И это не единственная церковь, построенная за эти годы в честь иконы " Умягчение злых сердец " . В местах, где мы были с иконой, также строятся храмы. Один из них - на Кипре, недалеко от Ларнаки, в ближайшее время будет освящен. В честь иконы устроены храмы в двух тюрьмах. Один - в женской колонии для несовершеннолетних девочек в Рязанской области, где малолетние преступницы отбывают наказания за особо тяжкие преступления, в том числе за убийства. Там наши благодетели взялись построить храм. Девочки тоже много помогали, сами даже рыли котлован под строительство храма и написали песню об иконе " Умягчение злых сердец " . В Ярославле часовня в честь иконы построена в мужской колонии. На Алтае, в городе Барнаул, часовню построили в детском приюте. Матерь Божия ездит по тюрьмам, домам для престарелых, больницам. Даже в Германии мы были в нескольких тюрьмах, следственном изоляторе. Мы стараемся побывать с ней везде, где есть русские православные, сербы, румыны. Везде люди молятся и получают утешение. - В каких городах и странах, кроме уже названных, побывала икона? - По нескольку раз - в Санкт-Петербурге, в Саранске, Чебоксарах, Брянске, Туле, на Ярославской и Нижегородской земле, в Севастополе, Южно-Сахалинске, Костроме, а также во многих других городах и селах - все не перечислишь. С этой иконой мы были в Грузии, а год назад - в Греции, на Афоне. Нас очень тепло принимают в Чехии, куда мы постоянно ездим в мае. Там помолиться пред иконой приходят не только православные, но и католики. Там тоже есть случаи исцелений, некрещеные крестятся, католики принимают православную веру. И, конечно, ездим мы в наши бывшие республики - Украину, Белоруссию, Молдавию. Везде икону встречают с радостью и надеждой. - Где в Америке икона уже побывала и где еще побывает? - Нас встречали в Знаменском кафедральном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке, соседнем с ним Николаевском соборе Московской Патриархии, церкви святых новомучеников и исповедников Российских в Бруклине, Серафимовском храме в Си-Клифе, Покровском храме в г. Наяк, в храме преподобного Серафима Саровского в монастыре " Ново-Дивеево " и старческом доме при нем, Николаевском храме в г. Стратфорд (штат Коннектикут). Везде служились акафисты, молебны, к иконе шли множество людей, приехавших поклониться святому образцу и попросить исцеления от недугов телесных, помощи в печали, жизненных скорбях и нестроениях, умягчения сердец собственных и ближних, душевной и духовной помощи и поддержки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

«Из самих источников явствует, что весь цикл этих сказаний и подобий определился не раньше конца XVII в., и уже под влиянием Польско-Западным, перешедшим в Москву через Киев. Тогда же, в конце XVII и в начале XVIII в. русские мастера стали гравировать собрания икон Богородичных, которые, будучи разрезаны по одиночке, вклеивались в рукописи того времени. Оттиски первой редакции отличаются изяществом очерков и довольно искусной гравировкой. Потом в половине XVIII в. с этих же оттисков были сделаны гравюры гораздо грубее на белой бумаге, а потом и на синей». Описание явлений чудотворных икон Пресвятой Богородицы, с показанием времени, когда оные случились, и мест, и прочее, собранное из разных исторических книг Григорием Свешниковым. Москва. 1838. 2-е изд. 1848. На 5 листах 145 изображений Божией Матери. Изображение икон Пресвятой Богородицы, в православной церкви прославленных, с краткими о них сказаниями. (Составл. архим. Серпух. Высоцкого монастыря Сергием). 1848. Изд. 2-е 1853 г. и 3-е 1862 г. Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных ее икон в России. В 3 частях, 144 иконы. 1853. Москва. Строгановский Иконописный Лицевой Подлинник. 1869. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы, с 14 рис. и 26 политипажами, Спб. 1870. Панов. Историческое, хронологическое и иконографическое описание 218 изображений Пресвятой Богородицы. Спб. 1871. Собрание гравированных изображений икон Божией Матери и сказания о них. Сборник, изд. Общ. Любит. древн. Письменности. 1877. 87. Д. А. Ровинский. Статья «Иконы Божией Матери» в кн. Русские Нар. Картинки, IV, стр. 673 сл. Спб. 1881. Снессорева, София. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых православной церковью, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери. Спб. 1894. 2-е издание. Вышний Покров над Афоном или сказание о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. С 41 изображением чудотворных икон. (Составлено иеромонахом Матфием). Изд. 8-е. Москва. 1892. Изд. Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Первые монастырские церкви и соборы в Казани и Свияжске имели более развитые иконостасы и большее количество икон, нежели кафедральный собор. В Благовещенском кафедральном соборе в Казани к сер. 60-х гг. XVI в. иконостас включал только местные иконы и Деисус ( Невоструев. 1877. С. 10); в Преображенской и Никольской церквах соседнего Спасо-Преображенского монастыря иконостас состоял из 4 рядов: местного, деисусного, праздничного и пророческого, и все тябла были расписаны (Там же. С. 26). Монастырские иконостасы К. и Т. е. сер. 60-х гг. XVI в. достаточно подробно описаны в писцовых книгах Н. Борисова и Д. Кикина. По их сведениям, в Преображенской ц. Спасо-Преображенского мон-ря были приписаны «к Деисусу 14 икон на празелени святители и преподобные, да праздников 15 икон на празелени, да пророков 13 икон на празелени ж, тринадцатая Пречистая» (Там же. С. 25-26); в Никольской ц. отмечены «Деисус 12 икон на празелени, да праздников двенядцать же икон на празелени же, пророков пяти пядей на празелени, а прибавил архимандрит 11 венцов серебряных, один золочен и обложен весь… да царя и Великаго Князя данья Деисус на празелени, девять икон…» (Там же). Иконостас собора свияжского Успенского мон-ря включал местный, деисусный и праздничный ряды. При архим. Германе так активно украшали собор, что в нем одновременно находились 3 разных деисусных чина, предназначенные для иконостаса ( Французова. 2002. С. 357, 358). Тябловые с росписью иконостасы были основной конструкцией в крупных храмах К. и Т. е.: в Никольской и Преображенской церквах Спасо-Преображенского мон-ря в Казани («а тябла все на красках» - Невоструев. 1877. С. 25, 26), в свияжском Успенском мон-ре («Да в церкви же Николы Чюдотворца написаны три тябла красками к Деисусу болшому к сидячему и з празникоми» - Французова. 2002. С. 365). В 1919 г. Анисимов видел в свияжском городском соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы над сев. вратами иконостаса «остаток старого тябла, сохранившего еще красочный орнамент» ( Анисимов. 1920. С. 31). В теплой ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Ратного) в Спасо-Преображенском мон-ре Казани к сер. 60-х гг. XVI в. был комплект икон-таблеток или минейных образов: «...да в двух киотах 23 праздника на полотенцах на золоте, а киоты обложены серебром позолочены» ( Невоструев. 1877. С. 24) - и аналой, покрытый «выбойкой», специально для этих икон («на чем праздники ставят» - Там же).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Лютеране отвергают почитание икон, предполагая, будто оно противоречит Богопочтению и будто древняя христианская церковь не употребляла и не чтила икон. Все эти предположения лютеран крайне несправедливы и неосновательны. Прежде всего, употребление икон в православной церкви основывается на том, что Сам Бог повелел некогда Моисею поставить в скинии изображение херувимов, повелел также устроить ковчег завета. По преданию церкви, записанному в IV-м веке, Господь Иисус Христос чудесным образом изобразил Свой пречистый лик на полотенце, посланном к Авгарю, едесскому владельцу. В Священном Писании мы находим также основания и для почитания икон поклонением им, каждением и возжением светильников: такое именно было воздаваемо, по повелению Божию, почитание ковчегу и скинии. В христианской церкви обычай употреблять и почитать священные изображения современен самому ее началу. Это видно из того, что священные изображения находятся в открытых в недавнее время, и доселе открываемых, христианских катакомбах, или на могилах мучеников, которые были храмами для первенствующих христиан 224 . Об употреблении и почитании икон в древней церкви свидетельствуют многие отцы и учители церкви, например: Тертуллиан , Амвроймий Медиоланский, Исидор Пелусиот , Иоанн Дамаскин  и др. В VIII-м веке на 7-м вселенском соборе (787 г.) отцами собора был торжественно утвержден догмат иконопочитания, вопреки лжеучению иконоборческой ереси, навеянному главным образом влиянием довольно распространившегося в то время исламизма. Напрасно лютеране указывают на то, будто почитание икон противоречит второй заповеди: «не сотвори себе кумира " … В этой заповеди содержится воспрещение не относительно почитания икон христианских, а относительно обоготворения древними язычниками своих идолов. Но велико различие между языческим идолослужение и христианским почитанием икон. Последнее, как уже сказано выше, состоит не в боготворении святых икон, а в поклонении тем лицам, которые на них изображены. «Иконы суть как бы книги, написан вместо букв лицами и вещами» 225 . Идолопоклонство осуждается не за изображение вообще, а за изображения ложных богов. в) Отвержение лютеранами молитв за умерших

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

Цель данной статьи иная: не столько оправдать (и уж, конечно, не поощрять) использование «печатных икон» в богослужебной практике, сколько доказать, что копии икон также являются святыми образами , а потому недопустимо их бесчестие при использовании на профанных предметах (мирской посуде и одежде, на ковриках, подушках, обложках книг, журналов, на упаковке «товаров для православных» и т.п.). Честно говоря, автору было бы даже спокойнее, если бы у противников печатных икон нашлись веские богословские аргументы, доказывающие профанность таких образов. Можно было бы скрепя сердце смириться с существующей вакханалией, когда репродукции икон встречаются в самих не подобающих местах. Но оказалось, что найти серьезные статьи на эту тему непросто. Как правило, иконописцы в своих публикациях просто говорят о лишенности печатных икон «духовной составляющей», а защитники святости таких образов ограничиваются общими положениями – верными, но, на наш взгляд, недостаточными. Так, Дмитрий Марченко, автор многих публикаций об иконописи на портале «Православная жизнь», апеллирует к догмату Седьмого Вселенского Собора, определившего делать «святые иконы, написанные красками и из дробных камений, и из другого способного к тому вещества устрояемые». Из этого он заключает, что таким «способным веществом» могут быть типографская краска и картон, поскольку «мы почитаем именно сам образ… а не вещество, при помощи которого этот образ изготовлен». В качестве других аргументов он называет следующие: «Церковь в равной мере принимает иконы писанные и отпечатанные полиграфически. Не существует никаких особых “чинов освящения” для икон писаных, которые бы отличались от икон отпечатанных. К тому же на сегодняшний день зафиксировано немало случаев чудотворения именно “полиграфических” икон». В то же время Д. Марченко признает: «Техническая возможность многократного воспроизведения икон еще не до конца осмыслена Церковью (не говоря уже об образах, воспроизводимых с помощью мониторов компьютеров и т.д.)».

http://pravoslavie.ru/146532.html

Геннадий Попов, директор Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева, полагает, что заявление представителей патриархата считать правомерным нельзя. «Нельзя говорить о том, что в церквях есть условия для сохранения древних икон,— сказал он GZT.RU.— Представьте себе, вы пришли на службу, с вами в церкви — еще 300 человек. Все вы дышите и выдыхаете за несколько часов этой службы в общей сложности десятки литров воды. Какие тут могут быть условия для сохранения древней иконы?» Попов отмечает, что древние иконы сохранились до наших дней лишь потому, что истинно ценный живописный слой скрывался под теми, что были положены позже. «Большинство древних икон было записано, на первом слое было много других красочных слоев, поэтому они и сохранились. Восстановлены они были уже в ХХ веке»,— сказал Попов. С директором Музея имени Рублева солидарен и Григорий Ревзин. «По факту сегодня это заявление является враньем»,— прокомментировал он слова о том, что церковь в состоянии сохранить произведения искусства в должном виде. Сейчас, говорит он, у церкви нет ни кадров, ни помещений, ни технологий в нужном количестве, чтобы обеспечить сохранность древности. Однако, предполагает Ревзин, если церкви все же передадут эти древности, то подобные структуры со временем появятся, так как «ценность порождает вокруг себя все это». При этом он констатирует, что, до тех пор пока нужные структуры не возникнут, частично ценности будут утрачены. И не только из-за неподобающих условий их содержания, но и из-за отсутствия охраны надлежащего уровня. Ревзин приводит такие цифры: согласно данным о кражах икон в Санкт-Петербурге, с 1998 по 2008 год из храмов украдено 297 икон, из музеев — 3. Что касается тех икон, что сохранились до настоящего времени, то, по словам Ревзина, это малая часть от того, что было создано. «Например, от XII века до нас дошли 18 русских икон. В то же время количество храмов в России (сейчас берем только каменные) тогда было порядка 100. В среднем на храм приходилось порядка 40 икон. Мы не берем деревянные храмы и иконы, находившиеся в жилищах. Из примерно 4000 икон сохранилось 18 штук — менее процента»,— резюмирует Ревзин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

( Amphilochius Icon. In natalitia domini (orat. 1) 105. См. рус. пер.: Амфилохий Икон. Слово на Рождество Христово 4//ПТСО 4 (2012), 1003.) 709 ( Ibid. 43–46. См. рус. пер.: Амфилохий Икон. Слово на Рождество Христово 1//ПТСО 4 (2012), 1002.) 712 ( Amphilochius Icon. In occursum domini (orat. 2) 150–154. См. рус. пер.: Амфилохий Икон. Слово на Сретение Господне 6//ПТСО 4 (2012), 1009–1010.) 713 ( Amphilochius Icon. In Lazarum (orat. 3) 103–105. См. рус. пер.: Амфилохий Икон. Слово на воскрешение Лазаря 4//ПТСО 4 (2012), 1015.) 714 ( Amphilochius Icon. De recens baptizatis (orat. 7) 93–95. См. рус. пер.: Амфилохий Икон. Слово o новопросвещенных 4//ПТСО 4 (2012), 1043.) 715 ( Amphilochius Icon. In natalitia domini (orat. 1) 52–53. Cp. pyc. пер.: Амфилохий Икон. Слово на Рождество 2//ПТСО 4 (2012), 1002.) 718 ( Amphilochius Icon. In Zacchaeum (orat. 8) 142–144. См. рус. пер.: Амфилохий Икон. Слово о Закхее 6//ПТСО 4 (2012), 1049.) 719 ( Amphilochius Icon. In illud: Pater si possibile est (orat. 6) 150–153. См. рус. пер.: Амфилохий Икон. Ha слова: «Отче, если возможно да минует Меня чаша сия...» 1//ПТСО 4 (2012), 1034–1035.) 720 ( Amphilochius Icon. In natalitia domini (orat. 1) 108–109. Cp. pyc. пер.: Амфилохий Икон. Слово на Рождество 4//ПТСО 4 (2012), 1003.) 721 ( Amphilochius Icon. In Zacchaeum (orat. 8) 34–55. См. рус. пер.: Амфилохий Икон. Слово о Закхее 2//ПТСО 4 (2012), 1047.) 722 ( Ibid. 56–101. См. рус. пер.: Амфилохий Икон. Слово о Закхее 3–4//ПТСО 4 (2012), 1047–1048.) 723 ( Amphilochius Icon. In illud: Pater si possibile est (orat. 6) 41–43. Cp. pyc. пер.: Амфилохий Икон. Ha слова: «Отче, если возможно да минует Меня сия...» 3//ПТСО 4 (2012), 1032.) 729 ( Amphilochius Icon. In illud: Pater si possibile est (orat. 6) 266–268. См. рус. пер.: Амфилохий Икон. Ha слова: «Отче, если возможно да минует Меня чаша сия...» 10//ПТСО 4 (2012), 1037–1038.) 731 ( «Κν κκλησας επς, κν γραφς, κν κατηχσεις, κν Βπτισμα, κν θυσιαστριον, κν ατ τ σμα, νευ το αματος οδν στιν» (Amphilochius Icon. Contra haereticos 134–137). – Свт. Амфилохий перечисляет здесь христианские святыни и таинства (πντα τ μυστρια τν χριστιανν). – Примеч. пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

После открытия нового предприятия значительно увеличилось количество выпускаемых печатных икон. Большинство печатных икон этого времени выпускалось небольших размеров и наклеивалось на картон, значительно реже - на деревянную основу. Количество иконографических типов икон было в это время незначительное. Разнообразием отличались только иконы отдельных святых. С конца 80-х годов XX в. в связи с передачей общинам верующих большого количества храмов и возможностью безбоязненно исповедовать Православие, возникла потребность в большом количестве икон. В столь необычных условиях постоянного увеличения спроса на иконы решающую роль сыграли именно печатные иконы софринского предприятия. В это время резко увеличивается производство печатных икон. В первой половине 90-х годов XX в. их выпускается несколько тысяч наименований. Одновременно с небольшими печатными иконами в этот период налаживается выпуск целых иконостасов и отдельных икон, предназначенных для вновь открытых храмов. Насущная потребность в большом количестве икон и всё увеличивающийся спрос на печатные иконы привели не только к миллионному тиражированию софринскими мастерскими расхожих, малохудожественных икон, но и к постепенному формированию новых понятий о православной иконописи. Низкое качество печатной продукции, создаваемой в основном мастерами советской плакатной живописи и плохие репринтные фотокопии стали, благодаря единственному подобному предприятию, своеобразным символом времени. К концу 90-х годов благодаря монопольному производству печатных икон предприятием «Софрино» на самом предприятии стал серьезный вопрос о дальнейшем развитии этого направления производства. К этому времени неоднократно в прессе и в среде светских искусствоведов поднимался вопрос о низком художественном уровне новых печатных икон. Критические замечания звучали и со стороны духовенства. Для исправления сложившегося положения дел в типографии предприятия «Софрино» были установлены лучшие печатные станки австрийской фирмы «Гейдельберг» и уникальная система цветоделения фирмы «Линотайп-Хел». В это же время усиливается и состав художественной комиссии, отвечающей за качество выпускаемой печатной продукции. Приглашаются в качестве консультантов практикующие мастера иконописцы из Троице-Сергиевой Лавры и Духовной академии. Для тиражирования икон новопрославленных святых, Соборов новомучеников заказываются иконные образцы лучшим иконописным мастерским. Все эти меры постепенно ведут к стабилизации положения и улучшению качества печатных икон.

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/prin...

Так например, Тр. и Глуш. сближает упрощенная форма правой полы мафория. Сравнение рисунка этих икон не позволяет однозначно определить их взаимное отношение, и только датировка икон заставляет считать Тр. протографом. В рисунке Соф. и Гост, есть одна особенность, которая отличает их от всех других икон – лишняя складка на спадающем слева конце мафория. Вторая особенность – отсутствие бахромы мафория на плече – из ранних икон встречается только на Тр. Исходя из датировки икон, логично было бы возвести Гост. к Соф., однако конец мафория справа своей формой на Гост, ближе к общему протографу, чем на Соф. Остается допустить наличие у названных двух икон общего протографа III. Среди богородичных икон особняком стоят две иконы, несомненно связанные между собой генетически: ГТГ-54 и Влас. Рисунок складок правой полы мафория на этих иконах отдаленно напоминает Бл. Индивидуальная особенность рисунка иконы из ГТГ – склады мафория на левом плече. Если подобная складка была на Бл. ( плохая сохранность живописи не позволяет судить об этом уверенно). то это может служить доказательством, что ГТГ-54 есть результат существенной переработки Бл. если нет – то иконографию ее придется признать совершенно самотоятельной. Все сказанное о соотношении списков можно представить в виде схемы, или стеммы, если пользоваться термином текстологии (ил.1). Из нее видно, что архетипом почти всех богородичных икон полнофигурного чина была Вл. Однако ни одна из дошедших до нас икон не восходит непосредственно к архетипу. Наиболее близкие к нему иконы используют в качестве протографа не дошедшую до нас икону (или прорись), которая явилась продуктом существенной переработки архетипа в сторону упрощения. С первого протографа был исполнен второй, который послужил источником для большинства русских икон. Многие иконы восходят к Вл. Среди них иконы московские и новгородские. Подавляющее большинство икон является продуктом копирования образцов, и лишь в единичных случаях протографы не выявляются, или выявляются с трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Простите и благословите. Ваш недостойный богомолец и собрат во Христе А[рхиепископ] М[ануил]. 7.8.57. Д. 26. Л. 7. Подлинник. Автограф. 10. 5 ноября 1957 г. ДОРОГОЙ ВЛАДЫКА АФАНАСИЙ! Ваше письмо вдохновило меня на внеплановую и сейчас очередную работу об чудотворных и местно чтимых иконах Богоматери. В «Церковном Календаре» за 1957 год упоминаемых в нем икон список отражается в числе 212, а по книге С. Снессоревой 814 это число значительно больше. В моей картотеке чудотворных и местночтимых икон значится 293, в других ц[ерковных] справочниках (книги Е. Поселянина «Богоматерь» 815 и др.) число икон разнится с синодальным списком. Ввиду такого расхождения я уже третий день выделил одного из сотрудников моих специально на проверку всех икон, значащихся в целом ряде печатных источников (Снессорева, Косолапов и др.), и сличить их с моими личными списками, пока не превышающими трехсот. Мы в первую очередь составим объединенный алфавитный список всех известных чудотворных и местночтимых икон, а затем месяцесловный список этих икон. Здесь обнаружатся для Вас интересные детали из области иконографии новых икон. Может быть, придется выделить список нескольких икон «политических», которые, после выявления, вскоре затем преданы были забвению (т. н. Порт-Артурская 1905 г., Августовская – 1914 г.), а может быть, и др. Постараемся утешить Вас и представить Вам в 2-х экземплярах этот список икон Богоматери. Помолитесь о благополучном закончании 816 сей актуальной работы. Сейчас несколько слов о «Чине архиерейского отпевания». Проф. Н. Д. Успенский выслал мне свой пространный доклад. Все его пожелания и высказывания будут приняты во внимание и выполнены. Изменения в тексте будут высланы Николаю Димитриевичу на просмотр в ближайшие дни. Он должен будет срочно обратно переслать этот исправленный текст нам для отпечатания новой редакции Чина. Не позднее недели до 12 декабря, надеюсь, снабдить всех членов Богословско-Календарной Комиссии новым текстом Чина. Предоставляю это дорогое мне детище на всестороннее рассмотрение моих судей. Благодарю бесконечно Господа Бога, что самой идеи Чина не отвергли пока Ваши соработники по Комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010