенно показывал ревность Свою Иисус Христос, твёрдо и неустрашимо всегда проповедуя Своё учение. Пророк Исаия от лица обетованного Спасителя предрекал: «положи уста Моя, яко меч остр, и положи Мя, яко стрелу избранну» ( Ис. 49:2 ). «Положих лице Свое, аки твердый камень, и разумех, яко не постыждуся: зане приближается оправдавый Мя: кто пряйся со Мною? да сопротивостанет Мне купно. И кто судяйся со Мною? да приближится ко Мне. Ce Господь поможет Ми» ( Ис. 50:7–9 ). Иисуса Христа таким изображает и Евангельская история. Он, хотя был кроток и смирен, но, когда нужно было, строго и неустрашимо изобличал заблуждения и пороки: видим, например, как Он восставал против книжников и фарисеев лицемеров (Мф. гл. 23); как Он ревновал по святости дома Божьего, когда входил в него, и изгонял производивших во храме торг ( Ин. 2:4–16 ), о чём было предсказано: «ревность дому Твоего снеде Мя» ( Пс. 68:10 ). И самые враги Иисуса, искавшие погибели Его, свидетельствовали об истине, хотя и злонамеренно: «Учителю, вемы, яко истинен еси, и пути Божию воистинну учиши, и нерадиши ни о ком же: не зриши бо на лице человеком» ( Мф. 22:16 ). Наконец Иисус Христос утвердил и запечатлел Своё Божественное учение смертью . Он свидетельствовал об истине пред первосвященниками и старейшинами Иудейскими ( Лк. 22:69–70 , Ин. 18:20–21 ), и пред Пилатом говорил: «Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину» ( Ин. 18:37 ). Поэтому Апостол Павел говорит: «завещаваю ти пред Богом, оживляющим всяческая, и Христом Иисусом, свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание» ( 1Тим. 6:13 ); и в откровении Св. Иоанна Иисус Христос называется свидетелем верным и истинным ( Откр. 1:5; 3:14 ). Чудотворение Иисуса Христа Иисус Христос, как Пророк, подобно ветхозаветным Пророкам (Моисею, Илье, Елиссею, Исаии), доказывал истину Своего учения, равно как и Своё Божественное достоинство, чудотворениями. Спаситель указывал на чудесные дела Свои, как на неоспоримое доказательство Своего Божественного посольства и истины Его учения. Он учил: «Аз же имам свидетельство более Иоаннова: дела бо, яже даде Мне Отец, да совершу я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла» ( Ин. 5:36 ). «Аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте» ( Ин. 10:37–38 , слич. Ин. 10:25 ; Ин. 14:11 ). Ни один из древних Пророков не совершил столько чудес, сколько – Иисус Христос. Его чудотворения бесчисленны; многие подробно описываются у Евангелистов, а о многих только вообще упоминается ( Мф. 8:16 ; Мк. 1:34 , Мк. 3:10 ; Мк. 6:13 ; Ин. 11:47 ; Ин. 20:30 ). Евангелисты повествуют о различных чудотворениях Иисуса Христа; для краткости мы укажем только на некоторые, по видам их.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

8 . Предание об Апостоле Филиппе (место рождения, род занятий, апостольское служение, кончина). 9 . Предание об Апостоле Нафанаиле (место рождения, род занятий, апостольское служение, кончина). 10 . Показать на карте Вифсаиду. 11 . Какими словами Филипп призывает Нафанаила пойти к Иисусу? 12 . Каков был ответ Нафанаила к Филиппу, когда тот призывал его идти к Иисусу? 13 . Какое обещание дает Спаситель Нафанаилу при их встрече? 14 . В каком месте Господь сотворяет Свое первое чудо? 15 . Показать на карте место, где Господь сотворил Свое первое чудо. 16 . Прообразовательный смысл претворения воды в вино лучшее, нежели вначале было на пире. 17 . Где произошло первое изгнание торгующих из храма? 18 . Когда произошло первое изгнание торгующих из храма? 19 . Где происходит беседа Спасителя с Никодимом? 20 . Когда происходит беседа Спасителя с Никодимом? 21 . Пересказать содержание беседы Спасителя с Никодимом. 22 . Кем был Никодим и какова была его последующая жизнь после беседы со Спасителем? 23 . Наизусть: Ин. 3, 4–8 – Слова Спасителя о рождении свыше. 24 . Наизусть: Ин. 3, 16–21 – Заключение беседы с Никодимом. 25 . Где происходит последнее свидетельство Иоанна Крестителя о Мессии перед его заточением? 26 . Когда происходит последнее свидетельство Иоанна Крестителя о Мессии перед его заточением? 27 . Наизусть: Ин. 3, 36 – Слово Иоанна Предтечи о Христе как Сыне Божием. 28 . Кем и в связи с чем был заточен в темницу Иоанн Предтеча? 29 . Куда был заточен Иоанн Креститель? 30 . Показать на карте место заточения Иоанна Крестителя. 31 . В каком городе происходит беседа Спасителя с самарянкой? 32 . Кто такие самаряне? 33 . Показать на карте Самарию. 34 . Показать на карте место беседы Спасителя с самарянкой. 35 . В каком году происходит беседа Спасителя с самарянкой? 36 . Пересказать содержание беседы Спасителя с самарянкой. 37 . Сколько дней проводит Спаситель в Самарии? 38 . Наизусть: Ин. 4, 13–14 – Слова Спасителя к самарянке о воде, текущей в жизнь вечную. 39 . Куда пришел капернаумский царедворец с просьбой об исцелении своего сына?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Наименованием, вполне соответствующим смыслу предсказаний, было именно наименование Сына человеческого, которое, с одной стороны, указывало на высокое мессианское достоинство говорящего, возводя мысль слушателей к видению «как бы Сына человеческого», описанному у пр. Даниила, с другой – ставило Его в ряд обыкновенных «сынов человеческих», указывая на то «божественное истощение», которое было необходимым условием Его мессианского подвига. Изречения Христа, сохранённые в ев. Иоанна – 12:23: «Пришёл час прославиться Сыну человеческому» и 13:31: «Ныне прославился Сын человеческий» составляют переход к другому ряду предсказаний – о прославленном состоянии Сына человеческого 94 . Как совершивший Своё великое дело и одержавший победу, Сын человеческий является сидящим одесную Бога, грядущим на облаках небесных и снова являющимся для того, чтобы произвести последний суд над всеми людьми. Так, мы встречаем в евангельских речах Христа образ Сына человеческого «восходящего туда, где был прежде» ( Ин.6:62 ), – образ, который становится для нас вполне понятным при сопоставлении с рассмотренным уже нами местом Ин.3:13 , где говорится о сошедшем с небес Сыне человеческом – Мессии, принявшем плоть человеческую. Вполне тот же образ дан в ев. Матфея 26:64 , в ответе Христа первосвященнику на вопрос, Он ли Христос, т. е. Мессия: «Отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (ср. Мк.14:62 ; Лк.22:69 ). Наконец, сюда же относятся все эсхатологические изображения пришествия Сына человеческого ( Мф.24:30–31 , – ср. Мк.13:26 и Лк.21:27 ; Мф.25:31–33 и 46, 13:40–43, 16:27, 19:28; – ср. Мк.8:38 ; Лк.9:26, 21:36 ; также Мф.24:27, 37 и 49, 25:13; Лк.17:26, 30, 24, 44, 11:40 ), содержание которых нам уже известно из предыдущего 95 . Замечательно, что именно это название: «Сын человеческий» всегда является в устах Христа, коль скоро речь идёт о Его прославлении, и что никогда в таких случаях он не называет Себя, напр., Христом или Сыном Божиим. Несколько выразительных случаев дают понять, что этого нельзя объяснять просто случайностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Семья Зеведея находилась, по преданию, в родстве с семейством Пресвятой Девы: Саломия и Пресвятая Дева были родные сестры, – и это предание находится в полном соответствии с тем фактом, что Спаситель, в то время как Ему предстояло с минуты на минуту предать Дух Свой Отцу, вися на кресте, поручил Пресвятую Деву попечению Иоанна (см. комментарии к Ин.19:25 ). Этим родством можно объяснить и то, почему именно из всех учеников Иаков и Иоанн заявили претензию на первые места в Царстве Христовом ( Мф.20:21 ). Но если Иаков и Иоанн приходились племянниками Пресвятой Деве, то они, значит, были в родстве и с Иоанном Крестителем (ср. Лк.1:36 ), проповедь которого и должна была поэтому их особенно заинтересовать. Все эти семьи были проникнуты одним благочестивым, подлинно израильским настроением. Об этом говорит, между прочим, и то, что все имена, которые носили члены этих семей, настоящие еврейские без примеси греческих или латинских прозвищ. Из того, что Иаков везде называется прежде Иоанна, можно с уверенностью заключать, что Иоанн был моложе Иакова, а предание называет его и самым младшим среди апостолов. Не более 20-ти лет было Иоанну, когда Христос призвал его следовать за Собой, и предание о том, что он дожил до царствования императора Траяна (цар. 98–117 гг.), не заключает в себе невероятности: Иоанну тогда было около 90 лет. Вскоре после призвания к следованию за Собой Христос призвал Иоанна к особому, апостольскому служению, и Иоанн стал одним из числа 12 апостолов Христовых. В силу своей особой любви и преданности Христу Иоанн сделался одним из наиболее близких и доверенных учеников Христа и даже наиболее любимым. Он удостоился присутствовать при важнейших событиях из жизни Спасителя, например при Его Преображении, при молении Христа в Гефсимании и др. В противоположность апостолу Петру Иоанн жил более внутренней, созерцательной жизнью, чем внешней, практически деятельной. Он более наблюдает, чем действует, он чаще погружается в свой внутренний мир, обсуждая в своем уме величайшие события, которых он призван был стать свидетелем. Душа его более витает в горнем мире, почему ему издревле в церковной иконописи усвоялся символ орла (Баженов, с. 8–10). Но иногда Иоанн проявлял и пылкость души, даже крайнюю раздражительность: это было тогда, когда он вступался за честь своего Учителя ( Лк.9:54 ; Мк.9:38–40 ). Пламенное желание быть ближе ко Христу сказалось и в просьбе Иоанна предоставить ему вместе с братом первые должности в славном Царстве Христовом, для чего Иоанн готов был пойти со Христом и на страдания ( Мф.20:20–28 ). За такую способность к неожиданным порывам Христос назвал Иоанна и Иакова «сынами грома» ( Мк.3:17 ), предсказывая вместе с этим, что проповедь обоих братьев будет неотразимо, как гром, действовать на души слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6 гл. Евангелия Иоанна. Указав далее на установление таинства причащения Самим Иисусом Христом пред Своими крестными страданиями ( Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ), на заповедь Его апостолам совершать это таинство «в Его воспоминание» ( Лк.22:19–20 ), на исполнение этой заповеди апостолами ( 1Кор.11:23–25, 10:16–17 ; Деян.2:42, 20:11 ) и их преемниками ( Деян.20:7 ), необходимо выяснить слушателям что Евхаристия есть не только таинство, в котором предлагаются верующим в снедь истинное тело и истинная кровь Христа Спасителя, но вместе истинная и действительная жертва, приносимая за людей Богу (чит. 1Кор.10:18–21 ; Евр.13:10 ; Мал.1:10–11 ). Далее следует разбор обычных возражений штундистов против самого способа совершения таинства причащения в православной церкви в настоящее время; напр., почему в православной церкви преподается верующим тело и кровь Христовы вместе, тогда как из писания видно, что Христос на Тайной Вечери преподал апостолам сначала хлеб, а потом вино; на каком основании в православной церкви при причащении употребляется ложечка, копье и проч. При беседе с молоканами о таинстве св. причащения необходимо иметь в виду следующее: эти сектанты не только не признают причащения таинством, но не принимают его даже в смысле простого обряда, совершаемого в воспоминание крестных страданий и смерти Христа Спасителя; все же места св. Писания, говорящие об установлении этого таинства Христом Спасителем, о совершении его апостолами и их преемниками, о необходимости для спасения вкушения тела и крови Христовых, они толкуют иносказательно, «духовно». Указывая, напр., на Мф.20:22, 26:39, 42 ; Мк.10:38–39, 14:36 ; Лк.22:42 и применяя эти места св. Писания к причащению, молокане говорят, что под именем «чаши» причащения нужно разуметь чашу страданий Христовых; указывая на Мф.4:4 ; Лук.4:4 ; Ин.6:27, 63 ; Евр.9:10, 13:9–10 , они утверждают, что необходимо причащаться посредством усвоения себе невещественного слова Божия, а не посредством хлеба и вина; толкуя Ин.1:1 в том смысле, что Бог есть именно то слово, которое записано в св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

12:2) включительно. Его пример есть последний в длинном ряду. Он знаменует и цель стремления, в Ветхом Завете недостижимую. В понятии веры ударение лежит на содержании веры. Вера Евр. 11 есть вера в обетования Божии. Ветхозаветные праведники являют в подвиге своей веры устремленность в будущее. Это особенно сказывается на примерах Авраама (11:8–19) и Моисея (стт. 23–29). Нарочитого внимания требует, в истории Авраама, жертвоприношение Исаака (стт. 17–19), а в последующую эпоху – подвиг веры Раав (ст. 31). Своею устремленностью в будущее Евр. 11 возвращает нас к речи Стефана в Деян. 7 , которая, как уже было указано, оставила сильное влияние на его гонителе, Савле. Длинный ряд подвижников веры в Ветхом Завете приводит к христианскому человечеству. Только с ним и в нем они достигают цели (11:39–40). Эта мысль о непрерывности домостроительства Божия принадлежит к основным мыслям Евр. (ср. 1, 1–2 и др.): она звучит с не меньшею ясностью и в откровении Евангельском (ср. Мф. 13:17 , Ин. 4:36–38 ). Но для составителей послания ясно, что тогда, когда они его пишут, эта цель еще не достигнута и ими: они знают, что путь борьбы и страдания и ими еще не пройден до конца (12:1–3). Не одни только подвижники веры в Ветхом Завете были устремлены своими упованиями в будущее. Устремленность в будущее есть одна из главных особенностей Евр. в целом. Мы ее отметили в 2:8, 4:9, 8 и др. Она получит свое выражение в классической формуле 13:14. Третьим отступлением второй части Евр. является предостережение 12:18–29. Оно с новою силою повторяет мысли 10:26–31. Грозным признаком присутствия Божия в Ветхом Завете составители послания противополагают в Новом Завете (ср. ст. 24) Небесный Иерусалим, тьмы ангелов в торжествующем соборе и Церковь первенцев. Упоминание «Судии всех Бога» (ст. 23) сообщает предостережению эсхатологический характер, который достигает полной ясности в стт. 26–29. Отрывок 13:18–25 должен быть понимаем, как заключение Евр. Составители послания просят о молитве, в частности, Павел просит молиться о возвращении его в Иерусалим (стт.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010