Глава XIV В этой главе особенно ясно выступает мысль, что Ассур и Вавилон, – хотя отдельные царства, павшие разновременно,-но представляют собою одно сатанинское царство гордости и насилия, а потому имена их тожественны в пророчестве, говорящем о падении царства зла 710 . Люцифер, денница, сын зари ( Ис. 14:12 ) есть прототип их временного владычества. Как отец лжи и гордости, он свержен в ад: но также как он будут свержены Ассур и Вавилон 711 , сделавшиеся его царствами. Так падет и царство мира его, когда окончательно воцарится правда Божия, против которой и доныне мир и плоть борются. Господь сказал приидя на землю: „ныне суд миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон“ ( Ин. 20:31 ). Причина и источник зла лишается власти, изгоняется из мира: от того часа притекающий к Господу с мольбою о защите свободен от насилия сатаны: воле человеческой возвращена ее свобода. 1 . Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся в ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова. Близко время Вавилона, дни его сочтены, говорит пророк, живущий духом в будущем, еще относительно далеком. Пророчество произносится, как мы видели, во времена Ахаза 712 ; но в это время Вавилон еще даже не царство, а область Ассирии; сама Ассирия еще могущественна, и пророк видит события, имеющие совершиться лишь через полтора века. Но пророк видит уже и плен Иуды, и возврат из него. Но более того, пророк, в особенности в совокупности стихов 1 и 2-го, говорит о событиях более общих и более таинственных, которые можно отнести лишь к распространению и утверждению на земле Христианства. Другими словами в речении: „помилует Господь Иакова и возлюбит Израиля“.... „и присоединятся к ним иноземцы“.... надо разуметь всех чад Авраама, т. е. всех верующих всех племен, которые, по словам Апостола: „благословляются с верным Авраамом“ ( Гал. 3:7–9 ). 2 . И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава X Мы считаем эту главу особым пророчеством, произнесенным позже предыдущего, которое обращено исключительно к Израилю (гл. VIII и IX). В главе X пророк повидимому обращается исключительно к Иуде, так как, в ст. 24 Господь говорит: „народ Мой живущий на Сионе“. Об Израиле упоминается однако как об остатке: „остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова“ (ст. 20), и ниже ст. 21 и 22: „только остаток обратится“, что указывает на то, что перед Господом нет уже различия между царствами, а спасутся все верующие из всех колен 588 . Но главная сущность пророчества заключается в том откровении, что народы действуют не самопроизвольно. Великие и сильные и воинственные и грозные народы, нападающие на народ Божий, сильны не своею силою, идут не по своей человеческой воле: они суть только орудия гнева Божия: Покоряя и разоряя земли и народы и уводя их в плен и разрушая царства, они сами не понимают в слепой гордости своей, что не их мудрость и сила творит то, что совершается ими, но что все действия их предначертаны высшею мудростью, а гордость их в свое время будет наказана. (См. еще ниже главу XIV). 1 . Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, 2 . чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. Обращаясь к народу Иудейскому и жителям Иерусалима, среди которых пророк живет, он повторяет,-повидимому во времена Ахаза,-те обвинения, которые он произносил против них во времена Озии 589 и за которыми должен последовать гнев Господень. Грехи высшего слоя общества Иудейского и влиятельных лид заключались в том, что они заготовляли и подносили к утверждению царя законы, начертанные в ущерб малоимущих и составленные так, что они отдавали всю власть в руки князей и судий народа. В самом же суде повидимому существовала безмолвная стачка сильных решать все дела в пользу своих сторонников, так что народ не только не имел праведного суда, но еще отучался от попытки прибегать к суду. Легче всего было конечно этому развратному высшему служебному сословию обижать и грабить сирот и вдов, прикрываясь частию законными формами, частию проволочками в решении дел. Эти грехи навлекают на царство гнев Божий и конечно удары, наносимые царству иноземцами, более всего чувствительны высшим классам, так как бедным почти нечего было терять 590 . Как оружие казни Божией является Ассур „жезл гнева Божия“ 591 , который поступает в отношении богатых так, как они поступали в отношении бедных. Правда, при Езекии Иерусалим был спасен за его благочестие; но пришло время, когда толпы знатнейших и богатейших были ведомы в узах в страну далекую, а беднейшие остались в стране обетования ( 4Цар. 25:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Закрыть Экономическая программа движения «Возрождение России» Проект 12.02.2016 1472 Время на чтение 29 минут Русская национальная экономика: Независимая экономическая система, ориентированная на российское производство и обеспечивающая общее благо страны и благосостояние всех граждан России (Проект идеологической основы создания независимой и самодостаточной экономической системы России) Автор-составитель Дмитрий Салихов Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Евангелие от Матфея, глава 6: стих 33 1. Введение: какая может быть Русская экономическая политика в России и её основная цель Исходя из Евангелия в Православном толковании, исходя из Библии постараемся изложить основные цели и суть экономической политики. Трудно соответствовать Евангельскому идеалу, но стремитьсяк немунужно, в том числе и в экономике. К соответствию Евангельскому идеалу, к исполнению заповедей Божиих и должна быть максимально направлена экономическая политика. Цель же всей христианской жизни спастись для жизни вечной. Таким образом, цель русской национальной экономики России - это постаратьсядать гражданам России максимально благоприятную возможность спасать свои души для жизни вечной в Царстве Небесном. Какие моменты мы можем найти в Библии относительно ведения экономической деятельности? 1) О ростовщичестве и ссудном проценте. Приведём пример ответа о ростовщичестве с сайта Ижевской и Удмуртской Епархии Русской Православной Церкви (ссылка http://duhovnik.com/node/6025): «Здравствуйте, Батюшка.У меня к вам вопрос.Как христианство относится к ростовщичеству? Считается ли оно грехом?В ветхом Завете об этом сказано, что позволено.Как надо к этому относится? Объясните, если можно словами из Писания. Ответ: Здравствуйте! Нет, Библия запрещает получение роста за ссуду. В книге Исход говорится: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25). Этот же запрет повторяется в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37). Вот и из книги Второзакония мы читаем: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19-20).

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Иисус Христос избрал учеников Своих из бедных и неученых людей; некоторые были рыбаками и жили своим промыслом. Господь повелел им проповедовать Слово Его по всему миру. Они должны были обращать иудеев и язычников, говорить с учеными и мудрыми, с сильными и знатными людьми. Порученное им дело было трудно. Его нельзя было совершить без помощи Божией. И эта помощь была им обещана Иисусом Христом, Который повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока не облекутся силою свыше. Он обещал им дар чудотворения, знание языков, обещал им Свое постоянное присутствие с верующими. Дана Мне всякая власть на небе и на земле, сказал Он им. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28, 18–20 ). После этих слов Господь вознесся на небо. Ученики же возвратились в Иерусалим, где и пребывали в горнице на горе Сион в постоянной молитве, с радостью и упованием ожидая обещанного им Утешителя, Духа Святаго. С ними была Матерь Иисуса, некоторые жены, уверовавшие в Господа, и другие верующие. Наступал день Пятидесятницы. Этот праздник совершался торжественно в Иерусалиме в пятидесятый день после Пасхи. Им воспоминалось дарование Закона Моисею на горе Синай. Дома и синагоги украшались древесными ветвями; множество народа приходило в Иерусалим из всех стран мира. В Евангелии повествуется, что апостолы молились единодушно в горнице на горе Сион, как вдруг, в третьем часу дня, что соответствует девятому часу утра по нашему времени, сделался великий шум с неба как бы от сильного ветра, и Дух Святый, в виде огненных языков, низшел на каждого из молящихся; все они исполнились Божественною силою и мудростью; все вдруг получили великий дар свыше – знание языков, что должно было облегчить им благовествование всем народам. Услышав шум, множество людей окружили дом, в котором находились апостолы, – здесь было много иноземцев и много иудеев, живших по чужим землям и приехавших в Иерусалим на праздник. Апостолы вышли к ним и стали говорить с каждым на его родном языке, проповедуя о великих делах Божиих. Все изумлялись этому. Тогда Петр стал объяснять пророчества, в которых предсказано было о пришествии Иисуса Христа, и объявил, что все эти пророчества теперь исполнились, что Христос родился, был распят и потом воскрес, что Он ныне излил на апостолов Своих Духа Святаго. Слышавшие это умилились сердцем и говорили: Что же нам делать? Петр отвечал им: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, чтобы получить прощение грехов; и получите дар Святаго Духа. Обещание это дано вам и всем, кого призовет Господь. Спасайтесь от сего развращенного рода (ср.: Деян. 2, 37–40 ). В этот день около трех тысяч человек обратились ко Христу и приняли крещение. Они стали жить вместе с апостолами и имели все общее; постоянно пребывали в молитве и преломлении хлеба, т. е. совершали установленное Господом Таинство Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Апостолы ликовали. Наконец-то настал долгожданный день! Они громко славили Бога, вторя толпе» (Прот. Александр Мень). Всякие сомнения в этот исторический момент торжества Мессии представлялись кощунственными. На глазах происходило преображение действительности. Наступала истинная Весна, рождалась Новая душа во Христе. Земной мир сливался с небесным. И это было слияние двух равноценных Начал: Бог на небе и на земле соединял в себе весь космос. Происходило возвращение Сути к своему Первообразу. В этот момент торжества израильскому народу казалось, что наступило то самое царство, в котором Мессия отрет каждому слезу. Можно представить себе ликование народа, ожидавшего Царя столько веков, и вот, увидевшего Его воочию. Удивительно, но мало кто обратил внимание, что Господь въехал в Иерусалим на мирном осле. Христос подчеркивал, что Его Царство не от мира сего. В этом Царстве не место боевым коням. Иудеи же хотели видеть Его во главе огромной армии, способной сокрушить величие Рима. То, что Он ехал на осле, наверно, казалось им досадным недоразумением, которое со временем устранится. Возможно, что осел воспринимался и как животное, которое несет вместе со своим Седоком мир именно иудейскому народу. Видимо, присутствовала и вера в могущество Христа, Который, подобно Давиду, будет побеждать иноземцев ослиной челюстью и повергать их, как древнего Голиафа. На такие мысли наталкивали свершенные Господом чудеса. Иудейская элита, полагаю, тоже верила в мессианское царство и участвовала в шествии с восторженным народом. Как же хотелось власти, национального торжества. Их убогие души наполнялись гордостью. Наконец-то свершится ожидаемое. Элита не видела и не желала знать, что не возносить народ в гордыне его пришел Христос, но творил Новое Бытие, иную реальность, в которой человек любил другого человека, потому что он есть образ и подобие Божье. Поэтому Он резко выступит против безобразий, которые происходили в Храме. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь» (Мф. 21: 12-17).

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/28/...

Пророк Исаия, как великий Помазанник Божий, предвозвещавший избавление народа из плена Вавилонского, со всеми радостями его, а также предсказывавший об отрадном времени явления в мир Спасителя, имел основание говорить так и о своем призвании и послании: но Пророк только предвозвещал отрадные дни спасения из дали времен, а сам не был очевидцем этих блаженных дней. А потому Он есть только прообраз Великого Помазанника Божьего, Спасителя, который не только возвестил о таком Своем служении людям, но и совершил то, что говорил и на что был послан Богом, как Помазанник Святой из Святых. Он объявил и действительно даровал людям «лето Господне приятное» – «день спасения», со всеми его радостями не только земными, но и небесными: для нищих – блага милосердия и духовные дарования, для сокрушенных сердцем – благодать исцеления от недугов и грехов, для пленных – свободу от своих страстей и от власти ада, для слепых – озарение очей и просвещение ума; и всем вместе Он даровал блага блаженства ( Лук.4:16–21,43; 7:20–23 ; Мф.11:4–6 ). 4–7. И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них. (И созиждут пустыни вечныя, запустевшыя прежде воздвигнут: и обновят грады пустые, опустошенные в роды. И приидут инороднии, пасущии овцы твоя, и иноплеменницы оратели и виноградари ваши: вы же священницы Господни наречетеся, служителие Бога вашего, речется вам: крепость язык снесте и в богатства их чудни будете. Сице землю свою вторицею наследят, и веселие вечное над главою их) Освобожденные из рабства и утешенные, оправданные и обрадованные, наследники земли обетованной, возвратясь в свое отечество, застроят пустыни вековые, восстановят древние развилины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов (т.е. во время плена Вавилонского). И приидут иноземцы; и будут пасти стада их, и сыновья иноплеменников (вообще чужестранцев) будут орателями – земледельцами и виноградарями. А свободные, избавленные и праведные сыны Израиля, как преимущественно близко к Богу стоящие, просвещенные Им и просвещающие других и получающие от них дары благодарности, будут называться священниками Господа, служителями Его. О них будут говорить: «питайтесь богатым достоянием народов» – «пользуйтесь дивным их богатством во славу!» – Так, именно, с полным довольством и с великой славой, будущие поколения Израиля снова наследуют свою землю, принадлежавшую их праотцам. И над их головой, на которой прежде были прах и пепел (ст.3), будет венец – образ радости; и эта радость будет вечная!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Не доселе, но и дальше они прошли, и, не удовольствовавшись нашим местообитанием, они высадились у самого океана, и захватили в свои сети чуждые страны и британские острова; и куда бы ты ни пришёл, наконец, ты увидишь, что имена рыбаков обращаются на устах все ех, не по могуществу рыбаков, но по силе Распятого, всюду пролагавшей путь им, и являвшей простых мудрее философов, неучёных и бывших безгласнее рыб ревностнее ораторов, писателей и ученых. Итак, пусть не считает никто стыдом для Церкви, что мы заставили иноземцев выйти на средину и сказать, потому что это - краса Церкви, это - украшение, это - доказательство силы, которая в вере; об этом также пророк, свыше провозглашая, говорил: " Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По все ей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их " (Пс. 18:4,5). Опять же другой, указывая на это, намекал иными словами, говоря: " Волк и ягненок будут пастись вместе " , и барс будет почивать с козленком, " и лев, как вол, будет есть солому " (Ис. 65:25); не о львах и агнцах, барсах и козлёнках он рассказывает, но провозглашает нам и показывает, что именно звероподобные из людей достигнут такой облагороженности, срастворившись любомудрием проповеди, что будут составлять одно стадо с благороднейшими и кротчайшими из мужей. И это сегодня вы видите, - что самые грубые из всех людей стоят с овцами Церкви, что пастбище общо, овчарня одна и предстоит одна для всех трапеза. 2. Да постыдятся иудеи, читающие Писание и не понимающие смысла его; да закроют от стыда своё лицо эллины, сидящие на каменных седалищах и гонящиеся за тьмою, - при виде истины, сияющей светлее луча; да красуется Церковь, всюду сияющая и парящая. Как солнце обще и земля обща, море и воздух, так намного более стало общим слово проповеди; потому и Павел говорил: " я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме " (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1644...

То, что создавалось трудами и усилиями многих и многих поколений, приватизируется (то есть воруется у населения), переходит в частные руки всевозможных проходимцев из мира политики и бизнеса. Чаще такая «прихватизация» замешена на крови многих и многих людей, которые не соглашаются с подобной преступной «экономикой», прямо направленной на разорение и нищету остальных масс населения. Подобную экономическую тиранию, обрекающую миллионы и миллионы россиян на нищенское прозябание, необходимо остановить. Сказано в Законе Божием: «Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им» ( Исх.22:2–3 ). Россия переживает в настоящее время социальную ночь, посему нельзя в деле наведения социального порядка ограничиваться только конфискационными средствами, давно пора более решительно противостать политиканам-казнокрадам и олигархам-эксплуататорам. Но наше горе и национальное бедствие заключается в том, что именно те, которые отвечают за порядок в Российском политическом доме, сами замешаны и в коррупции, и воровстве. Их первыми и надо призвать к ответу. Таковые грабители и их политические пособники не имеют права называть себя христианами, ибо христианин питается тем, что заработал своими собственными руками и не живет за счет других. Сказано: «Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» ( Иер.22:13 ). И еще: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Сол.3:9 ). В Книге Притчей сказано: «Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает» ( Притч.29:2 ). Господство нечестивых всегда приносит стенание, плач и скорбь честным людям. Особенно тяжело людям, когда над ними господствует не один правитель (например, монарх, царь), а целая толпа временщиков, жадно теснящихся у государственной кормушки. О чем Писание и учит: «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна» ( Притч.28:2 ). В этом тексте отступлением от закона считается нарушение заповеди Божией. В Законе сказано: «поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» ( Втор.17:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Да, мы живем поистине в лукавые дни, в страшное время. Не до бокалов бы, не до гром­ких здравиц добрым христианам ныне. Если когда, то именно в наше грешное время диавол яко лев рыкая ходит по нашей грешной Русской земле, иский кого поглотити. Всюду рас­кинул он сети свои, всюду сеет соблазны. Берегитесь, православные! Берегите детей своих! В последнее время сатана через верных слуг своих – а их так много у него! – особенное тщание употребляет, чтобы отравлять детские души ядом безбожия, кощунства, богохуль­ства. И как изобретательны стали эти слуги сатаны! Как хитро истолковывают они в свою пользу все свободы, данные, конечно, не для зла, а для добра! Как умеют пользоваться всем для того, чтобы развращать, губить души даже детские! Поистине, братие, страшное время! Со страхом вспоминаются пророчественные слова великого тайновидца Иоанна Богослова: и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольща­ющий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его с ним... Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему оста­ется времени. ( Откр. 12:9, 12 ). И в трепете вопрошает душа: уже не исполняются ли сии грозные пророчества возлюбленного ученика Христова в наши дни? Не сбываются ли на наших глазах все те признаки близкого дня суда Божия, о каких говорил Господь: когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях.? ( Мф. 24:33 ). Смотрите внимательно! Сколько лжехристов и лжепророков появляется в наши дни! Сколько ересиархов, начиная с идола нашей безбожной интеллигенции – богоотступника Толстого и кончая разными братцами-хлыстами, начиная с незваных-непрошеных иноземцев Фетлеров и кончая своими изменниками православной Церкви – Мазаевыми, Прохановыми и Степановыми! И всем им полный простор блазнить в простоте верующих православных! А как умножились беззакония и охладела истинная христианская любовь! Уже и Евангелие Христово проповедуется всем народам земным по всей вселенной во свидетельство им, да будут безответны на страшном судище Христовом, уже мерзость запустения является на местах святых: строятся языческие капища и магометовы мечети в столице православной, и, говорят, имеются и места, где поклоняются самому сатане. Уже творятся и знамения, и чудеса ложные у спиритов и оккультистов, уже совершается то великое отступление от веры и благочестия, о коем пророчествовал Апостол Христов Павел. И сердце содрогается при мысли: уже не близок ли конец? Уже не стучится ли в дверь человек беззакония, сын поги­бели, противящийся и превозносящийся превыше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог , выдавая себя за Бога. Еще “удерживающий” удерживает его появление, но надолго ли?..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Становясь на точку зрения ученых второй категории, должно предположить, что действие года прощения простиралось на все вообще виды долговых обязательств, но не простиралось на такие предметы, которые находились у заимодавцев не в качестве залога (залог должен быть возвращаем с уничтожением долга), а в качестве частичной уплаты долга. Закон погашения долга простирался лишь на недоплаченную сумму. Действие закона о прощении долгов в седьмой год не простирается на иноземцев, как находящихся вне сферы социально-экономического строя избранной общины. Втор.15:12 .  Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу; Втор.15:13 .  когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, Втор.15:14 .  но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой: Втор.15:15 .  помни, что [и] ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие. Продажа евреем самого себя в рабство единоплеменнику ( Исх. 21.2 ) или продажа его в рабы по закону Исх. 22.3 имели последствием для него шестилетнюю службу купившему, с правом на освобождение от рабского состояния в седьмой год службы. Как после шестидневной работы недельная суббота и после шестилетней обработки земли годичная суббота должны были (служа для отдыха и восстановления сил трудящегося человека и производящей земли) обращать взоры еврея к Творцу и Промыслителю мира, так и освобождение раба после шестилетнего рабского состояния должно было служить (как для господина, так и для раба) напоминанием того, что они (независимо от социально-экономических случайностей) все-таки равноправные члены царства Иеговы. В том случае, когда еврей делался рабом менее чем за шесть лет до юбилейного года, для него не был обязателен шестилетний срок службы: в юбилейный год он делался свободным ( Лев.25.1 ). Иной характер принимает Моисеево законодательство по отношению к израильтянину, поступившему в рабы к неизраильтянину, живущему среди еврейского народа. В указанном случае раб-еврей лишался права на освобождение в седьмой год. Он делался свободным не ранее юбилейного года. Ранее юбилейного года он мог освободиться лишь по выкупу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010