Илия (Салим Насиф Карам, 08.05.1903–11.04.1969), епископ Антиохийской Церкви, с 1935 года – митрополит Гор Ливанских. С возрождением Русской Церкви связывал судьбу Вселенского Православия, неоднократно называя в своих проповедях русский народ «любимым народом Господа», а Россию – «домом Пресвятой Богородицы». С его именем связано предание о чудесном заступничестве Богородицы за Россию в годы войны с фашизмом. Иннокентий (Попов-Вениаминов Иван Евсеевич , 1797–1879), митрополит Московский и Коломенский, просветитель. В 1823 году отправился в путешествие, которое продолжалось 14 месяцев, почтовым трактом по реке Лене, потом 1000 верст верхом, а затем по морю. Поселился на алеутском острове Уналашке, где жили 400 алеутов. Всего же в округе насчитывалось около 2 тысяч охотников и рыбаков. В своем апостольском служении проявил неутомимую энергию: построил на острове церковь , объезжал окрестные острова, проповедовал Слово Божие. Изучил местный язык и обычаи, стремился понять жизнь и психологию алеутов. Его трудами составлены алеутский букварь и грамматика, открыта школа для детей. Переведенное им Евангелие от Матфея напечатано не было, и миссионер распространял его, переписывая от руки. Составил для новообращенных книгу на алеутском языке «Указание пути в Царствие Небесное». По его инициативе были сделаны переводы Евангелия от Матфея на языки северных народов. С 1841 года епископ Американский и Камчатский. Современники называли его «просветителем Сибири». Написал множество работ по культуре и языкам народов Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки. В 1974 году Православная Американская Церковь подняла вопрос о канонизации митрополита Иннокентия. Провозгласить его почитание было предложено Русской Православной Церкви. 7 октября 1977 года Священный Синод принял следующее определение: «Приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, признать в лике святых, благодатию Божиею прославляемых, и совершать его память дважды в год – 31 марта, в день блаженной кончины, и 23 сентября (старого стиля) – в день его прославления».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

15 июля 1947 г. Патриарх писал Г.Г.Карпову: «В результате обмена мнениями по вопросу о Совещании глав Православных Церквей по церковным вопросам выяснилось, что в связи с заявлениями: 1) патриарха Александрийского; 2) патриарха Иерусалимского; 3) архиепископа Кипрского о том, что они по тем или иным причинам не могут прибыть к участию в Совещании в Москве осенью этого года, необходимо Совещание перенести на более позднее время, примерно на весну 1948 г., а в настоящее время озаботиться созданием организационного комитета в составе по одному – два человека от каждой церкви для детальной разработки вопросов Совещания, о чем и сообщить каждому главе автокефальной церкви» 16 . Баженнейший Патриарх Антиохии и всего Востока Александр III в беседе с посланником СССР в Сирии и Ливане Солодом (2 июля 1947 г.) рассказал, что он получил письмо от Патриарха Александрийского Христофора, в котором последний свой отказ от участия в Московском совещании мотивировал «опасением наличия большевистского влияния на московское совещание, тревожностью международной обстановки, наличием существенных разногласий в мире и неправомочностью Патриарха Алексия на созыв подобного совещания». 17 В августе 1947 г. Патриарх Алексий послал главам Автокефальных Церквей извещение, что предположенное на осень совещание по церковным вопросам откладывается «ориентировочно на лето будущего года» 18 . 14 ноября 1947 г. в Москву в сопровождении архимандрита Василия Самахи прибыл митрополит Гор Ливанских Илия Карам, который 19 ноября на совещании у Патриарха обстоятельно информировал о положении Православных Церквей на Ближнем Востоке. Он сообщил, что Константинопольский, Александрийский и Иерусалимский Патриархи восприняли инициативу созыва Патриархом Алексием в 1948 г. в Москве совещания глав Православных Автокефальных Церквей как нарушение прерогатив Вселенского Патриарха и опасаются присвоения Патриархом Алексием прав Вселенского Патриарха 19 . 13 февраля 1948 г. Совет по делам РПЦ в докладной записке в Совет министров СССР сообщал свое мнение о проведении совещания. Совет полагал, что при современной международной обстановке необходимо сохранить «сложившееся единство православных церквей стран новой демократии путем более тесного сплочения их вокруг Русской православной церкви». Также Совет считал, что необходимо выработать и принять «единое мнение по общецерковным вопросам», а удобнее всего это сделать на совещании» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

7 Илия (Карам, 1903-1969) — с 1935 г. митрополит Гор Ливанских (Антиохийская Православная Церковь). Несколько раз, начиная с 1947 г., приезжал в СССР. Биографические сведения о нем крайне скудны, а трактовки целей и содержания его визитов — противоречивы. 8    Протоиерей Михаил Лебедев (1890-1979) — в 1915 г. окончил Петербургскую духовную академию. Преподавал в советских школах историю и обществоведение, уволен за религиозные убеждения. В 1946 г. рукоположен в священника и через полгода приглашен архиепископом Кириллом (Поспеловым) на должность настоятеля Пензенского Успенского кафедрального собора. 9    См.: 1 Кор. 13:1. 10 Митрополит Антоний (Блум, 1914-2003) — выдающийся просветитель, известный проповедник и богослов, иерарх Русской Православной Церкви. Монашество принял в 1943 г. С 1957 г. епископ Сергиевский, викарий Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата (с пребыванием в Лондоне). С 1962 г. — архиепископ Су-рожской епархии РПЦ в Великобритании. В 1965 г. возведен в сан митрополита. Доктор богословия honoris causa Mockobckoй духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999). 11 Сексоты — официальное название — секретные сотрудники (агенты) еще со времен работы полиции Российской империи. Тот же термин использовался в документах советских спецорганов (ВЧК — ОГПУ — НКВД). 12    Доктусов Николай Петрович (1883-1959) — с 1944 г. преподаватель Православного богословского института и Богословско-пастырских курсов в Москве, преобразованных в августе 1946 г. в Московскую духовную академию и семинарию, с 1949 г. профессор, с 1951 по 1956 г. — инспектор МДАиС. В те же годы ректором стал протоиерей Константин Ружицкий. Вместе с ним и ученым секретарем Н. И. Муравьевым Н. П. Доктусов осуществлял руководство духовными школами. 13    Протоиерей Всеволод Шпиллер (1902-1984) — многолетний (1951-1984) настоятель церкви свт. Николая в Кузнецах в Москве. С 1934 до 1950 г. — клирик Болгарской Православной Церкви. В феврале 1950 г. с семьей по приглашению Патриарха прибыл в Москву и был принят в клир Русской Православной Церкви. В 1950-1951 гг. — инспектор Московской духовной академии и семинарии, доцент.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Итак, вопрос: «Что всего страшнее для советской власти?» «Бомба какая-нибудь?..» — неуверенно ответил я. Не дав мне продолжить (я все равно бы не догадался), вопрошатель сам же и ответил: «Всего страшнее для советской власти — святой. Понимаешь? Святая личность для них всего страшнее». Так оно и есть. Потому-то жало Советов и было направлено на живую христианскую мысль — слово. Проповеди при советском режиме вообще не было, да ее, за редкими исключениями, и не могло быть. Причем не только потому, что властями она напрочь не допускалась, а еще и потому, что говорить-то  ее было некому. Священники были все только требоисправителями. Такие огненные слова, какие в свое время митрополит Илия (Карам) говорил, советская власть допустить не могла. Ей нужно же было народ в том убедить, что «религия — опиум для народа». И еще что религия — сугубо частное дело. Но христианство есть Божий замысел о мире, оно — абсолютно вселенского масштаба. Глубинное убеждение даже существует, что если не будет святых, то мир перестанет существовать. Церковь предстательствует за целый мир, более того, богослужение четко связывает Небо с землей. Перед Советами и встала задача произвести нивелировку и свести все на нет. Только служение разрешалось, да и оно все только к требоисправлению сводилось. Если же появлялись такие личности, как архимандрит Вениамин (Милов), о котором я упоминал, это выходило уже за рамки дозволенного. Дух его огнем горел. Потому и изнуряли его. Почему? Он преступник? В чем-то виновен? Нет. Изнуряли его потому именно, что никакой вины за ним и в помине не было. Просто — он святой. Святой же абсолютно недопустим был при советском режиме. Все у Советов только на то направлено было, чтобы христианство к формальности свести, дух угасить. В режиме этом только и держали Церковь. Конечно, нельзя сказать, чтобы от христианства, в советское время пребывавшего в режиме требоисправления, не было никакого проку. Богослужение, как бы и кем бы оно ни совершалось, значимость имеет во всех случаях. Оно есть единение Неба и земли. Молитва, как бы рассеянно и бездушно ни творилась, значимость перед Богом имеет всегда. «Слезинка некая, даже слезинки часть некая» не бывает забыта Богом (из молитвы святого Симеона Нового Богослова перед причащением). Правда, молитва, трепетно творимая перед Живым Богом, Богосыновство дарует, к обоже-нию приближает. Этого нельзя стяжать формальной, холодной, бездушной молитвой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В распоряжении архимандрита Иоанна было двенадцать приходов: шесть в Сирии и шесть в Ливане В распоряжении архимандрита Иоанна было двенадцать приходов: шесть в Сирии и шесть в Ливане. Он служил в Дамаске и Бейруте, в городских и деревенских церквах, бывал на высокопоставленных приемах, общался и с простыми арабскими батюшками. Одно из первых впечатлений архимандрита Иоанна в Дамаске: «Здесь многие архиереи говорят по-русски. Даже не бывший в России епископ Селевкийский Сергий очень умилительно поет “Жил-был у бабушки серенький козлик” и “Дети, в школу собирайтесь”». В его описаниях есть место и юмору, и серьезным наблюдениям: «Церковное пение не имеет никакого сходства с нашим. Это узорчатые восточные мелодии, исполняемые монофонически, а часто просто соло в диапазоне около двух октав. Для непривычного европейского уха это пение кажется очень похожим на мартовскую музыку наших крыш. Только потом замечаешь, что пение имеет строгий ритм, а голоса звучат в совершенном согласии. Пения в службе очень много. Почти вся утреня идет песенно, но продолжается недолго. От 45 до 75 минут. Литургия идет как у нас, с некоторыми отличиями в обрядах и пропуском молитв об оглашенных. Впрочем, может быть, они читаются тайно». Архимандрит Иоанн был крестным внучатого племянника знаменитого митрополита Илии Карама: «Сейчас гостит в Москве митрополит Илия Карам. С ним приехал отец его внучатых племянников, из которых младший является моим крестником. Накупил я им разных подарков: матросский костюмчик, прибор для выжигания и “металлический конструктор”». В Дамаске он прекрасно общался как с местными жителями, так и с советской общиной при посольстве В Дамаске он прекрасно общался как с местными жителями, так и с советской общиной при посольстве. Некоторые из бывших сотрудников приезжали к нему спустя много лет в Ярославль. Время безвозвратно ушло. Но остались запечатленные на бумаге свидетельства тех лет. Они позволяют нам посмотреть на события в стране и Русской Православной Церкви 50-х – 60-х годов ХХ века глазами участника, оценить, что его волновало, казалось наиболее важным, понять горести и радости, отношение к жизни, религиозные, нравственные позиция. А в нашем случае отношение к Богу, Церкви, Родине.

http://pravoslavie.ru/150094.html

В конечном счете от этих намерений отказались, т. к. по состоянию здоровья М. фактически отходил от управления Церковью. В 1959 г. здоровье М. резко ухудшилось, лечился он в Москве. 8 дек. 1959 г. М. подал прошение об уходе на покой. Временным управляющим Польской Церковью был назначен архиеп. Тимофей (Шреттер). 23 апр. 1960 г. М. выехал в Москву на лечение, в течение 2 месяцев находился в больнице им. С. П. Боткина, а оттуда по благословению патриарха отбыл на лечение и отдых в одесский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . В авг. 1960 г. митр. Илия (Карам) вручил М. орден Антиохийского Патриархата святых апостолов Петра и Павла («Гранд Офисье»). Похоронен М. на братском кладбище Успенского мон-ря. Чин погребения возглавили митр. Херсонский и Одесский Борис (Вик) и архиеп. Тимофей (Шреттер). Еп. Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) назвал почившего добрым воином Христовым, «служившим в тех местах, где лжебратия старались и стараются отторгнуть православных людей от Святого Православия» ( Мирошниченко. 1961. С. 57). Ист.: Львовский Церковный Собор: Док-ты и мат-лы, 1946-1981. М., 1982; Власть и Церковь в Вост. Европе, 1944-1953: Док-ты рос. архивов/Ред.: Т. В. Волокитина и др. М., 2009. 2 т.; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 243-246. Соч.: Теопасхитские споры//ТКДА. 1913. Т. 1. 4. С. 529-559 (То же//Киево-Могилянский сб. в честь прот. Д. И. Богдашевского. К., 1913. С. 396-426); Учение св. ап. Павла об оправдании//ТКДА. 1914. Т. 2. 6. С. 151-180; 7/8. С. 311-339 (отд. изд.: К., 1914); Эсхатология св. Григория Нисского: Ист.-догматич. исслед. К., 1914. М., 1999р; Bceчechiшuм отцям деканам, настоятелям св. мohacmыpib i bciм душпастирям napaфiй Льbibcьko-Tephoniльcьkoï Bichuk. Льbib, 1946. 6. С. 3-4; Bceчechiшuм душпастирям, благочестивим ihokaм i bciм biphuм Святоï Православноï Церкви на Льbibщuhi i Tephoniльщuhi: [Piздbяhe послання]//Там же. 1947. 1. С. 3-5; Слово на 1-й день Piздba Христова//Там же. 2. С. 50-51; Bceчechiшuм душпастирям, благочестивим ihokaм i bciм biphuм наших в зaxiдhux областях Украïни//Там же.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

Не встречая сопротивления – красивая сказка росла 418 . И дошла до семьи сержанта Павлова: «Наши ребята видели в Москве афишу, где было на­писано, что, мол, отец Кирилл из Троице-Сергиевой лавры и есть Яков Павлов. Мама моя, Нина Алек­сандровна, от всего этого слегла, ее парализовало», – говорит сын Якова Павлова о последствиях этой, казалось бы, доброй сказки 419 . Так могут калечить сказки, выдаваемые за историческую быль. Самое же главное чудо сороковых годов очевидно и неоспоримо: наша Родина выстояла и победила. Как сказал маршал Язов, – «войну выиграли безбожники, но с помощью Божьей». 373 Цит. по: Каверин Н. Православная мифология конца ХХ века/Благодатный огонь. Приложение к журналу 13, 2005, с. 3. 376 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М. 1999. С. 115; Россия перед Вторым пришествием. (Материалы к очерку Русской эсхатологии). Сост. С. и Т. Фомины. Т. 2. СПб. 1998. С. 259; Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1. М. 1992. С. 17. 377 Из неоднократно переиздававшейся статьи «Чудеса иконы Казанской Божией Матери». См., например: Россия перед вторым пришествием. т. 2. М., 1998, сс. 378 Поволяев В. По местам молитвенных подвигов митрополита Илии/Митрополит Илия (Карам) и Россия. – М., 2005, с.125. 379 Записка Г.Г. Карпова о приеме И. В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви. Публ. в: Одинцов М. И. Русские патриархи ХХ века. М., 1994, сс.283–291. 380 Общеизвестны явления массовых крещений в храмах, открытых на оккупированных территориях. Во время таких крестин в станице Кущевской Кубанской области игумену Георгию на вопрос «Куда вы так спешите?» давали весьма характерный ответ: «Каждый день дорог, батюшка, может раньше, чем прибудет постоянный священник, опять наши придут и опять конец церкви…» (Русское возрождение. Париж. 1982. 18, сс. 113–117). 382 Генерал КГБ Судоплатов говорит, что «неофициальные зондажные просьбы Рузвельта улучшить политическое и правовое положение Православной Церкви, переданные через Гарримана Сталину, очевидно, убедили его пойти навстречу союзникам и вести по отношению к Церкви менее жесткую политику.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как Глава Польской Православной Церкви, митрополит Макарий возглавлял польские делегации, присутствовавшие на различных торжествах Русской Православной Церкви. Кроме Москвы, Ленинграда, Киева, почивший архипастырь часто с любовью посещал Свято-Успенскую патриаршую обитель в Одессе. В августе 1960 года митрополит Илия (Карам) вручил митрополиту Макарию высокую награду Антиохийского Патриархата — орден святых апостолов Петра и Павла («Гранд Офисье»). В 1959 году здоровье владыки Макария резко ухудшилось. В течение двух месяцев он находился на лечении в Москве (в больнице имени Боткина). После этого по благословению Святейшего Патриарха он отбыл на лечение и отдых в столь любимый им Одесский Свято-Успенский монастырь. В 1961 году во время Рождественских праздников вновь наступило резкое ухудшение здоровья владыки. Блаженнейший Макарий стал подготовлять себя к принятию христианской кончины. 2 марта 1961 года, в среду, в 5 часов 5 минут, Блаженнейший митрополит Макарий скончался. В субботу 4 марта 1961 года состоялись его отпевание в соборном храме и погребение на монастырском братском кладбище. В погребении Блаженнейшего митрополита участвовали: архиепископ Белостокский и Гданский Тимофей, архиепископ Ермоген (Голубев), епископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Бельский Василий, епископ Белгород-Днестровский Сергий, епископ Онисифор (Пономарев), наместник монастыря игумен Леонтий (Гудимов), члены делегации Польской Православной Церкви, городское духовенство и братия монастыря. Митрополит Макарий (Оксиюк) вошел в историю Церкви как выдающийся иерарх и не менее выдающийся ученый. По верному замечанию профессора МДА Алексея Ивановича Сидорова, «митрополит Макарий был не только преосвященным, но и просвещенным архиереем». К сожалению, его научный талант не смог раскрыться в полной мере. Тому помешали трагические события отечественной истории минувшего столетия. Однако, светильник не остался под спудом. Господь возвел владыку Макария на поприще высокого архиерейского служения.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В результате Совет по делам РПЦ и Московская Патриархия остановились на более реальной идее – созыве в Москве совещания Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей. Среди задач, стоявших перед будущим Совещанием, было решение вопроса о соединении с монофизитскими церквами – Армяно-Григорианской и сирояковитской, осуждение римокатолического прозелитизма и экуменического движения. 730 Однако решение всех этих вопросов встречало на своем пути достаточно серьезные препятствия, главное из которых представляла позиция Константинопольского Патриархата. Поэтому совещание считало необходимым ограничение прав Константинополя, тем более что Вселенский Престол действительно стал чрезмерно широко толковать свои полномочия. Наконец, в планах будущего совещания было всеправославное осуждение Русской Зарубежной Церкви. В течение всего 1946 г. на заседаниях комиссии по созыву совещания обсуждался вопрос об осуждении «раскола». То, что осуждение митрополитов Анастасия и Феофила может быть отклонено некоторыми Поместными Церквами, прекрасно понимал митрополит Николай (Ярушевич) . Поэтому осуждение зарубежных юрисдикций нуждалось в серьезной канонической подготовке. Доклады на эту тему готовил С. В. Троицкий , некогда апологет, а теперь противник Русской Зарубежной Церкви. 731 Но попытки созвать в Москве Всеправославное совещание также не увенчались успехом. Основной причиной, по которой восточные Церкви отказывались от участия в совещании, стало то, что его созыв планировался в обход Вселенского Престола. Как свидетельствовал митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), посетивший Москву в ноябре того же года, Константинопольская, Александрийская и Иерусалимская Церкви восприняли инициативу Москвы как нарушение прерогатив Вселенского Патриарха и стремление присвоить его права. 732 Такими же аргументами объяснил свое нежелание присутствовать на совещании и архиепископ Кипрский Леонтий. «Московская Патриархия, – писала 1 июля 1947 г. александрийская газета «Фис», – созывая это Всеправославное совещание, игнорирует Вселенскую Патриархию, стоящую во главе всех Православных Церквей. Таким образом, все Церкви окольными путями будут приведены в подчинение советскому Алексию. Но западня эта слишком неуклюже устроена, так что Греческое Православие не попадет в нее». 733

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вполне справедливо в телеграмме соболезнования, которую послал по этому поводу митр. Ювеналий митрополиту Илии (местоблюстителю антиохийского патриаршего престола), новопреставленый патриарх Илия именуется " неутомимым экуменическим тружеником " (ЖМП, 1979, 8). Протоиерей Сергий Казанский – настоятель подворья Московской Патриархии в Бейруте – рассказывал, что Карам завязал связь с папским нунцием по управлению Восточными церквами, у которого он бывает " (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 727. Л. 26). Нунций, о котором идет речь, вскоре стал папой Иоанном XXIII—м. " Итак, у него были хорошие отношения с Римским папой. А отношения с иерархами маронитской и католической Церквей в Ливане? – Он не пропускал ни одной церемонии вступления в сан маронитского митрополита. Я видел, как он вместе с маронитским митрополитом и его коллегами клал руку на Евангелие над головой нового митрополита. После смерти митрополита Илии мы обнаружили в его бумагах переписку с Римским папой " . Старейший петербургский протоиерей Василий Ермаков, вспоминая приезд митроп. Илии в Ленинград, не находит иного слова как " проходимец, собиравший и увозивший русское национальное достояние " . В отчете председателю Отдела внешних церковных сношений митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову) настоятеля Подворья Московского Патриархата в Бейруте и заместителя Представителя Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока протоиерея Иакова Ильича, составленного в мае 1969 г., говорится: " После смерти митрополита Илии Карама была создана специальная комиссия для разбора личных вещей покойного. Означенная комиссия обнаружила в шкафах спальни митрополита Илии 600 икон разного письма, многие из них представляют большую ценность. Предполагается устроить в его родном городе Бхамдуне музей иконографии имени митрополита Илии Карама. Также найдено 1000 золотых монет и много тысяч ливанских фунтов наличными, помимо солидного счета в банке " . Апологеты митрополита Илии как подвижника говорят, что он собирал иконы для раздачи ливанским храмам. Однако, и по его смерти в его доме обрелась " коллекция орденов, церковной одежды и утвари " , причем «в его коллекции хранилось не меньше 1800 предметов – икон, цепочек, крестов» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010