Реликварий с мощами волхвов из собора города Кёльна Золотой реликварий с мощами трех волхвов В гербе Кёльна изображены три величественные короны в знак того, что в главном соборе этого немецкого города вот уже несколько столетий хранится уникальный реликварий (ковчег) с мощами трех волхвов. В Германии они причислены к лику святых, их величают «тремя святыми королями», и в их честь 6 января установлен праздник, отмеченный в календаре как нерабочий день. Легенды, восходящие к VI веку, превратили волхвов-«звездочетов» и волхвов-«мудрецов» в «восточных царей», поэтому в западной традиции их стали называть «святыми королями». Как известно, библейская история умалчивает об именах, происхождении, числе волхвов, их внешности и о времени их появления в Вифлееме. На Западе распространено мнение, что коль число даров-сокровищ, преподнесенных родившемуся Христу, равняется трем, значит, столько же было и волхвов. Относительно времени их появления в Вифлееме мнения несколько разнятся. На иконах, живописных полотнах и в устраиваемых в немецких храмах рождественских яслях Богомладенец изображен не спеленутым, а уже несколько подросшим. Видимо, в западной традиции считается, что поклонение волхвов было не на первой неделе после рождения Иисуса, а когда Младенцу было уже не менее двух лет, как указано в приказе Ирода об избиении всех младенцев в Вифлееме и в его округе – «от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2, 16). Согласно одним источникам, имена библейских волхвов – Каспар, Мельхиор и Валтасар – впервые упоминаются в VIII веке, согласно другим, эти имена появились еще в VI веке. Внешне Каспара представляют «молодым и безбородным», Мельхиора – «старцем с бородой», а Валтасара – «темнокожим». По преданию, волхвы, вернувшись из Вифлеема в свои родные места, приняли крещение и стали возвещать народам об Иисусе Христе. Будучи благочестивыми христианами, волхвы не только проповедовали Евангелие на Востоке, но и строили там в честь Иисуса Христа храмы и часовни. Сохранилось предание, повествующее о том, что апостол Фома посвятил волхвов в епископы. Приняв мученичество, они закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены были тоже вместе. Их гробница якобы находилась в персидском городе Сава.

http://pravoslavie.ru/2798.html

Я ответил: Евангелист Матфей, писав о рождестве Иисус-Христове, не называет определенно самый год рождества, а указывает только, во время какого из царствовавших во Иудеи царя оно последовало: Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя (Мат. зач.3). Что рождество Иисуса Христа было во дни Ирода царя Иудейскаго, об этом свидетельствует и Евангелист Лука, писав о зачатии Иоанна Крестителя, предварившем зачатие Господне шестью месяцами: бысть во дни Ирода царя Иудейска. Евангелист Лука указывает кроме того и то, в царствование какого из Римских кесарей родился Спаситель, еще указывает бывшее тогда частное обстоятельство того времени, – говорит, что рождество Христа Спасителя последовало во время первой всенародной переписи, и наконец называет имя тогдашнего обладателя Сирии: Бысть же во дни тыя, изыде повеление от кесаря Августа написати всю вселенную. Сие написание первое бысть, владящу Сириею Киринию (Зач. 5). Тот же св. Евангелист Лука, приступая к повествованию о крещении Господа, которое было по тридесятых летах рождества Его, называет не только имя царствовавшего тогда Римского кесаря, но указывает и самое лето его царствования, называет также имена тогдашних правителей стран, иудейских тетрархов, и имена бывших тогда во Иудеи архиереев: в пятое же на десяте лето владычества Тиверия кесаря, обладающу Понтийскому Пилату Иудеею, и четвертовластвующу Галилеею Ироду, Филиппу же брату ею четвертовластвующу Итуреею и Трахонитскою страною, и Лисанию Авилиниею четвертовластвующу, при архиереи Анне и Каиафе (Лук. зач.9). Потом о распятии Господне все Евангелисты единогласно свидетельствуют, что оно было при Понтийстем Пилате. И св. церковь приемлет, что рождество Христа Спасителя и прочие события Его жизни совершились в те самые времена, при тех царях, правителях и архиереях, какие указаны в Евангелии. Это несомненно доказывается не только самым чтением в церкви св. Евангелия, но и многочисленными, воспеваемыми в церкви песнопениями. Напомню для примера стихиры на рождество Христово: «Августу единоначальствующу на земли», и другую, «Ирод мятяшеся», также в стихирах страстей Господних, многократно упоминается, что они совершились при Понтийстем Пилате; и о всех других обстоятельствах страдания и воскресения Господня все воспевается согласно св. Евангелию. И наконец в Символе веры о распятии Господнем св. церковь исповедует вполне согласно Евангелию: «распятаго же за ны при Понтийстем Пилате». При таких церковных исповеданиях и многочисленных воспеваниях, согласных сказанию святых Евангелистов, можно ли и справедливо ли думать, что будто бы церковь исповедует не то лето воплощения Господня, в какое оно последовало, т.е. какое именно указано в Евангелиях, и потому будто бы все Евангельские события относит к другому лицу, а не к самому Господу нашему Иисусу Христу? Это может сказать только неимущий здравого рассуждения или весьма ослепленный злобою на св. церковь, по какому-либо предубеждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Поучение на неделю пред Рождеством Христовым и на день представления святого Петра, Митрополита Российского, Чудотворца («Родословие Иисуса Христа» (Мф. 1:1). «И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни» (Откр. 20:12)) В настоящий день недельный пришли сюда в церковь два учителя с двумя книгами, чтобы поучить нас, слушатели мои возлюбленные! Два учителя: один вселенский – святой евангелист Матфей, другой всероссийский – святой Петр, митрополит и чудотворец Московский. Оба раскрыли свои книги на пользу нашу: вселенский учитель, святой Матфей, раскрыл книгу рождения человеческого: «Авраам родил, Исаак родил, Иаков родил», – и прочее. Учитель же всероссийский, святой Петр, разогнул книгу смерти человеческой, ибо в этот день составил нам празднество своего преставления. Это есть также книга родства, ибо временная смерть, или блаженная кончина, родила преподобному жизнь вечную. Пусть каждый читает ту книгу, какую хочет, я же прочитаю отчасти ту и другую. Какие же слова мне прочесть в них? Прочту следующие: в книге рождения человеческого я прочитаю слово о суете временной и смертной жизни сей, а в книге смерти человеческой прочитаю слово о блаженстве небесной бессмертной жизни, которое получил святой Петр после своей кончины. И прочитаю не только для себя, но чтобы слышали и получили пользу все, «при Господнем содействии и подкреплении слова». Любовь же вашу прошу внимательно послушать. «Родословная» В Родословной Иисуса Христа мы имеем две части: первую о праотцах, из племени которых родился Христос, и другую о Приснодеве Матери, от Которой Христос родился. Род Христов, идущий от племени праотцев, исследован, рассказан и описан, рождение же Христа от девствующей Матери неисследуемо, несказанно, доныне пребывает неописанным и вовеки будет непостижимым. Именно о нем сказал пророк: «Род же Его кто изъяснит?» ( Ис. 53:8 ). Эту вторую часть мы отложим до наступающего праздника Рождества Христова, первую же рассмотрим ныне. Вникая в эти слова первой главы книги родства Иисуса Христа, мы можем найти в них нечто сокровенное, могущее поучать и быть полезным для нас, но не всем известное. Кто, слушая одни только читаемые в ней имена, подумает, что получит от них какую-либо пользу для себя? Но он получит ее, если поищет с прилежанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Портал «Православие.ру» начинает новый цикл бесед – на Евангелие от Матфея. Задача данного цикла – объяснить символику евангельского текста, познакомить с его богословским истолкованием. Первая беседа посвящена родословию Господа Иисуса Христа, которым открывается и Евангелие от Матфея, и весь Новый Завет. Какой смысл в этом довольно внушительном перечислении имен? Почему в этом списке встречаются и имена четырех женщин, причем отнюдь не праведниц? Как объясняется членение родословия на три группы, и почему в последней не 14, а 13 имен? Зачем говорится о земных предках Сына Божия? «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1: 1). Такими словами начинается весь свод книг Нового Завета. Почему вначале Евангелия говорится о «родословии», если у пророка Исаии сказано о Христе: «Род Его кто изъяснит» (Ис. 53: 8)? Блаженный Иероним поясняет: «Не будем думать, что евангелист противоречит пророку в том смысле, что евангелист начинает излагать то, что, по слову пророка, изложить невозможно; потому что у первого – пророка – говорится о рождении по Божеству, а у второго – евангелиста – о воплощении (то есть о рождении по плоти. – прот. О.С. ). А начал он с плотской стороны для того, чтобы через человека мы начали говорить о Боге». И преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Временное рождение, которым Христос родился ради нашего спасения, соделавшись Человеком от Жены и родившись в обычное время после зачатия, было естественным, а сверхъестественным было то, что Он родился не от семени, но от Духа Святого и от Святой Девы Марии превыше закона зачатия». Бог и становится Человеком, чтобы в Своем Истинном Человечестве приблизить нас к собственному Божеству, научая подлинной человеческой жизни. Истинное Человечество Иисуса Христа освящает особенным образом нашу земную жизнь. Иногда мы слишком снисходительно относимся к этой временной жизни. Но ведь именно она и определяет нашу вечную будущность и только поэтому играет решающую роль в нашей с вами судьбе. Земная жизнь ценна – в том числе и потому, что только в ней мы сподобляемся Святого Причастия

http://pravoslavie.ru/92470.html

архим. Кирилл (Павлов) Кто слушается Закона Божия, тот спасется. Слово в Неделю Всех святых Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, рабов Твоих (имена), но сотвори с нами по милости Твоей, Врачу и Исцелителю душ наших. Настави нас ко пристанищу хотения Твоего, просвети очи сердец наших в познание Твоея истины, и даруй нам прочее время настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего, молитвами Святыя Богородицы и всех святых, яко Твоя держава и Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва В настоящий день, в заключение всех великих праздников – Светлого Воскресения Христова, преславного Вознесения Его на Небо и ниспослания от Отца Святаго Духа на апостолов, – Святая Церковь торжественно совершает память всех святых, от века благоугодивших Богу и прославленных Богом, уже торжествующих на Небе великую победу Победителя смерти и ада, нашего Спасителя. Это благословенный плод страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это благодатные плоды пришествия Всесвятаго Духа Божия и пребывания Его в Церкви Христовой. Это – первенцы искупленного Кровью Христовой и обновленного благодатью Духа Божия че­ловечества, приведенные Богу Отцу Иисусом Христом. Так как сегодня Церковь прославляет добродетели, творит память всех святых, которые просияли на востоке, западе, севере и юге, начиная от самого создания мира до настоящего времени, которых и сосчитать всех нельзя, ибо и имена многих из них неизвестны, то и установлено праздновать память их всех вместе, чтобы они, соединенные между собой добродетелями, не разделены были и торжеством. Поэтому ныне мы празднуем память древнейших патриархов – праотцев, которые, веруя Божественным обетованиям о Пришествии в мир Искупителя, жили этой верой, пребывая на земле яко странный и пришельцы ( Евр. 11:13 ). Творим память ревностных пророков, которые, предвозвещая Пришествие Христово, обличали пороки и нечестия народа своего, побуждали его приготовить себя покаянием к сретению грядущего Господа, грозили судом и казнями нераскаянным, за что и терпели поношения, гонения и страдания от своих единоплеменников.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Есть имена, удел которых – бессмертие, наследие которых – вечность. К числу людей, чьи имена из поколения в поколение произносятся с любовью и признательностью, принадлежит ублажаемый нами Святитель Николай, Мирликийский Чудотворец. Шестнадцать с половиной веков отделяют время его жизни от наших дней, но память о нём, как и прежде, живёт в сердцах верующих. Весь христианский мир и даже мусульманский Восток почитают Святителя как великого пророка: воистину память праведника пребудет благословенна ( Притч.10:7 ). Святитель Николай родился в городе Патары, Малоазийской провинции Ликии, примерно в 249–250–гг. по Рождестве Христовом. Родители его – Феофан и Нонна – были благочестивыми людьми. Воспитанию будущего Святителя много внимания уделял его дядя – епископ Николай Патарский. С юных лет его воспитанник обнаружил великое благочестие, уже в 20 лет был он пресвитером и заместителем своего дяди на Патарской кафедре. Промыслом Божиим пресвитер Николай был возведён на высокое архиепископское служение в столичном городе Ликийской провинции – Мирах. В 285 г., с воцарением императора Диоклетиана, началось страшное гонение христиан, грозившее им полным уничтожением. Святитель Николай был заключён в темницу; он получил свободу лишь при императоре Константине (306 г.). В 325 г. Святитель Николай – среди отцов Первого Вселенского Собора, созванного для осуждения ереси Ария, учившего о неравночестности Сына Божия, Иисуса Христа, с Богом Отцом, подрывавшего этим основы христианства. Святитель дожил до глубокой старости и скончался в 343 году, прославленный даром чудотворения. Останки его были похоронены в соборном храме г. Миры. Спустя семь столетий, когда выходцы из Азии – печенеги, половцы и арабы – стали отторгать от Византийской империи область за областью, греки, проживавшие в Италии, снарядили три корабля (1087 г.) и 9 мая вывезли мощи Святителя Николая в итальянский город Бари. Папа Урбан в сопровождении духовенства встретил мощи Святителя, и они были положены под престолом в алтаре соборного храма. Через два года мощи Святителя были перенесены в новый каменный храм, где пребывают и ныне. Таковы краткие житийные сведения о Святителе Николае.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Китайская Римско-католичская литература с XVI по XVIII ст., содержащая книги богослужебные, экзегетические, полемические, догматическо- нравственные, канонические, священно- и церковно-исторические, и прочие (Дополнение к Диалогам М. Риччи) Предварительное замечание В дополнение к диалогам М. Риччи – сообщаем, не лишенные ученого интереса, сведения о трудах прочих Р.-Католических Миссионеров, посвященных разъяснению истин Христианства для Китайцев, и специально на китайском языке. Литература эта весьма обширна и разнообразна, ежегодно восполняется и увеличивается новыми изданиями книг, печатаемых в Римско-католических типографиях, при главных Миссионерских пунктах, каковы – Пекин, Шанхай и другие города. Берем названия наиболее распространенных сочинений по каталогу 1876 г., печатанному в Шанхае, с Латинским переводом и Китайскими названиями, с сообщением и краткого содержания книг на Латинском языке. Переводим по-русски. Имена авторов следующие: Юний Алений (р. 1582 г., ум. 1649), Альфонс Вагнони (р. 1566 г., ум. 1640 г.), Флориан Бар, Людвиг Бужлио (р. 1606 г., ум. 1637 г.), Франциск Бранкати, Иероним Гравина, Еммануил Диаз (р. 1560 г., ум. 1640 г.), Вассер, Б. В. де-Монте-Еармило, Франк Мойра де-Мэллак р. 1669 г., ум. 1748), Франциск Жиакинти, Анжело Зоттоли (р. 1826 г.), Франциск Ксаверий д’Антреколль (род. 1662 г., ум. 1741 г.), Филипп Куплет (р. 1623 г., ум. 1692 г.), Домино Лангвиллэт, Лаврентий Ли, Андрей Лобелли, Франциск Наже (род. 1051 г., ум. 1729 г.), Диого де-Пантона, Доменико Паренин (р. 1665 г., ум. 1741 г.), Иосиф де-Премар (р. 1666 г., ум. 1735 г.), Иоанн Соери, Иаков Ро (р. 1590 г., ум. 1678 г.), Иосиф Сэн, Эмерик Хованьяк, Вербист (р. 1623 г., ум. 1688 г.). Встречаются, также, имена, собственно, Китайских Христиан, известные в составлении религиозно-нравственных рассуждений. Материалы в означенном Шанхайском каталоге 1876 г. распределяются на следующие категории: по Св. Писанию, жизнеописаниям Иисуса Христа, Богоматери, святых; книги, собственно, для язычников: доктринальные, акскетические, катехизисы, богослужебные, для общественного и частного употребления, наконец, мелкого содержания и, разного рода, сборники.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Копты, ходя на Синай, по общему обычаю христиан рассекали в тамошних утесах кресты, заглавные буквы имени Иисуса Христа и имена свои буквами занятыми от Александрийских Греков. 3 Замечательно, что Коптских надписей нет ни у святой Купины, ни на утесах Хорива и горы св. Екатерины. Они находятся только в развалинах города Фарана и в долине Мукáттеб. Это я объясняю так. Первые христиане на Синае были пришельцы из нижнего Египта, гонимые Римским императором Децием (230 г.). Они поселились в тамошнем городе Фаране и обратили ко Христу многих сограждан. В начале четвертого века у них уже был епископ. Церковь их построена была на том месте Фарана, где Моисей молился во время битвы Израильтян с Амалекитами, и потому называлась святейшей. Богослужение в ней совершалось на Египетском языке, которым издавна говорили Фараниты, как это засвидетельствовал Антонин мученик, бывший у них около 600 года. Такое священное место и такое богослужение привлекали христианских жителей Египта; и они, ходя туда и оттуда большой дорогой через долину Мукáттеб, вырезывали на скалах имена свои подле древнейших, неведомых письмен, потому что тут приходилось им ночевать. Вероятно, из Фарана они ходили и в церковь неопалимой Купины, построенную царицей Еленой, и поручали себя молитвам тамошних подвижников, и особенно, учеников св. Антония великого , но не делали надписей на Хоривских утесах, почитая неприкосновенными те священные места, где Бог являлся Моисею. В 451 году Копты отделились от православной церкви. Их патриарх Иоанн 4 , в царствование Зенона, покровителя их учения, воспретил им ходить в Иерусалим, где духовенство и народ содержали вероисповедание Халкидонского собора. А так как и Синайские подвижники и Фаранские христиане имели то же самое вероисповедание; то Копты, без сомнения, прекратили общение и с ними. Когда Египетские султаны изгнали крестоносцев из Фарана (после 1117 года) и разрушили этот город и святейшую церковь его; тогда у развалин его поселились Копты и построили малый храм во имя Божией матери – неопалимой Купины: чт доказывается надписью над воротами его, в которой читается слово, βτος=купина. 5 Но и их селитва разорена была Бедуинами около 1445года. Полагаю, что и в это время, которое протекло между 1117 и 1445 годами, Копты чертили надписи в Мукáттебе, останавливаясь тут ночевать.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Философия евангельской истории Предисловие Собственную задачу научных трудов по евангельской истории составляет объяснение жизни Иисуса Христа. Сочинения повествовательные, ничего не объясняющие в евангельской истории, но только излагающие её с большею или меньшею внешнею живописностью и психологическою изобразительностью, принадлежат не к научной области, а к художественной и подлежат вполне иной оценке: их достоинство в воздействии на сердце, в трогательности евангельского образа Христа, а в случае отсутствия в них художественного элемента они теряют всякое право на существование. В этом последнем роде мы могли бы назвать несколько сочинений, под которыми подписаны громкие имена авторов, не спасающие их произведений от самого строгого приговора критики. В объяснении евангельской истории известны и употребительны три приёма. Во-первых, под объяснением жизни Христа разумеют научно-историческую, в специальном смысле этого слова, обработку её, внешнюю конструкцию евангельской истории как части всемирной истории. В этом случае внимание учёного сосредоточивается на решении научно-исторических вопросов в применении к жизни Иисуса Христа: вопросов о годе рождения Его, о продолжительности Его деятельности, последовательности событий Его жизни и объективном облике каждого из событий, с устранением субъективного освещения их у евангелистов. При этом прилагаются громадные усилия к внешнему согласованию, видимо разногласящих свидетельств четырёх евангелий, которые почти единственный источник евангельской истории. Чтобы оценить этот приём, следует иметь в виду, что в исторической основе евангельских повествований лежит схема реальной человеческой жизни Христа в пределах от рождения до смерти, но вместе с тем евангелия, в том содержании, которым они наполняют эту скудную схему, не представляют собою ни истории в строго научном смысле этого слова, ни материала для неё: они не могут быть рассматриваемы ни в качестве научной истории, ни в смысле летописных повествований. Евангелия, столь важные в качестве источника для истории жизни Христа, имеют идейно-практическую цель, различно освещённую у каждого евангелиста, но в существенном совпадающую для всех четырёх евангелий и выраженную в известных словах евангелиста Иоанна: «сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин. 20:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Законоположительные книги Нового Завета. Обозрение Четвероевангелия Понятие о Евангелии. Главное место в Новозаветной письменности бесспорно принадлежит Евангелиям. Это такие Писания, в которых Апостолами Иисуса Христа и их ближайшими учениками, по внушению Святого Духа, довольно подробно и в известном порядке представлены жизнь, деяния и учение Богочеловека на Земле, на сколько то нужно было для утверждения христиан в вере в Него ( Лк.1:4 ; Ин.20:31 ). Как весть, или проповедь о всеблагом Спасителе и о вечном Спасении, эти Книги по справедливости называются Евангелиями (благою вестью), и получили такое название от самих писателей ( Мк.1:1 ), подобно тому как и Сам Иисус Христос называл проповедь о Царствии Божием и о Себе Евангелием ( Мф.26:13 ; Мк.16:15 ). Святой Иоанн Златоустый (1-я беседа на Евангелие от Матфея) говорит, что Матфей Книгу свою справедливо назвал Евангелием: потому что «оно всем: и врагам и невеждам, сидящим во тьме, возвещает конец наказания, разрешение грехов, Оправдание, Освящение, Искупление, Всыновление, наследие Небес и сродство с Сыном Божиим. Что же может сравниться с таким благовестием»? (Твор. Иоанна Златоустог о, изд. С. – Пб. Дух. Акад., т. VII, 1:7). К этому названию Книг в первом же сборнике, содержавшем в себе все или несколько Евангелий, собиратели должны были по необходимости присоединить и имена писателей: κατα Ματθαον, κατα Μαρκον и так далее, что значит: по Матфею, по Марку, то есть по сказанию, по записи Матфея, Марка и прочих. Славянское и Русское: от Матфея, от Марка имеют тот же смысл. Понимаемые в вышеуказанном смысле, как Благовестие о Спасителе и о Спасении, с целью утверждения в вере, Евангелия отличаются от тех апокрифических сказаний о жизни и чудесах Иисуса Христа, которые с такою подробностью и вниманием касались событий из малоизвестного периода Его жизни: от рождения до вступления в общественное служение; отличаются и от всех других изложений Евангельской историй. Число Евангельских Книг. Апостолы первоначально проповедовали устно, но очень рано уже они начали записывать своё благовестие в письмена. Желая дать новообращающимся ко Христу краткое, но точное изложение жизни и учения Иисуса Христа, Апостолы и их ученики естественно старались дать этому изложению более или менее однообразный вид в общем и избежать разногласий и повторений в частном; при этом, конечно, не забывались и личные потребности первоначальных читателей Евангелия, равно как имелось в виду и намерение оградить их от лже-евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010