Но если великое мужество нужно было для того, чтобы победить страх и пренебречь опасностью, то не менее нужно было мужества, чтобы победить стыд, хотя и ложный. Представьте на месте казни, между трупами двух разбойников, на позорном древе крестном, висит тело человека, который казнен, как обманщик и возмутитель, этого человека, обесчещенного более всех сынов человеческих ( Ис.53:3 ), погребает с великой честью богатый и знатный человек, снимает с креста, помазывает благовониями, покрывает чистой плащаницей и полагает в своем саду, в новом гробе, который приготовлен был им для себя. Для совершения такого подвига потребно было истинное мужество и самоотвержение. Что же могло подвигнуть Иосифа на такой великий подвиг? Крепкая вера и любовь к Господу. Другие видят в Иисусе Христе обманщика, возмутителя, чародея; Иосиф по-прежнему видит в Нем, даже поруганном и распятом, пророка, обещанного Избавителя. Иосиф видит Господа одиноким, всеми оставленным, дух его возмущается, сердце ноет от жалости, и он забывает и страх и стыд, и спешит снять драгоценное тело с позорного древа, увлечь с места казни и скрыть от наглых взоров, публично почтив Его погребальными почестями в виду всех поруганий. Таков подвиг Иосифа, достойный нашего удивления, ублажения и подражания!“ Пилат отдал (даде) тело Иосифу, «Отдавая Тело Господа друзьям Его, один из духовных писателей, Пилат снисхождением к Мертвецу как бы вознаграждал несправедливость, оказанную Ему живому“. Мк.15:46 . Он, купив плащаницу, и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был в скале; и привалил камень к двери гроба. Обвит (обвил) плащаницею, т.е. обвернул чистым полотном. Еванг. Иоанн. еще подробнее говорит о погребении Христовом. Так он пишет: Иосиф, снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, чтобы послушать Его учение, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Взяли они тело Иисуса, и обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали Иудеи ( Ин.19:39–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

То, что мы видим, определяется нашими предпочтениями, как и в примере с Академией наук. Чтобы понять, что собой представляет это сообщество, я сначала должен поверить в то, что наука существует, наука – важное и достойное дело, и смысл существования академии именно в науке. Иначе всё, что до меня будет доноситься, – это сообщения о скандалах в научной среде и дележке собственности. Иногда, впрочем, то, что мы видим, определяется чужими предпочтениями – мы поглощаем информацию, отобранную и проинтерпретированную для нас другими. Если я живо интересуюсь наукой, я буду знать нечто другое – ученых мужей, которые находятся на переднем крае исследований и щедро делятся своими знаниями с увлеченной аудиторией. Мне будет знакомо удовольствие обретения новых знаний, сотрудничество и взаимопомощь людей, преданных общему делу, все те радости интеллектуального поиска, которые побуждают людей избирать эту профессию. Я, естественно, буду стремиться присоединиться к этим людям и научиться у них. Если исхожу из того, что Бог реален, и Он ищет общения с людьми, я буду искать в Церкви именно Его. Кто есть Бог , что я могу о Нем знать, как я могу войти в общение с Ним, как мне обрести ту жизнь вечную и блаженную, которую Он дает. В Евангелии есть притчи о жемчужине и о скрытом сокровище: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф.13:44–46 ). Открытие, что есть Бог , источник всякого добра, красоты и истины, создавший нас для вечной радости, полностью переориентирует нашу жизнь и создает в ней совершенно другие интересы. Мы убеждаемся, что Евангелие истинно, Христос воскрес и жив сейчас, и мы можем полагаться на Его слово. И это слово прямо связано с тем главным, что совершается в Церкви. Христос говорит в Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:53,54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Они пошли и сообщили членам синедриона о том, что совершил Иисус. Что же, уверовали члены верховного судилища? Нет. Они положили убить Чудотворца, Господа Иисуса Христа и воскрешенного Им Лазаря, вестника о действительном бытии загробного мира ( Ин.11:46–52, 12:10–11 ). Когда Спаситель испустил дух на кресте, «гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» ( Мф. 27:52–53 ). Что же, вразумились ли враги Спасителя и уверовали в Него? Нет. Они, когда услышали о воскресении Господа Иисуса Христа от очевидцев события, воинов, оберегавших гроб, то научили их солгать, и денег дали, чтобы только самим не веровать. Нет, не спиритам уже поднять действенность веры и улучшить нравы в людях. Что они уронят их, в этом едва ли можно сомневаться. Спиритизм сам порождает неверие, заменяя веру суеверием, охлаждает любовь к Церкви, научает неверию в силу и действенность слова Божия и Святых Таинств. Подрывая же в корне веру в Бога и любовь к Церкви, спиритизм ведет к упадку нравов. Напрасно вызыватели духов ссылаются на то, что вызываемые ими духи свидетельствуют иногда истину. Мы сами этому поверим. Ангел тьмы иногда преобразуется в ангела доброго. Духи злобы и о Спасителе свидетельствовали, что Он есть Сын Божий, а в намерении имели отвлечь от Него людей. Не дивно, если и ныне эти обольстители скажут какую-либо долю истины, чтобы прикрыть обольщение. Когда св. Апостол Павел проповедовал веру Христову в городе Филиппах, одна служанка, одержимая бесом, кричала в след его и спутников: сии человецы раби Бога вышняго суть, иже возвещают нам путь спасения ( Деян.16:17 ). Вот дух лукавый свидетельствовал истину, а Апостол почел за нужное исцелить одержимую бесом. Лжецу и отцу всякой лжи не должно верить и тогда, когда он говорит истину. Да и в самом деле, если истина эта уже известна из Божественного Откровения, то она излишня. Если же она есть новость некоторая, то сомнительно, чтобы была достоверна, а потому и не может быть нами принята.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

А Иоанн после того, как рассказал о разбитых голенях тех, которые были распяты с Господом, и о боке Иисусовом, пронзенном копьем, – о чем рассказал только он один, – в согласии с другими присоединил такое сообщение: «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса» ( Ин. 19:38 ). Здесь нет ничего такого, в чем кто-либо из евангелистов казался противоречащим другим. Но, возможно, кто-нибудь станет спрашивать, каким образом Иоанн не противоречит самому себе, когда вместе с прочими свидетельствует, что Иосиф просил Тела Иисусова, но только он один говорит, что тот был тайным учеником Господа из-за страха перед иудеями. Действительно, почему Иосиф, бывший из страха тайным учеником, осмелился просить Тела Его, чего не осмелился ни один из тех, которые следовали за Господом? Однако каждому должно быть понятно, что он сделал это, полагаясь на свое достоинство, в виду чего он мог смело войти к Пилату; ради оказания последнего долга при совершении погребения он меньше заботился об иудеях, хотя обыкновенно избегал их вражды, слушая учение Господа. Глава XXIII 60 . Матфей продолжает: «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» ( Мф. 27:59–60 ). Марк говорит так: «Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» ( Мк. 15:46 ). Лука же говорит: «И, сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен» ( Лк. 23:53 ). Из этих трех повествований не может возникнуть никакого вопроса о разногласии. А Иоанн упоминает, что погребение Господа было исполнено не одним только Иосифом, но также и Никодимом. Действительно, он говорит так: «Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

2) Воскресение соответствует характеру и утверждениям Иисуса, до этого проанализированным нами. То, что имелась эта предшествовавшая вероятность относительно Его воскресения, становится тем более видным, когда мы представляем себе Его необычайные заявления и Его ни с чем несравнимый характер. Вы можете утверждать, что никогда не видели умершего, который возвратился к жизни. Правильно! Я также ничего подобного не видел. Но, с другой стороны, мы тоже никогда не видели человека, подобного Иисусу. О Нем было сказано: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» ( Ин.7:46 ). Всякий раз, когда я внимательно представляю и оцениваю Его характер, то как-то хочется воскликнуть: «Этому Человеку никак не оставаться в мертвом состоянии!» Сама Его уникальность помогает мне поверить действительности Его воскресения из мертвых. Ясно, что Его предсказания о воскресении произвели сильное впечатление на врагов. Зачем они поставили стражу у гроба, как не для той цели, чтобы не допустить этого события. 3) Осуществление воскресения объясняет ветхозаветные таинственные предсказания, которые мы пересмотрели в предыдущей главе. Оно в особенности объясняет те места в книгах Исайи, Захарии и в Псалтири, которые изображают Мессию, как страдающего за грехи многих, изъязвленного, поражаемого и наказуемого Иеговой. Как же может случиться, что страждущий Раб, отдав Себя в жертву, «узрит потомство долговечное», и что «на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» ( Ис.53:10–11 )? Только посредством воскресения! 4) Весьма сильным косвенным доказательством является пустой гроб. На каком основании нам известно, что гроб опустел? Прежде всего, имеются свидетельства очевидцев ( Мф.26:6 , Мк.16:6 , Лк.24:3 ). Но если бы даже этого у нас не было, то мы все равно имели бы убедительные доказательства опустения гроба. Мы можем тут же использовать принцип последовательности доказательств для того, чтобы показать, что все известные факты не соответствуют теории о не опустевшем гробе. Если тело Христа осталось в гробу, то почему иудеи не взяли и не показали его людям, чтобы после дня Пятидесятницы прекратить проповедование апостолов о воскресении? Как же могли бы они проповедовать о воскресении в Иерусалиме и в его окрестностях, если бы тело все еще лежало в гробу за стенами города? В большинстве религий верующие глубоко уважают останки и могилу своих основателей, но ни в одной из новозаветных книг и ни в каком христианском документе, появившемся после апостолов, не говорится, что христиане ходили поклониться «праху-святыне Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

«Взяли Иисуса и связали Его» ( Ин. 18:12 ). Увы! Ковчег Господень в плену и в неволе! И кто же не скажет с женой Финеесовой: «Отошла слава от Израиля со взятием Ковчега Божия» ( 1Цар. 4:21 )? Отошла слава Израилева, ибо отнят Ковчег Божий. Почему же, Боже Отче, Ты не наказываешь разными болезнями этих разбойников, как некогда иноплеменников, которые только отвезли к себе с честью Ковчег Господень? Почему не караешь их сокрушением как бога Дагона, пред которым только стоял Ковчег Господень (см. 1Цар. 5 гл.); мором как вефсамитян, которые только заглянули в Ковчег Господень (см. 1Цар. 6:13 ); внезапной смертью как Озу, который только прикоснулся к Ковчегу Господню (см. 2Цар. 6:6 )? Они же так дерзновенно к сему мысленному Кивоту прикасаются, что Он даже жаловаться начинает: «Попрал Меня человек, попрали Меня враги Мои» ( Пс. 55:2–3 ). Спрашивал Он некогда: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» ( Лк. 8:46 ). Здесь же кровопийцы так прикасаются к Нему, что уже совсем ослабевает Его сила, ибо Он говорит: «Оставила Меня сила Моя» ( Пс. 37:11 ). Одни за волосы терзают, другие кулаками бьют, иные оружием и палками ударяют. Не только лишают силы телесной, но и к скорой смерти уготовляют Ему дорогу. Сетует Он у Иова: «Ночью ноют кости Мои, жилы же Мои не имеют покоя; нападаешь на Меня без милости, рукою крепкою враждуешь против Меня» ( Иов. 30:17, 21 ). Связала некогда Сампсона Далида и громко закричала ему: «Иноплеменники идут на тебя, Сампсон!» ( Суд. 16:19–20 ), – и распались узы на нем, как будто бы пережег их огонь. Хитрая Далида, злоба иудейская, связала Тебя, Всемогущий Сампсон, Христос Спаситель! Почему же не расторгнешь Ты узы и не свергнешь их иго? Где же Твоя сила, крепкий во бранях Господи? А Ты говоришь им: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» ( Мф. 26:53 ). Вяжут связующего воду облачную, вяжут Того, Кто связанным дает свободу, Кто извел из смертной темницы Лазаря и повелел развязать его. «Тот, у Кого руки невинны», Сам теперь дозволяет связать Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Дав повеление строить храмы, Господь указал и на значение их, как местах особого присутствия Его. Так, когда скиния была устроена, то «покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» ( Исх. 40:34 ); равным образом, когда был построен храм Соломонов и в него был внесен ковчег завета, то «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар. 8:10–11 ). После же освящения храма Господь явился Соломону и сказал: «Я услышал молитву твою... Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар. 9:3 ) Ввиду такого значения храма не только ветхозаветные праведники, но и Сам Христос и Его св. апостолы относились к нему с глубоким почтением и благоговением. Давид, напр., говорил: «одного просил Я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его» ( Пс. 26:4 ); «я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму твоему в страхе Твоем» ( Пс. 5:8 ). Спаситель во время Своей земной жизни часто посещал храм иерусалимский (Мф. 26:55; Лк. 19:47 ), смотрел на него, как на место присутствия Божия, почему говорит: «клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф. 23:21 ), и, видя его осквернение торжниками, изгнал последних, сказав: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мк. 11:17 ; ср. Лк. 19:40 ; Мф. 21:18 ; Ин. 2:16 ). Апостолы после воскресения Христова «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лк. 24:53 ; Деян. 2:46 ); ап. Павел также приходил «в Иерусалим для поклонения» ( Деян. 24:11 ) «и молился в храме» (–22:17). Относясь с уважением к иерусалимскому храму и посещая его, апостолы, а затем и первые христиане собирались для совершения богослужения в особо назначенные и приноровленные для того дома ( Деян. 12:12 и др.), которые назывались церквами ( Деян. 11:26 ) и строго отличались от обыкновенных жилищ, так что, кто позволял в них обыкновенные действия, подвергался обличению ( 1Кор. 11:18,22; 14:34,35 ). Впоследствии христиане стали собираться в катакомбах, где были устроены особые подземные церкви или храмы, сохранившиеся доселе, по образцу которых, между прочим, и начали устраиваться храмы Божии. Эти храмы будут существовать у христиан до конца мира и второго пришествия Христова, так как ап. Павел пишет, что «в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ), антихрист, который явится пред вторым пришествием Христовым и будет убит Господом Иисусом Христом (–ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Из уст Христа Спасителя, умиравшего на Кресте, вырвался именно этот вопль: «Или, Или, лама савахвани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ). Причём Господь всегда говорил на арамейском языке, а эти слова произнёс на древнееврейском – как в псалме. И те, кто был рядом, даже не могли понять, что Он сказал. Думали, зовёт пророка Илию, и собирались посмотреть, придёт ли Илия снять Его с Креста. Здесь мы сталкиваемся с непостижимой тайной. Конечно, Христос хорошо знал псалмы – и часто обращался к ним. Под пение псалмов Он шёл с учениками в Гефсиманию после Тайной Вечери. Воскресший Спаситель являлся апостолам и говорил: «надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» ( Лк.24:44 ). Но ведь двадцать первый псалом появился за тысячу лет до страданий Христа. А его первый стих сразу открывает нам, что самой трудной (невыразимо трудной!) во всём подвиге Спасителя была Богооставленность. Какое же великое прозрение давал Дух Святой пророку Давиду! «Боже, Боже мой, вонми ми (услышь меня), вскую (для чего) оставил мя еси?» – взывал Христос – единородный Сын Божий. А ведь Он имеет в Себе полноту Божественной славы и достоинства. Но в то же время Спаситель – Агнец Божий, прежде создания мира предназначенный на заклание. Об этом говорил пророк Исаия, и его слова повторил Иоанн Креститель: «се, Агнец Божий, вземляй (принимающий на Себя) грехи мира» ( Ис.53:7 ; Ин.1:29 ). Господь должен был совершить Свой искупительный подвиг, восстановить падшее человечество, вернуть Создателю. Но как может быть оставлен Богом Тот, Кто Сам по природе – Бог и равен Отцу? И для чего была необходима Богооставленность? Бог не может умереть: где Он – там избыток жизни. Но Христос родился на земле как Богочеловек. Природа, которую Он воспринял на Себя от Духа Святого и Пречистой Девы Марии, – была и Божественной, и человеческой одновременно. И человеческая природа Христа нуждалась в искуплении. Спаситель совершал крестный подвиг, чтобы взять на Себя грехи мира. Смерть не может проявить свою власть, если Бог каким-то неведомым для нас образом не оставит человека – и душа человеческая не будет разлучена с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

1. О святых храмах С самых древних времен у людей вошло в закон собираться для молитвы в особое место, называемое храмом. Строить храм людей научил Сам Господь. Когда он вывел из Египта Евреев, то дал вождю их, Моисею, такое повеление: «Скажи сынам Израилевым:... и устроят они Мне Святилище, и буду обитать посреди их» . ( Исх.25:2, 8–9 ). Евреи исполнили повеление Божие и устроили скинию, или походный храм. Когда царство Еврейское утвердилось, Господь заповедал о царе Соломоне: «Он построит дом имени Моему.» ( 2Цар.7:13 ). И действительно, Соломон построил величественный храм в Иерусалиме. Впоследствии этот храм был разрушен, а Иудеи – отведены в плен. Когда Иудеи возвратились из плена, «было слово Господне через Аггея пророка» к Иудеям: «так говорит Господь – Саваоф... Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм… и Я буду благоволить к нему и прославлюсь» ( Агг.1:3,7–8 ). Иудеи исполнили повеление Гожие и построили второй храм в городе Иерусалиме. Когда пришел на землю Господь наш, Иисус Христос, то не только не отменил закона о храме, а еще более подтвердил важное значение его. Так, Он Сам посещал храм: «И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом,» повествует Евангелист Иоанн ( Ин.10:23 ). Господь ревновал о святости храма и не позволял клясться им, так как храм – дом Божий, и в нем невидимо присутствует Сам Господь–Бог. « Написано, говорил Христос: дом Мой домом молитвы наречется » ( Мф.21:13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ). И еще: «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф.23:21 ). По вознесении Спасителя на Небо, Святые Апостолы также ходили для молитвы в храм. Они, по сказанию Евангелиста Луки, «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк.24:53 ) « Петр и Иоанн , повествует книга Деяний, шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян.3:1 ). Как только общество христиан стало увеличиваться, у них начали появляться особые молитвенные дома или храмы. Указание на существование последних уже во времена апостолов можно видеть в послании апостола Павла к Коринфянам. Апостол отличает молитвенные дома от обычных и называет их церквями. «Жены ваши , пишет апостол Коринфским христианам в церквах да молчат... Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.» ( 1Кор.14:33–34 ),

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010