Скачать epub pdf 1. Ветхозаветные пророки Выход Иисуса на проповедь произвел яркое впечатление на людей. Молва о новом Учителе и Чудотворце быстро разнеслась по всей Палестине. Матфей так описывает первую реакцию на появление Иисуса в общественном пространстве: И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана ( Мф. 4:23–25 ). Об Иисусе вскоре заговорили как о великом пророке ( Лк. 7:16 ). Какой смысл вкладывали современники Иисуса в слово «пророк», применяя его к Иисусу? И насколько можно говорить о том, что Его служение было пророческим? С одной стороны, мы видим определенную преемственность между служением пророков и тем, что говорил и делал Иисус: линия преемственности проходит через Иоанна Крестителя, который становится связующим звеном между Иисусом и ветхозаветными пророками. С другой стороны, не могут не бросаться в глаза существенные отличия между миссией Иисуса и служением пророков. Проповедь Христа. Рембрандт. Ок. 1656г. Еврейский термин – nabi’, обычно переводимый как «пророк», буквально означает «призванный». Этим словом в Древнем Израиле называли людей, которых Бог призывал особым образом, на особое служение. Библейские пророки имели опыт непосредственного общения с Богом: они получали от Бога откровения и передавали его людям. Деятельность некоторых пророков, таких как Илия, Елисей, Самуил, описана в исторических книгах Библии. От других пророков – Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати так называемых «малых пророков» – остались книги, надписанные их именами. Именно эти книги в совокупности с историческими назывались словом «Невиим» ( – nabi’im, Пророки): наряду с Торой (Законом), их читали и толковали в синагогах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Задаваясь этим вопросом, вспоминаю я прежде всего, конечно, притчу Господа о талантах. Каждому из нас дан Господом талант. Не должны мы зарывать свой талант в землю, как сделал раб лукавый и ленивый. Но не можем мы думать, что талант дан нам в нашу личную пользу, в нашу полную собственность. Нет, придет к нам Господин наш и потребует отчета. Что же такое мы? Не что иное, как приставники к чужому имению. Мы только слуги нашего Господина. Его именье должны умножать. Талант не наш, и нам нет в нем похвалы. Получил кто пять талантов и приобрел на них еще другие пять талантов – одно может он думать и говорить: я – раб неключимый; сделал только то, что должен был сделать. Уже на основании этой притчи Господа можно судить о том, как Новый Завет учит о всякой деятельности: всякая деятельность должна направляться к тому, чтобы умножать духовное имение Господина. В сущности, то же самое, но яснее и подробнее говорит святой апостол Павел. То, что в Евангелии называется талантом, апостол Павел именует духовным дарованием. Дарования различны, но они имеют один общий источник – Духа Святого. Каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие, как бы особенно подчеркивает Апостол, производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор. 12, 4–11 ). Таким образом, все способности человека христианина не что иное, как духовные дарования. Уже то, что каждому человеку дано особое дарование и все дарования имеют один общий источник, уже это указывает на некоторую особую цель бытия всех этих духовных дарований. Не ради самого человека и не для него лично дано ему Духом дарование. Действительно, Апостол, лишь только сказал о разделении духовных дарований, сейчас же начинает говорить о том теле, которое составляют христиане. Все христиане – члены одного тела; хотя их и много, но они составляют одно тело. Ни один из членов тела не составляет какого-то самостоятельного и самозамкнутого бытия. Ни один член не может сказать, что он к телу не принадлежит. Все члены неразрывно связаны между собою, так что один другому не может сказать: ты мне не нужен ( 1Кор. 12, 12–27 ). Ради всего тела и каждый отдельный его член одарен духовным дарованием. Каждый отдельный член только тогда жив и действует согласно со своим назначением, когда он неразрывно связан со всем организмом тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

С тех пор, как Господь воплотился, с тех пор, как Он пришел в мир и жил среди людей, этот путь открыт для всех нас. И потому мы с особым благоговением в эти великопостные дни, приближаясь к Страстной седмице, молимся Господу, пострадавшему и распятому за нас. Мы просим Его укрепить нас на жизненном пути, молимся о том, чтобы Он пришел и вселился в нас, чтобы Он пребывал с нами, чтобы Он благословлял нашу Церковь, наши семьи, наши труды. Наша молитва – о том, чтобы мы, причащаясь Святых Христовых Таин, исполнялись Божественной благодатью, Небесным светом, который проистекает от Самого Источника жизни Господа нашего Иисуса Христа. Всего этого мы были бы лишены, всего этого мы не имели бы, если бы не святой равноапостольный князь Владимир. Подобно апостолу Павлу, он был просвещен Божественным светом, и его Господь избрал для того, чтобы просветить светом Христовой истины нашу русскую землю. И с тех пор на протяжении более тысячи лет Православие озаряет нашу землю. С тех пор Господь изливает на наш народ Свои особые милости и щедроты через Пресвятую Богородицу, через Ее чудотворные иконы, в том числе через чудотворный Казанский образ Царицы Небесной». Председатель ОВЦС пожелал православной пастве в этой российской республике являть пример истинно христианского образа жизни: «Мы знаем, что в нашей стране бок о бок с православными людьми живут люди других вероисповеданий, и Бог призывает нас быть в мире со всеми людьми. Словами святого апостола Господь говорит, что мы должны быть в мире со всеми для того, чтобы вместе идти по пути к Царству Божию (см. Евр. 12. 14). Господь, указавший этот путь, учил нас ни с кем не враждовать, всех любить. И для тех, кто, как вы в этом регионе нашей страны, живет среди людей, исповедующих иную веру, есть особая миссия: являть людям свет Христовой истины, являть людям то, чем Господь заповедал нам быть, когда сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего, Который на небесах» (см. Мф. 5. 16).

http://mospat.ru/ru/news/50535/

Когда Господь воскрес, женщины-мироносицы пришли на гроб, увидели Ангела и услышали от него: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк. 16:7). И снова Петр выделен из числа учеников. А потом, когда Господь встречает апостолов, Он спрашивает Петра трижды: «Любишь ли ты Меня?» И поскольку Спаситель спрашивает его три раза, Петр огорчается, потому что понимает, на что намекает Учитель: ты меня любишь, но ты от Меня отрекся трижды. Он отвечает: «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя», и Христос говорит ему трижды: «Паси овец Моих» (Ин. 21:15-17), тем самым как бы восстанавливая Петра в апостольском достоинстве, которое тот утратил через отречение. Такой образ Петра вырисовывается из Евангелий. Можно ли сказать, что это однозначно положительный образ? Вряд ли. Можно ли сказать, что это вдохновляющий образ? Нет. Перед нами образ слабого, колеблющегося человека. Человека, который мало понимает, что вокруг него происходит, задает глупые вопросы, иногда даже противоречит Спасителю. Например, однажды, когда Господь сказал, что Ему предстоят страдания и смерть, Петр начал прекословить, говоря: «Да не будет этого с Тобою!», и Господь очень резко сказал ему: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:22-13). Вот такой образ Петра вырисовывается из Евангелий. Но как только мы открываем книгу Деяний апостольских, то видим совершенно другого Петра: это не тот Петр, который задает вопросы, сомневается, не тот, который способен отречься, это совершенно другой человек. Это человек, который от лица апостольской общины проповедует Христа распятого и воскресшего и не боится сказать иудеям: вы виновны в Его смерти, вы Его распяли, но вас Господь призывает к покаянию. Когда в день Пятидесятницы на учеников сходит Святой Дух, именно Петр начинает от лица всех проповедовать собравшемуся в Иерусалим народу. Мы видим, что в первых главах Деяний апостольских образ Петра доминирует, автор книги пишет в основном о нем: его речах, его чудесах, о том, как он дерзновенно свидетельствовал о Христе перед первосвященниками, что он сам совершал чудеса подобно тому, как Господь Иисус Христос это делал во время земной жизни. Когда, например, апостол Петр исцелил хромого, он сказал ему: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6). То есть он понимал, что не своей силой действует, а Господь ему передал Свою чудотворную силу. Бог дал апостолу ту мудрость, то дерзновение, то вдохновение от Святого Духа, которое были необходимы для свидетельства о Христе. Мы видим совершенно другого Петра человека, который преображен благодатью Божией и получил вдохновение свыше, человека, который никогда не учился, но грамотно и красиво говорит.

http://patriarchia.ru/db/text/4964764.ht...

Пророк Иона. Миниатюра Менология Василия II. Хв. Как только он вновь на суше, слово Господне обращается к нему вторично: Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что я повелел тебе ( Иона 3:2 ). Бог остается непреклонен, Его воля неизменна, и пророк должен выполнить ее, хочет он этого или нет. Иногда Бог призывает пророка к действиям, которые не поддаются ни логическому обоснованию, ни, как кажется, оправданию с точки зрения общепринятой человеческой морали. Осии Бог сначала повелевает: Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа ( Ос. 1:2 ). Пророк берет в жены блудницу, и она рожает ему сына и дочь. Затем Бог дает новое повеление пророку: Иди еще, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам... ( Ос. 3:1 ). Все эти повеления и действия обычно толкуют символически – как видение, притчу или аллегорию, указывающую на неверность Израиля по отношению к Богу. Впрочем, некоторые древние толкователи допускают историчность описанных в книге событий. Ириней Лионский , в частности, пишет: Не через видения только, которые были видимы, и не через слова возвещаемые, но и в действиях Он являлся пророкам, чтобы через них (пророков) прообразовать и предпоказать будущее. Поэтому пророк Осия взял жену-блудницу, своим действием пророчествуя, что будет блудодействовать от Господа земля, то есть живущие на земле люди, и от такого рода людей Бог благоволит взять Церковь , которая будет освящена через общение с Его Сыном, как и та женщина освятилась чрез общение с пророком. Пророк Осия. Икона. XVIII в. В служении пророков слово сочеталось с делом. Пророки не только возвещали людям слова Божии, призывали к вере, покаянию, исполнению заповедей и законов, обличали за идолопоклонство, непослушание Богу, уклонения от нравственной чистоты. Они также совершали различные действия, через которые слава Божия являлась народу. Некоторые пророки обладали дарами чудотворений. Чудеса пророков Илии и Елисея описаны в Третьей и Четвертой книгах Царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

разговаривали с собравшимися там женщинами» ( Деян. 16:13 ). Однако в оригинальном тексте Деяний слово «дом» отсутствует. Буквальный перевод фразы может звучать так: «В день же субботний мы вышли за ворота к реке, где, как мы думали, было (место) молитвы (ξλθομεν ξω τς πλης παρ ποταμν ο νομζομεν προσευχν εναι)». Беседа с женщинами вполне могла происходить на свежем воздухе у реки, а не в закрытом помещении. 191 Беседа Павла с женщинами закончилась тем, что одна из них, Лидия из города Фиатиры, торговавшая пурпурной тканью, уверовала, и Павел крестил ее вместе с домашними: вероятно, крестил в той же реке, у которой женщины собирались по субботам. По приглашению Лидии Павел со спутниками поселились у нее в доме ( Деян. 16:14–15 ). Лидия – одна из нескольких женщин, встречающихся на страницах писаний Луки. В его Евангелии женщины играют более заметную роль, чем в трех других Евангелиях. 192 И в книге Деяний он нередко обращает внимание на женщин, 193 что не характерно для того мира, в котором он жил, – мира, где доминировали мужчины и где женщин и детей подчас вообще не принимали в расчет ( Мф. 14:21 ). По церковному преданию, Лидия из Фиатир впоследствии стала диаконисой в Филиппах. Она прославлена в лике святых. Другая женщина, о которой упоминает Лука, – «служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим». Она встретилась Павлу и его спутникам, включая Луку, когда они шли на то же самое место молитвенных собраний. В течение многих дней она ходила за ними и кричала: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». В конце концов «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» ( Деян. 16:16–18 ). Лука описывает это событие как одно из чудес Павла. Чудеса были частью того мира, в котором жил Павел , и неотъемлемой составляющей жизни раннехристианской Церкви. 194 Во всех четырех Евангелиях рассказы о чудесах Иисуса занимают существенное место. 195 Перед Своим вознесением на небо Иисус пообещал ученикам, что Его чудотворная сила передастся Его последователям: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). Книга Деяний является наглядным подтверждением того, как это обещание исполнялось в опыте апостолов, и в рассказе υ деяниях Павла мы еще не раз встретим описание чудесных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Читатель может спросить: что плохого делала служанка, которая всем встречным сообщала, что Павел и его спутники – рабы Бога Всевышнего, возвещающие путь спасения? Можно вспомнить евангельский рассказ о том, как Иоанн сказал Иисусу: «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами». Но Иисус ответил: «Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» ( Мк. 9:38–40 ). В рассматриваемом же случае Павел поступает, как кажется, наоборот. Однако лишь поверхностное сравнение двух эпизодов создает впечатление противоречия между ними. В случае, описанном в Евангелии, мы видим некоего человека, изгоняющего бесов (κβλλοντα δαιμνια) именем Иисуса. Здесь же служанка (παιδσκη) сама «одержима духом прорицательным (χουσαν πνεμα πθωνα)», Очевидно, Павел распознал в служанке одержимость нечистым духом, а потому решил изгнать этого духа из нее. Тем более что, как явствует из дальнейшего повествования, за свое прорицательское ремесло она получала деньги, а даром Божиим нельзя торговать (ср.: Деян. 8:18–23 ). Термин πθων может иметь широкий смысл и означать оракула или прорицателя, но изначально он указывал на мифического гигантского змея, убитого Аполлоном на месте, где впоследствии был воздвигнут храм Аполлона Дельфийского, и употреблялся прежде всего по отношению к прорицателям, связанным с дельфийским культом. Возможно, служанка, о которой идет речь, имела отношение к этому культу. Способность «различения духов» перечисляется Павлом среди даров Святого Духа наряду с дарами исцеления, чудотворения и пророчества ( 1Кор. 12:10 ). О различении духов говорит в своем Первом послании Иоанн Богослов: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». И далее указывает на главный критерий, по которому следует отличать духа Божия от духа антихриста: «Духа Божия (н духа заблуждения 196 узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин. 4:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Петр не ограничивает действие благодати Божией еврейским народом: потомкам Авраама первым было даровано откровение Иисуса, Сына Божия, но через это откровение благословение Божие должно излиться на «все племена земные». Провозглашая универсальный характер искупительного подвига Иисуса Христа, Петр ссылается на обетование Божие: «И благословятся в тебе все племена земные». Это обетование Бог сначала неоднократно дает Аврааму ( Быт. 12:3; 18:18; 22:18 ), а затем повторяет его Исааку ( Быт. 26:4 ) и Иакову ( Быт. 28:14 ). Исполнение обетования Петр видит в пришествии Христа, через Которого благословение Божие должно распространиться на все народы, начиная с иудеев. Обвиняя иудеев в смерти Христа, Петр в то же время находит для них извинение: свой ошибочный выбор они и их начальники сделали по неведению. Грех людей был исправлен действием Бога, и ответом на это действие со стороны тех, кого Петр обвиняет в убийстве Христа, должно стать покаяние. Тональность речи Петра и те обвинения, которые он выдвигал в адрес своих слушателей, могли бы вызвать их негодование. Однако этого не произошло. Напротив, автор книги Деяний подчеркивает: «Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» ( Деян. 4:4 ). Мы уже говорили, что с момента Пятидесятницы начался быстрый численный рост Церкви, и описываемое событие – одно из нескольких, когда такой рост специально отмечен автором книги. Множество уверовавших стало следствием не только убедительной речи Петра, но и чуда, которое ей предшествовало. Подобно Иисусу Христу, подкреплявшего Свое учение чудесами, Петр сочетал то и другое. Тень Петра исцеляет людей О том, что апостолы совершали многочисленные чудеса, неоднократно говорится в первых главах книги Деяний. При этом отдельного упоминания в качестве чудотворцев удостаиваются лишь некоторые апостолы: Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме ( Деян. 2:43 ). А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе ( Деян. 6:8 ). Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса ( Деян. 8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вопрос первосвященников – «какою силою или каким именем вы сделали это?» – отражает характерную для иудеев озабоченность источником происхождения чудотворной силы. Подобные вопросы задавали и Иисусу: «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» ( Мф. 21:23 ; ср.: Мк. 11:28 ; Лк. 20:2 ). Иисуса обвиняли в том, что «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» ( Мф. 12:24 ; Мк. 3:22 ; Лк. 11:15 ). Апостолов тоже обвинили в том, что они действуют не во имя Божие, а во имя диавола; совершаемые ими чудеса являются результатом магии, а не действия Божественной силы. Петр игнорирует вопрос «какою силою?» и отвечает сразу на вопрос «каким именем?». Хромой исцелен «именем Иисуса Христа Назорея», говорит Петр, обращаясь к образу камня, «который отвергли строители», но который «сделался главою угла» ( Пс. 117:22 ). Как мы помним, Иисус применял этот образ к Самому Себе ( Мф. 21:42–44 ), и Петр, названный «камнем» ( Мф. 16:17–18 ; Ин. 1:42 ), также использует его по отношению к Иисусу. Слова «Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых» содержат в себе прямое обвинение в адрес первосвященников и в то же время торжественное провозглашение силы Божией, явленной в воскресении Иисуса Христа. Петр последователен в своих речах: раз за разом он возлагает вину за убийство Иисуса на иудеев ( Деян. 2:23; 3:14–15 ), более конкретно – на их начальников ( Деян. 3:17 ). Сейчас он стоит перед этими самыми начальниками: стоит в положении обвиняемого, но дерзновенно берет на себя роль обвинителя. Вдохновленный Святым Духом, он говорит смело и безбоязненно, готовый к возможным последствиям. Центральный пункт речи Петра – слова о том, что «нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Несомненно, Петр отталкивается от буквального значения имени «Иисус» ( ys a ‘ как сокращенный вариант yhôšû a ‘) в переводе с еврейского означающего «Господь есть спасение» 239 и созвучного слову yšû‘ («спасение») 240 . В Евангелии от Матфея слова «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф. 1:21 ) являются не чем иным, как толкованием значения имени «Иисус».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все ( Деян. 5:12–16 ). Даже говоря о чудесах апостолов как единой группы, автор Деяний не упускает из поля зрения Петра как главу этой группы: сила чудотворения приписывается и другим апостолам, но ни об одном из них не говорится, чтобы его тень обладала целительными свойствами. Это упоминание о тени стоит особняком во всей раннехристианской литературе. Одно из чудес Иисуса Христа произошло благодаря прикосновению к Его одежде; некоторые исцеления Иисус совершал на расстоянии. Но о целительных свойствах Его тени в Евангелиях не упоминается. Современные комментаторы видят в упоминании о тени Петра отголоски древних магических представлений о тени как о продолжении тела человека и о том, что сила, исходящая из тела, может передаваться через его тень 205 . Древние толкователи предпочитали обращать внимание на иные аспекты темы. Златоуст, например, отмечая отсутствие упоминаний в Евангелиях о целительной силе тени Иисуса, видит в данном месте книги Деяний подтверждение пророчества Иисуса о том, что Его ученики будут не только творить такие же дела, как Он, но «и больше сих сотворят» ( Ин. 14:12 ). «При Христе этого не происходило, откуда и можно видеть, что теперь на деле исполнилось сказанное Им», – подчеркивает Златоуст 206 . В Евангелиях значительное место отведено рассказам о том, как Иисус изгонял бесов. В Деяниях эта тема представлена лишь упоминанием об изгнании Павлом «духа прорицательного» из одержимой им служанки ( Деян. 16:16–18 ) и рассматриваемым местом, где обобщенно говорится о том, что апостолы исцеляли одержимых нечистыми духами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010