Увы, их выводы основаны часто на внешнем сходстве фразеологии, когда между библейскими и египетскими или месопотамскими текстами даже «отсутствуют общие корни подобных по звучанию выражений» 281 . Но даже в случае внешнего сходства между библейскими и языческими терминами, в богооткровенной религии Израиля содержался совершенно отличный от общераспространённого языческого взгляд. Например, Бог Израиля имел личное имя (Ягве), но не мыслился как «племенной бог» или как один из ряда богов разных народов. Наоборот, Господь для Израиля – Творец неба и земли, Бог всесильный и всемогущий, по сравнению с Которым «все боги народов – идолы» ( Пс. 95:5 , эта идея содержится уже 1Пар. 16:26 ). Поэтому для объективного разрешения вопроса об употреблении термина « сын Божий » или " Бог » по отношению к Мессии имеет смысл обратиться к тексту Священного Писания. Оказывается, богодухновенные авторы не только прекрасно знали о царской обожествляющей титулатуре на Востоке, но и высказывались отрицательно по отношению к её применению! По свидетельству книги пророка Иезекииля, жившего чуть позже Исаии, финикийские цари VI в. до Р.Х. претендовали называться «богами»: в книге Иезекииля имеется грозное обличение в адрес правителя города Тира. «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господ Бог: за то, что вознеслось сердце твоё и ты говоришь: «я бог ( , " эл ани») восседаю на седалище божием ( , «мошав элогим») в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим за то, так говорит Господь Бог: вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красоты твоей мудрости и помрачат блеск твой, низведут тебя в могилу и умрёшь в сердце морей смертью убитых. Скажешь ли тогда перед твоим убийцей: «я бог», тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог?» ( Иез. 28:2–9 ). Из данного текста недвусмысленно следует, что, по мнению Иезекииля, наказание тирскому правителю последует со стороны Господа прежде всего за узурпацию титула Бога ( , «эл»).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

И сбылось пророческое слово Христа; не прошло и сорока лет после Вознесения Его, как стены храма были сравнены с землей, и плуг прошел по развалинам славного здания; город был разрушен, и Израиль отведен в плен и рассеян по всему лицу земли. Так оставил Господь «дом Израиля пустым», и «переселился к другим народам, и им дал имя Свое» ( 3Ездр. 1: 33, 24 ) и надежду на скорое ( Лк. 21: 32 ) воссоздание храма для служения в нем Христу. И новый Израиль с радостью переживал трехсотлетний период мученичества, гонений, кровавых казней, ожидая воссоздания главного святилища своего – храма Иерусалимского. И вот «времена язычества» в Иерусалиме кончаются; на престол всемирной Римской империи вступает благочестивый царь Константин и дает (313 г.) торжество христианству над его внешними врагами. На месте разрушенного Иерусалимского храма создается новый великолепный храм Господень, и в нем открыто совершается служение Христу. Так исполнились слова Господа: «Обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую и то, что в ней разрушено, воссоздам и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое» ( Деян. 15: 16–17 ; ср. Амос. 9: 11–12 ). И уже через пророков Господь, как бы смотря вдаль, вопрошал: «Кто это летят, как облака и как голуби – к голубятням своим?» ( Ис. 60: 8 ), – это «возвращаются избавленные Господом на Сион с радостным восклицанием» ( Ис. 35: 10 ) и «с ними серебро их и золото во имя Господа Бога Израилева» ( Ис. 60: 9 ); «восстань, святись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и Слава Господня взошла над тобой и Я прославлю дом славы Моей и сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их служить тебе, и придут к тебе c покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева, и будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их ( Ис. 60: 1, 7, 10, 14, 1 ) взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа» ( Зах. 8: 22 ). И с тех пор, как Господь снова водворился в храме Иерусалимском, цари и народы всех стран христианских текут туда на богомолье и несут с собой дары на украшение города и храма Господня. Так «прославил Господь дом Славы Своей», и «сделал Иерусалим славой на земле» ( Ис. 56: 7; 62: 7 ), и «дом Свой домом молитвы для всех народов» ( Ис. 56: 7 ; Мк. 11: 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

Уже Моисей во Втор. 17:16–17 (см. пр. в Св. Летоп. т. III) предупреждал будущих царей не умножать коней и драгоценных металлов в стране и не брать многих жен. Мы знаем из истории Израиля ( 3Цар. 4:26, 10:21–29, 11:4–8 ), как Соломон преступил эти повеления и впал в идолопоклонство. Это было начало падения всего народа, от этого времени неизменно мы видим идолопоклонство среди народа завета, предавшагося оргиям плоти языческого культа, и обаянию магии, завлекавшей его воображение и наконец кровожадности, которая всегда сопутствует растлению языческих культов, которые в безумном желании возбуждения растроенных нервов требуют новых сильнейших потрясений, доходящих даже до предания детей своих Молоху 276 . 9 . И преклонился человек, и унизился муж, – и Ты не простишь их. В этом воззвании пророка глубокая тоска. Он видит, что Образ Божий померк в сооттичах его и он сознает, что в этом состоянии тмы и растления правосудие Божие не может простит их, да и сам человек не может восприять действие благодати и прощения 277 . Поэтому: 10 . Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его. Израиль пал и не сознавал своего падения; Израиль грешил и не чувствовал необходимости покаяния. Вот почему пророк восклицает: Господи, Ты не простишь, а современникам своим говорит, что настает день гнева Божия, пусть скрываются в отчаянии в скалы и под землю. Но пророк,-как мы видели в I-й главе, знает силу покаяния в виду Милосердия Божия. Приходит помощь Божия к грешнику, но только раскаянному, желающему исправиться и стать лучше, и встречает идущего на полупути. И Господь наш Иисус Христос, пришедший дополнить и исполнить и осветить все пророчества глаголал: „грядущего ко Мне не изжену вон“. ( Ин. 6:37 ). Но Господь глаголет это не стоящему на месте, не коснеющему в грехе, а грядущему. Сам гряди, чтобы Господь встретил тебя и помог тебе. Но Израиль во дни благоденствия своего вследствие близких сношений своих с иноземцами, отдавши себя всецело торговле и накоплению богатств и идолопоклонству и распутству не оставил в сердце своем воспоминания о Едином Боге благодетеле его, и не хотел идти и возвратиться к Нему, когда об том напоминали ему пророки: потому приговор справедливости Божией должен был свершиться 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 3. 25-30 лет приходилось не раз слышать от православных священников, даже позиционирующих себя монархистами, высказывания о теократии, как более совершенной, чем монархия, форме управления народом. При этом, в пример ими ставится Древний Израиль, который даже в период Царств являлся теократическим государством. И мне приходилось, в т.ч. и от священства с академическим образованием. Контраргументация такая: Часто приходится слышать, что первым царем был Саул, которого ветхозаветному Израилю Бог дал в наказание и поэтому теократия предпочтительнее монархии. Это не совсем так. Учитывая, что библейское обоснование монархии одно для всех трех авраамических религий, остановимся на них подробнее. Заблуждение некоторых наших современников: Первым царем у евреев был не Саул, а пророк Моисей и это точно не было наказанием: «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова. И он был царь Израиля» (Втор. 33:4-5). Ошибка Ветхозаветного Израиля: ему было прямо предписано поставить себе царя сразу по приходу в землю обетованную: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» (Втор. 17:14-15). Они этого не сделали и результате этой ошибки, а правильнее назвать: греха ослушания, превратили свою жизнь в хаос: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25) Вторая ошибка: – «Они должны были ожидать царя по сердцу Бога, – " царя которого изберет Господь " . – Саул был попущением, то есть, почти наказанием от Бога в отличие от Давида, который был " друг Бога " . Период Судий должен был длиться до самих дней воцарения Давида. ...Но лучше было бы если бы он сразу прекратился бы при вхождении в Святую Землю. Тогда, царем из дома Иуды, могли-бы поставить человека из духовной Школы пророка Моисея и пророка Навина. Но ситуацию упустили... все бросились делить земные наделы» (прот. Олег Стеняев).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/18/pr...

Тогда сам пророк Елисей выручил его из этого затруднения и послал царю сказать, чтобы он к нему направил знатного иноземца, и последний узнает, «что есть пророк в Израиле». Нееман действительно направился в дом пророка, но незнание им обрядовых законов иудейской религии едва не испортило всего дела. Елисей, как строгий иудей, не мог приблизиться к прокаженному и поэтому выслал к Нееману лишь своего слугу с наставлениями. Привыкший к восточному благоговению к себе, Нееман не мог понять и стерпеть такого пренебрежительного отношения к своей высокосановной личности. Притом и самое средство, предлагавшееся пророком, казалось ему почти насмешкой. Пророк чрез своего слугу велел ему пойти к реке, Иордану и выкупаться в ней семь раз. Озадаченный таким на его взгляд странным предложением, высокомерный Нееман открыто выразил свое негодование и сказал своим приближенными «вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу. А он выслал лишь какого-то слугу и велит просто выкупаться в этом мутном Иордане! Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские (с своими прозрачными водами), не лучше всех вод израильских»? Разгневанный всем этим, Нееман повернулся от дома пророка и поехал в обратный путь. Но к счастью в числе его свиты нашлись люди, которые умели утишить гнев своего господина. Они сказали ему, что ведь пророк требует лишь весьма немногого, и что если он наверно сделал бы гораздо больше для своего исцеления, то отчего же ему не исполнить этого простого предложения пророка, которое кажется оскорбительными лишь вследствие своей необычайной простоты. Убежденный этими доводами, Нееман согласился и направился к Иордану, который находился верстах в сорока от Самарии. И вот, когда он действительно семь раз окунулся в священной реке израильского народа, «обновилось тело его как тело малого ребенка, и очистился». Обрадованный таким чудесным исцелением, Нееман тотчас же направился опять в Самарию, к дому пророка, чтобы выразить ему свою живейшую признательность и предложить богатые дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Раздраженные обличением, первосвященники стали совещаться, как заставить замолчать Христа и отвратить народ от Него. Устраивается провокация: Христу задают три искусительных вопроса, которые должны были поставить Его в безвыходное положение. С этой целью они сперва послали ко Христу фарисеев с иродианами. Между фарисеями и иродианами была вражда, но в данном случае они объединяют усилия, чтобы вместе погубить Христа: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» ( Мф. 22: 16–17 ). Если бы Христос сказал, что можно давать подать кесарю, фарисеи обвинили бы Его в неуважении Закона и, соответственно, ложном Мессианстве, так как евреи платили дань кесарю по принуждению. Закон не запрещал уплату дани языческим царям, но запрещал поставление (добровольное признание) над народом царя-язычника: «Поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» ( Втор. 17: 15 ), из чего книжники выводили противозаконность уплаты подати. Если бы Господь сказал, что платить подать языческому кесарю не следует, тут активизировались бы иродиане и обвинили бы Христа в том, что Он возмущает народ против римской власти. Но Господь дал другое решение этой тупиковой задаче: «Что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф. 22: 20–21 ). Ответ Христа означает, что необходимо повиноваться даже языческой власти и подчиняться всем ее требованиям, если это не противоречит служению Богу (и до тех пор, пока не противоречит). Христиане в Римской языческой империи были лояльными гражданами, но, когда кесарь начал требовать себе от подданных религиозного поклонения, начался период мучеников за веру. «Можно и людям воздавать то, что следует, и Богу, что должно; им – дань и т. п., а Ему – почитание и соблюдение заповедей. Кесарем можно назвать дьявола, который есть князь мира сего и которому нужно воздать должное, то есть страсти и вообще все злое» 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

17. с 14-го стиха) в законе о царе и при том в такой форме, которая заставляет относить этот закон к эпохе Моисея. Появление закона о царе при Моисее, задолго до введения царской власти, не заключает в себе ничего удивительного: идея царя была гораздо ближе к народному сознанию при Моисее, когда народ составлял одно целое, чем во времена Судей, когда колена вели замкнутую, разобщённую жизнь и преследовали почти исключительно свои племенные интересы. Свидетельство о своём происхождении от Моисея закон о царе даёт в следующих словах: из среды братьев твоих поставь над собою царя: не можешь поставить над собою (царём) иноземца, который не брат тебе. Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народ в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: „не возвращайтесь более путём сим“. Появление подобного закона в царстве Иудейском, когда на престоле укрепился царский род Давида и, в силу божественных обетовании, царская власть сде- —73— лалась в роде Давидовом наследственной, было бы немыслимо: насколько известно из последующей истории, никому и никогда в Иудее не приходило в голову обращаться за царём к иноплеменникам; не было подобных поползновений и в царстве Израильском; а потому, с этой стороны, отсутствовали все мотивы к написанию закона в период царей. Далее законодатель требует, чтобы царь не возвращал народа в Египет для умножения себе коней. Переводы в этом месте сильно расходятся: русский перевод: для умножения себе коней; славянский: яко да не умножит себе коней, согласно с греческим: πως μ πληϑν αυτ ππον; Вульгата: nec reducet populum in Aegyptum equitatus numero sublevatus – „да не возвращает народ в Египет при помощи многочисленной конницы“ 3385 . Из этих переводов ближе всего к подлиннику перевод Вульгаты; прочие нужно признать неудовлетворительными. Возвращение народа в Египет для умножения коней представляется действием совершенно непонятным и нецелесообразным. Положим, однако, что возможно было возвращение народа в Египет для приобретения коней.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О домах Левитов находящихся в этих городах, к которым прирезаны были и поля или выгоны по 430 саженей во все стороны кругом (ср. ст. 4 гл. XXXV Числ. по 2000 локтей или по 3000 фут во все стороны), и говорится в этих стихах. Левиты не имели уделов, единственное их богатство заключалось в доме, с правом пользования городском выгоном. Вот почему этот семейный приют Левитов дозволяется к выкупу и к возврату в юбилейный год, как мы понимаем, даже в огороженных городах. 1236 (Ст. 35–38). Поддержи брата своего..... пришлец ли он или поселенец..... чтобы он жил с тобою….не бери от него роста и прибыли….. Я Господь…..который вывел вас из земли Египетской. Здесь, по-видимому, указывается случай, когда Израильтянин продал уже свой участок и не имел где жить. Господь повелевает не отталкивать его, дать ему приют и не пользоваться его беспомощностью и нуждою, чтобы насчитывать на него проценты за вещи или деньги, ссужаемые ему, и не рассчитывать на прибыль в этом деле И не только Израильтянину, но поселенцу и пришлецу бездомному и бесприютному приказано Господом также оказывать такую же помощь и не спекулировать на нищету и нужду его. Иноземцу (Второзак. XXIII, 20) можно было отдавать серебро за проценты, но здесь случай обнищавшего иноземца, к которому приказывается также быть милосердным, как к брату своему Израильтянину. В первом случае, это был обыкновенный коммерческий оборот, но в 36 стихе указан случай вымогательства у бедного. Повеления эти заканчиваются напоминанием, что Тот, Кто повелевает вам, это есть Тот, Который вас спас от рабства Египетского. 1237 (Ст. 39–43). Ср. гл. XXI, 2–4 (и пр. 1–3) и гл. XXII, 3 (и пр. 3)Исхода. Здесь сказано: «до юбилейнаго года пусть работает тебе», По-видимому выражение это допущено здесь потому, что говорится об юбилейном годе, но основный закон был, что более шести лет Израильтянин не мог быть рабом, как ясно высказано во Второзаконии, XV, 12 и в Исходе XXI, 2. «Пусть будет у тебя, как наемник или поселенец, не налагай на него работы рабской (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

После этого Иосиф поселил своего отца и братьев – в лучшей части земли Египетской, в самой плодородной земле, которая называлась Раамсес или Гесем. Земля эта находилась на восточной границе Египта. (А где, дети, Египет? Вызвать одну показать на карте), и простирается от Аравийской пустыни до реки Нила и до Средиземного моря. В этой земле были хорошие пастбища для скота, потому Иосиф и советовал своим братьям назваться пастухами, скотоводами, чтобы Фараон поселил их в этой плодородной земле. Да кроме того, земля Гесемская была отделена от остального Египта (рекою Нилом); в ней жили не одни Египтяне, а смешанно с иноземцами; Египтяне были язычники, и у них было распространено многобожие; они почитали различных животных (быков, мышей, кошек, крокодилов, змей и т. п.), и если бы Израильтяне поселились в самом Египте, то они могли легко заразиться их многобожием; а в земле Гесемской – многобожие не было так распространено, потому что здесь жили не одни Египтяне, а и переселенцы из других стран. Здесь Израильтяне жили спокойно и размножались, а Иосиф снабжал их хлебом и всем нужным; он особенно заботился о том, чтобы успокоить отца своего на старости. Точно также и каждый из нас, дети, должен заботиться о том, чтобы доставлять утешение своим родителям, особенно на старости их, за все те заботы, которыми они нас постоянно окружают и за все те огорчения, которые им нередко приходится пережить из-за нас. В Египте Иаков прожил счастливо и спокойно 17 лет. Когда ему исполнилось всего 147 лет и пришло время умереть, Иаков призвал Иосифа и сказал ему: «клянись мне, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, дабы мне лечь с отцами моими; но вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице». Иосиф поклялся Иакову, что исполнит его желание. Перед смертью Иосиф привел к отцу своих двух сыновей: Манассию и Ефрема, чтобы Иаков благословил их. Когда они пришли, Иаков сказал Иосифу, что Бог Всемогущий явился ему в Лузе, в земле Ханаанской, и обещал произвести от него множество народов и дать потомству Иакова всю землю Ханаанскую во владение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дух исключительности, внушаемый грекам сознанием их культурного превосходства перед варварами, жил и в евреях в силу их религиозного превосходства перед всеми другими народами: просвещение разделяло греков и варваров, единобожие отделяло евреев от иноплеменников. Закон Моисеев, по изъяснению Самого Спасителя, был, как мы знаем, лишь раскрытием основной заповеди о любви к Богу и ближним ( Мф.22: 40 ), но как закон по необходимости местный и временный, имевший одной из воспитательных целей своих оградить избранный народ от пагубных влияний на него со стороны язычества, он сам подал повод Израилю относиться ко всем иноплеменникам, неизраильтянам, с высокомерием, как будто он один имел исключительное право на благословение Божие ( Исх. 4: 22 ). Иногда в результате подобного отношения к иноземцам получалась крайняя жестокость и бесчеловечие евреев. Для примера стоит припомнить хотя бы то поголовное истребление «и мужей, и жен, и молодых и старых» (И. Нав. 6: 20; 8: 126 и др.), какому подвергались побежденные евреями народы. Хотя закон Моисеев повелевал «любить ближнего своего, как самого себя» ( Лев. 19: 18 . Ср. ст. 9–17), но эта заповедь, в противность древнебиблейскому ее смыслу ( Исх. 23: 4 ; Притч. 25: 22 ; Ис. 56: 3, 6 ; Иезек. 47: 19), у позднейших книжников и фарисеев получила ограничительное толкование в виде такой прибавки: «ненавидь врага твоего» ( Мф.5: 43 ) 633 . То, чего недоставало у язычников и иудеев, мы находим в христианстве, которое есть высочайшее проявление любви Бога в отношении к человеку. Начало и источник этой любви заключаются в словах Господа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Лк.10: 45 ). Ветхозаветная заповедь повелевала любить ближнего, как самого себя. Иисус Христос знает эту заповедь не из закона только Моисея; Он, пришедший не нарушить закон, а исполнить ( Мф.5: 17 ), не отменяет ее, а проповедует и как Свое собственное учение, когда говорит: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7: 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010