Его можно назвать умелым дипломатом – если под этим понимать умение подлаживаться под обстоятельства и политические режимы. В 1947 году митрополит Илия посетил мавзолей Ленина, а 16 ноября говорил самые теплые слова о Сталине – «Мы, православные, живущие на Востоке, твердо верим и знаем, что русский народ, сплотившись вокруг своих вождей и под верховным водительством мудрого и любимого Иосифа Виссарионовича Сталина, достиг и достигнет небывалого еще в мировой истории могущества и расцвета… Мы твердо верим, что ваша Святая Церковь наслаждается полным миром и спокойствием, с каждым днем развивая все более и более свою многополезную деятельность на церковно-общественной ниве. И все это она может делать, благодаря чуткому, внимательному отношению к ней со стороны Советского правительства» 405 . И что – считать такие слова словами «избранника Божия»? Понятно, что человек со столь гибким языком не мог остаться в стороне от экуменического проекта. На московском совещании 1948 года «митрополит Илия был, как всегда, лидером прогрессивного крыла, поборником диалога» 406 . «Он первым начал трудиться на ниве сближения между православной и другими общинами. Помню, при участии трижды милостивого митрополита Ильяса аль-Хури, маронитского пастыря Антельяса и Кипра, мы организовали молитвенную неделю в Айн-ар-Раммане и Антельясе, где проводились широкие дискуссии и устраивались общие молитвы» 407 . Вполне справедливо в телеграмме соболезнования, которую послал по этому поводу митр. Ювеналий митрополиту Илии (местоблюстителю антиохийского патриаршего престола), новопреставленый патриарх Илия именуется «неутомимым экуменическим тружеником» (ЖМП, 1979, 8). Протоиерей Сергий Казанский – настоятель подворья Московской Патриархии в Бейруте – рассказывал, что Карам завязал связь с папским нунцием по управлению Восточными церквами, у которого он бывает» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 727. Л. 26). Нунций, о котором идет речь, вскоре стал папой Иоанном XXIII-м. «Итак, у него были хорошие отношения с Римским папой.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Несмотря на ослабление русско-араб. связей после Октябрьской революции 1917 г. в России, контакты между РПЦ и АПЦ продолжались, как сохранялось и дружественное отношение правосл. арабов к русским. Многие епископы АПЦ, осуждая атеистическое советское правительство, склонялись к прозап. ориентации. Однако немало иерархов сохраняли симпатии к России (в то время треть епископата АПЦ составляли выпускники рус. духовных учебных заведений) и с недоверием относились к Западу, к-рый в прошлом был для православных источником больших нестроений. Особенно важной для Русской Церкви была поддержка со стороны АПЦ в период борьбы с обновленческим расколом в РПЦ (см. Обновленчество ). Патриарх Александр III, в свое время учившийся в КДА и свободно говоривший по-русски, в год начала Великой Отечественной войны обратился к христианам всего мира с просьбой о поддержке России и ее народа. Во время второй мировой войны была провозглашена независимость Сирии и Ливана, установивших дипломатические отношения с СССР. АПЦ также активно поддерживала контакты с РПЦ и Советским Союзом. 17 июля 1948 г. в Москве вновь открылось закрытое в 1929 г. Антиохийское подворье, разместившееся в храмах св. арх. Гавриила и вмч. Феодора Стратилата в Телеграфном (ныне Архангельском) пер. (первый настоятель - архим. Василий (Самаха) , с 1955 еп. Сергиопольский). В 50-х гг. ХХ в. Патриарх Александр III деятельно поддерживал позицию РПЦ в ее усилиях по преодолению «холодной войны». Впосл. он 4 раза посещал Москву, где участвовал в интронизации Патриарха Алексия I (1945) и праздновании 40-летия восстановления Патриаршества (1958), поклонялся рус. святыням, встречался с иерархами РПЦ и советским руководством. В свою очередь Святейший Патриарх Алексий I в июне 1945 г. во время путешествия на Восток в сопровождении Антиохийского Патриарха посетил Бейрут и Дамаск. Неск. раз приезжал в СССР по приглашению Патриарха Алексия I и Илия Карам , митр. Гор Ливанских. Во время 1-й поездки (нояб.-дек. 1947) он посетил Москву, Ленинград (где возложил изготовленную в Ливане священную корону на Казанскую икону Божией Матери), Киев и Одессу. С возрождением Русской Церкви митр. Илия связывал судьбу вселенского Православия, неоднократно называя в своих проповедях рус. народ «любимым народом Господа», а Россию - «домом Пресвятой Богородицы». С именем митр. Илии связано предание о чудесном заступничестве Богородицы за Россию в годы войны с фашизмом. Посещали СССР и мн. др. иерархи АПЦ, в т. ч. митр. Бейрутский Илия Салиби .

http://pravenc.ru/text/115764.html

Добрые люди помогали и в дороге, и на месте - соорудили им землянку, приютили. Крест этот мать хранила у себя, а в 1977 году, предчувствуя кончину, передала своему сыну, в то время уже епископу Максиму. И владыка не расставался с этой семейной святыней. После кончины владыки Крест установлен на Горнем месте в Царском приделе Св. Никольского женского монастыря. С 1937 года Борис учился в средней школе, посещал храм, в котором служил иеромонах со Св. Афона Петр Сеньков, сосланный в Сибирь. Борис помогал ему в качестве чтеца, прислуживал в алтаре. По окончании школы Борис с рекомендательным письмом отца Петра поехал поступать в Ленинградскую семинарию и был зачислен в нее в 1947 году. В ноябре того же года Ленинград посетил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), который молился во время войны за спасение России. А по окончании войны митрополит Илия был приглашен в Москву, где он был тепло встречен властью и народом. Он пожелал поехать в Ленинград, чтобы возложить привезенный им венец на Казанскую икону Божией Матери во Владимирском Соборе. Во время Литургии семинаристу Борису было поручено держать митру митрополита Илии на специальном подносе. Но когда служба закончилась, Бориса оттеснили, и он не смог войти в Алтарь, а когда вошёл в него, то владыки уже ушли в Митрополичий дом. Тогда Борис прошёл через весь Невский проспект к Митрополичьему дому, а войдя, поклонился митрополиту и со слезами рассказал о происшедшем. Владыка Илия призвал Бориса к себе, взял митру, снял с себя одну из Панагий, благословил ею Бориса, надел на него и сказал по-русски: «Храни, она тебе пригодится». Перекрестил Бориса и поцеловал в голову. Во время учёбы в семинарии Борис жил в одной комнате с Иоанном Снычёвым (с 1990 года - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, †2 ноября 1995 г.). В ночь с 13 на 14 августа 1949 года Борис проснулся от сильного грома, увидел на небе Крест и услышал голос: «Не будете яко дети - не внидите [не войдете — Н.Л.] в Царствие Небесное». Это повторилось три раза. Борис разбудил Иоанна и спросил: «Ты слышишь гром?». Но тот ничего не слышал, и Борис рассказал ему о виденном и слышанном. Иоанн сообщил о знамении митрополиту Григорию, а тот, побеседовав с Борисом и отправив его домой на совет к его старцу иеромонаху Петру, благословил принять монашество. Совершил постриг семинариста Бориса митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцев) 25 августа 1949 года за Всенощной. Это был день памяти преподобного Максима Исповедника, и Владыка дал постригаемому имя Максим в честь преподобного. По монастырскому чину, новопостриженный пребывал в храме 5 дней и 5 ночей, упражняясь в молитве.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/24/pamyat...

- Мне достаточно даже вашего рассказа, отец Владимир: я вижу, как вы это говорите!.. - Я просто это пережил! Мне-то нечего было «перерождаться», я жил рядом со своим архиереем, я знал, как он живет! Но еще я знал и это: «вот так только, Господи, можно говорить с церковного амвона!», «вот так можно потрясать людские сердца!» И уверен, что святые апостолы только так и потрясали сердца верных, только так и перерождали их. Если они говорили о Христе, то они говорили: «Вот Он!» Они Его так ощущали - и так передавали свое ощущение Бога. Так и владыка Илия (Карам) передавал присутствие Божией Матери, которое он опытно ощутил в своей жизни. Поэтому не могу я выдерживать такой хулы, которая сейчас порой высказывается в отношении митрополита Гор Ливанских Илии: так, как он проповедовал, может проповедовать только пророк или уже святой! С протоиереем Владимиром Тимаковым беседовал Николай Бульчук Православие.Ru Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/9/mit...

Владыка Илия был бесконечно предан Пресвятой Богородице и собирал иконы с Ее изображением. Приведу случай, произошедший на торжествах в честь 25-летнего юбилея хиротонии приснопамятного высокопреосвященного Илии (Салиби; 1881–1977), митрополита Бейрутского. На приеме присутствовал представитель приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия I (1877–1970), который передал хозяину праздника подарок предстоятеля Русской Православной Церкви – икону Господа нашего Иисуса Христа. В момент вручения образа известный ливанский журналист Гассан Туэйни воскликнул: «Спрячьте икону, пока ее не увидел митрополит Илия (Карам)!» Реакция владыки была мгновенной: «Если бы это была икона Богородицы, вы бы ее больше не увидели!» О митрополите Илии ходит масса историй. Их хватило бы на целую книгу. – Как вы чувствуете себя в Мексике? В каких странах Латинской Америки вам довелось побывать? – Мексика – моя вторая родина: здесь я прожил дольше, чем в моей родной стране – Ливане. Я чувствую себя мексиканцем больше любого другого мексиканца. За годы служения здесь я объездил весь Американский континент – от Канады до Аргентины. – С какого времени в Мексике существует православная арабская диаспора? В каких сферах работают ваши прихожане? – Арабская, или антиохийская, колония образовалась в Мексике в 80-х годах XIX века, а может быть, и раньше. Ее численность достигает 50 тысяч человек. Мы потеряли многих духовных чад в силу некоторых предрассудков, а также того, что у нас, в отличие от католической церкви, нет своих школ и других общественных учреждений. Большая часть диаспоры нашла себе применение в промышленности и торговле. В нашем сообществе есть также врачи, юристы, инженеры и преподаватели. – Какие события в истории архиепархии Мексики, Венесуэлы, Центральной Америки и Карибов Антиохийского Патриархата вы считаете самыми важными? – Первое событие, которое следует выделить, – приезд в конце XIX века в Мексику иеромонаха Симона (Иссы), взявшего под свою духовную опеку антиохийскую общину. Чтобы заработать на жизнь, отцу Симону приходилось трудиться на производстве сыра и торговать им.

http://pravoslavie.ru/34132.html

Он без устали восстанавливал храмы Божии, разрушенные богоборцами, и строил новые. Он обличал великую ложь экуменизма, всевозможных уний и антихристианскую, антихристову сущность глобализма. Он был благородным, высокоэрудированным человеком, хорошо знал мировую историю и ее духовный смысл. Он был истинным патриотом единой Святой Руси и внес достойный вклад в дело освобождения ее от ига богоборческого и " демократического " . Он рукоположил и воспитал много священнослужителей для окормления ищущих спасения православных христиан. Он душу свою полагал за паству, без устали проповедовал, учил, вразумлял, наказывал, утешал, укреплял. Он врачевал наши души, обремененные грехами и измученные болезнями. Он уклонялся от зла и творил добро. Однако почему " был " , " учил " , " наставлял " , " врачевал " ? Архиепископ Максим и после своей праведной кончины продолжает учить, наставлять, исцелять, чем убеждает нас в неоспоримости духовной истины, что у Бога все живы, что " приблизилось Царство Небесное " (Мф. 3:2). Краткие сведения из жизни Владыки Максима(1) Высокопреосвященный архиепископ Максим родился 25.12.1928 г. в Башкирии в семье благочестивых христиан Иоанна и Татьяны (в монашестве Агнии). Рано лишившись отца, который мученически погиб на Беломорканале, 5-летний отрок Борис вместе с матерью и братьями были сосланы в Сибирь. Даже взять на дорогу хлеба детям сопровождающие не позволили, а когда мать попросила разрешения взять Крест, привезенный из Иерусалима, они разбили его на части и бросили в мешок, который понесла на своих плечах страдалица-мать. Крест этот мать хранила у себя, переезжая с места на место, а в 1977 г., перед кончиной передала Крест своему сыну епископу Максиму. Владыка привёз семейную святыню в Омск, а в 1989 году и в Могилев. Крест недавно перенесен в храм Преподобного Онуфрия Великого, что в Свято-Никольском монастыре, и верующие имеют возможность приложиться к этой большой святыне. В 1947 г. Борис был зачислен в Семинарию. А в ноябре того же года Ленинг рад посетил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам)(2), который молился во время Великой Отечественной войны за спасение России. По окончании литургии Владыка Илия снял с себя одну из панагий (небольшую круглую икону Божией Матери - знак архиерейского достоинства), благословил ею Бориса и сказал: " Храни, она тебе пригодится " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

В августе 1954 г. в составе делегации Антиохийской Церкви в Москву приехал митрополит Илия (Карам), которого Христофор II уполномочил вести переговоры о подворье Александрийского Патриархата в СССР. Владыка Илия привез соответствующее письмо Христофора II и высшую награду Александрийской Церкви орден св. ап. Марка с голубой лентой для Патриарха Алексия I. Относительно ситуации в Александрии митрополит сообщил: «Патриарх Христофор лично с симпатией относится к Русской Церкви и к России, но встречает противодействие со стороны членов Синода, которые все против него… [Антиохийский] Патриарх Александр находит, что желательно в интересах привлечения патриарха Христофора на нашу сторону и для прекращения его постоянных сетований на то, что у Антиохийского п[атриар]ха имеется подворье в Москве, дать и ему подворье» . 10 сентября Предстоятель Русской Церкви передал митрополиту Илие драгоценную панагию для Христофора II и сопроводительное письмо, в котором отметил: «Вопрос, возбужденный Вашим Блаженством о подворье для Александрийской Церкви в нашей Стране мы с нашим Священным Синодом тщательно обсудим и в свое время дадим Вам ответ» . Интересно, что когда приезжавший в августе 1954 г. в СССР глава Эфиопско-Коптской Церкви архиепископ Мар-Лукос просил о присоединении ее к Русской Православной Церкви, ему порекомендовали обратиться к Александрийскому Патриарху и заверили в своей поддержке . Весной 1955 г. стал готовиться визит Патриарха Христофора II в СССР. 9 мая Совет Министров принял решение выделить ему 5 тыс. египетских фунтов и передать храм в Одессе в качестве подворья с тем, чтобы ежегодные доходы в пользу Патриарха составляли 10-15 тыс. долларов . При этом митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) хотел предоставить под подворье бывший греческий храм св. Димитрия Солунского в Ленинграде (и таким образом спасти ее от сноса). Так в отчетно-информационном докладе Ленинградского уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви А. И. Кушнарева от 23 июля 1955 г. говорилось: «Митрополит Григорий сообщил мне, что когда он был у патриарха Алексия в Одессе и узнал от последнего, что на территории Советского Союза предоставляется Александрийской патриархии подворье, то он (митрополит Григорий) рекомендовал патриарху Алексию использовать для этой цели помещение быв. Греческой церкви (Сталинградский проспект — бывший Лиговский). На очередном приеме митрополит Григорий, просил меня выяснить, кем и под какие цели занято это здание в настоящее время.

http://bogoslov.ru/article/6172710

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ИЕРУСАЛИМ в честь Успения Пресв. Богородицы женский действующий мон-рь, принадлежит Фиванской и Ливадийской митрополии Элладской Православной Церкви ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИКОСИФИНИССА [Косиница], мон-рь жен., действующий, принадлежит Драмской митрополии Элладской Православной Церкви ИЛАРИОН свт. (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви, католикос Картли (Мцхетский) (50-е гг. IX в.) ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИЛАРИОН (Огиенко Иван Иванович; 1882 - 1972), укр. церковный и политический деятель, митр., предстоятель автокефалистской Украинской греко-православной Церкви в Канаде; историк Церкви ИЛАРИОН (Цонев Димитр Драганов; 1913 - 2009), митр. Доростольский и Червенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи ИЛАРИОН НОВЫЙ ДАЛМАТСКИЙ (770-775/6 - 845), игум. Далматского мон-ря в К-поле, архим. (экзарх) к-польских монастырей, прп. исп. (пам. 6 июня) ИЛАРИОНА МОГЛЕНСКОГО МОНАСТЫРЬ жен., действующий, принадлежит Эдесской, Пелльской и Алмопийской митрополии Элладской Православной Церкви ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Никопольской и Превезской митрополии Элладской Православной Церкви ИЛИЯ (Карам) (1903 - 1969), митр. Гор Ливанских (офиц.: Библа и Ботриса (Джубайля и Эль-Батруна); Антиохийская Православная Церковь) ИЛИЯ (Миньятис) [устар. Миниатис, Минятий] (1669 - 1714), еп. Керницкий и Калавритский (с 1710), известный греч. проповедник

http://pravenc.ru/rubrics/121368_27.html

Важнейшее условие решения палестинской проблемы – единство палестинцев. До тех пор пока они разделены, решения не будет. Им я это говорил не раз. То же самое касается и ливанцев. В ходе последней войны, хвала Господу, ливанцы дали пример такого единства и народной солидарности. У нас избран прекрасный президент, снова работает парламент, у нас вся жизнь возвращается в нормальное состояние. Наши братья палестинцы должны последовать нашему примеру. — Следы той войны сгладились? Израиль говорит, что никаких особенных бомбардировок не было, детей убитых не было. — Не было убитых детей? Дети моих соседей убиты, моих прихожан. Пока они бомбили Газу, каждый день мир видел все новые и новые детские бездыханные тела. После войны 2006 года в Ливане были найдены миллионы фосфорных бомб. Они повсюду. Мы не можем ходить по своей земле. Они отравили наши пашни, оливковые рощи, сады и леса. То же самое они сделали с Газой. Они используют запрещенные снаряды не в первый раз. Мы и палестинцы знаем правду о войне. Нас не обмануть. Проблема в том, что люди за границей мало слышат эту правду. — В России существует поверье, что митрополит гор Ливанских Илия во время Великой Отечественной войны написал письмо и направил его Сталину. В этом письме он заклинал Сталина прекратить гонения на церковь. Это благочестивая легенда? — Это сущая правда. Митрополит Илия Карам – мой предшественник, очень известный архиерей в Ливане, он управлял той же епархией. Он действительно обратился к Сталину. После войны в Москве было вновь открыто представительство Антиохийской церкви. Ныне его возглавляет уважаемый в Москве епископ Нифонт. Я бы хотел выразить глубокую признательность патриарху Кириллу и другим представителям Русской православной церкви. Нам оказана большая честь присутствовать в Москве на таком важном акте. Патриарх уделил большое внимание нашим проблемам, боли нашего народа и наших братьев. Мы много говорили, и патриарх в ответном слове подчеркнул его особое внимание к нашей земле. Он упомянул и обо всем том, о чем мы с вами говорили: о палестинской проблеме, о людях Ливана, а также и об Ираке. Он сказал, что молится о нас. Мы благодарны его святейшеству.

http://pravmir.ru/svyataya-zemlya-eto-ne...

14 нояб.- 11 дек. 1947 г. И. по приглашению Патриарха Алексия I посетил СССР в сопровождении архим. Василия (Самахи), хорошо знавшего рус. язык. Во время визита И. служил в храмах Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы. В ходе визита было принято решение о возрождении Антиохийского подворья в Москве (действовало в 1848-1929; вновь открыто при храмах арх. Гавриила и вмч. Феодора Стратилата, Телеграфный (ныне Архангельский) пер., д. 15а). Впосл. И. посещал СССР в составе делегаций Антиохийской Церкви для участия в праздновании 500-летия автокефалии РПЦ (июль 1948), по случаю 100-летнего юбилея Антиохийского подворья в Москве (авг.-сент. 1954), в связи с участием в хиротонии архим. Никодима (Ротова) во епископа Подольского в Троицком соборе ТСЛ (июнь-авг. 1960; ЖМП. 1960. 8. С. 15-17). В 1959 г. он был награжден орденом св. кн. Владимира 1-й степени. В кон. 1960 г. Патриарх Алексий I во время поездки по Ближ. Востоку встречался с И. в Ливане. В 1963 г. И. посетил Псков и Псково-Печерский мон-рь, в 1968 г. участвовал в праздновании 50-летия восстановления Патриаршества в РПЦ. И. вел переписку с Патриархом Алексием I и с рядом священнослужителей РПЦ. При содействии И. мн. ливанские студенты были отправлены на учебу в СССР. И. был похоронен в храме г. Бхамдун. Во время начавшейся в 1975 г. в Ливане гражданской войны храм был взорван. Останки И. перенесли в домовую церковь; в нач. XXI в., после восстановления храма, освященного в честь Преображения Господня, они были возвращены на место первоначального захоронения. Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 66; Д. 285. Л. 92; Д. 414. Л. 1-2, 6-13, 18-19, 57-58; Д. 722. Л. 30-32, 141-144; Д. 844. Л. 24-25; АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 30. Л. 43-48; АВП РФ. Ф. 07. Оп. 21. П. 7. Д. 86. Л. 24-27. Ист.: Илия (Карам), митр. Письмо его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию//ЖМП. 1954. 12. С. 7; Беседа сотрудника «Журнала Московской Патриархии» с митр. Гор Ливанских Илией//Там же. 1960. 8. С. 18-20; Власть и Церковь в Вост. Европе (1944-1953): Док-ты рос. архивов. М., 2009. Т. 1: 1944-1948. С. 612-614, 728.

http://pravenc.ru/text/389363.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010