Затем вспомним, на те же годы приходится удар ждановской компании по Анне Ахматовой, по росткам русской православной культуры в Советском Союзе. И тогда на предложение поверить в сталинское покаяние придется ответить словами Честертоновского отца Брауна: " Я могу поверить в невозможное, но не в невероятное " . Вот так же невероятна положительная реакция Сталина на видения арабского митрополита… Митрополит Ливанский Илия (Карам) действительно существовал (правда, он никогда не был антиохийским патриархом, за которого его выдает прот. Василий Швец. Патриарх Илия IV, скончавшийся в 1979 году, носил фамилию Муадуад ). Илия (Карам) действительно приезжал в Москву в 1947 году . Действительно ему делали бесценные подарки (ему дарили иконы XIV века!), но никакой Сталинской премии присуждено ему не было (единственный священнослужитель, удостоенный этой премии – хирург и Симферопольский архиепископ Лука Войно—Ясенецкий). Подарки же – и денежные, и в виде предметов церковной русской старины – делались в те годы всем знатным церковно—иностранным гостям. Письменно зафиксированных рассказов митр. Илии об этих событиях также нет. Архивист, желающий придать правдоподобность этой сказке, все же вынужден признать: " К сожалению, эти письма (м. Илии – Сталину), пока не найдены " . Журналист, не поленившийся съездить в Ливан для собирания сведений о митрополите Илии, пишет, что «личный секретарь митрополита Илии – Мату Ассад – за 10 лет работы с владыкой не слышал от него рассказов об истории с молитвой, о письме к Сталину. Хотя о двух поездках в Россию митрополит рассказывал» . О том, что никакой встречи митр. Илии со Сталиным не было, свидетельствует и история с барельефом И. В. Сталина, сведения о котором сохранились в нескольких письмах 1948 г. Патриарха Алексия Г. Г. Карпову и его заместителю С. К. Арапову: 10 января 1948 г. Патриарх Алексий писал Г. Г. Карпову: " Меня несколько смущает следующее обстоятельство: как—то неудобно, что барельеф И[осифа] Вис[сарионовича] на Ливанском кедре до сего времени не передан по назначению, между тем как прошло уже без малого 4 недели со дня отъезда м[итрополита] Ильи Карама. Как поступить с этим делом? " . 4 марта: «Глубокоуважаемый Сергей Константинович […] Я все еще не писал Караму о судьбе его подношения И[осифу] В[иссарионович]у. А между тем мы условились с ним, что я ему пришлю т[елегра]мму о том, что его барельеф вручен по назначению, и он конечно ждет благодарности от И[осифа] В[иссарионовича]. Конечно, он имеет намерение эту телеграмму использовать в духе его заявлений или интервью. И вот, он, бедный, ждет этой телеграммы и всё ее не получает… Очень бы желательно мне с этим развязаться поскорее» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Сталин сделал неожиданный шаг: разрешил провести выборы Патриарха Русской Православной Церкви» (Судоплатов П. Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля. М., 1997, с. 191). 383 Поволяев В. По местам молитвенных подвигов митрополита Илии/Митрополит Илия (Карам) и Россия. – М., 2005, с.126. 386 Посетители кремлевского кабинета И. В. Сталина. Журналы (тетради) записи лиц, принятых первым генсеком. 1924–1953 гг./Исторический архив. 1994. 6; 1995. 2–6; 1996. 2–6; 1997. 1; 1998. 4. 387 Впрочем, и с 1947 по 1 июня 1948 года в СССР было арестовано 679 священников. См. Назаров М. В. Так не заслужить Божию помощь в борьбе за Россию. «Русский патриотизм» О. А. Платонова/Радонеж. М., 2003, 4). 389 И он, впрочем, не был полным. В 1941 году было расстреляно 1900 «церковников», в 1943-м – 500. М. Назаров, приводя эти данные, говорит: «цифры уменьшались, ибо духовенства на свободе тогда уже почти не осталось» (Назаров М. В. Так не заслужить Божию помощь в борьбе за Россию. «Русский патриотизм» О. А. Платонова/Радонеж. М., 2003, 4). 391 Владимир Махнач. Историко-культурное введение в политологию. Лекция 10. Империи в мировой истории. http://ww.netda.ru/belka/texty/mahnach/10.htm 392 Честертон Г. К. Проклятие золотого креста/Избранные произведения в 5 томах. т.2. М., 1994, с.111. 394 В интересующем нас апокрифе говорится: «Утром 9 ноября митрополит Илия служил Литургию в кафедральном Никольском соборе. В храме на солее стояли члены правительства. Мы насчитали 42 человека… На Московском вокзале его сопровождал Косыгин…» На самом деле м. Илия прилетел в Россию 14 ноября (ЖМП. 1948, с. 45). В Ленинград он приехал 25 ноября. ЖМП с охотой упоминает всех официальных лиц (включая председателей райисполкомов), если они хоть как-то прикоснулись с церковной жизнью. Никаких Косыгиных и «Членов правительства» в отчетах ЖМП не фигурирует. Это уже «бабушкин телефон» – переводчиков и шпиков за министров принимать. 396 Поволяев В. По местам молитвенных подвигов митрополита Илии/Митрополит Илия (Карам) и Россия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В том числе и искусственность нарезки территории. Антиправославной оказалась политика Венгерского коммунистического правительства, что все давно забыли. Казалось бы, там православных мало, это католическая земля, а вот посмотрите. По соглашению церковных кругов Венгрии с венгерским режимом Кадора в государстве было оставлено десять религиозных школ, остальные сделаны атеистическими. Из этих школ восемь были римско-католическими, одна реформатская, одна иудейская гимназии. А ведь православные в Венгрии есть! Чем же реформаты и иудеи оказались выше православных? Если бы в этой ситуации последовал бы хотя бы тихий голос из Кремля, такая школа была бы». Затем вспомним, на те же годы приходится удар ждановской компании по Анне Ахматовой, по росткам русской православной культуры в Советском Союзе. И тогда на предложение поверить в сталинское покаяние придется ответить словами Честертоновского отца Брауна: «Я могу поверить в невозможное, но не в невероятное» 392 . Вот так же невероятна положительная реакция Сталина на видения арабского митрополита… Митрополит Ливанский Илия (Карам) действительно существовал (правда, он никогда не был антиохийским патриархом, за которого его выдает прот. Василий Швец. Патриарх Илия IV, скончавшийся в 1979 году, носил фамилию Муадуад 393 ). Илия (Карам) действительно приезжал в Москву в 1947 году 394 . Действительно ему делали бесценные подарки (ему дарили иконы XIV века!), но никакой Сталинской премии присуждено ему не было (единственный священнослужитель, удостоенный этой премии – хирург и Симферопольский архиепископ Лука Войно-Ясенецкий) . Подарки же – и денежные, и в виде предметов церковной русской старины – делались в те годы всем знатным церковно-иностранным гостям. Письменно зафиксированных рассказов митр. Илии об этих событиях также нет. Архивист, желающий придать правдоподобность этой сказке, все же вынужден признать: «К сожалению, эти письма (м. Илии – Сталину), пока не найдены» 395 . Журналист, не поленившийся съездить в Ливан для собирания сведений о митрополите Илии, пишет, что «личный секретарь митрополита Илии – Мату Ассад – за 10 лет работы с владыкой не слышал от него рассказов об истории с молитвой, о письме к Сталину.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона " Великая Победа " - лжеикона? Когда в российских монастырях, в частности в Дивеево, стали активно пропагандировать икону «Воскресающая Русь», появились официальные заявления, в которых подробно разъяснялось неканоничность образа. Так, патриарх Алексий II на Архиерейском Соборе 4 октября 2004 года заявил: «Отмечу участившиеся случаи самочинного книгоиздания и неканонического «иконотворчества» (например, иконы Богородицы «Воскрешающая Русь», «Дары дающая», иконы Григория Распутина, Ивана Грозного и литература, посвященная им)». С тех пор здравомыслящие люди относят икону «Воскресающая Русь» к разряду лжеикон. Об иконе «Великая Победа» пока официальных заявлений нет. Пока. Так что попробуем разобраться сами. В основу сюжета иконы положен давно развенчанный миф о якобы видении Богородицы митрополиту Гор Ливанских Илие. Абсолютному большинству православных известна эта история, так что смысла на ней подробно останавливаться нет. Можно найти расследование, проведённой диаконом Кураевым (подробно здесь: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=283938.0). К диакону Кураеву отношение среди православных неоднозначное, но нужно отдать должное расследование он провёл тщательно и объективно. Самая же главная неправда вытекает от незнания авторов байки истории Великой Отечественной войны, иначе бы они знали, что битву под Москвой советские войска выиграли вовсе не потому, что Сталин по просьбе Богородицы, переданной ему митрополитом, открыл храмы, монастыри, духовные семинарии. Как известно всё это со скрипом началось претворяться в жизнь с сентября 1943 года, а битва под Москвой была зимой 1941-42 годов. Забавно, что митрополит Илия Карам во время своих послевоенных приездов в Москву ни разу даже не заикнулся о видении ему Божией Матери. И не потому, что скромничал, а потому, что миф этот родился уже после его кончины. Сам же митрополит оставил после себя воспоминания отнюдь не великого молитвенника (кому интересно, пусть найдёт в «Википедии», раздел «Илия (Карам)»). В любом случае, миф этот сочинили явные русофобы – молитвы миллионов русских людей и подвижников ничего не стоят по сравнению с молитвой одного иностранца. Таким образом в канонически исполненную икону была заложена первая и явная ложь. Вторая ложь не так явная.

http://pravicon.com/info-3779

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Илия (Карам), митр. Гор Ливанских. Фотография. 5 сент. 1954 г. (Карам) (8.05 (или 20.07). 1903, Бхамдун, Ливан - 11.04.1969, Эль-Хадат, близ Бейрута), митр. Гор Ливанских (офиц.: Библа и Ботриса (Джубайля и Эль-Батруна); Антиохийская Православная Церковь). Мирское имя Салим Насыф Карам; его отец Насыф был торговцем, владел каменоломней. В 1913 г. И. окончил начальную школу, где изучал араб. и франц. языки. Время принятия И. монашеского пострига неизвестно. В 1918 г. Антиохийский Патриарх Григорий IV (Хаддад) поставил И. в иподиаконы. В 1921-1923 гг. И. обучался в ДС при мон-ре Баламанд . 5 авг. 1923 г. в Дамаске рукоположен во диакона Патриархом Григорием IV; в дек. 1923 г. по просьбе Бейрутского митр. Герасима (Масарры) назначен его помощником. 6 авг. 1926 г. возведен в сан архидиакона Бейрутской епархии. 2 апр. 1930 г. рукоположен во иерея с возведением в сан архимандрита. 13 янв. 1935 г. хиротонисан во митрополита Библа и Ботриса. И. активно участвовал в развитии международных контактов Антиохийской Церкви, был близко знаком с иерархами правосл. Церквей и др. христ. конфессий, в т. ч. с папским нунцием в Германии Э. Пачелли (впосл. папа Пий XII ), с главами гос-в (кор. Греции Георгием II, кор. Югославии Марией, Президентом Аргентины Х. Д. Пероном). И. представлял к церковным наградам от имени Антиохийской, Александрийской и Иерусалимской Православных Церквей. Долгие годы И. поддерживал связи с рус. эмиграцией в Ливане, Палестине, Югославии и др. странах. В 1935 г. присутствовал в Белграде на торжествах по случаю 50-летия священнослужения митр. Антония (Храповицкого) . В Ливане при участии И. были построены и отреставрированы мн. храмы. C именем И. связано предание о явлении ему Пресв. Богородицы в Ливане после начала Великой Отечественной войны и о Ее пророчестве о победе России и возрождении РПЦ. Предание получило распространение в России в 90-х гг. XX в., после издания статьи прот. Василия Швеца «О чудесах Казанской иконы Богоматери» (Россия перед Вторым пришествием: Пророчества рус. святых/Сост.: С. В. Фомин. М., 19942. С. 295-303). Достоверных подтверждений предания в документах, современных этому событию, не обнаружено. Нет сведений о прямых контактах И. с советским правительством и РПЦ до 1947 г.

http://pravenc.ru/text/389363.html

Конечно, приступая к продвижению идеи изменения статуса Московского Патриархата, в руководстве нашей страны хорошо понимали, что Восточные Церкви исторически всегда были ориентированы на куплю-продажу. Потому определенные расходы на эти цели были предусмотрены. Однако таких сумм, которые были в результате обозначены, мы после тяжелейшей войны позволить себе не могли. И наоборот, разжиревшие на военных заказах Штаты быстро и не скрываясь, перекупили церковных лидеров, с которыми как раз в интересах России вел переговоры преданный нам митрополит Гор Ливанских Илия (Карам). Митрополит Илия (Карам) Мы хорошо понимаем, что под двойным сопротивлением врагов внешних и внутренних «соратников по партии» руки у Сталина были во многом связаны. Не говоря уж о том, как на его здоровье сказался страшный груз войны, донесенный им на своих плечах до Победы. Однако и то, что он смог свершить вопреки буквально всему, продолжает вызывать почтительный пиетет. Величие дел нашего «Удерживающего» особенно оттеняет низость, ничтожество и мерзость людишек, до сих из подворотен большинства СМИ продолжающих поносить великое имя. И все же в День Победы мы вновь и вновь вспомним нашего Верховного Главнокомандующего и отдадим ему честь. О его военных заслугах и талантах − отдельный рассказ. Иванов И.С. Очерки истории Министерства иностранных дел России. 1802–2002. В 3 т. М., 2002. Т. 2. С. 509. См.: Mark E. The War Scare of 1946 and Its Consequences//Diplomatic History. 1997. Vol. 21. P. 385. Платон (Игумнов), архимандрит. Посещение Святейшим Патриархом Алексием I Святой Земли в мае 1945 года//Богословские труды. М., 1999. 35 (БТ). С. 60/ Из указаний Сталина МИД СССР. Цит. по: Окороков А.В. Война за независимость. 1936–1948 гг.//Секретные войны Советского Союза. М.: «Эксмо», 2008/ Антоний (Марченко), архиепископ. Мои впечатления при возвращении на Родину//Журнал Московской Патриархии. М., 1946. 9. С. 55. Каррер д’А.Э. Евразийская империя. История Российской империи с 1552 г. до наших дней. -, М.: «Российская политическая энциклопедия», 2010. С. 132.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/11/...

Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах — преподобный, память празднуется 19 декабря (1 января). По преданию отождествляется с героем русских былин. Илия Пророк библ. — один из самых почитаемых на Руси святых. Митрополит Питирим всегда подчеркивал, что первый на Руси храм был храм Ильи Пророка (упоминается в Лаврентьевской летописи в повествовании и договоре с греками 944 г.). Илия (Карам) — митрополит Гор Ливанских (Антиохийский патриархат). В настоящее время широко распространена легенда о том, что в начале Великой Отечественной войны митрополит Гор Ливанских Илия ушел в затвор, и, наложив на себя пост, 40 суток провел в молении о России в пещере. Ему было явление Божией Матери, Которая открыла, что пока власти России не снимут цепи и оковы с Церкви, до тех пор победы над врагом не будет. Митрополит Илия выполнил повеление Богородицы и передал Сталину Ее слова, после чего Сталин, будучи в безвыходном положении, ослабил гонения на Церковь. После войны Сталин сам пригласил митрополита Илию в Россию, где он был награжден Сталинской премией, от которой отказался. Документальные подтверждения этой легенды, возможно, существуют, но не обнародованы. Митрополит Питирим этой легенды не оспаривал, но от своих личных впечатлений не отказывался. Ильченко Мария Николаевна — преподаватель музыки. Иннокентий (Просвирнин) (1940–1994) — архимандрит С 1957 г. — сотрудник и близкий друг Митрополита Питирима. Был заместителем Митрополита Питирима в Издательском отделе. Весной 1993 г. в Иосифо–Волоцком монастыре на него было совершено нападение. После этого по состоянию здоровья находился на покое — последние месяцы жизни провел в Новоспасском монастыре в Москве, где скоропостижно скончался 12.06.2004. Похоронен перед алтарем Спасо–Преображенского собора Новоспасского монастыря. Иоанн — священник храма в Филипповском переулке на Иерусалимском подворье. Иоанн Богослов — апостол, евангелист. Иоанн (Максимович) (1896–1966) — архиепископ Западно–Американский и Сан–Францисский (Русская Православная Церковь Заграницей). Аскет, подвижник, молитвенник. В начале 60–х гг. подвергся травле по обвинению в финансовых преступлениях. В 1994 г. прославлен РПЦЗ в лике святых.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах — преподобный, память празднуется 19 декабря (1 января). По преданию отождествляется с героем русских былин. Илия Пророк библ. — один из самых почитаемых на Руси святых. Митрополит Питирим всегда подчеркивал, что первый на Руси храм был храм Ильи Пророка (упоминается в Лаврентьевской летописи в повествовании и договоре с греками 944 г.). Илия (Карам) — митрополит Гор Ливанских (Антиохийский патриархат). В настоящее время широко распространена легенда  о том, что в начале Великой Отечественной войны митрополит Гор Ливанских Илия ушел в затвор, и, наложив на себя пост, 40 суток провел в молении о России в пещере. Ему было явление Божией Матери, Которая открыла, что пока власти России не снимут цепи и оковы с Церкви, до тех пор победы над врагом не будет. Митрополит Илия выполнил повеление Богородицы и передал Сталину Ее слова, после чего Сталин, будучи в безвыходном положении, ослабил гонения на Церковь. После войны Сталин сам пригласил митрополита Илию в Россию, где он был награжден Сталинской премией, от которой отказался. Документальные подтверждения этой легенды, возможно, существуют, но не обнародованы. Митрополит Питирим этой легенды не оспаривал, но от своих личных впечатлений не отказывался. Ильченко Мария Николаевна — преподаватель музыки. Иннокентий (Просвирнин) (1940–1994) — архимандрит С 1957 г. — сотрудник и близкий друг Митрополита Питирима. Был заместителем Митрополита Питирима в Издательском отделе. Весной 1993 г. в Иосифо–Волоцком монастыре на него было совершено нападение. После этого по состоянию здоровья находился на покое — последние месяцы жизни провел в Новоспасском монастыре в Москве, где скоропостижно скончался 12.06.2004. Похоронен перед алтарем Спасо–Преображенского собора Новоспасского монастыря. Иоанн — священник храма в Филипповском переулке на Иерусалимском подворье. Иоанн Богослов — апостол, евангелист. Иоанн (Максимович) (1896–1966) — архиепископ Западно–Американский и Сан–Францисский (Русская Православная Церковь Заграницей). Аскет, подвижник, молитвенник. В начале 60–х гг. подвергся травле по обвинению в финансовых преступлениях. В 1994 г. прославлен РПЦЗ в лике святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Молитвы перед чудотворными иконами в Ленинграде были, как и крестные ходы, в ограде храмов. Но распространенная версия о шествии с Казанским образом Божией Матери вокруг города или облете его с иконой на самолете митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским), вдоль окропленной святой водой линии, где вскоре остановят фашистов, документально не подтверждается. В 1947 г. митрополит Илия по приглашению Московской Патриархии и советских властей приезжал в СССР. 14 ноября Владыка прибыл в Москву и принявший его Патриарх Алексий I наградил дорогого гостя белым клобуком русских митрополитов, подарил ему список с Казанской иконы Божией Матери, драгоценные крест и панагию. В своем заявлении корреспонденту ТАСС митр. Илия (Карам) так необычно охарактеризовал цель своего приезда: «Поездка в Советский Союз доставила мне истинное удовольствие. Целью моего визита было возложение священной короны на Казанскую икону Божией Матери, находящуюся в Ленинграде. Я выполнил эту миссию и совершил несколько богослужений в прекрасных храмах города-героя». Владыка прибыл в Ленинград 25 ноября, в поездке в северную столицу от правительства его сопровождал А. Н. Косыгин, а от Московской Патриархии — митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Митрополит посетил Князь-Владимирский собор, увидел находившуюся всю войну в храме чудотворную икону и возложил на нее позолоченный венец. Затем Владыка Илия произнес проповедь. Он рассказал, как явилась Божия Матерь, и что она поведала ему, а затем продолжил: «Я молился за ваш прекрасный город и так благодарен Господу, что он удостоил меня побывать здесь, молиться вместе с вами. Я увидел, что Матерь Божия не оставила чад Своих… Простите, дорогие мои, что не могу благословить и обнять каждого из вас! Посылаю благословение Господне на всех вас и всегда, пока я жив, буду молиться о вас!» Говорил Владыка через переводчика, но по воспоминаниям свидетелей многие, слушавшие митрополита в переполненном соборе, плакали. Владыку особенно умилило общенародное пение акафиста Казанской иконе Божией Матери. Тропарь «Заступнице усердная…» пели все стоявшие в храме, на площадке перед ним и прилегающих улицах. В Петербурге и сейчас еще живут участники этого исторического события.

http://pravoslavie.ru/70589.html

Митрополит Илия (Карам) - Владыка Илия - араб. Он по-арабски говорил? - Он говорил по-русски! Великолепнейшим образом говорил! Я вам свидетельствую об этом, потому что сам слушал эту проповедь: по-арабски я ничего бы не понял! Для меня вообще всегда проповедь в храме была очень важна. Дело в том, что мой архиерей, хотя и не был «огненным Златоустом», но говорил проповедь от души, что помогало воздействовать на сердца молящихся. А вообще-то, кто бы проповедь ни произносил, почти что ко всему, что я выслушивал, не мог ничего ни добавить, ни что-то покритиковать... но лишь четко для себя знал: таким образом о Боге говорить нельзя! Вот это убеждение у меня было просто удивительное: ну нельзя о Боге говорить так!.. Лучше ты не говори вообще, но «плести плетень» из слов - это будет не проповедь, а вред, и только! А здесь - я услышал пророка. Настоящее огненное слово! Если бы вам удалось это записать на магнитофон, это было бы нечто потрясающее, это было бы настоящей сенсацией! Я услышал настоящее огненное слово! Владыка говорил, сотрясая воздух! Он говорил, сотрясая воздух! Нельзя было оторваться от его слова, ты слушал просто завороженно! Он говорил не просто красиво, а пронизывал всех и вся! Пересказать-то его слово вроде бы и просто: суть в том, что он молился перед иконой Божией Матери Казанской. Но как он об этом рассказал: как он молился перед ней! Все затихло в храме, никто почти не дышал! Была мертвая тишина!.. Он слезно молился Богородице: «Русь погибает! Спаси!!!» Он просто кричал Богородице: «Спаси!» И услышал голос от иконы: «Россия будет спасена!» И вот, она спасена, и он приехал с дарами, чтобы их возложить к иконе Казанской... Ни единого архиерея не приезжало больше, чтобы привезти дары, - из России обычно только вывозили приношения. А сейчас про владыку Илию говорят, что он тоже приезжал «за дарами»!.. Я не знаю, что это за силы, которые хотят его компрометировать или очернить, но навредить его памяти они не могут: он действительно был изумительным человеком, настоящим пророком. До сих пор я уверен, что проповедовать можно только так: если бы вы его услышали, вы опытно познали бы, что есть другой мир!

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/9/mit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010