Закрыть Богом избранный и прославленный К 20-летию праведной кончины архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима Николай Лайша   19:57 27.02.2022 1171 Время на чтение 16 минут   Двадцать лет назад 27 февраля 2002 года на 74-м году жизни окончил свой земной путь выдающийся архиерей Русской Православной Церкви Максим (Кроха), архиепископ Могилевский и Мстиславский. И чем дальше в прошлое уходит этот скорбный день, тем больше те, кто знал владыку при его жизни, осознают, с каким великим человеком и архиереем Господь сподобил их общаться, набираться ума, учиться быть православными, сослужить с ним. Как писал известный поэт – лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии. Архиепископ Максим (Кроха): Богом избранный и прославленный   Всю свою сознательную жизнь от начала учебы в семинарии и до блаженной кончины владыка Максим посвятил служению Богу, в том числе в епископском сане почти 30 лет. Будучи русским человеком, владыка посвятил служению белорусскому православному народу в общей сложности около 27 лет (из них могилевской пастве почти 13 лет). Владыка Максим хорошо знал характер белорусского народа, его быт, историю, духовно-нравственные проблемы. Он был пастырем добрым, умел и вразумить, и утешить, и дать нужный совет, и оказать молитвенную помощь обращавшимся к нему. Отличительными чертами его характера были открытость, простота и доброта.   Архиепископ Максим был призван к архиерейскому служению Самим Богом еще во время его учёбы в Ленинг радской семинарии. Когда в ноябре 1947 г. Ленинград посетил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) (†1969), который молился во время войны за спасение России, семинарист Борис Кроха прислуживал в качестве иподьякона во время божественной литургии. По окончании литургии митрополит Илия после небольшого курьеза, связанного с послушанием иподьякона Бориса, снял с себя одну из архиерейских панагий, благословил его ею, надел на него и по-русски сказал: «Храни, она тебе пригодится». Затем перекрестил Бориса и поцеловал в голову. А призыв-повеление принять монашество прозвучал два года спустя, в 1949 г. В ту памятную ночь с 13-го на 14-е августа Борис Кроха проснулся от сильного грома, увидел на небе Крест и услышал голос: «Не будете как дети – не войдете в Царство Небесное» (это повторилось три раза). Борис обратился за разъяснением этого знамения к своему духовнику иеромонаху Петру и ректору семинарии митрополиту Григорию (Чукову). Владыка митрополит расценил этот знак как волю Божию на принятие семинаристом Борисом монашества и благословил его на этот важный жизненный шаг. Десять дней спустя Борис Кроха уже был пострижен в монашество с именем Максим в честь Преподобного Максима Исповедника (†662).

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/27/...

Пастырское служение о. Никодим сочетал с богословским образованием. В 1950 г. он поступает на заочный сектор Ленинградской Духовной Семинарии , затем, по окончании Семинарии, - Ленинградской Духовной Академии, которую окончил в 1955 г. 25 февраля 1956 г. иеромонах Никодим назначается членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, затем заместителем начальника Миссии. 31 марта 1957 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич ( U 1961 г.)) возвел о. Никодима в сан игумена с возложением палицы. 25 сентября этого же года игумен Никодим был возведен в сан архимандрита. В марте 1959 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского ( U 1970 г.)) архимандрит Никодим вернулся в Москву и был назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии, а 4 июня - одновременно и заместителем председателя Отдела Внешних Церковных сношений (ОВЦС). В этом же году за курсовое сочинение на тему: “История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме” Ученым Советом Ленинградской Духовной Академии архимандриту Никодиму была присуждена ученая степень кандидата Богословия. Постановлением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода от 21 июня 1960 г. было определено: архимандриту Никодиму быть епископом Подольским и Председателем ОВЦС. В субботу 9 июля того же года в Празднование иконы Божией Матери Тихвинской в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры было совершено наречение архимандрита Никодима во епископа. Чин наречения совершали: Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I, митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) (Антиохийская Православная Церковь), епископ Сергиопольский Василий (Антиохийская Православная Церковь), епископ Дмитровский Пимен (впоследствии Святейший Патриарх Московский и Всея Руси 1971-1990 гг.), епископ Можайский Стефан (все ныне почившие). При наречении во епископа архимандрит Никодим произнес речь, в которой в частности сказал: “... Мне хотелось бы воскликнуть вместе со святым пророком Божиим Иеремией, когда было к нему слово Господне, и он призван был на пророческое служение: “Господи, я не умею говорить, ибо я еще молод”.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

9 июля 1960 г. в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры Н. был наречен епископом Подольским, викарием Московской епархии. Чин наречения совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий I, архиереи Антиохийского Патриархата митр. Гор Ливанских Илия (Карам) и Сергиопольский еп. Василий (Самаха), епископы Дмитровский Пимен (Извеков; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и Можайский Стефан (Никитин). 10 июля в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры патриарх Алексий I в сослужении тех же иерархов совершил архиерейскую хиротонию Н. 19 сент. 1960 г. Н. сменил митр. Николая также на должности председателя Издательского отдела Московской Патриархии (занимал этот пост до 14 марта 1963) и председателя редколлегии «Журнала Московской Патриархии» (до 2 янв. 1962). 6 окт. того же года Н. также был утвержден председателем редколлегии сб. «Богословские труды» (до 7 окт. 1967). 22 окт. 1960 г., после кончины еп. Исаии (Ковалёва), Н. был назначен временным управляющим Ярославской епархией, а 23 нояб.- епископом Ярославским и Ростовским. 16 марта 1961 г. Н. по должности председателя ОВЦС стал постоянным членом Синода. 10 июня 1961 г. возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 3 авг. того же года, после увольнения незадолго до кончины Крутицкого и Коломенского митр. Питирима (Свиридова) с должности председателя Синодальной комиссии по межхристианским связям (Н. являлся ее членом с момента создания в авг. 1960), решением Синода был назначен председателем реорганизованной Комиссии по вопросам христианского единства и возведен в сан митрополита. 4 авг. 1963 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 9 окт. того же года - Ленинградским и Ладожским. Кроме того, Н., как председатель ОВЦС, имел в своем архипастырском окормлении благочиния РПЦ в Венгрии и Финляндии. Увольнение митр. Николая (Ярушевича) с должности председателя ОВЦС и назначение на его место Н. многими было воспринято как проявление гонений на Церковь. Это изначально определило негативное отношение к Н.

http://pravenc.ru/text/2565592.html

Потом мои родственники смирились с этим и пытались узнать смысл и силу моей веры. Я, как могла, на арабско-франзузско-английском вела с ними беседу и отстаивала свою точку зрения. А главное, что я – русская, и оглядываясь на нашу историю, прекрасно понимаю, что без покрова Божией Матери и благословения Сергия Радонежского и других святых не спастись нам от нашествия иноплеменников, вечно желающих погубить и стереть с лица земли наше Отечество. Видимо это их убедило, потому что они не трогали больше меня, а, когда видели, что крестик у меня поверх одежды, просто тихонько подходили и прятали его внутрь. И я знаю, что мы молимся друг о друге по-своему, но с большой любовью. Три года назад я ездила в Ливан и виделась с сестрами. Мы плакали и не могли наговориться. Одна из моих младших сестер, Ранья, порадовала меня, рассказав, что в Ливане теперь мусульманам и христианам можно учиться вместе, она даже ходила к подруге-христианке и читала Библию. А братьям я всем своим видом показывала, что и христианки правильно одеваются, скоромно себя ведут и молятся Богу. Еще мы с папой ездили на светлой седмице в монастырь Саидет аль Нурия, который находится на горе Хамет. Там папа разговаривал с одним батюшкой, и меня поразило его простое объяснение Троицы: « Посмотрите на лампочку. Она имеет форму, от нее исходит свет и тепло. Три в одном!» Но больше всего меня поразило, когда настоятель пригласил нас доехать до маленького храма на территории монастыря, который построили на том месте, где молился Симеон Столпник, открыл его, пропел тропарь Пасхи и предложил мне пропеть его на русском языке. Мой голос разливался по всему храму, и я понимала, что это чудо! Эта гора еще знаменита тем, что там есть пещера, в которой молился за Россию митрополит ливанский Илия Карам во время 2-й мировой войны. Он молился 3 дня и неожиданно для себя вдруг уснул. Во сне ему явилась Богоматерь и сказала, чтобы он связался со Сталиным и велел ему освободить священников, открыть храмы, отслужить Литургию и пройти с иконой Божией Матери Казанской вокруг Москвы, – тогда враг отступит. Про это был снят документальный фильм «Я услышал голос с неба!», где активное участие принимали мои родители.

http://pravmir.ru/v-moej-zhizni-sochetae...

Фотография. 2012 г. С 5 дек. 1948 по 23 февр. 1953 г. настоятелем собора был прот. Евгений Лукин, до своей высылки в марте 1935 г. уже служивший в Никольском соборе. В 1951-1962 гг. прот. Евгений являлся членом Епархиального совета и до 1 авг. 1952 г. был секретарем митр. Григория (Чукова). 17 апр. 1950 г. в соборе был рукоположен во священника учившийся тогда в ЛДА диакон Алексий (Ридигер; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II). В 1953-1972 гг. настоятелем служил известный проповедник, председатель Епархиального совета прот. Александр Медведский, в этот период старейший протоиерей Ленинграда. В 1960 г. к 200-летию освящения храма митр. Гор Ливанских Илия (Карам) передал в дар собору медальон с частицей мощей свт. Николая Чудотворца. Медальон находится при главной святыне собора - иконе свт. Николая, у левого клироса нижнего храма. В период антирелиг. хрущёвских гонений, в июле 1961 г., митр. Ленинградский Гурий (Егоров) был выселен из своих покоев в Свято-Духовском корпусе Александро-Невской лавры, при этом закрыли находившуюся там же крестовую митрополичью ц. блгв. кн. Александра Невского, а ее иконостас отдали в Никольский собор (в марте 1963 иконостас передали в ц. Пресв. Богородицы при представительстве РПЦ во Всемирном Совете Церквей в Женеве). В 1966 г. в соборе по ее завещанию отпевали А. А. Ахматову, пожертвовавшую в храм икону прор. Анны (об этом событии снят документальный фильм). В 1981-1987 гг. настоятелем служил прот. Владимир Сорокин (впосл. ректор ЛДА, ныне настоятель Князь-Владимирского собора в С.-Петербурге), его сменил прот. Богдан Сойко, к-рый является настоятелем более 30 лет. Собор стал 1-м российским храмом, где традиция сохранения памяти павших воинов была возобновлена в кон. XX в. На стенах храма помещены доски с именами погибших моряков. 7 апр. 1990 г., в годовщину гибели атомной подводной лодки «Комсомолец», после панихиды в храме была установлена мемориальная доска с именами погибших, в 1997 г. установили еще 3 мраморные доски с именами подводников, погибших в 1968-1986 гг.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

руб., благоустраивалась прилегающая территория. 17 апреля 1950 г. в Николо-Богоявленском со­боре был рукоположен во священника учившийся тогда в Ленинградской Духовной Академии Алек­сий Ридигер — будущий Святейший Патриарх Мос­ковский и всея Руси Алексий II. Еще в 1947 г. представителям приходской об­щины храма передали собрание икон, находившихся в фондах бывшего Антирелигиозного музея. Из этого же музея верующим в 1946 г. были возвращены мощи святителя Федосия Черниговского, с мая по сентябрь они покоились в Николо-Богоявленском соборе, затем были препровождены в Чернигов, но в соборе осталась деревянная гробница и в ней часть мощей святителя. Следует отметить, что во второй половине 1940-х—1950-х гг. число прихожан, как и доходы Николо-Богоявленского собора, постоянно росли. В 1949 г. в нем бы­ло совершено 6965 крещений, 2340 отпеваний и 80 венчаний. Доходы же в 1956 г. равнялись 3863 тыс. рублей, а в 1957 г. — 3935 тысячам. В декабре 1960 года праздновалось 200-летие ос­вящения храма, и митрополит Гор Ливанских Илия Карам (Антиохийской Патриархии) в июле 1960 г. привез в подарок медальон с частицей мощей свя­тителя Николая в серебряном окладе. Он и сейчас хранится в соборе. Через несколько лет на южной стене храма по­явилась икона святой пророчицы Анны, по преда­нию пожертвованная великой русской поэтессой Анной Андреевной Ахматовой. Она скончалась 5 марта 1966 г., и отпевали А. А. Ахматову по ее заве­щанию в Николо-Богоявленском соборе. В воспоминаниях Е. К. Лившиц говорится: «В 6 часов (утра) гроб привезли в Никольский собор, поставили в правом притворе, близко к среднему нефу храма... Я приехала заранее в седьмом часу. Уже шла панихида. Анна Андреевна лежала в от­крытом гробу, в черном парчовом платье, которое она любила при жизни, голову ей прикрывала черная косынка из старинных кружев... Служил старик священник. Лицо Анны Андреевны было спокойно, величественно и прекрасно, как в жизни. С правой стороны у гроба стоял Лев Николаевич (Гумилев), стоял с низко опущенной головой, крестился, дер­жал горящую свечку.

http://bogoslov.ru/article/2520765

Интерьер ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2013 г. Интерьер ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2013 г. С 1926 г. К. м. возглавляла мон. Елевферия (Прудько; 1966), в 1932 г. возведенная в сан игумении архиеп. Киевским Сергием (Гришиным) . К 1929 г. на территории К. м. в 3-этажном корпусе проживало 56 сестер, в основном преклонного возраста. С 1928 г. из монастырских храмов власти изымали церковную утварь, несколько икон поступило в Киево-Печерский музей-заповедник. 21 апр. 1935 г. К. м. был окончательно закрыт, все здания переданы под общежитие воинской части и склады, в 1936 г. разрушена колокольня. Иконостасы обоих храмов демонтированы, часть святынь сохранили сестры, переселившиеся к родственникам. В нояб. 1941 г., в период немецко-фашистской оккупации Киева, обитель была возрождена. Настоятельницей вновь стала игум. Елевферия, обязанности благочинной и регента исполняла мон. Аполлинария (Диденко), ризницей заведовала мон. Антонина (Лагуева). Община восстановленного мон-ря насчитывала 34 монахини и послушницы. После освобождения Киева К. м. оказывал посильную помощь Советской Армии: насельницы чинили и штопали одежду для пациентов Киевского эвакуационного госпиталя, шили халаты, фартуки, нарукавники для лазаретов (Akmyaльhi проблеми bimчuзhяhoii icmopii XX ст.: Зб. наук. праць, присвячений пам " яmi акад. НАН Ykpaihu Ю. Ю. Кондуфора. К., 2004. Т. 2. С. 194). К. м. перечислял собранные средства в фонд Красной Армии: весной 1944 г. сестры передали в Госбанк 752 р., в нояб.- 10 тыс. р., в дек.- 1588 р. В 1945 г. К. м. посетили патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) , делегация Болгарской Православной Церкви во главе с митр. Софийским Стефаном (Шоковым) , в 1948 г.- митр. Гор Ливанских Илия (Карам) , в июне 1953 г.- представители Антиохийской Православной Церкви, в июне 1956 г.- еп. Пекинский Василий (Шуан) , в июле - митр. Пражский и всея Чехословакии Иоанн (Кухтин) и мн. др. Во 2-й пол. 40-х гг. в распоряжении сестер оставались неск. небольших корпусов и церковь, в к-рой после ремонта был установлен новый иконостас. Иконы, сохраненные монахинями в 20-30-х гг. XX в., были возвращены в обитель, в т. ч. чтимые Боголюбский образ Божией Матери (дар Киевского митр. Исидора), иконы вмч. Димитрия Солунского, прп. Серафима Саровского. В 1953 г. была проведена реставрация во Введенском храме, в т. ч. обновлены настенные росписи, в 1954-1956 гг. отремонтированы монастырские корпуса.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

Силы зла, алчущие погибели Сирии, есть, к нашему прискорбию, и в России. Это часть правящей элиты, сориентированная на Запад и повязанная с ним, во главе с председателем правительства Медведевым. Он и ему подобные не таясь братаются с воюющими против законной сирийской власти головорезами из " Аль-Каеды " , любовно называя их " повстанцами " , а пенсионеры вроде Квачкова, добивающиеся справедливости, для этих господ - террористы. Сирия - в огне, Россия - в опасности. Пока у нас в стране открыто действуют пособники оккупантов Медведевы, страшно за нашу землю, за детей, которые могут остаться одни на охваченной междоусобной войной территории - ведь такой " сценарий " уготован на Западе и для России. Помогут ли наши молитвы о ее спасении? 2. Re: Над Дамаском летают голуби Сегодня мы служили молебен и читали акафист у почитаемой иконы Божьей Матери " Всецарица " . Перед молящимися стоял ковчежец с частичками привезенных мощей трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Рядом находилась вся украшенная цветами икона Собора Екатеринбургских святых с семьей Царственных страстотерпцев, тоже празднуемая в это время. Молящихся был полон Храм - на - КРОВИ. У многих на глазах были слезы. Молились за весь православный люд. За Россию и славянские страны, за Сирию и Сербию. Прочтя вчерашнюю статью о Сирии (на РНЛ), мы сугубо просили Господа, Матерь Божию и святых помочь сирийскому народу, особенно православным выстоять в этой борьбе. Мы все - дети Божии. Устоять в свете Любви Божией и не погибнуть, спасти свое Отечество, народ, помочь нуждающимся, защитить от сил антихриста - вот первоочередная задача христиан. Как больно за Ливию. Спаси, сохрани и огради Сирию от порабощения силами зла. Аминь. Небесная Христова Церковь молится за нас... 1. Re: Над Дамаском летают голуби митрополит Исаак в ходе нашей беседы неожиданно сказал, что все сейчас в руках России Когда то антиохийский митрополит Гор Ливанских Илия Карам горячо молился Пресвятой Богородице о спасении России и, согласно церковному преданию, Божия Матерь явилась ему.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/12/na...

О Русской Зарубежной Церкви епископ Иаков говорил: «Мы считаем, что люди эти совершенно искренни и что их церковь канонична. Пока у них есть апостольское преемство, мы только можем выжидать дальнейшие события, свидетельствуя им свою дружбу». 962 По словам епископа Василия (Родзянко) , «Константинопольская Патриархия и ряд других Церквей» не прерывали евхаристического общения с РПЦЗ и Североамериканской митрополией «в надежде на будущее примирение». 963 В 1957 г. в день святого Георгия Победоносца настоятель храма РПЦЗ в Каире архимандрит Афанасий (Могилев) был приглашен к участию в богослужении в Георгиевский храм Александрийского Патриархата. По окончании богослужения архимандрит Афанасий имел беседу с Патриархом Христофором, который благословил намерение общины РПЦЗ построить новый храм, а также заявил, что не возражает против поминовения за богослужениями митрополита Анастасия. 964 В апреле 1959 г. митрополит Карфагенский и Триполитанский Парфений (Кунидис) (впоследствии Александрийский Патриарх) при посещении Бизерты не только сослужил с протоиереем Иоанном Малиженовским (РПЦЗ), но и попросил его в случае необходимости заменять священников Александрийского Патриархата. 965 Отношение этого архипастыря к РПЦЗ было уважительным, и впоследствии совместные богослужения также проводились. 966 На пасху 1961 г. приход РПЦЗ в Йоханнесбурге посетил представитель Александрийского Патриарха митрополит Йоханнесбургский и Южной Африки Никодим (Захарулис). По окончании пасхальной вечерни митрополит обратился к прихожанам с теплым словом, похвалив их за встречу и благолепие храма. Затем митрополит принял участие в пасхальной трапезе. 967 Антиохийская Церковь также относилась к РПЦЗ с пониманием. Так, митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) сослужил с духовенством РПЦЗ, 968 а община РПЦЗ в столице Ливана с благословения митрополита Бейрутского Илии (Салиби) нашла приют в храме Антиохийского Патриархата. 969 Сохранялись и связи с Сербской Церковью. Клирик Сербской Церкви протоиерей Владимир Родзянко, планируя навсегда покинуть Югославию, встретился с Патриархом Викентием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См. интервью " Что ждет Россию? " в моей книге " О нашем поражении. Христианство на пределе истории " (М., 2003). 231 Толкиен. Сильмариллион. М., 1992, с. 56. 232 Государственное учение Филарета, митрополита Московского. – СПб., Общество ревнителей прославления Святых Царственных Мучеников, 1993,с. 8. 233 Там же, с. 24. 234 Там же, сс. 5—6. 235 Жития святых, изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского. – М., 1904, кн. 5, ч. 2, январь, с. 233. 236 Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. – М., 1998, с. 15. 237 Свт. Григорий Богослов. Слово 19//Творения. Троице—Сергиева Лавра, 1994, т.1, с. 293. 238 Свт. Василий Великий. Письмо 71//Творения. – СПб., 1911, т. 3, 97. 239 Преподобный Феодор Студит. Послания. Послание 33. К Феодору монаху//Преподобный Феодор Студит. Послания. Ч. 2. М., 2003, сс. 75—76, 80—81. 240 Мирно, но твердо %20)%20 %20%20%20 351 Солдатов А. Кто кого альтернативнее?//Московские новости. 19.11.04. 352 %20)%20 379 Поволяев В. По местам молитвенных подвигов митрополита Илии//Митрополит Илия (Карам) и Россия. – М., 2005, с.125. 380 Записка Г.Г. Карпова о приеме И. В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви. Публ. в: Одинцов М. И. Русские патриархи ХХ века. М., 1994, сс.283—291. 381 Общеизвестны явления массовых крещений в храмах, открытых на оккупированных территориях. Во время таких крестин в станице Кущевской Кубанской области игумену Георгию на вопрос " Куда вы так спешите? " давали весьма характерный ответ: " Каждый день дорог, батюшка, может раньше, чем прибудет постоянный священник, опять наши придут и опять конец церкви… " (Русское возрождение. Париж. 1982. 18, сс. 113—117). 382 Смирнов В. А. Операция " Послушники " . Советская разведка и Русская Церковь в годы войны//НГ—Религии 18 мая 2005. 383 Генерал КГБ Судоплатов говорит, что " неофициальные зондажные просьбы Рузвельта улучшить политическое и правовое положение Православной Церкви, переданные через Гарримана Сталину, очевидно, убедили его пойти навстречу союзникам и вести по отношению к Церкви менее жесткую политику. Сталин сделал неожиданный шаг: разрешил провести выборы Патриарха Русской Православной Церкви " (Судоплатов П. Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля. М., 1997, с. 191). 384

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010