Иерофей Малицкий 1788–1796. Виктор Садковский 1796–1803. Архп. Черниговские и Нежинские: Михаил Десницкий 1803–1818. Архп. с 1816. Симеон Крылов-Платонов 1818–1820. Архп. с 1819. Лаврентий Бакшевский 1820–1881. Архп. с 1826. Владимир Ужинский 1831–1836. Павел Подлиский 1836–1859. Архп. с 1839. Филарет Гумилевский 1859–1866. Архп. Варлаам Денисов 1866–1871. Архп. с 1868. Нафанаил Савченко 1871–1875. Архп. с 1874. Серапион Маевский 1876–1882. Вениамин Быковский 1882–1893. Сергий Соколов 1893. Антоний Соколов 1893–1911. Василий Богоявленский 1911. Новгород-Северское викариат., учр. в 1868 г. Епископы (в Чернигове): Феофилакт Праведников 1868–1869. Серапион Маевский 1869–1876. Афанасий Пархомович 1885–1888. Антоний Соколов 1889–1891. Сергий Соколов 1891–1893. Мефодий Никольский 1893–1894. Питирим Окнов 1894–1896. Евфимий Счастнев 1896–1898. Михаил Ермаков 1898–1899. Филипп Бекаревич 1899–1902. Исидор Колоколов 1902–1903. Нестор Фомин 1903–1910. Иоасаф Романов 1910–1911. Василий Богоявленский 1911. Пахомий Кедров 1911. Якутская, учр. в 1869 г. 63 Кафедра в Якутске Епископы Якутские и Вилюйские: Дионисий Хитров 1870–1883. Иаков Домский 1884–1889. Мелетий Якимов 1889–1896. Никодим Преображенский 1896–1898. Никанор Надежин 1898–1905. Макарий Павлов 1905–1909. Иннокентий Пустынский 1909. Ярославская, учр. в 991 г. Кафедра в Ярославле (перенесена в 1788 г. из Ростова) Епископы Ростовские и Суздальские: Св. Феодор I (грек) 991–992; упом. 1010–1014. Иларион (грек) прибыл в Ростов в 993. Св. Леонтий.1054–1073. Св. Исаия 1078–1090. Ефрем I 1090–1119. Прохор 1119–1180. Иоанн I 1131–1146. Нестор I 1149–1157. Леон 1157–1164. Ростовские, Суздальские и Владимирские: Нестор II 1164–1168. Феодор II 1169–1172. Николай (грек) 1183; не принят. Лука 1185–1189. Иоанн II 1190–1213. Епископы Ростовские, Переяславские (до 1226 г.) и Ярославские: Пахомий 1214–1216. Кирилл I 1216–1229. Кирилл II 1231–1262. Св. Игнатий 1262–1288. Тарасий 1288–1291. Симеон 1291–1311. Прохор (Трифон) 1311–1328. Антоний 1329–1336.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Издатели, по своему умничанью, кажется, старались искажать древние памятники в наружной форме и в изменении чистоты языка Славянского на неуместные распространения. 1 Из письма Митрополита Греко-Униатских церквей в России к Государственному Канцлеру. – В одном пергаментном Евангелии XV века, библиотеки Графа Толстого 2 в 4 по листам написана, почерком начала XVI столетия, вкладная Якима Денисова сына Туровенского, который отказал Иоанно-Предтечевскому на острове в Полоцке монастырю село свое на Турове, при Игумене Евфимии. 3 Знаменитому Критику Шлецеру совершенно казались непонятными слова Нестора: а Туры (в) Турове, от негоже и Туровцы прозвашася. Где же местечко Туров? спрашивает он. Есть ли народ, называемый Туровцы? Шлецер. Нестор. в перев. Г. Языкова. Т. III, стр. 654. – Народа не знаем, а местечко и теперь известно. 5 Хроники о земле Польской л. 329. Рукой. библ. Графа Толстого в листе под 157. – О смерти сего Епископа, в Книге о Вере единой истинной и православной и о святой Церкви Восточной (М. 1648 в листе, л. 224), сказано, что он: яко жubiu послуси свидетелствоваша, опившися горелки, шею сломил себе. 6 Терлецкий, по свидетельству Книги о Вере, л. 224 мyжeyбiйcmboм, блyдoдeяhieм, и иными многими таковыми себе обложивши, еще при животе своем нос на лицы от дbpckiя немощи из бывши, о чем вся Луцкая страна добре ведает, и подпивши себе, безведомости других, душю испроверг. 8 Где был некогда благочестивый Богородичный Купятицкий монастырь, потом обращенный в Унию. Из Игуменов оного известен Иларион Денисович, описавший чудеса, бывшей в монастыре, иконы под названием: Сию, книжку (из 52 стр. состоящую) приложил Калнофойский к своей Тератургиме, изданной в Киевопечерской Лавре 1638 года в 4. 9 Чьи есте чада (вопрошает старец Мартин явившихся мучеников)? и отвечаша ему: Ярославли братия есмы. И мнев старец, яко Князи Георгия. – Ярослава сродники суть. См. в Минеях Четьнх сказание о убиении св. страстотерпцев Бориса и Глеба. 10 В то время (при совершении чуда) бяше вода велика оксрест монастыря оного (Туровского Борисо-Глебского), сказано в Минеях Четьих.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Кирилл Лящевицкий 1761–1770 Феофил Игнатович 1770–1788 75 Иерофей Малицкий 1788–1796 Виктор Садковский, архиеп. 1796–1803 Архиепископы Черниговские и Нежинские: Михаил Десницкий 1803–1818 с1816 года архиепископ Симеон Крылов-Платонов 1818–1820 с 1819 года архиепископ Лаврентий Бакшеевский 1820–1831 с 1826 года архиепископ Владимир Ужинский 1831–1836 Павел Подлипский 1836–1859 с 1839 года архиепископ Филарет Гумилевский 1859–1866 Варлаам Денисов 1866–1871 с 1868 года архиепископ Нафанаил Савченко 1871–1875 с 1874 года архиепископ Серапион Маевский, еп. 1876–1882 Вениамин Быковский, еп. 1882–1893 Сергий Соколов 1893 Антоний Соколов 1893 Новгород-Северское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (в Чернигове): Феофилакт Праведников 1868–1869 Серапион Маевский 1869–1876 Афанасий Пархомович 1885–1888 Антоний Соколов 1889–1891 Сергий Соколов 1891–1893 Мефодий Никольский 1893–1894 Питирим Окнов 1894 Ярославская Учреждена в 991 году. 86 Епископы Ростовские и Суздальские: Феодор, грек, святой 991–992, упом. 1010–1014 Иларион, грек. прибыл в Ростов в 993 Леонтий, святой 1054–1073 Исайя, святой 1078–1090 Ефрем I 1090–1119 Прохор 1119–1130 Иоанн I 1131–1146 Нестор I 1149–1157 Леон 1157–1164 Ростовские, Суздальские и Владимирские: Нестор II 1164–1168 Феодор II 1179–1172 Николай, грек не принят 1183 Лука 1185–1189 Иоанн II 1190–1213 Епископы Ростовские, Переяславские 87 и Ярославские: Пахомий 1214–1216 Кирилл I 1216–1229 Кирилл II 1231–1262 Игнатий, св. 1262–1288 Тарасий 1288–1291 Симеон 1291–1311 Прохор (Трифон) 1311–1328 Антоний 1329–1336 Гавриил 1336–1345 Иоанн III 1346–1356 Игнатий II 1356–1364 Петр (Парфений) 1364–1365 Арсений I, кн. Луговский-Грива 1374–1380 Матфей, грек 1383 Иаков, св. 1386–1389 Архиепископы Ростовские и Ярославские: Феодор, св. 1390–1394 Арсений II 1394–1396 Григорий 1396–1416 Дионисий, грек 1418–1425 Ефрем II 1427–1454 до 1448 года епископ Феодосий Бывальцев 1454–1461 Трифон 1462–1467 Вассиан Рыло 1468–1481 Иоасаф, кн. Оболенский 1481–1489 Тихон Малышкин 1490–1503

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мученик XX века – зачастую не только часть «толпы», но ее ярчайшее олицетворение: один из миллионов погибающих от голода, на войне, в концлагере, ведомых на расстрел и в газовую камеру. Специфически христианская суть его подвига может проявляться в том, что «радый он в тюрьме сюдеть», как баптист Алеша из «Одного дня Ивана Денисовича», или в том, как он ободряет соузников, сохраняя стойкость и бодрость (как архиепископ Иларион (Троицкий) на Соловках) – а может так и не проявляться. И тогда он становится одним из тысяч и тысяч безымянных страдальцев… Древние мученики исполнены сознания своего достоинства, достоинства своей веры и подвига, своей победы и славы во Христе, а их мучители предстают как часть безбожного, погибающего мира. И хотя они порой молятся о своих убийцах, как первомученик Стефан: «Прости им, ибо не ведают, что творят», – но лишь в новейшее время мученики ощущают свою солидарность со своими мучителями – на основе простой человеческой общности. Ведь в ситуации предельного, критичного страдания – в лагере, например, – только и остается простая человеческая солидарность – та, что выражается в корке сухого хлеба, протянутого соседу . Только в XX веке могла появиться такая молитва: “Мир всем людям злой воли!” И никогда еще, кроме как в XX веке, в истории человечества не звучала молитва, сравнимая с этой, записанной на клочке бумаги анонимным узником Дахау: «Мир всем людям злой воли! Да перестанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию… Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников… Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли – мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу… Положи всё это, Господи, перед Твоими очами в прощении грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло! И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей. А когда всё это кончится, даруй нам жить как людям среди людей, и да возвратится на нашу исстрадавшуюся землю мир – мир людям доброй воли и всем остальным» .

http://pravoslavie.ru/82034.html

По отобрании у православных Дубойской обители Афанасий Филиппович был оставлен на послушании в Купятицком монастыре и пребывал здесь в трудах и терпении. В это время (1636 г.) в Купятицкий монастырь пришли листы Петра Могилы, митрополита Киевского (1633–1647), с просьбой собрать милостыню на обновление кафедральной митрополичьей церкви Киево–Софийского собора. Просьба была исполнена, и в мае 1637 г. собранные деньги были отправлены митрополиту. Узнав от посланного, что в Купятицах церковь весьма стара, Петр Могила дал «универсальный лист» (общий лист, по которому можно было собирать подаяния на всем Юго–Западе Руси, а не в одной определенной местности или повете) для сбора подаяний на обновление этого храма, а игумен Иларион (Денисович), после совета с братией, возложил это послушание на святого Афанасия и на послушника Онисима Волковицкого. Преподобный отнесся к труду на благо церкви, в которой помещалась Купятицкая чудотворная икона Богоматери, с необыкновенным усердием и ревностью. После совещания, которое происходило в монастырской трапезе, рассказывает св. Афанасий, «вдруг страх весьма великий напал на меня и я сидел у стола точно одеревенелый; ушедши в свою келлию, я затворился и встал пред Всемогущим Богом молиться о своем послушании. Спустя немного, когда я стоял на молитве, на меня напал такой страх, что я порывался бежать из келлии, но, удержанный какой–то неведомой силой, остался и долго горько плакал и, хотя в келлии никого не было, я услышал сладкий голос: " Царь московский устроит Мне церковь; иди к нему " . При этом меня точно облило варом, и я снова начал горько плакать, думая: что–то будет». В ноябре 1637 г., когда приближалось время отъезда на сбор, идя от заутрени из церкви, преподобный объявил игумену о своем видении, на что тот ответил: «Брате милый, куда тебя Всемогущий Бог и Пречистая Богородица поведут, туда и иди, а я тут с братией буду молиться, чтобы ты во здравии вернулся к нам; а о чем ты говоришь, не знаю, как это сбудется, когда у тебя нет и листа, который выдается от короля, нашего господина».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Росс. Иер.”, IV, 880; Ратшин, 175; “Минск. губ. в.”, 1847 г., 26 (стат. опис. Пинск. у.); 1864 г., 50 (год основ.); Батюшков, “Холм. Русь”, 161 (рисунок древнего креста с изображением Купятицкой Божией Матери), прилож. 2 (объяснение к рисункам). 6 (св. Афанасий); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 547 (игум. Иларион Денисович, 1638 г.); Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.”, 65, 149; “Волын. епарх. в.”, 1868 г., 31 (Сказание об игум. Брест. Афанасие; в 1636 г. в м-ре был игум. Иларий, а после него Афанасий); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, прилож., ССХ, XXXIII (притеснения 1722 г. униатами; игумен иером. Михаил); III, прилож., CXII, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписным к Духову Вилен. м-рю); “Русск. истор. Библиот.”, IV, 50 (Диариуш Берестей. игум. Афанасия Филипповича, 1640 г.; история м-ря и об иконе Бож. Матери); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей), 452, (список м-рей, обращенных в унию). 112. Вифания или Спасо – Вифанский , мужской, 2-го класса Московской губ., Дмитровского у., в 3 вер. к вост. от Троицкой Сергиевой лавры, на месте, назначенном для погребения братии лавры. Основан в 1783 г. митрополитом Платоном для успокоения своей старости. Храм внутри представляет вид горы, на которой находится престол во имя Преображ. Господня, а внизу, как бы в пещере, церковь Воскр. праведного Лазаря. Здесь внизу сохраняется деревянный гроб, в коем был похоронен первоначально преп. Сергий. К храму примыкают палаты, в коих жил Платон, и комнаты сохранили свое убранство его времени. Имп. Павел I, быв самовидцем благолепия и устройства в обитаемой митроп. Платоном Вифании, в 1797 г. повелел: учредить здесь мон. 2-го класса, в соединении со Св.-Троиц.-Сергиевою лаврою, причем наместников лавры считать архимандритами монастыря, и сверх того учреждена семинария. “Краткое истор. опис. Св.-Троиц. Сергиевы лавры и Спасо-Вифан.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Слуцке «едва не больше закона своего церквей, нежели домов», и указано на построенные ими церкви – одну за городом в предместье Царовце, другую в городе Воскресенскую, третью для женского монастыря. Дело арх. Св. Синода 1733 г. 260 стр. 11–15. 803 Дело арх. Св. Синода 1733 г. стр. 86 и след. где находится вся эта переписка. Понеже – писал бискуп к Голембовскому от 25-го февраля 1741 г. – не помня благодеяний несогласные закона греческого не униаты непристойными жалобами утруждают вас, моего господина, и тем невинность мою неправедно порицают, то у мене неповинного ничто больше остается, как сие токмо, чтоб от толь неблагодарных отнять благодеяние до изданной по справедливейшим причинам ингибиции. Хотя бы мне и не надлежало оправдывать себя, ибо по понуждению права делаю то. что закон повелевает, однако ж, в показание вам, моему господину, терпеливости моей, упоминаю о состоянии дела». 804 Там же IV, 232. Письмо его к князю Иерониму Радзивилу от 28 сент. 1754 г. в Арх. сборн. VII, 214. 806 О замешательствах при его избрании Арх. Сборн. VII, 227. Здесь же письма Голяховского к князю Радзивилу 220–231, 233, 235, 236. 808 Грамота киевского митрополита Арсения Могилкнского на предоставление Павлу знания митрополичьего наместника, с присвоением в священно-служении некоторых архиерейских преимуществ, напечатана в Истории росс. иер. VI, стр. 150. М. 1815. 812 Вилен. археогр. соборн. VI 55, 56, 57 и 129. Феодоровская церковь , древнейшая из пинских церквей, и святый Феодор Тирон, в честь которого она построена, считается покровителем г. Пинска. При Феодоровской церкви были братство и школа, из которой поставлялись священники в Туров и Пинск. 816 Денисович, по желанию м. Петра Могилы , описал на польском языке некоторые чудеса Купятицкой иконы Божией Матери. Описание это напечатано при конце книги Тератургимы Афанасия Кальнофайского, изд. в 1638 г. в Киеве на польском же языке (М. Евгения, Словарь дух. пис. I, 197). В 1655 г., когда монастырем завладели униаты, Купятицкая икона перенесена православными монахами в Киевософийский собор, где и ныне находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Указом имп. Екатерины II от 10 апр. 1786 г., имевшим целью секуляризацию церковных имуществ на землях Малороссии, вотчины Н.-С. м. были отобраны в казну. Мон-рю были отведены земли по штату архиерейского дома 2-го класса, т. к. в Н.-С. м. располагалась резиденция архиепископа Новгород-Северского. Эти владения мон-рь сохранил и после упразднения епархии в 1797 г. В 1828 г. размер земельных владений мон-ря составлял свыше 681 га. Архив Н.-С. м. включал многочисленные документы, гл. обр. относящиеся к сер. XVII в. Подлинные грамоты великих князей Московских и рус. царей были утрачены, но в монастыре хранились копии жалованной грамоты царя Иоанна IV Васильевича (1551). К кон. XIX в. в библиотеке насчитывалось более 20 печатных книг XVII в. (Там же. С. 148-156), древнейшие из них - «Беседы на деяния святых апостол» свт. Иоанна Златоуста (1624), «Духовные беседы...» прп. Макария Египетского (1627), Номоканон (1629), Евангелие (1644). Одна из главных святынь мон-ря XVIII в.- Новодворская икона Божией Матери - была утрачена в советское время. В 2004 г. в дар мон-рю передан список этой иконы. В Н.-С. м. также почитается список с утраченной иконы Божией Матери «Спасительница утопающих - Леньковская» . Некрополь Н.-С. м. стал последним приютом для известных духовных и светских лиц. На территории мон-ря похоронены многие настоятели, начиная с архим. Михаила (Лежайского). В несохранившейся ц. св. Илии Пророка в склепе под алтарем были похоронены ктиторы храма - генеральный судья (1756-1782) и 1-й правитель Новгород-Северского наместничества (1782-1783) И. В. Журман (1783), его супруга А. Д. Журман (урожд. Стрешенцова) и архиеп. Иларион (Кондратковский) (1799); в Георгиевском приделе церкви в 1873 г. погребен архиеп. Варлаам (Денисов). В 1838 г. в Преображенском соборе был перезахоронен гр. А. К. Разумовский. На монастырской земле за оградой располагалось Троицкое кладбище, получившее название от деревянной ц. во имя Св. Троицы, построенной в 1696 г. на средства 1-й жены новгород-северского сотника (с 1709 стародубского полковника) Л. И. Жоравко (Журавко) Евдокии († до 18 июня 1697) и в дальнейшем пользовавшейся неизменным вниманием настоятелей обители. В 1847 г. церковь была разобрана за ветхостью, а в 1848 г. построена новая, также деревянная (не сохр.). Архитектура

http://pravenc.ru/text/2577761.html

Последние годы жизни этот талантливейший, но скромный человек доживал на монастырском хуторе Крумица, окруженный любовью братии. Скончался в глубокой старости в 1890 году. 69 Архимандрит Паисий Замечательными деятелями были также настоятели подворий: в Константинополе – отец Паисий (впоследствии в России получивший сан архимандрита) и отец Иоанникий, в Солуни – отец Илиодор и отец Иосиф, приехавший на Афон вместе с отцом Мака рием, он же любитель-пчеловод, заведший на Крумице пчеловодство по новейшему образцу, в Москве – отцы Иасон, Досифей и Аристоклий, в Петербурге – отец Алексий, в Таганроге – отец Михаил, строгий подвижник. Деятельнейшим сотрудником и наместником отца Иерона был иеромонах Иларион, впоследствии архимандрит и игумен НовоАфонской обители. Скончался в 1927 или 1928 году близ Сухума. Об иеромонахе Владимире, неустанном собирателе материалов к биографии старца Иеронима, отца Макария и главных деятелей монастыря, мы уже рассказывали. 70 Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Литография 1866 г. Многие из воспитанных в Русской обители под руководством отца Иеронима деятелей происходили не из простонародья, но из дворянского, духовного и купеческого сословий. Они приносили с собой в обитель немалые денежные средства и еще более оказывали ей, подобно отцу Макарию, материальную помощь через переписку со своими родственниками и знакомыми в России. Благотворительность родственников отца Макария купцов Сушкиных после их первой жертвы в Покровский храм продолжалась и увеличивалась в 1860–1870-х годах. Благодаря просьбам отца Макария и его письмам на родину на средства отца его Ивана Денисовича Сушкина в 1863 году устроена в Пантелеймоновой обители, близ греческого корпуса, трехэтажная братская больница с параклисом во имя всех афонских святых. Постройка больничного корпуса явилась великой отрадой для увеличившегося братства, поскольку до того времени в монастыре не было надлежащей больницы. Также Иван Денисович ежегодно в день своего Ангела присылал в Русскую обитель жертву в 500 рублей – на «утешение братии». В 1873 году усердием брата отца Макария – Ивана Ивановича Сушкина устроена на берегу моря странноприимная больница с параклисом во имя святого апостола Иоанна Богослова. В том же году иждивением другого брата отца Макария – Василия Ивановича Сушкина устроена келлия святителя Василия Великого недалеко от монастырского хутора Крумица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Вольтер Ф. 17, 146, 1. — 73 Гален К. 150 Гегель Г. В. Ф. 90, 109, 137. 145, 170, 171 Гераклит 66 Герасимов Д. 50, 61 Герберштейн С. 32, 41 Герцен А. И. 90 Гиппократ 150, 172 Глинская Е. 40, 42, 120, — 131 Голубинский Е. Е. 26, 57 Гомер 50, 59, 84, 85, 107, 172, — 180 Гонорий Отенский 80 Греков И. Б. 40 Григорий Богослов 64, 73 Григорий Назианзин — 148 Даниил (московский митрополит) 37, 38, 42, 71, 130, — 154 Данте А. 9, 123, 164, 171 Декарт Р. 159, 171 Демокрит 32, 122 Денисов И. 14 — 16, 20, 22, 25, 30, 49. 57, 58, — 96 Диоген Лаэртский — 21 Дионисий Ареопаг. ит 80, 112, 177        1 Дионисий II (константинопольский патриарх) — 42 Дмитрий Донской 5, — 77 Достоевский Ф. М.  39, 90,  102,  141, 170, — 171 Дробницкий  О. Г. — 101 Дружинин  В. Г. — 47 Дунаев Б. И. — 40 Епифаний Премудрый — 145 Забелин И. Е. 59 Зимин А. А. 40. 57 Зиновий Отенскнй 50, 98 — — 99 Зосима Соловецкий — 108 Ибн–Сина 93 Иван III (великий князь московский) 33, 122 Иван IV Грозный (русский царь) 4 — 6, 8, 11, 12, 27, 42, 43, 98, 120, 122, 129, 131 — 134, 154, 179 Иванов А. И. 46, 48, 57, 58, — 98 Иконников В. С. 57, 58 Икономидис Н. 29 Иларион 44, 98, 116 Иоаким (александрийский патриарх) 42 Иоанн Богослов 28, 140, — 158 Иоанн Дамаскин 25, 49, 80, 91 — 93, 142, 148, 156, 167, 173, 174 Иоанн Златоуст 49, 55, 64, 76, 139, 177 Иоанн Кантакуэин (византийский император) 26 Иоанн экзарх Болгарский 93 Нов (московский патриарх) Иовий Новокомский 32 Иосиф Волоцкий 78, 98, — 126 Иосиф Флавий 65 Исократ 166 Иустин Философ 107, — 171 Казакова Н. А. 40, 57, 58 Кальвус 59 Кампанелла Т. 74 Кант И. 90, 108, 145 Карпов Ф. 32, 34, 71, 72, 169, 170, 176 Каштанов С. М. 57 Кебет Фиванский 78 Кеплер И. 72, 74 Кирилл Александрийский Кирилл Белозерский 5, 6, — 37 Кирилл–Константин (славянский просветитель) 61, 93 — 94, 172 Клибанов A. " И. 57, 58 Климент Смолятич 100 Клосс Б. М. 38, 57, 65 Клостерман Р. 57 Ковтун Л. С. 57, 66, 67 Конт О. 79 Коперник Н. 174 Крижанич Ю. 47, 55 Курбский А. 6, 11, 12, 30, 40, 50, 54, — 93 Ласкарис И. 15, 19 Ленин В. И. 171 Лихачев Д. С. 14, 87 Лихачев Н. П. 59 Лихуды И. и С. 99 Ломоносов М. В> 54 Лосев А. Ф. 112, 137, 165 Лукиан Самосатский 83, — 170

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010