Ибо, как человек, и сама Она поддерживалась семью этими человеческими столпами, то есть – этим временем, круговращаемым и образовываемым посредством седмицы, – что мы уже сказали и о дольней жизни и о теле Премудрости. А как Матерь Божия есть и вместилище и дом сверхестественный, то и она всецело отличена и утверждена всеми дарами Духа. Ибо сначала сошла на нее благодать Духа частично, по гласу ангела, как говорит: Дух святый найдет на тебя ( Лк. 1:35 ); а после и вся полнота Божества возобитала телесно ( Кол. 11:9 ), чрез необыкновенное вселение в нее и воплощение единородного Сына Божия. Итак справедливо, действительно и истинно всесвятая Дева Богородица и была и названа домом Премудрости, храмом святым, вместилищем Божества, и другими богоприличными наименованиями укрепленная семью оными столпами Духа, как истинно и в собственном смысле Матерь ипостасной и живой Премудрости Бога Отца. 12. Заколола свои жертвы и растворила в чаше свое вино и приготовила у себя трапезу. " Заколола свои жертвы«; указывает здесь на добровольность пролития крови и живоносной смерти Христа. В жертву, говорит, и на заколение, и на смерть отдал Сам Себя, то есть Свою плоть, за жизнь мipa ( Ин. 6:51 ). Ибо сам Он и – дом свой и жертва, жертвоприноситель и, как Бог, приемлющий жертву. Власть имею, говорит, отдать душу Мою, и власть имею опять принять ее. Никто не отнимает ее от Меня, но Я сам отдаю ее ( Ин. 10:18 ). И к Иуде говорит: что делаешь, делай скорее ( Ин. 13:27 ), намекая, конечно, на предательство и крест; а к пришедшим немного спустя схватить его, которых видением только и словом властно заставил отступить и пасть на землю, сказал: если Меня ищете, оставьте этих, пусть идут? ( Ин. 18:8 ), сам Себя добровольно отдавая убоявшимся и повергшимся долу. И ученику, употребившему нож против напавших, запрещает, отказавшись от легионов ангелов ( Мф. 26:51–53 ) и исцеливши пораженного в ухо ( Лк. 22:51 ). И будучи повешен на кресте, говорит: Отче, в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух ( Лк. 23:46 ), по Своей власти, как уже сказано, отдавая душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

На фоне столь частых отсылок к Царству Божию в поучениях Иисуса, зафиксированных в синоптических Евангелиях, столь редкое употребление этого выражения в поучениях, вошедших в Евангелие от Иоанна, может вызвать недоумение. Однако в этом Евангелии 17 раз встречается словосочетание «жизнь вечная» и 19 раз термин «жизнь» в значении «жизнь вечная»: это намного чаще, чем во всех трех синоптических Евангелиях вместе взятых (где слово «жизнь» встречается в общей сложности 16 раз, из них лишь в 14 случаях обозначая жизнь вечную). Иисус употреблял выражения «Царство Божие», «Царство Небесное», «жизнь вечная» и просто «жизнь» в качестве синонимов. Например, выражение «войти в жизнь» ( Мк.9:43, 45 ) синонимично выражению «войти в Царствие Божие» ( Мк.9:47 ); «наследовать жизнь вечную» ( Мк.10:17 ) – то же самое, что «войти в Царство Божие» ( Мк.10:23–25 ); «наследовать Царство» ( Мф.25:34 ) – то же, что «пойти в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ). Словосочетание «жизнь вечная» дважды встречается в продолжение рассматриваемой беседы: Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:9–16 ). Вопрос Никодима – как это может быть? – последнее, что мы слышим от него перед тем, как он окончательно умолкает. Далее диалог превращается в монолог Иисуса 153 . Никодим же появится в четвертом Евангелии еще два раза – в рассказе об обсуждении первосвященниками и фарисеями деяний Иисуса ( Ин.7:50–53 ) и в рассказе о погребении Иисуса ( Ин.19:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Лк.24:46 . и речé им, яко тáко писано éсть, и тáко подобáше пострадáти Христý и воскрéснути от мéртвых в трéтий дéнь, Лк.24:47 . и проповедатися во имя егó покаянию и отпущéнию грехóв во всех языцех, начéнше от Иерусалима: Лк.24:48 . вы же естé свидетелие сим: (И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему.) Тако писано есть (так написано). Господь повторяет, что все, что совершилось и что еще имеет совершиться с Ним, все это написано в Свящ. книгах ветхого завета, а потому есть непреложная истина Подобаше (надлежало) пострадати Христу и пр. Иисус Христос не раз говорил Апостолам, что Он будет убит и в третий день воскреснет (18:33 и в др. мест.), потому что, как Спаситель мира, Своими страданиями имел искупить род человеческий от грехов и вечной погибели за грехи ( Ис.53:5 ; Ин.3:14, 17 ), и затем, как Бог и в доказательство того, что Его страдания и смерть спасительны, воскреснуть ( Ин.2:1 ; Мф.12:40 ). Проповедатися (быть проповедану), – чрез избранных учеников Христовых, названных по делу послания на проповедь Апостолами, с греческого, посланниками. Господь предварительно посылал Апостолов проповедывать о Своем явлении в мир, и затем, по воскресении, торжественно дал им повеление идти в мир и учить все народы ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ). Во имя Его, Христа, – т. е. на основании совершенного Им дела искупления. Покаянию. Покайтесь, т. е. сознайтесь, что вы своими грехами оскорбляете Бога и губите свои души, с сокрушением сердца раскайтесь во грехах и перемените жизнь, исправьтесь, учил Иоанн Предтеча Христов, приготовляя своих слушателей к принятию Спасителя ( Мф.3:2 ). Покайтесь, этим словом начал Свою проповедь и Сам Христос Спаситель (4:17). Покаяние, это – необходимое условие для вступления в новоустроенное царство Христово на земле. Отпущению (прощению) грехов – по силе крестных страданий Господа, за искреннее раскаяние. Во всех языцех (народах): потому что Господь есть Спаситель всего мира, всех людей ( Мф.28:19, 20 ; Мк.16:15 и дал.). Наченше (начиная) от Иерусалима. Так как в Иерусалиме Господь совершил дело искупления рода человеческого, то отсюда должна начаться и проповедь о спасении. ( Ин.4:22 ). Вы же свидетели (есте свидетелие) сему, т. е. Апостолы были свидетелями всего дела искупления мира Господом, свидетелями всей Его жизни, учения, страданий, смерти и воскресения. Господь для того и сделал их свидетелями всей Своей жизни, чтобы все, слышащие от них повествование о сем, могли и должны скорее верить их проповеди об Искупителе и искуплении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Наступившая темнота и страшное землетрясение напугали иудеев и они бежали с Голгофы. Многие били себя в грудь. «Воистину Он был Сын Божий», — говорили они (Мф.27:54). Пользуясь темнотой, Пречистая, Иоанн Богослов и жены- мироносицы приблизились к распятому Господу. Опять отверзлись уста Спасителя. Свершился величайший акт Божественной любви к роду человеческому. Иисус, взглянув на Матерь и указывая на Иоанна Богослова, произнес «…се, сын Твой» (Ин.19:26). Апостолы бежали и единственным представителем Вселенской Церкви в тот момент был только Иоанн. Обернувшись к любимому ученику, Иисус сказал ему, а через него и всем нам: «…се, Матерь твоя!» (Ин.19:27). С того момента Господь усыновил всех нас Своей Пречистой Матери. Только один раз за время Крестных пыток Иисус изрек слово о тяжести Своего состояния. «Жажду», — простонал умирающий Спаситель… Муки Страдальца достигли своего апогея. И, подняв Пречистую Главу, Христос обратился с молитвой к Отцу «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Эти слова были сказаны вслух, дабы мы знали, что Божественная Сила не поддерживала Иисуса в перенесении страшных физических мук. Святитель Кирилл Карфагенский говорит, что «Отец оставил Сына, чтобы помиловать нас». Последнее, но самое главное слово вырвалось из уст Спасителя: «Совершилось» (Ин.19:30). Совершилось предначертанное в Предвечном Божественном Совете дело искупления рода человеческого от грехов, добровольно навлеченных нами на себя проклятий и смерти в аду. «…Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…», — говорит Писание, — «…наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:4-5). Сегодня мы говорим о Крестных Страданиях Господа. Вчера за Всенощным бдением Крест выносился на середину Церкви. Прошла половина Поста и Церковь предлагает нам взглянуть на страдания Господа, понесенные за нас, чтобы вдохновить нас на дальнейший пост и труды ради нашего собственного спасения. Поздравляю вас, друзья, с Крестопоклонной неделей. Призываю всем Божие благословение и Покров Царицы Небесной.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Не было бы Распятия – не было бы торжественного ухода на Небеса, в Царство Бога Отца. 2 Но кроме этого, основного богословского вектора в понимании значения Крестной Смерти, Евангелист Иоанн понимает Страдания и Смерть Христа как Жертву Агнца (такое именование Христа встречается только в Евангелии от Иоанна). В каком смысле об Иисусе как об Агнце дважды высказывается в нем Иоанн Креститель: Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин. 1, 29, 36 )? Может быть, здесь имеется в виду пророчество Исаии о Страдающем Рабе Господнем? Там Страдалец назван смиренным и безгласным агнцем: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ( Ис. 53, 7 ). Очень может быть! Но возможно, что, учитывая пророчество Исаии, Иоанн имел в виду и еще нечто другое. То, о чем речь пойдет в следующем, третьем, пункте. 3 При внимательном чтении Евангелия от Иоанна становится очевидно, что Иоанн связывает Смерть Иисуса с иудейской Пасхой. Иоанн все время подчеркивает эти параллели: Распятие совпадает по времени с пасхальным жертвоприношением – Тогда была пятница перед Пасхою ( Ин. 19, 14 ); Распятому предлагается уксус и иссоп, что является параллелью к рассказу о установлении ветхозаветной Пасхи (см. Исх. 12, 22 ); кровь, истекшая из пронзенного бока Иисуса, тоже намекает на установление Пасхи (см. Исх. 12, 23 ); воины не перебили Иисусу голени – да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится ( Ин. 19, 36 ), что тоже имеет отношение не к чему иному, как к пасхальному агнцу: см. Исх. 12, 46 ; Числ. 9, 12 . Таким образом, несомненно, что Иисус для Ап. Иоанна – не только агнец из Исаии, но и иудейский пасхальный агнец. А что это был за агнец? Каков его смысл? Пасхальный агнец – это агнец, которого приносили в жертву в иудейских пасхальных торжествах и который напоминал о истории, произошедшей во время установления ветхозаветной Пасхи. Освежу в вашей памяти эту замечательную историю:

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В чём причина всех этих потрясений и переворотов? Причина их в том, что совершилось небывалое, противоестественное. Смерть принял Богочеловек, будучи ни по Божеству, ни по человечеству не причастным к смерти. По Божеству как Бог, по человечеству, как невинный и безгрешный. Христос мог избежать смерти, как не раз избегал её раньше ( Мф. 21:46 ). Но ведь Он пришёл на землю, чтобы отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ), чтобы вознесену быть на крест, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:14, 16 ). Не предав себя смерти, Он не мог бы нас избавить от смерти, не мог бы уничтожить, омертвить наши грехи и самую смерть, как неизбежное следствие этих грехов. Сказав нам, что нет больше той любви, как кто душу свою положит за други своя ( Ин. 15:13 ), Он и на деле положил за нас Свою душу и тем проявил неизреченную Божественную любовь к нам. Эта-то Любовь оказалась сильнее её (смерти), столь доселе всесильной и как будто непобедимой. Исполнилось проречённое: Смерть! Где твое жало! Ад ! Где твоя победа? ( Ос. 13:14 ; 1Кор. 15:55 ). Ибо «во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог», Христос телом был во гробе, но душой в это же время, яко Бог совершая дело, любви и победы в самом таинственном и страшном месте в аду, оживив там умерших и им проповедав ( 1Пет. 3:18–19 ). В недрах самой смерти, т. е. в мертвенном теле Христа пребывал Источник жизни, Который делал это тело «живоносным», не причастным тлению (разложению). О пребывании тела Христова во гробе так говорится в чине «Непорочных» и в Пасхальном каноне: «Мертвость Твою нетленную Христе, Мати Твоя зрящи» (из второй статьи). «Тело живоносное Иосиф погребает с Никодимом» 52 О «теле живоносном и погребённом» поётся в пасхальном каноне (икосе). В тех же церковно-богослужебных источниках смерть Христа называется сном, т. е. временным, скоропреходящим явлением. «Уснул еси Христе естественно животным сном» 53 . «Уснул мало, и оживил еси умершие» 54 . «Плотию уснув яко мертв, Царю и Господи», – вещает пасхальный канон 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В следующем, третьем, стихе Возлюбленный Отрок называется Рабом Иеговы потому, что, исполняя всесвятую волю Владыки Отца, и Своей личностью и Своей деятельностью служит одной высочайшей цели – бесконечному прославлению бесконечного Господа. В силу этого Иегова говорит Своему Рабу: в Тебе Я прославлюсь». Называя Отрока Своим Рабом, Всевышний именует Его еще Израилем, самым почетным наименованием, и непосредственно прибавляет: в Тебе Я прославлюсь“. Ясно, что быть идеальнейшим Израилем значит служить высочайшему делу прославления Иеговы. В сознании новозаветного христианина выражение воспроизводит известные слова Сына Божия: прииде час, да прославится Сын человеческий» ( Ин. 12:23 ), или же другие: Отче, прииде час, прослави Сына Твоею, да и Сын Твой прославит Тя» ( Ин. 17:1 ). В четвертом стихе 152 первая половина: Аз же рекох: вотще трудихся – представляет поразительное сходство с начальными словами 21 псалма: Боже мой, Боже мой, Вскую оставил мя ecu» и восклицанием висящего на кресте Мессии-Христа: Или, или, лима савахвани? еже есть, Боже мой, Боже мой, Вскую мя ecu оставил?» ( Мф. 27:46 ). В процессе логической последовательности мыслей настоящие слова образуют как бы переходную ступень по отношению к дальнейшему стиху, где говорится о призвании ко спасению только лучшей части еврейского народа и всего языческого мира. Прямым ответом на неизбежный вопрос о судьбе остальной, притом большей, части избранного народа и служит выражение: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою“. Отсюда с несомненностью вытекает заключение, что поприщем бесплодной деятельности Раба, с точки зрения пророческого откровения, являлась жестоковыйная и вероломная часть израильского народа. Прекрасным подтверждением этой мысли могут служить: 6 стих данной главы, где, читаем: ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля», первые три стиха 53-й главы: Господи кто поверил слышанному от нас?.. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» ..., 3-й стих 3 главы пр. Малахии: И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия, и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде“ ( Мал. 3:3 ). Все приведенные цитации определенно свидетельствуют, что мысль об отвержении Мессии евреями была далеко не чужда ветхозаветному откровению 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010