Для чего так? Как воинам, намеревающимся напасть на неприятеля, никто не позволит выступить прежде, чем они вооружатся; как коням не позволять выбежать на ристалища прежде, чем у них будет возница, — так и им (Господь) не дозволял выступить, на борьбу прежде сошествия Св. Духа, чтобы множество (врагов) легко не одолело и не пленило их. И не только поэтому (повелевает не отлучаться от Иерусалима), но и потому, что там многие имели уверовать. К тому же, чтобы не говорил кто–нибудь, что они, оставив своих знаемых, пошли хвалиться к иноземцам, — для этого они перед теми самыми людьми, которые умертвили (Христа), представляют доказательства Его воскресения, — пред теми самыми, которые распяли и погребли Его, в том самом городе, в котором дерзновенно совершено было это беззаконное дело, так что чрез это заграждены были уста и всем иноземцам. В самом деле, если сами распявшие Его явятся в числе уверовавших, то, очевидно, это будет явным знаком и креста, и беззакония поступка (иудеев), и великим доказательством воскресения. А чтобы ученики не говорили: как мы, когда нас так мало и мы так ничтожны, в состоянии будем жить среди такого множества людей нечестивых и дышащих убийством? — смотри, как Он избавляет их от этого страха словами: « но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня » (ст. 4). Когда же, скажешь, они слышали? Тогда, когда Он говорил: « лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам » (Ин. 16:7). И опять: « Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек » (Ин. 14:16). 5. Но почему (Дух Святый) пришел не тогда, как Христос был еще (на земле), и не тотчас после Его отшествия, но, между тем, как Христос вознесся в сороковой день, Дух Святый пришел, « при наступлении дня Пятидесятницы » (Деян. 2:1)? И каким образом, когда Духа еще не было, Христос говорил: « примите Духа Святаго » (Ин. 20:22)? Это для того, чтобы приготовить учеников и сделать их способными к Его принятию. Ведь если Даниил пришел в изнеможение от того, что должен был увидеть ангела (Дан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Выйдя из отчизны и поставив на чужбине свой шатёр, блаженный этот Авраам опять выразил апостольские повеления своими делами. Когда он воздвиг тот блестящий трофей – одержал неожиданную победу, преодолел иноземцев не крепостью тела, но силой веры, и ему предлагалось спасенными взять награду за те труды и бедствия, – когда иноземец ему говорил: «Отдай мне людей, а имение возьми себе» ( Быт.14:21 ), – тогда что он говорит? «Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего» ( Быт.14:22, 23 ). Видишь ли, как он исполнил то евангельское повеление, которое говорит: «даром получили, даром давайте» ( Мф.10:8 )? И Моисей был воспитан и выращен в иноземном доме, однако не получал отсюда никакого для себя вреда, но и он любомудрствовал не меньше патриарха, осмеивая сибаритскую трапезу 13 , будучи выше той роскоши, не ценя богатство, царство и скипетр Египта, но сам перешёл к глине и приготовлению кирпича. Потому именно и Павел, удивляясь ему, говорил: «Поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища» ( Евр.11:26 ). Потом показывая также учителя этих благ, присоединил, говоря: «он, как бы видя Невидимого, был тверд» ( Евр.11:27 ), – что было делом величайшей веры. Итак, не будем считать стыдом, что в Церкви есть иноземцы, но – даже большим украшением, потому что и сам Господь наш Иисус Христос , пришедши во вселенную, первыми призвал иноземцев. Когда Он был рождён и положен в ясли, волхвы, придя из Персиды, покланялись Ему. О, неслыханные и странные дела! Когда имеет входить в город царь, – занавесы и светильники (устраиваются) 14 , встречают все сановники и власти со светлым видом, (бывают) флейты, свирели, кифары и всякий род музыки, блестящие одежды и венки, и много великолепия; а когда имел входить во вселенную Царь Небес, – ничего такого, но всё противное: шатёр, палатка и ясли, Мать, по-видимому простая, большая нищета и гнетущая бедность. Между тем, если бы Он пожелал, мог бы прийти, потрясая небо, колебля землю, посылая молнии, – и зачем я говорю об этом? – если бы Он показал Свою Божественность только в наготе, то какого блеска и светлости она не была бы больше? Но Он не сделал так, потому что желал не погубить, а спасти, не устрашить, а исправить, попрать сначала спесь человеческую и уничтожить безумие. Потому именно не просто человеком Он делается, но даже нищим человеком, и избирает Себе такую Матерь и простое убежище, приветствуя с самого начала, с Своего рождения, крайний предел бедности. Какая, скажи мне, жена, хотя бы она была беднее всех людей, хотя бы нищенка, не имеет кровати, чтобы положить родившееся дитя? Но Он не возлежал и на кровати, а просто в яслях, как случилось, и в шатре, не в гостинице. Таково начало Его входа, так оно блестяще и славно; а когда слышишь о входе, не думай о перемене места, но – о снисхождении для домоправления 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

( Исх. 22:25 ; Втор. 15:8 и пр.). Отсюда понятен нравственно-общественный мотив, требующий разницы в законе. Если для первого заем был делом жажды приобретения, а для последнего делом необходимости, то и взимание процентов для первого не составляет тяжести, между тем как для последнего оно было бы невыносимым бременем. Что законодатель имел в виду эту разницу в положении заключающих заем, видно из того, что тот же иноземец, но живущий в Палестине, следовательно, в области общественно-экономических условий теократического государства, пользуется в законе о долгах теми же преимуществами пред действительным иноземцем, т.е. случайно заезжающим в страну, какие предоставлены израильтянам. «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтобы жил он с тобою. Не бери с него роста и прибыли» ( Лев. 25:35–36 ). В силу той же разницы в положении занимающих, законодатель, предоставляя заключение займа иноземцем доброму, свободному соглашению его с заимодавцем, считает нужным в деле заключения займа бедным израильтянином или пришлецом присовокупить особенное нравственное увещание к богатым, чтобы они не отказывали в просьбе о займе. «Не ожесточи сердца твоего, обращается законодатель к богатым, и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим. Но открой ему руку свою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» ( Втор. 15:7–8 ). Заем обеспечивался залогом. Система залогов в Моисеевом законодательстве имеет широкое развитие, хотя происхождением своим обязана правовым обычаям народа. Законодатель только упорядочивает установленную обычаем систему залогов, устраняя из нее те ненормальности, которые тяжелым бременем ложились на должника и поощряли алчность кредитора. Ненормальности эти могли состоять в том, что алчный заимодавец, пользуясь безвыходностью положения бедняка, просящего у него взаймы, мог захватить в залог или ценные вещи (если были таковые), стоимостью много раз превосходящие долг, с целью, в случае неустойки должника, воспользоваться ими, или же предметы первой необходимости, лишение которых делает жизнь бедняка еще безотраднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Книга I Книга III 1 . В первой книге свидетельства из древней истории показали, что уже в древнеиудейских судьях воссияла духовная благодать и действием Святого Духа, вечность Которого постиг Моисей, открылись тайные небесные таинства. От начала мира, и сверх того – прежде всякого начала, сочетает Моисей с Богом Того, Кого узрел сущим прежде всех веков 1 . Внимательный читатель может убедиться, что от начала пребывают и Отец, и Сын, и Святой Дух. Об Отце написано: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ), а о Духе сказано: И Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:2 ). В самых первых словах очень уместно дается образ крещения, которым должно быть очищено творение. Сказано следом и о Сыне, поскольку Он – Тот, Кто отделил свет от тьмы ( Быт. 1:4 ). Ибо один – это Бог Отец, Который говорит, и другой – Господь Иисус, Который творит 2 . 2 . Но не следует видеть в Них, с одной стороны, высокомерно повелевающего начальника, а с другой – безропотно исполняющего подчиненного. Отец признает Сына равным 3 Себе в единстве зиждительного действия и говорит: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ). А что еще может обозначать общность образа, действия и подобия, если не то же самое величие? 3 . Перестань сомневаться в равенстве Отца и Сына! Прочти: как Отец сказал, а Сын сделал, так же Сын говорит, а Отец действует. Отец творит, как написано: Отец Мой доныне делает ( Ин. 5:17 ). Пусть тебя убедит в том, что Сын повелевает, просьба, обращенная к Нему: Скажи только слово, и выздоровеет ( Мф. 8:8 ). А вот Сын говорит Отцу: Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною ( Ин. 17:24 ) 4 , и Отец исполняет сказанное Сыном. 4 . Не пренебрег Святым Духом и Авраам. Известно, что увидел он Троих, но поклонился Одному 5 . Ибо один Бог , один Господь и один Дух, и единство чести проистекает из единства власти. 5 . Должен ли я перечислять все примеры по очереди? Самсона 6 , рожденного по божественному обетованию, сопровождал Дух. Так мы читаем, что благословлял его Господь и что начал Дух Господень действовать в нем в стане ( Суд. 13:24–25 ). Вот почему в предведении будущего таинства Самсон решил взять иноплеменную жену, а отец его и мать его не знали, что это от Господа ( Суд. 14:4 ). Его вел Дух Господень, и ведомый Его силою он по достоинству почитался всех сильнее. В одиночку он обратил в бегство иноземцев 7 и, непобедимый в своей крепости, голыми руками разорвал льва на куски, оставшись недоступным для его клыков 8 . О если бы он был так же усерден в хранении благодати, как был силен в борьбе со зверем!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Беседа 5 Деян.2:14 .  Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим. Нужно избегать лести. – Что значит – луна превратится в кровь. – В чем истинная польза епископа. – Христос установил новые законы. 1. Здесь апостол обращает свою речь к тем, которых выше называл иноземцами; говорит, по-видимому, только к ним, а между тем исправляет и тех, которые смеялись. А что некоторые смеялись, это было устроено (Богом) для того, чтобы (Петр) начал говорить в защиту (апостолов) и, защи­щая их, научил других. Итак, эти люди считали для себя великою похвалою и то, что они жили в Иерусалиме. «Сие да будет вам, – говорит, – известно, и внимайте словам моим». Этим пока возбуждает их внимание, а далее начинает уже защищать. «Они не пьяны, как вы думаете» ( Деян.2:15 ). Видишь, как скромна его защита? Хотя он имел на своей стороне большую часть народа, однако говорит с ними весьма кротко; и сперва опровергает их лукавое предположение, а затем уже приступает к защите. Потому-то он и не сказал: как вы говорите, издеваясь и смеясь над нами; но: «как вы думаете», – желая показать, что они говорят это неумышленно, и припи­сывая это скорее их неведению, нежели злому умыслу. «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» К чему он говорит это? Разве нельзя быть пьяным и в третьем часу? Конечно, можно; но он не хотел долго на этом останавливаться, так как (апостолы) были совсем не в таком положении, как говорили в насмешку эти люди. Отсюда, сле­довательно, мы научаемся, что без нужды не надобно много говорить. А с другой стороны, и дальнейшие слова его слу­жат этому подтверждением. Теперь речь его обращается уже вообще ко всем. «Но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог» ( Деян.2:16–17 ). Пока нигде еще (не видно) имени Христа, и обетование это – не Его обето­вание, а – Отца. Заметь благоразумие (апостола). Он не опустил (этого обстоятельства) и не стал тотчас же говорить о том, что касается собственно Христа, – именно, что Он обещал это после Своего распятия: иначе, если бы он сказал так, то все бы испортил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И.Ц. Миронович Лекция 18. Эпоха разделённой монархии (продолжение) Итак, вот рассматривая историю Разделённой Монархии, мы видим, как сбываются слова пророка Самуила, у которого народ требовал поставить над собою царя. Идеальная форма, конечно, как она была замыслена, это теократия. Чистая теократия – это значит Богоправление – заключается в том, что государством правит Бог, ну а на земле должен быть какой-то Его представитель. И вот таким представителем являлось лицо, облечённое саном. Это в первую очередь первосвященники. Царь должен – во всех отношениях, в решительных, вот, шагах своих: предпринимать войны или не предпринимать – обращаться к первосвященнику, чтобы тот молил Бога и была бы открыта Его воля. Вот чистая форма теократического правления. Ну, а сам царь должен быть каким? А сам царь, по замыслу Моисея, – открывайте 17-ю главу книги Второзаконие. Книги Второзаконие, 17-я глава. Моисей пророческим взором своим предвидел, что будет царь, и он тогда же дал предписание – каким требованиям должен удовлетворять монарх – 17-я глава, 14-й стих: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь:   «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня, то поставь над собою царя [первое условие], которого изберет Господь Бог твой [Должно быть избрание. Через кого происходит избрание? Через пророка. Самуилу Бог открывает, кого из двух нужно помазать в цари. Дальше, второе условие:] из среды братьев твоих поставь над собою царя [единоплеменника], не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат тебе. [Третье:] Только чтоб он не умножал себе коней [армию, колесницы боевые], и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней». Торговлю Соломон вёл с Египтом, перепродавая и колесницы, и коней в другие государства и имея от этого большую прибыль. Так вот: чтобы он не увлекался этим. Сейчас у нас идёт основной доход от продажи оружия . Ничего не изменилось. Там – кони и колесницы, сейчас – самое современное оружие. Вот вкладывают дополнительные средства в оборонную промышленность – с чем? с какой целью? Чтобы совершенствовать ещё орудия убийства. Вот, возможно, в Ираке могут применить новейшее оружие – и продемонстрировали вчера его по ВВС, – которое действует через звук: звук парализует человека, и он падает. И выходит из состояния сознания на какое-то время. Вот идёт такой звук, которого не выдерживает – децибелы вот не выдерживает слух человека, и он падает в обмороки замертво. Вот вам, пожалуйста. На что это? Вот будут думать – а как бы противоядие придумать против этого? И этот процесс будет безконечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Библия, изложенная для семейного чтения Рабство израильтян в Египте. Моисей Моисей у Неопалимой купины. Икона монастыря св. Екатерины (Синай) По смерти Иосифа сыновья Иакова и семьи их продолжали жить в земле Гесем — на границах Египта и Аравии. Со временем, быстро размножаясь, они образовали целый особый народ, которому определено было стать избранным Богом для исполнения Его обетований. Живя в Гесеме, евреи продолжали быть хранителями отеческих преданий о Божественном Откровении. Само провидение благоприятствовало их обособлению в этой чудной, отведенной для них земле. В то же время высокий уровень цивилизации древнего Египта содействовал и их разностороннему развитию. Пока фараоны помнили о том, какую услугу оказал им Иосиф, евреям жилось в Египте хорошо. И они мало-помалу стали оставлять родные обычаи, перенимать язычество, предаваться суевериям и пороку. В наказание за это Господь лишил их Своей милости и подверг тяжким испытаниям. Образумившись, они снова обратились к Богу и умоляли Его о помиловании и спасении. И были услышаны. Господь вывел их из Египта в прежнюю землю обетованную, данную в наследие праотцу их Аврааму Самим Богом. Орудием избавления израильтян от ига египетского был Моисей . Чудесная судьба была у этого избранника Божия, изменившего и направившего на новый путь судьбу своего народа. Родился он в то время, когда бедствия народа его достигли, казалось, высочайшей степени. Управляли тогда Египтом уже не цари-гиксы (иноземцы), при которых так спокойно жил и размножался пришлый народ еврейский, их давно вытеснила новая династия правителей из туземцев, которые совершенно иначе отнеслись к чужеземному народу, основавшемуся по-соседству. Предполагая в них национальную враждебность, их подвергали жесточайшим преследованиям, отягощали непосильными работами на устроение и украшение египетской земли. Между прочим построили фараону евреи «Пифом и Раамсес, города для запасов, (и Он иначе — Илиополь). И делали египтяне жизнь евреев горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью».

http://pravoslavie.ru/2797.html

Глава 14. Погибель царя Вавилонского. Истребление Филистимлян 1. Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова. (Скоро идет и не умедлит: и помилует Господь Иакова и изберет паки Израиля, и почиют на земли своей, и пришлец приложится к ним и приложится к дому Иаковлю). Время суда Божия над Вавилоном близко, скоро наступят дни его бедствий. Приближение этого времени вполне зависит от меры наказания народа Израильского, которое строго определено правосудием Божиим. Как скоро мера наказания народа исполнится, то начнутся казни над жестоким Вавилоном. Они обнаружат, что Господу покорно всякое могущество земное, оно ничтожно пред Всемогущим и уничтожается Им, как соблазнительное и пагубное для избранных Царя небесного. Когда Господь уничтожит могущество Вавилона и через то освободит свой народ, возвратит его в свою землю; то в этом откроет не только свою царственную славу, но и отеческую любовь. То и другое привлечет, к Нему умы и сердца многих язычников-иноземцев, которые, не смотря на рознь по происхождению, сроднятся с евреями духом и составят одно, постоянно целое общество – церковь Божию. 2. И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими. (И поймут их языцы и введут на место их, и наследят и умножатся на земли Божии в рабы и рабыни: и будут пленени пленившии я, и обладани будут обладавшии ими). Как свидетели падения Вавилона, которое предопределил и предвозвестил Бог , все народы признают в том действие верховного Бога, которого одного чтут евреи. Вместе с тем, все признают их народом, достойным покровительства Божия. При таком сознании необходимо переменять к лучшему и сами отношения язычников к народу избранному: отсюда – сближение с евреями, добровольное подчинение и служение им язычников. Так совершится плен пленивших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 61 (1) Дух Господа Иеговы на Мне 468 , Ибо Иегова помазал Меня Благовествовать страждущим, Послал Меня исцелить сокрушённых сердцем, Возвестить пленникам свободу И узникам открытие темницы 469 ; (2) Объявить год милости Иеговы 470 , И день мщения Бога нашего, Утешить всех плачущих, (3) Показать плачущим Сиона, Что дастся им венок вместо пепла 471 Елей радости – вместо плача, Одежда светлая – Вместо духа скорбного. Тогда назовут их сильными 472 в правде, Насаждением Иеговы на славу. (4) Тогда застроят пустыни вековые, Развалины древние воздвигнут, И восстановят города разоренные, То, что разрушено веками 473 . (5) Тогда предстанут иноземцы, И будут пасти овец ваших; И чужестранцы будут Земледельцами вашими И виноградарями вашими. (6) А вы священниками Иеговы назоветесь, «Служители Бога нашего» – Будут говорить вам; Богатство народов снесте, И в славу их войдете. (7) За бесславие ваше вдвое... И за поношение будут прославлять участь свою, Да, в земле своей они вдвое получат, Веселие вечное будет у них. (8) Ибо Я – Иегова люблю суд, Ненавижу грабительство и насилие, И Я воздам за труд их по истине, И завет вечный заключу с ними. (9) И будет известно между народами семя их, И потомство их среди племён; Все видящие их познают их, Ибо они семя, Благословенное Иеговою. (10) Радостью буду радоваться о Иегове! Да торжествует душа моя о Боге моем, Ибо Он облёк меня в ризы спасения, Одеждою правды одел меня, Как жениха украшенного венцом И как невесту наряженную в уборы ее. (11) Да, как земля производит зелень свою, И как сад произращает посеянное в нём, Так Господь Иегова проявит правду и славу Перед всеми народами. L 469 . Эти слова дают сильную аллитерацию в игре звуков, так как здесь второе слово повторяет последние звуки первого. вместо: (от брать) место заключения, темница. 471 . Здесь игра слов -с консонансом. Слова и состоять из одних и тех же букв, только переставленных; при этом и гласные знаки созвучны. Игра еще более усиливается оттого, что тем и другим словом указывается вид головы, украшенной венком, или усыпанной пеплом. 472 буквально: дубами правды. Дуб всегда употреблялся как символ крепости и силы. 473 Этот стих почти буквально повторяется в 58 гл. 12. Вообще в последней части пророческих речей Исаии много общего в содержании и выражении. Читать далее Источник: Книга пророка Исаии (Ешаия). (Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. А.А. Олесницкого (с масоретского текста))//Труды Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 3. С. I-VI, 1-288 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Александр Кейт Глава XIII. Египет Египет был один из древнейших и могущественнейших царств, и разыскания путешественников все еще посвящаются исследованиям несравненных памятников его могущества. Никакой народ, ни древних, ни новейших времен, никогда не воздвигал таких огромных и долговечных памятников. В то время как следы других древних монархий едва могут быть открыты между покрытыми плесенью развалинами их городов, искусственные горы, видимые на пространстве тридцати миль – пирамиды египетские, устояли всем опустошениям времени. Династия египетских царей имеет преимущество в отношении древности перед всякой другой. Никакая страна никогда не могла предъявить такого длинного ряда царей. Ученость египтян обратилась в пословицу. Число их городов 881 и многолюдство их страны, как повествуют древние историки, почти превосходит всякое вероятие. Природа и искусство соединились, чтобы сделать ее самой плодоносной областью. Она называлась житницей мира. Она была разделена на несколько царств, и их могущество часто распространялось над многими соседними странами 882 . Однако, несмотря на то, что её величие и слава были известны еврейским пророкам, они не устрашились объявить, что Египет сделается «низким царством, и никогда более не возвысится сколько-нибудь над народами. И буквальное исполнение каждого пророчества представляет ясное доказательство, что каждое из них божественного происхождения. Египет был предметом многих пророчеств, которые исполнились в древние времена, и он по настоящий день отмечен особой печатью, коей пророчество запечатлело его судьбу. «И там они составят царство скромное. Оно будет ниже других царств, и уже не станет возвышаться над народами; и я сделаю их малозначащими, чтоб они не господствовали над народами 883 . И падут помощники Египта. И будет пуст среди опустошенных земель, и города его будут находиться в числе городов запустелых. И предам землю в руки злым, и рукой иноземцев опустошу землю и все наполняющее ее. Так говорит Господь Иегова. И из земли египетской не будет уже начальствующего 884 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010