На такое значение пророчества в 11:1 указывает прежде всего контекст речи. «Отрасль из усеченного корня Иессеева» представляет очевидную противоположность «высоко поднявшимся» и однако «отсеченными» ветвям «леса», или тщеславного царя Ассирийского (кон. 10-ой гл.); в этой отрасли нет никакого видимого величия, напротив, видимое уничижение. Действительный смысл названия – «отрасль» открывается из главы 14-ой, близкой по времени написания к 11-ой. Там в ст. 18–19 говорится о царе Вавилонском: «все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная () отрасль» – . Затем о «Рабе Господа» в 53-ей главе ( – не без отношения как будет после сказано, к пророчеству о царе Вавилонском – ) говорится: «Он взошел пред Ним, как отпрыск и как корень из сухой земли», что далее изъясняется словами: «он был презрен» [, а в паралл. месте в 49:7: , т. е. «презираемому всеми, (презренному или) отверженному народом – Рабу Господа», – употреблен тот же глагол, как и в 14:19]. Евангелист Матфей, написавший первоначально свое евангелие на еврейском языке, видит в поселении Господа Иисуса «в городе называемом Назарет» (евр. название его , см. в Christoiogie v. Hengstenberg) исполнение «сказанного пророками, что Он наречется Назореем» ( Мф.2:23 ). По всей вероятности, ев. Матфей имел в виду прежде всего слова Исаии 11:1: «и произойдет отрасль из корня Иессеева». Это не означает непременно того, что пр. Исаия имел в виду назвать сам город Назарет ; но в поселении Господа в Назарете, о котором говорили: «от Назарета может ли быть что доброе?» ( Ин.1:46 ; ср. надпись на кресте: «Иисус Назорей, царь Иудейский», которою хотели выразить презрение к Распятому на кресте) исполнилось сказанное Исаией и другими пророками (почему святой Матфей и говорит: «сказанное пророками») о видимом уничижении Христа Спасителя вообще, – притом так однако, что самое имя города, в котором Господь поселился ( – Назарет) наглядно свидетельствовало об исполнении сказанного пророком Исаией о Мессии: «и произойдет отрасль из корня Иессеева». – Пророк Михей, современник Исаии, видел в пророчестве Исаии 11:1 речь об унижении Мессии и незнатности Его происхождения: «и ты Вифлеем – Ефрафа (откуда происходил Иессей, отец Давида, и сам Давид, когда был еще пастырем овец; Вифлеем – Ефрафа служит объяснением к словам Исаии: «произойдет отрасль из корня Иессеева»), мал ли ты между тысячами Иудиными? – из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле» ( Мих.5:2 ). Следовательно, и понятие Раба Господня, униженного и страдающего нельзя считать несоответствующим времени пр. Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:53–56 ). Казалось бы, кто верует во Христа и верит Его словам, тот не может не иметь постоянной жажды приобщения Тела и Крови Христовых, которыми освещается и оживотворяется наша душа и наше тело. Но мы так далеко внутренно отстоим от Христа, что не чувствуем живо этой потребности постоянного причащения. Первые христиане не могли прожить без приобщения и одной недели. Они «каждый день единодушно пребывали во храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян. 2:46 ). Я напоминаю о примере древних христиан не потому, чтобы считал очень легким восстановление в нашей церковной жизни этой древней практики, хотя у нас в России и были попытки ее восстановления. Частое причащение Св. Таин легко может послужить не во спасение, а во осуждение, когда оно превращается в дело привычное, заурядное, когда оно совершается без необходимого благоговения, без страха и радости, когда оно перестает быть из ряду вон выходящим праздником души. Именно это обстоятельство, может быть, и удерживает многих от частого причащения  Св. Таин. Причащение Св. Таин Христовых не может быть согласуемо с общим уровнем духовной жизни христианина. Не напрасно же мы, собираясь причащаться, на целую неделю отрешаемся от обычного суетного провождения времени, начинаем ежедневно посещать Церковь , читаем книги духовного содержания, постимся, примиряемся друг с другом. Очевидно, мы считаем, что такой именно образ жизни необходим для того, кто хочет причащаться Тела и Крови Христовых. Обычная же наша жизнь настолько суетна, настолько переполнена житейскою сутолокою, всякими дрязгами и неприятностями, пустыми развлечениями, что, не освободившись от всего этого, естественно нам кажется кощунственным подойти в таком духовном состоянии к Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Болезнь проказы – одна из самых жутких и неисцелимых. Это процесс медленного гниения, умирания еще живого человека. Но распад естества вмиг прекратился от прикосновения Христа – Источника жизни. Значит, болезни – не дамоклов меч и не кара свыше. Сам Господь хочет нашего исцеления («...хочу, очистись...»). И не только хочет, но и может подать и подает его («...и он тотчас очистился...»). Поэтому «куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись» ( Мк. 6:56 ). Человечество, увидев обилие чудес Христа, пришло в недоумение: Он превзошел по силе действия всех врачей и достижения медицины всей истории мира, да еще при этом исцелял даром. Требовалось ли для таких исцелений что-то со стороны самого человека? Да, ведь недостаточно просто иметь лекарство, важно правильно принять его. Упомянутый прокаженный произнес удивительные слова: «если хочешь». Он упразднил в себе действие эгоистической воли, предал себя полностью в руки Божии. Спаситель, видя его смирение пред Богом, а значит, желание освободиться от грехов, уврачевал его душу и тело. Только те, которые прикасались к Нему, исцелялись, сила Христова целительна всегда и везде, но человеку важно открыть себя этой силе, приблизиться ко Христу. У одного царедворца сильно заболел сын и уже находился при смерти. Этот царедворец разыскал Спасителя и обратился к Нему со словами: «Господи! приди, пока не умер сын мой». Однако Спаситель сразу сказал: «Пойди, сын твой здоров». Евангелист Иоанн, один из ближайших спутников Христа, при этом замечает: «Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров». Оказалось, что находившийся при смерти юноша выздоровел в момент произнесения Господом целительных слов ( Ин. 4:46–53 ). Богочеловек исцелял совершенно просто, без малейшего усилия, эмоционально-волевого напряжения, магических действий или заклинаний. Последнее используют личности, неспособные в действительности лечить, таковые ищут экстрасенсорного состояния для воздействия на других – а у больных, при временном облегчении тела, покрывается ранами душа. Христос же исцеляет на самом деле, избавляет от болезней одним словом, одним Своим желанием, потому что Он – Бог во плоти и, значит, не может не исцелять. Господь Иисус Христос – единственный, Кто исцеляет Самим Собой, Своей Собственной силой, благодатью. Потому что Он Сам – Источник истинной жизни и подлинного здоровья души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Иисус Христос часто бывал в храме, а перед страданиями – каждый день ( Мф.26:55 ; Лк.22:53 ); жертвовал на благоукрашение храма и ученикам повелел делать то же ( Мф.17:27 ); похвалил вдову, пожертвовавшую последние две лепты, причем сказал, что ее жертва на храм есть «дар Богу» ( Лк.21:4 ). Он признал за храмом (рукотворенным) высокое достоинство и святость, назвав его «Домом Отца», – «домом Своим», и ревностным охранением его от осквернения, засвидетельствовал его чистоту и священное значение ( Ин.2:15–17 ; Мф.21:12–13 ; Мк.11:11, 15–17 ; Лк.19:45–46 ). Он учил, что храм есть место особого благодатного присутствия Божия ( Мф.23:21 ). Так как жертвы, для принесения которых предназначен был храм ветхозаветный, подлежали упразднению, то Господь, хотя и говорил ( Мф.24:2 ) о разрушении его (как ветхозаветного учреждения), но предуказал, что у христиан будут свои храмы: «не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» ( Мк.11:17 ). Следовательно, Он утвердил святость и ревновал о высоком значении не одного только ветхозаветного храма, но и храмов новозаветных, которые будут не для одного народа (подобно храму иерусалимскому – для евреев), а для всех народов, вступивших в Церковь Христову, «домами молитвы» и местами принесения бескровной евхаристической жертвы («чистой жертвы» – Мал.1:11 ): «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Эта заповедь Спасителя имела обязательную силу не для одних современников Его, а и для всех последующих времен. «Господь», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «каждому слову придает особенную выразительность, устрашая и побуждая приносящего. В самом деле, сказал Он не только: «оставь дар твой», – но присовокупил: «пред жертвенником», чтобы напоминанием о священном месте привести его в страх; сказал не только: «пойди», – но присовокупил: «прежде примирись... и тогда приди и принеси дар твой». Этим Он показывает, что трапеза Господня не допускает к себе враждующих друг против друга. Да слышат это посвященные в таинства, но со враждою приступающие к алтарю; да слышат и непосвященные, потому что и к ним относится это слово». 313 Самим делом Господь засвидетельствовал Свое учение о христианских храмах, как местах совершения бескровной жертвы, важнейшего священнодействия христианского богослужения. Для установления и совершения таинства причащения Он избрал «горницу большую, устланную » ( Мк.14:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Той порой ученики Спасителя возвратились из города и предложили Ему есть. Спаситель отказался и сказал им: «у Меня есть пища, которой вы не знаете»; но чтоб ученики не думали, будто кто-нибудь принес Ему пищи, прибавил: «Моя пища есть – творить волю пославшего Меня и совершить дело Его». В это время из города показались толпы жителей, шедших послушать учение Спасителя. Иисус Христос радовался готовности этих людей слушать слово Божие и хотел, чтобы и ученики порадовались вместе с Ним. Он указал им на засеянные поля и прибавил, что еще четыре месяца до жатвы, которая даст людям хлеб, по среди этих полей идут люди, сердца которых уже готовы усвоить семена Божественного учения и принести плоды добродетельной жизни. Нивы человеческих сердец много драгоценнее обыкновенных нив. Сеять в душах людей правила богоугодной жизни – это пища Спасителя, и Он делает это, потому что в этом воля Отца Его небесного. Далее Иисус Христос прибавил, что Он сеет, а жать плоды Его трудов будут ученики. Ученики Спасителя увидят исправление жизни людей по слову их Учителя; но «Сеющий и жнущий будут вместе радоваться». Многие самаряне, по слову женщины, уверовали в Иисуса Христа, пришли к Нему и просили побыть у них. Иисус Христос пробыл у них два дня, и в это время многие жители, слушая учение Спасителя, уверовали в Него, как в Мессию, и говорили: «Мы сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». 20. Заочное исцеление сына Капернаумского царедворца ( Ин.4:46–53 ) Из Самарии Иисус Христос пошел в Галилею и остановился в городе Кане. Жители этого города видели многие чудеса Его, совершенные Им в Иерусалиме во время праздника Пасхи, и приняли Его с радостью. В это время в Капернауме у одного царедворца заболел опасно сын. Царедворец услышал о прибытии Иисуса Христа в Кану и, зная Его, как великого чудотворца, пришел к Нему в Кану и просил Его прийти исцелить умиравшего сына. Иисус Христос сказал ему: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Господь знал, что если царедворец и верует в Него, как в Мессию, вера его зависит от чудес, совершенных Иисусом Христом. Он вспомнил, как в Самарии веровали в Него по одному слову Его; в Иудее же люди ожидали от Него чудес и знамений. Но царедворец, как бы желая показать веру в могущество И. Христа, еще настойчивее стал просить Его: «Господи, приди, пока не умер сын мой!» Господь, сжалившись над ним, сказал: «Пойди, сын твой здоров». Царедворец поверил слову Иисуса Христа и отправился домой. Назавтра его встретили слуги с радостною вестью о выздоровлении сына. «В котором часу ему стало лучше?» спросил обрадованный отец. «Вчера в седьмом часу горячка оставила его», отвечали ему слуги. Это был час, когда Спаситель сказал ему: «Сын твой здоров». С этих пор царедворец и весь дом его уверовали в Спасителя. 21. Проповедь Иисуса Христа в Назарете

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Uthemann 1985 – Anastasii Sinaitae. Sermones duo in constitutionem hominis secundum imaginem Dei, necnon Opuscula adversus monotheletas/Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout – Leuven, 1985 (CCSG 12). Abstract Saint Anastasius of Sinai. Chapters against monothelites: 1–2 chapters/Translation from Ancient Greek, introductory article and notes by hegumen Adrian (Pashin) For the first time ever the work of St. Anastasius of Sinaís “Chapters against the Monothelites” (two chapters out of six) are translated into Russian. In the first chapter, St. Anastasius reveals his doctrine of the three states of the human will: natural, unnatural and supernatural. In the second one, he analyzes and refutes some of the provisions of the monophelite doctrine. The next four chapters of the “Chapters against Monothelites” and the “Florilegia against Monothelites” that adjoin them will be published in the following issues of the Theological herald. 46 Скорее всего, под этим «внешним» прп. Анастасий подразумевает несторианина Марона Эдесского. В «Путеводителе» (Anastasius Sinaita. Viae dux 13, 10, 105–106) Синаит приводит его слова: «Разве есть место, неразумные, где не присутствует неограниченное Божество? Ведь, наполняя небо и землю и везде присутствуя, непременно Оно было и во гробе Иисуса, как и во всем творении». 53 Ср.: Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего ( Ин.2:19–21 ). 58 Так мы перевели на русский язык смысл употребленной прп. Анастасием игры слов: πορον (=πορα) – апория, трудность, недоумение, ψυχρν – холодный, призрачный, πειρον – неученое, беспредельное. 64 Аналогичная с началом второй части этой главы игра слов: πορα – апория, трудность, недоумение, πειρα – неопытность, незнание Читать далее Источник: Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 1-2 главы (Пер. с древнегреч. Вступ. сл. и прим. игумена Адриан (Пашин))//Богословский вестник. 2017. Вып. 1-2. 24-25. С. 573-591.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И посмотри, с какой точностью выразил Он то и другое, – и дерзость иудеев, и собственную Свою силу. Но, однако, они не поняли говоримого. И вовсе не удивительно, что не поняли иудеи, когда даже ученики Его, как говорит Писание, не поняли, пока Он не воскрес из мертвых; а тогда «поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» ( Ин.2:22 ). Итак, в чем состоит вторая причина, по которой Ветхий Завет труднее Нового? Ветхий Завет, который мы имеем, написан не на нашем природном наречии: он написан на одном языке, а мы читаем его на другом; вначале он был написан на языке еврейском, а мы приняли его на языке греческом. Но когда с одного языка переводят на другой, тогда встречают много трудностей. Сведущие во многих языках хорошо знают, до какой степени не возможно передавать со всей ясностью речь природного своего языка при переводе на другой язык. Это и было причиной трудности Ветхого Завета. Еще за триста лет до пришествия Христова, при египетском царе Птоломее, Ветхий Завет был переведен на греческий язык; и это было весьма полезно и необходимо. Пока он относился к одному народу еврейскому, дотоле оставался на еврейском языке, потому что никто другой не стал бы тогда внимать ему, так как остальная часть рода человеческого находилась в крайней грубости. Когда же должен был явиться Христос и призвать к Себе всю вселенную не только через апостолов, но и через пророков, – ведь и они руководят нас к вере и познанию Христа, – тогда наконец пророчества, как бы некоторые входы и пути, прежде загражденные неясностью языка, Бог сделал открытыми со всех сторон посредством перевода, чтобы все, стекаясь отовсюду из среды язычников и с великим удобством проходя этими путями, могли по ним прийти к Царю пророков и поклониться Единородному Сыну Божию. Потому еще до времени пришествия Христова все они были переведены; если бы они оставались только на еврейском наречии, а между тем Давид говорил бы: «Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и концы земли во владение Твое» ( Пс.2:8 ), то как мог бы узнать говоримое сириянин, или галатиец, или македонянин, или афинянин, при неясности Писания? Также, – когда Исаия взывал: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ); и еще: «к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава» ( Ис.11:10 ); и еще: «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» ( Ис.11:9 ). Также, – когда Давид опять говорил: «Все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радости» ( Пс.46:2 ); и еще: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»( Пс.109:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010