Примечания. 32 Грешники здесь – общее название для мирских людей, которые не связаны законами Царства Божьего. 6:39–49 Картины ученичества (см.: ; ср.: Ин. 13:16; 15:20 ). Иисус заканчивает проповедь несколькими высказываниями в духе поговорок и притчей, которые поясняют, какими чертами характера нужно обладать Его ученикам. 39–42 Первая группа высказываний посвящена духовному зрению. Ученикам следует долго и старательно учиться, прежде чем они смогут учить других. Ибо люди, которые развиваются под влиянием своего учителя, не станут лучше учителя, но если учитель ошибется, ошибутся и его ученики. Перед тем как выявлять ошибки других, следует научиться видеть свои. Иисус намеренно использует в Своих наставлениях юмор и преувеличение, чтобы доходчиво донести Свою мысль, растолковать ее. 43–45 Добрые поступки могут рождаться только в добром сердце. Ожидать добрых плодов от негодного дерева так же глупо, как ждать хороших поступков от злого человека. Только такой человек, у которого сокровищница сердца переполнена добром, способен распространять правильное учение. 46–49 И, наконец, самое важное: необходимо действительно следовать этим (и другим) словам Господа. Тот, кто слушает их и не повинуется, на самом деле глупец. Тот, кто слушает и повинуется, останется в безопасности в Судный день, подобно человеку, позаботившемуся о том, чтобы основание его дома было положено на камне. 7:1–50 Сострадание Мессии Далее Лука еще больше раскрывает перед нами характер Иисуса как Мессии и особенно подчеркивает, как он проявлялся в милосердных поступках, выказывающих сострадание Господа. Пришествие Царства Божьего означает, что Господь чудесным образом явил Свою милость людям через Иисуса Христа. 7:1–10 Исцеление слуги сотника (см.: Мф. 8:5–13 ; Ин. 4:46–53 ). Центральная фигура этой истории – язычник, очевидно, нанятый Иродом Антипой, у которого была армия римского типа (ср.: 3:14). Сотник был человеком зажиточным, у него хватило денег, чтобы пожертвовать их на постройку синагоги в Капернауме. Сотник описан как человек благородный, что проявляется в его заботе о слуге, в его отношении к иудеям, в ощущении им собственной ничтожности в присутствии Иисуса Христа. Совершенно удивительна сила его веры. Он распознал в Иисусе Того, Кто от Бога несомненно властен врачевать болезни и способен исцелять, просто произнеся повеление. Иисус отметил редкую веру сотника–язычника и сказал, что язычник в проявлении веры превзошел иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Это чудо так явное, так гласное, так многими очевидцами засвидетельствованное, естественно, должно было ускорить ход событий. Фарисеям рассказали о случившемся ( Ин.11:46 ). К ненависти их, которой они были переполнены к Иисусу, теперь уже неминуемо присоединялась боязнь за близкое торжество Его, боязнь и первосвященников за то ж, если они сообща не возьмут против Него решительных и скорых мер. И они поспешили собрать «совет» 34 , чтобы окончательно и торжественно решить судьбу ненавистного для них всех Учителя. Это решение вышло из уст первосвященника Каиафы; и оно было – смертный приговор Иисусу. «С этого дня положили убить Его», т. е. совет принял и утвердил приговор Каиафы ( Ин.11:53 ). Затем дано было от фарисеев и первосвященников приказание, что если кто узнает, где пребывает обреченный на смерть, не замедлил бы объявить им: теперь, после решения совета, только и оставалось им схватить Его. Но Иисус удалился в Ефраим 35 », небольшой город, лежавший близ той дикой горной местности, которая вообще называлась «пустыней Иудейской», где Он провел после Своего крещения сорок дней и «был со зверями» ( Мк.1:17 ). В Ефраиме и оставался Он несколько времени, но сколько именно, определить невозможно. Возвращение к празднику Пасхи из Ефраима Праздник Пасхи 36 между тем уже приближался. В Иерусалиме уже начиналось обычное стечение народа, спешившего предварительным «очищением» 37 ( Ин.11:55 ) приготовиться к достойному вкушению пасхального агнца. И Господь Иисус снова отправился в Иерусалим, предварив учеников в третий и последний раз об ожидающей Его страшной судьбе. И этот последний путь ознаменовался, с Его стороны, той же чудно-кроткой любовью, ко всем снисходящей, всех милующей, какой было полно все время Его учительства, а со стороны враждебного Ему фарисейства обычными кознями. «Позволительно ли разводиться мужу с женою?» – таков, например, был «искусительный» («искушая его») вопрос, предложенный фарисеями Господу Иисусу во время этого пути; вопрос, нужно заметить, возбуждавший самые ожесточенные споры между еврейскими учеными. Но и здесь, как и везде, в прах разбивались все вражеские козни о простое и прямое слово правды Господа Иисуса. ( Мф.19:3 и далее; Мк.10:2 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его ( Ис.53:2-3 ). Также и откровение о Суде Сам Господь описывал по-разному: Отец никого не судит, но весь суд отдал Сыну ( Ин.5:22 ). Когда же придёт Сын Человеческий во Своей славе и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле Своей славы, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других… и поставит овец по Свою правую сторону, а козлов – по левую. Тогда Царь скажет тем, которые по Его правую сторону: “Придите, благословенные Моего Отца, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…” и тем, которые по левую сторону: “идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, уготованный дьяволу и его ангелам” ( Мф.25:31-41 ). Моё возмездие со Мной, чтобы воздать каждому по его делам (От.22:12; Рим.14:12 ). Но, гораздо полнее раскрывает существо Суда иной образ, преподанный Спасителем: Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих , имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день ( Ин.12:46-48 ). Т.е. уже не Сам Сын Человеческий будет судить, как в притче об овцах и козлах, а “слово”. И даже не в судебном разбирательстве существо Последнего Суда: Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ( Ин.3:19; 12:43 ). Нетрудно проследить и два взгляда, выраженных в Писании, на близость Бога к человеку. Первый преподаётся тогда, когда надо смирить горделивое человеческое высокоумие. Второй – когда Господь желает возвысить к Себе смиренного. Например, ап. Павел говорит о Боге: Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Не старайся показать себя (перед людьми) искусным во всяком деле, чтоб не впасть тебе в тщеславие, которое приводит к сластолюбию, к гневу и печали (22,395). Нередко от тщеславия происходит помысл блуда… (45,53). За предшествующим чревоугодием и тщеславием, конечно, следует гордость, высокоумие и всякая срамная демонская страсть (46,225). Если же начнешь тщеславиться и гордиться, отступит от тебя Господь… (46,145). Тщеславие везде пагубно, но особенно в делах человеколюбия, так как здесь оно является крайней жесткостью, извлекая себе хвалу из чужих бедствий и почти ругаясь над живущими в нищете (38,724). Откуда же… рождается эта безумная и не приносящая ничего доброго страсть? Ниоткуда более, как только от души низкой и ничтожной (39,31). СРЕДА. Мф. Зач. 68. (16,20–24) СПАСАЕТЧЕЛОВЕКА ГОСПОДЬ Ты, (Господи), Своими страданиями восхитил человека отселе, поставил в новую жизнь, вместо греховной – в свободную. Прежде многоскорбна была жизнь на земле и многообразен мир, теперь Христос, освободив из-под власти ужасного греха, опять возводит нас к Великому Царю и в лучший мир (12,56). Иисус, будучи человеколюбив, желая позаботиться о Своем творении, ради нас перенес все, чтобы освободить нас от осуждения (33,896). Христос снисходит к сорабам и рабам, приемлет на Себя чужое подобие, представляя в Себе всего меня и все мое, чтобы истощить в Себе мое худшее, подобно тому, как огонь истребляет воск, или солнце – земной пар, и чтобы мне, через соединение с Ним, приобщиться свойственного Ему. Посему собственным Своим примером возвышает Он цену послушания и испытывает оное в страдании: потому что недостаточно бывает одного расположения, как недостаточно бывает и нам, если не сопровождаем его делами, ибо дело служит доказательством расположения. Но, может быть, не хуже предположить и то, что Он подвергает испытанию наше послушание и все измеряет Своими страданиями, водясь искусством Своего человеколюбия, чтобы собственным опытом дознать, что для нас возможно и сколько должно с нас взыскивать и нас извинять, если при страданиях принята будет во внимание и немощь. Ибо, ежели и Свет, Который по причине покрова (плоти), и во тьме светит ( Ин. 1,5 ), то есть в сей жизни гоним был другою тьмою (разумею лукавого и искусителя), то кольми паче потерпит сие, по своим немощам, тьма (человек). И что удивительного, ежели мы (чего Свет совершенно избежал) бываем несколько настигаемы? По правому о сем рассуждению для Него более значит быть гонимым, нежели для нас быть настигнутыми. Присовокуплю к сказанному еще одно место, которое… очевидно ведет к той же мысли: в нем же бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи ( Евр. 2, 18 ) (10,83).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Святый Божий, грядущий освятить человеков, вместе с ищущими очищения грешниками преклоняется под руку человека и приемлет крещение. Воистину крещение, слушатели, то есть погружение не столько в водах, сколько в обилии Креста! Испытующий сердца и утробы Сам поставляется в искушении. Хлеб небесный предается земной алчбе. Тот, пред Которым должно преклоняться всякое колено небесных, земных и преисподних [Флп.2:10], допускает князя преисподних требовать от Себя поклонения (Мф.4:9). Ходатай Бога и человеков открывает Себя человекам, но Его или не узнают, или не хотят узнавать. Его учение почитают богохульным (см.: Мф.9:3), Его дела - беззаконными (см.: Ин.9:16), Его чудеса - Вельзевуловыми (см.: Мф.12:24). Если Он чудотворит и благотворит в субботу, Его называют нарушителем субботы. Если обращает заблудших и приемлет кающихся, Его порицают другом грешников (см.: Мф.11:19). Там ищут уловить Его словом (см.: Мф.22:15); здесь ведут Его на верх горы, дабы низринуть (см.: Лк.4:29); инде вземлют на Него камение (см.: Ин.8:59) - нигде не дают Ему главы подклонити (см.: Мф.8:20). Он воскрешает умершего - завистники совещаваются умертвить Его Самого (см.: Ин.11:43,44,46,53). Народ во вратах Иерусалима приветствует Его Царем - все земные власти восстают, дабы осудить Его, как преступника. В избранном сонме Своих другов Он видит неблагодарного предателя и первое орудие смерти Своей. Лучшие из них служат Ему соблазном, помышляя человеческое в то время, когда Он идет на дело Божие (см.: Мф.16:23). Почиешь ли Ты, Божественный Крестоносец, хотя на едино мгновение от ига, непрестанно возрастающего на раменах Твоих? Почиешь ли, если не для обновления Твоих сил к новым подвигам, по крайней мере из снисхождения к немощи Твоих последователей? Так, приближаясь к Голгофе, Ты почиешь на Фаворе. Гряди на сию гору славы, да просветится лице Твое светом небесным, да убелятся ризы Твои, да приидут закон и Пророки признать в Тебе свое исполнение, да услышится глас благословения Отчего! Но не примечаете ли вы, слушатели, как крест последует за Иисусом на самый Фавор и слово крестное не разлучается от слова прославления? О чем там, среди толикой славы, беседуют с Иисусом Моисей и Илия? Они беседуют о Его Кресте и смерти: Глаголаста же исход Его (Лк.9:31).

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Наиболее важные в этом отношении памятники - евр. и арам. тексты из Кумрана, Масады, Вади-Мураббаата и Нахаль-Хевера, а также монеты и надписи показывают, что в течение 2 первых веков арам., греч. и 2 типа евр. языка (библейский и разговорный, т. н. мишнаитский иврит - см. ст. Еврейский язык ) имели хождение в Палестине. В ряде случаев в Евангелиях сохраняются евр. или арам. слова в греч. транслитерации, напр.: евр. σανν (Мк 11. 9, 10; Мф 21. 9; Ин 12. 13) или арам. ταλιθα κουμ(ι) (Мк 5. 41), εφφαθα (Мк 7. 34), αββα (Мк 14. 36), ελωι ελωι (или евр. ηλι ηλι) λι(ε)μα σαβαχθανι (Мк 15. 34; Мф 27. 46). Заставка к Евангелию от Марка. IX в. (РНБ. Греч. 53. Л. 131) Заставка к Евангелию от Марка. IX в. (РНБ. Греч. 53. Л. 131) Эти т. н. лексические семитизмы, к-рые в Е. обычно сопровождаются переводом на греч. язык, красноречиво свидетельствуют о том, что разговорным языком общения, языком проповеди, поучений Иисуса Христа и апостолов был арамейский и/или еврейский. Ученые едины во мнении, что Иисус Христос говорил по-семитски. Но какой именно язык был в ходу, остается до сих пор нерешенным. До сер. XX в. большинство ученых склонялись к арамейскому, решающим аргументом, как правило, служило следующее положение: поскольку Иисус Христос и Его ученики происходили из Галилеи, то их родным языком и, следов., языком их общения должен быть галилейский диалект арам. языка. В соответствии с этим появился целый ряд работ, где были предприняты попытки перевести евангельские высказывания на галилейский диалект арам. языка ( Black. 1967; Burney. 1922), при этом делалось одно методологически неоправданное допущение: предполагалось, что язык письменных Евангелий совпадает с языком устного общения. Находки рукописей Иудейской пустыни, подавляющее большинство которых составлено по-еврейски и лишь незначительная часть по-арамейски, а также изучение лит. форм вновь открытых памятников заставили с большим вниманием отнестись к евр. языку, не только как к возможному оригинальному языку Евангелия от Матфея, но и как к языку общественной проповеди ( Карминьяк. 2005). В результате доминирующее значение приобрел внутренний подход, т. е. свидетельство самого новозаветного текста с учетом коммуникативной ситуации его создания и первоначального функционирования в раннехрист. общине.

http://pravenc.ru/text/347622.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010