Скоро после того, в 1640 г., монашествующие Брестского Симеонова монастыря просили настоятеля Купятицкого прислать им на игуменство одного из двух лиц: Афанасия Филипповича или Макария Токаревского. Иларион Денисович, не желая пускать от себя ни одного из дорогих трудников, отправил третье лицо, но брестские иноки не приняли его. Тогда решено было кинуть жребий, кому ехать в Брест, Макарию или Афанасию, и по воле Божией жребий пал на св. Афанасия. Расставаясь с ним, Иларион Денисович написал брестским инокам, что «с великой скорбью» отпускает к ним «половину себя самого» и при этом прибавил: «Спостраждите во всем ему, да со Христом воцаритеся». По прибытии в Брест на игуменство преподобный прежде всего занялся разысканием старинных грамот, епископских и королевских, которыми утверждались разные права и преимущества за вверенным монастырем. Усмотрев из сих грамот, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Церкви Восточной, проклята навеки, я, — говорит Афанасий, — открыто в церкви и в разных местах объявлял об этом». Открытое заявление произвело столь сильное действие, что, по словам преподобного, «в месте том Берестейском и во всем округе того воеводства униаты начали испытывать величайшую тревогу». В следующем (1641) году, в сентябре, св. Афанасий отправился на сейм, т. е. на собрание государственных чиновников, в Варшаву и выхлопотал у короля Владислава IV (1632–1648) за его собственноручной подписью грамоту (привилегий), которой подтверждались все старые преимущества православного братства в Бресте и обеспечивалось на вечное время полная свобода богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви. Но по законам царства Польского королевский привилегий не мог иметь силы без утверждения его печатью коронного канцлера или подканцлера. Св. Афанасий молился об этом и даже предлагал деньги, но напрасно. «Будете все униатами, — говорили хранители печатей просителю, — так мы и даром запечатаем; знайте, что нам от святого отца, папы римского, под клятвой запрещено умножать здесь греческую веру».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Мацегоре и старшему священнику Троицкого храма иерею Феодору Киму. В ходе визита митрополит Иларион встретился с заместителем председателя Верховного народного собрания Корейской Народно-Демократической Республики Ким Дэ, заместителем министра иностранных дел страны Им Чхон Илем, председателем Общества верующих Корейской Народно-Демократической Республики Кан Чжэ Оном, председателем Православного комитета Корейской Народно-Демократической Республики Виталием Ким Чи Соном. 26 ноября на пути из Корейской Народно-Демократической Республики митрополит Иларион сделал остановку в Пекине, где имел встречу с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Китайской Народной Республике А.И. Денисовым. С 28 по 30 ноября председатель Отдела внешних церковных связей принял участие в богословской конференции в Париже, посвященной наследию В.Н. Лосского и приуроченной к 60-летию его кончины. На открытии конференции иерарх выступил с докладом. Форум организован Корсунской епархией при поддержке Министерства культуры России. К участию были приглашены церковные ученые из России и Франции. 30 ноября митрополит Иларион встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации во Французской Республике А.Ю. Мешковым. 10 декабря состоялась поездка в Грузию, где председатель Отдела внешних церковных связей преподнес Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II в дар Грузинской Православной Церкви часть мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой). Состоялась беседа митрополита Волоколамского Илариона с Его Святейшеством и Блаженством, в ходе которой обсуждались актуальные проблемы межправославных отношений. 19 декабря, в день преставления святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей возглавил Божественную литургию в базилике святителя Николая в г. Бари в сослужении архиереев и священнослужителей Русской Православной Церкви и в присутствии большого числа паломников. В тот же день в базилике прошла презентация книги " Принесение мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Россию " на русском и итальянском языках, подготовленной к изданию Отделом внешних церковных связей, католической епархией Бари-Битонто и издательским домом " Познание " .

http://religare.ru/2_116930.html

Федор Исадский. 20. Вениамин, в мон. Антоний, Николаевский. 35. Василий Помяловский. Ефим Богоявленский. Федор Гусев. Александр Любенский. Косьма Космин. Павел Покоев. Иван Жемчужин. Василий Белинский. Семен Леонтьев. 25. Павел Арсеньевский. 40. Иван Сретенский. Яков Ильинский. Филипп Другов. Константин Кладкевич. Сергей Бажанов. Филипп Саульский. Петр Цитов. Иларион Слаута. Никита Голубев. 45. Иван Успенский. Петр Леваковский. Карл Томковид. XV-ro курса Со степенью магистра: 1. Петр Сперанский. 15. Василий Орнатский. Иван Кушин. Илья Денисов. Иван Базаров. Василий Чубинский. Иван Бронницкий. Александр Долоцкий. Михаил Парнасский. 5. Иван Смирнов. 20. Николай Парийский. Матфей Глаголев. Киприян Жукович. С правом на получение степени магистра, если представят вновь свои сочинения и заслужат одобрение от начальства по должности и поведению. Сила Тапильский. Иван, в мон. Иоасаф, Пашин. Иван Терсинский. Стефан, в мон. Серафим, Ильинский. Иван Яхонтов. Александр, в мон. Анатолий, Делекторский. 10. Андрей, в мон. Александр, Добрынин. 25. Юлиан Сакович. Антон Шеметилло. Алексей Орлов. Василий Князев. Иван Гиляровский. Иван Александровский. Петр Евдокимов. Арсений Судаков. Александр Пашкевич. – кандидата: 30. Дмитрий Куницын. 45. Александр Кедров. Михаил Святославский. Петр Горизонтов. Павел Невзоров. Павел Приклонский. Гавриил Лилеин. Василий Спирихин. Федор Юцковский. Николай Войцеховский. 35. Павел Сулковский. 50. Алексей Святков. Владимир Ласточкин. Максимилиан Свидерский. Арсений Попов. Стефан Добротворский. 40. Александр Рутов. 52. Феодосий Петровский. Дмитрий Верещагин. Порфирий Малевич. Александр Сретенский. Константин, в мон. Сергий, Крылов. XVI-ro курса Со степенью магистра: 1. Иосиф Васильев. 20. Александр Романов. С правом на получение степени магистра, без повторения устного испытания и без представления вновь сочинения, если прослужат два года по дух.-училищному ведомству. Николай Добров. Константин Добронравин. Василий Бережковский. Иеромонах Рафаил. Ксенофонт Бронзов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

200 . Движение пароходов между Одессой и Яффою, с заходом на Афон, с 16 января 1908 г. по 1 января 1909 г. – СППО, 1908, 19, с. 349–350. 201 . Денасий, русский святогорец, инок Пантелеимоновский. Афонская икона Пресвятой Богородицы Акафистная – Предвозвестительница, или борьба афонцев за святое православие Восточной Церкви и страдания их за несогласие на унию с Римом и подчинение папе. Шамордино, 1913. 23 с. 202 . – Борьба за святое Православие. Минск, 1907. 63 с. 203 . – Борьба иноков Горы Афонской за святое Православие против римско-католиков. Холм, 1908. 40 с. 204 . – Еще о книге «На горах Кавказа» (Иларион, схимонах. На горах Кавказа. 1907). Письмо к ред. «Русского инока». – РИ, 1912, 15, с. 60–63. 205 . – Обращение и присоединение на Афоне австрийского галичанина юниата в Православие и о гонениях на Православие в Галиции или Червонной Руси. Шамордино, 1913. 12 с. 206 . – Повесть об обращении и присоединении на Афоне угрорусса юниата в Православие и о русских, о Православии и об унии в Прикарпатской подъяремной Руси прежде и теперь. Шамордино, 1913.90 с. 207 . – Сказание о святой Афонской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Акафистная – Предвозвестительница». Печатня Супраслинского Благовещенского монастыря, 1912. 24 с. 208 . Денисова Н. А. Афон. – Сов. ист. энциклопедия. Т. 1. 1961, с. 967–968. 209 . Дестунис Г. С. Ватопедский снимок Птолемеевой географии. (Письмо к П. И. Севастьянову). СПб., 1859. 10 с. Отд. отт. из ИАО, 1859, т. 2. 210 . – Каталог греческих афонских рукописей. (Обзор книги С. П. Лампроса. Афины, 1888). – ЖМНП, 1889, ч. 264, с. 132–157. 211 . – Новая греческая книга об Афоне (Рец. на кн.: Мануил И. Гедеон. Об Афоне. Воспоминания и документальные заметки. Константинополь, 1885). СПб., 1886. Отд. отт. из ЖМНП, 1883, 5. 212 . – О каталоге греческих афонских рукописей, составленном летом 1880 года. Извлеч. из отчета греч. ученого Лампроса о командировке его на Афон. – ЖМНП, 1881, ч. 213, с. 159–171. 213 . Деяния совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви 8–18 июля 1948 года. Т. 1–2. М., 1949. Т. 1. 447 с. Т. 2. 463 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

«4 декабря. Сельца Хутор у капитана Илии Верховского с женою его Екатериною Ивановою законно прижита родилась дочь Варвара. Крещена Дорогобужской округи села Егорья священником Стефаном Феодоровым прошлого 1801 года. Восприемники оной же округи сельца Зубровки помещик Гавриил Петров и подпоручица Евфросинья Данилова дочь Ушакова». И спустя несколько лет другая запись: «1805 год, 29 марта. Смоленского уезда сельца Хутор у капитана Илии Богданова сына Верховского с женою его Екатериною Ивановою законно прижиты родились 27 числа близнята сын Иларион и дщерь Матрона. При крещении Илариона восприемниками были сельца Пересны подпоручик Владимир Иванов сын Ловейка и сельца Денисова дворянская дочь девица Анна Николаева дочь Вонлярлярская. При крещении Матроны восприемниками были священник Иоанн Марков и Дорогобужского уезда сельца Тетевина поручица Евфросинья Данилова дочь Ушакова» 542 . Дети рано осиротели: отец умер в 1813 году, а вскоре, в мае 1819-го, умерла мать 543 . Вместе с тремя братьями 544 они жили у тетки в Буловицах, в сельце недалеко от Лобкова, где когда-то родились их отец и дядюшка – о. Зосима. О последнем семья не имела никаких сведений и считала его умершим. Только в 1820 году, перед первым путешествием в Санкт-Петербург, о. Зосима написал письмо из Кузнецка к своим родным в Смоленск. Промыслом Божиим призванный из глубокого, сокровенного безмолвия на открытое поприще служения Богу, старец посчитал необходимым сообщить о себе родным, 30 лет не имевшим о нем достоверных известий. От лица всей семьи ему ответила старшая из детей, Варвара; письмо ее было исполнено печалью сиротства и радостью от знания, что дядя оказался жив и теперь, после утраты родителей, есть к кому обратиться. В свою первую поездку в Петербург о. Зосима не успел заехать на родину, свидание с родными состоялось только весной 1823 года. Когда все дела по устроению Туринского монастыря в Петербурге были окончены, о. Зосима поехал в Смоленскую губернию, в поместье Буловицы, некогда принадлежавшее его родителям. В доме проживали его родственники: две пожилые сестры и сироты брата Илии. Но о. Зосима там детей не застал. Старший сын служил уже в полку, два младших были помещены в учебное заведение, дочери, Варвара и Матрона, гостили у тетки по материнской линии (за ними немедленно послали лошадей).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В 1634 году он поручил Илариону Денисовичу настоятелю купятицкого монастыря, стоявшего в одной мили от Пинска, наблюдать за двумя пинскими церквами и монастырем. В 1637 году ему же подчинен монастырь при Воскресенской церкви г. Каменца Литовского (Владимирской епархии), который, т. е. монастырь, митрополит принял в свое ведение, ссылаясь на свои права в качестве патриаршего экзарха управлять церквами во всех епархиях своего округа, особенно там, где нет православного епископа. Иларион Денисович является как-бы владимирским епархиальным наместником. Он назначил Афанасия Филиповича настоятелем монастыря при Рождество-Богородичной церкви в г. Бресте (Владимирской епархии), принадлежавшем епископу Пузине. Афанасию Пузине комисары передали так же две церкви в городе Бельске (Владим. епархии); он, вероятно, ведал православные церкви и в г. Дрогичине той же епархии. Положение неуниатов во всех бывших православных епархиях, оставшихся без архиереев, с каждым днем становилось плачевнее. Униаты оставались верными протестам, заявленным на сейме 1635 г., и не уступали православных церквей. Особенно тяжело стало положение их в Холмской епархии. Тамошний униатский епископ Мефодий Терлецкий не позволял им иметь в Холме ни одной церкви и всякая настойчивость православных в попытках иметь свой храм объяснялась бунтом и строго каралась, или же мнимые бунтовщики в наказание вынуждались отрекаться от православия и принимать унию. То же творилось в местечках Красноставе, Парчове, Острове, Тышове, Грубешовке, Сокале, Люблине, Буске. Комиссары с трудом, но только некоторые церкви передавали неуниатам, даже при несомненном количественном превосходстве православных. В Бельзе в 1636 г. они нашли только пятнадцать униатов и огромное число православных, но присудили последним только три церкви: пятницкую, николаевскую и свято-духовскую, и передали их под юрисдикцию Афанасия Пузины, епископа луцкого. Не лучше, даже хуже было положение православия в смоленской и чернигово-северской областях, где свирепствовал Андрей Золотый Квашнин 996 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1682 году верхотурский воевода Иларион Лопухин писал к краснопольскому прикащику: «в нынешнем-де в 191 г. (1683) ведомо ему в Тобольску учинилось, что выезжают из городов и из слобод многие всяких чинов люди, покиня дворы и ЖИВОТЫ свои и скот и хлеб, на Тобол в Утецкую слободу к слободчику Федьке иноземцеву и заводится де пустыня такая ж, что и преж сего сбирывались вверх по Тоболу реке, на Березове речке на прелесть православным христианам». 383 Тоже самое было на Ветке и в стародубских лесах: на Ветке от одной или двух слобод произошло до 14-ти, а в Стародубьи до 17 слобод. Такое множество народа привлекали раскольнические монастыри, пустыни и слободы! И не только к себе они привлекали народ, но и заражали окружающие их православные города и села. И чем ближе находились города и села к раскольническим монастырям и пустыням, тем сильнее в них распространялся раскол. Так в олонецком уезде, в близлежащих к выгорецкому скиту деревнях, весьма многие дома и семейства наполнены были раскольниками. В пудожском и других погостах, где в лесах находились раскольнические пристанища и пустыни, расколом заражены были весьма многие дома в деревнях и волостях: в деревне Отрокиной раз заперлись раскольники в 4-х избах, в числе 800 человек и, когда их начало отыскивать правительство, сожглись. 384 В деревне Коловской заражено было расколом до 15 домов, в Ножевской до 12-ти. В других до 10 или больше и, между прочим, дом старосты. В деревне Коловской расколоучитель Василий Емельянов с товарищем своим Ильею Федоровым в 1693 г. в Петров пост и после Петрова дня каждый день служил по найму в часовне Николая Чудотворца вечерню, заутреню и часы и крестьян «воровскому прелестному богомерзкому учению непрестанно учил». 385 Когда надменный своею святостью Капитон поселился в пустыне, в лесах вязниковских, то «отсюду, поветствует Денисов, град Вязники сияше пресветлого древнего благочестия догматами, т.е. старообрядством, отсюду ближния веси и села утверждахуся в отеческих законех непоколебимо пребывали и вся вязниковския пределы древлеотеческого православия свет осиявшие толико, елико во окрестныя слуху о сем велегласно пронестися и до самого царствующего града, до архиерейских седалищ».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

В 1819 году скончался духовный руководитель Фотия, Иннокентий, рукоположенный в епископа Пензенского. На пути в свою епархию он долго пролежал больной в Москве, где с усердием и любовью сестры милосердия заботилась о нём графиня А.А. Орлова-Чесменская. «Спросите, – писал он из Москвы 29 Мая 1819 г. к княгине С.С. Мещерской, – кто же чем-нибудь нужным послужит больному? Но нашлась новая благодетельница, которую, по любви Христианской и за чистую любовь, прошу поблагодарить: истинная благотворительница. Слава Господу, что есть такие в царстве Его, что не забываются в суете и роскоши, имея все способы к тому: это графиня Анна Алексеевна Орлова. Премудрый Господь соединяет в ней простоту с милосердием и благотворительностью! Не возносится, не парит, не вдаётся в мечтания и не унижается до гнусности, о Господе имея попечение, кажется, ежедневное. Дай Бог , чтобы те чувства, которые в ней есть теперь, остались навсегда и возрастали в меру возраста Господня» 286 . Кажется, в это время Иннокентий указал А.А. Орловой на Фотия, как на ревнителя по вере и рекомендовал его ей в духовные отцы. Но Фотий долгое время отказывался принять её в своё духовное руководство. В следующем, 1820 году, 27 Апреля, в день рождения великого князя Константина Павловича, он говорил обыкновенную очередную проповедь в Казанском соборе на текст: Бога бойтеся. Фотий пишет, что за эту проповедь он удалён был, по проискам тайного общества, через действие Тургенева, в самый разорённый Деревяницкий монастырь 287 . Это была не первая и не единственная проповедь, которую он говорил в Казанском соборе. Все проповеди его просматривались перед произнесением митрополитом Михаилом. Мы видели и читали и эту и другие его проповеди. Они увлекают одушевлённостью изложения и отличаются своеобразным языком, напоминающим язык Денисовых и Аввакума. В последующих сочинениях он держал тон несколько приподнятый, наставительный и мешал русскую речь с церковно-славянской. А в самых поздних по времени сочинениях, он уже выдаёт себя каким-то вдохновенным вещателем, созерцающим видения, получающим откровения и возвещающим небесные повеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В горячей ревности по святой вере православной преподобный написал жалобный лист о притеснениях православных латино-униатами и, закрепив его подписями многих почтенных людей, вручил его Пречистой Богородице Купятицкой, то есть положил у Ее иконы, моля Ее вступиться и защитить православных от обиды. По отобрании у православных Дубойской обители Афанасий Филиппович был оставлен на послушание в Купятицком монастыре 172 и пребывал здесь в трудах и терпении. В это время (1636 г.) в Купятицкий монастырь пришли листы Петра Могилы , Киевского митрополита 173 , с просьбой собрать милостыню на обновление кафедральной митрополичьей церкви Киево-Софийского собора. Просьба была исполнена, и в мае 1637 года собранные деньги были отправлены митрополиту. Узнав от посланного, что в Купятицах церковь весьма стара, Петр Могила дал «универсальный лист» 174 для сбора подаяний на обновление этого храма, а игумен Иларион (Денисович), после совета с братией, возложил это послушание на святого Афанасия и на послушника Онисима Волковицкого. Преподобный отнесся к труду на благо церкви, в которой помещалась Купятицкая чудотворная икона Богоматери, с необыкновенным усердием и ревностью. После совещания, которое происходило в монастырской трапезе, рассказывает святой Афанасий, «вдруг страх весьма великий напал на меня, и я сидел у стола точно одеревенелый; уйдя в свою келию, я затворился и встал пред Всемогущим Богом молиться о своем послушании. Спустя немного, когда я стоял на молитве, на меня напал такой страх, что я порывался бежать из келии, но, удержанный какой-то неведомой силой, остался и долго горько плакал и, хотя в келии никого не было, я услышал сладкий голос: „Царь московский устроит Мне церковь ; иди к нему“. При этом меня точно облило варом, и я снова начал горько плакать, думая: что-то будет?» В ноябре 1637 года, когда приближалось время отъезда на сбор, идя от заутрени из церкви, преподобный объявил игумену о своем видении, на что тот ответил: «Брате милый, куда тебя Всемогущий Бог и Пречистая Богородица поведут, туда и иди, а я тут с братией буду молиться, чтобы ты во здравии вернулся к нам; а о чем ты говоришь, не знаю, как это сбудется, когда у тебя нет и листа, который выдается от короля, нашего господина». Простившись с братией, преподобный Афанасий вошел в притвор церковный и, поручая себя во всем попечению Божию, стал молиться с коленопреклонением; потом через окно взглянул на чудотворный образ Пречистой Богородицы, и ему послышался из церкви шум, очень страшный. Поверженный в трепет, он хотел бежать, но потом, собравшись с духом, снова поглядел через оконце, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В то же время построены монастыри Купятицкий-Введенский в одной миле от Пинска и Новодворский Успенский в Пинском уезде. Купятицкий монастырь основан при церкви села Купятицкого, в миле от Пинска, брестской кастеляншей Аполлонией Волловичовной Войниной, с сыном ее, новогрудским каштелляном Василием Коптем, выкупившими то село у Григория Войны, которому оно подарено было королем. Благочестивые строители уфундовали монастырь, имениями и угодьями, 815 подчинили его виленскому Святодуховскому монастырю и выпросили оттуда в игумены образованного инока Илариона Денисовича и несколько монашествующих. 816 Киевский митрополит Могила, узнав, что церковь Купятицкого монастыря очень старая и ветхая, дал братии универсальный лист для сбора подаяний на ее обновление. Игумен возложил это послушание на своего наместника Афанасия Филипповича, 817 который, побродив безуспешно по Белоруссии, только что отбывшей сборы на возобновление киевской Софийской церкви и на нужды местной епископской кафедры, направился в Москву просить милостыни у царя Михаила Феодоровича. Путешествие это, совершенное Афанасием в сопутствии диакона купятицкого Неемии, в 1637–1638 г., сопряжено было для них с крайними затруднениями. Но набожный русский народ повсюду принимал их с любовью и усердием, обители давали у себя приюты, а воеводы – проезжие листы и проводников от места до места. В Москве он подал царю челобитную об угнетениях православных и о защите их. По возвращении его из этого путешествия, в Купятицкий монастырь пришла просьба от брестского братства дать им в игумены его Афанасия или Макария Токаревского. Жребий упал на Афанасия и он переселился в Брест «где то фундамент унеи проклятой стался». Новодворский монастырь основан также при приходской церкви, в которой находилась чудотворная икона Божией Матери, писанная, по преданию, всероссийским митрополитом Петром, на Волыни, в устроенном им монастыре в урочище Новом Дворце. 818 В 1608 г. основатель монастыря, Григорий Володкович, записал на монастырь две части своего имения Новый двор (Акт. Вил. арх. ком. XI, 25). В 1677 г., 15 августа, белорусский епископ Василевич перенес с крестным ходом чудотворный образ из старой церкви в новую. При торжестве присутствовали виленский старший Климент Тризна, в ведении которого находился монастырь, – живший в Слуцке св. Димитрий, впоследствиии митрополит ростовский, и много белорусского духовенства. Проповеди говорили белорусский епископский проповедник Хоментовский и минский проповедник отец Паскевич, а игумен цеперский Никодим оглашал в церкви после обедни чудеса пресв. Девы, совершившиеся во время крестного хода. 819

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010