Первый игумен мон-ря Иларион (Денисович) составил историю явления и чудес купятицкой святыни (Paregron cudów witych obraza Przeczystej Bogarodzice w monasteru Kupiatyckim: Cuda Kupiatyckie), напечатанную в Киево-Печерской лавре и вышедшую в виде приложения к «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638). Там же помещено гравированное изображение К. и. Она представляла собой медный литой 2-створчатый равноконечный крест-энколпион размером ок. 10-12 см. На одной его стороне были изображены Богоматерь в рост с Младенцем на левой руке и святые в медальонах на поперечных и верхнем концах креста; на др. стороне - Распятие. Живший в 30-х гг. XVII в. в купятицкой обители иером. прмч. Афанасий (Филиппович) восхвалял купятицкий образок, «малый помером, но великий чудесами», как главную правосл. святыню на землях Речи Посполитой. Гравюру с К. и. в 1638 г. в Москве он поднес царю Михаилу Феодоровичу; совершил перед ней молебен. В 1655 г., вероятно из-за опасностей начавшейся войны России с Речью Посполитой, часть монахов из Купятич ушла в Киев, взяв с собою чтимую святыню. Видимо, предполагалось вернуть икону в мон-рь, судя по тому, что кнг. Мария Лупу, вдова гетмана Януша Радзивилла, 20 нояб. 1659 г. завещала Купятицкому мон-рю и купятицкой церкви 1 тыс. злотых с тем, «чтобы лампада неугасимо могла гореть перед образом чудотворным». По «Вечному миру» 1686 г. Киев отошел России, и образ в Купятичи не вернулся, хотя правосл. монастырь в Купятичах просуществовал до 40-х гг. XVIII в. (с 1743 стал униатским, в 1817 закрыт, церковь стала приходской). В XVII-XVIII вв. К. и. приобрела большую известность на Украине как одна из главных святынь Киева. Образ находился в соборе Св. Софии в Андреевском приделе в верхней зап. галерее в киоте, между столбами ( Болховитинов. 1825. С. 49-50). Ближние к киоту стены по указанию митр. Арсения (Могилянского) были заполнены стихотворными записями о чудесах от иконы (стерты в 1843-1853 в процессе открытия древних фресок). В 1845 г. киот был перенесен в алтарь Андреевского придела, затем для лучшего доступа богомольцев к иконе помещен у столба; последнее ее местонахождение - в местном ряду справа от царских врат ( Cihkebuч.

http://pravenc.ru/text/2462269.html

Погребен в Северо-Западной части соборного храма в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре Владимирской епархии. Литература: Иероним, иеромонах. Жизнь и подвиги святого Илариона, митрополита Суздальского. [Георгиеский В. Т.]. – Пг, 1914. Любимов. Житие святителя Илариона. Иоасаф (Гапонов) , иеромонах. Церковно-историческое описание Суздальских достопамятностей. Сочинение магистра, иеромонаха Иоасафа. – Чугуев, 1857. Георгиевский В. Т. Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Историко-археологическое описание. В приложении архивные акты монастыря. Житие преподобной Евфросинии по списку XVII века и описание миниатюр. – Владимир, 1900. Георгиевский В. Т. Флорищева пустынь. – М., 1868. – С. 29–53. Толстой М.В. Русские подвижники. – М., 1868. – С. 29–53. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 3. – С. 927. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. – 2-е изд. – Владимир, 1901–1902, т. 2. – С. 559. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 131. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 657, 710. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396. Барсуков Η. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 218. Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 356. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 88.100, 104. Жизнь Илариона, митрополита Суздальского. – М., 1859. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. – М., изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1913. – С. 219. Леонид (Кавелин) , архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, 172. Самарские епархиальные ведомости. 1874, 9. – С. 210. – 1886, 10. – С. 211. Владимирские епархиальные ведомости. – 1874, 5. Владимирский ежегодник. – т. 1, вып. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Участок под строительство предоставил 27 сентября 1683 года Иван Моисеев Денисовский; это было его личное домовладение. В основание церкви храмоздатель Плешков положил найденный им в поле «камень велий». Прихожане хотели выбрать за образец церковь Петра Митрополита, однако Плешков посоветовал строить храм «мерою и подобием» значительно более крупной Вознесенской церкви. После снятия мерок с Вознесенского храма и совершения молебна толчковцы «все рвы покопаша, в них же и сваи дубовые побиша и весь бут каменем постлаша своими руками». Как то было принято в допетровской Руси, приходская церковь стала результатом коллективного творчества всех жителей Николо-Пенского прихода. Когда был готов фундамент, «подаянием всего прихода жителей» для кладки стен были наняты профессиональные каменщики. Родион Леонтьев Еремин финансировал строительство храма после того, как стены были доведены «до окошек». Митрополит Иона Сысоевич дал храму благословенную грамоту, по которой он и был освящён 24 июля 1687 года, в один год со знаменитым соседом - храмом Иоанна Предтечи в Толчкове. До освящения храма прихожане-строители наполнили его иконостас образами, из них 67 были привезены из Толгского монастыря и обошлись им в 70 рублей. Для икон Фёдоровской церкви свойствен усложнённый космический и календарный символизм. Гигантская по тем временам сумма в 100 рублей ушла на создание «образа Отечества, окрест же его девять чинов ангельских и всех святых, в дванадесятых месяцех расположенных» (ныне в Ярославском музее-заповеднике). Справа от царских врат горожане поставили, «всеми входящими видим и поклоняем», образ Спаса, заказанный в Костроме Гурию Никитину. Драгоценная цата для образа была изготовлена иждивением Дмитрия Еремина, брата храмоздателя Родиона. Иконы же Троицы и Николы Чудотворца написал ярославец - Иларион Севастьянов, «прозванием Башка». Ныне существующий иконостас прихожане заказали в 1705 году: столпы и царские врата вырезали Василий Комар и другие крестьяне пригородного села Михайловского, а киоты к иконам - ярославец Степан Ворона «с товарищи». Главными жертвователями оставались купцы Еремины. Родион Еремин, избранный старостой, пожертвовал в храм серебряный ковш для водосвящения (подарок царей Иоанна и Петра Алексеевичей от 25 января 1686 года), его братья с жёнами - шитые покровы и плащаницу, их родственник Иван (в 1697 году) вложил в храм Евангелие в серебряном окладе. Тогда же прихожане заказали колокола и (за 60 рублей) часы - Никифору Яковлеву из Романовской волости.

http://sobory.ru/article/?object=00210

Они также обвинены были в чтении и распространении Иониных тетрадей. К домам Романа и Ивана Никитиных приставили караул, так что ни к ним прийти, ни от них выйти. Сначала дело их взято было в Кабинет; но 12-го сентября 1732 года сдано в Тайную канцелярию. Расстрига Осип показал на Ивана Никитина, что он давал читать известную тетрадь своему зятю по сестре Томилову, а на Иродиона – что он читывал ее своим прихожанам. Томилов был подъячий сибирского приказа. Иван Никитин сознался, что давал ему читать известную тетрадь, когда тот у него больного ночевывал. А протопоп Иродион сознался, что читывал ее своим прихожанам от простоты – комиссару Назимову, канцеляристу Денисову и Якову Чекину. 2 октября 1732 года арестовали и отправили в С.-Петербург Томилова; а 9 октября из Кабинета приказано арестовать Назимова, Денисова и Чекина. 15 ноября Салтыков отправил их в С.-Петербург, вместе с отобранными у них книгами и бумагами. Положение семейства Романа Никитина, разорванного с целым миром, было невыносимо. В 1733 году июля 23 Салтыков доносил Тайной канцелярии, что жене Романа Никитина стало есть нечего; которые были в доме припасы, оные все без остатку употреблены в расход, и ныне ей продать нечего и пищи получить неоткуда, в чем претерпевает от холоду и голоду великую нужду. Тайная канцелярия 8 августа дозволила людей освободить на расписки, а жену Романа держать под арестом по-прежнему; и ежели оная Романова жена пожелает из людей своих послать для взятья себе на пропитание к свойственникам своим или к посторонним к кому, и в том ей позволить; тако-ж ежели кто и к ней пришлет что на пищу, то оное отдавать ей через караульного офицера. От этого положение дела не улучшилось. Люди разошлись в разные стороны, а жена с детьми осталась безпомощна. Салтыков доносил еще раз Тайной канцелярии 30-го ноября, что она умирает от голоду и холоду. Однако ж еще два года держали ее в таком положении. Только в 1735 году декабря 20-го Тайная канцелярия дозволила «жену Никитина, до которой по следствию в Тайной канцелярии ничего ныне не касается, освободить впредь до указу на росписку».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1629 году при церкви был устроен Купятицкий Свято-Введенский Преображенский мужской монастырь, в стенах которого подвизались будущие святые преподобномученики Афанасий, игумен Брестский (†1648) и Макарий Каневский, игумен Пинский ( †1678). Игумен Купятицкой обители Иларион Денисович написал сочинение «Описание чудес Купятицкой иконы Божией Матери», в издании которого участвовал также и Афанасий Кальнофойский, дополнив его своими толкованиями. Во второй половине XVII века монастырь был захвачен сначала католическими, а затем униатскими монахами. В 1655 году православные иноки во главе с наместником, архимандритом Лазарем Барановичем, покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы и перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор, где и поместили в ряду местных икон южного придела апостола Андрея Первозванного. К чудотворному Купятицкому образу Божией Матери прибегали с благоговением и почитанием не только украинские православные, но не забывали о своей святыне и белорусские верующие. В середине XIX столетия прихожане Купятицкого прихода обратились в Святейший Правительствующий Синод с прошением о возвращении из Киевского Софийского собора Купятицкой чудотворной иконы Божией Матери. Однако прошение было отклонено. Отказ был мотивирован тем, что икона «принадлежала не приходской церкви, построенной в 1822 году, а монастырю, ныне уже несуществующему, и перенесена в Киево-Софийский собор не предками просителей, но православными бывшего монастыря монахами 200 лет назад». Существуют сведения, что в Софийском соборе чудотворный образ пребывал до конца 20-х годов XX столетия. Дальнейшая его судьба неизвестна. Точный список с чудотворной иконы, написанный в XVII веке, находится в настоящее время в Свято-Николаевской церкви села Купятичи Пинского района Брестской области. Для поклонения святой Купятицкой иконе Божией Матери сюда ежегодно стекаются паломники со всей Беларуси. Купятицкая икона Пресвятой Богородицы представляет собой небольшого размера медный крест. На одной стороне креста рельефно изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем на левой руке, на другой – Распятие.

http://pravicon.com/info-100

В 1894 г. казенного жалованья священнику полагалось 110 р. в год. Земли у причта имелось пахотной 4 дес. 1060 саж. и сенокосной 17 десят. 450 саж. Священническая вдова Евдокия Калинникова пожертвовала капитал в 100 руб. В 1885 г. приход был включен в состав Койнасско-Пысского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). Священники: Гавриил Антиппин с 1687 г.; Иаков Матфиев 1695-1726 гг.; Филипп Леонтиевский 1744-1795 гг.; Максим Второй 1764-1783 гг.; Герасим Киприанов 1785-1787 гг.; Алексий Леонтиевский 1788-1814 гг.; Иоанн Второй 1795-1810 гг.; Иларион Таратин 1810-1821 гг.; Симеон Шульгин 1821-1844 гг.; Павел Леонтиевский с 1828 г.; Евграф Андреев Калинников 1846-1860 гг.; Феодор Иоаннов Нечаев 1850-1851 гг.; Сильвестр Фантинов Заостровский 1853-1854 гг.; Никита Алексиев Петров 1851-1853 гг.; Николай Михайлов Кузьмин 1854-1856 гг.; Клеоник Симеонов Митрофанов 1856-1857 гг.; Герасим Ильин Синцов 1859-1860 гг.; Феодор Иоаннов Нечаев (вторично) 1860-1862 гг.; Николай Денисов Костылев 1864-1865 гг.; Феодор Васильев Павлов 1862-1863 гг.; Василий Иоаннов Шульгин 1862-1872 гг.; Феодор Андреев Ануфриев 1865-1882 гг.; Иоанн Никитин Шульгин 1877-1881 гг.; Иоанн Михайлов Карасов 1882-1887 гг.; Павел Петров Поликин 1882-1883 гг.; Феодор Матфиев Смирнов 1883-1885 гг.; Герасим Ильин Синцов (вторично) 1885-1888 гг.; Николай Григорьев Шохин 1887-1888 гг.; Герасим Ильин Синцов (3-й раз) 1889-1990 гг. Церковный староста: Герасим Михеев с 1887 г. Источник: Православные приходы и монастыри Севера Деревянная церковь, согласно надписи на иконостасе - построенная в 1657. Сруб церкви завершался шатром, с востока к нему примыкает прямоугольный алтарь, завершавшийся бочкой, с запада трапезная и колокольня. В 1850-х отремонтирована, поставлена на каменный фундамент, переделаны шатры и кровли, обшита тесом. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны, подведена под общую кровлю. Заперта, требует ремонта.

http://sobory.ru/article/?object=23756

Архим. Иоанникий (Галятовский). Порт 60-е гг. XIX в. (НКПИКЗ) Архим. Иоанникий (Галятовский). Порт 60-е гг. XIX в. (НКПИКЗ) Через нек-рое время И. вошел в братию Купятицкого мон-ря в Пинском повете Брестского воеводства (в совр. дер. Купятичи Пинского р-на Брестской обл., Белоруссия). В предисловии к соч. «Stary Koció...» И. сообщает, что он жил в Купятицком мон-ре, когда там игуменом был Лазарь (Баранович). Униат. митр. Киприан Жоховский в трактате «Colloquium lubelskie midzy zgodn i niezgodn braci narodu ruskiego» (Люблинская беседа между согласными и несогласными братьями русского народа) (Lwów, 1680) писал, что Лазарь (Баранович) служил настоятелем одновременно Купятицкого и Дзенцоловского (очевидно, Дятловичского) мон-рей. Подвергаясь преследованиям от униатов, Лазарь, взяв монастырские ценности, «отправился на север» ( Wiszniewski. 1851. S. 384). Возможно, после отъезда Лазаря (Барановича) в Киев в 1650 г. И. занял место настоятеля Купятицкого мон-ря. И. Вагилевич и Р. Радишевский утверждают, что И. упоминается в 1652 г. как игумен мон-ря ( Vahylevych I., Radyszewski R. Pisarze polscy rusini: Wraz z dodatkiem «Pisarze aciscy rusini». Przemyl, 1996. S. 67). Важным доказательством тесной связи И. с Купятицким мон-рем является несохранившаяся кн. «Чудеса Богородицы Купятицкой, описанные Иоанникием (Галятовским)», ссылка на к-рую содержится в соч. И. «Небо новое...». Возможно, сб. «Чудеса Богородицы Купятицкой, описанные Иоанникием (Галятовским)» являлся пересказом соч. игум. Илариона (Денисовича) «Parergon cudów switych obraza Przeczystey Bogarodzice w monastyru Kupiatickim» (Описание святых чудес образа Пречистой Богородицы в монастыре Купятицком) (К., 1636) (игум. Иларион в 1629-1644 был настоятелем новооснованной Купятицкой обители). Подробно история чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери описана также в кн. И. «Небо новое...», равно как и предание, связанное с др. белорус. святыней - Жировицкой иконой Божией Матери . И. вернулся в Киев, вероятно, на рубеже 1655 и 1656 гг., в 1657/58 г. он преподавал в коллегии, в классе риторики ( Петров Н. И. Киевская академия во 2-й пол. XVII в. К., 1895. С. 29). Среди его учеников можно назвать свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , Павла (Моравского) (впосл. митр. Рязанский и Муромский) и Ю. Б. Хмельницкого.

http://pravenc.ru/text/577962.html

48. Согласно Л. Денисову (Монастыри…, с.558–559; Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского. М., 1904, с.374–379), преп. Серафим впервые явил в это время свой дар ясновидения, предсказав за семьдесят два сода основание монастыря. 49. 13 августа 1786 года (51 верх). Но, согласно Патерику (с.72 низ), Иосиф умер в 1785 году. 50. Нет оснований считать, будто игумен Нифонт был враждебно настроен к отшельничеству как таковому. 51. Патерик именно потому уточняет, что в последние годы жизни отшельник Марк каждое воскресенье приходил в церковь, так как это не было общим правилом. 52. Патерик, с. 156 1/3. Вероятно, этот старец Александр и есть наш отшельник, так как Иларион, автор письма, был преп. Серафиму другом и сотрудником. Бывший валаамский монах и, вероятно, келеиник Назария, он стал духовником Саровского монастыря. 53. Денисов Л. Житие…, с.91; Монастыри…, с.763–764. 54. Вероятно, именно с 1825 года, когда преп. Серафим взял на себя заботы о материальном благополучии Дивеевской общины, он начал принимать приношения и его келья превратилась в склад различных припасов, которые сестры постепенно забирали. 55. См. выше примеч. 3 к стр. 50. 56. Денисов Л. Житие…, с. 148–153. 57. д Протоиерей С. Четвериков. Старец Паисий Величковский, с.206. 58. Дата взята из Патерика (с.178); Иона — будущий игумен Исайя II. 59. Протоиерей С. Четвериков. Там же, с.261 низ. 60. Там же, с.252 верх и 218, примечание. 61. Некая Протасова — имя, фонетически почти идентичное — не смогла добиться от преп. Серафима позволения сделать его портрет (496 низ). Ее дочь стала монахиней в Дивееве. Но, согласно хронологии и семейному положению, речь идет о другом лице (244 1/2 — 247 2/3). 62. П. С. Казанский посвятил этому монастырю заметку в «Православном журнале» (фев., 1878). Рецензию на нее можно найти в журнале «Странник» (1878, 63. Денисов Л. Монастыри…, с.535–536. 64. Денисов Л. Монастыри…, с.551–553. 65. Концевич И. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970, с. 551–553. 66. Мысль, высказанная протоиереем Всеволодом Рошко довольно спорная. Хотя преподобный Серафим, опекая Дивеевскую обитель, отступал от одного из основных аскетических правил, предписывающего монахам всячески избегать общения с женщинами. Его заботы о дивеевских монахинях вызвали соблазн не только среди саровских монахов, но и среди епископата и мирян (прим. сост.).

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

Моя книга. S. 160–161. См. переписку между старцем Макарием и И. В. Киреевским: Tschetwerikoff. Op. cit. S. 49, 107 и след. Ibidem. S. 55–96; моя книга. S. 194–206. Tschetwerikoff. Op. cit. S. 97. Ibidem. S. 100. О старце Нектарии см.: В. Ш. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах. Из личных воспоминаний (Белая Церковь в Сербии, 1929). С. 51–60. Автор утверждает, что старец Нектарий скончался в 1928 г. вне монастырских стен. Одна глава книги (с. 20–50) посвящена старцу Варсонофию. Раньше он служил офицером, потом вышел в отставку и вступил в число братии Оптиной пустыни. Варсонофий скончался незадолго до начала мировой войны, в 1914 г.; точных сведений о нем у меня, к сожалению, нет. Зверинский. 2. 644; Денисов. 888; Субботин. Ук. соч. С. 56–59; Жизнь отца Феодора, бывшего настоятеля Санаксарской обители (1847) (маленькая брошюра); Поселянин. Русские подвижники (1905). С. 285–291. Зверинский. 2. 1057; Денисов. 630; Строев. Ук. соч. С. 913; Православные русские обители. С. 373; Мисаил, еп. Богородицкая Площанская общежительная пустынь (1897). С. 8, 10; Попов. Ук. соч. С. 9. Монах по имени Афанасий Горовский сделал здесь много списков с сочинений Паисия. Возможно, это и был известный старец Афанасий. Ср. также: ПБЭ. 1. С. 592. Зверинский. 1. 92; Денисов. 626; Прав. русс. обители. С. 919; Строев. Ук. соч. С. 376; Пимен. Ук. соч. С. 66–68; Иларион, монах. Житие иеродиакона Мелхиседека, в: Душеп. чт. 1889. 2. С. 186–187; Иларий, монах. Жизнь старца Макария Белобережского. Там же. С. 290–302; а также сочинение: Старцы Брянской Белобережской пустыни по запискам иеромонаха Израиля, в: Орловские епарх. ведомости. 1909. 44–45 (мне не было доступно). Яцимирский. Ук. соч. С. 545; Пимен. Ук. соч. С. 19; Субботин. Ук. соч. С. 15, 18; Описание Путивльской Рождественской Софрониевой пустыни (1846). Зверинский. 2. 868; Денисов. 565; Прав. русс. обители. С. 128. Кирилло-Новоезерский монастырь был основан в 1507 г. прп. Кириллом Новоезерским († 1537), учеником прп. Корнилия Комельского. Этот монастырь выделялся строгостью своей внутренней жизни; он всегда придерживался общежительного устава; его земельные владения были невелики; мы не обнаружили никаких документов, которые бы свидетельствовали о том, что он занимался торговлей или обменом земельных владений.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Скоро после того, в 1640 году, монашествующие Брестского Симеонова монастыря 192 просили настоятеля Купятицкого прислать им на игуменство одного из двух лиц: Афанасия Филипповича или Макария Токаревского 193 . Иларион Денисович, не желая пускать от себя ни одного из дорогих трудников, отправил третье лицо, но брестские иноки не приняли его. Тогда решено было кинуть жребий, кому ехать в Брест, Макарию или Афанасию, и по воле Божией жребий пал на святого Афанасия. Расставаясь с ним, Иларион Денисович написал брестским инокам, что «с великой скорбью» отпускает к ним «половину себя самого», и при этом прибавил: «Спостраждите во всем ему, да со Христом воцаритеся». По прибытии в Брест на игуменство преподобный прежде всего занялся разысканием старинных грамот, епископских и королевских, которыми утверждались разные права и преимущества за вверенным монастырем. Усмотрев из этих грамот, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Церкви Восточной, проклята навеки, я, – говорит Афанасий, – открыто в церкви и в разных местах объявлял об этом». Открытое заявление произвело столь сильное действие, что, по словам преподобного, «в месте том Берестейском и во всем округе того воеводства униаты начали испытывать величайшую тревогу». В следующем (1641) году, в сентябре, святой Афанасий отправился на сейм, то есть на собрание государственных чиновников, в Варшаву и выхлопотал у короля Владислава IV 194 за его собственноручной подписью грамоту (привилегий), которой подтверждались все старые преимущества православного братства в Бресте и обеспечивалась на вечное время полная свобода богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви. Но по законам царства Польского, королевский привилегий не мог иметь силы без утверждения его печатью коронного канцлера или подканцлера. Святой Афанасий молился об этом и даже предлагал деньги, но напрасно. – Будете все униатами, – говорили хранители печатей просителю, – так мы и даром запечатаем; знайте, что нам от святого отца, папы Римского, под клятвой запрещено умножать здесь греческую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010