Слово на митрополит Иларион на представянето на сборника «Възсъединението на Киевската митрополия с Руската Православна Църква. 1676-1686 г. Изследвания и документи» Представянето се състоя на 16 септември 2021 г. в Храма «Христос Спасител».  Ваши Високопреосвещенства и Преосвещенства! Скъпи отци, братя и сестри! Днес ние предлагаме на вниманието на събралите се тук архипастири, пастири, учени, богослови от различни страни и различни Поместни Православни Църкви най-пълно събрание на документите, свързани с историята на възсъединението на Киевската митрополия с Руската Православна Църква през 1686 г. Този колективен труд е обединен от една възвишена идея: на примера на един важен, но частен проблем на църковните и дипломатическите взаимоотношения да се демонстрира единството на Руската Църква, а също и духовното, цивилизационно и историческо единство на народите на Светата Рус в обективната светлина на документите и историческите факти. Както Мцхета за Грузинската Църква и Печ за Сръбската, за Руската Църква историческа люлка и първенстваща катедра е древният Киев. Нашите летописци и духовни писатели са го наричали с любов «Майка на руските градове». Преместването на митрополитската катедра във Владимир, а след това и в Москва през XIII-XIV в. е било предизвикано от историческите сътресения на монголското нашествие и разорението на Киевска Рус. Но и във Владимир, и в Москва Предстоятелите на Руската Църква винаги са помнели своята историческа катедра и са запазвали нейното име в своята титла. За това единство е помнела и строго го е пазела и Светата Константинополска Църква, в чиято юрисдикция през онези векове все още е била Руската Църква. Историята познава факти, когато Константинополските Патриарси са се изправяли срещу опитите на феодалните руски князе да разделят Киевската митрополия. Те са бранели и утвърждавали нейните граници като едно неразделно цяло въпреки промените в политическите граници и появата на нови държави. Още през 1354 г. св. Филотей, Патриарх Константинополски и знаменит наставник на исихастите, ръкоположил за епископ свети Алексий Чудотворец и го изпратил в Москва като митрополит «на Киев и цяла Русия», за което има съответен съборен акт. В края на XIV – началото на XV в. митрополитите Киприан и Фотий също живеели в Москва, но, както и преди, обединявали под своята власт катедрите на Киев и Москва въпреки сложния, често напрегнат характер на политическите взаимоотношения между Московското и Литовското княжества.

http://mospat.ru/bg/news/88050/

Для современников святого князя Владимира его крещение действительно было необычайным и необъяснимым событием. Вот что говорит митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати»: «Как уверовал? Как воспламенился ты любовью ко Христу? Как вселилось и в тебя разумение превыше земной мудрости, чтобы возлюбить Невидимого и устремиться к Небесному? Как взыскал Христа, как предался Ему? Откуда повеяло на тебя благоухание Святого Духа? Откуда испить от сладостной чаши памятования о будущей жизни? Откуда вкусить и видеть, “как благ Господь”? Не видел ты Христа, не следовал за Ним. Как же стал учеником Его?» Митрополит Иларион справедливо удивляется обращению святого князя Владимира, который не слышал ни апостолов, ни даже выдающихся проповедников, ни чудотворцев: «Как разверзлось сердце твое? Как вошел в тебя страх Божий? Как приобщился ты любви Его? Не видел ты апостола, пришедшего в землю твою и своею нищетою и наготою, гладом и жаждою склоняющего к смирению сердце твое. Не видел ты, как именем Христовым бесы изгоняются, болящие исцеляются, немые говорят, жар в холод претворяется, мертвые восстают. Не видев всего этого, как же уверовал? О дивное чудо! Другие цари и властители, видев всё это, святыми мужами свершаемое, не веровали, но и предавали еще тех на мучения и страдания. Ты же, о блаженный, безо всего этого притек ко Христу, лишь благомыслием и острым умом постигнув, что есть единый Бог, Творец видимого и невидимого, небесного и земного, и что Он послал в мир, ради спасения , возлюбленного Сына Своего. И сие помыслив, вошел в святую купель». Откуда у вчерашнего язычника “ум Христов” и столь глубокое понимание Христовой веры? Разве это не чудо? С одной стороны, чудо это объясняется разумом святого князя. Однако, с другой стороны, откуда у вчерашнего язычника возьмется «ум Христов» и столь глубокое понимание Христовой веры? Разве это не чудо? Чудом явился и мирный характер крещения – то, что киевляне с радостью пошли ко Днепру, говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». Это были те же киевляне, которые за несколько лет до того с оружием разбивали двор варяга Феодора. К сожалению, некоторые современные публицисты, не разбирающиеся в реалиях русской истории, считают, что дружинники князя Владимира силой загоняли киевских мужей в Днепр. Подобное невежество весьма печально: понятие «муж» подразумевает свободного человека, имеющего меч и владеющего им. Небольшая дружина святого князя Владимира была не в силах заставить большинство населения Киева креститься. Крещение могло быть только добровольным актом.

http://pravoslavie.ru/80944.html

Кончив молиться, он разделся и лег, и тотчас же, как только стало темно кругом, представились ему его покойный отец, мать, родное село Лесополье… Скрип колес, блеянье овец, церковный звон в ясные, летние утра, цыгане под окном, – о, как сладко думать об этом! Припомнился священник лесопольский, отец Симеон, кроткий, смирный, добродушный; сам он был тощ, невысок, сын же его, семинарист, был громадного роста, говорил неистовым басом; как-то попович обозлился на кухарку и выбранил ее: «Ах ты ослица Иегудиилова!», и отец Симеон, слышавший это, не сказал ни слова и только устыдился, так как не мог вспомнить, где в Священном писании упоминается такая ослица. После него в Лесополье священником был отец Демьян, который сильно запивал и напивался подчас до зеленого змия, и у него даже прозвище было: Демьян Змеевидец. В Лесополье учителем был Матвей Николаич, из семинаристов, добрый, неглупый человек, но тоже пьяница; он никогда не бил учеников, но почему-то у него на стене всегда висел пучок березовых розог, а под ним надпись на латинском языке, совершенно бессмысленная, – Betula kinder-balsamica secuta (Набор разноязычных слов; приблизительный перевод: лечебная детская секущая береза. – Ред.). Была у него черная мохнатая собака, которую он называл так: Синтаксис. И преосвященный засмеялся. В восьми верстах от Лесополья село Обнино с чудотворной иконой. Из Обнина летом носили икону крестным ходом по соседним деревням и звонили целый день то в одном селе, то в другом, и казалось тогда преосвященному, что радость дрожит в воздухе, и он (тогда его звали Павлушей) ходил за иконой без шапки, босиком, с наивной верой, с наивной улыбкой, счастливый бесконечно. В Обнине, вспомнилось ему теперь, всегда было много народу, и тамошний священник отец Алексей, чтобы успевать на проскомидии, заставлял своего глухого племянника Илариона читать записочки и записи на просфорах «о здравии» и «за упокой»; Иларион читал, изредка получая по пятаку или гривеннику за обедню, и только уж когда поседел и облысел, когда жизнь прошла, вдруг видит, на бумажке написано: «Да и дурак же ты, Иларион!» По крайней мере, до пятнадцати лет Павлуша был неразвит и учился плохо, так что даже хотели взять его из духовного училища и отдать в лавочку; однажды, придя в Обнино на почту за письмами, он долго смотрел на чиновников и спросил: «Позвольте узнать, как вы получаете жалованье: помесячно или поденно?»

http://azbyka.ru/fiction/dushechka-sborn...

Немного отсылок к реальным историческим событиям и в службе архиеп. Илариону (Троицкому). В качестве примера приведем аллюзию к его знаменитой речи о восстановлении патриаршества, которая была произесена на 29 заседании Поместного собора 1917-1918 гг. В частности, он говорил: Мы и так уже согрешили, согрешили тем, что не восстановили патриаршества два месяца назад, когда приехали в Москву и в первый раз встретились друг с другом в Большом Успенском соборе. Разве не было тогда больно до слез видеть пустое патриаршье место? Разве не обидно было видеть, что московский митрополит за всенощной под Успение стоял где-то под подмостками? Разве не горько было видеть на историческом патриаршем месте грязную доску, а не патриарха? А когда мы прикладывались к святым мощам чудотворцев московских и первопрестольников российских, не слышали ли мы тогда их упрека за то, что двести лет у нас вдовствует их первосвятительская кафедра? [Деяния II: 383]. Служба упоминает эту речь в следующих словах: Ты призва их свято патриаршее  место в Сборе Успенстем пусто не оставити [МД 2008: 170]. Анализ элементов биографи (агиографии) в службах позволяет сделать следующие выводы. Служба Патриарху Тихону постоянно упоминает детали подлинной биографии святителя. Она включает в себя значительное число имен исторических персонажей и ссылок на реальные события и достаточно скурпулезно воспроизводит канву жизни святилеля. В связи с текстом этой службы даже встает вопрос о допустимом объеме исторического материала в гимнографическом тексте (его избыток ведет к тому, что поэтический текст начинает восприниматься как прозаический). В службах Владимиру и Илариону нет последовательного рассказа об их жизни и обстоятельствах служения. Поэтическое устройство этих текстов более совершенно, однако отсутствие конкретных сведений о святом приводит к тому, что многие тропари имеют самое общее содержание: по одному отдельно взятому тексту не всегда возможно догадаться, кому он посвящен. В службе царственным страстотерпцам биографический материал, касающийся собственно царствования и жизни царской семьи, полностью отсутствует. Упомянуты лишь относящиеся к последнему царю пророчества, например, приведенное выше пророчество Серафима Саровского. Основной акцент  в службе  делается не на «царство» а на «страстотерпчество». Тема добровольного принятия мученического венца представлена очень подробно.

http://bogoslov.ru/article/4562110

Дед Созомена, по рассказу самого Созомена, жил в Вифиле, близ Газы, и обратился к христианству, вероятно, во времена Константина, под влиянием известного палестинского монаха Илариона, который был знаменит чудотворениями и который, между прочим, исцелил от болезни одного родственника или знакомого деда Созомена – Алафиона. Оба эти мужа – дед Созомена и Алафион – и их семьи отличались ревностью к христианству и блистали добродетелями среди единоземцев. Дед Созомена в своем кругу считался замечательным толкователем Св. Писания и во времена Юлиана заявил себя твердостью в вере. А наследники богатого Алафиона устраивали монастыри и церкви в своей стране и были очень ревностны к распространению монашества. Созомен вращался в этом кругу любителей иночества и иноков. Он воспитался под монашескими влияниями. Об этом он и сам говорит, и свидетельствует его «История». Сделавшись мужем, Созомен крепко хранил в душе впечатления своей юности, и его исторический труд должен был сделаться памятником того почитания, какое он питал к ученикам Илариона и вообще к монашеству. Молчание Созомена о его отце представляется странным ввиду тех похвал, какими он осыпает своего деда. Вероятно, сын (Созомен) не находил в отце благочестивого духа, отличавшего его семейство. Утверждают, что Созомен получил образование в Берите, но с точностью полагать так нет оснований. В качестве адвоката (схоластика) встречаем его в Константинополе, где он около 439 г. и написал «Церковную историю». Можно полагать, что в это время он не перешел еще черты средних лет жизни, так как из его истории не видно, чтобы он родился ранее 400 г. Если сравним «Церковную историю» Созомена с «Церковной историей» Сократа, пишет далее Гарнак, то открывается, что первая есть плагиат второй и притом плагиат самый широкий и полный. Три четвертых всего исторического содержания «Истории» Созомена, даже в одном и том же порядке, просто заимствованы из Сократа. Нового привносит Созомен в свою «Историю» очень немного. Спрашивается: что заставило Созомена взяться за издание своего труда, который есть несколько дополненный, но существенно не исправленный труд предшественника – Сократа? Быть может, у Созомена под руками были новые источники, каких не имел Сократ? Отчасти, да.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

При жизни и по смерти преп. Иларион был прославлен от Бога многими чудотворениями. II. Жизнь преподобного Илариона великого учит нас достигать царствия небесного путем великих усилий и трудов. Какова была его жизнь? она преисполнена была великих и неисчетных подвигов молитвы непрестанной, бдения, пощения, труда телеснаго, и так же была тесна и узка, как тесна подземная келья, в которой жил он, и узки пути в св. пещерах, где он подвизался. Как совершал он путь свой к царствию небесному? С глубоким смирением и самоуничижением, с живым упованием на всесильную благость Божию, и одушевляемый этим чувством не поколебался, но мужественно устоял среди всех искушений, каким подвергался он от злых духов и злых человеков; совершал с постоянною и со дня на день возраставшею ревностию и деятельностию. «Тако тецыте, да постигнете». ( 1Кор. 9, 24 ). а) Тецыте, говорит апостол, да постигнете. Это значит, что царствие небесное не дается даром, без труда, без усилия напряженнаго, без подвига постояннаго; не дается тем, кои живут спокойно и почивают в беспечности, или беззаботно стоят на одном месте, даже тем, кои хотя идут, но медленно, а только тем, которые текут, т. е. бегут, гонятся, трудятся, не жалеют сил и подвигов и употребляют все усилия, непрестанно нося в сердце своем заботу о своем спасении. Тецыте, да постигнете. Почему же это так? Потому что природа наша, в настоящем состоянии своем, неспособна иначе войти в царствие небесное. В него не войдет никакой порок, никакая скверна греховная, по слову Божию: но природа наша глубоко проникнута и заражена грехом. Можно ли очистить ее от всех греховных привычек и наклонностей и совершенно совлечься ветхого человека без насилия и труда, когда самые легкие порочные навыки с трудом и болезнию побеждаются? С другой стороны для получения царствия небесного необходимо стяжать всякую правду и святыню, «их же кроме нитоже узрит Господа», по слову апостола ( Ebp. XII, 14 ). Но природа наша опять крайне слаба и бессильна к добру и невозможно иначе приучить ее к нему и облечься в человека новаго, созданного по Богу в правде и преподобии истины, как только с трудом и усилием напряженным, Кроме сего мы еще совне окружены безчисленными препятствиями на пути к царствию небесному. Мир преграждает нам путь своими обольщениями, соблазнами, мнениями, гонениями; диавол силится совратить с него своими кознями и умышлениями, – плоть наша противоборствует духу и влечет человека к земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Председателят на ОВЦС отслужи Литургия на престолния празник на московския храм „Свети свети мъченици Михаил и Теодор“ в Черниговското подворие На 3 октомври 2021 година, когато се чества паметта на светите мъченици и изповедници Михаил, княз Черниговски, и неговия болярин Теодор, чудотворци, председателят на Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия, ректор на Общоцърковната аспирантура и докторантура „Свети свети равноапостолни Кирил и Методий“ Волоколамският митрополит Иларион отслужи Божествена литургия в московския храм, посветен на тези светци. Храмът е част от комплекса на Черниговското Патриаршеско подворие, в зданията на което се намира Общоцърковната аспирантура и докторантура. По време на Божествената литургия на архипастира съслужиха заместник ректорът на ОЦАД по учебната дейност йеромонах Павел (Черкасов) и клирици от подворието. След сугубата ектения митрополит Иларион отправи молитва, четена по време на разпространение на вредоносно поветрие. След богослужението Владиката се обърна към вярващите със слово: В името на Отца и Сина и Светия Дух! «Който иска да върви след Мене, нека се отрече от себе си, да вземе кръста си и Ме последва. Защото, който иска да спаси душата си, ще я погуби, а който погуби душата си заради Мене и Евангелието, той ще я спаси» (Мк. 8. 34-35). «Защото, който се срами от Мене и от думите Ми в тоя прелюбодеен и грешен род, и Син Човечески ще се срами от него, кога дойде в славата на Отца Си със светите Ангели» (Мк. 8. 38).   Днес ние чухме тези думи в евангелското четиво. Те, както никои други подхождат на събитието, което честваме – паметта на мъчениците Михаил и Теодор Черниговски, небесните покровители на нашия свят храм. Какво значи «да спасиш душата си» и «да погубиш душата си»? Какво е имал предвид Иисус Христос, произнасяйки тези думи? Тук, под думата «душа» се подразбира човешкия живот, а «да я спасиш» – означава, че ние хората винаги се грижим да съхраним живота си, да го продължим, да избегнем опасностите. Но Господ ни казва, че ако човек пожертва своя живот или животът му бъде отнет в Негово име, в името на Евангелието, то тогава човекът ще запази и своя живот (душа), тоест той ще спаси душата си.

http://mospat.ru/bg/news/88174/

Что касается медицинских технологий, то надо понимать, что если искусственными способами жизнь людей будет продлена сразу, допустим, на 25 или 30 лет, как предсказывает этот банк, то это может привести к очень серьезному экономическому кризису. Поэтому, скорее всего, даже если какие-то чудотворные методы продления жизни на столь длительный срок будут найдены, они будут вводиться в действие постепенно. Е. Грачева: Владыка, сейчас нас ждут довольно длительные праздники. Традиционно в это время растет интерес к просмотру фильмов и сериалов на онлайн-платформах. Есть связанная с этим новость: МВД проверит Netflix на соблюдение закона о гей-пропаганде. Ранее омбудсмен Ольга Баранец пожаловалась на то, что сейчас выходит очень много контента с пропагандой ЛГБТ и пометкой 16+, хотя маркироваться такие сериалы должны иначе. У Вас есть подписка на Netflix? Какие фильмы и сериалы Вы смотрели на Netflix? Митрополит Иларион: У меня есть подписка на Netflix. Когда возникает свободное время, я пользуюсь этим сервисом, чтобы смотреть фильмы и сериалы. Из того, что мне запомнилось, я бы назвал фильм «Два Папы»: он сделан с большим уважением к Католической Церкви и красиво снят, я посмотрел его с удовольствием. Кроме того, я смотрел некоторые серии сериала «Корона», посвященного британской королевской семье. Он тоже очень качественно снят. Мне это было интересно, потому что часть действующих персонажей я знаю лично, начиная от королевы Елизаветы, принцев Филиппа и Чарльза, принцессы Маргариты и целого ряда других людей. Поэтому посмотрел этот сериал с интересом. Что же касается ЛГБТ-контента на Netflix, то действительно, он там существует, причем в сериалах, которые предназначены для молодежи. Например, есть сериал «Элита», где рассказывается о жизни некой элитной школы в Испании, и там подобного контента очень много. Е. Грачева: Я вижу, владыка, что Вы смотрите все новинки, которые выходят. Давно хотела спросить, не было ли у Вас желания выступить соавтором сериала о Русской Православной Церкви?

http://patriarchia.ru/db/text/5876670.ht...

Имп. Цимисхий (969–976 г.) переселил их из Армении в Болгарию, тогда как и без того здесь уже были богомилы. Если бы Цимисхий был злодеем св. веры и империи, – такой поступок был бы для него естествен. Но и не будучи таким, а оставаясь плохим хозяином империи, он перенёс разрушительное начало в среду империи и Церкви 273 . Мглин (Μεγλενα, Μογλενα) на северо-востоке от Водины – Греческой Эдессы, главный город области 274 , и соседняя Славянская область Дроговичей во время св. Илариона приобрели печальную известность. Сами ересеучители богомилов писали: «общества наши Римские, Дреговицкие, Мглинские, Булгарские, Далматские разделены местами, но не в противоречии ни в чём между собой» 275 . По другому отзыву их же, все общества богомилов, распространившиеся по разным странам Запада, произошли от Болгарских и Дроговичских богомилов 276 . Дроговичская партия дуалистов держалась старой теории исконного бытия зла, равного добру: в Болгарской богомильской партии держались новой теории дуализма, соединяя двуначалие с единоначалием 277 . В сущности как манихейство, так и богомильство – то же, что впоследствии известно стало с именем протестантства: там и здесь гордый произвол, одетый в одежду преобразователя христианства, толкующий откровение Божие, как ему угодно, и подчиняющий Божье человеческому. Тому, кто дорожил небесной истиной, славой Божьей и спасением людей, надлежало вести жестокую борьбу с людьми гордого произвола и надобно было иметь много благодати, чтобы вести борьбу с успехом. Св. Иларион вооружился Апостольской ревностью и усердными молитвами. Он неутомимо обличал нечестие богомилов, снимая с них личину лицемерной благости, которой обманывали они других. Проповедь его, подкрепляемая живым благочестием, оказывала чудесное действие. Число оставлявших заблуждение время от времени возрастало. Предводители ереси злились и употребляли разные нечистые меры в поддержание своего общества. Но истина доходила до сердец, передаваемая живым словом искреннего благочестия. Пособием святителю в борьбе с богомилами служили современные определения Константинопольской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вопрос: Иисус знал, что Его предаст Иуда? И что было бы, если бы Его не предали? И если не Иуда, то кто-то должен был это совершить? Иисус говорит, что ближе к Нему будет тот, кто больше пострадает во имя Его. А не Иуда ли больше всех пострадал? Ведь он проклят в веках. Я не могу верить в такое, что Иисус обрек его. Мне кажется, что Иисус выбрал его как самого сильного из учеников и именно ему доверил предать Его. Митрополит Иларион: В этом вопросе отражена точка зрения, которая находит отражение в некоторых художественных произведениях. В частности, если вы послушаете рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда», прочитаете рассказ Леонида Андреева «Иуда Искариот» или «Мастер и Маргарита» Булгакова, то увидите, что такой взгляд в той или иной степени отражен в этих произведениях. С точки зрения Церкви Иуда является прежде всего предателем, и не потому, что его к этому предназначил Иисус, а потому, что он сам сделал такой выбор. Когда Иисус избирал двенадцать Своих апостолов, Он каждому из них дал равный шанс, чтобы стать Его учеником. Более того, каждого из них Он наделил чудотворной силой: они уже при Его жизни могли во имя Его творить чудеса, в том числе и Иуда. Он ничем не был обделен по сравнению с другими учениками и ничем не был выделен, кроме того, что ему было поручено носить общую кассу. Но в какой-то момент в его душе созрел план предательства. По какой причине это произошло, существуют разные толкования. Одни считают, что он прельстился деньгами, потому что все время находился рядом с ними, может быть, он подворовывал из этой церковной кассы. А может быть, у него возникли еще какие-то соображения о том, как устроить свою жизнь за счет денег общины. Так или иначе, это могла быть одна из причин. Другая причина могла заключаться в том, что он разочаровался в Иисусе. Он мог ожидать, что Иисус станет царем, потому что Он все время говорил о каком-то Небесном Царстве. Он мог ожидать, что он, Иуда, и другие ученики получат некую политическую власть, а видел, что ничего этого не происходит; что Иисус, хотя и вошел в Иерусалим со славой, не получил никакой политической власти, что тучи вокруг Него сгущались и религиозная элита была Им недовольна. И вот он решил предать Спасителя.

http://pravoslavie.ru/136937.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010