17 Область Срем или Сирмии занимает угол, образуемый впа­дением Савы в Дунай, между левым берегом первой и правым берегом второго. 18 в Австрии старая монетная система: гульден или флорин 100 крейц.=ок. 79 коп., в 1892 г. за единицу монеты признана крона – 100 геллерам=39,37 к. 27 Воззвание напечатано в Богосл. Гласнике 1912. XXI: 4, 413–416 под заглавием: „Притецимо у сиромашним српским школама у бyдuмckoj enapxju». 28 Богословски Гласник, 1910, XVIII: 4. стр. 306–309: „Четрдесет година свештенства високопреосвештеног господина Мирона Николича. епископа пакрачког». 30 Епископ темишварский Никанор Попович скончался 22 июля 1901 г. с тех пор до 27 ноября 1903 г. темишварская епархия оста­валась без своего епископа. Администратором состоял епископ будамский Лукиан Богданович (ныне патриарх сербский). Избрание Георгия Летича в епископа темишварского состоялось 27 ноября 1903 г., посвящение – 5 марта 1904 г. 32 Подробности чествования, а также о жизни и трудах архи­мандрита Иоанна Раича см. Богосл. Вестник. 1902. июль – авг., стр. 559–563. 33 О жизни и ученых трудах архимандрита Илариона Руварца, см. Богосл. Вестник, 1907, янв., стр. 174–177. 34 Српски Сион, 1892, стр. 896, из „Шематизма источне пра­вославне apxuдujeцeзe сремско-карловачке за годину 1892“. Сколько теперь монахов в монастырях карловецкой митрополии, сведений не имеем – „Српски Сион“, официальный орган митрополии, изда­вался, с блогословения архиерейского синода, в Новом Саде с января 1891 года, – прекратился на 34 от 25 мая 1908 г.; собствен­ник этого журнала был покойный патриарх Георгий Бранкович. 35 Чтобы судить, насколько фонды уменьшились к 1909 году, до­статочно отметить, что главные фонды а) „клирикальный“ убавился на 121,713 крон, б) „неприкосновенный " - на 98.482 кр. и в) „иерархический“ – на 48.803 кр. (Доклад ревизионной коммиссии на 19 (35) засе­дании народно-церковного конгресса 1911 г. 31 мая – в Богосл. Гласнике 1912г, XXI: 1,91. Ср. там же 1910, XVIII: 5, 488–493. Руварац Д., Савремени чланци. Друго коло I. 1910 – в Богосл. Гласнике 1910. XVIII: 3, 234.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Феофилакта, архиеп. Охридского. Можно предположить, что Е. принадлежали и нек-рые греч. книги, на это указывают записи на них ( Polibis L. Griechische Handschriften der serbischen Keiserin Elizabeth//Bsl. 1930. Vol. 2. P. 288-304). Еще при жизни святогорские монахи считали Е. святой, а после смерти к ее могиле стали приходить женщины с просьбами о даровании детей. В записи 1378 г. она названа блаженной. 16 окт. 1643 г. Сербский патриарх Паисий послал мощи Е. на поклон рус. царю Михаилу Феодоровичу . С 1759 г. десница Е. хранится в мон-ре Савина . День памяти Е. празднуется вместе с памятью сына Стефана 2 дек. ( Jycmuh иером. Жumuja светих: Децембар. 1998. C. 52). Однако ее почитание не получило широкого распространения. Е. представлена в росписях юго-зап. части наоса собора в мон-ре Дечаны (1345): в ктиторской композиции в юго-зап. части наоса, в иллюстрации к 24-й строфе Акафиста Пресв. Богородице в сев.-зап. углу притвора и в апсиде парекклисиона свт. Николая. Ктиторская фреска (Е. изображена с юным сыном и сводным братом Душана Симеоном по сторонам) написана поверх первоначального парного портрета Душана и Е. ( М. Манастир Дечани. Београд, 2005. С. 328-329, 439-440, 481). В иллюстрации к Акафисту правящая чета представлена уже после венчания на царство (Там же. С. 368-369, 442-443, 445, 478). Вместе с мужем Е. изображена в росписях собора мон-ря Лесново (1347/48). Во всех случаях это юная красавица с удлиненным овалом лица, в парадном облачении визант. типа. На гравюре 1761 г. из Новой ц. в Мостаре изображена с нимбом вместе с царем Душаном. Лит.: М. Кад се царица Jeлeha?//NKUJФ. 1932. 12; idem. Jeлeha, жена цара Стефана Душана. Дисельдорф, 1975; Руварац И. и царице српске//Зб. Илариона Руварца. Београд, 1934. С. 23-27; Л. Култови лица код срба и македонаца. Смедерево, 1965. С. 190; Острогорски Г. Вселенски cyдuje у Серу// Он же. Buзahmuja и словени. Београд, 1970. С. 258; он же. Серска област после Душанове смрти//Там же. С. 434-440, 453-454, 532-534, 536, 540-544; ivojinovi M.

http://pravenc.ru/text/187025.html

Пакрацкий Никанор (Груич; администратор в 1872-1874); Прокопий (Ивачкович; патриарх Сербский и Карловацкий митрополит в 1874-1879); Герман (Анджелич; патриарх Сербский и Карловацкий митрополит в 1881-1888); патриарх Георгий (Бранкович; 1890-1907); патриарх Лукиан (Богданович; 1908-1913). Ист.: Деклараториум Илирикум//ЛетМС. 1856. 93. Ч. 1. С. 1-62; Акта сабора народа Србског у Темишвару године 1790 држаног и царска Земун, 1861; Српски народни сабор 1769. у Карловцима//ЛетМС. 1872. 114. С. 151-202; Г. Споменици из будимског и пештанског архива. Београд, 1873-1875. 4 збирке. (ГСУД: 2. 3-6); Руварац Д. Mojcuje митр. београдски (1713-1730)//ССКА. 1898. Бр. 34. С. 81-200; он же. Прилози за ucmopujy архиепископа и епископа у мumponoлuju Kapлobaчkoj//ЛетМС. 1899. 198. Св. 2. С. 98-122; 199. Св. 3. С. 119-134; он же. Опис српских фрушкогорских ман-ра: 1753 г. Сремски Карловци, 1903; он же. Дuapujyм Српског Темишварског сабора од 1790. Сремски Карловци, 1914; М. О Прилози за ucmopujy митрополитства му (1731-1737). Нови Сад, 1900; Д. Прилози за ucmopujy српске цркве//Весник Српске цркве. Београд, 1908. 4. С. 293-299; Р. Прилози за ucmopujy Срба у Aycmpo-Yrapckoj у доба nampujapxa Apcehuja III 1913. Бр. 51. С. 16-42; С. за српску ucmopujy из рус. архива и б-ка//Там же. 1922. Бр. 53. С. 1-329; J., M. Српске npubuлeruje од 1690. до 1792. Београд, 1954; Gavrilovi S., Petrovi N. Temišvarski sabor 1790. Novi Sad; Sremski Karlovci, 1972; Р. Српска црква сред. 17. в.//ГСАН. 1980. 2. С. 61-164; С., И. о православним црквама Карловачке мumponoлuje XVIII в. Београд, 1981. Лит.: Кудрявцев А., свящ. Церковный вопрос в Австрии//ХЧ. 1870. Ч. 1. 4. С. 709-740; Ч. 2. 11. С. 849-878; 1871. Ч. 1. 1. С. 150-158; 4. С. 736-755; С. Србски народни сабор у Сремским Карловцима 1869 г. Нови Сад, 1870; Митр. Павле 1884. 137. Св. 1. С. 42-70; Руварац Д. Исторично-критична црта о Земун, 1886; он же. Српски Народни и Црквено-народни Сабори у Yrapckoj од 1690. до данас. Земун, 1889; он же. Постанак и развитак српске црквено-народне abmohoмuje.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

В отношении состава и текстологии издания В. изучены недостаточно. Так, заслуживает внимания факт включения в Триодь постную 1561 г. гомилиария, состоящего преимущественно из поучений Феодора Студита. Шрифты, оформление, издательская техника и репертуар типографии В., существовавшей в отличие от др. продолжительное время, заметно повлияли на южнослав. и румын. книгоиздательство 2-й пол. XVI в. Заметно влияние оформления изданий В. на греч. печатную книгу XVI - 1-й пол. XVII в. ( С. 179-181). Продукция В. оказала воздействие и на деятельность первых московских типографий в сер. XVI в., в частности на Ивана Фёдорова : в послесловии к Апостолу 1564 г. использована часть послесловия Молитвенника, изданного Божидаром в 1520 г. ( С. 179; Немировский 1964. С. 98). Служебник, вышедший в 1583 г. в виленской типографии Мамоничей и предназначавшийся, вероятно, для продажи на Балканах, сопровождает перегравировка заставки Служебника 1519 г. с «типографским знаком» Божидара ( Зернова А. С. Типография Мамоничей в Вильне: XVII в.//Книга: Исследования и материалы. М., 1959. Сб. 1. С. 178). Сюжетные гравюры и заставки изданий В. воспроизводились частично через посредство позднейших венецианских изданий, в продукции укр. и белорус. типографий посл. четв. XVI - 1-й пол. XVII в. ( Степовик Д. Венецианский Часословец и киевский Анфологион//Studia slavico-byzantina et mediaevalia europensia=Исследования по славяно-визант. и западноевроп. средневековью: Посвящ. памяти И. Дуйчева. София, 1988. Vol. 1. P. 171-192; Кенанов Д. За три вильнюски преписа на Евтимиевото житие на св. Петка Търновска//Krakówsko-wilenskie studia slavistyczne. Kraków, 1997. T. 2. C. 230-233) и оказывали заметное воздействие на оформление южнослав. кириллической рукописной книги до XVIII в. ( С. Uлycmpaцuje из штампаних као предлошци српским и бугарским мuhujamypuмa XVI-XVII в.//Словенско Зб. посвящ. проф. Београд, 2002. С. 401-424). Герб В. на рубеже XVII-XVIII вв. был использован Дж. Бранковичем для создания собственного с целью доказать древность и благородство происхождения отца ( Руварац И. Одломци о грофу Илариона Рувараца: Одабрани историски радови. Београд, 1934. Св. 2. С. 12, 13, 15; С. 49).

http://pravenc.ru/text/161003.html

421 См. Jobah Джорджевичь, Радньа благовештенског сабора народа србског у Сремским Карловцима 1861. Нови Сад, 1861 (Прибавления), стр. 187–206. Ср. Joh. v. Csalopvics, Slavonien und zum Theil Creatien. 2 Bde. Pesth, 1819, II, 28–39. 422 Csaplovics, Op. cit. II, 39–45. Ср. (J. Хр. бар. Бapmehшmajna) Кратак uзbeшmaj о станьу pacejahor мhoroбpojhora илирскога народа по цар. а краль. наследничким земльама. Перевод Сандича. Беч (Вена), 1866. 423 Обо всем этом см. Csaplovics, Ор. с. II, 65–66; (J. Jireek) Actenmässige Darstellung der Verhältnisse der griechisch n. u. Hierarchie in Oesterreich, dann der illirischen national Congrease und Vcrhandlungs Synoden wien, 1861. S. 32–37. – Рескрипт этот (или, как его еще называют «деклараторий») был обнародован на латинском и немецком языках. Сербский перевод находится в прибавлении упомянутой книги J. Джорджевич (Радна благов. сабора), стр. 263–293. 424 Подробное описание этой консисторской системы и нынешнюю практическую важность ее представил г. Дuмumpuje Руварац в журнале «Глас Истине» за 1888 г., 21 и сл. 425 Перепечатаны в журнале «Беседа» за 1870 год 2–6) под таким заглавием: «Правила, имиже должни суть и обязанни вси монастирожители, наченше от архимандрита или игумена, даже до наипоследняго монаха, жизнь свою и спасение души своея строити. Еще же и церковная и монастырская внутреняя и внешняя служения исполняти». Эти правила разумеются под «Regulae monasticae» Systemae Cousistorialis в 10 § II отдела. Csaploics, Op. cit. II, 178–179. P. J. Safarik, Geschichte der serbischen Literatur. II Abtheil. Prag, 1865. S. 301. – В 1776 году одним униатом (Athanasius Szekeres) были составлены новые монашеские правила и внесены в регламент 1777 года (см. выше стр. 154). Напечатаны они были на латинском и церковно-славянском языках и разосланы по всем монастырям; но они не были никем приняты. Правила эти носят название «Regulae Monasticae», разделяются на partes, sectiones, capita и, затем, каждый caput на множество понумерованных пунктов, по изложению же походят на «regulae» разных западных орденов. См. о них Csaplovics, Op. cit. II, 170. Safarik, ib. S. 302.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

На рус. иконе кон. XVI в. (Собрание П. Д. Корина. ДР-542) Г. Н. К. изображен со смуглым лицом правильной формы, обрамленным небольшой клиновидной бородой, с усами, короткими вьющимися волосами, с непокрытой головой. На 2-й по старшинству иконе 60-70-х гг. XVII в. (Там же. ДР-510) Г. Н. К. представлен с по-юношески округлым лицом, пухлыми губами, высокими, изогнутыми бровями, голова чуть склонена влево. С кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в., начиная с фрески Воскресенского собора г. Борисоглебска (совр. Тутаев), Г. Н. К. стал изображаться на рус. иконах как воин, защищающий свою веру от ислама: юный, безбородый, в полный рост, с непокрытой русой головой, окруженной нимбом, в кольчуге, воинских доспехах, с мечом в левой руке ( Калиганов. С. 661). Ист.: С. Служба и живот св. Кратовца//ГСУД. 1867. 21. С. 104-131; Яцимирский А. И. Мелкие тексты и заметки по старинной и рус. лит-рам//ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн. 2. С. 168-171; Станимиров С. Едно малко познато житие на св. Георги Нови софийски//ИИД. 1932. Кн. 11/12. С. 290-292; Динеков П. Софийски книжовници от XVI в. София, 1939. Ч. 1. С. 58-74; Ангелов Б. С. Из старата българска, руска и сръбска лит-ра. София, 1967. Кн. 2. С. 268-279; он же. Из старата българска, руска и сръбска лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 99-130; Д. Жumuje Гeopruja Кратовца//Зб. ucmopuje jeзuka и САНУ. Београд, 1976. 10. С. 217. Лит.: Карастоянов Н. Служба с житием и страданием вмч. Георгия Новаго. Самоков, 1855. София, 1978; Danicic D. Sv. Durad Kratovac mucenik XVI v.//Knjizevnik. 1860. N 3. S. 302-307; Гильфердинг А. Болг. житие Георгия Нового Софийского//ЛЗАК, 1862/1863. СПб., 1864. Вып. 2. Прил. С. 1-24; В. Joш нешто о животу св. Кратовца//ГСУД. 1874. 40. С. 121-132; М. Кратовац, Србин. Београд, 1885; Руварац Д. И joш нешто о животу св. Николи Београд, 1893. 13. С. 291-308; Яцимирский А. И. Из истории слав. проповеди в Молдавии и Валахии XV-XVII вв. СПб., 1906. Т. 98; М. Св. Кратовац//Црква и живот. 1924; Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия. София, 1932, 1995р. Т. 2. С. 324-328; Смирнов С. Н. Сербские святые в рус. рукописях//Юбил. сб. Рус. Археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 184; Т. Р. Св. Нови//Emhoлoruja. 1941. Бр. 1. С. 41-143; История на българска лит-ра. София, 1962. Т. 1. С. 338-395; Динеков П. Из истории рус.-болг. лит. связей XVI-XVIII вв.//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 318-324; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 140-146; Партений, еп. Левкийски. Жития на българските светци. София, 1974. Т. 1. С. 43-53; Миловска Д. Кратовски во книжевната и народната mpaдuцuja. Ckonje, 1989; СтБЛ. С. 157, 324-325; Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000.

http://pravenc.ru/text/164411.html

6 Шехатизам псточно-православне српске мumponoлuje карловачке за 1900 г. Приредио прот. Д. Руварац. Изданье саборског одбора Ср. Карловци. 1900. 10 В „Календарь Матине српске за годину 1908» (стр. 144) указы­ваются еще, без обозначения количества душ, протопресвитериаты («npomononujamu»): трештеновацкий и северинский. 11 В „Календаре Матине српске за годину 1908 " (стр. 144) еще «npomononujamu»: вилицкий и петриньский. 13 Богословски Гласник. 1910. XVII: 2, стр. 154 заметка под загла­вием: «Опаданье срба у Yrapckoj». «Богословски Гласник» – дель­ный и к тому же ныне единственный научно-богословский и церковно-общественный ежемесячный журнал карловецкой митрополии, издается с января 1902 г. в Карловнах профессорами “богословии“ под редакцией сначала проф. архимандрита Илариона Зеремского, а с 1909 г. под редакцией проф. пресвитера Владана Максимовича. 14 Названия протопресвитериатов и число душ показаны выше. Во главе протопресвитериатов стоят протопресвитеры, избираемые представителями народа и клира большинством двух третей голосов, а в случае, если такого большинства не получится, назна­чаемые консисторией из числа кандидатов, получивших больше го­лосов. Для того, чтобы приходские обязанности не мешали прото­пресвитеру как должно выполнять свои обязанности по надзору за округом, ему дастся помощник, который за определенное жалованье помогает, в случае нужды, и всем священникам округа. Впро­чем, более состоятельные приходы имеют своих отдельных по­мощников, избираемых церковной общиной и настоятелями при­ходов. 16 В „Кратком очерке истории православных церквей болгар­ской, сербской и румынской или молдо-валашской» акад. Е. Е. Голу­бинского (М. 1871) ряд сербо-австрийских архиепископов, начиная с патриарха Арсения Черноевича, доведен до Самуила Маширевнча († 7 января 1870 г.). После него, занимающего 16-е место в ряду митрополитов карловецких, были таковыми еще: Прокопий Ивачкович († 29 апреля 1881 г.), Герман Анджелич († 26 ноября 1888 г.) и Георгий Бранкович († 17 июля 1907 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

С 1842 по 1861 г. был редактором ж. «Српско-Далматинский магазин» и публиковал в нем свои многочисленные статьи и переводы с нем., итал. и рус. языков. Был автором ж. «Любитель просвещения», к-рый выходил в Карловаце, «Сербской народной газеты» и др. Г. писал об истории и совр. положении серб. народа, призывал к единению сербов и сохранению серб. народности и правосл. веры. С 1882 по 1885 г. редактировал ежегодный ж. «Шематизам православне митрополие и архидиоцезе Дабро-Босанске», в 1887 г. учредил «Дабро-босански источник». Помогал в написании статей митр. Савве (Косановичу). Полемика Г. с архим. Никодимом (Милашем ; буд. еп. Далматинский) по ряду церковно-иерархических вопросов нашла отражение в публикациях Г.: «Протопресвитер и дocmojahcmbo, доказано по светим канонима и по ucmopuju цpkbehoj» (Задар, 1878. Сремски-Карловци, 1880); oдбuja протопресвитер» (Задар, 1880). С 1885 г. член-корреспондент научно-просветительского об-ва Матицы Сербской (Рада и именик Матице српске за 1886 г. Нови Сад, 1887. С. 71), почетный член Сербской королевской академии. Отношения Г. с митр. Саввой (Косановичем) (с мая 1860 по июль 1888) поначалу складывались как учителя с учеником, затем как близких друзей, но закончились разрывом. Анализу этих отношений и степени влияния Г. на митр. Савву и, наоборот, рассмотрению гипотез об участии или о неучастии Г. в отставке митр. Саввы посвящены работы мн. исследователей, напр. прот. Димитрия Рувараца ( Руварац Д. Писма митр. дабробосанског Саве kohзucmopujaлhoм архимандриту а потом и митрополиту дабробосанском//Црква и живот. 1923. Т. 2. 3-4. С. 98-111), В. Максимовича ( В. Митр. Сава 1839-1903. Добрун; Capajebo, 2003. С. 11, 51-53, 58, 92-93, 95-96, 99, 101, 103, 105, 111, 138, 154-155, 161-172, 176, 196, 216-219, 226, 250, 287, 300), Р. Груича ( Р. Писма митр. Дабро-Босанског Саве kohзucmopujaлhoм архимандриту, а потом митрополиту Дабро-Босанском//Црква и живот. 1923. 2. С. 165-176). Митр. Савва в рецензии на биографию Г., составленную прот. Д. Руварацем ( Сава митр. Неколике примедбе на животопис митр. Загреб, 1899. Т. 16. 2), отрицал причастность Г. к своей отставке, но в его словах звучат критическое отношение к управлению Г. кафедрой и, возможно, обида на то, что Г. не добился от властей разрешения на проживание митр. Саввы на территории Сараевской епархии.

http://pravenc.ru/text/164275.html

подробно рассказывал об истории христианства и наставлял в добродетелях. В период его управления, 13 окт. 1781 г., имп. Иосиф II издал Патент о веротерпимости, который предоставил православным право частной религ. практики и свободного совершения богослужений. Впрочем, это не способствовало улучшению положения правосл. сербов в империи, тогда же были закрыты мн. мон-ри. М. был сторонником просвещения, интересовался искусством и науками, был имп. тайным советником, получил степень командора ордена св. Стефана. Сохранился ряд его портретов, в т. ч. выполненный худож. Й. Д. Донатом, вероятно, для митрополичьего двора в Сремски-Карловци, и работы Якова Орфелина и Стефана Гавриловича. Уникальный для этого времени портрет М., выполненный пером, находится в рукописной кн. «Приветствие Моисею Путнику» Захарии Орфелина (Поздрав Mojcejy Путнику. 1757), к-рая включает иллюстрированную похвальную песнь и эскиз церемонии возведения М. на трон Бачского епископа. В 1784 г. М. участвовал в поставлении митр. Цетинского Петра I (Негоша) . Оставил богатую б-ку, большинство томов которой составляют рус. издания. Похоронен в Успенской ц. в Сентендре (Венгрия). Арх.: Сремски Карловци. Архив САНУ. Фонд Б. 1782-2: Док-та Mojceja Путника. 169 (1781. г.): Збирка и диплома; 183 (1786. г.): Збирка и диплома; 194 (1786. г.): Збирка и диплома; 195 (1786. г.): Збирка и диплома; 241; Фонд Б. 1784-16, 1784-18, 1786-6, 1786-14; МСПЦ. Оставина Р. Myзejcku предмети. 21. Лит.: Руварац Д. Прилози за ucmopujy архиепископа и епископа у мumponoлuju Kapлobaчkoj//ЛетМС. 1899. Год. 68. 198. С. 98-122; К. О Kapлobaчkoj nujaцu и Hopмaлhoj школи//ГлИДНС. 1939. 12. Св. 3/4. С. 3-11; Р. Зaxapuja Орфелин. Поздрав Mojcejy Путнику: Тематика лавиринта I//ЗЛУ. 1979. 15. С. 179-206; То же: Тематика лавиринта II//Там же. 1980. 16. С. 145-158; она же. Зaxapuja Орфелин: Поздрав Mojcejy Путнику. Портрет Mojceja Путника//Там же. 1982. 18. С. 71-101; Српски jepapcu. 1996. С. 338-339; Todorovi J. An Orthodox Festival Book in the Habsburg Empire: Zaharija Orfelin " s «Festive Greeting» to Mojsej Putnik.

http://pravenc.ru/text/2564000.html

П. часто обращался с посланиями к священству и пастве, в к-рых рассматривал разнообразные стороны церковной жизни. В 1751 г. он ввел в мон-рях на Фрушка-Горе общежительный устав, что вызвало протест монашествующих. В правление П. в Карловацкой митрополии стали регулярно вестись церковные метрики, было основано неск. б-к и восстановлены мн. храмы и мон-ри, прежде всего на Фрушка-Горе. Для возведения собора свт. Николая Чудотворца в г. Сремски-Карловци П. выделил 67 тыс. крон из необходимых 89 тысяч. В период его управления власти Габсбургской монархии стремились обратить правосл. сербов и румын в унию, правосл. священнослужители и верующие подвергались унижениям, изгнанию, иерархам запрещалось посещать паству, а в Хорватии епископы даже не могли прибыть к местам своего служения. За принятие унии сербам обещали различные блага, а в случае отказа им грозило убийство. Насильное обращение в унию, несоблюдение предоставленных сербам привилегий и упразднение в 1741 г. пограничных орг-ций, в к-рых служили мн. сербы, вызвали в 1751-1753 гг. массовое (точное число неизвестно, предположительно более 100 тыс. чел.) переселение сербов в Россию. Для противостояния унии П. просил священников регулярно совершать богослужения и посещать прихожан, своим видом и поведением заслуживать уважения паствы. Благодаря разносторонней деятельности П. считается самым выдающимся митрополитом Карловацкой митрополии. Похоронен в соборной церкви в Сремски-Карловцах. Ист.: Руварац Д. Опис српских фрушкогорских манастира, 1753. г. Сремски Карловци, 1903; Архив за ucmopujy Српске правосл. карловачке мumponoлuje/Уред.: Д. Руварац. Сремски Карловци, 1911-1914. Лит.: Митр. Павло Бuorpaфcko-ucmopujcke слике//Глас истине. Нови Сад, 1884. Год. 1. Бр. 1. С. 3-5; Бр. 2. С. 11-14; Бр. 3. С. 20-21; Бр. 4. С. 26-28; Т. Циркулари митр. Павла фрушкогорским манастирима//Српски Сион. Нови Сад, 1907. Год. 17. Бр. 10. С. 154-157; Бр. 12. С. 185-189; Бр. 16. С. 252-254; Бр. 19. С. 300-303; Руварац Д. Покрово-Богородичне школе у Карловцима од 1749-1769. Сремски Карловци, 1926; Грданички Д. Посланице митр. Павла Београд, 1929. Год. 4. Св. 1. С. 7-36; Д. Карловачке школе у доба митр. Павла Београд, 1956; Д. Избор и епископа у доба митр. Павла (1749-1768)//Православна мисао. Београд, 1960. Год. 3. Бр. 1. С. 46-57; А. Сеоба Срба у Pycujy током 18. в.//Ucmopuja српског народа. Београд, 1986. 4. Т. 1. С. 233-250; П., прот. Павле (1699-1768)//100 hajзhaмehumujux Срба. Београд; Нови Сад, 1993. С. 102-107; он же. Потиско-поморишка граница и сеоба Срба у Pycujy// Он же. Прилози за ucmopujy СПЦ. Ниш, 1997. С. 96-127; Костяшов Ю. В. Сербы в Австрийской монархии в XVIII в. Калининград, 1997; Н. Митр. Павле Нови Сад, 2017.

http://pravenc.ru/text/2578495.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010