Иоанна Кронштадтского становится знаменем, под которым выступают имяславцы. Наиболее распространенным пониманием этой формулы является то, согласно которому Бог присутствует в Своем священном имени, но имя не отождествляется с Богом (Иларион   , Булатович). Уточняется, что неименуемая сущность Божия выше всякого имени (Булатович). 2. Утверждается, что имя Божие неотделимо от Самого Бога (Иларион, Булатович). 3. Выдвигается теория связи между именем предмета и самим предметом (Иларион   ), между идеей имени и самим именем (Муретов). Имяславское учение об именах возводится к платоновскому учению об идеях (Муретов). 4. Делается различие между неименуемой сущностью Божией, с одной стороны, и деятельностью — или энергией Божией, с другой (Булатович). Имя Божие объявляется энергией Божией (Булатович, Флоренский). 5. Утверждается, что»тварные»звуки и буквы имени Божия являются лишь условной оболочкой самого имени, хотя и уточняется, что благодать присуща этим звукам и буквам»ради божественного Имени, ими произносимого»(Булатович). Некоторые имяславцы вообще не считают возможным отделять имя от звуков имени (Флоренский). 6. Утверждается, что имя Божие»достопоклоняемо», т. е. достойно молитвенного поклонения или даже служения. При этом некоторые ставят имя Божие выше креста, икон и других священных символов (Булатович). 7. Защищается учение, согласно которому имя»Иисус»предсуще–ствовало в Предвечном Совете Святой Троицы (Иларион, Булатович). При этом одни понимают имя Божие как совечное Самому Богу (Иларион   ), другие — как существующее»от начала бытия мира»(исповедание инока Досифея   ). Некоторые также утверждают, что имя Божие наречено Богом Себе Самому (Булатович). 8. Утверждается, что среди имен Божиих нет больших или меньших по значению (Иларион) и что имя»Иисус»отнюдь не является»меньшим из всех имен Божиих»как нареченное ангелом при рождении Спасителя (Булатович). 9. Утверждается что имя»Иисус»относится в равной степени к человеческому и божественному естеству Христа (Иларион, Булатович).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Киприан (Керн), архим. Воспоминания о митр. Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). – М.: ПСТБи, 2002. – С. 16. Например, Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве//Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Без Церкви нет спасения – М.; СПб: Сретенский монастырь; Знамение, 2000. – С. 142; Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Христианство или Церковь?//Там же. – С. 591; Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Триединство Божества и единство человечества//Там же. – С. С. 626. Антоний (Храповицкий), митр. Нравственная идея догмата Церкви//Антоний (Храповицкий), митр. Молитва русской души [Сб. статей]. – М.: Изд. Сретенского мон-ря, 2006. – C. 21. Антоний (Храповицкий), архим. Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы//Богословский вестник, 1892. Т. 3. 11. – С. 172 (2-я пагин.) В опубликованных источниках здесь ошибочный повтор: " Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы " (А.Г.). Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Триединство Божества и единство человечества//Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Без Церкви нет спасения – М.; СПб: Сретенский монастырь; Знамение, 2000. – С. 626 Антоний (Храповицкий), митр. Чем отличается православная вера от западных исповеданий//Дорога домой: [сайт]. URL: http://www.dorogadomoj.com/dr163ant.html (дата обращения 17.08.09); цитата у архиеп. Илариона: Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве//Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Без Церкви нет спасения – М.; СПб: Сретенский монастырь; Знамение, 2000. – С. 142. Антоний (Храповицкий), архим. Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы//Богословский вестник, 1892. Т. 3. 11. – С. 151 (2-я пагин.) Антоний (Храповицкий), митр. Нравственная идея догмата Церкви//Антоний (Храповицкий), митр. Молитва русской души [Сб. статей]. – М.: Изд. Сретенского мон-ря, 2006. – C. 32-33. Антоний (Храповицкий), архим. Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы//Богословский вестник, 1892. Т. 3. 11. – С. 171 (2-я пагин.) Антоний (Храповицкий), архиеп. Догмат Искупления//Богословский вестник, 1917. Т. 2. 10/11/12. – С. 299-300 (2-я пагин.) [Окончание].

http://bogoslov.ru/article/3546585

  Золотухина Н.В.  Навеки свободны: Свидетельства о вере новомучеников города Серпухова и Серпуховского района//Воскресная газета Покров. 2008. 20. Ноябрь. С. 6.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 24 ноября 1914 г.//Архив А.В. Никитского.   Никитский В.А.  Родные люди и родные места священномученика Илариона//Засечный рубеж. 2004. 18. Май. С. 7.   Иларион (Троицкий) , епископ. Письмо Л.П. Архангельской от 7 мая 1921 г.//Архив А.В. Никитского.   Никитский В.А.  Родные люди и родные места священномученика Илариона. С. 7.   Иларион , архиепископ Верейский, священномученик. Без Церкви нет спасения/Вступ. ст. монахини Софии. М.; СПб., 2000. С. 550.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Христианства нет без Церкви. М., 1992. С. 31.   Гитович Н.И.  Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. М., 1955. С. 14.   Волков Сергей.  Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. М.; СПб., 1995. С. 116, 117.   Иоанн (Снычев) , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский: Житие и свидетельства. Изд. Сретенского монастыря, 1999. С. 3.   Кривошеева Наталия.  «Блажени непорочнии в путь ходящии»: Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого)//Москва. 1998. 1. С. 211.   Иларион , архиепископ Верейский, священномученик. Без Церкви нет спасения. С. 373.   Иларион (Троицкий) , архиепископ. Письмо Л.П. Архангельской от 3 февраля 1926 г.//Архив А.В. Никитского.  Цит. по:  Дамаскин (Орловский) , иеромонах. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого)//  Иларион (Троицкий) , архиепископ. Церковь как союз любви. М., 1998. С. 5–6.   Григорий Двоеслов , святитель. Собеседования. М., 1996. С. 107–184.   Романов А.М. , великий князь. Книга воспоминаний. М.; СПб., 2009. С. 53, 54.  Анафема: Сб. статей/Сост. П. Паламарчук. Изд. Сретенского монастыря, 1998. С. 293.   Никон (Рклицкий) , архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время: 1863–1936: В 2-х кн. Нижний Новгород, 2004. Кн. 2. С. 536.   Перелыгин А.И.  Русская Православная Церковь в Орловском крае (1917–1953). Орел, 2008. С. 28.

http://pravoslavie.ru/67049.html

В сентябре 1923 г. архиепископ Иларион вместе с архиепископом Серафимом (Александровым) Тверским и архиепископом Тихоном (Оболенским) Уральским, участвовал в переговорах с председателем ВЦУ митрополитом Евдокимом о возможности соединения. Если даже в 1925 году многие не понимали, что соединение с обновленцами невозможно без канонических уступок им, то в 1923 году такое недопонимание замечалось даже среди лиц, близких к патриарху. Недопонимал этого и архиепископ Иларион. Но среди архипастырей, собравшихся в количестве 28 человек, на совещание по этому вопросу 29 сентября 1923 г. в Донском монастыре, - нашлись такие, которые ясно видели опасность. Они дружно высказались против соединения. Выслушав их соображения и архиепископ Иларион отказался от своей мысли о возможности соединения, как от неправильной. С конца 1923 года архиепископ Иларион епархией не управлял. В 1924 году он выехал в Ярославль, а в 1925 году - на Соловецкие острова. Авторитет его в церковном мире в это время был так велик, что летом 1926 года архиепископ Григорий Екатеринбургский сделал несколько попыток использовать его для укрепления клонившегося к упадку григорианства. В начале июня 1927 года, едва началась навигация на Белом море, архп. Иларион был привезен в Москву для переговоров с архиепископом Григорием. Последний, в присутствии светских лиц, настойчиво упрашивал архиепископа Илариона “набраться мужества” и возглавить все более терявший значение григорианский ВВЦ Совет. Архиепископ Иларион категорически отказался, объяснив, что дело ВВЦС несправедливое и пропащее, задуманное людьми, не сведущими ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, и что это дело обречено на провал. При этом архиепископ Иларион братски увещевал архиепископа Григория оставить ненужные и вредные для Церкви замыслы. Подобные встречи повторялись несколько раз. Владыку Илариона и умоляли, и обещали ему полную свободу действий и белый клобук, но он твердо держался своих убеждений. Был слух, что однажды он сказал своему собеседнику: “Хотя я и архипастырь, но вспыльчивый человек, очень прошу Вас уйти, ведь я могу потерять власть над собой”.

http://pravicon.com/info-2420

2 серпня 2017 р. 10:41 Митрополит Волоколамский Иларион: Мы постоянно повышаем образовательную планку для духовенства [Ihmepb " ю] 29 июля в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. 27 липня 2017 р. 15:53 " ю " Тихона [Ihmepb " ю] 25 липня культури РФ В.Р. голова ради з культури " Тихон план в рамках проекту союз», покликаного повернути молодому до класики. Тихон в " ю прокоментував цю (рос.) 26 липня 2017 р. 09:00 Митрополит Волоколамский Иларион: Религиозный опыт не имеет ничего общего с галлюцинациями [Ihmepb " ю] 22 июля в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. 19 липня 2017 р. 18:22 Митрополит Волоколамский Иларион: Любая попытка наладить диалог это путь в будущее [Ihmepb " ю] 15 июля в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. 12 липня 2017 р. 11:13 Митрополит Волоколамський Церква в цьому чудеса [Ihmepb " ю] 8 липня в «Церква що виходить на по суботах голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський на запитання телеканалу Катерини (рос.) 5 липня 2017 р. 10:06 Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь лояльна ко всякой власти, пока та не начинает призывать к действиям, идущим вразрез с христианской нравственностью [Ihmepb " ю] 1 июля в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Епископ Венский и Австрийский Иларион посетил Литву и Белоруссию Вильнюс, 2 июня 2005 г. 17-25 мая 2005 года представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион по приглашению митрополита Виленского и Литовского Хризостома посетил Литву. В поездке епископа Илариона сопровождал секретарь митрополита Хризостома священник Владимир Селявко, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . 17-18 мая состоялись встречи епископа Илариона с митрополитом Хризостомом и рядом клириков Виленско-Литовской епархии. 18 мая епископ Иларион посетил Пречистенский кафедральный собор и ряд других храмов Вильнюса. 19 мая епископ Иларион посетил Каунасский Благовещенский кафедральный собор, настоятелем которого он был в 1990-1991 годах. Владыку тепло приветствовал настоятель собора, благочинный Каунасско-Клайпедского округа протоиерей Анатолий Стальбовский, а также клирики и прихожане, которые собрались для встречи со своим бывшим настоятелем. 20 мая епископ Иларион посетил село Михново, где с 1920-х годов существует женская православная община, первым духовником которой был протоиерей Понтий Рупышев. Сестры общины не принимают монашеский постриг, но живут в послушании, целомудрии и нестяжании, сочетая физический труд с ежедневной молитвой. В советское время община продолжала существовать под видом колхоза. Владыку Илариона, который в конце 1970-х и в 1980-е годы, будучи школьником, неоднократно посещал общину, тепло приветствовал ее духовник архимандрит Леонид (Гайдукевич) с сестрами общины. В тот же день епископ Иларион совершил всенощное бдение в соборе Виленского Свято-Духова монастыря, иноком которого он был в 1987-1989 годах. Вечером того же дня в храме во имя святой великомученицы Параскевы состоялась встреча епископа с православной молодежью Литвы. На встрече присутствовали исполняющий обязанности настоятеля Пречистенского кафедрального собора протоиерей Дионисий Лукошявичус, ряд других клириков епархии. По окончании встречи епископ Иларион ответил на многочисленные вопросы собравшихся.

http://pravoslavie.ru/13671.html

В сентябре 1923 года архиепископ Иларион вместе с архп. Серафимом (Александровым) Тверским и архиепископом Тихоном (Оболенским) Уральским, участвовал в переговорах с председателем ВЦУ митрополитом Евдокимом о возможности соединения. Если даже в 1925 году многие не понимали, что соединение с обновленцами невозможно без канонических уступок им, то в 1923 году такое недопонимание замечалось даже среди лиц, близких к патриарху. Недопонимал этого и архиепископ Иларион. Но среди архипастырей, собравшихся в количестве 28 человек, на совещание по этому вопросу 29 сентября 1923 года в Донском монастыре, – нашлись такие, которые ясно видели опасность. Они дружно высказались против соединения. Выслушав их соображения и архиепископ Иларион отказался от своей мысли о возможности соединения, как от неправильной. С конца 1923 года архп. Иларион епархией не управлял. В 1924 г. он выехал в Ярославль, а в 1925 году – на Соловецкие острова. Авторитет его в церковном мире в это время был так велик, что летом 1926 года архп. Григорий Екатеринбургский сделал несколько попыток использовать его для укрепления клонившегося к упадку григорианства. В начале июня 1927 года, едва началась навигация на Белом море, архп. Иларион был привезён в Москву для переговоров с архп. Григорием. Последний, в присутствии светских лиц, настойчиво упрашивал архп. Илариона «набраться мужества» и возглавить всё более терявший значение григорианский ВВЦ Совет. Архиепископ Иларион категорически отказался, объяснив, что дело ВВЦС несправедливое и пропащее, задуманное людьми, не сведущими ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, и что это дело обречено на провал. При этом архиепископ Иларион братски увещевал архиепископа Григория оставить ненужные и вредные для Церкви замыслы. Подобные встречи повторялись несколько раз. Владыку Илариона и умоляли, и обещали ему полную свободу действий и белый клобук, но он твёрдо держался своих убеждений. Был слух, что однажды он сказал своему собеседнику: «Хотя я и архипастырь, но вспыльчивый человек, очень прошу Вас уйти, ведь я могу потерять власть над собой».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

И это была лучшая пора заключения. Это были цветики, ягодки были впереди. Мы отсидели свои сроки полностью. Архиепископ Иларион вместо трех лет пробыл в Соловках шесть лет и умер в Петроградской тюрьме на пути в ссылку. Я получил «довесок» (тюремное выражение) – три года ссылки в Зырянский край и его также оканчивал в 1929 г. И накануне «освобождения», и в полной уверенности в новом аресте и в продолжении новых мытарств по тюрьмам и лагерям рискнул жизнью и с крайнего севера, через всю Россию, бежал на юг и в марте 1930 г. перешел русско-персидскую границу. Что видено, что пережито, сколько опасных приключений испытано... и вот жив и «пою Богу моему дóндеже есмь...» Архиепископ Иларион 78 15/28 декабря 1929 г. в Петроградской тюремной больнице, от сыпного тифа, в бреду скончался замечательный профессор-богослов, удивительный проповедник, мужественный и стоикий борец за Церковь Христову – святитель Божий, архиепископ Иларион. Архиепископ Иларион (Владимир Алексеевич Троицкий), магистр богословия и профессор Московской Духовной Академии, был выдающимся богословом и талантливейшим человеком. Вся жизнь его – это сплошное горение величайшей любовью к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за Нее ... Умер владыка Иларион 44-х лет. Рукоположен был во епископа 20-го мая 1920 г. Архиепископ Иларион и митрополит Антоний – две крупных величины в православном богословии и в православной Церкви. Память о них незабвенна. Общность идеалов и убеждений свидетельствуют об их самой тесной умственной близости и духовном родстве, о чем сам архиепископ Иларион часто любил говорить. Надо полагать, что представляет интерес и описания его личности, характера и взглядов одного его соузника по Соловкам. Архиепископ Иларион – человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник-оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый; везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью. Большой рост, широкая грудь, пышные русые волосы, ясное, светлое лицо. Он остается в памяти у всех, кто встречался с ним. За годы совместного заключения являемся свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Иларион чудотворец родился в 816 году в Кахетии (Восточная Грузия). Он происходил из рода грузинских князей Вачнадзе (Донаури). У благочестивых родителей долго не было детей, и Иларион дарован был им Господом после долгих молитв. Для воспитания его в христианском благочестии родители отдали Илариона сначала одному пресвитеру. В мальчике очень рано проявилась склонность к подвижничеству. В 9 лет он знал наизусть Евангелие, а 12 лет был пострижен в монашество в обители, основанной его отцом. В 16 лет юноша переселился в Давидо–Гареджийскую пустынь. Здесь преподобный Иларион провел отшельником 10 лет. Непрестанными молитвами, слезами, безмолвием, бдением и постничеством он стал известен всей Грузии. Многие приходили к нему для назидания и утешения; в числе посетителей был один епископ из Кахетии, который рукоположил Илариона сначала в диакона, а потом в пресвитера. Но слава была чужда преподобному и, уклонившись от предложенной ему в Грузии епископской кафедры в Сагареджо (в Кахетии), он удалился в Святую Землю на поклонение святыням. Он посетил гору Фавор, обитель преподобного Саввы Освященного, все святыни Иерусалима и поселился в Иорданской пустыни, где провел 17 лет в безмолвии, живя в пещере святого пророка Илии Фесвитянина, которая некогда служила жилищем и святому Иоанну Крестителю. Здесь ему во сне явился Ангел Господень и призвал преподобного поспешить в Грузию, чтобы застать в живых своего отца. Святой Иларион отправился на родину, где после кончины своего родителя устроил из отчего дома монастырь, постриг в монашество мать и сестру и оставался при этом монастыре до смерти своей матери. Строгая благочестивая жизнь Илариона была причиной избрания его в епископа Кахетии. Но смиренный Иларион, поручив управление Давидо–Гареджийским монастырем одному из своих учеников и отдав половину своего имения монастырю, а другую половину разделив нищей братии, в простой одежде, с двумя учениками, отправился сначала в Константинополь. Поклонившись святыням Царьграда, святой Иларион удалился на гору Олимп в Малой Азии, где около 864 г. основал грузинскую обитель. Здесь он пробыл пять лет. За это время стало известно о многих исцелениях, совершенных преподобным силой молитвы, крестного знамения и миропомазания. Избегая славы, святой Иларион отправился в Рим на поклонение гробам святых первоверховных апостолов Петра и Павла. По пути он посетил Константинополь и Фессалоники, совершив несколько исцелений (садовника и отрока, имевших «сухие» ноги). На обратном пути преподобный Иларион вновь остановился в Фессалониках, где провел три года. Известно чудо, когда плененный скифами диакон (из церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского) освободился от оков, молитвенно призвав на помощь святого Илариона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

23 октября архимандрит Иларион произнес на Соборе речь под названием «Почему необходимо восстановить патриарше­ство?» Выстроенная строго академически, она звучала со страст­ной убежденностью. В основу ее отец Иларион положил ту мысль, что «патриаршество есть основной закон высшего уп­равления каждой Поместной Церкви» 51 , так что если мы не хотим порывать с вековым церковным преданием, мы не имеем права отвергнуть патриаршество. Надо сказать, что на Соборе вокруг данного вопроса велась острейшая борьба: церковные либера­лы боялись монархизма в Церкви. Отвечая в своей речи на та­кие сомнения, отец Иларион говорил, что существование в Церкви первоиерарха не противоречит началу соборности, а дополняет его... Думается, в том, что выбор Собора осуществил­ся в конце концов в пользу патриаршества (что произошло 30 ок­тября), была немалая заслуга и архимандрита Илариона. 5 ноября 1917 года старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий в храме Христа Спасителя вынул из ковчега, стоявшего перед Владимирской иконой Божией Матери жребий с именем новоизбранного патриарха Всероссийского Тихона. Одним из главных помощников и сподвижников патриарха в эти труднейшие для Церкви годы стал отец Иларион. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 1918–1923 ГОДЫ Уже в связи с участием в деятельности Собора 1917–1918 го­дов жизнь отца Илариона постепенно перемещается из Серги­ева Посада в Москву. На 1918 год приходится первая волна го­нений на Церковь , но не сразу к церковным деятелям пришло сознание того, что целью новой власти является самое беспо­щадное и планомерное уничтожение Церкви, что своим духов­ным острием революция обращена именно против Церкви. Перед патриархом Тихоном встала труднейшая задача сохра­нения малого острова Церкви посреди бушующей стихии. Воз­никла необходимость вступить в контакт с облеченным влас­тью врагом, и отец Иларион сделался тем посредником между патриархом и государством, на которого Святейший Тихон всегда мог надежно опереться. Архимандрит Иларион занял при патриархе должность «секретаря и главного консультанта по богословским вопросам» 52 , за которой на деле стояла роль че­ловека, всегда находящегося под вражеским ударом: во всех контактах с советской властью архимандрит Иларион заслонял собою патриарха. Судьба владыки здесь оказалась сходной с участью патриаршего келейника Якова Полозова, погибшего от руки наемного убийцы, обращенной против патриарха: архи­мандрит Иларион стал жертвой мести властей опять-таки пат­риарху...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010