Благость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда готов сообщить и, действительно, сообщает своим тварям столько благ, сколько каждая из них можег принять по своей природе и состоянию. Благость Божия, по различию условий и состояния существ, на которых она простирается, называется различно: называется благодатью, когда даруются блага тем, которые их не заслужили. Действия Бога, по такой благости, 2-я Мак. книга называет благодетельством. В письме иудеев иерусалимских к иудеям египетским выражается пожелание: «Да благодетельствует вам Бог» (I, 2). После победы над Тимофеем иудеи с песнями и славословиями возблагодарили Господа, Который так много облагодетельствовал Израиля и даровал им победу (X, 38). Ог этого свойства воли Божиеи 2-я Мак. книга и Бога называет Единым Благодетелем: так прославляют Его в молитве священники (I, 24). Когда благость Божия является на помощь бедствующим и нуждающимся, 2-я Мак. книга называет ее милосердием, а Бог, по этому уже свойству, называется милосердым. Когда Иуда узнал о походе на Иудею Антиоха Евпатора со множеством войска, то велел народу день и ночь призывать Господа, чтобы Он и ныне, как и прежде, явил им свою помощь, при опасности лишиться закона и отечества, и святого храма. Все единодушно исполнили это и в продолжение трех дней с плачем и постом, и коленопреклонением непрестанно молились милосердому Господу (XIII, 12). Младший брат-мученик Маккавей, в своей предсмертной молитве, призывал Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом (VII, 37), о том же молится и первый брат (VII, 6, 7). Когда же благость Божия снисходит к грешникам и, ожидая обращения их, медлит их наказывать, 2-я Мак. книга называет ее долготерпением. Говоря о наказаниях, постигающих нечестивцев иудеев, автор просит читателей «не страшиться напастей и уразуметь, что эти страдания служат не к погублению, а к вразумлению рода нашего. Ибо, то самое, что нечестивцам не дается много времени, но скоро подвергаются они карам, есть знамение великого благодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Иез.37:5 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. «Введу дух в вас, и оживете». «Дух» – душу, дыхание жизни; посему LXX «дух животен» (не выражая «оживете»). Это общее выражение картинно развивается в подробностях ст. 6. Иез.37:6 .  И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и по­крою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Го­с­по­дь. «Обложу». Евр. глаг. карам (только ст. 8 и Сир по евр. Иез.43.20 ); может быть, анатомический термин. Жилы, плоть, кожа – естественный порядок. Свидетельство об анатомических познаниях древности: роль нервов (жилы) в организме. «Дух» главное, поставленный, как такое, в 5 ст. на первом месте, здесь ставится на своем месте: ср. ст. 9. LXX. «Дух Мой»: Дух Святой, источник жизни; избегается видимая тавтология со ст. 5. – «И узнаете, что Я Господь». Ничто так не говорит о всемогуществе Божием, как воскресение. Иез.37:7 .  Я изрек про­роче­с­т­во, как по­велено было мне; и когда я про­роче­с­т­вовал, про­изошел шум, и вот движе­ние, и стали сближаться кости, кость с костью своею. «Когда я пророчествовал», о чем, ст. 5 и сл.; см. объяснение ст. 4. – «Прозошел шум», сначала, вероятно, настолько глухой и неопределенный, что пророк не мог определить, откуда он; а потом этот шум определился как «движение», евр. рааш, слово которым обозначается землетрясение в Иез.3.12 (но в Иез.12.18 «трепет»), посему слав. «трус», должно быть движение между костями от удара их друг о друга, весь ужас которого легко представить и которое если не силою, то впечатлением напоминало землетрясение. Посему излишне предположение Клифота, что шум был звук трубы или голос Божий, по которому воскреснут тела, а движение содрогание земли, имеющее открыть гробы при воскресении. «Кость с костью своей», с которою она должна быть связана, для чего каждой кости нужно было передвинуться на большее или меньшее расстояние; отсюда шум и движение. Иез.37:8 .  И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа по­крыла их сверху, а духа не было в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Когда же предаемся мы (Богом) неискусному уму, – говорит другой святой, преподобный Исаак Сирин , – и начинаем снова творить неподобное, то не будем нерадеть об исправлении жизни, ибо поползновение ко греху и у праведников бывает; но оставаться во грехе – это уже следствие омертвения души. Бог заменяет исполнение Его заповедей покаянием, печаль о грехах вменяет нам вместо добродетели: такова Божия благость! Но кто в надежде на покаяние предается греху, тот Божью благодать обращает в потворство ко греху и, тяжко согрешая этим, не достигает того состояния, в котором мог бы очиститься от грехов; так и умирает грешником нераскаянным». Итак, не будем же нерадеть о своем спасении, не будем и отчаиваться в исправлении, в том и другом случае прилагая грехи ко грехам. «Никому не заповедал Господь поступать нечестиво и никому не дал дозволения грешить» ( Сир.15:20 ). «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» ( 1Пет.4:8 ) «Человек мудрый во всем будет осторожен и во дни грехов удержится от беспечности» ( Сир.18:27 ). «Он обратится ко Господу всем сердцем и будет молиться пред лицем Его день и ночь, пока не пройдет беззаконие» ( Пс. 56:3 ); «он будет жив, не умрет; ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему» ( Иез.33:15–16 ). Молитвенное обращение к Богу «Везде ищу помощи, – так говорил о себе святитель Григорий Богослов , – и везде поражаемый, опять обращаю взоры мои к Тебе, Боже мой, Светильник душ наших, просвещающий чистые сердца и делающий человека причастником Божества! Умилосердись надо мной, укрепи меня прежде всего в надежде спасения; снабди елеем угасающий светильник в душе моей, да воссияет он новым блистанием, и да войду с ним в вечную жизнь. Избавь меня от скорби и введи в благотишие, ибо Ты уже укротил сердце мое печалию, как всадник укрощает буйного коня, скачущего по дебрям. Довольно искусил меня скорбию, в наказание за грехи мои, и уничижением моей гордыни: ибо нередко благость Твоя делает нас гордыми и надеющимися на себя. Сами бедствия мои могут послужить в научение добрым и худым людям, насколько ничтожна жизнь наша. Но это есть тайна, сокрытая в глубине Твоей премудрости; и потому добро ли, или зло служит в наставление нам, мы должны все принимать за благо, хотя и не можем проникнуть в причины всего случающегося с нами».– На это и Писание указывает: «То, что нечестивцам не дается много времени, но скоро подвергаются они карам, есть знамение великого благодеяния» ( 2Мак. 6:13 ), – ибо такие мучения служат их вразумлению, а не погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Содержание Слово первое 1. В чем состояло преступление Адамово? 2. Как по причине преступления его все люди сделались тленными и смертными? 3. Как милостивый и человеколюбивый Бог чрез домостроительство воплощения избавил род человеческий от тления и смерти? 4. И в чем состоит таинство креста и тридневного погребения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа? Первозданный Адам, будучи в раю, впал, по внушению змия, в гордость и, возмечтав быть богом, как сказал ему диавол, вкусил от древа, от которого Бог повелел ему не ясти. За это предан он великим карам - тлению и смерти, для смирения гордыни его. Но когда Бог осуждает на что, то дает и приговор, и приговор Его становится делом, и карою вечною, и уже никакой нет возможности уничтожить эту кару, бывающую по Божескому определению. Подумай же теперь: Адам согрешил великим грехом, потому что словам Бога не поверил, а словам змия поверил. Сравни Бога и змия, и увидишь, как велик был грех премудрого Адама. По великой мудрости своей он дал имена всем животным; но когда от всей души поверил он змию, а не Богу, то Божественная благодать, почивавшая в нем, отступила от него, так как он стал врагом Богу, по причине неверия, какое показал к словам Его. Адам подумал, что Бог позавидовал ему и не хотел, чтоб и он знал доброе и лукавое, и для того заповедал ему не вкушать от древа познания добра и зла, чтоб и он не стал богом, подобным Богу, создавшему его. И вкусил, и тотчас познал наготу свою, и вместо того, чтобы соделаться богом, стал тленным, и как тленный - смертным. 2. И вот, как видишь, приговор Божий пребывает навсегда карою вечною. И стали мы люди все и тленны, и смертны, и нет ничего, что могло бы отстранить сей великий и страшный приговор. Когда же нет возможности отстранить этот приговор, то какая после этого польза от мудрости или от богатства, или от власти, или и от всего мира? Сего ради Всевышний Сын Божий, Господь Иисус Христос пришел, чтоб смириться вместо Адама, - и действительно смирил Себя даже до смерти крестной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Так сотворены были первые люди. Адам и Ева, равно как и вся природа, были созданы нетленными, а все живое безсмертным. Человек не мог ни поцарапаться, ни разбиться, ни сгореть в огне или утонуть, ни задохнуться, ни даже испытывать усталости, недомогания, печали, голода, холода, зноя, старости или чего-либо подобного. Все это, вместе взятое, называется тлением. Бог, – говорит премудрый Соломон, – создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем. 2, 23–24 ). Как же вошла в мир смерть? Как человек и животные лишились нетления и стали тленными? Падение человека и лишение природы нетленности Бог создал человека со свободной волей. Человек мог подчиниться воле Создателя, поступить так, как Он заповедал, но мог поступить и наперекор сему. Бог дал человеку заповедь для утверждения его души в повиновении, но человек добровольно отпал от Бога, нарушив ее. Он мог нарушить ее, мог и не нарушить. Не предвидение Божие определило волю человека, который пал, а, наоборот, падение человека было предвидено Богом, Которым было предусмотрено и восстановление наше через Сына Своего еще прежде сложения мира. Подобным этому является и наше теперешнее состояние в том смысле, что каждый из нас может спастись, но каждый может и погибнуть, если отвергнет руку спасения, которую дает ему Бог. Бог никому не хочет погибели, но хочет и желает для каждого из нас спасения, так говорит пророк (см.: Иез. 18, 32 ). Но, несмотря на то что от каждого из нас зависит – принять или не принять спасение, данное Богом, Господь Бог, несомненно, знает того, кто примет и кто отвергнет это спасение. Так, опытный шахматист, глядя на игру других, часто сразу может предвидеть исход этой игры. Однако не от его предвидения происходит выигрыш или проигрыш, а от внимания и рассудительности, или умения, играющего. Послушаем святого Симеона Нового Богослова : «Первозданный Адам (первый человек, сотворенный Богом), будучи в раю, впал, по внушению змия, в гордость и, возмечтав быть богом, как сказал ему диавол, вкусил от (плода) древа, от которого Бог повелел ему не ясти. За это предан он великим карам – тлению и смерти для смирения гордыни его... Адам согрешил великим грехом, потому что словам Бога не поверил, а словам змия поверил. Сравни Бога и змия и увидишь, как велик был грех премудрого Адама» (Слово 1, § 1).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

21 августа состоялась секция «Женщины как миротворцы», на которой рассматривалась деятельность женских межрелигиозных организаций, развитию которых организация «Религии за мир» уделяет особое внимание. На следующий день в рамках сессии «Оснащение для действия» («Equipping for Action Session») прошли четыре секции: «Глобальная галерея» (презентация межрелигиозных организаций и социальных проектов), «Блицдоклады» (Lightning talks), «Мастерские» (Workshops), «Религия и дипломатия». В ходе последней секции, организованной отделом «Религия и внешняя политика» Федерального министерства иностранных дел Германии, состоялись семь круглых столов, которые были посвящены специфике миротворческой деятельности в различных странах и регионах мира. В рамках «Мастерских» состоялись двенадцать круглых столов. С.В. Мельник выступил на встрече, посвященной теме «Религия и медиация: построение мирных обществ», рассказав об основных направлениях деятельности Межрелигиозного совета России и уделив особое внимание позиции Совета по проблеме терроризма под религиозными лозунгами. Модераторами круглого стола выступили старший советник Международного центра межрелигиозного и межкультурного диалога имени Короля Абдаллы (KAICIID) Мохаммад Абу-Нимер и глава секретариата организации «Международное партнерство в сфере религии и устойчивого развития» (PaRD) У. Нитшке. На церемонии закрытия была зачитана итоговая декларация X Ассамблеи. Также состоялось подведение итогов проводившихся на закрытых встречах в рамках Ассамблеи консультаций между религиозными лидерами, которые представляют конфликтующие стороны в разных регионах мира, в том числе в таких странах, как Мьянма, Бангладеш, Марокко, ЮАР, Конго, Южный Судан.  В ходе мероприятия участникам Ассамблеи была представлена новый генеральный секретарь «Религий за мир» — мусульманка египетского происхождения Азза Карам, которая сменила занимавшего этот пост с 1992 года В. Вендли. А. Карам создала в рамках организации «Религии за мир» первую глобальную сеть женских межрелигиозных организаций, а также координировала работу ООН по взаимодействию с религиозными общинами.  Представители региональных отделений искренне и тепло благодарили доктора В. Вендли за многолетнюю работу на посту генерального секретаря «Религий за мир», Азза Карам подчеркнула, что будет сохранять и развивать оставленное им наследие. Она заявила об особой важности для «Религий за мир» принципов уважения религиозной свободы, а также милосердия, сострадания и любви как основы для межрелигиозного сотрудничества.

http://patriarchia.ru/db/text/5490274.ht...

К числу таких преступлений относились: а) тайное убийство, предполагаемое умышленным, и б) необнаруженная (в смысле не отыскания преступника) кража предметов, связанных с поземельною собственностью (мед из борти, зверь и птица из сети), когда следы воровства приводили к земле общины, или же были найдены на её территории следы кражи (Карам. сп. 80, 88). В этих случаях вервь должна была уплачивать (с рассрочкою) «виру» (пеню), а следовательно считалась обязанной содействовать обнаружению преступлений; причем следует заметить, что эта вира платилась и за убийство «огнищанина», «княжа мужа» и за простолюдина (Троиц. сп. 3, Карам. сп. 3). Другое постановление «Правды» еще более указывает на дух сотоварищества, развитой в наших древних общинах. Это постановление относилось до уплаты общей («дикой») виры целою вервью (по круговой поруке), если убийца совершил преступление непредумышленно (на пиру, в ссоре, в драке) и, как член общины, ранее вложился (по желанию) в сотоварищество по уплате в таких случаях виры. Головничество, т. е. вознаграждение родственникам убитого, выплачивал один преступник. Также надлежать заметить правило, по которому содержание вирника (сборщика податей) лежало на общине, пока эта пеня не была уплачена вервью; «Рус. Прав.» по Академ. сп. 18, 19; Карамз. сп. 3, 4, 5, 6, 7, 8; Троиц. сп. 3, 4, 5, 6, 7, 8 (Срав. Соколовского, Очер. ист. сельск. общ., стр. 127 – 130; Соловьева, Ист. России, т. I, 228; Калачева, Рус. Прав. 181, 185, 186, 187, 210, 217). Мы здесь вкратце напомним еще, что община призывалась во свидетельство совершения каждого гражданского акта; при совершении купли-продажи, договора о займе, договора о процентах – требовалось присутствие свидетелей, которые в то же время были и судьями относительно гражданской сделки (Акад. сп. 14, Карам. сп. 33, 36, 47, 119). Мир общинный (Академ. сп. 12) выбирал для своих административно-полицейских надобностей особых старост (Академ. сп. 22). См. о назначении общественною властью опекуна (Карамз. сп. 111 и 115).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Профессорско-преподавательский состав дружно спел «Многая лета» по-славянски и по-румынски. В ответной речи Блаженнейший Юстиниан еще раз выразил свое желание об обмене профессорами, преподавателями и отметил, что в случае приезда они будут у Его Блаженства личными гостями. После этого гости посетили «Комнату Святейшего» и с большим интересом осмотрели фотографии, отражающие жизнь нашего Первосвятителя с младенческих лет до последнего времени. В книге почетных посетителей Московской Духовной Академии Его Блаженство оставил следующую запись: «Седьмой раз посетил Лавру преп. Сергия, где приму участие вместе с почтенным Святейшим Патриархом Алексием в совершении св. Литургии. Пользуясь этим приятным случаем, я посетил Духовную Академию, где имел контакт с профессорами, возглавляемыми Преосвященным Епископом Филаретом, Ректором Академии, а также со студентами и воспитанниками Семинарии, которым дал простые советы и преподал благословение. Со своей стороны обратился с отеческим призывом к профессорам сделать обмен с профессорами богословских институтов в Бухаресте и Сибиу с целью обмена знаниями и изучения проблем предстоящего Вселенского Собора, а также вопросов, связанных с диалогом с англиканами и старокатоликами. Наши чаяния были приняты с большой радостью. Господь да благословит те стремления и усилия, которые будут приложены в этих целях». + Юстиниан, Патриарх Румынский, + Феоклит, еп. Арадский, + Виссарион, еп. Бухарестский, Свящ. П. Карам, Секретарь Патриарха. Вторая запись оставлена в книге посетителей Церковно-Археологического Кабинета Московской Духовной Академии: «Сегодня 7-го октября 1966 г. Его Блаженство, Патриарх Юстиниан посетил Археологический Музей Московской Духовной Академии в Загорске и восхищался великолепным собранием икон и других ценных экспонатов». + Юстиниан, Патриарх Румынский, + Феоклит, еп. Арадский, + Виссарион, еп. Бухарестский, Свящ. П. Карам, Секретарь Патриарха. (Запись принадлежит еп. Феоклиту Арадскому). Профессорско-преподавательский состав и учащиеся проводили Блаженнейшего Патриарха и его спутников до выхода из сада Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

1 . Важнейшие затруднения, соединенные с предположением о передаче бракоразводных дел по причине прелюбодеяния, заключаются в стеснении при этом свободы и прав невинного супруга. Наше законодательство, как заметили мы выше, допускает вчинение дел о личных оскорблениях не иначе как по жалобе оскорбленного и, следовательно, предоставляет ему право вчинять или не вчинять дело. Мало того: и в случае решимости оскорбленного начать дело, законодательство ему предоставляет полную свободу избирать направление дела или уголовным путем или гражданским, только с тем ограничением, чтобы он избрал для своего иска тот или другой путь, но не оба вместе. Дела о прелюбодеянии принадлежат именно к этой категории. И наше законодательство твердо и верно стоит на этой общей и основной точке зрения, не стесняя считающего себя оскорбленным супруга, но предоставляя ему полную свободу или вовсе не начинать дела, или же начать и вести уголовным путем с целью получить удовлетворение по 1585 ст. „Уложения”, или же начать и вести, в церковном суде с целью достигнуть расторжения таинства брака с преступным супругом. Для выбора супруга, почитающего себя оскорбленным – три пути, и свобода его не стеснена ничем кроме того, чтобы он избрал один из сих путей, а не два в одно время. С принятием правила – чтобы дела о прелюбодеянии и в случае иска о разводе по сей причине были ведены в уголовном суде свобода вчиняющего дело будет значительно стеснена. Он хочет расторжения брака с преступным супругом и ничего более; а его обязывают вести дело не только путем духовного суда, где получается развод, но и путем суда уголовного, где виновный подвергается уголовным карам, чего истец вовсе не желает. Таким образом истец, к великому стеснению своих прав, будет вынужден или вовсе не вчинять дела, которое он не может вести единственно с целью достижения развода, или же начавши дело с целью развода, провести оное чрез уголовный суд и подвергнуть виновного, против своего желания, и уголовным карам, или по крайней мере, подведши к тюрьме отпустить его. В первом случае истец вынуждается к отречению от своего права, во втором вынуждается же к такой суровости и, можно сказать, жестокости, которой он вовсе не желал бы. Не оставим без внимания и того весьма тягостного для невинного супруга положения, которое вводится предполагаемою передачею и состоит именно в расширении гласности. Дела сего рода столь тягостны и для истца, и для ответчика, что о наименьшем оглашении их должно всемерно заботиться. При предлагаемом же производстве сих дел у дух. начальства и в светском суде, сии дела будут подвергаться большему оглашению, чем ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

По самому складу своему это статьи русские и болгарские; по всей вероятности, они вышли из мастерской иконописца. Иконописец имел нужду в правиле, как писать молящуюся и благословляющую руку. Где взять правило? Ему пришло на память сказание житий о Мелетии; он стал разбирать это сказание и, как понял его, так и написал себе в руководство Сказание Мелетия; к счастью его, ему не много пришлось переменять в сказании о Мелетии, чтобы составить «Сказание Мелетия». Поскольку же об обличении Мелетия арианам перстосложением повествует Феодорит, о чем узнали также из житий, то книжный иконописец, сообразно с тем, как понял сказание о Мелетии, написал Слово св. Феодорита како благословити и креститися. Это несчастное слово впоследствии подвергалось пытке. Сперва к концу его, по той мысли, с какой дьяк написал в Стоглаве правило о перстосложении, прибавили проклятие; потом поставили это проклятие, для большей важности, в начале слова. Таким образом составились трех родов списки мнимого слова Феодоритова, – разные и по самому соержанию. Образцы см. в книге Истина Св. Соловецкой Обители (СПб, 1844 г., стр. 87–94). 262 См. Памятники Москов. Древностей, Снегирева. Соф. Bp. 2, 350. В Новгороде и его предместьях, за исключением загородных монастырей, в конце XV в. было 89 церквей, а всех 161. (Современная записка у Востокова в Опис. муз. 41. 42). Во Пскове и его предместьях в 1563 г. сгорело монастырских и городских церквей 52 (Псков. л. 201.) и осталось 8; след., всего было 60 церквей. 263 Соф. Врем. 2, 134. 136. 141–144. 201. 343. Лет. Львова 39. 44. 65. 70. Летоп. продолж. Нестора стр. 284. 264 Лет. у Карам. 5. пр. 370. Соф. Bp. 2, 63. Алтарь похвалы Богоматери впоследствии перенесён в главный купол Собора. О Новодевичьем монаст. Арханг. Лет. 212. 238., о Покров. Соб. Лет. у Карам. 8. пр. 587. Чит. Снегирева Памятники Моск. Древностей. 265 В 1522 г. во Пскове в один день поставили народом храм Покрова Богоматери; духовенство служило молебны, «и оттоле нача легчае быти поветрие и помале преста».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010