17. с 14-го стиха) в законе о царе и при том в такой форме, которая заставляет относить этот закон к эпохе Моисея. Появление закона о царе при Моисее, задолго до введения царской власти, не заключает в себе ничего удивительного: идея царя была гораздо ближе к народному сознанию при Моисее, когда народ составлял одно целое, чем во времена Судей, когда колена вели замкнутую, разобщённую жизнь и преследовали почти исключительно свои племенные интересы. Свидетельство о своём происхождении от Моисея закон о царе даёт в следующих словах: из среды братьев твоих поставь над собою царя: не можешь поставить над собою (царём) иноземца, который не брат тебе. Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народ в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: „не возвращайтесь более путём сим“. Появление подобного закона в царстве Иудейском, когда на престоле укрепился царский род Давида и, в силу божественных обетовании, царская власть сде- —73— лалась в роде Давидовом наследственной, было бы немыслимо: насколько известно из последующей истории, никому и никогда в Иудее не приходило в голову обращаться за царём к иноплеменникам; не было подобных поползновений и в царстве Израильском; а потому, с этой стороны, отсутствовали все мотивы к написанию закона в период царей. Далее законодатель требует, чтобы царь не возвращал народа в Египет для умножения себе коней. Переводы в этом месте сильно расходятся: русский перевод: для умножения себе коней; славянский: яко да не умножит себе коней, согласно с греческим: πως μ πληϑν αυτ ππον; Вульгата: nec reducet populum in Aegyptum equitatus numero sublevatus – „да не возвращает народ в Египет при помощи многочисленной конницы“ 3385 . Из этих переводов ближе всего к подлиннику перевод Вульгаты; прочие нужно признать неудовлетворительными. Возвращение народа в Египет для умножения коней представляется действием совершенно непонятным и нецелесообразным. Положим, однако, что возможно было возвращение народа в Египет для приобретения коней.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О домах Левитов находящихся в этих городах, к которым прирезаны были и поля или выгоны по 430 саженей во все стороны кругом (ср. ст. 4 гл. XXXV Числ. по 2000 локтей или по 3000 фут во все стороны), и говорится в этих стихах. Левиты не имели уделов, единственное их богатство заключалось в доме, с правом пользования городском выгоном. Вот почему этот семейный приют Левитов дозволяется к выкупу и к возврату в юбилейный год, как мы понимаем, даже в огороженных городах. 1236 (Ст. 35–38). Поддержи брата своего..... пришлец ли он или поселенец..... чтобы он жил с тобою….не бери от него роста и прибыли….. Я Господь…..который вывел вас из земли Египетской. Здесь, по-видимому, указывается случай, когда Израильтянин продал уже свой участок и не имел где жить. Господь повелевает не отталкивать его, дать ему приют и не пользоваться его беспомощностью и нуждою, чтобы насчитывать на него проценты за вещи или деньги, ссужаемые ему, и не рассчитывать на прибыль в этом деле И не только Израильтянину, но поселенцу и пришлецу бездомному и бесприютному приказано Господом также оказывать такую же помощь и не спекулировать на нищету и нужду его. Иноземцу (Второзак. XXIII, 20) можно было отдавать серебро за проценты, но здесь случай обнищавшего иноземца, к которому приказывается также быть милосердным, как к брату своему Израильтянину. В первом случае, это был обыкновенный коммерческий оборот, но в 36 стихе указан случай вымогательства у бедного. Повеления эти заканчиваются напоминанием, что Тот, Кто повелевает вам, это есть Тот, Который вас спас от рабства Египетского. 1237 (Ст. 39–43). Ср. гл. XXI, 2–4 (и пр. 1–3) и гл. XXII, 3 (и пр. 3)Исхода. Здесь сказано: «до юбилейнаго года пусть работает тебе», По-видимому выражение это допущено здесь потому, что говорится об юбилейном годе, но основный закон был, что более шести лет Израильтянин не мог быть рабом, как ясно высказано во Второзаконии, XV, 12 и в Исходе XXI, 2. «Пусть будет у тебя, как наемник или поселенец, не налагай на него работы рабской (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

После этого Иосиф поселил своего отца и братьев – в лучшей части земли Египетской, в самой плодородной земле, которая называлась Раамсес или Гесем. Земля эта находилась на восточной границе Египта. (А где, дети, Египет? Вызвать одну показать на карте), и простирается от Аравийской пустыни до реки Нила и до Средиземного моря. В этой земле были хорошие пастбища для скота, потому Иосиф и советовал своим братьям назваться пастухами, скотоводами, чтобы Фараон поселил их в этой плодородной земле. Да кроме того, земля Гесемская была отделена от остального Египта (рекою Нилом); в ней жили не одни Египтяне, а смешанно с иноземцами; Египтяне были язычники, и у них было распространено многобожие; они почитали различных животных (быков, мышей, кошек, крокодилов, змей и т. п.), и если бы Израильтяне поселились в самом Египте, то они могли легко заразиться их многобожием; а в земле Гесемской – многобожие не было так распространено, потому что здесь жили не одни Египтяне, а и переселенцы из других стран. Здесь Израильтяне жили спокойно и размножались, а Иосиф снабжал их хлебом и всем нужным; он особенно заботился о том, чтобы успокоить отца своего на старости. Точно также и каждый из нас, дети, должен заботиться о том, чтобы доставлять утешение своим родителям, особенно на старости их, за все те заботы, которыми они нас постоянно окружают и за все те огорчения, которые им нередко приходится пережить из-за нас. В Египте Иаков прожил счастливо и спокойно 17 лет. Когда ему исполнилось всего 147 лет и пришло время умереть, Иаков призвал Иосифа и сказал ему: «клянись мне, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, дабы мне лечь с отцами моими; но вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице». Иосиф поклялся Иакову, что исполнит его желание. Перед смертью Иосиф привел к отцу своих двух сыновей: Манассию и Ефрема, чтобы Иаков благословил их. Когда они пришли, Иаков сказал Иосифу, что Бог Всемогущий явился ему в Лузе, в земле Ханаанской, и обещал произвести от него множество народов и дать потомству Иакова всю землю Ханаанскую во владение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дух исключительности, внушаемый грекам сознанием их культурного превосходства перед варварами, жил и в евреях в силу их религиозного превосходства перед всеми другими народами: просвещение разделяло греков и варваров, единобожие отделяло евреев от иноплеменников. Закон Моисеев, по изъяснению Самого Спасителя, был, как мы знаем, лишь раскрытием основной заповеди о любви к Богу и ближним ( Мф.22: 40 ), но как закон по необходимости местный и временный, имевший одной из воспитательных целей своих оградить избранный народ от пагубных влияний на него со стороны язычества, он сам подал повод Израилю относиться ко всем иноплеменникам, неизраильтянам, с высокомерием, как будто он один имел исключительное право на благословение Божие ( Исх. 4: 22 ). Иногда в результате подобного отношения к иноземцам получалась крайняя жестокость и бесчеловечие евреев. Для примера стоит припомнить хотя бы то поголовное истребление «и мужей, и жен, и молодых и старых» (И. Нав. 6: 20; 8: 126 и др.), какому подвергались побежденные евреями народы. Хотя закон Моисеев повелевал «любить ближнего своего, как самого себя» ( Лев. 19: 18 . Ср. ст. 9–17), но эта заповедь, в противность древнебиблейскому ее смыслу ( Исх. 23: 4 ; Притч. 25: 22 ; Ис. 56: 3, 6 ; Иезек. 47: 19), у позднейших книжников и фарисеев получила ограничительное толкование в виде такой прибавки: «ненавидь врага твоего» ( Мф.5: 43 ) 633 . То, чего недоставало у язычников и иудеев, мы находим в христианстве, которое есть высочайшее проявление любви Бога в отношении к человеку. Начало и источник этой любви заключаются в словах Господа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Лк.10: 45 ). Ветхозаветная заповедь повелевала любить ближнего, как самого себя. Иисус Христос знает эту заповедь не из закона только Моисея; Он, пришедший не нарушить закон, а исполнить ( Мф.5: 17 ), не отменяет ее, а проповедует и как Свое собственное учение, когда говорит: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7: 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

23, 3), представляется недолжным, тем более что, с другой стороны, в отношении представителей некоторых других народов предписано: «Не гнушайся идумеянином, ибо он – брат твой; не гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его» (Вт. 23, 7). Возражение 2. Далее, никто не заслуживает наказания за то, что от него не зависит Но от человека не зависит быть или не быть ему евнухом или родиться ему или нет от блудницы. Поэтому предписание о том, что «у кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне; сын блудницы не может войти в общество Господне» (Вт. 23, 1, 2), представляется недолжным. Возражение 3. Далее, Старый Закон милосердно запретил притеснять чужеземцев, в связи с чем читаем: «Пришельца не притесняй и не угнетай его (ибо вы сами были пришельцами в земле египетской)» ( Исх. 22, 21 ); и еще: «Пришельца не обижай и не притесняй его (вы знаете душу пришельца – потому что сами были пришельцами в земле египетской)» ( Исх. 23, 9 ). Но очевидно, что бремя долга является несчастьем. Поэтому предписание Закона о том, что иноземцу можно ссужать деньги в рост (Вт. 23, 20), представляется недолжным. Отвечаю: отношения человека с чужеземцами бывают двоякими, мирными и враждебными, и в том, что касается обоих видов отношений, Закон установил надлежащие предписания. Так, евреям было предложено три варианта мирных отношений с чужеземцами. Во-первых, когда чужеземцы проходят через их земли как путешественники. Во-вторых, когда они прибывают, чтобы осесть в их землях как пришельцы. Оба эти случая предусмотрены Законом и относительно них им установлены доброжелательные предписания, а именно: «Пришельца не притесняй и не угнетай его» ( Исх. 22, 21 ); и еще: «Пришельца не обижай и не притесняй его» ( Исх. 23, 9 ). В-третьих, когда те или иные чужеземцы желают быть принятыми в их сообщество и получить доступ к их поклонению. Для этого случая был установлен определенный порядок. В самом деле, никто ни у кого сразу же не допускался к гражданству, а у некоторых народов, по свидетельству Философа, был закон, согласно которому гражданином мог быть только тот, у кого предки во втором и даже третьем колене также были гражданами 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Иер. 6:8 8. и звою накажешис да не стпитъ дша мо теб, да не сотворю т непроходн землю небитанн. 8. Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя, чтоб Я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою. 8 . В то время, когда пророк говорит эти слова, «душа Господня» не отвратилась от народа, благоволение Божие еще на стороне этого народа. Но преступления его так велики, что сделать его страну пустынею значило бы воздать ему только по правде. Вразумись, Иерусалим, оставь свой преступный образ мыслей и действий, и заслуженное тобою наказание будет отменено. и звою – эти слова отнесены к предъидущему стиху и соединены с глаголом «накажешися»: потому что их понимали, как указание на страдание, которое причинят Иерусалиму враги-иноземцы. Накажешис=вразумишися. Слав.-греч.: непроходн обозначает тоже состояние, которое выражается и словом – пустыня: по пустыне трудно пройти (ср. толков. на Иер. 2:6 ). Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 6:9–15 Ст. 9–15. Наказание неминуемо постигнет народ: потому что он не только не слушает увещаний к исправлению, но и смеется над ними. Все ищут только корысти; а священники и пророки потворствуют преступникам, успокаивая их обещанием прочного мира. За то погибель всем им! Иер. 6:9 9. к глаголетъ Гдь силъ: бирайте, бирайте, аки станки братитес, аки биратель на кошниц свою. 9. Так говорит Господь Саваоф: до конца доберут остаток Израиля, как виноград; работай рукою твоею, как обиратель винограда, наполняя корзины. 9 . «Останками Израилевыми» или остатком Израиля называется здесь иудейское царство, сохранившее свою независимость после падения северного израильского царства. Этот «остаток Израиля» сравнивается с теми плодами, которые остаются на виноградных лозах после первого сбора винограда. Оставшиеся тогда недозревшие ягоды сбираются впоследствии. Таким-то вторичным и последним сбором винограда представляется то бедствие, которым угрожает пророк иудеям. Первый сбор винограда уже был, – это разорение израильского царства. Второй сбор предстоит в царстве иудейском: и оно будет разрушено. Ср. Иер. 49:9 ; Авд. 1:5 ; Ис. 24:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

И вселю вы на мст семъ. Русский перевод: и оставлю вас жить – более точен: иудеи, к которым обращается пророк, уже давно поселились в стране – в «месте сем»; можно было только оставить их здесь, а не поселить снова. Слова слав.-греч. перевода: понеже весма не пользютъ васъ не имеют себе соответствующих в евр. тексте; они прибавлены сюда из стиха Иер. 7:8 . Иер. 7:5–7 5. к аще исправлюще исправите пти ваш, и ваша, и творще сотворит сдъ посред мужа, и посред искреннг ег, 5. Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его; 6. И пришелц и сир и вдовиц не сотворите и крове неповинны не на мст семъ, и в слдъ богвъ чждихъ не пойдете на вамъ, 6. Не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе; 7. Вселю васъ на мст семъ, в земл, юже дахъ оцемъ вашымъ, вка даже и до вка. 7. То Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. 5–7 ст. представляют подробнейшее раскрытие мысли, выраженной в Иер. 7:3 . В чем должно состоять нравственное исправление народа? «Исправить», сделать добрыми пути свои и деяния свои значит: а) « творить судъ посред мужа и посред искреннго его», или – букв. с евр. – «творить право между человеком и его ближним», т. е. во всякое время и всеми мерами способствовать упрочению между людьми отношений правомерных, основанных на признании и уважении взаимных прав; б) не творить пришелцу и сиру и вдовиц. Пришлец или иноземец – лицо, не знакомое с правовыми отношениями в народе еврейском и не имеющее себе защитника в лице какого-либо законного представителя своего народа. Иноземцы предоставлялись свободной милости народа и легче самих евреев могли подвергаться несправедливостям. Не менее беззащитными представлялись вдовы и сироты, которым и нежность их пола или возраста, и установившиеся обычаи не позволяли самим выступать на защиту своих прав, или по крайней мере делали эту защиту, в случае опасности, мало и редко возможною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Беспристрастный читатель решительно отказывается допустить возможность подобного факта. В пользу того же положительного мнения и с такой же несомненностью говорит полное совпадение внутреннего содержания настоящего пророчества с другими безусловно мессианскими предсказаниями пр. Исаии. Все, что говорит о себе лицо рассматриваемого пророчества, по частям определенно встречается в общем изображении личности великого Раба Иеговы. В 61 главе мы слышим: Дух Господа Бога на Мне», в 42 главе читаем: положу дух Мой на Него» ( Ис. 42:1 ); в 61-й главе находим: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня (послал Меня) благовествовать нищим». В 48 главе читаем: Ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» ( Ис. 48:16 ); в 61-й главе: Господь послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение»..., в 50-й главе: Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего».... ( Ис. 50:4 ); в 61 главе: Господь послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы... возвестить сетующим на Сионе»..., в 42 главе: трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит Я, Господь призвал Тебя в правду..., чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключение и сидящих во тьме из темницы» ( Ис. 42:3, 6–7 ), или в 49 главе: сказать узникам: выходите, и тем, которые во тьме: покажитесь» ( Ис. 49:9 ). Предвозвещая Раба Иеговы, 61 глава никогда не будет представлять непоследовательности в отношении к предшествующей 60-й главе. Там изображается слава и величие духовного Иерусалима, искупленного от власти диавола страданиями праведного Раба. Здесь является пред нами Сам праведный Раб, искупивший человечество от клятвы законной, является: после Своей мучительной смерти как воскресший из мертвых. Древние евреи относили настоящее предсказание к личности Мессии. Так Echarabbathi (fol. 66, 3) и Кимхи (in libro Radicum, rad. ; col. 278) первый стих признают мессианским 262 . Пятый стих: приидут иноземцы и будут пасти стада ваши“.... предание древней еврейской школы (Scholae Elianae) в Jalkut Simeoni (1. fol. 64, 1) также относит ко временам грядущего Мессии 263 . В книге Midrasch Koheleth говорится, что предсказание пятого стиха исполнится во времена Мессии. Vajikra rabba (sect. 23) и Schir haschirim rabba (fol. 27, 1) в смысле мессианского пророчества понимают девятый стих 61 главы. Pesikta в Jalkut Simeoni (fol. 57, 4) слова десятого стиха: радостию буду радоваться о Господе“ ставит в параллель с 24 ст. 117 псалма: Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь “, который в свою очередь считает мессианским.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

будете сынами Всевышнего. Т.е., проявляя к людям милость, подобную той, которую проявляет к нему Господь, верующий уподобляется Господу. 6 будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. У Матфея эти слова Христа выражены более категорично: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5,48 ). 6:37–38 Иисус раскрывает неизменный принцип: «Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал. 6,7 ). 6:39 У Матфея (15,14) эта притча имеет прямое отношение к фарисеям и их ученикам. У Луки же она связана со ст. 36 и, дополняя его, приближает к тому же значению, что и у Матфея (5,48): прежде чем вести за собой других, ученикам следует «прозреть» усовершенствоваться (ст. 40) и уподобиться своему Учителю. 6 Что вы зовете Меня: Господи!., и не делаете того, что Я говорю? Ср. Иак. 2,14 . Глава 7 7 сотника. Или «центуриона». У римлян командир отряда численностью в сто человек. слуга. В греческом тексте: «раб». Забота сотника о рабе свидетельствует о его доброте и великодушии. 7 послал к Нему Иудейских старейшин. То обстоятельство, что лидеры капернаумской общины пошли просить Иисуса помочь сотнику, показывает, что этот римлянин пользовался среди евреев большим уважением. 7 сотник прислал к Нему друзей. У Матфея (8,6) сотник сам приходит Иисусу. Для Матфея, видимо, не принципиально, как именно сотник пригласил Иисуса лично или через посредников; суть поступка от этого не меняется. У Луки же, посылая навстречу Иисусу друзей, сотник выказывает глубокое смирение: «ибо я недостоин... себя самого не почел я достойным...» (ст. 6,7). 7 Иисус удивился ему. Иисус лишь дважды выказывает удивление: в данном случае вере иноземца, и неверию жителей Назарета ( Мк. 6,6 ). 7 Господь. Во всех четырех Евангелиях люди обращаются к Иисусу как к Господу, но это первый случай употребления Лукой, как автором Евангелия, данного титула. Лука называет Иисуса Господом только в местах, которым не находится параллелей у Марка (в данном случае впервые); Иоанн употребляет этот титул лишь несколько раз, а Матфей и Марк ни разу. Очевидно, что он вошел в постоянный обиход у последователей Иисуса не во время Его земной жизни, а позднее, во времена ранней Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов» (13:1–14, 23). «Поднимите знамя на открытой горе, махните им (народам) рукой, чтобы шли в ворота властелинов», т. е. в ворота столицы халдеев (13:2). Господь «дал поведение избранным Своим», призвал для наказания Вавилона «сильных» – быть «орудиями гнева Его», и оттого «на горах большой шум» народов и царств, собравшихся вместе (3–4). Они идут из «отдаленной страны, от края неба» сокрушить всю землю (5), «сделать ее пустынею» и истребить грешников ее (9), положить конец «высокоумию гордых» и «надменности притеснителей» народа Его (11). «День Господень близок»: потому все ужаснулись, и «сердце у каждого человека растаяло» (6–8); ибо «в тот день» Господь «потрясет небо» с его светилами и поколеблет землю за беззакония нечестивых, чтобы сделать людей «дороже золота Офирского» (9–13). Каждый побежит к своему народу и в свою землю; но меч пронзит даже бегущих; домы будут разграблены, младенцы избиты, а жены обесчещены (14–16). Господь поднимет мидян, «которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту», и Вавилон, «краса царств, гордость халдеев» будет ниспровергнут, как Содом и Гоморра (17–19). Не заселится никогда, и будут в нем обитать звери пустыни 85 (22–20). И «близко время его» – т. е. время гибели Вавилона, – потому что Господь снова поселит Израиля на земле его: к нему присоединятся иноземцы, и будет он господствовать над своими угнетателями (14:1–3). Освободившись от страха и рабства, произнесет он притчу на царя Вавилонского (3–4). «Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший все народы». Вся земля покоится, радуются кипарисы и кедры ливанские, и ад пришел в движение ради царя Вавилонского, увидев его низверженным в преисподнюю (5–9:11, 15). Теперь сделался бессильным тот, кто думал в гордости сердца своего уподобиться Всевышнему (10–15). Видящие его не узнают его: человек, который потрясал царства, повержен вне гробницы, как попираемый труп, как «презренная ветвь», и черви сделались его покровом (16–20, 11). «Во веки семя злодеев не будет вспоминаемо». Господь определил истребить имя Вавилона и весь остаток его – сына и внука, сделать его «владением ежей и болотом» (20–23). Как определил Господь, так и состоится: чтобы сокрушить Ассура на горах Своих и снять ярмо с народа Своего; ибо таково определение Господа о всей земле, и никто не может «отвратить руку Его, простертую на все народы» (24–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010