Возвращение Иисуса Христа в Галилею Ученики срывают колосья в субботу (Мф.12:1–8; Мк.2: 23–28; Лк.6:1–5) На обратном пути в Галилею в одну из суббот, которую евангелист Лука называет первою после второго дня Пасхи, Иисус Христос проходил засеянными полями. Ученики Его, чувствуя голод, начали срывать колосья и, растирая их руками, ели зерна. Как скоро заметили это фарисеи, тотчас же приступили к Иисусу Христу с упреком: «Вот, Твои ученики делают то, что не позволяется делать в субботу!» Христос сказал им в ответ: «Разве вы не слыхали, что сделал Давид, когда взалкал? Вошедши в храм, он вкушал от хлебов предложения и давал вкушать от них своим спутникам, тогда как по закону одни священники имели право есть эти хлебы». Это событие описано в 1Цар.21 и состояло в следующем: царь и пророк Давид, гонимый Саулом, приходит в Номву, где тогда была скиния; он и его спутники томимы были голодом, а между тем первосвященник не имел простого хлеба, которым бы он мог напитать их; тогда этот предлагает путникам хлебы предложения, которые должны съедать одни священники ( Лев.24:8–9 ). Этого первосвященника евангелист Марк называет Авиафаром, между тем при описанном обстоятельстве и.первосвященником и действующим лицом был Ахимелех, отец Авиафара. В объяснение этой разности одни толкователи думают, что Ахимелех носил еще имя Авиафара, как и последний называется еще Ахимелехом ( 2Цар.8:17 ; 1Цар.24:2, 31 ); другие – что евангелист смешивает здесь имена и собственно потому, что Авиафар был долгое время ( 3Цар.1:7, 12, 25 ) первосвященником во время царствования Давида; третьи – что Авиафар как друг Давида по преданию был главным действующим лицом, при посредстве которого совершилось то дело; первосвященником же он называется как преемник отцу в этом звании. «Итак, если Давид, ваша слава, ваша святыня, не осужден зато действие, которого он по закону не имел права совершить, то на каком основании вы осуждаете Моих учеников за действие, не запрещенное законом!» (Потому что закон не позволял только входить на поле ближнего с серпом).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

К Семену Григорьевичу Чернову С. Г. Чернов, ученик архим. Макария по Екатеринославской семинарии, по окончании курса приглашен был к Д. Т. Мизко в домашние учителя. Узнав о том, архим. Макарий в особом письме к нему, выразил свои чувства и свои пожелания, вызванный расположением к семейству Мизко. В издании 1860 г. (I, 230−239) имена членов этой семьи и самого Чернова, или опущены, или скрыты под инициалами. Восстанавливаются они по копии с оригинала, засвидетельствованной С. Г. Черновым, и хранящейся в библиотеке Казанской дух. семинарии. 24 Слышу, что ты по милости Божьей, благополучно кончил период училищного образования, и Божьим, так же о недостойных нас, благоволением введен в действительную службу, для которой всеблагий Промысл Его дал тебе жизнь, таланты и воспитание. Сей слух, коснувшийся струн моей души звуком однообразным, какие по временам воспоминание о тебе производило, новые тоны дал, которых эхо в чтении сем да услышится сердцем твоим, или чтоб пожелать тебе дарования высшего, да откроет в тебе Господь духовное слышание слова Его, которое есть дух и жизнь, сей доброгласной гармонии и чудотворной, которая отверстые для нее ушеса сердца пленяют, и они закрываются для слышания нестройных сопелей лежащего во зле мира сего. Очи начинают смеживаться, отвращаясь от суеты, в то время скучной и тягостной, глава Богословесная склоняется на перси Иисуса Христа, все помышления и чувствия совокупившись, покоятся в мире Божьем превосходящем всякое разумение, и сердце, прилепившееся к сердцу Иисуса Христа, внимает заветному слову любви и истины: «Я есмь истинная виноградная Лоза, и Отец Мой виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, он отсекает, и всякую приносящую плод очищает, чтобы более принесла плода. Будьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, ежели не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот много приносит плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, тот извергнется вон, как ветвь и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и горят. Тем прославится Отец Мой, если вы много принесете плода, и тогда вы будете Моими учениками».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Предисловие к 1-му изданию. Около полувека тому назад, именно с 1835 года, на Западе в богословском мире вспыхнула упорная и ожесточенная борьба веры с знанием, религии с философией, критики с Евангелием, – борьба, конца которой не видно еще и в настоящее время. На летописных страницах этой борьбы поставлены известные имена ученых богословов как католического, так и протестантского мира: с одной стороны –Штраус, Мишле, Фрауэнштедт, Фишер, Вейссе, Вильке, Бруно Бауэр, Люцельбергер, А. Швейцер, Ф. X. Баур, Швеглер, Целлер, Кэстлин, Планк, Шнитцер, Гильгенфельд, Ричль, Фолькмар, Шенкель, Кейм, Вейцзеккер, Гаусрат, Вейсс и многое множество их подражателей и популяризаторов в роде Ренана; а с другой–Штейфель, Толюкк, Неандер, Ульман, Гешель, Габлер, Дорнер, Шаллер, Розенкранц, Эбрард, Герикэ, Баумгартен, Беттхер, Дитлейн, Гартинг, Нимейер, Ринк, Гейнрих Тирш, Лехлер, Лянге, Шафф, Лекебуш, Лютгардт, Визелер, Вейцель, Блеек, Газе, Бунзен, Эвальд и друг. Право­славное богословие также не может оставаться совершенно раввнодушным к этой борьбе уже по одному тому, что вызов сделан не католичеству или протестантству со всеми их многочисленными разветвлениями, а христианству вообще. Как увидит читатель, виновником этой борьбы по-справед­ливости следует считать Штрауса; впрочем взрыв, произведенный Штраусом, первоначально был не особенно больших размеров; к сожалению, он был только слишком внезапный, совершенно неожиданный, и в этом – его главная сила, в этом – вся его могучесть. До появления в свет Штраусовой „Жизни Иисуса“, т. е. пред 1835 годом, на Западе в богословском мире царило какое-то особенное затишье, и все, по-видимому, обещало христианскому миру самое розовое будущее. Рационализм уже давным-давно был со­вершенно уничтожен, вырван с корнем из богословской почвы и по всем пунктам признан несостоятельным банкротом. В 1831 году сошел в могилу Гегель, а года через три за сим туда же отправился и Шлейермахер († 1834). Непонятая философия первого находилась по-видимому в полном согласии с христианским богословием, а его человекобывание абсолютного, вочеловечение Бога, недальновидные ученики Гегеля были склонны ограничи­вать только исключительно исторической личностью Христа, и правая сторона этой новой философской школы по-видимому господствовала беспрекословно повсюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

1 . Веселитесь, небеса, и торжествуй, земля, о тех, кто желает окропиться иссопом, очистить себя иссопом духовным и силою Того, Кто во время страдания Своего посредством иссопа и трости напояем был. Силы небесные да радуются, а души, которым предстоит сочетаться с духовным Женихом, да приготавливаются к этому. Ибо глас вопиет уже в пустыне: приготовьте путь Господу ( Ис.40:3 ). Не маловажное это дело; не тел обыкновенное и безрассудное сочетание, но избрание по вере всеиспытующего Духа. Мирские супружества и брачные союзы не с надлежащим совершаются разбором, но где богатство или красота, там скоро соглашается жених. А здесь не красота телесная, но неукоризненная совесть души, не предосудительное богатство, но богатство душевного благочестия уважается. Итак, чада оправдания, внемлите Иоанну, увещевающему и говорящему: исправьте путь Господу ( Ин.1:23 ), старайтесь уничтожить всякое препятствие и соблазн, чтобы прямо шествовать вам к вечной жизни. Посредством нелицемерной веры приготовьте чистые сосуды души для принятия Святого Духа. Начните покаянием омывать одежду вашу, чтобы, когда призваны будете в чертог брачный, явиться вам чистыми. Ибо хотя Жених призывает всех без исключения, потому что благодать щедра, и громкий голос провозвестников собирает всех, впрочем, Сам же Он различает вошедших на таинственный пир брачный. Да не случится кому-либо из тех, кого имена внесены в список, услышать затем: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? ( Мф.22:12 ). Но да услышит каждый из вас: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего ( Мф.25:21 ), ибо доселе стоял ты за вратами. О, когда бы всякий из вас мог сказать: царь ввел меня в чертоги свои. Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством ( Песн.1:3 ; Ис.61:10 ). Да явится душа каждого из вас, не имеющая пятна, или порока, или чего-либо подобного ( Еф.5:27 ). Не говорю я, чтобы это было прежде принятия благодати: ибо для чего было бы звать вас к отпущению грехов? Но чтобы тогда, когда даруется благодать, согласна была с благодатью совесть, быв найдена неукоризненной.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Апрель 1878 года 2 апреля. Величайшую неприятность и посрамление перенес я сегодня за утреней и ранней обедней от безголосицы полной вследствие простуды, полученной от питья холодного лимонаду четвертого дня (четверг) вечером и третьего прошлого дня (пятницы) на поминках питья холодного меду и от холодного подрясника, в котором я долго находился в церкви при исповеди и в коем ходил в гимназию и шел обратно. Притом я много говорил в пятницу и в гимназии, и на исповеди. Это мне наказание за многоядение и рыбоядение. Но горе мне было во время утрени и обедни, срам и немощь безголосицы для меня были как нож острый, а диавол запустил свое убийственное жало в душу мою и терзал, мучил меня назойливейшим образом, раздражая, смущая, вревая в отчаяние, страх, боязнь. И если бы не Господь, спасающий меня, что было бы со мною? Благодарю Господа, спасшего меня многократно от жал его смертоносных, убийственных, ядовитых, огненных. Ну уж и терпения потреба была для меня! Благодарю Господа и за дарование терпения! С ним я перенес ужасные искушения всесветного подлеца. Молитвы Христе, Свете истинный, отпусты, имена царственных особ на великом входе, В первых помяни, Господи, заамвонную, отпуст – всё сказал. Вчера вечером я разрешил по немощи (горловой хрипоте) на скоромный мясной суп и стакан молока, думая, что будет мне легче от того, а вышло поутру хуже: лишняя питательность мне повредила, и голос мой стал еще хуже, еще труднее; раздражительность была у меня страшная, подозрительность к диакону и сторожу алтарному бесконечная, боязнь, страх демонские нестерпимые. И выходит, что нужен пост. 3 апреля. Еще и еще убедился я вчера, что без литургии (шесть дней не служил) я мертв и подвержен бесчисленным козням диавольским, содевающим мне муку и смерть, а литургия после долгих борений со врагом возвращает мне жизнь и отраду, мир и свободу. Слава Святейшей Евхаристии! Слава Телу и Крови Господа моего Иисуса Христа! Вчера, пришедши домой после ранней обедни, я чувствовал в душе сильный наход, натиск гнева и злобы и едва удержался от ссоры с женою из-за пустых вещей. Сколько зла в нас, и собственно во мне! Любовь долготерпит, милосердствует, не раздражается, не мыслит зла ( 1Кор.13:4–5 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

иером. Тихон (Васильев), иером. Зосима (Мельник), схим. Евфросиния (Бондаренко) О чудесной помощи по молитвам батюшки Зосимы при его жизни и по преставлении Кормишина Галина Николаевна (Донецкая обл., г. Мариуполь): Благодарю Господа Иисуса Христа за то, что Он по молитвам нашего батюшки Зосимы спас моих родственников от гибели во время чеченской войны 1996 года. Я с детьми выехала из Грозного перед войной 1996 года, а мои сестры с семьями остались под бомбежками в г. Грозном. Я очень переживала, не спала ночами, молилась. Решила пойти к батюшке Зосиме узнать о судьбе моих трех сестер с семьями. Я очень переживала, волновалась. Рассказала все батюшке Зосиме. Он спросил: «Как вы молитесь?» Я ему ответила, что читаю все подряд, что попадет под руку: Святое Писание, акафисты Пресвятой Богородице и Псалтирь. Я у батюшки спросила, что читаю за них как за живых, а может, их уже нет в живых. Он закрыл глаза и долго так сидел с закрытыми глазами. Я думала, что он заснул, хотела уходить, но он с закрытыми глазами остановил меня и сказал: «Я вам не все сказал.» Батюшка Зосима открыл глаза и говорит: «Что сейчас творится в Грозном! Сколько гибнет людей русских и чеченцев ради наживы кучки «новых русских. " » Я очень волновалась, что мне скажет о моих родственниках. Наконец он мне сказал, что все мои родственники живы и даже квартиры, в которых они живут, целы. Я от радости упала батюшке Зосиме в ноги и стала целовать ему руки со слезами радости и благодарности. Потом встала и пошла к двери спиной, все благодарила и кланялась. Батюшка Зосима смеясь говорил: «Повернитесь да идите нормально.» Дошла я до двери и опомнилась. «Батюшка Зосима, а иконочкой меня не благословили!» Он сказал: «Слава Богу! Отошло». Это потому, что я от радости как будто помешалась. Батюшка сказал: «Что же вы мне не написали имена своих родственников? Я за них буду молиться.» И вот чудо! Закончилась война, и все мои родственники остались живы и здоровы и все их квартиры остались неразбитые. Благодарю батюшку Зосиму за его горячие молитвы и вовек буду молиться за него. Когда вспоминаю и рассказываю, как батюшка молился за нас, всегда волнуюсь и плачу. Любовь (г. Макеевка)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Комментарии Женевской Библии на евангелие от Луки Введение Автор Общепризнано, что Евангелие от Луки и Деяния апостолов принадлежат одному автору: эти две книги имеют общие стилистические и лексические особенности и, кроме того, общего адресата – Феофила. Их автор нигде прямо себя не называет. В то же время, в Деяниях апостолов есть несколько мест где повествователь использует местоимение «мы» ( Деян. 16,10–17; 20,5–15; 21,1–18; 27,1 – 28,16 ). Это позволяет заключить, что он являлся спутником апостола Павла, по крайней мере, в некоторых из его путешествий. Сопоставив имена адресатов посланий Павла из Рима (именно в Риме автор Евангелия от Луки и Деяний оставил апостола) с теми, кто упомянут в Деяниях, мы получаем ряд имен, фигурирующих среди первых и отсутствующих среди последних. В этот ряд попадает и имя Луки. Веское подтверждение эти выкладки находят в традиции, которая безоговорочно приписывает авторство рассматриваемого Евангелия Луке, и никому другому. Уже из первых строк Евангелия явствует, что сам Лука не являлся свидетелем описываемых им событий. Он был насколько мы можем судить, исходя из текста обеих принадлежащих его перу книг, образованным человеком, не входившим в непосредственное окружение Иисуса во время Его земной жизни, но собравшим сведения о Нем из устных рассказов и записей очевидцев. Отдельные специалисты оспаривая принадлежность Евангелия и Деяний апостолов перу спутника Павла – Луки, отмечают заметные расхождения терминологии этих двух книг, и особенно Деяний, с терминологией посланий Павла. По-видимому, Лука был обращен в веру во Христа не Павлом, а кем-то другим. И хотя Лука нигде Павла не цитирует, он и не противоречит ему, так что возражение против авторства Луки сводится лишь к тому, что он писал в своеобразном стиле. Все сколько-нибудь достоверные сведения о Луке могут быть почерпнуты только из его собственных произведений. Согласно преданию, евангелист был врачом, родом из Антиохии. Это побудило некоторых исследователей отыскивать в тексте его Евангелия специальную медицинскую терминологию. Однако известно, что в новозаветные времена медицинской терминологии как таковой не существовало, врачи в профессиональной деятельности использовали обычную лексику.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельным житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господе Бозе Вседержители, еще же знамении и чудесы преславными, таже, по крайнему благоволению к тебе Божию, преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на Небо, сподобльшийся беседовати с Преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй Престолу Небеснаго Царя! Услыши нас, грешных и непотребных (имена), в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе; да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем придержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси Отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащии власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениях, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/molitva-o-dozhde-i-sox...

С юношеских лет и почти до старости я прожил атеистом. Потеряв веру в Бога, я чувствовал, однако, что, для полноты разумной жизни, мне чего-то недостает, что учения материалистов и эволюционистов не удовлетворяют меня, не дают осмысленного познания самого себя и окружающего меня мира. И эта пустота, эта казавшаяся мне бесцельность и бессмысленность жизни, заставили меня, наконец, призадуматься и основательно познакомиться с Евангелием. Тщательное ознакомление с литературой по вопросам о подлинности и достоверности наших четырех Евангелий, а также с содержанием самих Евангелий, привело меня к твердому убеждению в том, что Евангелия наши написаны действительно теми лицами, имена которых носят, что авторы их заслуживают безусловного доверия, и что все записанные ими события и беседы так и происходили, как записаны. Изучая, затем, по четырем Евангелиям Личность Иисуса Христа, я узнал, что Христос был безгрешен и что даже озлобленные враги Его не могли указать ни на один поступок Его, ни на одно слово Его, которые, хотя бы с большими натяжками, можно было признать грехом или неправдой. Я убедился, что Он обладал знанием будущего, и что никто не мог скрыть от Него даже помышлений своих. Я не мог уже сомневаться в том, что Он действительно господствовал над силами природы, и они подчинялись слову Его. Я познал Его дивное учение, давшее ответ на все мировые загадки. Наконец, я убедился, что Он действительно умер и воистину воскрес. И тогда я пришел к непоколебимому убеждению, что Он не мог быть не Тем, Кем Себя именовал, и что, следовательно, Он – истинно Богочеловек, Сын Божий. Признание же, что Христос – Сын Божий, привело меня к логической необходимости верить в истинность каждого слова Его, как слова Божия, хотя бы кое-что из сказанного Им и было недоступно нашему ограниченному уму. И я поверил; я нашел ответ на все мучившие меня вопросы, нашел и душевный покой. Придя, таким образом, вполне сознательно ко Христу, я захотел передать возродившуюся во мне веру и другим, и для этого издал свой многолетний труд „Толкование Евангелия“. Но так как мне хотелось передать эту веру не только взрослым людям, но и детям, и тем предохранить их от атеизма, то я вскоре же издал, для учащихся в средних учебных заведениях, учебник „Священной Истории Нового Завета“, составляющий как бы конспект моего „Толкования Евангелия“.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Скачать epub pdf Терминологические новшества «А.» прежде всего поражает человека, начитанного в произведениях святых отцов, новыми словами и нек-рой громоздкостью стиля, не исключающей, впрочем, изящества отдельных пассажей. В них встречается много сложных слов, см., напр., EH V 3. 7, и необычных словосочетаний, напр. θεα μακαρι της (Божественное блаженство – III 2(P. 19)). В языке Дионисия можно выделить слова: 1) придуманные им, одни из к-рых прочно вошли в церковный обиход, напр. εραρχ α – священноначалие (в разных грамматических формах встречается в «А.» ок. 100 раз), а др. остались характерными только для «А.» ( υαρχ α – дословно сыноначалие, σοφοπο ησις – мудротворение); 2) входящие в понятийный аппарат неоплатонической философии, с к-рым автор «А.» был прекрасно знаком; при этом одни из них изменили свое значение, как, напр., κφαντορ α у Прокла употреблялось в значении «откровение высшего низшему», в «А.» стало означать «откровение Бога» (Шичалин. С. 70–72), или θεουργ α – частый термин у Ямвлиха, к-рый стал относиться не к языческим таинствам, а к деятельности Иисуса Христа (Louth. 1986. P. 434); др. не изменили значения или изменили в меньшей степени (напр., μον, πρ οδος, πιστροφ). Очевидно, что Дионисий, самостоятельный мыслитель и богослов, представляя главные тенденции христ. богословия, свободен как в изобретении нового термина, так и в использовании неоплатонической терминологии. Учение о Боге Апофатическое и катафатическое богословие Абсолютно ясное представление о той реальности, к уяснению к-рой стремится богословие Дионисия, обеспечило его сочинениям исключительную авторитетность. Из богословских тем на 1-е место можно поставить апофатическое богословие – учение о вышебытийной природе и непознаваемости Бога,– при изложении к-рого Дионисий опирался на тексты Свящ. Писания ( 2Кор 12. 2–4 ) и на предшествовавшую святоотеческую традицию (ср., hanp., Greg. Nyss. De vita Moysis. II 162 и MT I 3). Вклад «А.» в эту традицию состоит в том, что в них впервые в христ. лит-ре апофатическое и катафатическое богословие выступают как строго проводимые методы, а также впервые вводятся в обиход христ. богословия сами эти термины (MT III:1–2 (P. 146)), утвердившиеся впосл. как в Вост., так и в Зап. Церкви. В отличие от Прокла, также использовавшего данные термины в сочинениях (см. In Parm. P. 1080:12–13), Дионисий не связывает апофатическое богословие только с Единым (соответствующим 1-й посылке платоновского «Парменида»), а катафатическое – с генадами и сферой умопостигаемого бытия (2-я посылка «Парменида»), но и то и др. рассматривает как разные способы богословского описания Единого Бога. Тема непознаваемости Бога остается лейтмотивом всех его сочинений (см. DN, в частности 3, о «познании Бога через незнание» (P. 198:4); MT I-V). Пресущественность Бога и Божественные свойства (имена)

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010