Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма мчч. Михаила и Феодора на Черниговском подворье 4 октября 2021 г. 10:11 3 октября 2021 года, в день памяти мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, ректор  Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия   митрополит Волоколамский Иларион  совершил Божественную литургию в московском храме, посвященном этим святым. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура. За Божественной литургией архипастырю сослужили проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), клирики подворья. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим со словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! " Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее " (Мк. 8:34-35). " Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами " (Мк. 8:38). Эти слова мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Они как нельзя более подходят к тому событию, которое мы сегодня празднуем, — дню памяти мучеников Михаила и Феодора Черниговских, небесных покровителей нашего святого храма. Что значит " душу сберечь " и " душу погубить " ? Что имел в виду Иисус Христос, произнося эти слова? Под словом " душа " в данном случае подразумевается жизнь человеческая, а " сберечь " ее — означает то, что люди всегда очень заботятся о том, чтобы сохранить себе жизнь, продлить ее, избежать опасностей. Но Господь говорит о том, что если человек своей жизнью пожертвует или если жизнь будет от него отнята во имя Его, во имя Евангелия, то тогда человек и сбережет свою жизнь (душу), то есть он спасет свою душу.

http://patriarchia.ru/db/text/5849309.ht...

А.И. Дворжанский Скачать epub pdf Детство, учеба, монашество В семье причетника Воскресенской церкви Павловского Посада Богородского уезда Московской губернии Димитрия Егорова 30 мая 1784 года родился сын, которого при святом крещении нарекли Иларионом, что с греческого означает «тихий». Это имя как нельзя лучше подошло к мальчику, который с детских лет отличался тихим нравом и смирением, за что в Московской Перервинской семинарии, куда его отдали учиться, они получил свою фамилию – Смирнов. Может быть, именно здесь и запали в его душу слова Апостола Павла, писанные им к Тимофею, которые нарисовали ему образ истинного служения Иисусу Христу. До конца своих дней он помнил данный Апостолом «рецепт» праведной жизни, умещающийся в нескольких словах: «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим. 4:12 ). Свое образование Иларион Смирнов продолжил в семинарии Троице-Сергиевой Лавры, которую окончил в 1805 году и был оставлен в ней учителем, а через четыре года уже был назначен префектом (инспектором) семинарии. В том же 1809 году Иларион стал монахом, – дабы, отрешившись от обычных мирских страстей, всецело обратить себя на служение Господу Богу, свой путь духовного восхождения к Которому он постоянно выверял, вспоминая слова Апостола: «…преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости; подвизайся добрыми подвигами веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван…» ( 1Тим. 6, 11–12 ). К этому обязывало его и полученное им при пострижении новое имя – Иннокентий (в честь Иркутского Чудотворца), что означает невинный. Чтобы быть этого имени достойным, приходилось вести непрестанную борьбу с любыми проявлениями собственного «я» – самолюбием, самомнением, самоугождением. Помогало ему в этом постоянное обращение к Господу нашему Иисусу Христу. «Имя Иисуса Христа, как пламенное оружие в руках серафимов, ограждает нас от нападения искушений. Пусть это одно неоцененное великое имя пребудет в сердце нашем. Пусть это имя будет и в уме, и в памяти, и в воображении нашем, и в глазах, и в слухе, и на дверях, и на празе, и за трапезой, и на одре. Оно укрепит ум наш на врагов и, подавая вечную жизнь, научит нас мудрости без всякого мудрования», – учил он тех, кто обращался к нему за помощью в своей борьбе со страстями. И сам всегда помнил об этом, и жил этим, «укрепляясь в благодати Христом Иисусом» ( 2Тим. 2:1 ), как заповедовал своим последователям Апостол Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Господь наш Иисус Христос принес в этот мир совершенно особый образ святости. Святые, которые на протяжении веков следовали по пути заповедей Господних, взирали на Его священный образ и подражали Ему, становились правилом веры и образом кротости. Они бесстрашно исповедовали православную веру. Если возникали ереси, они боролись с этими ересями. Если возникали трудные для Церкви обстоятельства или расколы, они все свои силы отдавали на то, чтобы защитить единство Церкви. Но при этом они сохраняли кротость и смирение по образу Того, Кто сказал о Себе: " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим " (Мф. 11: 28-29). Когда мы приходим к Господу нашему Иисусу Христу с молитвой покаянной или благодарственной, когда мы приходим для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин за Божественной литургией, то мы внутрь себя принимаем Пречистое Тело и Честную Кровь Господа Спасителя и ощущаем, как этот Божественный мир входит в наши сердца и наполняет их. Когда мы молимся святителю и Чудотворцу Николаю, то мы особым образом ощущаем его присутствие в нашей жизни. Мы видим, как он, правило веры и образ кротости, воздержания учителя, помогает нам на нашем жизненном пути и в наших делах. Мы молимся святителю и Чудотворцу Николаю о себе и о наших близких. Мы молимся ему о наших народах и наших странах. А в эти трудные для наших стран дни и месяцы, когда многие люди болеют, когда некоторые, не в силах справиться с болезнью, умирают, когда особое испытание по попущению Божию постигло все человечество, весь мир, мы обращаем к святителю и Чудотворцу Николаю наши молитвы с просьбой о том, чтобы он исходатайствовал нам спасение и вечную жизнь, чтобы он умолил Господа и Он преклонил милость Свою, чтобы прекратилась эта напасть, которая попущением Божием постигла сегодня весь мир и все человечество. Мы молимся Господу и Его святому угоднику, и просим Его о том, чтобы Он сохранил нас в мире, благоговении и чистоте. Мы молимся Господу о упокоении всех тех, кто перешли в мир иной. Каждый день мы слышим новости о все новых и новых умерших, и мы молимся о том, чтобы Господь вселил их, идеже вси святии Твои упокоеваются, идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

http://patriarchia.ru/db/text/5738043.ht...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье 3 октября 2021 года, в день памяти святых мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме, посвященном этим святым. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура.  За Божественной литургией архипастырю сослужили проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), клирики подворья. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения Владыка обратился к верующим со словом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8. 34-35). «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8. 38).   Эти слова мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Они как нельзя более подходят к тому событию, которое мы сегодня празднуем - дню памяти мучеников Михаила и Феодора Черниговских, небесных покровителей нашего святого храма. Что значит «душу сберечь» и «душу погубить»? Что имел в виду Иисус Христос, произнося эти слова? Под словом «душа» в данном случае подразумевается жизнь человеческая, а «сберечь» ее – означает то, что люди всегда очень заботятся о том, чтобы сохранить себе жизнь, продлить ее, избежать опасностей. Но Господь говорит о том, что если человек своей жизнью пожертвует или если жизнь будет от него отнята во имя Его, во имя Евангелия, то тогда человек и сбережет свою жизнь (душу), то есть он спасет свою душу. 

http://new.mospat.ru/ru/news/88174/

Никакое дело не препятствует непрестанному повторению про себя этой молитвы: «Руки работают, а ум и сердце с Богом», по выражению святителя Феофана Затворника . 248 Особая благодатная сила Иисусовой молитвы проистекает из того, что она содержит имя Иисуса. Сам Христос заповедал молиться во имя Его: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите» ( Ин. 16:23–24 ). О чудотворной силе Своего имени Он говорит: «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками... возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). Когда апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого, первосвященники спрашивали их: «Какою силою или каким именем вы это сделали?» На что Петр ответил: «Именем Иисуса Христа... поставлен он перед вами здрав... ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:7–12 ). В раннехристианской литературе немало упоминаний об имени Иисуса и его чудотворной силе, а также о непрестанной молитве этим именем. В книге «Пастырь» (II в.) ангел говорит: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир... Он (Христос) поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он сам служит для них основанием и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его». 249 В жизнеописании священномученика Игнатия Богоносца говорится, что, когда его вели на казнь, он непрестанно призывал имя Иисуса. Воины спросили, зачем он призывает это имя? Святой Игнатий ответил, что оно написано у него в сердце. Когда мученик был растерзан зверями, его сердце сохранилось невредимым. Один из воинов рассек его пополам и увидел надпись: «Иисус». «Неважно, – пишет по этому поводу архиепископ Финляндский Павел, – считаем ли мы этот рассказ чудом Божьим или благочестивой легендой. Во всякой случае это, как и другое имя Игнатия – «Богоносец» – говорит о том, что практика молиться именем Христовым очень древняя». 250 Эта практика жила в Православной Церкви как в ранние века, так и в самое последнее время; она продолжает жить и сейчас – не только в монастырях, но и среди мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слова Иисуса о делателях беззакония, изгоняющих бесов и творящих чудеса Его именем, на первый взгляд, противоречат тому, что мы читаем в эпизоде, приведенном в Евангелии от Марка. В этом эпизоде Иоанн, сын Зеведеев, говорит Иисусу: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус отвечает: Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас ( Мк. 9:38–40 ). Как примирить два кажущихся взаимоисключающими высказывания? Думается, ключ к разгадке содержится в значении терминов «лжепророки» и «многие», как они употреблены в Нагорной проповеди, а также в общем контексте обоих высказываний. В рассказе из Евангелия от Марка речь идет о единичном случае, из которого делается общий вывод: некто не является членом общины учеников Иисуса и тем не менее творит чудеса Его именем. В Нагорной проповеди говорится о «многих», которые «в тот день», то есть на Страшном суде, будут ссылаться на совершённые Его именем чудеса. О посмертной участи чудотворца из Евангелия от Марка мы ничего не знаем. Иисус лишь говорит ученикам, чтобы они не запрещали ему, но конечный результат деятельности этого чудотворца нам неизвестен: примкнет ли он к общине учеников Иисуса или останется вне ее, опознает ли его Иисус как Своего ученика на Страшном суде или отвергнет как лжепророка? Только в эсхатологической перспективе, на Страшном суде, произойдет окончательное разделение на овец и козлов ( Мф. 25:32–33 ) и откроется, кто был пророком, а кто лжепророком. Эту тему Иисус неоднократно затрагивал в Своих поучениях. Лука приводит беседу Иисуса с иудеями в синагоге. Текст беседы достаточно близок к рассматриваемому отрывку Нагорной проповеди, однако акценты расставлены иначе: Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учи Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды ( Лк. 13:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

12: «То, что в Евангелии называется талантом, апостол Павел именует духовным дарованием. Дарования различны, но они имеют один общий источник – Духа Святого. Каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие, как бы особенно подчеркивает апостол, производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12: 4–11). Таким образом, все способности человека-христианина не что иное, как духовные дарования» . Но все добродетели и способности как дары Святого Духа подаются христианину в Церкви не только и не столько для него одного, для его личного совершенствования, но и для других, для всей совокупности церковного тела. Точнее, возрастание, совершенствование тела Церкви и заключается в личном совершенствовании каждого члена Церкви, которое связано со служением другим, с реализацией подаваемых каждому Духом Святым дарований, данных для служения Церкви: «Уже то, что каждому человеку дано особенное дарование и все дарования имеют один общий источник, уже это указывает на некоторую особую цель бытия всех этих духовных дарований. Не ради этого человека и не для него лично дано ему Духом дарование. Действительно, апостол лишь только сказал о разделении духовных дарований, сейчас же начинает говорить о том теле, которое составляют христиане… Ни один из членов тела не составляет какого-то самостоятельного и самозамкнутого бытия… Ради всего тела и каждый отдельный его член одарен духовным дарованием. Каждый отдельный член только тогда жив и действует согласно со своим назначением, когда он неразрывно связан со всем организмом тела… Тело Христово – Церковь и возрастает в своем духовном совершенстве при действии в свою меру каждого члена всяцем осязанием подаяния… то есть разнообразным восприятием подаяния даров Духа (Еф.

http://pravoslavie.ru/69130.html

В крипте собора помещены фотокопии (негатив и позитив) Туринской плащаницы в натуральную величину, освященные в 1997 г. патриархом Алексием II как Нерукотворные образы Иисуса Христа. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. 17 июля 2008 г. группой паломников из Греции обители была подарена икона прп. Арсения Каппадокийского с частицей мощей, написанная в мастерской скита св. Анны на Афоне; рядом с преподобным на иконе коленопреклоненно изображен прп. Паисий Святогорец. В М. С. м. особенно почитаются сщмч. Иларион (Троицкий), мощи к-рого в мае 1999 г. поставлены на солее собора у юж. стены (25 мая 2017 торжественно перенесены на солею храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской); прп. Мария Египетская (частица мощей принесена 25 марта 2004 из монастыря свт. Николая Чудотворца на греческом о-ве Андрос, находится в Мариинском приделе); Царственные страстотерпцы имп. Николай II Александрович с супругой и детьми, к-рые изображены на редкой иконе «Снятие пятой печати» (1997), помещенной в иконостасе собора. Сюжетом образа послужили слова ап. Иоанна Богослова: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр 6. 9-11). Поскольку образ был написан до канонизации семьи Романовых, то имена членов царской семьи на иконе дописаны в 2000 г. В музейных собраниях сохранилось неск. реликвий, ранее принадлежавших М. С. м. Ковчег, в к-ром с нач. XVIII до сер. XIX в. хранились частицы мощей прп. Марии Египетской и блгв. кн. Михаила Ярославича, представляет собой серебряную шкатулку прямоугольной формы на 4 ножках-шариках (весом «4 фунта 38 золотников») с гравюрами на внешней и внутренней крышках.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

В Послании к Римлянам та же метафора употреблена в том же значении, однако список служений совпадает с приведенным лишь частично: И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием ( Рим. 12:6–8 ). Общими для обоих списков являются дары пророчества и учительства. Служение «управления» (κυβερνσεις) из Первого Послания к Коринфянам можно отождествить с функцией начальника (προστμενος – предстоятель) из Послания к Римлянам: в обоих случаях речь идет о формирующейся высшей иерархической власти, то есть о том служении, к которому Павел в пастырских посланиях применяет попеременно термины «епископ» и «пресвитер». «Вспоможения» (ντιλμψεις) и «служение» (διακονα) – близкие по смыслу термины: оба могут указывать на функции, исполняемые диаконами. В остальном два списка различаются: в первом акцент делается на харизматические служения, во втором – на социальную и благотворительную деятельность (к этой области относятся функции раздавателя и благотворителя). Для полноты картины приведем сравнительную таблицу списков церковных служений, или «дарований» (даров Духа), из разных посланий Павла: Рим. 12:6–8 Пророчество Слово мудрости Апостолы Апостолы Апостолы Служение Слово знания Пророки Пророки Пророки Учитель Учители Учители Евангелисты Увещатель Дары исцелений Чудотворцы Пастыри Раздаватель Чудотворения Дары исцелений Дары исцелений Учители Начальник Пророчество Вспоможения Говорят языками Благотворитель Различение духов Разные языки Истолкование языков Управления Разные языки Ни в одном из пяти случаев Павел не ставит перед собой цель дать исчерпывающий список существовавших в Церкви его времени служений и дарований. Все эти служения находились в стадии формирования, не устоялась и связанная с ними терминология. Однако общий принцип иерархического устройства Церкви был заложен уже тогда, и именно он отражен в образе тела и членов, которые имеют разное достоинство, но все важны для церковного организма ( 1Кор. 12:14–17:21–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В скором времени тот же боярин, по Божию смотрению, задумал дать евангелие в монастырь и пришел к преподобному Феодосию с евангелием, спрятанным под платьем. Когда, по молитве, хотели они петь, и боярин не открыл еще евангелия, преподобный сказал ему: " Брат Климент, вынь прежде святое евангелие, обещанное Пресвятой Богородице, находящееся под твоим платьем, и тогда сядешь " . Услыхав это, поражен был боярин прозорливостью преподобного, потому что никому еще о том не говорил; и, вынув святое евангелие, он дал его в руки преподобному, и тогда уже, сев, насладился духовной беседой, а потом возвратился домой, разглашая, как нестяжатель, уповающий на украшения от Бога, чудотворно украшается не только Богоугодными вещами, но и прозрением. Но больше всего упование свое на Бога в пополнении оскудения и недостатков доказал этот преподобный нестяжатель многими бесчисленными чудесами, из которых вспомним следующие: Поведал инок Иларион, всякий день и ночь переписывавший книги в келии преподобного отца нашего Феодосия, который в это время устами тихо пел псалтирь, а руками прял волну, или делал какое другое дело. Однажды вечером, когда они были заняты своим делом, пришел к преподобному эконом Анастасий, говоря, что на следующий день не на что купить ни припасов для трапезы братии, ни других нужных предметов. Преподобный ответил ему: " Как ты видишь, теперь вечер, а завтрашний день далек; потому иди и потерпи немного, молясь Богу - не помилует ли Он нас и попечется о нас, как Ему угодно " . После такого ответа эконом ушел. Преподобный же встал, вошел вглубь келии своей петь обычное правило свое и после молитвы вернулся и сел, продолжая свое дело. Снова вошел эконом с теми же словами; преподобный ответил ему: " Не говорил ли я тебе - молись Богу. Завтра, отправляясь в город, возьмешь в долг у продавцов все нужное для братии, а потом, по благодеянию Божию, отдадим долг. Ибо верен Бог, глаголющий: " Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем " . Бог - и не оставит нас благодатью своей " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010