Восстановление Патриаршества явилось исполнением заветного желания молодого богослова. По свидетельству одного из современников, после избрания на патриарший престол святителя Тихона отец Иларион не смог сдержать слез умиления во время торжественного всемосковского крестного хода, в котором участвовал новоизбранный Патриарх. Архимандрит Иларион становится его верным помощником. 12 (25) мая 1920 года, в день памяти святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, архимандрит Иларион был хиротонисан патриархом Тихоном во епископа Верейского, викария Московской епархии. Святителю было 34 года. Начался путь сего избранника Божия на Голгофу вместе с Патриархом, с Церковью, с любимой им Россией. Предположительно в июне 1923 года владыка Иларион был возведен в сан архиепископа и становится наместником Сретенского монастыря. Святитель Тихон включает владыку в состав действовавшего при нем Временного Патриаршего Синода. Будучи прекрасным оратором, владыка Иларион произносил проповеди, направленные против обновленческого раскола, выступал на диспутах против лжемитрополита «живой церкви» Александра Введенского и советского наркома просвещения Анатолия Луначарского. Не теряя благодушия и чувства юмора, владыка Иларион в этих диспутах буквально играючи кладет противников на лопатки, убедительно доказывая безумство и обречённость на провал обновленчества. К голосу православного архиерея прислушивались не только тысячи присутствовавших в зале, но и сидевшее в президиуме большевистское начальство. В конечном счёте, влияние владыки сыграло решающую роль: власть отвернулась от живоцерковников и вступила в переговоры с Православной Церковью, которая вернула себе многие храмы, захваченные обновленцами. Раскольники 1920-х годов видели во владыке Иларионе своего главного врага. По их интригам он попал на Соловки, в СЛОН, где провел шесть лет. В 1929 году, 28 декабря, по дороге в ссылку в Среднюю Азию, владыка Иларион умер в тюремной больнице Ленинграда от сыпного тифа и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы. Великому архипастырю было всего 43 года...

http://patriarchia.ru/db/text/73910.html

Вступив в должность, дикей Иларион прежде всего позаботился сосредоточить в своих руках возможно большую силу власти. Уже прежде ослабленный и существовавший только по имени собор теперь был почти совершению упразднен. Иларион отменил звание эконома монастыря в качестве особой должности, взял на себя все обязанности эконома и распоряжался монастырскими доходами и расходами без всякого контроля со стороны братства. Вместе с этим Иларион упразднил также и звание секретаря и сам распоряжался и всем делопроизводством. Братство таким образом не только было устранено от дел монастырского управления, но не могло иметь даже и сведений об административных и экономических распоряжениях дикея. Пользуясь безграничным доверием Кирилла, проживавшего в Константинополе, и сделавшись полновластным распорядителем монастыря, Иларион относился к отцам самым деспотическим образом и допускал множество злоупотреблений. Отцы называют Илариона тираном, и жалуются особенно на его самовластие, растрату монастырского имущества и скудное содержание. «Иларион, говорили синаиты, распоряжался монастырем как безусловный владыка; он был тираном отцов, множество их он изгнал из монастыря и после того как священный собор был почти упразднен им, начались растраты и злоупотребления всякого рода, монастырское имущество с каждым днем уменьшалось, драгоценная утварь расхищалась. Между тем монастырь голодал, содержание отцов было самое скудное, более приличное скотам чем людям; один Иларион с Кириллом и толпою некоторых светских людей опустошали монастырь и его доходы, сделавши его домом купли» 114 . Управление чуждое всяких нравственных начал, деспотизм полновластного дикея, преследовавший всех заявлявших неудовольствие против его действий, все это не могло благоприятно влиять на внутреннюю жизнь монастыря. «Монастырь приходил в упадок, братство более и более разъединялось; братская любовь оскудела в монастыре, монашеская жизнь ни во что не ставилась». Если несчастные отцы, видя это безобразие, подавали какое-нибудь мнение, то евангельский пастыреначальник их обзывал их глупцами, скотами, пастухами и т. п. Все покрывалось молчанием смерти, как будто в монастыре никого и не было, кроме неограниченного тирана Кирилла и достойного орудия его – великого Илариона» 115 . Отцы четыре года роптали, неоднократно жаловались Кириллу на своего дикея, прося его освободить их от этого «тирана»; но Кирилл не обращал никакого внимания на справедливые жалобы их. Напрасно было также и ходатайство подобного рода со стороны некоторых посторонних лиц. Иларион с своей стороны был так мало обеспокоен этими жалобами, что принуждал синаитов, вопреки такому ходатайству, просить игумена-архиепископа, чтобы он утвердил его, Илариона, в должности дикея пожизненно. Такая наглость была однакоже так возмутительна, что отцы решительно воспротивились этому тем более, что утверждение дикеем кого бы то ни было пожизненно было запрещено монастырскими правилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принимая монашество, Владимир Троицкий по сути отказывался ради Христа и Его Церкви от научной карьеры в академии. Об этом говорил владыка Феодор в речи на пострижение: «Я знаю и не хочу скрывать сейчас, в чем твоя жертва Христу. Ты искушался и, быть может, теперь еще искушаешься любовью к той школе, которой ты служишь, и чувством опасаешься, как бы иночество не лишило тебя этой школы. Но что такое академия без Христа?!.. Знай, брат, что та же Христова истина и благодать Божия, которые открыли тебе очи ума и сердца, они умеют как-то непонятно для нас, но весьма разительно вознаграждать за жертву тем же самым, но только в большем размере, что мы как будто теряем, идя за Христом». И действительно: будущий святитель Иларион как будто потерял возможность сосредоточиться только на науке, но приобрел гораздо больше: Господь его вознаградил венцом мученика. Вместо миродержавного имени Владимир, которое было дано при крещении, он нарекается Иларионом. Имя «Иларион» в переводе с греческого означает «ясный, веселый». Таковым и был святитель. Но еще и всегда готовым к борьбе. «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 16–17), – говорит апостол Павел. Иларион взял эти щит и меч. 11 апреля того же 1913 года он был рукоположен во иеродиакона, а 2 июня – в сан иеромонаха. 30 мая 1913 года он был назначен на должность инспектора МДА. Уже 5 июля 1913 года святителем Макарием (Невским), тогда митрополитом Московским, он был возведен в сан архимандрита и в том же году стал экстраординарным профессором МДА по кафедре Нового Завета. Он стал самым молодым для своего времени архимандритом и профессором академии. Для ректора академии епископа Феодора (Поздеевского) архимандрит Илариона стал первейшим и верным помощником. Когда владыка Феодор уезжал в отпуск, когда неотложные дела отвлекали его от академии, в ректорских трудах его замещал архимандрит Иларион. Конечно, у него не оставалось достаточного времени для занятий наукой. Но весьма несправедливы упреки Александра Волкова архимандриту Илариону, высказанные в воспоминаниях, о которых я уже упоминал, упреки в том, что архимандрит Иларион растрачивал свои силы попусту. Волков пишет, что архимандрит Иларион ему рассказывал, как он колол дрова. Но почему из этого делается вывод, что он попусту растрачивал силы? И также несправедливо утверждение А. Волкова, что архимандрит Иларион почти ничего не сделал для науки после 1913 года.

http://pravoslavie.ru/33307.html

В той же Ярославской тюрьме агент ГПУ все-таки сумел получить от него письмо к митрополиту Сергию о том, чтобы последний не занимался каноническими прещениями по адресу григорьевцев. Григорьевцы, конечно, по этому поводу немало ликовали, а архиепископ Иларион, возвратившись в Соловки, поскорбел. Часто, прерывая какие-то свои мысли, он говорил нам вслух: «Вот, григорьевцы говорят, что Иларион за нас, а Иларион опять в Соловках»... Сам архиепископ Иларион делал ошибки – тот, кто самоотверженно боролся с безбожием и церковным расколом, неустанно проповедовал против них в церквах, проводил блестящие публичные диспуты с представителями того и другого, организовывал отнятие храмов у обновленцев, свидетельствовал истину на допросах в самой тюрьме среди посулов и угроз, когда столько в такой обстановке пали и сдались. Не сделать ошибок было трудно. Характеризовать как-нибудь поподробнее все обманы, ложь, наглое бесстыдство, притворство и лицемерие, провокационные выходки и прочие подлости агентов власти даже архиепископ Иларион не умел. Когда касался разговор отношений власти к церковному управлению, то он говорил: «Надо побыть в этой обстановке хотя немного, а так не опишешь. Это, воочию, сам сатана».Враг предлагал компромиссы, обещал возможность свободы для церкви и церковной деятельности на условиях (вовлекал в известную политику, имея в виду добиться своих целей) уступок с нашей стороны, а со своей стороны стараясь ничего не дать, обмануть. И это ему удавалось. Большинство иерархов, находившихся еще на свободе, были людьми самоотверженными, а попавшие в тюрьмы и лагеря готовы были оставаться здесь еще и еще, но ничего не сдавать врагу. Но опасность подкрадывалась в расчетах пользы церкви, в надеждах на умную политику, которую предлагал враг. И архиепископ Иларион, например, в той же тюрьме, прямо укоряя агента ГПУ за нелепый союз власти с обновленцами, в то же время, можно сказать, бессознательно, подавал агенту мысль, что не лучше ли заключить союз с Православною Церковью и поддержать ее. Тогда же, мол, и настоящая, по крайней мере, авторитетная Церковь поддержит советскую власть. Он, конечно, не предполагал, что будет это стоить Церкви в смысле сохранения истины и морали и что за эту услугу гонения на нее не прекратятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   8 грудня 2010 р. 09:30 Митрополит Волоколамский Иларион: Святые отцы всегда необходимы [Ihmepb " ю] Что из святоотеческого наследия наиболее актуально для современного человека? Как поститься и молиться христианину? Как отвечать на вызовы сегодняшней жизни? На вопросы портала «Православие и мир» ответил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. 6 грудня 2010 р. 19:42 Интервью председателя ОВЦС газете «Союзное вече» по итогам поездок в Печскую Патриархию и Грузинскую Православную Церковь [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион дал интервью по итогам поездок в Печскую Патриархию (Косово и Метохия) на интронизацию Патриарха Сербского Иринея и в Мцхету (Грузия), отмечавшей 1700-летие основания храма Светицховели и 1000-летие его обновления. 3 грудня 2010 р. 20:00 Митрополит Волоколамский Иларион: Московский Патриархат чувствует свою ответственность за укрепление русского Православия на Афоне [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион недавно совершил поездку на Афон. Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод благословили владыку ежегодно посещать монашескую республику для встречи с монахами русского Свято-Пантелеимонова монастыря и общения с игуменами и монахами других обителей. О своих впечатлениях от поездки и о нынешнем положении дел на Афоне владыка Иларион рассказал в интервью порталу «Интерфакс-Религия». 25 листопада 2010 р. 15:16 Интервью митрополита Волоколамского Илариона Эстонской общественной телерадиовещательной компании [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью программе «Актуальная камера» Эстонской общественной телерадиовещательной компании.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Просвещение Руси не было бы возможно, если бы Благодать не пришла в мир с Иисусом Христом, но принял ее, а не отверг подобно иудеям, именно Владимир. Как пишет Иларион, он не видел чудес Христа и не слышал Его апостолов. Озарение свыше открыло ему свет Божественного разума. Иларион первым прославляет Влади­мира как равного апостолам литургическим возгласом: «Радуйся, во владыках апостоле!» 99 К этому обращению в завершающей части «Сло­ва» он подводит слушателя и читателя со свойственным ему оратор­ским мастерством. Образ Владимира Иларион выстраивает в двух парадигмах – Гос­подня апостола и праведного царя. 100 Они обе воплощены в образе равноапостольного Константина, но Иларион рассматривает эти темы последовательно, а не ограничивается параллелью со святым импе­ратором. Она появится только в завершении, там, где говорится о создании и утверждении Русской церкви. Иларион начинает с того, что все страны хвалят и славят своих апостолов, и призывает Русь восхвалить «нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли Володимера». Образ князя-воителя, продолжателя дела слав­ных предков, неотделим в «Слове» от просветителя, который постиг истинного Бога. 101 Иларион говорит о Владимире как о мудром прави­теле еще в язычестве: «И тако ему въ дни свои живущу и землю свою пасущу правдою, мужьствомь же и съмысломь, приде на нь пос ­щение Вышняаго, призр на нь всемилостивое око благааго Бога, и въсиа разумъ въ срьдьци его яко разум ти суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога». 102 Иларион не упоминает о богословских диспутах или посольствах, отправленных в другие страны для ознакомления с верой, о чем под­робно написано в летописи. Он не связывает крещение с захватом византийского Херсонеса в Крыму. «Пос щение Вышняаго» застав­ляет Владимира «искать Бога». Он «всегда слышал о благоверной Греческой земле», как там чтут Бога. И вот Владимир «въждела срьдьцемь, възгор духомь, яко быти ему христиану и земли его». Параллель с равноапостольным Константином, очевидная для тех, кто знал службу ему, 103 выступает здесь еще скрытно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Академии в мае–сентябре 1917 года архимандрит Иларион исполнял обязанности ректора вместо уволенного с должности епископа Феодора. Как сообщает С.А. Волков, архимандрит Иларион был лучшей кандидатурой на пост —117— ректора Академии со стороны профессуры, но прошел А.П.Орлов 427 . В период церковного возрождения, вспыхнувшего с огромной силой в 1917 году и проявившегося в ряде съездов духовенства, мирян и монашествующих, завершением которых был Поместный Собор, архимандрит Иларион не остался в стороне. С 7 по 14 июля в стенах Академии, в которых пока оставался уволенный епископ Феодор, под номинальным председательством тогда еще московского архиепископа Тихона, а практически – епископа Феодора, проходил съезд ученого монашества, в котором участвовало около 70 лиц. Было решено создать братство ученых монахов, для которых передать несколько монастырей и учебных заведений. Архимандрит Иларион совместно с иеромонахом Варфоломеем (Ремовым) пытался воспрепятствовать затее епископа Феодора («во имя ограждения чистоты православно-богословской науки!» прибрать Московскую Академию к своим рукам) – сделать ее чисто монашеским заведением, за что (под влиянием последнего) проголосовало 30 человек, против – 19. Иларион открыто заявил, что «История академической науки вообще заставляет с большой осторожностью бросать профессорам академий обвинение в неправославии, так как общеизвестны факты, когда положения ученых работ, поспешно объявленные вредными для Православия, скоро становились общепризнанными истинами. Не грозит какой-либо опасностью для православной богословской науки и вводимая в жизнь академическая автономия, потому что деятели академические остаются те же, и автономия не сделает их врагами Церкви, какими они не были и раньше... Нельзя не признать того факта, что ученое монашество в настоящее время не близко к богословской науке» 428 . На том же съезде архимандрит Иларион был выбран делегатом на Поместный Собор и от монашества (как ранее от Академии), получив 29 голосов из 52, но в Предсоборный Совет не прошел, получив лишь 16 голосов. Прошел епископ Феодор (36 голосов).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гимн 58. Общее наставление с обличением ко всем: царям, архиереям, священникам, монахам и мирянам, изреченное и изрекаемое от уст Божьих /Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев)//Вестник русского христианского движения. – Париж; Нью–Йорк; М., 1997. –  175. Гимны// Многоценная жемчужина. Преп. Ефрем Сирин. Свят. Григорий Богослов. Палладий Еленопольский. Преп. Роман Сладкопевец. Преп. Исаак Сирин. Преп. Иоанн Дамаскин. Преп. Феодор Студит/Перевод с сирийского и греческого языков  С.С.Аверинцев. – Киев: Дух i Лimepa, 2003. Главизны. Благодарения. Диалог со схоластиком. – Б.м., 1999.  Главы богословские, умозрительные и практические/Пер. иеромонаха Илариона (Алфеева)//Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). То же: СПб.: Алетейя, 2001. Главы богословские, умозрительные и практические. – М.: Зачатьевский монастырь, 1996. Главы практические и теологические: [Фрагменты]/Пер.  с греч.: Т.А.Миллер//Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969. Из гимнов божественной любви/Пер.  с греч.: С.С.Аверинцев//Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969. Избранные гимны (3, 6, 19, 42)/Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев)//Журнал Московской патриархии.  – 1992. – 1. Избранные гимны/Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев)//Символ. – 1991. – 26. Избранные гимны в стихотворном переводе/Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев)//Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). То же: СПб.: Алетейя, 2001. То же:  Церковь и время. – М., 1998. – 1(4). Избранные гимны: 35, 44; 5,11,40,45/Пер. с греч., примеч.: иером. Иларион (Алфе ев)//Церковь и время. –  М., 1998. 1(4). 2(5). Избранные проповеди//Начало. – СПБ., 2002. – 12. Метод священной молитвы и внимания/Пер.  с греч.: А.Г.Дунаев//Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых  отцов–исихастов/Составление, общая редакция, предисловие и примечания А.Г.Дунаева. – М.: Православное братство Святителя Филарета Московского, 1999.

http://bogoslov.ru/person/3089571

По совету архиереосхимонаха Феодора м. Иоанн назначил в Китай во главе миссии архимандрита Илариона, который и был первым начальником правильно сформированной миссии. – О личности Илариона встречаются исторические неточности. Иларион Лежайский будто бы привезен был м. Иоанном из Чернигова, иеромонахом и экономом архиерейского дома, а пред отправлением в Китай получил архимандритство и из Тобольска отбыл 16 января 1715 г. 67 Прот. Сулоцкий, на основании рукописи на латинском и русском языках, принадлежащей Омскому духовному училищу, сообщает, что привезенные Иоанном Максимовичем ученые монахи были отпущены обратно на родину с щедрым вознаграждением за послушание ехать с ним и за сопровождение его в пути: Сибирь им не понравилась. За достоверное нужно сказать, что Иларион Лежайский приехал в Сибирь раньше с м. Филофеем, всего вернее в 1706 г., когда митроп. Филофей путешествовал из Тобольска в Москву по делам своей митрополии, пользовался советами и вниманием Петра Великого, а в следующем 1707 г. Филофеем был послан в сане иеромонаха и ездил в Ургу и Пекин для проповеди Слова Божия. По исполнении такого важного поручения Иларион был возведен в сан архимандрита и послан в Якутск, настоятелем монастыря. При м. Иоанне он все время находился в Якутске. Из исторических актов видно следующее. От 14 октября 1709 г. м. Феодор посылает из Тобольска с Енисейским архимандритом Даниилом грамоту на имя арх. Илариона, с препоручением переслать её туда чрез Киренск, чтобы строитель Иоасаф Милюков, приняв ту грамоту послал её в Якутск архим. Илариону с ведомыми ездоками незамедленно. 68 В грамоте от 25 авг. 1710 г. митрополит говорит еще яснее, что «в прошлом 1709 г. послан из Тобольска в Якутской в Спасов монастырь архим. Иларион и велено ему в Якутску и в Илимску и на Киренге с уезды ведати церковные догматы и наши архиерейския дела исправляти и церкви святыя, и в них всякаго благочиния церковнаго дозирати. Как он архимандрит Иларион будет приезжати на Киренгу и в Илимский острог с уезды, – то строителю с братиею и попом с причетники ему архимандриту достойную честь воздавати и послушание к нему имети, и поить его и кормить, и где ему архимандриту на Киренге в монастыре в приездное время обитати, давать кельи, покаместа он за управлением церковных и архиерейских дел будет пребывати». 69 Такими же правами, арх. Иларион пользовался и при м. Иоанне и находился в Якутске, а в Тобольске не был, в проезд вышеупомянутого Китайского посольства с Тулишенем, которому было поручено взять с собой русских священников в Пекин, если бы, конечно, это довелось. От 7 июля 1713 г. митр. Иоанн поручал архим. Илариону, как судии духовных дел и закащику, по просьбе строителя старца Флора с братиею соорудить часовню во имя св. пророка Илии Фесвитянина на монастырской Анисимовской вотчине на речке Тыпте, на Игле. 70 При таких поручениях к исполнению в месте служения, архим. Иларион получил назначение в Пекин очевидно без вызова в Тобольск.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Митрополит Иларион: Я думаю, что ответственность за дорожно-транспортное происшествие несет водитель. Поэтому, конечно, водитель должен оставаться на месте. Если пассажир оказался вовлечен в дорожно-транспортное происшествие, то по-человечески он призван помочь пострадавшим. Вот все, что я могу на эту тему сказать. Е. Грачева: А как быть с тем, владыка, что предыдущего водителя она уволила, когда тот отказался выезжать на «встречку»? Митрополит Иларион: Мне не хочется обсуждать чужие грехи, не хочу уподобляться Роману Степанову, который ищет вокруг себя какие-то проблемы. Пусть каждый отвечает за свои дела и несет ответственность за свои поступки — это самый лучший подход. Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы. Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина! Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» . Вопрос: Я прочитала все Евангелия, но так и не поняла, откуда появился Бог. Он создал мир и человека, но как появился Он Сам? Митрополит Иларион: Бог ниоткуда не появился, Он всегда существовал, существует и будет существовать. Бог, если хотите, это единственное Существо, Которое никогда не начиналось и никогда не закончится. Все остальные существа созданы Богом и получили начало во времени, а Он существует вне времени, Он является Творцом времени. Он никогда не начинался, никогда не рождался. Он всегда существовал. Вопрос: Проясните вопрос о языке богослужений. Я знаю, что его неоднократно задавали, но у меня, как и у многих людей, до сих пор нет полного понимания. Обычно говорят, что церковнославянский — это язык, на котором изначально велись службы. Если следовать такой логике, то можно пойти дальше — надо вести богослужение на греческом. Поскольку Христос говорил на арамейском языке, то, может быть, перейти на арамейский? Митрополит Иларион: Язык богослужения — это тема, которая в Русской Православной Церкви обсуждается очень давно, по крайней мере, с XIX века, когда на эту тему писал святитель Феофан Затворник.

http://radonezh.ru/2021/10/27/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010