Глава X. Православная Церковь в Америке Содержание Исторический очерк Православной Церкви в Америке 1. Церковь со времени основания до конца XIX в.: освоение земель Северной Америки русскими людьми; Валаамские иноки-миссионеры; деятельность святителя Иннокентия Вениаминова; епархия Алеутская и Аляскинская; православные украинцы и карпатороссы 2. Церковь в начале XX в.: перенесение епархиального центра в Нью-Йорк; труды архиепископа Тихона; состояние Церкви к концу Первой мировой войны; создание условий к провозглашению самостоятельности Церкви 3. Нарушение связей между Русской Православной Церковью и ее заокеанской паствой; антиканоническая деятельность митрополита Платона; учреждение Экзархата Северной и Южной Америки; продолжение линии митрополита Платона его преемником; стремление американской паствы к восстановлению единства с Матерью-Церковью; поездка в Америку митрополита Григория; запрещение на раскольнических епископов 4. Восстановление связей Митрополичьего Округа с Матерью-Церковью: неофициальные встречи; деятельные официальные сношения; завершительная стадия переговоров митрополита Никодима с представителями Митрополичьего Округа; провозглашение автокефалии; Патриарший и Синодальный Томос; упразднение Экзархата Северной и Южной Америки и учреждение Экзархата Центральной и Южной Америки Московского Патриархата; деяния Всеамериканских Соборов 5. Отношение к дарованию автокефалии Константинопольского престола и других Автокефальных ПравославныхЦерквей 6. Современное состояние Православной Церкви в Америке; статистические данные: епархии, приходы, паства, монастыри; Духовные школы, печать; организация Церкви: высшая административная и законодательная власть; Митрополит; исполнительный орган; епархиальное управление; церковные округа; приходы; отношение к экуменическому движению 7. Биографии Предстоятелей Церкви 8. Канонизация старца Германа 9. Сношения Православной Церкви в Америке с Русской Православной Церковью Епархии Православной Церкви в Америке Иерархи Русской Православной Церкви в Северной Америке

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

«Живу я здесь единственно для Отечества» Отец Иакинф (Бичурин). Портрет выполнен в 1888 г. художником Н.Янш с литографии В.Теребенева 11 мая 1853 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, в Александро-Невской лавре скончался замечательный русский ученый-востоковед, основоположник отечественной синологии монах Иакинф (Бичурин), 14 лет проведший в Пекине, возглавляя Русскую духовную миссию в Китае. Миссионерство Русской Православной Церкви имеет многовековую историю, и на этой ниве потрудилось немало великих подвижников земли русской. При этом русские миссионеры были не только самоотверженными, иногда даже ценою собственной жизни, свидетелями своей веры, но и нередко подлинными создателями культуры целых народов. Вспоминаются имена святителя Стефана, епископа Пермского († 1396), архимандрита Макария (Глухарева; † 1850), святителя Иннокентия (Вениаминова; † 1879), митрополита Московского, просветителя Алеутских островов, Аляски, Камчатки, Якутии и Приамурья. Миссионерское дело в России чаще всего было подвигом отдельных личностей. Освоение Сибири, выход русских промышленных людей на побережье Тихого океана приблизили территории Русского государства к Китаю. Интерес к огромной соседней стране, к развитию с ней торговых связей привел к тому, что уже в 1618 году по приказу тобольского воеводы томский казак Иван Петлин с товарищами первыми из русских людей побывали в Пекине. Они привезли от китайского императора грамоту, которая разрешала русским присылать посольства и вести торговлю в Китае. После этого в течение XVII века из Русского государства в Китай был отправлен целый ряд официальных посольств: Ф.И. Байкова (1654–1658), И. Перфильева (1658), Н.Г. Спафария (Милеску) (1675–1677), Ф.А. Головина (1686–1690). Посольство Ф.И. Байкова было уполномочено добиться торговых связей и упрочения добрососедских отношений между двумя государствами. Но Ф.И. Байков не смог решить поставленных перед ним задач, и основная причина неудачи была не в нем: захватившие в 1644 году китайский престол маньчжуры взяли курс на проведение политики внешней изоляции Китая.

http://pravoslavie.ru/30477.html

Заключение Как священномученик Иоанн в приведённой выше цитате полагает труды русских миссионеров гордостью нашего народа, так и преподобный Макарий называет миссию «делом, составляющим внутреннюю, неувядающую, истинную, и вечную славу народа» 147 . Но если так, то пренебрежение к исполнению последней заповеди Спасителя, составляет позор и поношение нашего народа и нашей страны. Об этом свидетельствуют многие горькие строки дневника святителя Николая Японского : «Господи, когда же воспрянет Россия к делу Православия? Когда же явятся православные миссионеры? Или Россия и вечно будет производить всё таких же самодуров и нравственных недорослей, какими полна доселе?... вечно, пока так и не погибнет в своём нравственном и религиозном ничтожестве к страшному своему осуждению на Суде Божием за то, что зарыла талант?» 148 «Протестантский мир в начале двадцатого столетия стоит перед лицом язычества во всеоружии 449 миссионерских обществ со стеною позади их великих церквей и неистощимых источников; 15 460 миссионеров на поле действия... Кстати спросить – у нас же что стоит против язычников? А вот что. В Китае – отец Иннокентий [Фигуровский]... в Корее – отец Хрисанф [Щетковский], да в Японии мы, бедные, вдвоём с отцом Вениамином... Итого четыре миссионера. Господи, воззришь ли Ты когда-либо на Православную Церковь , отъяти поношение от Нея?» 149 Не допустим же этого поношения для нашей Церкви и нашего народа, и постараемся посильно принять участие в исполнении последней заповеди нашего Спасителя! Будем помнить слова святителя Макария (Невского) : «Миссионеры суть пионеры русского Православия, не будем оставлять их одних в трудной их борьбе: их поражение – наше поражение, их устойчивость – наша честь... Поможем носителям знамени Православия держать его твёрдо и высоко» 150 . Нужно признаться, что с темой соблюдения последней заповеди Спасителя связан ещё один важный вопрос, непосредственного касающийся участи нашего земного отечества и нашего народа. После падения Византии многие столетия Православная Церковь практически не занималась миссией, если не считать отдельные усилия Русской Церкви. Для большинства Поместных Церквей извинительным обстоятельством было турецкое иго, которое весьма затрудняло жизнь православных христиан. Однако в XIX веке Греция, Болгария, Румыния, Сербия и Черногория получили свободу, но, увы, эти православные народы вовсе не спешили поделиться Православием с теми, кто о нём не знает.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Государь открывал окно в Азию» Игорь Смыков о путешествии мироточивой иконы Царя Николая по Дальнему Востоку в связи с 125-летием посещения этих мест будущим Императором 28.06.2016 1107 Время на чтение 19 минут К 125-летию посещения Цесаревичем Николаем Александровичем Романовым, будущим императором Всероссийским, города Владивостока и Южно-Уссурийского края 24 мая Чудотворная мироточивая икона Царя Николая в сопровождении начальника Войсковой Православной Миссии Игоря Евгеньевича Смыкова и члена Попечительского Совета ВПМ Дениса Алексеевича Родионова прибыла из Москвы во Владивосток. В аэропорту состоялась торжественная встреча святыни православным духовенством, представителями православно-монархической общественности и Уссурийского казачества. Из аэропорта чудотворная икона Царя Страстотерпца прибыла в Православную гимназию на престольный праздник Св. Равноап. Кирилла и Мефодия, где была торжественно встречена высокопреосвященнейшим митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином. Затем состоялся крестный ход вокруг храма Кирилла и Мефодия и Выпускной акт в Православной гимназии. К вечеру чудотворная икона святого Царя Николая II прибыла в Покровский храм для поклонения жителей Владивостока, образ был торжественно встречен настоятелем храма протоиереем Александром Талько, перед святыней был отслужен молебен. В Покровском храме пребывает всемирно известная святыня Порт – Артурская икона Божией Матери. История ее второго обретения такова: В феврале 1998 года небольшая группа приморских паломников в последний день пребывания в Иерусалиме случайно зашла в антикварный магазин. Архимандрит Иннокентий из Уссурийского монастыря и отец Сергий Чашин, в то время настоятель одного из приморских храмов, ныне епископ Солнечногорский были поражены: с витрины на них смотрела Порт-Артурская икона Божией Матери, чье описание они знали наизусть. Хозяином магазина — арабом она была представлена как образ святой Вероники. Насколько удалось узнать, российская святыня попала в Израиль из Гонконга и была выставлена на витрине уже более четырех лет. Паломники, не выдав своего волнения насторожившемуся продавцу, упросили его никому не продавать иконы, а сами стали собирать средства для выкупа святого образа Царицы Небесной. Первую экспертизу иконы провела инокиня Горнинского женского монастыря Ниталия, бывший сотрудник Третьяковской галереи. Она подтвердила, что икона — не современная подделка. С помощью российских православных монастырей в Израиле удалось собрать требуемую сумму — 2 тысячи долларов, а российские дипломаты помогли оформить все документы на вывоз святыни.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/28/go...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не вернемся к Царю – не вернем и Россию В это непростое время, по прошествии века после цареубийства, должен начаться Царский путь - в Отечество, к новому обретению Святой Руси 22.05.2018 1609 Время на чтение 7 минут Чем ближе к июлю 2018 года, тем очевиднее многое. Говорить об Императоре правду, говорить по существу, а не множить умильно-суесловные эпитафии, как никогда трудно. Оно и немудрено: нравственность, общественное сознание всё в более подавленном состоянии. Незнание, непонимание Государя, его подвига здесь лишь наиболее яркий показатель утраты народом Веры, истории и страны, а стало быть, и собственного пути. К сожалению, ситуация осложняется происходящим в Русской Православной Церкви. Теперь уже понятно, что церковная организация не воспринимает и не хочет воспринять ни ошибок прошлого, ни тупиковости нынешнего курса. Установка при этом фантасмогорична по сути. Оставаясь в оппозиции к православной монархии, многие иерархи и их последователи находят возможным впадать в неистовый сервилизм по отношению к «светским властям». Те же, заметим, никоим образом не обнаруживают твердой приверженности Православию. И двусмысленная ситуация с Исаакиевским собором служит всего лишь одной из иллюстраций. Под бесконечный напев об «ужасах синодального периода» церковные власти скромно умалчивают о той трудно представимой ныне высоте, на которой находилась Российская Церковь в Империи. Как и том, куда она низринулась после радостно-торжественного выноса Царского места во время проведения церковного Собора в 1917 году. Как и о том, что проклинаемое синодальное время было отмечено служением Серафима Саровского и Феофана Затворника, митрополита Филарета (Дроздова) и Иоанна Кронштадтского, Игнатия (Брянчанинова) и великой княгини Елизаветы Федоровны, Амвросия Оптинского и великих просветителей дальних земель японских Николая (Касаткина), китайских Гурия (Карпова), аляскинских Иннокентия (Вениаминова). Такими светильниками Веры, о коих нынче, во времена фэйковой «церковной свободы», можно лишь мечтать.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/22/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отходная самому себе и другие сахалинские реалии 27.09.2023 394 Время на чтение 9 минут Источник: Православие.ру Отец Виктор Горбач, настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Южно-Сахалинске, развеивает миф о своем острове: Сахалин-де – не более чем место ссылки и каторги. По словам батюшки, у острова богатое христианское наследие, и хорошо, если мы будем в первую очередь помнить именно об этом богатстве. Рассказывает батюшка и о ненависти, с которой ему как православному священнику приходится сталкиваться в своем служении. Отходная молитва самому себе Павел Савабэ Такума и святитель Николай – В 1861 году, еще до основания каторги, на Сахалине побывали два выдающихся миссионера. Это Николай Касаткин , будущий равноапостольный просветитель Японии. В 1860 году он отправился в Японию, но поездка была долгая, и он заехал к владыке Иннокентию (Вениаминову) , который был известным миссионером Дальнего Востока, а позже был переведен на московскую кафедру. Он долгое время служил на острове Уналашка, среди алеутов, а потом стал первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. То есть Камчатка, Курилы, Сахалин, Приамурье – эта огромная территория – место его апостольских трудов. Все ли знают, что город Благовещенск был назван в честь храма, в котором он служил? Муравьев-Амурский, генерал-губернатор, спросил: «Владыка, а как мы этот город назовем?» – «А давайте его назовем в честь праздника Благовещения», – предложил владыка Иннокентий. Авторитет владыки на Дальнем Востоке был непререкаем. Памятный знак Кусунайского постаИ вот по пути в Японию будущий святитель Николай заехал к владыке. Тот его принял очень тепло, рясу ему пошил: едешь к японцам – надо выглядеть прилично. А уже летом, в июне 1861 года, отправился на корабле из Николаевска-на-Амуре в Хакодате, потому что это единственный город, который был открыт для иностранцев в Японии. Остановку он сделал на Сахалине, в посту Кусунай, а это такой пограничный, таможенный российский пост. Сейчас это место называется село Ильинское. Военные узнали, что на борту корабля есть священник, попросили его выйти. Он вышел, освятил заставу, закладной камень православной часовни, отслужил молебны и панихиды и отправился дальше на Хакодате.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/27/othodn...

Закрыть itemscope itemtype="" > РПЦЗ: Вмешательство Фанара в вопросы УПЦ и признание раскольников не объединяет людей, а разделяет во всем православном мире 28.11.2018 654 Время на чтение 8 минут Почему Фанар проявляет осторожность по отношению к православным в Америке, а к Украине относится столь безответственно? Какова позиция РПЦЗ в отношении политики Фанара? Эти и другие актуальные вопросы - в нашем интервью с протоиереем Серафимом Ганом, Управляющим делами канцелярии Архиерейского Синода, секретаря Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. - Отче, каково юрисдикционное положение православных Церквей в США? - В грядущем году будет молитвенно отмечаться 225-летие Православия в Америке, которое распространилось на этой земле благодаря миссионерской делегации валаамских монахов. Здесь прославились валаамский подвижник преподобный Герман, Аляскинский чудотворец; митрополит Иннокентий (Вениаминов), великий святитель и равноапостольный просветитель Америки; Святейший Патриарх Тихон, будущий исповедник веры Христовой, укрепивший присутствие православных в США и усердно заботившийся об окормлении всех представленных здесь единоверных братских народов. Святитель Тихон много потрудился над переводом богослужения на английский язык. Он ставил архиереев и священнослужителей, входивших в Северо-Американскую епархию Русской Православной Церкви, для должного окормления сербов, арабов, греков и других православных, оказавшихся на чужбине. Знаменитый святитель Бруклинский Рафаил был поставлен во епископы будущим Патриархом Тихоном с целью управления антиохийскими приходами на территории Северной Америки. Епископ Рафаил, совершая богослужения при подведомственных ему приходах, служил на арабском, английском и даже на церковно-славянском. Его святые мощи, как и честные останки святителя Тихона, были обретены нетленными в 90-х годах минувшего века. Из этого и многого другого видно, что святитель Тихон, продолжая святое дело своих предшественников, строил не только Американскую Русь, но и новую Поместную Церковь, вкусив сладость больших успехов как в миссионерском делании, так и в весьма сложном деле церковного строительства, о чем свидетельствуют многочисленные исторические материалы.

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/28/rp...

Закрыть itemscope itemtype="" > «С помощью Божией удалось продолжить начатое нашими великими предшественниками...» 28.02.2014 628 Время на чтение 8 минут «Русская народная линия» продолжает серию интервью с правящими архиереями Русской Православной Церкви. Напомним, мы уже беседовали с Постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом «Должна быть презумпция благородства, а не низости» ; с Митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином «Наша идея - искание правды Божией на земле» ; Епископом Южно-Сахалинским и Курильским Тихоном «Здесь наша родная земля...» . Сегодня предлагаем вниманию читателей интервью для «Русской народной линии» епископа Якутского и Ленского Романа . «Русская народная линия»: Ваше Преосвященство, прежде всего, хотелось бы поблагодарить Вас за то, что Вы согласились дать интервью нашему порталу. Интернет сегодня становится все более заметной сферой информационного присутствия Русской Православной Церкви... Два с половиной года назад Вы возглавили самую территориально крупную епархию Русской Православной Церкви. Мы знаем, что Вам за это время уже немало удалось сделать. Какие изменения произошли в епархии с того момента, когда Вы взошли на Якутскую кафедру? Сколько сегодня в епархии монастырей и храмов, монашествующих и клириков? Владыка: Столкновение с чем-либо, описываемым в превосходной степени (например, крупнейший, величайший, важнейший, опаснейший и т.п.) всегда накладывает на тебя, встречающегося с этим «превосходным» явлением, особую ответственность: ты соприкасаешься с чем-то принципиально б о льшим, чем ты сам. Якутская епархия находится на территории Республики Саха (Якутия), занимающей площадь более 3-х миллионов квадратных километров. Это сопоставимо с территорией Индии или пяти Франций. Особый регион и особая епархия, и не только по географическому или экономическому принципу. Это еще и место особого подвига великих подвижников христианской веры, таких, как святитель Иннокентий, митрополит Московский, Просветитель Сибири и Америки, или многие тысячи неявленных миру подвижников пострадавших в бескрайней Якутии в годы гонений XX века.

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сохраняя славные традиции» Педагогам и школьникам Сахалина рассказали о наследии Ивана Ильина 31.05.2023 638 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено организаторами В Доме культуры поселка Ноглики Сахалинской области состоялись две лекции, посвященные обсуждению творческого наследия выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина, 140 лет со дня рождения которого отмечает российская общественность в 2023 году. Гостями одного из самых северных районов Сахалина стали известный общественный деятель, публицист, координатор православного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин, председатель Сахалинского отделения «Союза православных женщин» Майя Кириллова и руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, председатель совета Сахалинской региональной общественной организации «Братство Александра Невского» протоиерей Виктор Горбач, сообщает пресс-служба СРОО «Братство Александра Невского». Андрей Борисович Кормухин рассказал об основных вехах жизненного пути философа и отметил актуальность многих идей Ивана Ильина. Выступающий подчеркнул, что Ильин предугадал многие государственные проблемы современной России, которые можно решать, опираясь на труды мыслителя. «Книга Ивана Александровича Ильина «Наши задачи» – своеобразный манифест национального правосознания и, одновременно, завещание будущим поколениям русских людей: программа духовного возрождения и укрепления российского государства. Каждый, кто считает себя патриотом России должен прочитать эту книгу», - призвал собравшихся Андрей Кормухин. Майя Владимировна Кириллова пригласила школьников принять участие в ежегодном православном молодежном палаточном слете «Берег притяжения», который с 3 по 10 августа пройдет в памятном месте острова – селе Дуэ Александровск-Сахалинского района. Именно с этого места в XIX веке началось освоение Сахалина русскими людьми. А в 1861 году в Дуэ побывал известный православный миссионер и просветитель равноапостольный Иннокентий (Вениаминов), первый православный епископ Аляски, Камчатки, Сахалина, Курил и Приамурья. В этом году слет будет посвящен 30-летию Южно-Сахалинской и Курильской епархии и 140-летию Ивана Ильина.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/31/na...

(Зиоров Михаил Захарович; 21.05.1851, г. Новомиргород Елисаветградского у. Херсонской губ.- 20.12.1915, г. Петроград), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи. Род. в семье полкового священника, прославившегося в Севастопольскую кампанию, прот. Захарии Михайловича Зиорова (1816-1884). Начальное образование получил в Дворянском уч-ще в г. Златополь (ныне в черте Новомиргорода). В 1865 г. поступил в Одесскую ДС, к-рую окончил 2-м по разрядному списку. По результатам приемных экзаменов в МДА был 4-м, учился на историческом отд-нии, в 1875 г. окончил академию 1-м по разрядному списку. Среди его товарищей по курсу был В. А. Соколов (позже профессор МДА). К 100-летию академии Н. опубликовал воспоминания о годах обучения в ней, рекомендованные в 1915 г. Синодом для б-к духовно-учебных заведений (Мои воспоминания о МДА. Варшава, 1914). Из профессоров он выделял Е. В. Амфитеатрова , В. Д. Кудрявцева-Платонова , П. С. Казанского , архим. Михаила (Лузина ; впосл. епископ Курский и Белгородский), А. Ф. Лаврова (см. ст. Алексий (Лавров-Платонов) , архиепископ Виленский), Н. И. Субботина , Е. Е. Голубинского , В. Н. Потапова , а из начинающих преподавателей - В. О. Ключевского и А. П. Лебедева . В продолжение первых 3 курсов М. Зиоров прислуживал в алтаре ректору А. В. Горскому . В 1875 г., во время ревизии МДА архиеп. Макарием (Булгаковым) , он прочитал пробную лекцию «О Башкине и Косом». В стенах МДА слушал выступления митр. Иннокентия (Вениаминова) , С. М. Соловьёва и Вл. С. Соловьёва , Н. П. Аксакова , Ю. Ф. Самарина , М. П. Погодина , Н. П. Гилярова-Платонова и др. «Нас интересовали особенно славянофилы. В то время среди студентов Московской Дух. Академии было развито славянофильское направление» (Мои воспоминания о МДА. 1914. С. 20). Студентам разрешалось ездить в Москву: М. Зиоров бывал в опере, в Румянцевском музее, в Кремле, в соборах и дворцах. В праздничные дни посещал дом инспектора МДА С. К. Смирнова . Академическую традицию пения в Прощеное воскресенье стихир «Да воскреснет Бог» по пасхальному чину, восходящую, по преданию, к прп. Сергию Радонежскому, он впосл. вводил везде, где служил. Всю жизнь хранил книгу И. Канта «Критика чистого разума», к-рой его наградили на академическом акте в честь выпуска курса.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010