Разделы портала «Азбука веры» Братья Господни – так в Евангелии ( Мф.12:46-48 ); ( Ин.7:3-5 ) и других источниках именование, относимое преданием к детям св. праведного Иосифа Обручника (нареченного мужа Девы Марии ), от его первого брака, либо к родственникам Иисуса Христа (по человеческому естеству). В Новом Завете упоминается не менее 6ти лиц, которые названы «братьями» и «сестрами» Иисусовыми. Нет сомнения в том, что они были или считались родственниками Христа Спасителя по плоти. Имена сестер Его не названы; братья же именуются Иаковом, Иосией, Иудой и Симоном ( Мф.13:55-56 ); ( Мк.6:3 ). B ( Мф.27:56 ) матерью Иакова и Иосии названа некая Мария, а в ( Мк.15:40 ) об этой Марии говорится как о « матери Иакова меньшого и Иосии ». Евангелист Иоанн свидетельствует, что во дни земной жизни Христа « братья » Его « не веровали в Него » ( Ин.7:5 ), однако сразу же после Вознесения мы находим их среди учеников ( Деян.1:13-14 ). Апостол Павел говорит о братьях Господних и в частности об Иакове, который с 40х гг. стал руководителем Иерусалимской христианской общины. Ни в церковных преданиях, ни в библейских исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о степени родства братьев Господних к Иисусу Христу и между собой. Единственное, что Предание Церкви решительно отвергает, это взгляд некоторых протестантов, согласно которому братья Господни были родными братьями Иисуса. В Евангелиях мать Иакова и Иосии названа по имени (Мария), но она явно не отождествляется с Девой Марией. Даже рационалист Ренан вынужден признать, что назаряне называли Христа «Сыном Марии», потому что Он был известен «как единственный сын вдовы». Начиная с первых веков христианства, высказывалось несколько предположений о братьях Господних, ни одно из которых не стало господствующим. а) Братья Господни были детьми Иосифа Обручника от первого брака. Так думали автор Ев. Иакова, Ориген , Климент Александрийский , свт. Епифаний Кипрский . Эта гипотеза вполне правдоподобна, но она не может быть распространена на Иакова меньшого и Иосию, поскольку они были сыновьями Марии, одной из женщин, сопровождавших Христа.

http://azbyka.ru/bratya-gospodni

I. Страдания Христа и страдания Церкви Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? ( Мк.14:37 ) Настоящую неделю, называемую Страстною Седмицею, Святая Церковь посвящает воспоминаниям о страданиях Христа. Девятнадцать веков уже прошло со времени голгофской драмы, но история страданий Господа всегда нова для сердца христианина и всегда служит источником духовного назидания. Хорошо знает это наша Церковь , а потому каждый год Великим постом представляет эту историю пред наши взоры. Таким образом, страдания Христовы, так сказать, увековечены и, пока существует Церковь , никогда не придут в забвение. Но они не могут быть забыты и в другом отношении и по другой причине. Страдания Христа продолжаются в страданиях Церкви Христовой. Эта Церковь есть тело Христа, а потому ее страдания суть страдания и Христа. Широко поле этих страданий – оно простирается на весь земной мир. Хотя действующие лица в истории страданий Христа и страданий Церкви и различны, но самые страдания остаются одни и те же. При страданиях Христа мучителями были иудеи, книжники, первосвященники, Иуда, Пилат, Ирод и воины римские – в истории же страданий Церкви выступают совсем другие лица. Мы не будем указывать на имена их и вводить их в круг наших размышлений, а бросим только общий взгляд на их деятельность, чтобы извлечь отсюда для себя урок и назидание. На нынешний раз мы остановимся на спящих учениках Иисуса. Ночь. В безмолвной тишине этой ночи Иисус со Своими учениками идет из Иерусалима на гору Елеонскую. С этого священного места пожелал Он начать Свои страдания. Оставив учеников у подножия этой горы, Он идет далее, в глубь Гефсиманского сада, чтобы помолиться. Время грехов человеческих, горечь наступающих страданий, неблагодарность иудейского народа ложится всей своей невыносимой тяжестью на Его душу. Как бы желая найти для Себя некое подкрепление в участии учеников Своих, Он возвращается к ним, но находит их спящими. Из слов Его, так недавно еще сказанных, они знали, что Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, что они осудят Его на смерть и предадут в руки язычников, что эти последние схватят Его, заключат в оковы, распнут Его ( Мф.20:18 ). Они знали, что в эту именно ночь начнутся эти предсказанные Им страдания, причем один из них предаст Его, а другой отречется от Него. Все это хорошо знали они, и однако, когда наступил уже час этих страданий, когда, погруженный в смертельную тоску, Он просит их: побудьте здесь и бодрствуйте со Мною ( Мф.26:38 ), – они спят. Когда приблизился уже предатель, когда в ночной темноте засветились уже факелы и воины со спирою 59 подошли, чтобы взять и связать Его, и тогда они продолжают спать, так что Он Сам должен был сказать им: встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня ( Мф.26:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

А. Обязанности христианина, вытекающие из повеления познавать Бога 1. Учись богопознанию, как важнейшему из всех знаний а) Свидетельства св. отцов об обязанности богопознания. Св. Ириней лифнский говорит: «Господь не сказал, что Отец и Сын вовсе не могут быть познаны; иначе напрасно было бы и Его пришествие. Ибо для чего Он пришел сюда? Для того ли, чтобы сказать нам: не ищите Бога; Он неведом и вы Его не найдете – как лгут последователи Валентина, будто Христос (так) сказал (их) вонам?» (Кн. IV, 4). Св. Иоанн Златоуст не был против исследования в деле веры; это ясно видно в его призыве к такому исследованию. Так он говорит: «Бог хощет, чтобы мы не просто слушали имена и слова, находящиеся в Писании, но се разумением. Поэтому блаженный Давид многие из своих псалмов подписал так: в разум и говорил: открой очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. CXVIII. 18) . После него сын его, заступивший его место, учит, что мудрости должно искать как серебра, приобретать ее больше, чем золота. А Господь внушал иудеям испытывать писания и тем нас еще более побуждает к исследованию (их), – ибо Он не в том смысле говорил это, чтобы, только прочитав, можно было с первого раза понят писание. Никто, конечно, не станет испытывать того, что находится вблизи и под рукою, а испытывают то, что остается в тени и может открыться только после долгого изыскания. Для того-то писание и называется сокровищем сокровенным, чтобы побудить нас к испытанию его, – а это внушается нам для того, чтобы приступали в словам писания не просто, как случилось, но с большою осмотрительностию, – ибо кто станет слушать, что читается в нем, без рассуждения; и все принимать так, как сказано, – буквально, такой может предполагать много нелепого о Боге. Он, пожалуй, допустит, что Бог есть и человек и что Он состоит из меди, что Он и гневлив, и яростен и много других еще более худых мыслей. Если же кто будет вникать в глубину смысла, то избежит всякой такой нелепости» 46 . («Бес. на св. Uoahha XV »). б) О необходимости усовершенствования в познании св. веры нашей. Христианин должен возрастать в познании веры. Св. апостол Павел, научив уверовавших во Христа существеннейшим и необходимейшим истинам веры ( 1Кор. 2, 2 ), не переставал заботиться о том, чтобы христиане совершенствовались в познания преподанного им учения. В заботах о сем он не перестает молить Бога о новообращенных им христианах, чтобы они возрастали в познании Бога ( Кол. 1, 10 ), дабы Он исполнил их познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном ( Кол. 1, 9 ), дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал Духа премудрости и откровения в познании Его ( Ефес. 1, 17 ). Молясь ко Господу, ап. Павел не перестает убеждать верующих: возрастайте в познании Бога и Господа наши и Спасителя Иисуса Христа ( Кол. 1, 10 ср. 2Петр. 3, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рождественский цикл Рождественский пост Период подготовки к Рождеству Христову, называемый Рождественским постом, начинается 15/28 ноября, за сорок дней до Рождества Христова. Точную дату появления Рождественского поста установить невозможно. На Западе первые упоминания о посте перед Рождеством относятся к V-VI векам. На Востоке сорокадневный Рождественский пост упоминается в IX веке (хотя в это время его продолжительность была еще предметом разногласий). Одной из особенностей богослужения в период Рождественского поста является то, что в некоторые дни (19, 26 и 29 ноября, 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря) оно по своему покаянному характеру должно напоминать великопостное богослужение: в эти дни Устав предписывает читать молитву преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Кроме того, период Рождественского поста характеризуется обилием памятей ветхозаветных праведников и пророков как провозвестников Рождества Спасителя. В течение поста совершается память пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила. Рождественская тематика вводится в литургические тексты постепенно. По воскресеньям и праздникам, выпадающим на Рождественский пост, начиная с Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утренях в качестве катавасий поются ирмосы рождественского канона «Христос раждается, славите». За шесть дней до Рождества на вечерне после стихир на «Господи, воззвах» поется стихира «Вертепе, благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа». Предпразднство Рождества начинается за 5 дней до праздника: в эти дни рождественская тематика в богослужебных текстах становится доминирующей. Последние два воскресенья перед Рождеством носят названия «Недели святых праотец» и «Недели святых отец»: они посвящены воспоминанию о ветхозаветных праведниках, которые своим духовным и нравственным подвигом подготовили мир к пришествию Спасителя. В Неделю святых отец за литургией читается начало Евангелия от Матфея, содержащее родословную Иисуса Христа. Евангелист Матфей не случайно начинает свое повествование о Рождестве Христовом с перечисления предков Спасителя. Тем самым он показывает, что Иисус Христос был настоящим и полноценным человеком, представителем Своего народа. Он был плоть от плоти еврейского народа и вместе с тем совершенным Богом. Имена ветхозаветных праведников перечисляются в Евангелии также потому, что все они жили верой в грядущего Спасителя. Об этом говорится в словах апостола Павла, читаемых в Неделю святых отец: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие... Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... ( Евр. 11:8–9, 17 ). Вся жизнь праотцев, о которых упоминается в Евангелии, была пронизана верой в Бога и ожиданием Спасителя: именно в этом заключается смысл чтения родословной Иисуса Христа в воскресенье, предшествующее Рождеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 6. Обращение и труды Апостола Павла Избрание первых служителей (диаконов). Иерусалим был не только религиозным центром евреев, но и городом, где была развита международная торговля. Не удивительно поэтому, что греческий язык был здесь в широком употреблении. Ко времени крестной смерти Иисуса Христа Иерусалим уже много лет находился под властью Рима. Римские военные и чиновники прочно осели в городе. Собирались в Иерусалиме и многочисленные евреи, уже не одно поколение жившие в различных уголках Римской Империи. Их называли «эллинистами», так как родным языком для них был греческий. Первая церковь в Иерусалиме была смешанной по своему составу. Были в ней и евреи-иерусалимляне, и эллинисты, что вызывало некоторые трудности. Церковь быстро росла, и в ней произошел спор между евреями и эллинистами: последним казалось, что их вдов обижают при раздаче помощи. Тогда Апостолы собрали всех учеников и обратились к ним с речью: – Нехорошо нам оставлять проповедь, чтобы заботиться о раздаче помощи. Выберите из вашей среды семь человек, исполненных Святого Духа, которым вы доверяете, и пусть они возьмут на себя заботу о нуждающихся. Собранию это предложение понравилось, и тут же было избрано семь человек диаконов , то есть служителей. Имена их были: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай. Последний из них был прозелитом, то есть язычником, обращенным в веру в единственного Бога. Их поставили перед Апостолами, и они, помолясь, возложили на них руки и благословили их на труд ( Деян.6:1–8 ). Мученичество Стефана. Первый из диаконов, Стефан , был эллинист. Он был человеком сильной веры и сотворил много чудес. Тогда некоторые евреи-эллинисты пытались спорить с ним о вере в Иисуса Христа, и, не имея возможности противостоять силе·его мудрости, настроили против него Синедрион, обвинив его в богохульстве и неуважении к Моисееву Закону. В ответ на эти обвинения Стефан произнес пространную речь, изъясняя историю израильского народа и говоря о том, как часто его вожди нарушали Закон Божий. Члены Синедриона пришли в ярость и, зажимая уши и скрежеща зубами, бросились на Стефана, а он, исполненный Святого Духа, взглянул на небо и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Именины в июне, православные праздники в июне На 2 июня в этом году выпадает переходящий двунадесятый великий праздник Вознесения Господня, отмечаемый на сороковой день после Пасхи. Праздник был установлен в честь восшествия Иисуса Христа на небо и обетования о Его втором пришествии. 1 июня, 2011 На 2 июня в этом году выпадает переходящий двунадесятый великий праздник Вознесения Господня, отмечаемый на сороковой день после Пасхи. Праздник был установлен в честь восшествия Иисуса Христа на небо и обетования о Его втором пришествии. Чьи именины в июне? Какие православные праздники проходят в июне? Подробный список всех женских и мужских имён по датам Вы можете увидеть в данной статье! Именины в июне (как назвать мальчиков и девочек в июне) Именины в июне: 1 — Александр, Анастасия, Антон, Валентин, Василий, Виктор, Георгий, Дмитрий, Иван, Игнатий, Ипполит, Корнилий, Максим, Матвей, Митрофан, Михаил, Николай, Павел, Сергей. 2 — Александр, Алексей, Иван, Иосиф, Никита, Тимофей. 3 — Андрей, Елена, Касьян, Кирилл, Константин, Михаил, Федор. 4 — Владимир, Даниил, Захар, Иван, Макар, Михаил, Павел, Софья, Федор, Яков. 5 — Афанасий, Евфросиния, Леонтий, Мария, Михаил. 6 — Григорий, Иван, Ксения, Никита, Семен, Степан, Федор. 7 — Елена, Иван, Иннокентий, Федор. 8 — Александр, Георгий, Елена, Иван, Карп, Макар. 9 — Анастасия, Давид, Иван, Иона, Леонид, Леонтий, Нил, Петр, Федора, Ферапонт. 10 — Денис, Дмитрий, Елена, Захар, Игнатий, Макар, Никита, Николай, Павел, Петр, Софрон. 11 — Александр, Андрей, Иван, Константин, Лука, Мария, Фаина, Федот, Феодосия. 12 — Василий. 13 — Борис, Николай, Поликарп, Роман, Филипп, Христина. 14 — Валериан, Василий, Вера, Гавриил, Давид, Денис, Иван, Павел, Харитон. 15 — Иван, Никифор. 16 — Афанасий, Денис, Дмитрий, Лукьян, Михаил, Павел, Юлиан. 17 -Иван, Мария, Марфа, Мефодий, Митрофан, Назар, Петр, София. 18 — Игорь, Иона, Константин, Леонид, Марк, Михаил, Никандр, Николай, Петр, Федор. 19 — Виссарион, Георгий, Иларион, Иона, Сусанна, Фекла. 20 — Александр, Алексей, Антон, Афанасий, Валентин, Валерия, Вениамин, Виктор, Владимир, Григорий, Зинаида, Иван, Игнатий, Лев, Мария, Михаил, Николай, Павел, Петр, Степан, Тарас, Федот.

http://pravmir.ru/imeniny-v-iyune/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) 40 библейских портретов Книга «40 библейских портретов» рассказывает о людях, героях Библии: кем они были, как жили, чему учили своих современников и учат нас, потомков. Мир, который открывает перед нами автор многое объясняет в поступках и словах героев, кажущихся нам странными, а порой и жестокими. Книга написана живым современным языком, с отсылками к нашему времени и нашим реалиям. Содержание От автора 1. Адам и Ева: в начале 2. Ной: человечество как единая семья 3. Авраам и Сарра: путь призванных 4. Исаак: продолжение странствий 5. Иаков – праведник, боровшийся с Богом 6. Иосиф – проданный брат 7. Моисей – посредник меж Богом и народом 8. Иисус Навин – воин во имя Господа 9. Судьи: череда харизматических вождей 10. Самуил и Саул: последний судья и первый царь 11. Давид – царь перед Богом 12. Соломон: золотой век Израиля 13. Цари двух царств: Иерусалим и Самария 14. Илия – молниеносный пророк 15. Амос, Осия, Михей, Софония: пророки предупреждения 16. Исаия – пророк с большой буквы 17. Иоиль, Аввакум, Наум, Иона: пророки разрушения 18. Иеремия – печальный пророк 19. Иезекииль – пророк надежды 20. Даниил – пророк изгнания 21. Эсфирь – царица из народа 22. Аггей, Захария, Авдий, Малахия: пророки возвращения 23. Эзра и Неемия: новое начало 24. Маккавеи – первые антиглобалисты 25. Иов: проклятые вопросы 26. Матфеи – мытарь и евангелист 27. Марк – робкий юноша и смелый апостол 28. Лука – врач, художник, повествователь 29. Иоанн – любимый ученик 30. Иоанн Креститель: на шаг впереди Христа 31. Дева Мария и плотник Иосиф: семья Иисуса 32. Двенадцать апостолов: ближний круг 33. Петр – первый из двенадцати 34. Двенадцать апостолов: остальные имена 35. Ироды, цари Иудеи 36. Каиафа и Анна: священники при Храме 37. Иуда Искариот и Понтий Пилат: сделавшие свой выбор 38. Никодим, Иосиф, Гамалиил – фарисеи за Иисуса 39. Павел, посол и узник Христа 40. Первые христиане: у истоков Церкви

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

прот. Константин Борщ Часть шестая. Авторитеты имяславия (важные документы 2000 год) Великие светильники Церкви Христовой и сам Государь – имяславцы! В первую очередь к имяславцам можно определённо отнести великого светильника Церкви Христовой св. Иоанна Кронштадтского , на весь мир возгласившего: «О, Имя Сладчайшее, Имя Святейшее, Имя Всемогущее, Имя Господа нашего Иисуса Христа, победа моя Господи, слава Тебе!» «Когда ты про себя в сердце говоришь, или произносишь Имя Божие, Господа или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь всё существо Господа ... С верою и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержашевлу, всеуправляющему Имени. Вот почему заповедь Божия строго запрещает употреблять Имя Божие всуе, потому то есть, что Имя Его есть Он Сам, единый Бог в трёх Лицах, простое существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время незаключаемое , т. е. не ограничиваемое им и ничем сущим». Великие Имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением или воображённые в душе, суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трёх Лицах « 1083 . » Имя Божие есть Сам Бог « 1084 . » Имя Господа есть Сам Господь – Дух, везде сый и вся исполняяй « 1085 . » В Имени Иисус Христос, весь Христос – душа и тело Его, соединённые с Божеством " 1086 . Имяславцами стали Государь и Государыня Александра Феодоровна «13 февраля 1914 г. Царь Николай II дал имяславцам Высочайшую аудиенцию в Царском Селе. Приняты были иеросхимонах Николай, схимонахи Исаакий и Мартиниан, монах Манассия. Государь выслушал их очень милостиво, выслушал всю историю их удаления с Афона и обещал им Своё содействие к мирному урегулированию их дела, а Её Императорское Величество... настолько была растрогана их печальной вестью, что не могла удержаться от слёз». В апреле Государь пишет письмо митрополиту Московскому Макарию , выражая благоприятное мнение об имяславцах. А 15 апреля на Пасху, в Ливадии Государь передал Обер-Прокурору В. К. Саблеру следующую записку: «В этот Праздников Праздник, когда сердца верующих стремятся любовью к Богу и к ближним, душа моя скорбит об Афонских иноках, у которых отнята радость приобщения Святых Таин и утешение пребывания в храме. Забудем распрю: не нам судить о Величайшей святыне – Имени Божием, и тем навлекать гнев Господень на Родину; суд следует отменить и всех иноков по примеру митрополита Флавиана разместить по монастырям, возвратить им монашеский сан и разрешить священнослужение». (Ещё до суда Московской Синодальной Конторы в Киевском епархиальном собрании епископов также было рассмотрено их исповедание и признано вполне православным) 1087 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Апостол Павел Святой апостол Павел имел при рождении имя Савл (ивр. ‏‏‎ «выпрошенный, вымоленный»). Родился он в киликийском городе Тарс (ныне город Тарсус на юге центральной части Турции), о чем сам апостол неоднократно и сообщает (например, Деян.21:39 ). Происходил апостол из колена Вениаминова, о чем дважды говорится в Священном Писании ( Рим.11:1 , Фил.3:5 ), а поскольку к тому же колену принадлежал библейский царь Саул, то Павел-Савл, вероятно, был назван в честь этого правителя. От отца Савлу перешло римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом римского гражданина. Знаем мы и имена его родственниц - Зинаида и Филонила Тарсийские, святые мученицы. Учителем Савла был фарисей Гамалиил, упомянутый в Новом Завете христианский святой, но также обладающий авторитетом в иудаизме. Как воинствующий фарисей, молодой Савл участвовал в преследовании последователей учения Иисуса Христа, заточая их в тюрьмы. В Священном Писании Савл-Павел впервые упоминается в сцене избиения камнями первомученика Стефана, причем, будучи несовершеннолетним, Савл не принимал непосредственного участия в казни, но лишь сторожил одежды. Однажды Савл выпросил у первосвященника письма в Дамаск к синагогам, чтобы там арестовывать последователей учения Иисуса Христа. Но на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?». Упав на землю, будущий апостол воскликнул: «Кто Ты, Господи?». Господь же сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Савл в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?» И Господь сказал ему: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. И повели его за руки, и привели в Дамаск ( Деян.9:1-8 ). Еврейское имя «Савл» употребляется в Книге Деяний Святых Апостолов последний раз в рассказе об обращении в христианство апостолом проконсула Сергия Павла.

http://azbyka.ru/test/apostol-pavel

Скачать epub pdf О молитве 100 Сегодня мы поговорим о молитве. Это тема очень важна, поскольку иметь правильное представление о молитвенном делании необходимо каждому человеку. Основой же нашей беседы будет учение о молитве Самого Господа нашего Иисуса Христа. Я буду пользоваться славянским текстом Евангелия: он точнее и выразительнее, чем русский перевод. И бысть внегда быти Ему на месте некоем молящуся, и яко преста, рече некий от ученик Его к Нему: Господи, научи ны молитися, якоже и Иоанн научи ученики своя ( Лк. 11, 1 ). Ученики Господа Иисуса Христа, конечно, понимали, что молитва есть одна из наиважнейших добродетелей, необходимых для спасения и угождения Богу. Видя, как продолжительно и истово молился их Учитель, они желали, чтобы Он преподал им это возвышенное, нужнейшее делание. Здесь сказано: Господи, научи ны молитися, якоже и Иоанн научи ученики своя. Фарисеи и ученики Иоанна Крестителя упрекали учеников Спасителя в том, что они не постятся и не молятся. Ученики же обращались к Господу Иисусу Христу с такой просьбой по неопытности или из-за недопонимания того, что общение со Спасителем уже само по себе выше всякой молитвы. Ведь что такое молитва, как не общение с Богом? Господь не отверг их просьбу, выраженную хотя и наивно, однако же искренне. Рече же им: егда молитеся, глаголите: Отче наш ( Лк. 11, 2 ). Он преподал им молитву, которую мы обычно называем молитвой Господней или, по первым ее словам, «Отче наш». Из слов Спасителя егда молитеся, глаголите можно видеть, что Он преподает не просто молитву, а учение о молитве, говорит о том, с каким настроением, Кому и как следует молиться. В нашей беседе мы будем основываться именно на таком подходе к словам Господа. Истолковывая молитву «Отче наш», мы сделаем для себя практический вывод о том, как нужно молиться. Отче наш – в этих двух словах уже содержится все богословие и великая духовная наука. Спаситель учит нас обращаться к Богу и называть Его Отцом. Когда-то в древности было известно несколько имен Божиих, в течение веков постепенно открывавшихся израильскому народу через избранных пророков, таких, например, как Моисей. Обращаясь к Богу, Его называли различными именами. Эти имена, конечно, имели в себе глубокий смысл и приоткрывали тайну Пресвятой Троицы, тайны бытия Божия, однако же не были столь ясными и не предполагали столь дерзновенного обращения к Богу. В книге Бытия, например, Бог назывался Элохим, что значит «Боги», при этом глаголы, относившиеся к этому имени, имели форму единственного числа. Святые отцы усматривают в этом намек на тайну Пресвятой Троицы и, кроме того, на некое, выраженное в этой грамматической форме, учение о всемогуществе и безграничности Божества. В книге Исход встречается еще одно имя Господне, которое считается наиболее полно выражающим тайну бытия Божия – Иегова, то есть «Сущий» (по-еврейски, «Яхве»). Затем появилось имя Адонаи, которое переводится с еврейского как «Господь». Если же быть более точным, то это слово означает «господин мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010