XLIX. Записка о разных предметах, касающихся церквей и причтов по Якутской области 65 1. В Якутской области, состоящей собственно из пяти округов: Якутского, Вилюйского, Олекминского, Верхоянского и Колымского, число всех жителей по гражданским спискам простирается за 202 тысячи 66 выключая: а) жителей вновь причисленного Охотского округа, и б) Чукоч, обитающих в так называемой Чукотской земле, которых надлежит причислить к Камчатской области. 2. Народы, населяющие Якутскую область, кроме Русских суть: Якуты, Тунгусы, Ламуты и Юкагиры. Первые составляют самое большое число, их будет не менее 190 т. Из прочих большое число составляют Тунгусы. Уже несколько лет тому, как все вышепоименованные инородцы, обитающие в Якутской области, приняли Христианство, и нет ни одного из них некрещеного, выключая быть может тех из них, кои долго не видали священника. 3. Господствующий язык в Якутской области есть Якутский, так что из 210 т., едва ли найдется и 8000, которые бы не говорили или не понимали по-якутски; а совсем непонимающих не найти и 4000. Тунгусы и прочие имели или имеют свои языки; но Юкагиры говорят по-русски, а Тунгусы почти все говорят по-якутски, и большая часть из них уже и забыли свой природный язык, – и самые Русские, крестьяне Амгинские и другие забывают и уже очень забыли язык отцов своих; и даже из самых жителей Якутска, очень гораздо свободнее и охотнее говорят по-якутски, чем по-русски. Двухвековой опыт показал, что Якуты -– несмотря на то, что в самых их улусных Управлениях дела производятся на Русском языке, и довольно многие читают сами Русские молитвы и проч., при настоящем положении обстоятельств, никогда не переменят своего природного языка на Русских, как это сделали Камчадалы и Юкагиры; напротив того заехавшие к ним Русские волей и неволей принимают их язык. 4. Округи, составляющие Якутскую область, по числу жителей, весьма неравны. В Якутском округе находится более 122 тысяч, в Вилюйском до 58 т. в Олекминском до 12 т., в Верхоянском до 14 т., а в Колымском – самом отдаленнейшем, не более 6500, считая тут и крещеных Чукоч, не вошедших в гражданские списки.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

XLVII. Путевой журнал Иннокентия Епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, веденный им во второе путешествие его по Камчатке и Охотской области в 1846 и 1847 годах 50 Главная цель предпринимаемого мной второго путешествия по Камчатке и Охотской области есть общая, т. е. обозреть епархию по обязанности через четыре года после первого моего путешествия; кроме того, были и другие к тому причины, одной из них было то, что по слухам, до меня стороной дошедшим, на некоторых Охотских священников поступили жалобы ревизовавшим по Высочайшему повелению Сибирь в прошедших годах 51 . Во избежание излишних трудностей в пути, мне надлежало бы и представлялся удобнейший к тому случай из Новоархангельска отправиться прямо в Петропавловск – с тем, чтобы в течение лета осмотреть церкви, находящиеся в селениях, лежащих по реке Камчатке, и тем сократить и облегчить зимний путь. Но так как в прошедшем 1845 году никто из лиц, требованных мной для Новоархангельского собора и для семинарии не прибыл, а в нынешнем году они непременно должны быть, а с ними и ректор для семинарии, а потому, чтобы сделать и сколько возможно более правильные о них распоряжения, касательно определения их к должностям, по разным частям, – необходимо было увидеть их лично, прежде чем начну мое путешествие, которое должно продолжаться до сентября 1847 года; а видеть я их мог не иначе, как в Аяне (новой фактории Компанейской на берегах Охотского моря) и потому я решился отправиться прежде в Аян, а оттуда уже в Петропавловск и далее чрез Гижигу и Охотск в Аян. По надлежащем сношении с Главным Правителем и сделав все необходимые и возможные распоряжения по своим делам, 9 мая в 7 часов вечера я отправился из гавани Новоархангельска на корабле Наследник, одном из лучших судов Компании, взяв с собой диакона, трех певчих и келейника: а всего 5 человек. Противные ветры держали нас в океане до 13 июня; а в Охотском море сначала штили, а потом льды не допускали нас долго до гавани Аянской, и только 24 июня утром могли войти в залив и положить якорь; льды, которые мы встретили в первый раз 19 числа, держали нас в виду берегов Аяна целых три дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Аримафей, отечество Иосифа, — древний Гараматаим (1 Цар. 1, 1), место рождения Самуила-пророка, или, что вернее, Рама (по сиро-халдейски Армафа), город в колене Вениаминовом, упоминаемый св. Матфеем (Мф. 2, 18). Великое богатство (Мф. 27, 57) делало Иосифа лицом значительным в то время, когда в Иерусалиме все можно было купить за деньги, начиная от должности последнего мытаря до сана первосвященника. Кроме этого, Иосиф принадлежал к числу знатнейших членов синедриона (Мк. 15, 43; Лк. 23, 50) и вместе с другими благомыслящими советниками, вероятно, составлял в синедрионе оппозицию приверженцам Каиафы. Это оппозиционное общество, чьи благородные усилия к поддержанию падающего отечества во время последних междоусобий, предшествовавших разрушению Иерусалима, с такой благодарностью вспоминаются иудейским историком Иосифом Флавием, искренне заботилось о благе народа иудейского. Ни почести, ни богатства, заставлявшие многих саддукеев вовсе оставить надежду на Промысл о народе еврейском, нисколько не препятствовали Иосифу ожидать пришествия Мессии и воздыхать со многими истинными израильтянами о Его святом царстве (Лк. 23, 51; Мк. 10, 43). Если он, подобно прочим, думал об этом царстве с некоторыми предрассудками, представляя его земным и чувственным, то не был однако же, подобно прочим, упорен в своих мнениях; с ревностью искал наставления и всегда готов был слушать тех, которые могли открыть ему истину. Эта-то ревность сблизила его с Иисусом Христом. Несмотря на то, что синедрион ненавидел и преследовал Пророка Галилейского, что Небесное Царство, Им проповедуемое, было совершенно противоположно земному царству, ожидаемому народом иудейским, что все беседы Его были о духовной нищете, столь противной людям, обладающим благами века сего, — Иосиф сделался искренним последователем и учеником Иисусовым (Мф. 27, 57). Недостаток этого ученика состоял в том, что он, опасаясь преследования первосвященников, хранил в тайне свою расположенность к Учителю и свои отношения с Ним (Ин. 19, 38), — недостаток в общем-то извинительный, потому что Господь, щадя слабость человеческую и предвидя плохие последствия для Иосифа, нетребовал от него и ему подобных, чтобы они признавали Его всенародно Мессией, тем более вступались за Него в синедрионе. В последних действиях синедриона против Иисуса Христа, а равно и в суде над Ним Иосиф не участвовал (Лк. 23, 51) — или потому, что, не видя никаких средств спасти невиновного, не хотел быть свидетелем Его осуждения; или потому, что хитрость первосвященников нашла средство совершенно отстранить его от этого дела. Впрочем, бездействие в то время, когда столь ужасным образом решилась судьба Иисуса, без сомнения, было весьма тяжело для сердца благородного, которое стыдится малодушия, — оставить без защиты невинного даже и тогда, когда знает, что спасти его нельзя.

http://radonezh.ru/analytics/svyatitel-i...

«Аще кто хощет быти Мой ученик, Мне да последует; но аще кто не грядет в след Мене, не может быти Мой ученик» ( Ин.12:26 ). Так сказал Тот, Кто здесь предлежит в таком виде. Кого мы видим здесь предлежаща, так уничиженна и умаленна «паче всех сынов человеческих»? Кто Сей в тернии, уязвленный, наг, мертв и не погребен? О, глубина богатства и премудрости Божией ( Рим. 11, 33 )! Се, Судия, Творец и Бог наш! Судия живых и мертвых, осужденный на позорнейшую смерть! Творец всяческих – мертв и бездыханен! Бог страдает в виде раба-преступника! Кто может постигнуть сие таинство? Целой вечности и всех вместе умов человеческих не достанет для того, чтобы вполне обнять мыслию великость сего события! Но что было причиною такого неслыханнаго, неизреченнаго и ужаснаго события? Что заставило Сына Божия соделаться сыном человеческим и претерпеть все то, что только может изобрести злоба человеческая? Любовь к человеку-преступнику, любовь к погибающему человечеству соделали таковые чудеса. О, человек! Ты, который за беззаконие свое и ожесточение не стоишь ни малейшаго помилования; о, человек! – ты, твоя душа, твое блаженство причиною того, что Иисус Христос , невиннейший Агнец, был заклан днесь. Потому что, если бы Иисус Христос не изволил пострадать нашего ради спасения, то «не бы убо спаслася всяка плоть» ( Мф.24:22 ); тогда бы все несчастное племя Адамово погибло во веки и безвозвратно, тогда никто и никогда бы не мог быть в Царствии небесном, ни за какие заслуги и никакими страданиями. Но се, ныне, по великой милости Иисуса Христа, всякий, кто только хочет, может получить первобытное блаженство во Царствии небесном. Ныне всякий имеет возможность достигнуть Царства небеснаго: двери отверсты, путь показан и, по возможности, очищен, и даже готовы помощь и утешение на всяком шагу оного. Но путь, которым можно достигнуть Царствия небеснаго, только один для всех; нет, и не было, и не будет вовеки другого пути в Царствие небесное, кроме того, который показал нам Иисус Христос и которым Он Сам прошел.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Вакцинопрофилактика у детей Общество православных врачей выпустило брошюру о вакцинопрофилактике у детей. В брошюре рассмотрены следующие вопросы: история вакцин, вакцинопрофилактика наиболее опасных инфекций, противопоказания к вакцинации, возможные нежелательные последствия прививок, мифы о вакцинации. Также, приводится Национальный календарь профилактических прививок России. 21 февраля, 2011 Общество православных врачей выпустило брошюру о вакцинопрофилактике у детей. В брошюре рассмотрены следующие вопросы: история вакцин, вакцинопрофилактика наиболее опасных инфекций, противопоказания к вакцинации, возможные нежелательные последствия прививок, мифы о вакцинации. Также, приводится Национальный календарь профилактических прививок России. Общество православных врачей выпустило брошюру о вакцинопрофилактике у детей. Авторы брошюры в понятной и доступной форме рассказывают о вакцинации, об отношении к прививкам Православной Церкви в лице ее святых подвижников — святителя Симферопольского Луки (врача В. Ф. Войно-Ясенецкого) и святителя Московского Иннокентия (Вениаминова). Материал сайта Синодального отдела по благотворительности . Брошюра в pdf Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-025-2651) Под редакцией заведующей кафедрой детских болезней Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, доктора мед. наук, профессора, заслуженного врача РФ, члена Исполкома ОПВР Н.А. Геппе и профессора кафедры детских болезней Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, доктора мед. наук А.Б. Малахова Авторы: Машукова Н.Г. – канд. мед. наук, педиатр, аллерголог-иммунолог (Первый московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова), ответственный секретарь Исполкома ОПВР; Дронов И.А . – канд. мед. наук, педиатр, клинический фармаколог (Первый московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова); Федоров С.В. – канд. мед. наук, эпидемиолог (Противотуберкулезный

http://pravmir.ru/vakcinoprofilaktika-u-...

Нет надобности говорить, что всякий православный обязан учиться Закону Божию или знанию своих обязанностей в отношении к Богу, ближнему и самому себе; но мы хотим обратить внимание во-первых на то, на ком именно лежит обязанность учить народ? Обязанность эта лежит, во-первых, на родителях, потом на восприемниках и, наконец, на пастырях Церкви. Как ныне идет это дело вообще? Из родителей очень, очень немногие исполняют эту обязанность; и напротив, очень, очень многие плохо или совсем не исполняют. О восприемниках и говорить нечего: всем известно, как они учат своих крестников. Итак, обязанность обучать народ закону Божию в настоящее время лежит почти на одних только пастырях. А как это дело исполняется ими? слава Богу, хотя и очень мало, но есть пастыри, которые исполняют это, как только можно желать. Но, говоря вообще, исполнение этой обязанности со стороны пастырей мы видим в преподавании ими закона Божия в училищах, в произношении или чтении с амвона проповедей, которыя притом и печатаются в книгах, и кроме того, с 1841 года во многих церквах заведены так называемыя катихизическия поучения (которыя, впрочем, народ не отличает от обыкновенных проповедей), и если к сему присовокупить еще частныя поучения священников, говоримыя при исповеди и других случаях, то можно сказать, что со стороны пастырей, хотя и не везде, но делается все возможное, и остается только желать, чтобы это делалось повсюду. Но все это, т. е. преподавание в школах, проповеди и поучения, достигает ли своей цели? (О первом предмете скажем ниже). Нет сомнения, что более или менее проповеди и поучения приносят свою пользу. Но кому оне приносят или могут приносить пользу? Только тем, кто умеет понимать читаемое и слышимое. А если это так, – а оно действительно так, – то значит, остальная часть, и самая большая часть народа, за малыми исключениями, остается не только без назидания, но даже в неведении (и в каком неведении!) самых необходимых предметов веры. И это отнюдь не оттого, чтобы народ наш не хотел понимать, или отвращался от слышания поучений. Нет! простолюдины наши (разумеется, неиспорченные) желают, ищут, жаждут «слышать от божественнаго». И они особенно любят слушать жития святых; и это, между прочим, потому, что они более или менее понимают их при самом чтении, что же касается до проповедей и поучений, читаемых в церквах кем бы то ни было, то оне если и приносят пользу простолюдинам, то очень малую; а это – главное потому, что они не понимают их; а не понимают потому, что их понятия не простираются выше и далее обыденных в кругу их предметов. И поэтому они, хотя бы и имели усердное желание, не в состоянии, не привыкли, не приучены понимать ни слов, ни мыслей, ни предметов сколько-нибудь отвлеченных, без особенных разяснений или толкований, и то не иначе, как с многократным повторением одного и того же разными способами. А делать это и не заведено, да и неудобно при службах.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Первое. До тех пор, пока Компания будет иметь свою торговлю в Петропавловске, не представляется надобности принимать от нее доставляемые ей для духовенства припасы; ибо живущие в Петропавловске, отчасти и могут покупать из Компанейской лавки, когда и что хотят, и кроме того г. Главный Правитель, вследствие моей просьбы, обещал ныне назначить и отправить в Петропавловск особое количество припасов, прямо для продажи духовенству с тем, чтобы, если только будет возможно, не отпускать из сего количества никому, кроме духовенства. И потому духовенство, живущее в Петропавловске (и все Камчатские церкви), можно сказать, совершенно обеспечены теперь на счет продовольствия; ибо кроме того в Петропавловске ныне изобильно и казенного хлеба. Относительно же духовенства отдаленных церквей должно сказать, что они до тех пор, пока не будет учреждена и по возможности обеспечена доставка припасов к ним на самые места их жительства, до тех пор они, при всем изобилии припасов в Петропавловске, нередко могут терпеть крайний недостаток в самых необходимых потребностях – как это и случилось прошедшего 1847 года с причтом Дранкинской церкви, который по совершенной необходимости должен был прекратить служение в церкви и разъехаться за досдачей себе пищи, – тогда как не только в Петропавловске, но и на устье реки Камчатки хлеба было очень достаточно, но они не имели средств достать его. И потому, прежде всего, необходимо учредить постоянный, верный и прочный способ доставки припасов к причтам всех Камчатских церквей на самые места их жительств; иначе цель обеспечения Камчатского духовенства будет достигнута менее чем в половину. Лучшим способом к сему я нахожу посылать припасы для причтов и церквей, из Петропавловска или других портов Камчатки к причтам при удобных случаях по почте или по пересылке от одного селения к другому, с платой за то, кому будет указано, обыкновенных прогонов по 1 1 / 2 коп. на версту за каждую нарту (воз) с тяжестью не более 10 пудов, и я об этом просил г. Генерал-Губернатора Восточной Сибири еще в 1843 году от 3-го июня, за 211, (о чем в то же время мной был уведомлен и г. Обер-Прокурор Святейшего Синода); но до сего времени не последовало еще никакого о том решения и даже ответа. Ныне я обращаюсь об этом с просьбою к г. начальнику Камчатки, и что по сему последует буду иметь честь донести Святейшему Синоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Письмо 168 Ваше Превосходительство! 1 На прошедшей почте я получил Указ Св. Синода, коим определено: все издержки по изданию наших Якутских переводов принять на счет казны и проч. и проч. Это такая для нас милость, такое благодеяние, и следовательно, такая радость, что я и в половину не чаял всего этого. Прежде всего, слава и благодарение Господу Богу нашему; многая лета Святейшему Правительствующему Синоду и затем – искреннейшая – величайшая наша благодарность Вашему Превосходительству. Я вполне уверен, что Вы, сколько по Вашему ко мне благорасположению, а более по свойственному Вам желанию блага Церкви, много содействовали этому делу. Да воздаст Вам Господь Бог за то своими милостями! Позвольте обратиться к Вашему Превосходительству еще с моими докуками. Конечно, никто лучше Вашего Превосходительства не знает обстоятельств нашего края. Ибо все мои предположения и записки в руках Ваших, и следов., никто лучше Вас не может видеть наших нужд. Сделайте величайшую милость, посодействуйте нам в том, чтобы с будущего 1856 года положены были штаты на Якутскую область. Это крайне необходимо, как Ваше Превосходительство и сами изволите видеть, и с тем вместе и дозволение мне просить священников и причетников в других епархиях и проч. От самих Якутов, конечно, никогда нельзя ожидать того, чтобы они обратились с просьбою об увеличении священников, по крайней мере, дотоле, пока они не услышат службы на своем родном языке. Напротив того, многие готовы сказать, что они не станут жаловаться и на то, если по всей области будет только два священника. Что Якутская область есть свой отдельный мир, как я сказал в моих предположениях, – это неоспоримо: в ней свой язык, свои обычаи, свой образ жизни, даже свои особые законы, и все это только в ней одной. Якуты женят своих детей очень рано, и с платою калыма иди скота и проч., и от этого премножество у них рождается неудовольствий и ссор, и для решения всех таковых дел необходима власть духовная в самом Якутске. И потому, сделайте благодеяние для края сего, посодействуйте открытию особой Епархии в Якутске. Это необходимо, крайне необходимо. Но не ранее того, как наши переводы будут напечатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Поучение 1 2 3 4     «Иисусе Христе! Пастырь мой добрый! Ты, Который поставил меня недостойного быть пастырем сего малого стада Твоего! Молю Тя, научи мя творити волю Твою! Даруй мне глас Твой возвещать истину и правду Твою, им же даруй слух, дабы они слышали и узнавали в моем гласе Твой глас! Дай мне силы и разум проповедывать покаяния во имя Твое, им же отверзи ум и сердце к принятию слова Твоего! И сотвори, дабы сие мое или паче Твое слово пало на самом сердце их и принесло плод Твой! Господи! услыши молитву мою. Аминь.» (Творения Иннокентия митр. моск. кн. 1, стр. 37) Поучение первое Áще ктó не родится свыше, не мóжет внити во цáрствие Бóжие ( Ин. 3:5 ) Для чего человек сотворен? Для чего мы живем на свете? Вот важный вопрос, который мы должны делать себе как можно чаще! Ужели мы для того живем на свете, чтобы только родиться, несколько прожить и потом умереть, подобно прочим животным? Ужели для того мы сотворены, чтобы во всю жизнь заботиться, хлопотать, искать, мучиться, страдать и потом исчезнуть? Нет! мы сотворены для блаженства. Искать блаженства – есть неизгладимое и незаглушимое чувство в человеке: и потому-то мы видим, что всякий человек и умный, и глупый, и дикий, и просвещенный, и старый, и молодой – все и каждый хотят себе добра, хотят жить лучше, все ищут благополучия. И хотя не все одинаково ищут и не все одно и то же считают верховным своим благом; но нет ни одного человека на свете, который бы не хотел быть благополучным по крайней мере так, как он смыслит и понимает. Так, дикий хочет быть сытым и довольным и иметь то, что нравится ему. Так, бедный хочет быть богатым, богатый хочет быть в чести и славе; чиновный и славный человек хочет быть знаменитым – и так далее. Словом, все хотят быть счастливыми и блаженными по своим понятиям – это натурально, это так должно быть. Человек, который не желает и не ищет себе благополучия, тот не человек. Но в чем же состоит наше благополучие? В чем заключается наше счастье? Чего именно мы должны искать для нашего блаженства: богатства ли, чинов ли, удовольствий ли, или чего другого в мире?..

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Содержание Часть первая. Главнейшия наставления, касающияся духовных обязанностей веропроповедника. I. Приготовление к веропроповеданию. II. Порядок веропроповедания. Часть вторая. Особенныя наставления относительно учения, Богослужения и обхождения с инородцами и пр. III.     Оставить родину и идти в места отдаленныя, дикия, лишенныя многих удобств жизни, – для того, чтобы обращать на путь истины людей еще блуждающих во мраке неведения и просвещать светом Евангелия еще не видевших сего спасительного света, – есть дело, поистине, святое и равноапостольное. Блажен, кого изберет и поставит Господь на такое служение; но сугубо блажен тот, кто со всею ревностию, искренностию и любовию подвизается в деле обращения и просвещения, перенося труды и скорби, встречаемые на поприще своего служения, ибо мзда его многа на небеси! Но горе тому, кто призван и поставлен благовестить, и не благовествует, и еще горше тому, кто прешед сушу и море для того, дабы обращать других, – обращенных делает сынами геенны, сугубейшими себя. Итак, ты, иерее, поставляешься на такое дело, за которое ты или внидешь в радость Господа твоего, яко добрый и верный делатель Его, или приимешь лишшее осуждение, как лицемерный, лукавый и ленивый раб Его! И да сохранит тебя Господь Бог от последняго и да даст тебе желание и силы достигнуть перваго! Находясь на месте служения твоего, ты будешь иметь особенныя и различныя обязанности: во первых, духовныя, как священнослужитель и проповедник слова Божия, во вторых, внешния, как член состава благоучрежденного управления общества; а потому для руководства твоего здесь предлагаются тебе наставления, касающияся тех и других. Часть первая. Главнейшия наставления, касающияся духовных обязанностей веропроповедника. Наставления, касающияся сего предмета, довольно ясно означены в указе 1777 года, где сказано: «чтобы он долг свой понимал не в торопливом сподоблении крещения (обращаемых им), а старался бы внушить им и силу христианского учения и руководствовать ко всякому благонравию, без чего крещение дикарям преподаваемое едва-ли не может назваться злоупотреблением одного из величайших таинств христианской веры». I. Приготовление к веропроповеданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010