43. Юнь сюэ. – Научное изложение знаний, или школьная энциклопедия. 44. Юнь сюэ цзин нан. – Дополнение к научному изложению знания (для школы). II. Словари, образцы прописей китайских иероглифов, их чтения, произношения, словосочетаний, композиции сочинений изящных и деловых 45. Кхан-си цзы дянь. – Словарь императора Канси, или, – изданный в царствование сего государя. 46. Ву фэн юань ин. – Букв. оригинальное произношение звуков одних и тех же иероглифов, существующее и замечаемое в пяти частях Китая (на севере, юге, востоке, западе и самой средине государства), иначе – словарь «Ву-фэн-юань-ин». 47. Сы кху цюань шу му лу. – Полный лексикон из четырех отделений, с приложением указателя предметов. 48. Сы кху цюань шу цзун му. – Книга с полным указателем предметов, содержащихся в четырех отделениях означенного лексикона. 49. И вэнь бэй лань. – Словарь избранных иероглифов тщательно рассмотренных (изд. 1787 г.). Издание это снабжено отличными этимологическими определениями всех общих знаков, с объяснением древних форм. 50. Чжэн ин цюй хуа. – Словарь с правильным древним словопроизношением, составленный с целью развития изящного вкуса читателя. 51. Тху ин чжэн кхао. – Начертание иероглифов для правильного их произношения, в вопросах и ответах. 52. Ду-шу мин-цю цзи. – Иероглифы приведенные в стройные ряды, для усиленного и постоянного чтения их вслух, в школе и на дому. 53. Цзы лин тхун кхао. – Лес слов для экзаменов, или полное собрание слов наиболее употребительных у студентов, на экзаменах. 54. Вэнь сюань цзин-цзы. – Классический словарь иероглифов, художественно начертанных и в порядке расположенных. 55. Юань-ин тхун юнь. – Начертание заглавных иероглифов, полагаемых при начале каждой секции сочинения или книги. 56. Леу янь цза-цзы. – Шесть изречений, составленных (для образца) из разнородных или смешанных иероглифов. 57. Бин-цзы лэй янь. – Словарь: «классификация двусложных знаков» (у Williams’a, Dict. pref. – «classification of dissyllables» 120 vol.). 58. Чжан-цзы хун.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Изображения херувимов, поставленные Моисеем в скинии и Соломоном в храме, не были простым лишь украшением, но служили предметом религиозного чествования и поклонения, как это мы видим из примера Моисея, Аарона и Иисуса Навина, Давида и других ветхозав. праведников, поклонившихся в скинии пред ковчегом завета ( Чис.20:6 ; Нав.7:6 ; 2Цар.6:4, 12:20 ; Пс.5:8 ) и молившихся в храме пред свящ. изображениями херувимов ( 3Цар.8:12–53, 9:3 ). Особенно замечательны слова Пс. 137 : Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами, (в переводе 70-ти пред ангелами) пою Тебе, поклоняюсь пред святым храмом Твоим (ст. 1–2). В Слове Божием изображения херувимов называются местом особого присутствия Божия, подножием ног Его ( 1Пар.28:2 ; Пс.79:2 ). В новом завете Христос Спаситель не только не отверг почитания храмов с его священными изображениями и предметами, но напротив выражал к ним глубокое почтение, как к святыням. Он ходил на поклонение Богу в храм Иерусалимский, где были священные изображения, и ревностно охранял святость храма и его священных предметов. Изгнав торговцев из храма, Он не только не осудил находившихся там свящ. изображений, но даже назвал храм иерусалимский, наполненный свящ. изображениями, домом Отца Своего, домом молитвы для всех народов ( Ин.2:13–17 ; Мк.11:11:15–17 ). И первые из последователей Христа Спасителя – апостолы с глубоким почтением относились к храму и его святыням. Они также нередко ходили для молитвы и поклонения Богу в храм, где были священные изображения херувимов ( Лк.24:53 ; Деян.2:46, 5:12, 22:17–19:24–11 ). В ветхом завете были только изображения херувимов, но не было изображений Бога. Это потому, что до времени искупления все люди были под грехом и клятвою ( Гал.3:10:22 ) были отчуждены от Бога, как враги Его ( Кол.1:21 ; Рим.5:10 ), и потому не достойны были зреть лице Божие и не имели возможности изображать его. Им дано было только изображение имени Его ( Исх.28:36–38 ; Прем.18:24 ). В новом же завете Бог явился во плоти (1Тит.3:16), разрушил преграду, отделявшую от Него людей ( Еф.2:14–16 ), показал в Себе людям образ Бога невидимого ( Кол.1:15 ; Кор.4:4), будучи сияние славы и образ ипостаси Его ( Евр.1:3 ; чит. Ин.14:7–9, 12:45 ). Таким образом человеку явилась возможность зреть лице Божие и изображать Его. При этом на иконах изображается не самое Существо Божие, духовное и непостижимое, а те образы, в которых Бог благоволил являться людям: в виде старца и вообще человека ( Быт.18:1–10 ; Ис.6:1–5 ; Дан.7:9–14 ; Ин.14:9 ); в виде голубя ( Лк.3:22 ) 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Хотя делом веры было прийти, умолять и даже понуждать Иисуса Христа, хотя евангелист говорит, что после слов Иисуса Христа: иди, сын твой жив есть (Ин. 4, 50) — царедворец поверил словам Его, но он поверил неискренне. Это видно из его вопроса слугам: «Когда оставила больного горячка?» Он хотел знать, случилось ли это само собою, или по слову Иисуса Христа. Стихи 49–50. Глагола к Нему царев муж: Господи, сниди, прежде даже не умрет отроча мое. Глагола ему Иисус: иди, сын твой жив есть. И верова человек словеси, еже рече ему Иисус, и идяше. Царедворец думал, что Иисус Христос не мог бы воскресить умершего сына. Стих 51–52. Абие же входящу ему, (се,) раби его сретоша его и возвестиша (ему), глаголюще, яко сын твой жив есть. Вопрошаше убо от них о часе, в который легчае (χομψοτερον) ему бысть, — слабее, свободнее, легче. Стих 52… и реша ему, яко вчера в час седмый остави его огнь. Капернаум был далеко от Каны; поэтому слуги не могли известить его в тот же день о выздоровлении сына. Стих 53. Разуме же отец, яко той бе час, в оньже рече ему Иисус, яко сын твой жив есть…, именно — что в тот же час оставила его горячка. Стих 53… И верова сам и весь дом его. Теперь, когда выздоровел сын, он уверовал искренно. Справедливо поэтому упрекал его знавший его сердце Иисус Христос, говоря: аще знамений и чудес не видите, не имате веровати (Ин. 4,48). Знамения суть события естественные, как например, выздоравливание больных, а чудеса — сверхъестественные, как например, воскрешение мертвых и прозрение слепых; хотя в несобственном смысле они называются и наоборот. Стих 54. Сие паки второе знамение сотвори Иисус, пришед от Иудеи в Галилею. И прежде сказав: прииде же паки Иисус в Кану Галилейскую, идеже претвори воду в вино (Ин. 4, 46), евангелист не напрасно упомянул о чуде, но хотел показать, что после его совершения иудеи оказались по вере хуже самарян, и теперь, говоря: сие паки второе знамение сотвори Иисус, — евангелист равным же образом порицает их за то, что они, видя второе чудо, не могли возвыситься до той степени веры, какую имели самаряне, не видевшие ни одного чуда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

«Хрыстос – Бог всемогущый, – ядовито заметил сектант, – ничым не пользовався». «Як же не пользувався; а пыщею ж пользувався? – Йив и рыбу и мёд?» «Йив!» «Значыт пользувався?» Сектант не возражал. Так вот, продолжал воспитанник прерванные объяснения, Христос воспользовался обстоятельствами и употребил образ или сравнение. Такое же образное выражение встречается и дальше в этой же самой главе; в Ин.4:34 Иисус Христос в ответ на настойчивые просьбы учеников Своих принять пищу – сказал им: «Моя пища есть творить волю Отца Моего и совершить дело Его». И, однако же, это не значит, что во всех местах св. Писания, где говорится о пище, под нею нужно разуметь исполнение воли Божией. Затем были прочитаны Деян.8:36–38 . «До чого прыихалы ап. Филипп и каженик до настоящой воды, чы до учения? Куды воны увийшлы крестыться? у воду, чы у Слово Боже?» «У воду». «Так и нам же треба крестыться у води настоящий, а не в Слови Божием». Указан был еще Ин.4:46 . «Та ни, – возражали сектанты, – вода сама не мае ниякой сылы; у ний можно тилько вымыться, а очыстыться од гриха вона ничого не поможе». «Вы забываете, – заметил я, – что в крещении действует не сама вода, а всемогущая сила Божия; для этой же силы нет ничего невозможного». Сектанты ничего не возражали. «Признаёте ли вы теперь необходимость и действительность крещения водного? Нужно ли креститься в воде?» – спрашивали штундистов собеседующие. «Нехай буде так», – отвечали сектанты. Но воспитанники не удовлетворились таким уклончивым ответом и потребовали прямого ответа. Сектанты не уклонялись уже от прямого ответа. Затем беседа коснулась вопроса о крещении детей по вере восприемников. Так как сектанты утверждали, что детей нельзя крестить, так как они не имеют веры, то им было выяснено, что вера одного лица может быть вменена, усвоена другому. Были приведены следующие места: Мф.8:5–13 (слуга сотника исцелён по вере сотника); Мф.15:21–28 (дочь хананеянки исцелена по вере своей матери); Мф.9:18–25 (дочь начальника синагоги воскрешена по вере отца); Ин.4:46–53 (сын царедворца исцелён по вере царедворца) и мн. другие случаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

περον и прилагательным περος такая же разница, как между русскими выражениями – «горница» и «горний» (верхний). Выражение οκος И. Флавий действительно употребляет для обозначения помещений во храме, но это – словоупотребление И. Флавия, а не Дееписателя; Дееписатель слово οκος противополагает слову ερν: «терпяще в церкви (ν τ ερ) и ломяще по домом (κατ οκον) хлеб» (2:46, 5:42). Член τ перед περον (1:13) употреблён не потому, чтобы имелось в виду вышеупомянутое, а потому, что дальше следует определительное предложение (ср. 20:8); да если бы в употреблении члена и надо было видеть указание на вышеупомянутое, то под вышеупомянутым иперооном с большим правом можно разуметь описанную в Евангелии Луки 22:12 горницу, чем упомянутый в 24:53 храм. Выражение διαπαντς – «выну» «всегда» ( Лк.24:53 ) никто, конечно, не станет понимать в том смысле, будто Апостолы поселились на безвыходное житьё в храме; «всегда были в храме», разумеется, в те часы, когда благочестивому иудею полагалось быть там; ев. Лука говорит: «всегда были в храме, прославляя и благословляя Бога,» т. е. в часы молитвы. Параллели из кн. Деяний, если взять не одну 5 главу 12 ст., но и другие места (2:46, 4:23, 5:42, 12:12), не оставляют сомнения в том, что в первое время были двоякого рода молитвенные собрания верующих: во храме, общие с иудеями (3:1), и в частном доме, так сказать, свои собственно христианские. Если же, сходясь на собрание в доме, верующие запирали даже двери «страха ради иудейска» ( Ин.20:19, 26 ; Деян.12:14 ), то совершенно невероятно было бы предположить, что такое дело, как избрание Матфея, они решились произвести во храме: это был акт чисто внутренней церковной жизни, не имеющий никакого отношения к иудейскому богослужению и храму. «Потому они и восходят на горницу, говорит св. И. Златоуст, что сильно боялись иудеев» 17 . Наконец предание церковное никогда не приурочивало событий начальной апостольской истории к храму. Склоняться же к мысли о храмовой горнице и храмовой площади для объяснения возможности собрания 120 и 3000 нет необходимости, ибо объяснить это можно и при других более объективно обоснованных предположениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

«Соврешишася». Совершилось все, что было предсказано богопросвещенными Пророками о жизни, делах и страданиях Господа Иисуса, что в Ветхом Завете в разные времена и многоразлично было предзнаменовано и предызображено. От сложения мира предопределенный на заклание, великий безлетый Агнец заклан за грехи мира. Сын человеческий ( Ин.3:14 ), обетованный Победитель древнего змия, смертоносно ужалившего прародителей и через них все потомство их – вознесен на знамени крестном ( Чис.21:6–9 ), да всяк взирающий на Него и «веруяй в Он, не погибнет, но имат живот вечный» ( Ин.3:16 ). Сени и гадания прешли, приблизился, настал день видения тайны спасения! Боже, Спасителю наш, все совершивший ради нашего спасения! Даруй нам, да всегда памятуем великие дела беспредельной любви Твоей к нам, да всегда благодарим Тебя, поклоняемся Тебе и ревностно соблюдаем заповеди Твои, во славу преславного имени Твоего, со Отцом и Святым Духом! XXXI. «И возглаше гласом велиим Иисус, рече: Отче, в руце Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ). «И преклоне главу, предав дух» ( Ин.19:30 ). Вот заключение великой проповеди Господа Спасителя, и словом, и делом преподанной всему миру! Кратко в нем изрекается и напоминается нам весь путь, которым прошел Единородный Сын Божий по беспредельной любви Своей к роду человеческому пришедший спасти мир. «Единородный Сыне Божий, Сый в лоне Отчи», был у Отца, по воле Отца явился в мир, восприняв естество человеческое, жил в мире и исполнил всю волю Отца, явил миру Отца, просветил мир учением спасительной истины, и как Агнец, закланный от сложения мира, «яко овча на заколение ведеся» ( Ис.53:5 ), «плещи вдале на раны, и ланите на заушения, лица не отвратил от студа заплеваний, – положил лице Свое аки твердый камень» ( Ис.50:6, 7 ); «Един истопта точило», и от язык ( Ис.63:6 ) не было помощника Ему; Один до дна испил чашу, «юже даде Ему Отец» ( Ин.18:11 ). И наконец, совершив, окончив все по воле Отца, из любви Своей к миру, ради спасения мира – как пришел от Отца, так опять предал дух Свой в руки Отцу: «в руце Твою предаю дух мой. И преклонь главу, предаде дух».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Да позволено будет на эти положения Μ. Ив. ответить кратким перифразом их, надеемся, более согласным и с словом Божиим и здравым смыслом. Не ошибочно под хлебом (жизни) разуметь Христа в 48–51 ст. 6 гл. Ев. Иоан., так как там Сам Спаситель называет Себя этим словом, но весьма ошибочно было бы данное значение слова „хлеб“ переносить на все другие места св. Писания, где только встречается то же слово. Сам Μ. Ив. едва ли согласится дать это значение слову „хлеб“, напр., см. Мф.4:4 : „не хлебом одним будет жить человек“. Едва ли также здравый разум позволит кому разуметь Христа под хлебом и в следующих словах Евангелия: „когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив переломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите“... ( Мф.26:26 ). В том нет сомнения, что слово „крест“ употребляется иногда священными писателями для обозначения одним словом всего дела нашего спасения или беспримерного подвига смирения, унижения, мучения физического и душевного и, наконец, смерти, какой подъял на Себя Сын Божий, чтобы спасти род человеческий ( 1Кор.1:17–18 . Флп.3:18 ; Гал.5:11 и др.) 337 . Но тоже самое обозначение всего спасительного пути страданий и смерти Христа словом – „крест“ даёт понять, что именно на кресте вещественном, на орудии казни, сосредоточилось и завершилось дело нашего спасения ( Ин.19, 30 ; Флп.2, 8 ; Евр. 2, 14 ), равно как здесь же и сами страдания Спасителя достигли высшей, необычайной степени ( Мф.27:46 ). А потому, – даже когда речь идёт о кресте Спасителя, как страданиях Его вообще, – даже тогда нельзя не мыслить о главнейшем моменте и орудии этих страданий, кресте вещественном, тем более – не только не ошибочно, а необходимо разуметь этот вещественный крест, когда речь идёт непосредственно о нём ( Мф.27:32,42 ; Ин.19:17,19,25,31 и мн. др.). Под плотью в словах Спасителя: „если не будете есть плоти Сына Человеческого“ ( Ин.6:53 ), не только не ошибочно, а единственно правильно разуметь действительную плоть Христа, так как об этом свидетельствует Сам Христос, поясняя притом, что Он разумеет в данном случае ту именно плоть, которую имел в будущем „предать за жизнь мира“ ( Ин.6:51 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нужно немного оглянуться назад, поглубже заглянуть в души судей, чтобы видеть полную и безусловную справедливость слов Иисуса. Мыслимое ли дело, чтобы судьи отпустили теперь Иисуса, когда они давно уже замышляли и постановили убить Его ( Ин. 5:16, 18, 7:1, 19, 20, 25, 8:37, 40, 11:53 ; Мф. 26:4 ; Мк. 14:1 )? Возможно ли думать, что судьи отпустят Иисуса, когда Иудеи, под их руководством, не раз брали каменья, чтобы на месте побить Его ( Ин. 8:59, 10:31 ), – когда старейшины народа искали погубить Его ( Лк. 19:47 ), старались схватить Его силой и убить ( Мф. 21:46 ; Мк. 12:12 ), искали схватить Его ( Ин. 7:30, 32 ), хотели схватить Его ( Ин. 7:44, 10:39 )? Можно ли даже мимолетно помыслить, что судьи отпустят Иисуса, когда они купили смерть Его за тридцать сребренников, когда сами первосвященники и старейшины искали лжесвидетелей против Него, когда они уже приговорили Его к смерти за исповедание Себя Сыном Божиим, Сыном Благословенного, когда они весь остаток ночи после суда провели в диких поруганиях над Ним, кощунственных издевательствах, в богохульных глумлениях, в жестоких побоях по лицу и по устам кулаками и палками, в заушениях и оплеваниях Его? И раз они уже вступили на этот путь кровавой и зверской жестокости, то не могут уже остановиться в своей кровожадности и жестокой несправедливости: для них нет ничего теперь святого, человеческого, разумного. Безумие обуяло всех. И здесь в этом зале суда, они заседают не для того, чтобы освободить Иисуса, но для того, чтобы погубить Его. Да, горькая правда слышится теперь от Иисуса: «вы не отпустите Меня». И тот суд, который вы так обставляете, не есть суд, но злая, неслыханная насмешка над судом! И чтобы эти «злочестивые судьи» хотя бы образумились по совершении ими такого ужасного для них дела, Христос объявляет Свой суд над ними, в последнее предостережение их от неизбежной погибели: «отныне Сын человеческий воссядет одесную силы Божией», как Царь и Судия всей вселенной, и будет судить всех и вас за ваш настоящий суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

Сначала Сам Иисус говорит отцу: «сын твой жив» (ст. 50). Затем его извещает раб, «что отрок его жив» (ст. 51). И наконец он вспоминает слова Иисуса: «сын твой жив» (ст. 53). Так в буквальном новом переводе. Синодальное «сын твой здоров» очень неудачно, теряет основную мысль. Иисус есть начало жизни для верующих в Него. Это и есть то содержание веры, которое выражено в знамении. Мы его уловили и в беседе Господа с Никодимом (ср. Ин.3:16–17 ), и в словах Иисуса Самарянке (ср. Ин.4:14 ), и в философии истории Ин.4:36 . Можно сказать и больше. Заключая символическим актом ранее изложенное учение, Капернаумское чудо позволяет мыслить это учение в полном объеме в том знамении, которое оно являет. Да, Господь есть начало жизни для верующих в Него, но мы можем добавить – как Сын Божий и Мессия, крестящий Духом Святым. Еще одна подробность должна быть отмечена. В ст. 54 сотворенное Иисусом знамение обозначается как второе. Тем самым напоминает первое. Первое было в Кане. И в ст. 46 сказано прямо: «Он пришел в Кану Галилейскую, где Он претворил воду в вино». Второе знамение тоже связано с Каной. Мало того: евангелист напоминает, в чем состояло первое. Оно относится к теме о воде и означает замену Ветхого Домостроительства – Новым. Эта замена происходит – она тоже – на пути Мессианского служения Сына Божия. Глава V-VI Главы V и VI. Их порядок. Переходя к гл. V и VI, мы прежде должны поставить вопрос об их взаимном порядке. Как мы видели, конец гл. IV относится к Галилее. В Галилее оказывается Иисус и в гл. VI. Но гл. V содержит повествование о пребывании Господа в Иерусалиме. Он приходит туда на Праздник иудейский (ср. Ин.5:1 ) – какой, евангелист не говорит. Многочисленные толкователи расходятся. Многие издревле думают, что речь идет о Пасхе, там исцеляет больного (ст. 2–15), которого мы привыкли, по аналогии с синоптиками (ср. Мк. 2:1–12 и пар.), называть расслабленным, и держит речь к народу (ср. ст. 16–47). Неожиданным оказывается для читателя переход от гл. IV к гл. V и еще более неожиданным переход гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Некоторые великие люди обладали даром слова, способностью привлекать к себе сердца людей. Но кто из них может сравниться с Тем, о Котором слышавшие учение Его говорили: никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин.7:46 ), слово Которого было со властью ( Мк.1:22 ; Лк.4:32 ), о Котором самые враги говорили: откуда у Него такая премудрость?.. и как Он знает Писания, не учившись? ( Мф.13:54 ; Ин.7:15 ). Ни один из основателей религий не выдавал свое учение как всеобщее, предназначенное для всех людей и всех времен. Свое религиозное учение они предназначали прежде всего только для своего народа. Только один Господь Иисус Христос возвестил о Себе, что Он пришел от Отца, чтобы спасти род человеческий ( Мф.18:11 и др.), быть светом для всего мира ( Ин.8:12, 9:5 ), преподать учение, которое должно быть проповедано от Иерусалима до последних пределов земли ( Мк.13:10 ). Он не основатель только новой религии, не преподаватель нового религиозного учения, нет: Он – Искупитель рода человеческого, Он – Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира ( Ин.1:29 ), Он – Сын Божий, на Которого Отец возложил вину всех ( Ис.53:6 ), чтобы через Него примирить с Собою мир посредством Креста Его ( Кол.1:20 ). Он – Разоритель ада, отверзший двери рая, наполняющий его обитателями земли и возвращенными пленниками ада. Он – Истребитель греха, Победитель смерти, Обновитель твари, Отец будущего века, второй Адам, от Которого происходит обновленное человечество, предназначенное для жизни в обителях Отца Небесного, где не будет болезни, печали и воздыхания. Он – Бог , имеющий придти со славою, чтобы судить живых и мертвых ( 1Пет.4:5 ; 2Тим.4:1 ). Прошло девятнадцать столетий со дня явления на земле Краснейшего паче всех сынов человеческих ( Пс.44:3 ), и как никто из современников не мог обличить Его в грехе, так и впоследствии, даже до дня сего самая строгая критика не может обрести в Нем ни малейшего нравственного недостатка. Фаворский свет был отблеском Его величайшей святости. Он был не только Самосвятостью, но и Виновником освящения других: Он – Праведник, имеющий даровать оправдание многим ( Рим.5:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010