Божидар Вукович. Бюст. XX в. Подгорица (Черногория) (посл. четв. XV в. (?), Старчева Горица (в текстах писал Гюричи) или Подгорица, Зета (совр. Черногория) - кон. 1539 или нач. 1540, Венеция). Происхождение неясно, сведения о его появлении в Венеции и о раннем, до начала книгоиздательства, венецианском периоде жизни практически отсутствуют. Архим. Иларион (Руварац) предположительно отождествлял Божидара с Божидаром Греком - логофетом (главой канцелярии) правителя Зеты Ивана-бега Црноевича, упоминаемым в записи 1486 г. ( Руварац И. Montenegrina. Земун, 1899. С. 263; Записи. 1. С. 112, 355). Эта гипотеза получила почти общее признание в научной лит-ре и стала основанием для датирования рождения Божидара В. временем ок. 1460-1465 гг., но то обстоятельство, что его брат Гаспар жил и активно действовал еще в 1563 г., не позволяет согласиться с этим. Указания на греч. происхождение Божидара в источниках отсутствуют: его принадлежность к греч. общине в Венеции (при отсутствии в городе серб.) говорит только о его Православии, а во всех словах, предпосланных им к изданиям, подчеркивается его принадлежность к серб. народу. Вероятно, во время захвата Зеты турками (1496) он был еще молод, не старше 20, и покинул родину вместе с родителями. Его семья не отличалась знатностью происхождения. Существующая генеалогическая легенда В. оформилась в 1520-1546 гг. Ок. 1520 г., возможно в связи с коронацией имп. Карла V (1519), Божидару либо его отцу или деду («преждним моим и мне»), по словам из предисловия к Октоиху 1536-1537 гг., был дарован герб В. (возведены в дворянское достоинство или получили подтверждение в нем). Не исключено, что уже тогда В. на основании фамильного прозвища связали свое происхождение с потомками (деспотами) Вука Бранковича, муж. линия к-рых пресеклась в 1516 г. (см. ст. Бранковичи ). Впервые западноевроп. по характеру герб В. изображен в 1520 г. на поле иконы «Спас Нерукотворный», снабженной по поручению Божидара его напарником иером. Пахомием соответствующей подписью ( Л. Икона са записом Божидара Београд, 1932. Бр. 7. С. 127). С 1536 г. Божидар называет себя воеводой.

http://pravenc.ru/text/161003.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Янкович; ок. 1658 - 18(29).03.1712), митр. Суздальский и Юрьевский. В эпитафии Е. указано, что он «родом Сербин... отечеством Скопья Сербска града... Пастырь девятнадцать лет Христова стада, прежде Пятицерквенский...», умер в возрасте 54 лет (исходя из этого определен возможный год рождения). В серб. источниках Е. упоминается с прозвищем Тетовац, поэтому некоторые исследователи считали, что он был родом из г. Тетово (совр. Македония). По сообщению брата Е., их отец был торговцем, возможно, семья переезжала из города в город. До великого переселения сербов 1690 г., когда Е. ушел вместе с патриархом Арсением III (Черноевичем) и поселился в г. Сентендре (совр. Венгрия), о нем ничего не известно. Согласно записи в рукописи, переписанной в апр. 1701 г. и хранившейся в церкви в г. Печ (совр. Венгрия), на Пасху 1694 г. в Успенском храме в Сентендре патриархом Арсением III Е. был хиротонисан во епископа «Петоцркванского и Мухачского Сегетвару и Канижи, Шиклеушу и прочим» ( Записи. 6. 10202; в тот период Мохачская епархия охватывала обл. Баранья и по названиям больших городов именовалась Печуйской, Петоцркванской, Сечуйской и Сигетской). Однако, исходя из упоминания в эпитафии, что Е. был архиереем 19 лет, можно предположить, что он был хиротонисан в 1693 г. Патриарх Арсений III просил утвердить права Е. наряду с правами др. серб. православных епископов, служащих на территории Австрийской империи. Имп. Леопольд I (1658-1705) 4 марта 1695 г. выдал диплом, к-рый утвердил Е. в качестве епископа Сигетского («Sigetiensis»). В дипломе Е. случайно был назван Евфимием, поэтому 2-й еп. Мохачский часто ошибочно упоминается под этим именем (см.: Иларион (Руварац), архим. О enapxuju Neчyjcko-Moxaчko-Ceчyjcko-Curemckoj: 1695-1733 гг. Сремски Карловци, 1922. С. 11). Филигранная надпись на переплете Евангелия сообщает, что она была выполнена «по заказу епископа Мохачского Ефрема в 1695 г.» (см.: Г. О српском XVII в. из збирке FITZWILLIAM-obor Myзeja у С. Београд, 1969. С. 20). В апр. 1701 г. Е. находился в Пече, но вскоре был вынужден покинуть епархию из-за давления на него иезуитов. Обращения к имп. Леопольду I не помогли ему вернуть епархию, и он нашел убежище в мон-ре Св. Троицы в Плевле (совр. Черногория). Еще в 1706 г. католич. архиеп. Эстергома кард. Леопольд Колонич просил австр. имп. Иосифа I не допускать возвращения в епархию Е., мешавшего расширению влияния униатов.

http://pravenc.ru/text/182135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕНА АНЖУЙСКАЯ (2-я четв. XIII в.- 8(15).02.1314, Брняк, Косово), св. серб. королева (пам. 30 окт., 8 и 15 февр.), жена кор. Стефана Уроша I, мать святых королей Стефана Драгутина (см. Феоктист , прп.) и Стефана Уроша II Милутина . Год и место рождения Е. неизвестны. Происходила из знатной французской семьи, проживавшей, по всей видимости, в Италии, визант. владениях крестоносцев или в Венгрии и, возможно, находившейся в неустановленной степени родства с анжуйской королевской династией в Неаполе (ее представители короли Карл I и Карл II в переписке именовали Е. А. «сестрой»), более конкретные данные о ее семействе отсутствуют (обзор мнений см.: Иларион (Руварац). 1934; 1958; McDaniel. 1982/1983). Прозвище Анжуйская применительно к Е. употребляется в научной лит-ре с кон. 50-х гг. XX в., начиная со статьи Г. Суботича. Житие Е. А., написанное вскоре после ее смерти архиеп. Печским Даниилом II , и документальные источники рисуют 2 образа, лишь отчасти соприкасающиеся друг с другом. Е. А. получила хорошее образование, владела неск. языками. Между 1250 и 1255 гг. была выдана замуж в Сербию, родила 5 детей: Драгутина и Милутина, Стефана (могила в мон-ре Студеница) и 2 дочерей (одна умерла в младенчестве, судьба другой, Брнчи (Прнчи), неизв.). На протяжении большей части жизни Е. А. сохраняла приверженность католич. Церкви, была сторонницей церковной унии, к которой склоняла не только мужа и сыновей, но и своего свата (тестя Милутина) болг. царя Георгия I Тертера ( Jupeчek. 1978. 1. С. 191; Флоря. 2007. С. 168-169). Состояла в переписке с Римскими папами, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола (Там же. С. 169). Основала францисканские мон-ри близ Бара и Котора, давала (вместе с сыновьями) пожалования бенедиктинским мон-рям св. Марии на мысу Ратац (к северо-западу от Бара), св. Николая и святых Сергия и Вакха на р. Бояне (там сохр. лат. надписи с именами Е.

http://pravenc.ru/text/189749.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Иларион (Руварац). Фотография. Ок. 1900 г. (Руварац Йован; 1.09. 1832, Сремска-Митровица - 8.08. 1905, мон-рь Гргетег), архим., ректор Карловацкой ДА, сербский историк, акад. По окончании начальной школы учился в гимназиях в Сремски-Карловци и в Вене, в 1852-1856 гг. студент юридического фак-та Венского ун-та, в 1859 г. окончил Карловацкую ДА. 1 янв. 1861 г. принял монашеский постриг в мон-ре Крушедол . Благодаря блестящему образованию стал быстро продвигаться по службе: сначала был назначен на должность писаря церковного суда, в 1872 г. стал преподавателем ДА в Сремски-Карловци, в 1874 г. поставлен архимандритом мон-ря Гргетег , в 1875 г. вернулся в академию на должность ректора до 1882 г. После конфликта с патриархом Германом (Анджеличем) был уволен из академии. Отказался занять кафедру Темишварского епископа и до конца жизни был настоятелем Гргетега; под его рук. обитель стала важным центром Православия в Австро-Венгрии. Особое внимание он уделял монастырской б-ке, к-рую ему удалось увеличить почти в 2 раза. Еще во время учебы И. увлекся национальной и церковной историей, занимался изучением исторических источников и историографии на разных языках: он знал греческий, латынь, немецкий, читал по-итальянски и по-венгерски. Был австрофилом и последователем нем. историка Леопольда фон Ранке , к-рый призывал показывать события прошлого так, «как они в действительности происходили», без вымысла и приукрашивания. Страстно полемизировал с представителями господствовавшей тогда в серб. исторической науке романтической школы, став родоначальником научно-критического направления национальной историографии. Исследовал документальные источники, прежде всего по средневек. истории, и много сделал для их публикации и критического анализа. Немало трудов И. посвящено истории Сербской Православной Церкви. Он составил жизнеописание 1-го Сербского архиеп. Саввы , писал о Рашских епископах и митрополитах, Печских патриархах XVI-XVII вв., занимался историей Православия в Боснии и Герцеговине, опубликовал значительное количество источников о жизни серб. монастырей, особое внимание уделил Великому переселению сербов 1690 г. во главе с патриархом Арсением III (Черноевичем) , исследовал документы об истории бегства из Печи в Австрию Сербского патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) и т. д. Его исследования оказали огромное влияние на развитие гуманитарных наук в Сербии и еще при жизни автора получили признание. В 1869 г. он был избран членом Сербского ученого об-ва, а в 1888 г. стал одним из первых действительных членов Сербской королевской академии.

http://pravenc.ru/text/389205.html

2. С. 82, 108, 112). Иконография Прижизненные и посмертные изображения Е. А. довольно многочисленны. Вместе с сыновьями Драгутином и Милутином она представлена на иконе «Апостолы Петр и Павел» кон. XIII в., вложенной в собор ап. Петра в Риме и ныне находящейся в Музее-сокровищнице базилики св. Петра в Ватикане (см.: М. Икона апостола Петра и Павла у Ватикану//Зограф. Београд, 1967. Бр. 2. С. 11-16), и вместе с Милутином - на датируемом примерно тем же временем образе свт. Николая, хранящемся в соборе в Бари (см.: Муро В. Српске иконе у цркви св. Николе у Бapujy//ЗЛУ. 1966. 2. С. 107-124). Изображения Е. А. в монашеском облачении вместе с Урошем и ктитором храма Драгутином имеются на росписи Драгутиновой капеллы в мон-ре Джурджеви Ступови (1282/83) и соборов в Арилье (ок. 1295), Градаце (не сохр.), Сопочани и Грачанице; в 2 последних случаях в сопроводительной надписи она названа «св. монахиней». В росписях мон-ря Градиште (1620) Е. А. изображена с короной в богатом облачении. Ист.: Данило II, архиеп. Животи и архиепископа српских. Београд, 1988. С. 79-107. Лит.: Ч. Ко je Jeлeha. Нови Сад, 1902; Иларион (Руварац), архим. Кральице и царице српске//Зб. Илариона Руварца: Одабрани ист. радови. Београд, 1934. Св. 1. С. 8-12; Г. Jeлeha Ahжyjcka - ктитор црквених споменика у Npuмopjy//Ucmopujcku гласник. Београд, 1958. Бр. 1-2. С. 131-148; Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смередево, 1965. С. 85-88; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975 (по указ.); Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1976 (по указ.); Jupeчek J. К. Ucmopuja Срба/Прев. J. Радонин. Београд, 19782. 1, 2 (по указ.); McDaniel G. On Hungarn-Serbian Relations in the XIII Century: John Angelos and Queen Jelena//Ungarn Jb. Münch., 1982/1983. Bd. 12. P. 43-50; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 168-171. В. С. Путятин, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГАВРИИЛ I (Раич; † 1659), патриарх Печский (1648-1655), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.)

http://pravenc.ru/text/189749.html

Весьма интересны труды Н. о византийском духовном и культурном влиянии на серб. средневек. гос-во: «О венце и диадеме в сербских коронационных церемониях» (Vijnec i diadima u srpskim krunidbenim ceremonijama//Rad Jugoslavencke akademije znanosti i umetnosti. Zagreb, 1878 Knj. 43. S. 189-195), «Служба логофета (или великого логофета) в древнем сербском государстве» (Служба логотета (или великог логотета) у cmapoj cpnckoj држави. Београд, 1886), «Средневековая Сербия и римское право» Cpбuja и римско право. Београд, 1906), «Византийские чины и титулы в сербских землях с XI по XV вв.» (Buзahmujcku чинови и титуле у српским XI до XV в.//ГСКА. 1908. 78. С. 178-279). Последней историографической работой Н. и его своеобразным научным завещанием стала ст. «Несколько сложных вопросов сербской истории» (Неколика тежа српске Н. 1912. 31. С. 1-35; 1913. 32. С. 1-40), в которой он представил резюме своих взглядов на историю Сербии и изложил мнение о направлениях развития серб. историографии. Деятельность Н. пришлась на дискуссионный период между сторонниками т. н. романтической, или эпической (П. Сречкович, М. Милоевич), и критической историографии (архим. Иларион (Руварац), Л. Ковачевич ). Н. принадлежал к критической школе серб. историографии, но старался избегать нек-рых ее крайностей. Так, он считал, что народное предание, кроме эпической поэзии, имеет историческую ценность, ограниченную представлениями народа о тех или иных исторических событиях. Свою классификацию исторических источников на 3 типа (памятники, авторы и народная традиция) он изложил в ст. «Народные традиции и критическая история (смерть короля Ст. Дечанского и царя Уроша): Заметки к оценке источников сербской истории» (Народне mpaдuцuje и критичка ucmopuja (смрт Ст. Дечанског и цара Уроша): Прилог к процени извора српске ucmopuje// С. Ucmopuja и mpaдuцuja: Изабрани радови. Београд, 1982. С. 3-78). Н. повлиял и на развитие таких направлений в серб. историографии, как археография, история языка и лит-ры, переводной лит-ры.

http://pravenc.ru/text/2577747.html

Соч.: Нешто о кроници деспота 1867. 111. С. 1-30; Бекство nampujapxa Apcehuja IV из (По опису Napmehuja)//ГСУД. 1868. 6. С. 252-253; Прилошци к извора српске ucmopuje. Београд, 1878; О кн. Лазару. Нови Сад, 1887 (то же//Бoj на Косову - cmapuja и hobuja Београд, 1992. С. 17-287); Шта се и како се и с koje се стране досле покушавало, да се и код нас ochyje ceмuhapuja за кандидате свештеничког реда? Нови Сад, 1887; О nampujapcuмa од Makapuja до Apcehuja III: (1557-1690). Задар, 1888; Прилошци и за повест о српским манастирима//Старинар. Београд, 1888. Год. 5. Св. 2. С. 41-50; О натпису на цркви Херцега Стефана у Горажду. Београд, 1889; Одломци о грофу и Apcehujy nampujapxy с три излета о makoзbahoj Beлukoj сеоби српског народа. Београд, 1896; Montenegrina: Прилошци ucmopuju Црне Горе. Сремски Карловци, 1898; Одломак из написане пре 1891 расправе о главним моментима у животу св. Саве првог српског архиепископа. Нови Сад, 1901; О хумским епископима и херцеговачким митрополитима: До 1766. г. Мостар, 1901; Рашки епископи и митрополити. Београд, Прилошци ucmopujckoj reorpaфuju Cpбuje. Нови Сад, 1905; Писма архим. Илариона Руварца игум. Сави Сремски Карловци, 1930, 2005; Aymoбuorpaфuja архим. И. Руварца//ГлИДНС. 1932. 5. Бр. 2(12). С. 161-162; Нешто о Босни дaбapckoj и Дабро бocahckoj enuckonuju и о српским манастирима у Босни//Catena mundi: Српска хроника на светским веригама. Београд, 1992. 1. С. 223-228. Лит.: В. Иларион Руварац//Богословски гласник. 1905. Св. 8. С. 107-113; J. О Uлapujohy Руварцу//ЛетМС. 1905. 233. Св. 5. С. 106-120; 1907. 244. Св. 4. С. 1-21; 245. Св. 1. С. 51-70; 1932. 331. Св. 1/3. С. 56-73; он же. Иларион Руварац и радови на црквене ucmopuje//ГлИДНС. 1932. 5. Бр. 2(12). С. 229-244; В. Архим. Иларион Руварац: Нови прилози за животопис//Там же. С. 304-314; Д. J. Рад Илариона Руварца на политичке ucmopuje Срба у Bojboдuhu//Там же. С. 248-251; Paдojчuh Н. О ucmopujckoм методу Илариона Руварца//Там же. С. 163-219; Б. Иларион Руварац и дело подовом Нови Сад, 1973. 2. С. 453-509; М. Архим. Иларион Руварац и зhaчaj на политичке и културне ucmopuje Срба//Теолошки погледи. Београд, 1976. Год. 9. Бр. 3. С. 179-207; А. Руварац Иларион//Ehцukлoneдuja српске ucmopuorpaфuje. Београд, 1997. С. 627-629; Б. Иларион Руварац: ucmopuje и mpaдuцuje//Словенско Београд, 2001. С. 637-652; он же. Иларион Руварац и народна Београд, 2007.

http://pravenc.ru/text/389205.html

Важнейшей задачей Г. считал улучшение духовного образования. Первым его актом после избрания стало освящение нового здания гимназии в Сремски-Карловци. В 1893 г. открыл монашескую школу при мон-ре Хопово , в 1899 г. преобразованную в уч-ще. Особое внимание уделял Карловацкой семинарии: приглашал на пост ее ректора образованнейшего монаха того времени архим. Никодима (Милаша ; впосл. еп. Далматинский). Личными указами Г. назначались все преподаватели семинарии. В 1897 г. семинария получила ранг духовного уч-ща. С 1 сент. 1906 г. по новому уставу учебное заведение стало ин-том: преподаватели должны были иметь академическое образование, для продвижения по службе от них требовалось создание научных трудов, в т. ч. учебников. По инициативе Г. началось издание газет «Српски Сион» (Сербский Сион; 1891-1908), редактором к-рой одно время был прот. Димитрий Руварац, «Бранково коло» (Бранково общество с 1895), «Богословски гласник» (Богословский вестник с 1902). В 1893 г. была куплена типография, в 1895 г. она выпустила первые издания и действовала до 1941 г. Нек-рое время при ней работал архим. Иларион (Руварац) . По приглашению Г. в Сремски-Карловци работали живописец Пайе Йованович, обновивший росписи кафедрального собора свт. Николая, и архит. Владимир Николич, по проектам к-рого были построены Патриаршая резиденция с часовней св. Димитрия (1894), здание Церковно-народного фонда, здания для семинарии (1901) и для Богословского семинара (1901) и т. н. Стефанеум, общежитие для семинаристов (1903). Попечением Г. были также построены здания начальных школ в Бело-Брдо, Дале, Кулпине и др. населенных пунктах. При избрании Г. монахи Фрушка-Горы опасались, что патриарх из белого духовенства не будет помогать мон-рям - за период своего Патриаршества Г. отремонтировал все фрушкогорские обители. Для финансирования духовного образования, строительства и благотворительности Г. использовал средства Церковно-школьного, св. Саввы (основан Г. в 1894 с первоначальным личным взносом 20 тыс. крон) и др. фондов.

http://pravenc.ru/text/164253.html

Несмотря на военные действия, митр. Николай в 1994 г. добился открытия Духовной Академии во имя св. Василия Острожского в одном из зданий жен. тюрьмы близ Фочи. Здесь были размещены семинария Трех святителей, изгнанная из монастыря Крка (Хорватия), и одноклассная семинария из Призрена (Косово). Первым ректором семинарии стал еп. Афанасий (Евтич) , с 1998 г.- прот. Предраг Пузович. Первый выпуск состоялся в 1998 г. Сейчас в академии учатся ок. 300 студентов, действует б-ка с фондом ок. 30 тыс. изданий. Академия регулярно проводит церковно-научные конференции, в к-рых участвуют исследователи из разных стран. После возвращения семинарии Трех святителей в мон-рь Крка в Фочи открылась Духовная семинария во имя митр. Петра Сараевского. Митр. Николай обновил неск. церквей, пострадавших во время военных действий, построил неск. новых, учредил епархиальное изд. «Дабар». В епархии действует Церковный музей (открыт при Старой ц. в Сараеве 13 мая 1890), посвященный св. мц. Фекле (с 1975 в новом здании). В музее сохранена богатая коллекция изобразительного искусства, рукописных и печатных книг (в т. ч. Сараевская Кормчая XIV в., Силуаново Евангелие XIV в.), церковных тканей и вышивки, предметов металлической и деревянной резьбы, богослужебной утвари, предметов вотивного характера, оружия и т. д. Лит.: В. Босанско-херцеговачки ман-ри//Гласник мyзeja. Capajebo, 1911. 23. С. 511; Д. Дабро-босански митр. Гаврило и гомирско и жумберачко владичанство//Богословски гласник. Сремски Карловци, 1912. Т. 21. С. 283; Gruji R. Dabrobosanska mitropolija// Stanojevic S. Narodna enciklopedija srpsko-horvatsko-slovenacka. Zagreb, 1925. Knj. 1. S. 455; С. Просветна делатност mpojuцe грчких владика у Босни//Гласник СПЦ. Београд, 1951. Бр. 7. С. 114; Enapxuja Дабробосанска//Српска Православна Црква: прошлост и Београд, 1972. Св. 3. С. 52-54; Б. Покрет Срба Босне и Херцеговине за bjepcko-npocbjemhy самоуправу. Capajebo, 1982; он же. Политика и српска правосл. Црква у Босни и Херцеговини: 1878-1945. Лука, 2005; В. Српска правосл. Црква у Босни и Херцеговини до обнове Печке nampujapxuje 1557. г. Capajebo, 1990; С. Српска правосл. Црква у Босни и Херцеговини: Од 960. до 1930. г. Capajebo, 1991; Бошков В. Турски док-ти о односу католика и правосл. цркве у Босни, Херцеговини и Дaлмaцuju: XV-XVII в.//ССКА. 1992. Т. 131. С. 7-95; Иларион (Руварац), архим. Нешто о Босни Дaбapckoj и Дaбpo-бocahckoj enuckonuju и о српским манастирима у Босни//Catena mundi: Српска хроника на светским веригама. Београд, 1992. 1. С. 223-228; Пр. Српска Црква у Босни и Херцеговини: 2000 година Београд, 2000; он же. Српска правосл. enapxuja Дабро-босанска: Шематизам. 2005; Н. Српска Црква у Босни и Херцеговини: ХХ в. Шабац, 2006.

http://pravenc.ru/text/168468.html

—174— в нем нечто иезуитское, несовременное. Возбуждает недовольство воспитанников и то обстоятельство, что пред вступлением они должны давать обязательство – служить в той епархии, где бы они не хотели, или вообще на плохом приходе. Особенно неудобно то, что интернат совсем отделён от богословского училища. Профессора богословии никакого отношения к интернату не имеют, равно и управители последнего никогда не посоветуются с профессорами по вопросам воспитания. Управителем интерната должен быть один из профессоров богословского училища 246 ... В начале 1905–1906 учебного года принято в интернат опять 25 воспитанников, учеников I-ro класса, но жило 24, так как один ещё в октябре вышел оттуда. Из них дали обязательства служить по крайней мере 5 лет в горно-карловицкой епархии 7 воспитанников, в вершецкой 4, в темяшварской 4, в пакрачской 7, в будимской 1 и в бачской 1. 8 августа 1905 г. скончался архимандрит Иларион Руварац, настоятель монастыря Гергетега в Среме, известный многочисленными учёными трудами по истории сербской церкви и сербского народа. Архимандрит Иларион (в мире Иоанн), сын священника, родился 1 сентября 1832 г. в Старом Сланкамене. Первые шесть классов гимназии прошёл в Карловцах, а седьмой и восьмой – в Вене в 1852 г. Четыре года за тем слушал юридические науки в венском университете. Осенью 1856 г. поступил в карловицкое богословское училище, в котором окончил полный курс в 1859 г. По окончании образования состоял профессором гимназии в Карловцах, но любовь к уединению и научным трудам побудила его постричься в монахи. 1 января 1861 г. он принял монашеское пострижение в монастыре Крушедоле. С 1861 до 1874 г. состоял при митрополичьем доме в Карловцах, исполнял обязанности нотариуса консистории, а до 1872 г. был и профессором карловицкого богословского училища. В 1874 г. назначен архимандритом монастыря Гергетега, но и дальше —175— большею частью жил в Карловцах, как товарищ председателя консистории, а с 1875 г. и как ректор преобразованного Карловицкого богословского училища.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010