Скачать epub pdf Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец     В Неделю пред Рождеством всегда читается родословие Иисуса Христа, перечисляются все эти многочисленные роды до Него. Что же отличало тех людей, имена которых мы слышали, от всех остальных? Вера в то, что придет Искупитель, придет Спаситель. Эта глубокая вера явилась нитью, которая связывает не только по крови, но самое главное – по вере, верой. И когда Господь, после Своего воскресения, сошел Своей душой во ад, те, кто жил обещанием пришествия Спасителя, увидев Его, возликовали, и Он их вывел оттуда – тем самым соединив две Церкви, ветхозаветную и новозаветную. После отпадения Адама от Бога ум его помрачился, и он перестал воспринимать Бога непосредственно. В Библии сказано, что он был изгнан из рая. Рай – это общение с Богом, а изгнание из рая есть потеря этого общения. Но Адам слышал слова Господни, что настанет время, и он будет спасен. И он веровал в это и ждал. Долго ждал, но дождался и был выведен из ада. И все дети Адама разделялись, как разделяются и до сих пор, именно по вере. Одни из них веровали в то, что Искупитель придет. А кто-то забывал об этом, уклонялся в другие, ложные веры. Среди тех, кто оставался верен Единому Богу и никогда о Нем не забывал и Ему молился, был, например, Авраам. И эта вера, как сказано в Писании, вменилась ему в праведность. У каждого человека, когда он рождается, свой особенный характер, у каждого свои немощи, у каждого свои особенные дарования. И если мы будем рассматривать святых, то увидим, что они тоже все разные: одни мужественные борцы, другие смиренные труженики. Одни, как мы сегодня читали в Послании к Евреям, «верою побеждали царства, творили правду... заграждали уста львов, угашали силу огня», то есть всякие творили чудеса. А другие, наоборот, жили незаметно, таились от людей, и об их подвигах часто узнавали за несколько дней до их смерти, а бывало, что и после смерти. То есть разное у всех людей проявление характера и проявление каких-то добродетелей и свойств.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Слово в день Иоанна Богослова, на всенощном бдении Священное Писание Ветхого и Нового Завета, содержа в себе начала чистейшей нравственности и преподавая множество прекрасных правил касательно разных добродетелей, не дает открытых наставлений в отношении к добродетели дружества. Такое умолчание, без сомнения, произошло от того, что у святых писателей или, паче, у Духа Святого было в намерении не то, чтобы обнять наставлениями все случаи жизни и дать людям полное собрание правил поведения, а то, чтобы посредством Писания вдохнуть в них такой образ мыслей и чувств, чтоб они сами, без предписаний и правил, знали, как при каждом случае надобно поступать христианину. В сем отношении можно сказать: о чем сказано в Священном Писании, сказано для примера, и о чем не сказано, не сказано также для примера. Между тем нет ни одной книги, в коей находилось бы столько примеров и образцов для истинного дружества, как в книгах Ветхого и Нового Завета. Кто из имеющих сердце и душу не возблагоговеет пред дружеством Авраама и Лота? (Быт. 12; 5; 13; 1, 5). Кто без умиления может читать описание дружеской любви Ионафана к Давиду? (1 Цар. 18; 1,2, 3,20,2, 12, 17) Илия и Елисей, Ездра и Неемия, Иосиф и Никодим, Павел и Варнава, Мария и Елисавета, Саломия и Магдалина - это такие имена, из коих каждое пробуждает в душе чувство дружества самого постоянного и чистого. Но всего более поучителен пример Самого Иисуса Христа, ибо и Ему Самому благоугодно было оставить нам в Своем лице образец дружества. Вы знаете, кто был удостоен чести быть другом Богочеловека; это сей самый апостол, коего память мы ублажаем ныне. Посему мы не уклонимся от празднества в честь его, если оживим, по возможности, в уме нашем образ дружества его с Богочеловеком, дабы поверить им образ нашего дружества. Святой Иоанн имел все качества, потребные для возбуждения и поддержания святой любви дружеской. Особенная приверженность его к своему Учителю украшалась в нем особенною невинностью нравов и чистотою сердца; ум возвышенный соединялся в Иоанне с такою полнотою чувств любви в сердце, которая уступала одной преизбыточествующей полноте любви Иисусовой. Таким образом, поелику душа святого Иоанна более прочих была открыта для чистейшей души Иисусовой и более прочих приближалась к ней своею чистотою, то святейший Учитель и святой ученик соединились между собою узами дружеского единства. Плодом сего святого соединения долженствовал быть совершеннейший образец истинного дружества. И действительно, Господь Иисус в отношении к святому Иоанну представляет наилучший пример друзей благодетелей; а святой Иоанн, в отношении к своему Учителю, являет прекрасный образец друзей благодетельствуемых. Рассмотрим с благоговением то и другое порознь: первое - ныне, а последнее - завтра.

http://pravoslavie.ru/48976.html

Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие мои, ныне Святая Церковь велит нам говорить о Первом Вселенском Соборе святых отцов, состоявшемся в 325 году в городе Никее. И это потому, что речь идет, по сути, о вере нашей, о нашей Церкви, о нашем спасении. Ведь основным плодом трудов Первого Вселенского Собора является Символ веры , который мы исповедуем и по сей день. Семь первых его членов, утверждающих веру в Единого Бога Отца и в Единого Господа Иисуса Христа как Сына Божия, впервые прозвучали и были предельно четко выражены именно на этом Соборе святых отцов. Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь – столп и утверждение истины – вот тот спасительный ковчег, в котором, питаясь Божественной благодатию, вызревает семя в Жизнь Вечную. И явила Святая Церковь пророков и апостолов, и взрастила, и взращивает от своего рождения и до сего дня отцов – учителей Церкви, и вскармливает народ Божий. И всё, и все есть в этом ковчеге для жизни: и мудрецы-ученые, и простецы-премудрые – у Бога ни в чем нет недостатка. Бог умудряет простецов в нужное время. И Бог же послушанием Матери- Церкви хранит мудрецов от семени тли, от гордыни. Пока человек в лоне Церкви – он спасен. Дух Святой соблюдает Божественным разумом Церкви и ее саму, и нас в ней. И хранит Святая Церковь историю свою от дней основания, память ее бережет имена и деяния тех святых отцов, кои от апостолов приняли, и в догматы возвели, и жизнью своей проповедали то, что на все времена утвердило всю вселенную в истине. В той единственной истине, которая делает человека свободным и дарует Жизнь Вечную. Семь Вселенских Соборов святых отцов – это семь столпов Церкви Христовой. И каждому из них Церковь воздает свою почесть, свою память, ибо они в разное время и в разных обстоятельствах на протяжении всей истории Церкви делали великое Божие дело, созидая непогрешимый соборный разум Церкви. Сегодня день прославления памяти богоносных отцов Первого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Слово на литургии в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин. 4:16 ). Сегодня святая Православная Церковь благоговейно совершает память одного из самых близких и самых верных учеников и последователей Господа нашего Иисуса Христа – память святого славного и всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Не многих нарочито нарекла Церковь своими Богословами. Кроме апостола Иоанна она соединила это наименование с именами лишь двух угодников Божиих: с именем великого вселенского учителя и святителя Григория, архиепископа Константинопольского, председателя Второго Вселенского Собора, и с именем дивного духоносного подвижника конца X – начала XI веков преподобного Симеона. Что же такое, однако, богословие? Еще и еще раз задуматься над этим вопросом особенно уместно сегодня, в день, когда наша духовная школа, призвавшая быть училищем веры и благочестия, празднует здесь, в своем святом храме, священную память «богословия начальника», своего небесного покровителя. Слово «богословие» не однозначно. Оно употребляется в нескольких различных смыслах. Богословием мы называем, например, некоторые изучаемые в нашей школе дисциплины, как то: богословие основное, богословие догматическое, нравственное и другие. При этом мы пользуемся трудами видных ученых богословов, достойных уважения тружеников, имена которых нередко золотыми буквами вписаны в летопись истории как нашей отечественной, так и мировой богословской науки. Но это высококвалифицированное с чисто научной точки зрения, учёное, «дипломированное» богословие, несмотря на всю его важность и оснащенность научными средствами, не есть однако нечто самодовлеющее. Оно имеет свои истоки, свои корни в богословии свято­отеческом, которое выражено в догматических определениях святых Вселенских Соборов, в единодушно исповедуемых Отцами истинах веры, в богослужебном творчестве Церкви. Это богословие, составляющее важнейшую часть живого потока священного церковного предания, имеет несравненно более высокую ценность. Оно заключает в себе подлинно церковное понимание Божественного Откровения и отклик на него со стороны богопросвещенного разума и благодатию Духа Святого очищенного сердца великих подвижников веры, богомудрых пастырей и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Четверток 19 сент. 1857 Давно желанное зрелище восхода солнца на открытом море было перед моими глазами. Горизонт был чист во все стороны. Легкий боковой ветер нес нас навстречу еще незримому светилу. Восток покрылся чудным багряным цветом. Думалось, что и само солнце явится перед нами в свете, какого никогда еще мы не видели. Но великолепное приготовление кончилось, и солнце блеснуло своим обычным лучем, золотисто-огненным. Волны схватили его, понесли и рассыпали по необозримости моря в миллионы движущихся искр. Восток и солнце магнетически приковывали к себе устремленный на них взор; но сквозь эту видимость зрелся душе некто другой, Невидимый, Кто с первых минут ее самосознания представлялся ей Востоком-востоков, солнцем правды, как учили ее сладкие и несравненные песни церковные, – это – Христос Бог наш. Мы близились к берегам Сирии. Еще их не было видно, но легкая полоса тумана или дыма, висевшая параллельно горизонту над морем к юго-востоку, говорила ясно об их близости. Сзади нас, влево к северу темнелась другая, более определенная, полоса с неровной поверхностью. Это был остров Кипр, вчера сопровождавший нас почти целый день. Отчизна и паства простеца и великого угодника Божия Спиридона, а также и другого святителя. но менее известного Тихона, равно как и славного Епифания и многих других святых Божиих, долго вчера занимала меня. Она первая приветствовала нас на море «восточном». Смотря на зубчатые верхи гор кипрских, напрасно старался я угадать местность городов Тримифунта и Амафунта. Странно звучащие для слуха, имена эти, свидетельствующие своебытную населенность древнего Кипра, остаются мертвым словом для нынешнего населения, на 2/3 греческого и на 1/3 турецкого. Но для нас они слово жизни острова. Они воскрешают перед нами Кипр в лучшую эпоху его, – лучшую на наш православный взгляд. Европа до сих пор с самоуслаждением вспоминает эпоху эфемерного царства кипрского, распавшегося и улетучившегося, как и все ее фантазии относительно Востока, под не сочиняемым ходом действительности. Но, всего приятнее действовало на душу представление той эпохи острова, в которую в первый раз сладострастные поклонники Киприды услышали целомудренное слово Иисуса Христа и услышали из уст необыкновенного смертного, когда-то уже умершего и погребённого, и предавшегося тлению, но восставшего по гласу Того, Кого теперь проповедовал. Имя Лазаря, друга Господня отрадно и сладостно говорило сердцу в то время, как его вторая Вифания 1 все более и более тонула в волнах Средиземного моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Ярославль. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Христорождественская церковь построена в 1635-1644 годах. Каменная Христорождественская церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала, т.к. в этой церкви ярославцы прятали икону Казанской Богоматери во время осады города польскими отрядами пана Лисовского. Церковь Рождества Христова была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия перковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина». Имя Назарьевых было хорошо известно в Ярославле. Основателем богатства и финансовой мощи семьи был Гурий Назарьев. Его брат, Дружина, в 1608 году, когда над городом нависла угроза разорения польскими отрядами, «стоял против них крепко и непоколебимо в твердости ума своего безо всякого сомнения и ни к каким воровским советам не приставал и Московскому государству во всем помогал, и малодушных людей от всякого дурна отговаривал». Тотчас по воцарении Михаила Романова Гурьевы получили жалованную грамоту «против гостей» и заняли видное положение среди русского купечества. В первой половине XVII века гостей, этой высшей категории русского купечества, было в русском государстве немного - в разные годы от 15 до 35 человек. Гости имели особые привилегии: право судиться у самого царя, право свободного выезда за границу для торговых дел, свободы от постоя и т. д. Гости несли также государеву службу: ведали денежными сборами, руководили царской торговлей, устраивали государевы промысловые предприятия. Богатство Гурьевых было создано, как и капитал других ярославских торговых людей, широкими торговыми операциями: они ездили и посылали своих агентов «в сибирские города и в Казань, и в Астрахань, и за море с своими товары». Постройка каменного городка обошлась Гурьевым в колоссальную сумму, причем строили они без чьей-либо «помочи, одною своею надсадною немочью». В 1667 году отряды Степана Разина захватили Яицкий городок. Строительство каменного городка, разорение крепости привели Гурьевых к полному финансовому краху. В 1670-х годах город со всем промыслом был взят в ведение приказа Большого дворца.

http://sobory.ru/article/?object=00578

Закрыть itemscope itemtype="" > «Внимание! Мошенники!» 03.10.2018 2238 Время на чтение 5 минут На сайте «молитвы по соглашению с Болгаром» обнаружилось потрясающее по своему откровенному цинизму свидетельство того, что данный проект носит исключительно коммерческий характер . Создатели этого проекта выражают свою крайнюю обеспокоенность тем, что некие мошенники представляются « представителями Православного Болгара...создают похожие и даже идентичные сайты в сети Интернет с фотографиями батюшки Владимира, храма, часовни, расписанием молитвы по соглашению . Естественно, эти мошенники « предлагают принять ваши имена для поминания на молитве в Болгаре ». Далее кураторы проекта предостерегают паству от невнимательности, и убеждают отправлять имена и, самое главное, пожертвования на правильный сайт «молитвы по соглашению». Особо подчеркивается, что « после заполнения формы присоединения к молитве на сайте и проверки вами введенных данных с присвоением номера заказа, нажатие кнопки «Оформить пожертвование» ведет вас на сайт оператора ROBOKASSA, где вверху также указывается «Молитва по соглашени ю». Ведущая Наталья Правдина с дрожью в голосе и со слезами на глазах выказывает, казалось, неподдельную заботу о виртуальной пастве: « Мы очень хотим, чтобы вы не переживали, что ваши имена действительно поминаются в Болгаре и, что вы действительно являетесь участниками именно силы молитвы по соглашению, ведь если имена не дойдут до Болгара, то вы будете молиться одни, своей личной молитвой, а цену своей молитвы мы все хорошо знаем... ». Головинцы называют «молитву по соглашению» в ее болгарском изводе - «великим даром Господа нашего Иисуса Христа», и тут же добавляют, что именно она «стала для многих скорой помощью в решении нерешаемых проблем». Да, видно зря Господь учил: « И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны » (Мф. 6: 5-7). Прот. Головин и его верные последователи, видимо, считают, что Христа нужно поправить: «Ты же, когда молишься, зарегистрируйся на сайте Болгара - " эпицентре этой благодатной молитвы " и пошли пожертвования». Так, друзья?

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/3/vn...

Святое семейство Во втором столетии по Рождестве Христовом, в царствование римского императора Адриана, в городе Риме жила вдова, по имени София, что значит премудрость. У неё было три дочери – Вера, Надежда и Любовь . Благочестивая мать, угодившая Богу молитвою и милостынею, так воспитывала своих дочерей, что они, нося имена христианских добродетелей, жизнью своею показывали пример веры, надежды и любви. Слух об их добродетелях и соединенной с ними красоте распространился по всему городу. Один из начальников – Антиох – пожелал их видеть. Святые отроковицы явились к нему по зову и не скрыли своей веры во Христа. Антиох известил о них императора Адриана; Адриан повелел привести к себе св. Софию и трех её малолетних дочерей. Узнала тогда св. София, что ей и дочерям предстоят подвиги мученичества за веру в Иисуса Христа. Сама она была крепка в вере; но и её дочери, несмотря на то, что старшей Вере было всего двенадцать лет, а Любви – девять, оказались вполне созревшими для мученического подвига. Горячая любовь их к Богу не могла допустить их до отречения от Христа. – Всесильный Боже, устрой нас по Твоей святой воле; не оставь нас, но подай нам Твою святую помощь: да не устрашится сердце наше гордого мучителя, да не убоимся страшных мучений его, да не ужаснемся горькой смерти, да ничтоже отторгнет нас от Тебя – Бога нашего! – так молились будущие подвижницы, в первый раз призываемые на суд гонителя христиан. Судимые, они стояли со светлым лицом, со спокойным сердцем и весело смотрели на Император, увидя спокойные, нисколько не смущенные, даже радостные лица их, спросил Софию о происхождении её и о вере. Она исповедовала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия, и назвала себя рабою Его. «Дочерей своих, – сказала она, – я обручила Христу, дабы чистоту свою они сохранили для небесного Жениха». Царь, видя, что мать трех дочерей – женщина умная, и не желая произносить немедленного суда над ними, отослали, их всех к одной благородной женщине Палладии, которой поручил убедить Софию не жертвовать детьми и счастьем их ради веры в распятого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Всех их создал Бог 15 мин., 31.08.2014 Часто возникают вопросы: можно ли молиться о своем домашнем любимце, есть ли у кошек и собак душа? Предлагаем вам размышление Марины Андреевны Журинской на эту тему с комментарием Андрея Десницкого (журнал " Фома " , 3, 2010).   — Батюшка, а правда, что все черные кошки — ведьмы? — На себя бы посмотрели... Из  жизни   Очень часто, когда мы рассуждаем о том, что же это за явление — животные, нам полезнее было бы начать с мыслей о том, каковы мы. Мы — создания Божии. Животные — тоже. Тем не менее мы от них сильно отличаемся как минимум по двум параметрам: мы наделены Духом Божиим, а они — нет. И в этом наше неоспоримое, громадное преимущество. Но мы подпали первородному греху, а они — нет, во всяком случае не непосредственно. Проклята земля за тебя (Быт 3 :17), — было сказано Адаму, а животные сотворены из земли (см. Быт 1 :24-25; 2 :19), и проклятие земли легло на них тяжким бременем — по вине человека. И третье свойство, вытекающее из двух первых: мы спасены Крестной жертвой Господа Иисуса Христа, а они — нет. Таковы в самом общем виде отличия человека от животных. Что же их и нас объединяет? То, что Адаму было велено дать им имена и заповедано владычествовать над ними (см. Быт 1 :26, 28; 2 :19). Дать имена в системе древнесемитских представлений и означало владычество, а власть понималась как забота и ответственность. И то, что ответственный за животных человек подверг их тягостным последствиям грехопадения, — его вина, столь же неоспоримая, сколь неоспоримо его духовное преимущество. Но на этом дело не кончается. Митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что вся суть грехопадения сконцентрирована в словах Адама: жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт 3 :12). С тех пор так и живем: все перед нами виноваты. Уж как только не поносят Еву доморощенные богословы! Можно подумать, что Адам ел плод древа познания под дулом пистолета. Уж как только не обвиняют Бога во всех бедах человечества столь же доморощенные свободные мыслители! И животных мы тоже не обходим своим вниманием: они и коварны, и носители темных сил (последним тезисом очень любят пользоваться сатанисты — а о том, как они истязают животных, лучше умолчать, потому что слишком это страшно). Об особо жестоких поступках говорят зверство, и это совершенная клевета, потому что звери ничего такого себе не позволяют. Но ничуть не меньше распространен перегиб в другую сторону: в неумелых попытках видеть мир в его изначальной гармонии люди приписывают животным массу человеческих добродетелей.

http://foma.ru/vsex-ix-sozdal-bog.html

Скачать epub pdf Иуда и Синедрион ( Лк. 22:1–6 ) Один известный ученый нашего времени 1 , который, к сожалению, отвергает Евангелие, как-то раз высказался, что он никак не может понять, отчего произошло то, что какой-то распятый на Голгофе иудейский раввин мог победить и уничтожить греческих богов и римское могущество. Этого никогда и не поймут и не могут понять неверующие; ибо слово о кресте и о Распятом будет всегда для одних глупостью, для других соблазном. С другой стороны, бесспорно то, что не столько учение и чудеса Спасителя, но именно страдания и смерть, распятие и воскресение привлекают сердца людей ко Христу и делают их блаженными и что так это будет до конца мира. Страдания и смерть Спасителя являются перед нами величайшею и священнейшею тайною всех времен, в них – неиссякаемый источник всякого мира и утешения, через них проливается на нас небесный свет, когда мы находимся в печали и скорби в сей земной юдоли. Несмотря на то, как бы величественным и священным ни являлся нам в Евангелии образ страждущего Спасителя, выше чего мы себе и представить ничего не можем, несмотря на это, мы не должны обходить своим вниманием и тех лиц, которые встречаются нам в повествованиях о страданиях Спасителя. Каиафа и Анна, Пилат и Ирод, Симон Киринейский и Иосиф Аримафейский, распятые разбойники и сотник у креста и другие имена связаны неразрывно на все времена с историею страданий Иисуса Христа. Всякое Богодухновенное писание дано нам для нашего научения, для обличения, для исправления, для наставления в доброй жизни. Поэтому и воспоминание о тех людях, которые окружали нашего Спасителя во время Его страданий и смерти, может научить и предостеречь нас, может укорить, если мы тоже впали во грех , и ободрить нас в минуты горя и печали. Евангелие прежде всего останавливает наше внимание на тех, кто предал Христа на смерть, на Иуде Искариотском и членах синедриона. Евангелист рассказывает: «Приближался праздник опресноков, называемый Пасхой; и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа» ( Лк. 22, 1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010