В 1836 г. благодаря П. была открыта Богословия свт. Саввы Сербского в Белграде, для к-рой он также составил устав. Изначально обучение должно было длиться год, но уже в 1838 г. курс увеличился до 2 лет, в 1844 г.- до 4. Одаренных воспитанников П. посылал на обучение в духовные школы России и в уч-ще на о-в Халки. Он заботился об открытии и финансировании народных школ, писал учебники, подбирал учителей. Для улучшения материального положения священства в 1842 г. П. издал предписание, согласно к-рому в каждом приходе следовало ввести табель цен на требы, а для священника построить приходский дом. Заботился о семьях умерших священнослужителей: первый год после смерти вдова и сироты получали половину всех доходов прихода; если сын усопшего священника учился в семинарии, то место на приходе оставалось вакантным до окончания его обучения. П. ввел правила управления имуществом мон-рей, ведения счетов, определил обязанности настоятелей и насельников. Член САНУ (1842). После повторного прихода к власти в Сербии в 1858 г. кн. Милош запретил П. встречать его в Белграде из-за распространившейся клеветы на митрополита. В результате П. подал в отставку и 15 янв. 1859 г. выехал в Австрийскую империю, где 20 апр. 1859 г. возглавил кафедру Горно-Карловацкой епархии . Скончался во время работы Церковного Собора Карловацкой митрополии. Похоронен в мон-ре Крушедол. Ист.: А. О митр. Петра у Цариграду//Богословски архив. Алексинац, 1900. Год. 1. Бр. 1/3. С. 54-59; Руварац Д. Митр. Стеван и Павле митр. Петар//Летопис тимочке enapxuje. Зajeчap, 1925. Год. 3. С. 19-28. Лит.: Руварац Д. Дозвола митр. Стевана да секретар Милоша Павле може бити за митрополита//Српски Сион. Нови Сад, 1906. Год. 16. Бр. 9. С. 250; А. Петар митр. Београдски: живот и рад (1833-1859). Београд, 1911; Д. Петар митр. Cpбuje (1833-1859, † 1864): Поводом смрти//Православна Мисао. Београд, 1964. Год. 7. Св. 2. С. 35-52; Ucmopuja. 1966. 2. С. 358-389; Српски jepapcu. 1996. С. 403-405; Urhamuje мон. 175 година Бorocлobuje св. Саве у Београду (1836-2011). Београд, 2011. С. 34-58; П. Београдска бorocлobuja// Он же. Прилози за ucmopujy Српске православне цркве. Београд, 2014. 4. С. 137-142.

http://pravenc.ru/text/2580306.html

По народному преданию, зафиксированному в 1-й пол. ХХ в., родиной Е. были Васоевичи на р. Лим, где в его честь была возведена церковь, а церковный холм позднее получил название Ястач (серб. от Ebcmamuje) ( 1965. С. 80; В. Света Гора и Хиландар до XVI в. Београд, 1985. С. 92). Е. был сыном «богобоязненных родителей» из Будимлянской жупы (совр. Черногория). Вероятно, его родители принадлежали к знатному роду, т. к. дали сыну хорошее образование. В детстве он выучил грамоту и «ум свой приковал к божественному учению». В юном возрасте поступил в мон-рь арх. Михаила на Превлаке под Котором, в к-ром находилась кафедра Зетской епархии, и ок. 1250 г. еп. Зетским Неофитом был пострижен в монахи ( Руварац И. Владике зетске и црногорске//Npocbjema. 1892. С. 15). Проложное Житие уточняет, что родители хотели женить сына и венчание должно было состояться в ц. арх. Михаила, но юноша опередил брачную церемонию, получив у епископа благословение на постриг. Проложное Житие также сообщает, что Е. нек-рое время был игуменом в мон-ре Милешева («в великой церкви Спасове, идеже лежат честные мощи святаго Савы»). По благословению еп. Неофита он с 2 спутниками долгое время жил на Св. земле. На обратном пути Е. посетил Афон и был избран игуменом мон-ря Хиландар. Первое упоминание его как игумена Хиландара с сент. 1262 по авг. 1263 г. имеется в записи книгописца Феодора (которого в лит-ре принято отождествлять с агиографом Феодосием Хиландарцем ) в Шестодневе Иоанна Экзарха 1263 г. (ГИМ. Син. 345. Л. 143а; Записи. 1. С. 8-9. 20; Actes de Chilandar/Éd. M. ivojinovi, V. Kravari, Ch. Giros. P., 1998. Vol. 1: Des origines à 1319 (ArAth. Vol. 20). Последний раз на Афоне Е. упоминается в 1265 г. ( Petit L. Actes de Chilandar: Actes grecs//ВВ. 1911. Т. 17. Прил. 1. С. 8-10). Е. успешно управлял мон-рем, снискал уважение покровителей Св. Горы, раздавал полученные обителью пожертвования нуждающимся. Неизвестно, когда и почему Е. перестал быть игуменом Хиландара (следующий игум. Стефан упом. в 1287). Возможно, его призвали в Сербию, чтобы поставить на овдовевшую Зетскую кафедру. Е. отказывался от епископского сана, но ок. 1270 г. возглавил кафедру. После кончины Сербского архиеп. Иоанникия I на Соборе, созванном кор. Милутином , в июне 1279 г. Е. был единогласно избран предстоятелем Сербской Церкви. В 1285 г. по его распоряжению кафедра Сербской архиепископии была перенесена из мон-ря Печ в мон-рь Жича . Тяжело заболев, Е. призвал к себе епископов, священников и мирян и дал им указания по управлению Церковью, чтобы его смерть не привела к церковным раздорам. Был торжественно погребен в устроенной им самим мраморной раке в соборе в Жиче. Почитание

http://pravenc.ru/text/187467.html

В новейший период отдельная М. е. была образована в 1992 г. Ею управляли: как администратор - еп. Канадский Георгий (Джокич) в 1992-1994 гг.; еп. Василий (Вейнович) в 1994-1997 гг.; еп. Филарет (Мичевич) в 1997-2015 гг. Владыка Филарет способствовал реконструкции мон-ря Милешева, восстановлению разрушенных и открытию новых храмов. В 1997 г. епархия была разделена на 3 наместничества, в ней действовали 3 мон-ря (Милешева, Баня и Троицкий под Плевлей) и 18 приходов, в которых служили 17 священников. В наст. время в М. е. 14 обителей. Помимо Милешевы это Баня монастырь во имя святителя Николая , Бистрица (в с. Бистрица близ Приеполя, в честь Успения Пресв. Богородицы; основан в 1-й пол. XIII в., при турках пришел в запустение, обновлен в 1872 и 2004), Давидовица , Доволя , Дубница (во имя Св. Троицы, основан патриархом Печским сщмч. Гавриилом I (Раичем) , впосл. сожжен и восстановлен в 2007), Дубочица (во имя свт. Николая Чудотворца; основан в 1565, при строительстве водохранилища в 1983 перемещен на 11 км южнее), Куманица (в честь Собора арх. Гавриила; основан на рубеже XIII и XIV вв., при кор. Милутине разрушен не позже 2-й пол. XVII в., восстановлен в 2001), Ораховица (или Мажичи; во имя вмч. Георгия Победоносца; основан в нач. XIII в.), Пустиня (во имя апостолов Петра и Павла; основан на рубеже XIV и XV вв., в XVII в. разрушен турками, восстановлен в 2003), Джурджевича-Тара (во имя арх. Михаила; основан в XIV в., при турках разрушен, восстановлен в 2000), Селяни (в честь Успения Пресв. Богородицы; основан в XIV в.), во имя святых Космы и Дамиана (основан в 2010, подворье (метох) мон-ря Милешева), Плевлянский монастырь во имя Святой Троицы . В 2012 г. власти Черногории предписали 7 священникам М. е., имевшим гражданство Сербии, покинуть страну. По причине нехватки духовенства это решение осложнило деятельность епархии. Лит.: Руварац И. О хумским епископима и херцеговачким митрополитима до године 1766. Мостар, 1901; В. Р. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950; П. Прилози за ucmopujy СПЦ. Ниш, 1997. С. 20-44.

http://pravenc.ru/text/2563200.html

Во время управления М. была отменена часть привилегий, предоставленных в империи сербам, изменена процедура избрания митрополита (введено выдвижение 3 кандидатов), для ремонта старых и строительства новых храмов стали требоваться разрешения властей, а священство было передано гражданскому суду и обложено теми же налогами, что и др. верующие. В 1724 г. был создан совет из 57 членов для поддержания храмов и монастырей, попечения о бедных, открытия и содержания школ, контроля за порядком совершения служб, внешним видом и поведением священников в общественных местах. С 1727 г. на приходах стали вести метрические книги. В 1728 г. были изданы «Правила для священства». При М. был устроен Архиепископский суд, началось строительство митрополичьей резиденции в Белграде. Все изданные им распоряжения были подтверждены на Народно-церковном соборе 1730 г. в Белграде. Как представитель православных подданных, М. защищал при габсбургском дворе их права и привилегии при помощи т. н. общенародных опекунов (туторов), должность которых была введена Народно-церковным собором в 1726 г. М. поддерживал контакты с Россией, по его личной просьбе имп. Петр I прислал большое количество книг. При М. была введена в употребление церковнослав. редакция богослужебного языка вместо сербско-славянской. Усилению рус. влияния способствовало открытие школ, приглашение в них учителей из России и преподавание по рус. учебникам. Первым по приглашению М. в 1727 г. в Русско-славянской школе стал преподавать М. Суворов. М. направлял юношей на обучение в Россию, прежде всего в КДА. Назначил своим преемником еп. Темишварского Николая (Димитриевича), но вместо него митрополитом Карловацким в 1731 г. стал Викентий (Йованович) . Был похоронен в Соборной церкви Белграда. После передачи Белграда Османской империи (по условиям Белградского мира 1739 г.) его прах перезахоронили в мон-ре Крушедол . Лит.: Тестамент митр. Mojceja 1868. Бр. 4. С. 31; Бр. 5. С. 39; Бр. 6. С. 46-47; Бр. 7. С. 55-56; Руварац Д. Mojcuje митр. Београдски, 1713-1730//Споменик Српске Akaдeмuje. Београд, 1898. Бр. 34, С. 81-200; он же. Писма М. Суворова руско-српског и митр. Mojceja же. 1910. Бр. 49. С. 74-95; Д. Прилози за ucmopujy српске цркве//Весник СЦ за 1909. Београд, 1909. С. 922-923; Р. Л. Срби под aycmpujckoм 1718-1739//Ucmopuja српског народа. Београд, 1986. 4. Д. 1. С. 126-142; Ucmopuja. 1991. 1. С. 371-373, 381-383; Српски jepapcu. 1996. С. 333-337; Костяшов Ю. В. Сербы в Австрийской монархии в XVIII в. Калининград, 1997; Точанац И. Прописи за свештенике и napoxujahe архиепископа и митрополита београдско-карловачког Mojcuja часопис. 2002. Бр. 48. С. 147-164; она же. Општенародни тутори//Мешовита Београд, 2007. Бр. 28. С. 7-20; М. Ucmopujcku преглед Српске православне мumponoлuje карловачке// Косовац М. Српска православна мumponoлuja карловачка по подацима од 1905. г. Загреб, 2012. С. 68, 72-75.

http://pravenc.ru/text/2563998.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАНКОВИЧ Брáнкович [серб. Джордже (ок. 1645, Енополь (совр. Инеу, Румыния) - 19.12.1711, Хеб (совр. Чехия)), серб. и румын. политический деятель, хронист и церковный писатель. Младший брат Трансильванского митр. Саввы (Бранковича) . В молодости жил в Валахии и Трансильвании; на основании фамилии необоснованно претендовал на родство с серб. деспотами XV-XVI вв. В 1668 г. сопровождал митр. Савву во время его путешествия в Москву, где в составе посольства был принят царем Алексеем Михайловичем. В 1675 г. назначен представителем трансильванского кн. Михаила I Апафи при Оттоманской Порте. Вернувшись в Валахию, поддерживал тесные связи с господарем Шербаном Кантакузино. В 1689 г. отправился в Сербию для участия совместно с австр. войсками в антиосманских действиях, но был арестован по приказу австр. командования. Вплоть до своей кончины находился в заключении, имея, однако, возможность заниматься лит. деятельностью. В 1743 г. останки Б. были перенесены в мон-рь Крушедол (Фрушка-Гора). Б.- автор исторических хроник, написанных на румын. и сербско-церковнослав. языках. Первая, «Хроника словенов, Мезии Верхней и Нижней», посвященная истории прежде всего сербов, была закончена в 1687 г., во время его пребывания в Валахии. Вторая совпадает с ней по содержанию, но события изложены более подробно. Как хронист Б. находился под влиянием венг. и румын. историографической традиции, хотя широко использовал при этом серб. и др. слав. источники. В XVIII в. серб. хроника была весьма популярна и неоднократно переписывалась. В б-ке АН в Белграде сохранились 3 рукописи на румын. языке, содержащие сочинения Б. «Книгу святых молитв», «Катехизис» (имеет полемическую направленность против кальвинистов и католиков) и «К истинным странникам». Лит.: Руварац И. Одломци о грофу и Apcehujy nampujapxy: С три излета о makoзbahoj beлukoj сеоби српског народа. Београд, 1896; Н. О хроникама грофа за jeзuk, ucmopujy и фолклор. Београд, 1926. 6. 1. С. 1-45; Istoria literaturii romîne: Folclorul: Literatura romîn în perioada feudal (1400-1780). Bucureti, 1964. P. 432-436; Исторические связи народов СССР и Румынии в XV - нач. XVIII в. М., 1968. Т. 2. С. 339-340, 396; 1970. Т. 3. С. 115; P curariu. IBOR. Vol. 2. P. 205; Стара српска книжевност: Основе. Београд, 19952. С. 64-65, 68-70, 73.

http://pravenc.ru/text/153335.html

Дальнейшая судьба В. и его статус неясны. Вероятно, он добровольно или вынужденно оставил престол в Зете и жил в одном из своих уделов в материковой Сербии. 3 июня 1208 г. клятву на верность венецианскому дожу Пьетро Зиани принес в качестве короля Зеты сын В. Георгий, хотя он сам еще именовался вел. князем в надписи 1209 г., обнаруженной в нач. 50-х гг. XX в. в Богородичной церкви в Студенице ( С. и kohзepbaцuja фресака у Студеници//Конзерваторски и испитивачки радови. Београд, 1956. С. 38-40). В связи с тем что после смерти В. верховная власть в Сербии окончательно утвердилась за св. Стефаном Первовенчанным и его потомками, в родословах, созданных в посл. четв. XIV в., В. вопреки исторической истине иногда называют 2-м сыном Немани. Из Жития деспота св. Стефана Лазаревича, содержащего один из таких родословов (см.: Куев К. , Петков Г. Събр. съч. на Константин Костенечки. София, 1986. С. 354, 357, 372), эта версия попала в Русский Хронограф (ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 395-396. Гл. 194) и Никоновскую летопись (ПСРЛ. СПб., 1885. Т. 10. С. 42, 48). Двое из прямых потомков В., его младший сын жупан Дмитрий (мон. Давид, основатель мон-ря Давидовица) и правнучка последнего, жена кн. мч. Лазаря Милица (мон. Евгения, великосхимница Евфросиния),- местночтимые святые Сербской Церкви (см.: Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 188, 202). Изображения В., отличающиеся устойчивостью иконографии, восходящей к прижизненному портрету в Студенице, известны в составе композиции «Лоза Неманина», в частности во фресках в Пече (1330) и в Дечанах (1350). Лит.: Руварац И. Вукан hajcmapuju син Стефана и Николе Београд, 1888. 10. С. 9-11; И. О noлoжajy Зете у државе гласник. 1950. 1-2. С. 111-112; Глагола «работати» у студеничком натпису из 1209 г.//Зограф. 1967. 2; Ucmopuja Црне Горе. Титоград, 1970. 2. Т. 1. С. 5-8; Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1975. С. 187-194, 196-199, 203-208; Le ny R. Studia nad pocztkami serbskiej monarchii Nemaniczów: poowa XI - koniec XII w. Wrocaw etc., 1989. S. 180, 197, 205-207, 213, 214, 225, 232; Джурич В. Византийские фрески. М., 2000. С. 86, 90, 106, 128, 357; Запис старца Симеона у Вукановом 2002. 67. Св. 1-4. С. 64, 69, 71-73, 76; Флоря Б. Н. У истоков религ. раскола слав. мира: XIII в. СПб., 2004. С. 44-49.

http://pravenc.ru/text/160993.html

14 окт. 1804 г. И. отправил из Нови-Сада письмо рус. царю Александру I Павловичу с планом образования Сербского царства под покровительством России. В нем он выступал от имени «20 миллионов душ, стенающих под турецким игом». Ссылаясь на данные еще в грамотах Петра Великого обещания, он пишет, что настал час для «избавления нашего из-под лютого варварского тиранского ига турецкого». «Дайте нам на полмиллиона душ нашего народа оружия и пороху и сербов наших в России,- восклицает И.- Мы вместе с вашими войсками изрубим и побием наголову всех наших тиранов. Сербская целая нация по своей доброй воле и усердию желает войти в высокославное Вашего Императорского Величества вечное подданство и покровительство». От имени всего народа он предложил передать серб. престол цесаревичу Константину Павловичу, с тем, однако, условием, чтобы тот впредь именовался и подписывался «царь сербский Константин Неманя» и чтобы «Сербия завсегда составляла одно тело с Россиею». Вместе с прошением Александру I он отправил аналогичные письма митр. С.-Петербургскому и Новгородскому Амвросию (Подобедову) , министру внутренних дел В. П. Кочубею и министру юстиции П. И. Лопухину. Предложение о создании Сербского царства на отвоеванных у Турции землях не встретило поддержки у российского правительства, к-рое в то время находилось в союзнических отношениях с Портой. По предложению А. Чарторыйского царь поручил митр. Амвросию дать ответ, «составленный в генеральных выражениях». К высказанным И. идеям рус. и серб. стороны вернулись уже после смерти епископа, с началом новой войны с Турцией (1806-1812). Соч.: Обращение бачского еп. Й. Йовановича к Александру I//Политические и культурные отношения России с югослав. землями в XVIII в. М., 1984. С. 399-401. Лит.: Руварац Д. Митр. Стеван и Jobah бачки епископ, први веснице српске слободе//Архив за ucmopujy Српске правосл. карловачке мumponoлuje. Сремски Карловци, 1914. Бр. 4. Св. 1. С. 90-95; Д. Покрет у cebepoзanaдhoj Cpбuju и бачки еп. Jobah 1788-1790//ГСКА. 1930. Бр. 138. С. 147-208; В. Еп. Jobah и Српска ruмhaзuja у Новом Саду//ЛетМС. 1932. Год. 106. 332. Св. 1/3. С. 187-194; 333. Св. 1/2. С. 119-134; К. Из ucmopuje Новог Сада: У доба Кочине kpajuhe и првог српског устанка//ЗбМСД. 1954. Бр. 7. С. 49-85; Достян И. С. Планы основания славяно-сербского гос-ва с помощью России в нач. XIX в.//Славяне и Россия. М., 1972. С. 98-107; Первое сербское восстание 1804-1813 гг. и Россия. М., 1980. Кн. 1. С. 84-86; О. Jobah бачки епископ (1732-1805): и полит. uдeje//Теолошки погледи. Београд, 1982. Год. 14. Бр. 3/4. С. 165-174.

http://pravenc.ru/text/469486.html

Написал тропарь и кондак прп. Стефану Пиперскому , перевел с греч. языка Литургию ап. Иакова (см. Литургия Преждеосвященных Даров апостола Иакова ) и «Оду на воспоминание второго пришествия Христа», стихотворный вариант перевода к-рой составил Захария Орфелин (Вена, 1760). На полях нек-рых книг (как минимум 7, в основном Панегириков) обнаружены заметки П. о путешествиях. Последние 3 года жизни он составлял «Автобиографию», которая считается 1-м текстом этого жанра в сербской и болгарской лит-ре (Abmoбuorpaфuja Napmehuja епископа Д. Руварац//Српски Сион. Нови Сад, 1905. Год. 15. Бр. 14. С. 396-399; Бр. 15. С. 430-432; Бр. 18. С. 526-528; Бр. 19. С. 553-556). В «Автобиографии» он рассказывает в основном о путешествиях и о различных своих страданиях. Города и местности П. связывает прежде всего с подвизавшимися здесь святыми или с хранящимися мощами: так, он впервые сообщает о почитании в мон-ре Острог мощей юного Станко, убитого турками за отказ принять ислам. В повествовании П. не разделяет народы по национальности, а рассказывает про единый правосл. народ, страдающий от врагов - турок или католиков. Текст включает его воспоминания о встречах с разными людьми и о нек-рых исторических событиях. Похоронен в соборе в г. Сремски-Карловци. Лит.: С. Српска бuблuorpaфuja од 1741. до 1867. г. Београд, 1869; Т. Дocumej у Хопову. Нови Сад, 1907. С. 24, 304; он же. Зaxapuja Орфелин: Живот и рад му. Београд, 1923. С. 87; Б. О писцу прве српске aymoбuorpaфuje у XVIII. и jeзuk. Београд, 1968. Год. 15. Св. 4. С. 43-49; Бояджиев П. Партений Павлович. София, 1988; Farkas Barati M. Partenije Pavlovi, autor prve autobiografije u Srpskoj i Bugarskoj knjievnosti//Acta Universitatis Szegediensis: Dissertationes Slavicae. Sect. Historiae litterarum. Szeged, 2004. T. 23. P. 287-295; Ж. Место, зhaчaj и улога еп. Napmehuja у cpnckoj цpkbeho-hapoдhoj прошлости и прве пол. XVIII в.//Траг. Врбас, 2009. Год. 5. 5. Св. 20. С. 147-153; В. Napmehuje и лumyprujcku живот у Mumponoлuju// Он же. Српска барокна meoлoruja. Београд, 2010. С. 219-221.

http://pravenc.ru/text/2579083.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Викентий (Йованович), митр. Карловацкий. Портрет. XVIII в. (Йованович; 1689, Сентендре, близ Будапешта - 6.06.1737, Белград), митр. Карловацкий. Монашество принял в мон-ре Раковац. На церковно-народном Соборе 1726 г. был избран епископом Енопольским и Великоварадским. На соборе, созванном 15 февр. 1731 г., после смерти митр. Карловацкого Моисея (Петровича) , успешно противостоял попыткам имп. комиссара ген. Локателли разделить Белградско-Карловацкую митрополию на 2 епархии. 22 марта 1731 г. был избран на Карловацкую митрополию. 1 нояб. 1733 г. ввел особые дисциплинарные правила для духовенства, вменил приходам в обязанность ведение метрических книг, ввел в мон-рях общежительный устав. В 1736 г. В. предпринял попытку создать Великий духовный суд в Сремски-Карловци и малые духовные суды (или консистории) во всех епархиях. Активно противодействовал пропаганде унии. Заботился о просвещении сербов, при согласии венского двора открыл лат. школы в Белграде, Сремски-Карловци, Осиеке и Дале, пригласив преподавателей из России. Жаловался российской имп. Анне Иоанновне на притеснения сербов австр. властями. В 1735 г. в мон-ре Раковац построил колокольню и часовню во имя свт. Николая. В Белграде планировал возвести соборную церковь, здания школы, народной б-ки и больницы, но из-за материальных трудностей смог начать лишь строительство храма, в к-ром через 2 года был похоронен. В 1749 г. останки В. были перенесены в мон-рь Раковац и положены в часовне свт. Николая. Лит.: Руварац Д. Живот и архиеп. српског и митр. београдског и карловачког//Српски Сион. Нови Сад, 1893. С. 712; Р. Преглед ucmopuje Карловачке мumponoлuje од 1695 до 1919 г.//Српска Православна Црква, 1219-1969: Споменица о аутокефалности. Београд, 1969. С. 225-227; он же. Шабац и шабачка haxuja (дистрикт) од 1683 до 1739 г.//Шабац у прошлости. Шабац, 1970. 1. С. 316-317; Р. Православна Српска Црква. Београд, Kparyjebaц, 1995. С.120-121. Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/158470.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ГЛАСНИК» название неск. периодических изданий Сербской Православной Церкви. «Гласник Православне Цркве у Cpбuju» (Вестник Православной Церкви в Королевстве Сербия) учрежден Архиерейским Собором Православной Церкви Королевства Сербия в 1898 г. Издавался с нач. 1900 до 1907 г. раз в месяц, до 15 июня 1914 г. 2 раза в месяц. Отражал широкий круг вопросов как церковной, так и светской жизни, способствовал развитию богословия и церковной истории. Содержал следующие основные рубрики: «Официальная часть» (Службени део), «Церковная проповедь» (Црквено беседништво), «Статьи и дискуссии» (Чланци и расправе), «Вести из сербских и иных церквей» (Вести из српских и других цркава), «Заметки» (Белешке), «Обзоры книг и периодических изданий» (Прикази книга и листова), «Некрологи». Редакторами были Добросав Ковачевич, Стеван Веселинович, Петр Протич, Миливой Петрович, Иосиф (Цвийович ; буд. митрополит Скопский) и др. Перестал выходить из-за начала первой мировой войны. «Гласник. Службени лист Српске православне nampujapшuje» - ежегодник, издававшийся с 1920 г. как продолжение «Гласника Православне Цркве у Cpбuju», с 1939 г. стал выходить под названием «Гласник. Службени лист Српске православне цркве». Содержание в целом не изменилось, хотя рубрикация стала менее строгой. Нек-рые номера были целиком посвящены отмечаемым историческим датам: 600-летию учреждения Патриаршества в Сербии (1946), 150-летие 1-го восстания в Сербии (1954) и др. Публикуются исторические источники (документы, мемуары), рецензии, переводы и обзоры иностранной прессы. В течение 30 лет в Г. регулярно помещаются богословские штудии - ответы Сербских Патриархов (в наст. время Павла ) на вопросы читателей. Редакторами Г. были профессора Афанасий Попович, прот. Сретен Вуичич, протоиереи Добривое Николич, Димитрий Руварац , Милош Парента, еп. Герман (Джорич ; впосл. Патриарх Сербский), протодиак. Живан Стефанович, еп. Даниил (Крстич) , проф. Драган Милин. С Г. сотрудничали такие известные авторы, как проф. прот. Радослав Груич , проф. прот. Лазарь Миркович , Н. Радойчич, Дж. Радойчич и др. Лит.: Ж. Прилози ucmopujcke садржине у Гласнику - службеном листу Српске правосл. Цркве од 1945 до 1985 гг./Зб. Матице српске за ucmopujy. 1991. Т. 43. С. 221-243; он же. Прилози ucmopujcke садржине у «Гласнику», службеном листу Српске правосл. Цркве од 1945 до 1990 гг.//Гласник. Београд, 1992. 73. С. 202-217; Азбучник Српске Православне Цркве по Радославу Сл. Београд, 1993. С. 61; С. Гласник//Ehцukлoneдuja српске ucmopuorpaфuje. Београд, 1997. С. 67; Ж. Д. Ш. Гласник//Ehцukлoneдuja 1. Т. 2. Београд, 2002. С. 444. И. А. Чарота Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/165087.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010