Здесь Господь использует метафорический язык, чтобы подчеркнуть решительность, с которой человек должен исторгать из себя греховные страсти и помыслы. Святитель Иоанн Златоуст так разъясняет эти слова Спасителя: «Давая эту заповедь, Христос говорил не о членах, нет. Он нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, а ум Господь заповедует Своим ученикам не отвечать злом на зло. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» ( Мф 5:38–39 ). В этой заповеди заключен важнейший нравственный принцип христианства, символом которого является спасительный Крест Христов. Господь Иисус Христос добровольно взошел на крест, не сопротивляясь злу. Христос есть Царь, Чье царство — «не от мира сего» ( Ин 18:36 ). В Его Царстве нет места проявлениям зла, вражды и насилия. Ветхий Завет предписывал равное возмездие за причиненное человеку зло, так что наказание не должно было превышать нанесенного вреда: за одно око позволялось лишить человека одного ока, а не обоих очей ( Исх 21:23–25 ; Лев 24:12–20 ; Втор 19:21 ). Тем самым ветхозаветный закон ограничивал месть за причиненный ущерб. Христианская нравственность вообще запрещает месть, то есть любое воздаяние злом за зло. Апостол Павел наставляет: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» ( Рим 12:17 ); «не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим 12:21 ), ибо «любовь не мыслит зла» ( 1Кор 13:15 ). Апостол Петр увещевает: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство, напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет 3:9 ). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если кто-нибудь станет тебе строить козни и делать зло, будь выше этих По слову преподобного Пимена Великого , «побеждать добром — требование более высокое: оно содержит необходимость преодоления себя при понимании того, что только постоянно делаемое добро лишает зло

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Вот какой имеет смысл то, о чем он говорит: «Иудейские жертвы и всесожжения сделались ненавидимы Тобой и мерзки Тебе; в теле же, которое Ты Мне восстановил, совершается Твоя божественная воля; т. е. плоть, которую Я принял для спасения всех, она и приносится за них в жертву, как написано обо Мне в главе книжной, т. е. в словах пророков». А после этого, намекая на божественность и высоту Его учения, он говорит: «Я благовестил правду в церкви великой». Еще Исайя говорит: «Ребенок родился нам, Сын, и был дан нам» ( Ис.9:6 ), и Иеремия: «Сей есть Бог наш, не сравнится с Ним другой», «После этого на земле увиден Он был и жил с людьми» ( Вар.3:36,38 ). И премудрый Соломон говорит: «И ныне, Господи, Бог Израилев, да будут достоверны слова Твои Давиду, отцу моему! Неужели поистине Бог поживет с людьми на земле?» ( 3Цар.8:26–27 ), и человек Он, и кто познает Его? Еще Блаженный Давид говорит: «Бог явно придет. Бог наш, и не промолчит» ( Пс.49:3 ). И еще: «Явится Бог богов в Сионе» ( Пс.83:8 ), и в другом месте: «Бог Господь и явился нам» ( Пс.117:27 ), «Благословен идущий во имя Господне» ( Пс.117:26 ). Кто же усомнится в том, что все это явно проповедует о Богочеловеке-Слове? Думаю, никто, за исключением разве того, кому захочется выказать себя очень вздорным, пророческим словам не наученным и в высшей степени неразумным человеком, вроде ваших отцов, которым подобало бы с радостью принять Сына Божия и Слово – Человека, явившегося в соответствии с пророческими проречениями, и досыта вкусить Его источающих жизнь божественных слов, а они не только этого не сделали, но и бесчеловечнейшим образом, бесясь от зависти, Его погубили, злое, по Давиду, воздав Ему за то, что Он дал им благое (ср. Пс.37:21 ), ведь слепцов их он делал зрячими (см. Мф.20:34 ; Мк.8:23 ), расслабленных укреплял (см. Мф.9:6 ; Ин.5:8–9 ), прокаженных очищал (см. Лк.17:12–14 ) и мертвых воскрешал, как от сна (см. Лк.7:14–15; 8:52–55 ; Ин.11:44 ), и самое наибольшее – обещал небесное царство (см. Мф.25:34 ), и вместо того, чтобы быть любимым, был оболган и за добро получил зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Тайна святой Троицы ясно предлагается в тех многоразличных наставлениях апостолов и самого Иисуса Христа, где в частности говорится или о Сыне, как об истинном Боге, или о св. Духе – как о лице божественном, или отличается в божестве Отец и Сын как лица. Ибо если и Отец и Сын и Дух святой есть Бог, притом каждый с качествами лица: то ясно, что в божестве три раздельные лица. Рассмотрим эти места Н. завета подробно. Что Тот, Кто называется Отцом Израиля ( Ис. 63:6. 1. 2. 3 . Малах. 1:6 ), или Отцом христиан ( Ефес. 4:6 , 1Кор. 8:6 ), и даже всех людей (Мат. 11:25), есть истинный Бог, в том нет сомнения. Но столько же несомненно и то, что истинный Бог называется Отцом и по отношению к своему Единородному Сыну, Которого Он родил. Сам Сын Божий и св. апостолы называют Отца сего Богом в собственном смысле ( Иоан. 1:18 ). Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын сый в лоне Отче, той исповеда (3, 6. 17, 2. 3. Гал. 1. 3 . 1Петр. 1:3 ), или представляют промыслителем и Творцом ( Иоан. 5:17 ). Многочастен и многообразен древле глаголавый Бог отцем во пророцех: в последок дней глагола в Сыне своем ( Евр. 1:2 , Еф. 4:6, 3:14 ), а таким образом и Отец единородного Сына есть истинный Бог. § 47. О божестве Сына Божия – а) учение самого Сына Божия. Христианское откровение в самых ясных чертах изображает и ту мысль, что Сын Божий есть Бог. Учение сие находим и в наставлениях самого Сына Божия – Иисуса Христа и у святых апостолов его. Тот, Кто столько смирял Себя на земле, указывал вместе: а) на свои божественные свойства. Так иудеи, окружив Иисуса, настойчиво спрашивали: кто Он? В ответе им говорил Он: никтоже возмет их (овец) от руки Моея ( Ин. 10:28 ). Аз и Отец едино есма ( Ин. 10:30 ); показывал в Себе могущество, высшее всякого созданного могущества и прямо говорил о своем равенстве с Богом Отцом. Иудеи в негодовании подняли на Него каменья и говорили: о добре деле камения не мещем на Тя, но о хуле, яко, человек сый, твориши себе Бога (ст. 32). Они поняли, что И. Христос усвоил Себе божественные свойства. Он однако же не отвергнул такого разумения слов; но желая приблизить высокое учение свое о своем лице к их понятию, говорил: несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте (33–36); и затем опять доказывал делами Своими, что Он есть Сын Божий в самом высшем, подлинном смысле – связь Его с Отцом самая тесная и единственная (ст. 38): почему иудеи ясно видели, что он подтверждает прежнюю мысль о себе, настаивает на свое единство с Отцом и они опять хотели схватить Его (39. сл. Иоан. 14:9–11 ). В другое время Христос говорил иудеям: прежде Авраама, не бысть, Аз, есмь ( Иоан. 8, 56 ), и в молитве к Отцу Своему говорил: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебя самого славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть ( Иоан. 17:5 ). В первых словах Сын Божий усвояет Себе вечность, а в последних кроме вечности славу вечного и теснейшего общения с вечным, объясняя общением с вечным и славу вечного 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Да и вообще от Него, как от посланника, нельзя узнать всего, что известно Ему, как Сыну Божию. Подобным же образом разрешаются и другие недоумения о (божестве Сына, вызываемые изречениями Спасителя, напр.: сести одесную Мене и ошуюю Мене, несть Мое дати, но им же уготовася от Отца Моего ( Мф.20:23 ); снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца (6, 38), дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф.28:18 ; сн. Ин.17:2. 6 ), Отец суд весь даде Сынови ( Ин.5:22 ), Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил ( Мф.27:46 ) и пр. Все это относится к лицу Мессии, Богочеловека. Подобные вышеприведенным изречения и исходили и из уст апостолов. Древние противники учения о божестве Сына Божия указывали, напр., на слова ап. Петра из речи его к иерусалимским иудеям в день Пятидесятницы: твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко Господа и Христа Его Бог сотворил ( ποησε) есть, сего Иисуса, Его же вы распясте ( Деян.2:36 ). Но ясно, что здесь слово сотворил относится не к божеству Единородного, а к тому образу раба, который был воспринят Им по домостроительству, слова же Господь и Христос обозначает не сущность, а достоинство; Господом и Христом соделан человек Иисус, а не Сын Божий – Господь по природе. Изречение апостола, следовательно, должно быть объяснено не в смысле творения Сына Божия, а в смысле превознесения, прославления уничиженного, – в том же смысле, в каком сказано о Нем ап. Павлом: Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене ( Флп.2:9 ). Подобным же образом не к божеству Сына, а к домостроительству относится слово сотворил и в изречении другого апостола (Павла – Евр.3 , 2) о И. Христе: верна суща Сотворшему ( τω ποισαντι) Его. Из других изречений апостолов о Сыне Божием против верования церкви в божество Сына Божия еретики особенно указывали на наименования Его ап. Павлом: перворожденным всея твари ( Кол.1:15 ) и первородным ( Евр.1:6 ), и на слова о Нем того же апостола: подобает бо Ему царствовати, дóндеже положит вся враги под ногама Своима… Егда же покорит Ему (Бог) всяческая, тогда и Сам Сын покорится Покорившему Ему всяческая ( 1Кор.15:25, 28 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Господь, конечно же, мог сразу исцелить этого слепого, без всякого раствора, без всяких дополнительных действий, как Он сразу, одним Своим словом или прикосновением исцелял тысячи людей. Но Ему было угодно совершить это исцеление в несколько этапов. Духовное прозрение слепорожденного тоже происходит в несколько этапов. Сначала, когда его спрашивают: " как открылись у тебя глаза? " (Ин. 9:10), он отвечает: " Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел " (Ин. 9:11). Потом исцеленного начинают допрашивать фарисеи: " Как может человек грешный творить такие чудеса? " (Ин. 9:16) На что тот отвечает: " Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу " (Ин. 9:25). Фарисеи спрашивают вновь: " Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? " (Ин. 9:17). Исцеленный же им говорит: " Это пророк " (Ин. 9:17). Но фарисеи не верят в то, что этот человек был слеп и прозрел, и допрашивают его родителей, а затем вторично призывают к себе исцеленного. После всего этого бывший слепой встречает Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском. И Господь задает ему главный, ключевой вопрос, от ответа на который зависит спасение этого человека: " Ты веруешь ли в Сына Божия? " (Ин. 9:36). Исцеленный не знает, о Ком идет речь и спрашивает: " А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? " (Ин. 9:36). На что Господь отвечает: " И видел ты Его, и Он говорит с тобою " (Ин. 9:37). И тогда этот человек с радостью восклицает: " Верую, Господи! " (Ин. 9:38), — и поклоняется Господу Иисусу Христу как Сыну Божьему. Все Евангелие от Иоанна наполнено рассказами о том, как люди приходили к вере во Христа. В течение всего пасхального периода мы слушаем чтение именно из этого Евангелия. Оно начинается со слов о том, что Иисус Христос — это Превечное Слово Божие, Которое всегда существовало у Отца. И в самом первом стихе Евангелия от Иоанна мы слышим: " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог " (Ин. 1:1).

http://patriarchia.ru/db/text/5447517.ht...

И в споре с иудеями, укоряя их за то, что они хотят убить Его, Он сказал: Я говорю то, что видел у Отца Моего, а вы делаете то, что видели у отца вашего (Ин. 8:38), и Теперь ищете убить [Меня], Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога (Ин. 8:40), и далее:Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел (Ин. 8:42). — Следует заметить, что хотя Он сказал: Я исшел, этим Он не отделяется [от Отца], как хочется тем, кто придирается к этим словам. Ведь Он исшел от Отца как луч от солнца, как река из источника или куст из семени. — И далее: Во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего (Ин. 8:49), и если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его и соблюдаю слово Его (Ин. 8:54–55). Когда же Он добавил: Авраам увидел [день Мой] и возрадовался (Ин 8:56), этим Он показал, что Аврааму явился опять–таки Сын, а не Отец. Он также сказал, что Ему должно было сотворить дела Отца и над слепорожденным, которому Он сказал после того, как тот прозрел: Ты веруешь ли в Сына Божия? (Ин. 9:35). И когда тот спросил: Кто Он? — Он Сам дал понять, что Он и есть Сын, в Которого, как Он сказал, следует верить (ср. Ин. 9:36–37). И далее Он утверждает, что как Отец знает Его, так и Он знает Отца, и душу — Свою полагает [за овец], потому что эту заповедь Он получил от Отца (ср. Ин. 10:15:18). И когда иудеи спрашивали Его, не Он ли Христос, — то есть [Христос] Божий, ведь и до сих пор иудеи ожидают Христа Божия, а не Самого Отца, ибо никогда не было написано, что Христос — это Сам грядущий Отец, — Иисус ответил им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне (Ин. 10:25). О чем свидетельствуют? — Конечно, о том, что Сам Он и есть Тот, о Котором они спрашивали, то есть Христос Божий. Также и об овцах Своих, которых никто не похитит из Его руки, Он сказал:Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и Аз и Отец едино есмы   (unum sumus) (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Молясь и поклоняясь пред иконами, мы молимся и кланяемся не им самим, а тем, кто изображен на них, отнюдь не смешивая и не отождествляя внешних материальных изображений с духовным существом изображаемых вне и независимо от них стоящим. И если через посредство св. икон мы иногда ожидаем получить (и действительно получаем) явные обнаружения милости Божией к нам, то это отнюдь не в силу какого-либо сродства или необходимой (объективной) связи икон с самим существом Божиим, а в силу лишь нашего к ним отношения, в силу нашей потребности иметь видимое посредство для восприятия воздействий невидимой силы Божией. Как далеко отстоит подобное воззрение на иконы от языческого идолопоклонства, – надеемся – очевидно для всякого. В самом Св. Писании легко усмотреть ясное различение идолопоклонства от иконопочитания. Решительно запрещая вещественные изображения в тех случаях, когда была опасность идолопоклоннического к ним отношения, оно прямо заповедует употребление свящ. изображений там, где подобной опасности не представлялось. Так, Сам Бог повелевает Моисею: «сделай крышку (над ковчегом завета),... и сделай из золота двух херувимов... на обоих концах крышки... Там Я буду открываться тебе и говорить с тобой над крышкой, посреди двух херувимов " … ( Исх.25:17–18–22 ). И далее: «сделай полированную дощечку из чистого золота и вырежь на ней, как вырезают на печати: Святыня Господня... И будет она непрестанно на челе его (Аарона), для благоволения Господня к ним (израильтянам)» ( Исх.28:36–38 ). По Божию же повелению, Моисей сделал и вознес на древе медного змия, который, по силе преобразовательного отношения к Спасителю мира ( Ин.3:14 ), служил источником благодатных исцелений для всех, взиравших на него ( Чис.21:8–9 ). – Нет нужды перечислять другие многочисленные свидетельства Св. Писания в этом же роде, так как и приведенных вполне достаточно для выяснения и утверждения защищаемой нами мысли. Как оказывается, Сам Бог в ветхом завете избирал вещественные изображения быть посредниками Его откровений и орудиями Его благодатных действий в людях и тем обязывал, конечно, народ свой относиться к этим священным изображениям с особым благоговением и почтением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Простой же человек, услыхав, был бы поражен. Поэтому Господь и говорит им: «Никому не сказывайте о том, что видели» ( Мф.3:17 ; Мк.9, 9 ). Однако апостолы не плотскими глазами увидели свет (ибо нет ничего родственного и близкого между тем светом и этой плотью), но сила и изволение Спасителя укрепили плоть для созерцания. Кроме того, что увидела душа, она передала находившейся с ней чрез сплетение в общении плоти. «Никому не говорите», чтобы узнав, кто есть Господь, не удержались наложить руку на Господа ( Мф.26, 50 ), и не осталось бы неисполненным домостроительство, и смерть не отступила бы от Господа, ибо она напрасно испытывала бы Его бесконечно. Один голос на горе был уже уразумевшим призванным, поэтому они и удивились, так как свидетельствуем был тот, в кого они (и сами) верили, другой же на реке был имеющим верить, поэтому они, находясь под руководством книжников, и пренебрегли этим голосом. § 6. Выражение: «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» 34 , валентиниане понимают так. Началом они называют Единороднаго, которого и Богом исповедуют 35 , как Богом открыто называет его далее и Иоанн, говоря: «Единородный Бог , сущий в лоне Отца, тот явил» ( Ин.1, 18 ). Словом же «в начале», т. е. в Единородном, в Уме и Истине, (апостол) указывает на Христа, Логоса и Жизнь 36 . Поэтому справедливо (ап. Иоанн) и Его (Логоса) назвал Богом сущим в Боге Уме. Что находилось в Нем, Логосе, было Жизнь (cp. Ин.1, 3 и сл.), Его сизигия 37 . Отсюда Господь и говорит: «Я есмь Жизнь» ( Ин.11:25, 14:6 ). § 7. Итак, неведомый Отец восхотел, чтобы эоны познали Его, и чрез помышление о Самом Себе, с целью познать Себя, Дух познания, сущего в гносисе, произвел Единородного. Так произошел и происшедший от гносиса, т. е. отческого Помышления, гносис, т. е. Сын, потому что Отец был познан Сыном ( Мф.11, 27 ; Лк.11, 22 ). Дух же любви, произойдя от Истины, как гносис от Помышления, смешался с духом познания, как Отец с Сыном, и Помышление с Истиной. И Единородный Сын, пребывший в лоне Отца ( Ин.1, 18 ), чрез гносис изъясняет эонам Помышление, потому что Он произошел от Его лона; видимый же здесь не есть единородный, но апостолом исповедуется «как единородный» – «славу как единороднаго» ( Ин.1, 14 ), потому что один и тот же есть и перворожденный среди твари 38 , и Иисус единородный в Плероме.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Но Господь Сам всегда указывал: «Мните ли, яко мир приидох дати на землю? Ни, глаголю вам, но разделение» 988 . И Симеон Богоприимец, движимый Духом Божиим сказал о младенце Иисусе: «Се лежит сей на падение и на восстание многих во Израиле и в знамение пререкаемо» 989 . Ин.9:17 . Глаголаху убо слепцу паки: ты что глаголеши о нем, яко отверзе очи твои; Он же рече, яко пророк есть. Убеждения прозревшего тверды и непоколебимы: он ни разу не уклоняется от прямого ответа о величии Целителя; он еще Его не знает (ст. 36), но сердце его исполнено благодарности за исцеление и он очевидно не хочет, чтобы кто либо отзывался о Нем дурно (ст. 25 и 31). Выставляя на вид свое прозрение, он прямо заявляет, что Целитель может быть только от Бога (ст. 30–33). Мы к сожалению не находим в преданиях ничего о дальнейшей судьбе прозревшего , но едва ли можно сомневаться в том, что человек с такою твердою волею, разумностию и теплым сердцем, призванный к вере самим Господом (35–38), соделался сосудом избранным христианской общины. Ин.9:18 . Не яша убо веры Иудее о нем, яко слеп бе и прозре, Дóндеже возгласиша родителя того прозревшего Ин.9:19 . И вопросиша я, глаголюше: сей ли есть сын ваш, его же вы глаголете, яко слеп родися? Како убо ныне видит? Мы видим, что фарисеи прибегают к другому приему, чтобы ослабить в народе действие, произведенное чудом. Они делают вид, что подозревают обман, и что человек, представленный им и вполне обладающий зрением не тот, который всем был известен как слепорожденный. Для этого они прибегают к бюрократической уловке собирания справок, в сущности ненужных, но в которых могут случайно найтись данные для постройки обвинения в обмане. Может быть фарисеи, или лучше сказать «Иудеи», т. е. фарисеи в соединении с саддукеями, – имеют тайную надежду, что испуганные призывом родители, боясь быть отлученными от синагоги 990 , откажутся от сына, или по крайней мере выразят сомнение, – действительно ли это их сын, – и тогда легко будет распространить в народе молву, что знаменитое чудо есть только предумышленный обман, основанный на сходстве слепорожденного со зрячим человеком, приведенным пред синагогу. Намеренное устрашение родителей явно выступает в словах вопроса Иудеев: как же видит сын ваш, о котором вы говорите, что он родился слеп? Сын ли ваш стоящий здесь перед вами?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В нек-рых памятниках Е., к-рым помазывались священники (или помазывали больных и одержимых демонами), иногда называется «святым» (11QPsa 28.11; Test. XII Patr. III [Levi] 8. 4; Apocalypsis (Testamentum) Adam. 10. 4; однако в 2 последних примерах не исключены христ. интерполяции или христ. происхождение памятника в целом). В различных версиях «Жития Адама и Евы» встречается история о том, как больной Адам отправляет Еву и Сифа в Эдем, чтобы вымолить у Бога «елей милости» (или «елей жизни», «елей от древа милости»), к-рый исцеляет от всех болезней (греч., арм., груз. версии - Vita Adam et Eva. 9. 4; 13. 1-4; лат. версия - 36. 2; 40. 1; 41. 2; 42. 3). Этот Е. передает им арх. Михаил. В нек-рых версиях поясняется, что речь идет о крещальном Е. или о помазании Св. Духом (в арм. версии упом. «елей радования» - 13. 4). В греч. версии «Жития Адама и Евы» говорится также о помазании Е. перед погребением (Vita Adam et Eva. 40. 2). В «Повести об Иосифе и Асенеф» упоминается наряду с «благословенным хлебом жизни» и «чашей бессмертия» «помазание нетления» (Iosephus et Aseneth. 8. 5; 15. 4), под к-рым можно иметь в виду как «чистый» Е., так и одно из христ. веществ таинств, если текст христ. происхождения. Молитвы-благословения вина и Е. известны по относительно поздним раввинистическим памятникам (Берахот 43b). В Новом Завете термин «Е.» может иметь как бытовое (напр., в качестве продукта Е. упом. в Лк 16. 6; Откр 6. 6; в качестве лампадного масла - в Мф 25. 3; в качестве медицинского средства - в Лк 10. 34; как косметическое средство, но использованное для символического выражения радости,- в Мф 6. 17; как знак гостеприимства - в Лк 7. 46), так и богослужебное употребление (ветхозаветные обычаи помазания священников, царей и пророков прилагаются ко Господу Иисусу, Который именуется «Мессией, то есть Христом» (Ин 4. 25), «Помазанником», Который был помазан не обычным Е., а Св. Духом (Лк 4. 18; Деян 4. 27; 10. 38); в Евр 1. 9 дается мессианское истолкование Пс 44. 8 - помазание царя перед браком толкуется как помазание Сына Божия).

http://pravenc.ru/text/189733.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010