Е.С. Шишигин В сборник включены статьи, опубликованные в республиканских газетах и журналах в 1973–1997 гг. В них рассмотрены вопросы, связанные с историей миссионерства в Якутии, жизнь и деятельность таких известных церковных деятелей, как митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) , епископы Якутские и Вилюйские Дионисий и Иаков, иеромонаха Григория Слепцова, проблемы возрождения православных традиций и т.д. Сборник издается в рамках международной программы « Иннокентий (Вениаминов) – просветитель Аляски и Якутии» и рассчитан на массового читателя, на всех, кто интересуется краеведением, историей Православной церкви на северо-востоке Азии. Раздел I. Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) – просветитель народов Аляски и северо-востока Азии Иннокентий (Вениаминов) , в миру Иван Евсевиевич Попов родился в Иркутской губернии в селе Анга на Лене 26 августа 1797 г. в семье сельского пономаря Ильинской церкви Евсевия Попова, который умер, когда мальчику исполнилось пять лет. В начале 1807 г. он поступил в Иркутс­кую духовную семинарию. Учился отлично, проявлял интерес к прикладным наукам, достиг успехов в плотницком деле, механике и изготовлении часов. В 1814 г. за отлич­ную учебу, примерное поведение и впечат­ляющую внешность (по воспоминаниям со­временников, «он был человеком атлетического сложения, росту в нем было около шести футов трех дюймов, обут в сапоги, настоящий Геркулес, и притом очень умен»), вместо фамилии Попов ему присвоили новую – Вениаминов, в честь скончавшегося незадолго до этого известного сибир­ского миссионера, Иркутского архиерея Вениамина. По окончании семинарии Иван Вениаминов должен был отправиться учиться в Московскую Духов­ную Академию, однако он женился на дочери священника и был рукоположен во диакона, учебу не продолжил. После двух лет службы в Иркутске он принял новое назначение на Аляску, которую русские люди открыли в 1732 г., когда судно «Гавриил», выйдя из Нижнекамчатска под командой геодезиста Михаила Гвоздева и штурмана Ивана Федорова, преодолев неистовые волны и жестокие ветры Берингова моря, в последние дни августа подошло к крутым утесам неведомой земли и стало несколько южнее мыса Принца Уэльского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  разделы   рассылка  распечатать Протоиерей Вячеслав Пушкарёв Литературно-переводческая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) как актуальный пример для подражания Доклад, прозвучавший в рамках XVI Рождественских чтений Источник:  Русская линия Литературно-переводческая деятельность святителя Иннокентия как актуальный пример для подражания в современной миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Восточной Сибири: доклад на Конференции " Апостольское служение святителя Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского, и современные проблемы миссионерской деятельности Русской Православной Церкви " в рамках XVI Рождественских чтений. О литературно-переводческой деятельности просветителя Сибири и Америки митрополита Московского Иннокентия Вениаминова (1797-1879 гг.) сказано и написано уже очень много, именно поэтому исторический и филологический аспекты его миссионерского служения в контексте обозначенной темы в данном докладе не рассматриваются. Интересующими нас миссионерскими факторами являются: момент приложения миссионерского языка к объекту христианской проповеди, миссионерский язык проповеди и объект этой проповеди – человек. Святой апостол Павел утверждает в послании к Римлянам: " Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия " [Рим.10:17]. Подобное чёткое и ясное основание помогает нам понять, почему апостольское служение в первые века становления христианства велось именно на местных языках и диалектах. К примеру, очевидно странным и возможно даже провальным выглядела бы проповедь слова Божия в Индии на природном языке апостола Марка. Именно поэтому святой апостол Марк проповедовал в Индии на природном языке народа, к которому была обращена его проповедь. Осознавая, что приведение к вере без слов, через откровенные чудеса используется Христом крайне редко, и что Сам Господь использовал для Благовествования разговорное арамейское наречие все апостолы проводили служение благой вести именно на местных наречиях. Соответственно и новые христиане, из нееврейской среды, проникнувшись словом Божьим, сказанным им родными словами, умножали это слово в своих соплеменниках именно тем языком, на котором они это слово услышали.

http://religare.ru/2_51046.html

З. Барсукова Глава третья Остров Ситха, новое место служения о. Иоанна. – Просвещение светом Евангельского учения диких Колош. – Колоши, по описанию о. Иоанна. – Устроенные о. Иоанном колоколенные часы. – Обстоятельства, препятствовавшие успеху миссионерской проповеди о. Иоанна. – С благословения епархиального преосвященного Нила, о. Иоанн отправляется в Петербург. Остров Ситха, куда был переведен с острова Уналашки отец Иоанн Вениаминов, один из значительнейших островов Ванкуверовых. На западном берегу его находится порт Новоархангельск, представлявший в то время главное место управления Российскими колониями на берегах Америки и на островах Восточного океана. Рейд 6 порта во всякое время года свободен от льда; по обширности своей он может вместить целый флот. Воздух в Новоархангельске постоянно влажный, нездоровый, особенно для европейца, не успевшего освоиться с климатом. Местность на острове Ситхе гористая, почва – тундра 7 и частию камень, покрытые тонким слоем перегноя. Исполинский хвойный лес, покрывающий Ситхинские горы, не только сыр, но водянист, дрябл и совсем не дает смолы. Почти все огородные овощи разводятся в Новоархаигельске, но хлеб никогда не вызревает. В лесах водится много пушных зверей. В 15 верстах от Новоархангельска находится редут 8 , основанный для защиты от нападений Колошей. В этот Новоархангельский порт, в Ситхе, и прибыл со всей своей семьей о. Иоанн Вениаминов 22 ноября 1834 года священником к соборной церкви Михаила Архангела. В Ситхе о. Вениаминов всецело посвятил свое служение просвещению Колошей, живших по соседству се ним, народа дикого и свирепого, находившегося под сильным влиянием своих шаманов 9 и потому гораздо более Алеутов упорного в своем язычестве, отличавшегося жестокими нравами и ненавидевшего русских. Здесь, точно так же, как и на острове Уналашке, о. Вениаминов начал с того, что старался проникнуть в быт Колошей, для ознакомления с их духовными потребностями, обычаями, преданиями и языком. И только тогда, когда он, после долгих и трудных усилий, с полным успехом достиг желаемого, он решился смело проповедывать этим дикарям свет Евангельского учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) и его отношение к вопросам церковных реформ 1860-1870-х гг. 03.11.2008 571 Время на чтение 40 минут Приступив к важнейшим реформам в различных областях жизни российского общества (крестьянской, земской, судебной), правительство Александра II не могло обойти стороной и церковную сферу. Планы церковных реформ предусматривали: расширение способов материального обеспечения духовенства, открытие его детям пути ко всем поприщам гражданской деятельности, улучшение духовного образования на всех его уровнях, оптимизацию числа и состава духовных причтов, активизацию приходской жизни, преобразование духовной цензуры и церковного суда. Думается, правительство хотело приспособить духовенство к новым условиям жизни пореформенной буржуазной России, ее новым установлениям, порядкам и учреждениям. Неоднозначной была позиция к намечаемым реформам со стороны иерархов Русской Православной Церкви. И одним из тех архиереев, кто ярко ее актуализировал в своих письмах, записках и устных выступлениях, был свт. Иннокентий (Вениаминов) (1797-1879), знаменитый миссионер, просветитель народов Восточной Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки, с 1841 г. епископ, с 1850 г. архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, с 1868 г. митрополит Московский и Коломенский. Наиболее концептуальные соображения по поводу реформ в церковной сфере были высказаны им именно в последний, " московский " период деятельности (1868-1879 гг.). Здесь необходимо остановиться на предыстории вопроса. Еще в конце 1850-х годов святитель в частной переписке возлагал надежды на успешность преобразований нового царствования в различных сферах жизни общества (не только духовной, но и светской). " Говорят, Государь хочет сделать сильные реформы. Помоги ему, Господи, направить Россию на путь истины, правды, бескорыстия и проч. " (Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Т. 2. М., 1899. С. 8-9.) Еще в бытность архиепископом Камчатским он выражал в письмах неприятие ряда сторон положения Русской Церкви синодального периода, предлагал пути их исправления. Святителя возмущали бедность русского духовенства и отсутствие реального попечения о его нуждах, засилие светской бюрократии в управлении Церковью и, как следствие этого, умаление роли архиереев в управлении епархиями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Благовещенская и Тындинская епархия 29 червня 2010 р. 20:31 Образование епархии Благовещенская епархия фактически была образована в 1858 г., хотя до 1870 г. продолжала именоваться Камчатской, Курильской и Алеутской , а до 1899 г. — Камчатской и Благовещенской . С середины 1930-х гг. по причине гонений на Церковь епархия лишилась архипастырского управления и была восстановлена 28 декабря 1993 г. Епархия была образована благодаря миссионерским трудам и заботе об освоении Россией Приамурья свт. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского. Ради достижения успеха православной миссии на дальневосточных окраинах России он, будучи архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским, с разрешения Святейшего Правительствующего Синода несколько раз переносил епархиальную кафедру из одного города в другой — для удобства ведения миссии и руководства обширной епархией. Первым таким городом стал Новоархангельск (порт о-ва Ситка в Северной Америке). В 1852 г. свт. Иннокентий переехал в Аянский порт на Охотском море не только ради удобства сообщения с Камчаткой, но и для того, чтобы иметь «больше возможности следить за Амурскими делами». 10 апреля 1853 г. свт. Иннокентий назначил на Амур миссионером своего сына священника Гавриила Вениаминова: скорейшее обустроение православной миссии и содействие скорейшему закреплению левобережья Амура за Россией было важнейшим делом. Здесь свт. Иннокентий был сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского и адмирала Г.И. Невельского. О проблеме скорейшего заселения и освоения Приамурья свт. Иннокентий высказался в записке «Нечто об Амуре». С сентября 1853 г. кафедральным градом святителя стал Якутск. 5 мая 1858 г. он прибыл в ст. Усть-3ейскую, где 9 мая им был совершен молебен и заложен камень в основание храма Благовещения Пресвятой Богородицы. 5 июля последовал указ императора Александра II об основании здесь г. Благовещенска. При выборе имени главного города Приамурья решающее значение имело мнение графа Н.Н. Муравьева-Амурского. Он, по свидетельству его духовника, желал, чтобы устраиваемый на Амуре город был назван «Благовещенском в память того, что самый деятельный его сподвижник, Преосвященный архиепископ Камчатский Иннокентий, начально в сане священника служил в Иркутске при Благовещенской церкви».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211274...

Иннокентий, святитель, митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки (Вениаминов – Попов Иван Евсеевич) († 1879, память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября, память 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился 26 августа 1797 года в семье пономаря села Ангинского Иркутской епархии. Образование получил в Иркутской духовной семинарии. 13 мая 1817 года (еще учеником семинарии) рукоположен во диакона к Благовещенской церкви. В июне того же года окончил семинарский курс образования. 18 мая 1821 года рукоположен в сан священника. 29 июля 1824 года назначен миссионером в Америку на остров Уналашку. 22 августа 1834 года переведен в Новоархангельский порт. 25 декабря 1839 года возведен в сан протоиерея. 29 ноября 1840 года после смерти жены принял монашество и 30 ноября возведен в сан архимандрита. 15 декабря 1840 года хиротонисан во епископа Камчатского и Алеутского. С 21 апреля 1850 года – архиепископ. В 1857 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 5 января 1868 года назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета (Дроздова , † 1867). Скончался 31 марта 1879 года. Погребен в Троице-Сергиевой лавре, в церкви Филарета Милостивого. Рано оставшись сиротою, будущий великий миссионер и ревностный деятель Православной Церкви самоучкой выучился грамоте и семи лет уже прекрасно читал за литургией Апостола. Прихожане уговорили его мать отдать сына в ученье, и он был принят в Иркутскую духовную семинарию на казенный счет. Окончив семинарию с отличием, Иван женился и был рукоположен в сан священника. В 1824 году отец Иоанн получил от епархиального начальства письменное приглашение на миссионерское служение на Алеутские острова и вместе с женой, тещей и детьми отправился в семимесячное, весьма опасное путешествие из Иркутска на северо-восток. Шестнадцать лет провел священник Иоанн Вениаминов на Алеутских островах и на острове Ситха. Большую часть своей жизни провел он на трудном поприще миссионера, в негостеприимных владениях России на берегах Тихого океана. Много лет прожил на Алеутских островах, крестя инородцев и переводя книги на их язык. Делал он все это не ради личной славы, почести или земных выгод, а по одной любви к делу и к своим духовным детям. Под его руководством миссионерская деятельность в этих краях получила небывалое развитие. Его неутомимая плодотворная деятельность привлекла к нему почтение и уважение даже иностранцев. Перед этой величавой светлой личностью особенно преклонялись англичане и американцы, и даже воспевали ее в стихах.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

З. Барсукова Глава вторая Путь в Уналашку. – Остров Уналашка. – Уналашкинская паства до прибытия к ней о. Вениаминова. – Постройка церкви на острове. – Путешествие по островам Уналашкинского прихода. – Перевод Св. писания на алеутский язык. – Образ жизни о. Иоанна на острове. – Алеуты, по описанию о. Иоанна. Седьмого Мая 1823 года о. Иоанн Вениаминов выехал из Иркутска к месту нового своего служения. Путь, предстоявший ему, был чрезвычайно труден. Из Иркутска он заехал сначала со всей семьей на свою родину, в село Ангинское, чтобы отслужить напутственный молебен в церкви св. Пророка Илии и помолиться у могилы отца, а затем направился в Якутск, каковой путь ему пришлось совершить на павозке (род баржи) по реке Лене. Лена – одна из больших рек Сибири; берега ее низки и ровны, течение тихое и спокойное; по пути не встречается ни крутых поворотов, ни порогов, – лишь, время от времени, представляются взорам гигантские утесы; и они, как бы в грозном безмолвии, смотрятся в зеркало спокойных вод... Вокруг все тихо, дико, пустынно, самобытно... Ни звука, ни следа человеческого... По обеим сторонам Лены растут в изобилии кедровые леса. От Якутска до Охотска о. Вениаминов, ехал с семьей, более 1000 верст, верхом на лошадях. Тут приходилось им ехать и по извилистым тропинкам, пролегающим сквозь дремучий лес, и чрез болото, в котором лошадь вязла по брюхо; то надо было взбираться на крутую каменистую гору и пролагать путь по снежной вершине, то спускаться прямо в реку, то подыматься на распавшуюся скалу, где с осторожностью пробирается по острому камешнику бесподковный конь.... Наконец, потянуло свежим морским воздухом; по лесу стал разноситься глухой рев волны, ударяющейся о высокие морские скалы; вдали начали виднеться мачты стоящих на реке Охоте казенных судов, затем, усталые, измученные путники увидели уже и самой Охотск. Из Охотска до Ситхи, а потом до Уналашки, о. Вениаминов и семья его ехали на корабле Российско-Американской Компании по Охотскому морю и Восточному океану.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

З. Барсукова Глава четвертая Кругосветное путешествие о. Вениаминова на корабле «Николай». – Приезд в Петербург. – О. Вениаминов в Москве. – Пользуется благоволением митрополита Филарета. – Возвращение в Петербург и доклад Св. Синоду о своей миссионерской деятельности в Америке. – Кончина супруги о. Вениаминова. – Принятие монашества с именем Иннокентия. – Представление архимандрита Иннокентия Императору Николаю I. – Посвящение Иннокентия в епископский сан и возвращение в Америку. Корабль «Николай», на котором отправился о. Вениаминов, после 43-х дневного бурного перехода, 22 декабря достиг Сандвичевых островов. Простояв здесь, для освежения команды, 12 дней, он, благодаря попутным ветрам, быстро достиг одного из островов Архипелага – Таити, где капитан счел возможным остановиться на несколько дней. Можно себе представить, как велико было изумление и восхищение о. Иоанна Вениаминова, когда он, после мрачной, холодной, голой Уналашки и Ситхи, вступил па всемирно-известный остров Таити, в этот, поистине, рай земной. Роскошная растительность покрывает остров. Он весь в тени высоких пальм и густолиственных хлебных деревьев, под ярко-зелеными бананами и золотыми померанцами, окруженный полями маиса, сахарного тростника и ананасов. Чудесные цветы наполняют воздух своим благоуханием; разноцветные птицы качаются на ветках и ласкают слух своим пением. Выдержав несколько равноденственных штормов 12 , при обходе мыса Горна, не имея ни одного больного и никаких повреждений, 25 июня 1839 года, т. е. через 7 месяцев и 14 дней после своего отправления, корабль «Николай» прибыл в Петербург. Отец Вениаминов, по приезде в Петербург, предварительно явился в духовную консисторию для прописки своего паспорта, а затем поехал представляться митрополиту Серафиму и обер-прокурору, графу Протасову. Последний сильно заинтересовался его рассказами об Алеутах и просил приходить к нему и не в приемные часы, а запросто, когда вздумается. Так как, за отсутствием главных членов, о. Иоанну предназначено было явиться в Синод с своими докладами о нуждах миссии только к осени, то он отправился в Москву для поклонения святыням Московским и для представления митрополиту Филарету. Здесь, знаменитый прозорливец, святитель Московский, впервые узнал смиренного труженика и, заметив в нем неподдельную простоту, правдивость и ясность в рассказах о миссионерских делах, и уже ранее наслышавшись о его подвижничестве в стране дебрей и тундр, между дикими, полюбил его всей душою и дал ему помещение у себя в подворье. Когда же владыке приходилось говорить об о. Иоанне, то он всегда говаривал: «В этом человеке есть что-то апостольское».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Хабаровск. Церковь Иннокентия, епископа Иркутского. Иннокентьевская церковь Карта и ближайшие объекты В 1870 году в Хабаровске на берегу реки Барри, позже переименованной в Чардымовку, была воздвигнута деревянная церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. Деревянная церковь простояла более четверти века, но со временем обветшала, и уже не могла отвечать потребностям населения растущего города. В 1896 году епархиальное управление и местные городские власти приняли решение о возведении каменного храма. Церковь строилась на средства хабаровских купцов Василия Федоровича Плюснина и Петра Тимофеевича Слугина, а также на пожертвования прихожан. Проект поручили разработать военным инженерам строительного отделения при Приамурском генерал-губернаторе: полковнику В.Г. Мооро и капитану Н.Г. Быкову. Возводить храм также должны были военные. В июле 1896 года для Иннокентьевской церкви из Имана (ныне город Дальнереченск) на пароходе «Хомка» прибыл в Хабаровск колокол, пожертвованный хабаровским купцом Максимом Киселевым. Колокол весил 98 пудов 25 фунтов и был отлит в Москве. Место для храма было выбрано не самое высокое, но такое, с которого церковь была видна издалека при приближении к Хабаровску по Амуру. Строительство каменной церкви было осуществлено за один год, 8 ноября 1898 года состоялось освящение. Среди других строений города храм выделялся не только размерами, но и силуэтом, с колокольней и пятью главками, в котором просматривались черты русских церквей XVII века. В комплекс зданий Иннокентьевской церкви вошли дом причта и здание лечебницы Александро-Ксеньевской общины, построенное после 1893 года. При церкви бережно сохранялось кладбище, на котором покоился прах первых поселенцев поста Хабаровка, погребенных в 1859-1874 годы. Действовала церковно-приходская школа (с 1899 по 1917 гг.). Источник Свою историю старейшая церковь Хабаровска ведет с 1870 года, когда на склоне Военной горы, на берегу реки Чардымовки (сейчас Амурский бульвар) была поставлена деревянная церковь, освященная в честь покровителя Сибири и Дальнего Востока Иннокентия Иркутского. Через четверть века церковь обветшала и уже не вмещала всех прихожан, потому в 1896 году городские власти и епархиальное управление приняли решение о строительстве каменного храма. Основными попечителями строительства стали купцы – Андрей Федорович Плюснин, по инициативе которого и началось строительство церкви взамен ветхой и маленькой церкви Марии Магдалины, Михаил Игнатьевич Чардымов и священник Иоанн Гомзяков, воспитанник и ставленник святителя Иннокентия (Вениаминова).

http://sobory.ru/article/?object=10908

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Досточтимые архипастыри – члены Юбилейного Архиерейского Собора! Согласно Определению Архиерейского Собора 1994 г. “О православной миссии в современном мире” в феврале 1995 г. была образована Рабочая группа по планированию возрождения православной миссии Русской Православной Церкви на ее канонической территории. После выработки концепции и принятия ее Священным Синодом в декабре 1995 г. Указом Его Святейшества и Определением Священного Синода был образован Миссионерский отдел, задачи которого были определены основными положениями “Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви”. В соответствии с благословленными Святейшим Патриархом и Священным Синодом направлениями деятельности Отдела были созданы секторы: информационно-аналитический; методологический; реабилитационный; апологетический; издательский. Деятельность каждого направления определяется годовым планом, который утверждается Священным Синодом, а также исходит из рекомендаций и задач, благословленных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЙ II. В настоящее время отдел имеет 11 сотрудников, которые осуществляют свою деятельность в главном офисе в Москве, а также в Белгороде, где расположены издательский и методологический секторы. Со времени прошедшего в 1997г. Архиерейского собора Миссионерский Отдел действовал в следующих направлениях: 1. Возрождение миссионерского делания. 1.1. 1997 г. был объявлен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси годом Святителя Иннокентия (Вениаминова), Митрополита Московского и Коломенского. Этим были определены задачи Отдела и направленность всех его действий. Созданная Юбилейная комиссия под председательством Высокопреосвященного ЮВЕНАЛИЯ, Митрополита Крутицкого и Коломенского, определила основные задачи в подготовке и проведении этих торжеств. По масштабам празднования 200-летний юбилей Святителя Иннокентия (Вениаминова) явился развитием того мощного миссионерского импульса, который был дан всей Русской Православной Церкви подготовкой и проведением торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/429433/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010